Сколько нотариусов в городе. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе. Расходы и прибыль

Нотариус – это специалист по юридическим вопросам, который имеет определенное законом право на удостоверение подлинности личности, подписей, свидетельствование о наличии или отсутствии бесспорных фактов, верности копий и выписок, переводов документов.

Среди большинства наших соотечественников ходят слухи о достаточно внушительных гонорарах работников нотариальных контор за выполнение столь несложных обязанностей. О том, сколько получает нотариус в различных регионах Российской Федерации и пойдет речь в этой публикации.

Нотариус играет роль «независимого свидетеля», удостоверяющего факты, подлинность документов и их копий, правильность переводов, отсутствие ошибок при составлении юридических документов. Кроме этого, такой специалист:

  • совершает предписанные государством юридические действия, направленные на оформление и получение наследства;
  • оформляет права собственности на имущество;
  • фиксирует факты совершения сделок;
  • оформляет и заверяет завещания;

Нотариус хранит у себя копии заверенных им договоров и других документов, карточки с образцами подписей и пр. Работа такого специалиста заключается в предотвращении споров между заинтересованными лицами.

Чтобы в России занимать данную должность нужно иметь высшее образование в сфере юриспруденции, понимать особенности всех видов законодательства. Предоставлять свои услуги нотариус может только, работая в государственном учреждении или в частном нотариальном предприятии. Для открытия частной практики, специалисту в области юриспруденции, помимо профильного образования, нужно иметь лицензию и стаж работы в соответствующей структуре не мене 2 лет.

Важно! Согласно закону РФ такой специалист несет ответственность за каждую ошибку, независимо от того, сделана она была по незнанию или от злого умысла.

Доходы специалиста нотариальной конторы

Сколько, сегодня, зарабатывает профессиональный нотариус в России? По данным из Федеральной нотариальной палаты, средняя зарплата российского нотариуса составляет 60% от гонорара за предоставленные услуги.

В государственных учреждениях, как правило, высоких зарплат не бывает: по регионам, средний доход специалиста варьируется на уровне 30-45 тыс. руб.; в столице – около 60 тыс. руб.

На графике показана динамика заработной платы представителей данной профессии по областям России.

Информация предоставлена сайтом http://russia.trud.com/salary/692/5363.html

Как видно из графика, самая высокая зарплата в Свердловской области, которая варьируется от 52 до 55 тыс. рублей. Далее идут:

  • Самарская и Челябинская области. Уровень средней заработной платы нотариусов в данных областях РФ составляет 34 и 35 тыс. руб. соответственно.
  • Третье место занимают Курганская, Ленинградская и Белгородская обл. Средний доход представителей этой профессии находится в пределах 30 тыс. руб.

Заработки же частных специалистов в области юриспруденции значительно выше работников аналогичной специализации государственных учреждений. Уровень их доходов варьируется в зависимости от места предоставления услуг, потока клиентов.

Несмотря на это, частник за свой счет содержит штат сотрудников (помощник, секретарь и пр.), выплачивает аренду за использование помещения и коммунальные услуги, налоги и обязательный членский взнос в столичную нотариальную палату, который составляет не менее 5% от суммы годового дохода. Специалист государственной нотариальной службы, напротив, может рассчитывать на оплату труда сотрудников и расходов, связанных с использованием помещения, за счет государства.

Важно! Нотариальным работникам законом РФ запрещено заниматься коммерческой предпринимательской деятельностью.

Услуги нотариусов высоко ценятся не только в России. В Германии специалист в юриспруденции (имеющий профильное образование, опыт работы не менее 5 лет и прошедший достаточно сложный экзамен), получает должность нотариуса со средней зарплатой (без учета налогов) в сумме 2,5-3,5 тыс. евро.

Чтобы предоставлять подобные услуги в США не нужно быть специалистом в юриспруденции. Достаточно быть гражданином данной страны и иметь разрешение на получение лицензии от Федеральной нотариальной палаты США. Грамотный нотариус в США получает «чистый» ежемесячный доход от 10 тыс. долларов.


Польза профессии

Доход сотрудников нотариальной конторы

Любой нотариус должен иметь секретаря-помощника, работа которого связана с:

  • консультациями клиентов;
  • подготовкой разного рода документации;
  • копированием документов, составление выписок;
  • делопроизводством;
  • ведением реестров, составлением запросов;
  • проверкой оформления документации.

Кроме этого, чтобы секретарь-помощник заработал свою зарплату, он должен регулярно отслеживать все изменения в законах РФ. Средняя зарплата служащего нотариальной конторы, варьируется в зависимости от географического расположения и формы собственности предприятия. На сегодняшний день, помощник нотариуса в государственной конторе может рассчитывать на ежемесячный доход в 20-30 тыс. руб.

Достоинства и недостатки профессии

Как видно из представленной выше официальной информации, суммы доходов нотариусов и их помощников в РФ не являются «заоблачными». По мнению большинства выпускников юридических ВУЗов РФ, основное достоинство этой профессии – стабильность в плане доходов. Нотариус в РФ – это:

  • Престижно.
  • Востребовано.
  • Возможность получения полезных знакомств и связей.

Из недостатков этой профессии выделяют:

  • Высокая степень ответственности.
  • Сложность с устройством на работу в государственное учреждение.
  • Сложность с получением лицензии и организацией частной практики.
  • Жесткий контроль деятельности нотариальной палатой.

За ошибки нотариус может лишиться лицензии. Кроме этого, например, за злоупотребление своими полномочиями, государство предусматривает уголовную ответственность, по статье 202 УК РФ.

Вывод

Основными условиями работы нотариуса во всех странах мира является кристально чистая репутация и знание всех видов законодательства, применяемых в РФ. После получения профильного образования, соискатель на данную должность проходит стажировку, срок которой составляет не менее года в качестве помощника. После теста нужно сдать экзамен для получения лицензии и пройти конкурс на получение должности. Преодолев все сложности получения этой профессии, государственный нотариус может рассчитывать средний на доход от 30 до 70 тыс. руб., что даже в РФ не считается высокой зарплатой.

Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Регистрационный N 12809

Порядок
определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе
(утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 сентября 2008 г. и приказом Минюста РФ от 26 ноября 2008 г. N 275)

1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I .

2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных Порядком.

Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.

3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее - нотариальная палата) либо на основании предложений Управления или нотариальной палаты, в случаях, предусмотренных пунктами 9 , Порядка.

Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.

5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо по инициативе Управления или нотариальной палаты.

6. Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, - один нотариус на 15 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, - один нотариус на 20 000 - 25 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), - один нотариус на 25 000 - 30 000 человек.

7. К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:

о количестве населения;

о количестве совершенных нотариальных действий за год;

об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;

о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой,

а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

8. В случае, когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.

9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.

10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.

_____________________________

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 , N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 30, ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1, ст. 17, 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10, 13; 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3427, 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747; 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 13, ст. 1186; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3613.



Просмотров