Этапы развития конституционализма и конституции. Введение в конституционализм зарубежных стран

Понятие "конституционализм" стало обретать самостоятельный смысл в конце XIX – начале XX в.

Идеи конституционализма прошли несколько этапов развития.

  • 1. Доантичный этап , когда были провозглашены важнейшие общечеловеческие ценности: основы разделения властей, идея правового государства, независимость суда и самой демократии, а также первичность власти суда. Все это зафиксировано в Библии, которая и считается первой писаной конституцией.
  • 2. Античный этап. В этот период конституционное право также не выступает единой кодифицированной системой, а существует фрагментарно в системе публичного права, но с выделением основных законов и особых приемов их изменения.

Понимание того, что не все законы имеют одинаковое значение, существует, как уже отмечалось, с библейских времен. А с момента придания закону особой силы зарождаются и элементы будущего конституционализма. Древние греки уже вводили различия между понятиями "Nomos" – важный Закон и "Efeism " – подзаконный акт.

Глубоко и дифференцированно подходили к этому и на Востоке. Об особой силе различных законов говорили Платон и Аристотель.

Конституция, по определению Аристотеля (само понятие "конституция" Аристотелем не употребляется), есть законоположение, определяющее организацию власти в государстве: как подразделяются власти, какие цели каждая из них осуществляет. Власти должны сообразовывать свои действия с этими законами. Закон выступает критерием философии, политики, социальной справедливости.

Древнему Риму были известны не только законы обязательные, обличенные особой формальной силой, там практиковался и особый порядок их изменения – путем назначения специального диктатора "diktator ret publicae constituendae".

Но понятие конституции, известной древним как один из основных или учредительных законов, не являлось в их понятии основным законом всего государства, поэтому и не было попытки изложить всю конституцию в одном законодательном акте, который обладал бы высшей юридической силой по сравнению с другими законами. Хотя отдельные письменные акты имелись, нигде в древности не существовало формального кодифицированного акта, который включал бы в себя все основы государственного устройства и все положения о статусе человека в обществе, его правах и свободах .

В имперском Риме (в период превращения диктатуры в постоянную власть цезарей) конституция приобрела значение простого имперского указа, а затем и вовсе вышла из употребления. Так заканчивается второй этап в развитии конституционализма.

3. Средневековый этап характеризуется приоритетом договорных начал, включая так называемую эпоху хартий. В этот период понятие "конституция" существует лишь в католическом законодательстве для постановлений Паны Римского. Отчасти письменные законы закрепляют права городов, корпораций, церкви, крупных средневековых землевладельцев. В целом законодательное регулирование жизни отступает на второй план, все более распространенными становятся оформленные письменно договорные начала, фиксирующие соглашения подданных с их именитой знатью. Письменное закрепление права для самого себя не имеет смысла. Оно возможно лишь при условии существования стороны, дающей это право, и стороны, получившей его. Фактически происходит юридическая сделка между двумя самостоятельными и противостоящими друг другу сторонами. По форме – это уже не закон, а договор. Отсюда и закрепление различных привилегий в письменном виде.

Этот этап (XI–XIV вв.), как уже отмечалось, принято называть эпохой хартий. Верховные договоры, законы, скрепляемые королями и князьями, именовались грамотами, рядными записями, буллами, хартиями, униями, ордонансами и т.д. Наиболее известными из них являются Великая хартия вольностей (Magna Carta Libertatum, 1215 г.), Венгерская Золотая Булла (1222 г.), Испанская Привилегия Унии (1287 г.), Великий Мартовский Ордонанс (1357 г.).

Именно в это время вновь встает вопрос об основном законе. Его необходимость определяется отношением к верховной власти. Она может быть конституционно ограниченной (dominium politicum) и неограниченной (dominium regale). Но только и XVI в. возникает понятие основного закона (lex fundamentalis) – им связан сам король, который не может по личному усмотрению его изменить.

Интересно, что буржуазия тоже подхватила идею основного закона как "закона высшего порядка", независимого от воли людей, т.е. как средства защиты интересов в борьбе за самоутверждение.

В Англии основной закон (fundamental laws) впервые упоминает Яков I, хотя под основным правом (законом) он разумел монархическую власть, носителем которой был сам, в силу божественного права jure divino. Но при его сыне понятие основного закона начинает играть важную роль уже в парламентской борьбе.

В Германии понятие основного закона появляется со времен Вестфальского мира. Правда, и в это время небезызвестный Томас Гоббс сокрушенно восклицал (1651 г.), что "он нигде не нашел объяснение термина “основной закон”" .

Далее в идеях конституционализма все большее развитие получали договорные начала. Они выражали в первую очередь политическое кредо третьего сословия, активными представителями которого выступали английские революционные сектанты (" индепеденты-пуритане").

Так, сторонники кальвинистского учения индепеденты-пуритане считали необходимым заключить договор между Богом и избранным народом, т.е. составить церковный, божественный договор – ковенант (англ. covenant – завет).

Эту форму договора использовали и американские колонисты. Известны "договоры о водворении", в которых колонисты договаривались друг с другом, а подписывались они всеми взрослыми от имени своих семейств. Тем самым закладывался один из краеугольных камней американской демократии.

4. Четвертый этап в развитии идей конституционализма (конец XVIII – начало XX в.) связан с распространением конституционных режимов в Европе, провозглашением принципов народного суверенитета, закреплением форм правления, форм государственного устройства, принципа организации системы высших органов государственной власти и органов местного самоуправления, принципов разделения властей, с формированием систем сдержек и противовесов, многопартийности, политических прав и свобод, в том числе всеобщего избирательного права, предоставлением права голоса женщинам. Напомним, что избирательные права женщинам были предоставлены в 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. – в Австралии, в 1917 г. – в России, в 1919 г. – в Германии и Швеции, в 1920 г. – в США. Конституционные доктрины базировались на концепции естественного происхождения прав и свобод человека и гражданина.

После принятия первой французской Конституции 1791 г., принимались конституции во Франции (1793, 1795, 1799, 1814, 1852 гг.), в Польше (1791 г.), Испании (1812, 1854 гг.), Норвегии (1814 г.), Нидерландах (1815 г.), Португалии (1822 г.), Бельгии (1831 г.), большинство конституций германских государств (1814–1848 гг.), Венгрии (1848 г.), Пруссии (1850 г.), Австрии (1861, 1867 гг.), Швеции (1866 г.), Люксембурге (1868 г.) и других странах . Особенно интенсивно процесс принятия конституций проходил в начале XX в. и после Первой мировой войны.

5. XX в. знаменовал собой пятый этап в развитии идей конституционализма, который связан с конституционной самоидентификацией, закреплением парламентских представительных систем, в том числе наднационального характера, принципов народного суверенитета, народовластия, народной инициативы и народного представительства через парламентские системы реализации властных полномочий и системы местного самоуправления, комплексных подходов к нравам человека и гражданина на уровне международных правовых стандартов, конституционной интеграции в геополитических параметрах Европы, Азии, Америки, Африки, созданием надгосударственных конституционных пространств, конституций союзов, Евросоюза, стандартизацией основных конституционных принципов. Данный этап продолжается и сейчас.

На принятие конституции, ее содержание (предмет) влияют следующие факторы: расстановка классовых сил в обществе; фактическая принадлежность власти к тем или иным слоям общества; существующие отношения собственности, уровень развития производительных сил и производственных отношений; общественное мнение в момент подготовки и принятия конституции; менталитет народа; уровень культуры общества; историческое прошлое народа и государства; влияние конституций других государств.

В период становления и утверждения буржуазного общества в развитых государствах Европы и Америки появляются новые писаные конституции.

Международная панорама

Именно здесь появляются первые писаные конституции США (1787 г.), Франции (1791 г.), которые оказали большое влияние на мировое конституционное развитие. Американская конституционная модель послужила образцом для конституций стран Латинской Америки (в Венесуэле в 1811 г., Мексике в 1824 г., Уругвае в 1830 г., Аргентине в 1853 г.); французская – для конституций европейских стран. Ненаписанная Конституция Великобритании оказала значительное влияние на конституции первых доминионов: Канады 1867 г., Австралии 1900 г., Южно-Африканского Союза 1909 г. Только в конце периода появляются первые конституции в странах Азии (Японии 1889 г., Китая 1912 г., Ирана 1906 г.). На Африканском континенте, кроме ПАС, только Либерия имела конституцию, принятую в 1847 г. и скопированную с Конституции США. Конституции, принятые в тот период, относятся к так называемым старым конституциям, большинство из них уже не действуют. Основными остаются конституции США, Норвегии (1814 г.), Нидерландов (1815 г.), Бельгии (1831 г.), Люксембурга (1868 г.), Швеции (1874 г.), Австралии (1900 г.).

В целом конституциям этого периода были присуши определенные общие черты, которые позволяли сложить представление о существующей конституционной модели. В се основу положена либеральная концепция конституции как законотворческого акта, обязывающего максимально ограничить вмешательство государства в жизнь гражданского общества и отдельных личностей. Правовой смысл конституции сводится к нормам, которые регулируют организацию государственной власти на основе классического принципа разделения властей, а также правовое право личности, что включает ее политические и гражданские права.

Первые конституции, принятые с конца XVIII в. по 1918 г., имели сходные черты по форме и содержанию: они были короткими и лаконичными и принимались под влиянием революций и в иных чрезвычайных ситуациях в условиях борьбы с абсолютизмом за окончательную победу буржуазной демократии и капитализма (схема 4.4).

Принятые с 1918 по 1945 г. конституции в литературе характеризуются следующими основными позициями.

Во-первых, имела место высокая степень конституционной правотворческий активности: были приняты десятки новых конституций, модернизированы некоторые старые. Кроме этого, приняты конституции в ряде стран, которые раньше не имели основных законов (Египет, Эфиопия, Таиланд и др.), а в старых конституционных государствах (Австрия, Испания, Мексика, Германия и др.) конституции фиксировали смену форм государства. На сегодняшний день основными из них являются конституции Финляндии (1919 г.), Австралии (1920 г.), Латвии (1922 г.), Ирландии (1937 г.), Мексики (1917 г.).

Во-вторых, разработанные в них принципы определяют демократическую организацию государственной власти и правовое существование личности, приобретают на этом этапе новые качества благодаря фиксации общечеловеческих ценностей, которые имеют универсальный характер.

В-третьих, начинают формироваться новые тенденции конституционного развития, к которым относятся: введение в предмет конституционного регулирования нового комплекса обществен-

Схема 4.4.

ных отношений (в первую очередь экономических и социальных), расширение границ вмешательства государства в жизнь общества и личности, появление новой категории прав и свобод человека (социально-экономических).

В-четвертых, на основе концепции, которая возникла из постулатов марксистской теории о закономерности развития общества и государства, была создана принципиально новая "социалистическая" конституционная модель, которая нашла отражение в конституциях РСФСР 1918 г., Венгрии 1919 г., Монголии 1940 г.

Новые конституции, принятые после 1918 г., значительно отличались от первых конституций. Они уделяли гораздо больше внимания правам и свободам человека (например, Веймарская конституция 1919 г., конституции Австрии 1920 г., Чехословакии 1920 г. и др.); в них впервые были закреплены социальные права и нормы (так, Веймарская конституция 1919 г. указывала, что собственность обязывает и должна приносить благо всему обществу). Конституция Австрии 1920 г. впервые учредила Конституционный суд.

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. произошла глобализация конституционного процесса: к нему примкнули более 130 новых государств. Этому этапу свойственна такая характерная черта, как многогранность конституционных моделей и их разновидностей. Среди основных можно выделить западную конституционную модель, которая сложилась на предыдущих этапах; социалистическую, представленную конституциями СССР и других социалистических стран (Албания, Болгария, Вьетнам, КНДР, КНР, Куба, Монголия, ГДР, Польша, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Югославия); новую конституционную модель развивающихся стран. Каждая из названных моделей имеет свои разновидности, свои тенденции развития.

Развитие западной конституционной модели характеризуется двумя разновидностями. К первой разновидности относятся конституции, которые были приняты в развитых странах, где после Второй мировой войны ликвидирован тоталитарный режим (Греция, Испания, Португалия), а также конституции Франции 1946 и 1958 гг. Вторую группу представляют конституции других развитых стран (например, Закон о форме управления 1974 г. в Швеции, Конституционный акт 1982 г. в Канаде, Конституция Южно-Африканской республики 1983 г.). Новацией этих конституций было введение в предмет конституционного регулирования нового блока общественных отношений – экономических и социальных.

Принципиально новые конституции были приняты в бывших странах-агрессорах, побежденных во Второй мировой войне, – Конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), Основной закон ФРГ (1949 г.). Данные конституции:

  • разрабатывались "под диктовку" оккупационных сил стран-победительниц (прежде всего США) и имели целью кардинальное изменение политической системы побежденных государств;
  • фактически заново заложили основы государственности указанных стран (ФРГ стала новым государством, возникшим почти одновременно с Основным законом; Италия из монархии превратилась в республику; Япония – из дуалистической монархии в парламентарную);
  • закрепили широкий спектр прав и свобод человека (Италия революционно для своего времени сформулировала социально- экономические и трудовые права своих граждан).

В результате конституция приобретает новые свойства – становится основным законом не только государства, но в первую очередь общества. Новые конституции значительно расширили границы вмешательства государства в экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества.

Другая разновидность западной конституционной модели представлена "старыми конституциями", которые практически не изменились (именно в этом смысле они являются "старыми"). Изменения, произошедшие с ними, касаются в основном лишь двух объектов конституционного регулирования: прав и свобод человека и внешнеполитической деятельности государства. Но основное отличие этих конституций от конституций "второй волны" заключается в том, что "старые" конституции, как и раньше, оставляют без внимания вопросы экономической и социальной организации общества.

Конституционной моделью социалистических государств послужили советские конституции, в первую очередь Конституция СССР 1936 г. Принципиальные положения этой модели отражены в основных законах социалистических государств, которые образовались после Второй мировой войны.

К ним относятся: существенное расширение рамок конституционного регулирования; тотальная этатизация общества – подчинение государству всех сфер деятельности; развернутая институализация марксистско-ленинской партии как единой руководящей силы общества и государства. Одновременно в 1980-е гг. в конституционном развитии некоторых стран (СССР, Польша, Венгрия, Югославия) наметились тенденции к демократизации. Декларировались кое-какие новые политические и гражданские права, впервые утверждались их юридические гарантии.

Важной особенностью было возникновение новой конституционной модели в развивающихся странах , состоящей из двух видов: "просоветской" и "прозападной". Прозападная модель была представлена в основном конституциями бывших метрополий. По подсчетам У. Дейла (Великобритания), только чиновники министерства колоний этой страны разработали конституции для 33 стран британского содружества. Но уже в середине 1960-х гг. усилилось влияние "социалистической" конституционной модели. Наибольшее влияние эта модель имела на конституции стран с "социалистической ориентацией" (Алжир, Бенин, Конго, Эфиопия). Конституции в этих странах писались уже с участием советников из социалистических стран и полностью переняли их идеи и принципы. В этот период появился и новый фактор – взаимовлияние конституций самых молодых государств. Примером могут служить конституции Индии 1950 г., Танзании 1975 г., положения которых отображались в основных законах многих развивающихся стран.

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. национальные конституции приняли страны Африки. Некоторые из них разрабатывались освободившимися странами самостоятельно, но чаще конституции освободившихся колоний принимались при участии бывших метрополий (Великобритании, Франции) или даровались ими.

Крушение системы колониализма способствовало принятию новой "деголлевской" Конституции Франции 1958 г.

Принятие новых конституций в Новейшее время было обусловлено крушением последних фашистских режимов в Европе – в Греции, Португалии (1974 г.) и Испании (1975 г.). В этих странах (в Греции в 1975 г., Португалии в 1976 г. и Испании в 1978 г.) были приняты новые демократические конституции, закрепившие права и свободы человека, парламентаризм, новый конституционный строй и демократический политический режим. Новые конституции (по образцу португальской 1976 г.) были приняты в ставших независимыми в 1974–1975 гг. колониях Португалии. Во второй половине 1970-х и в 1980-е гг. были приняты конституции новых государств, которые сбросили колониальный гнет в последнюю очередь (например, Южная Родезия в 1980 г.), а также государств, где произошли революции или иным образом изменился общественный строй (Иран, 1979 г.).

См.: Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно- парламентской монархии; Кравец И. Л. Конституционализм и российская государственность в начале XX пека; Он же. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.; Новосибирск, 2002.

Рассмотрению понятия и сущности Конституции России важно изучить такое явление, как конституционализм, который предваряет и обеспечивает действие и развитие Конституции.

Существует несколько подходов к понятию и содержанию конституционализма. В узком смысле под конституционализмом понимают систему представлений и идей о развитом демократическом государственном строе, основанном на конституции. В широком смысле конституционализм представляет ряд взаимосвязанных элементов: конституционные идеи; конституционное законодательство; конституционную практику; реализацию и охрану конституции.

Конституционные идеи . Они лежат в основе всего представления о конституционализме. В современном обществе существуют разные представления об этих идеях. Но в любом случае эти идеи должны быть направлены на поиск и оценку справедливой модели общества. И эта модель должна отвечать двум основным критериям: народность государственной власти (вся власть от народа) и свобода личности как высшая ценность.

Конституционное законодательство (нормативно-правовой фундамент) состоит из нескольких частей:

1) конституции государства. Конституция одновременно является основным источником всей системы права и источником закрепления важнейших принципов организации общества: политических, правовых, социальных, нравственных, духовных;

2) конституционно-правовых институтов, которые могут быть закреплены как в конституции, так и в иных нормативных правовых актах или решениях судов;

3) правовой системы страны, которая создана и применяется в соответствии с конституцией государства.

Политический режим . Политический режим характеризует конституционализм со стороны фактического осуществления положений конституции. Если способы и методы осуществления государственной власти не соответствуют демократическим принципам, которые закреплены в конституции, или соответствуют им, но само общество их не поддерживает, то отношения конституционализма в таком случае не складываются.

Механизм защиты конституции . Конституционализм основан на том, что конституция связывает государство, общество и личность определенными правилами. Она распространяет свою высшую юридическую силу на все государственные органы, общественные организации и всех граждан. Особая значимость конституции для общества обусловливает ее повышенную охрану и защиту. Этой охраной занимаются и органы государства, и организации гражданского общества. Никто помимо народа и в конституционных рамках не может решать вопросы принадлежности государственной власти .

Конституционализм может рассматриваться как: система идей; политический процесс по поводу конституционных вопросов; цель (установление определенного механизма власти); политико-юридическая реальность; юридический результат; средство разрешения политических кризисов; тип правовой системы страны; тип конституционного строя – либеральный или государственнический .

Таким образом, конституционализм является комплексным образованием и имеет несколько аспектов: идейно-теоретический; нормативно-правовой; функциональный (практика, охрана); духовно-нравственный.

Доктрина конституционализма включает в себя набор основных представлений о сути идей конституционализма. Содержание этого перечня динамично. Первоначально эта доктрина имела ограниченный характер. Суть ее заключалась в наличии конституционных рамок государственной власти, а также устройстве этой власти в интересах общества и свободной личности. К началу Первой мировой войны содержание конституционализма расширилось, в него стали включать такие элементы, как: необходимость конституции для государства; принятие ее представительным органом; демократическая система управления (включая принцип разделения властей); независимый суд; местное самоуправление.

Развитие постиндустриального общества увеличило число социальных элементов в современной политике, что обусловило широкий подход к конституционализму.

К наиболее значимым конституционным ценностям можно отнести:

– наличие конституции как средства ограничения власти государства, установления границ государственной власти, связанность этой власти законом, правом;

– участие народа в осуществлении государственной власти, в т. ч. непосредственно;

– свобода и достоинство личности как важнейшей ценности общественного строя;

правильная организация системы органов государственной власти, при которой не допускается монополизация власти одним лицом или одним органом;

– наличие представительных органов государственной власти и развитая избирательная система, выборность органов государственной власти;

– наличие реальных средств защиты закрепленных основных прав и свобод личности, политического и идеологического плюрализма и др.;

– наличие общественного сознания, построенного на том, что положения конституции и практика их реализации действительно направлены на достижение лучшей модели справедливого общества .

Конституционализм характеризуется наличием системы ценностей по справедливому устройству общества, где организация государственного и общественного строя учреждена и основана на конституции как основном законе, где четко определены границы и принципы взаимоотношений общества, государства и личности, где основной ценностью является свобода личности и обеспечение основных прав и свобод человека.

Понятие российского конституционализма связывается с вопросом о его происхождении. Первая точка зрения основана на том, что доктрина конституционализма полностью заимствована у западноевропейской цивилизации. Поэтому реальное осуществление идей этой концепции требует полного переустройства нашей политико-правовой и духовной среды под западные стандарты. Вторая точка зрения основана на том, что идеи конституционализма имеют корни в историческом прошлом России и следует ориентироваться на традиции и ценности российской социально-политической среды. Третья точка зрения является синтетической, интеграционной. Она основана на том, что конституционализм имеет набор универсальных принципов, общих для демократических стран, и ряд уникальных особенностей нашей страны, нашей политической реальности.

Не может быть никаких международных требований, предъявляемых к организации демократического порядка осуществления государственной власти. Такие требования противоречили бы не только идее суверенного государства, но и самой идее конституционализма, основанной на идее народного суверенитета

Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм

Вопросы темы

История появления конституций.

Предназначение и сущность конституции. Социальная, политическая, духовная, нравственная и правовая природа Конституции. Конституционный строй.

Юридические свойства и принципы конституции.

Классификация конституций.

Предпосылки становления конституционного строя в России до 1905 г.

Российская государственность с 1905 по 1917 г.

Разрушение Российской империи (1917 г.).

Советский период: конституции без конституционного строя.

Крах республики Советов (1990–1993 гг.).

Конституция России 1993 года: основные черты и структура.

Механизм изменения Конституции России. Порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Конституционное Собрание.

Роль Конституции в системе права.

Лекция 1

История появления и сущность современной конституции

Иные употребления слова «конституция»

Конституция – от лат. constitutio - «устанавливаю »

Конституция (биол.) - морфологические и функциональные особенности организма животных и человека, сложившиеся на основе наследственных и приобретенных свойств

Конституция (юрид.) – некоторые акты римских императоров

Конституция (юрид.) – акты, определявшие структуру управления средневековых государств-городов (Венеция, Гамбург и др.). Иногда уставы монашеских орденов

1-й уровень определения конституции

2-й уровень определения конституции

Два понимания сущности конституции

1. Реально существующее положение вещей, устанавливаемое тем, кто политически сильнее

2. Национальный консенсус, или общественный договор об ограничении государственной власти

Конституция в первом понимании

Ф.Лассаль : «Итак, господа, мы знаем теперь, что такое конституция страны, а именно: существующие в стране фактические отношения силы »

В.И.Ленин : «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе »

Конституция во втором понимании (формализация общественного договора)

Ж.-Ж.Руссо :

«Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основою любой законной власти среди людей могут быть только соглашения ».

Но не всякое соглашение допустимо :

«Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается».

«Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор»

Смысл конституции

Она устанавливает конституционный строй , т.е. конкретную организацию власти, построенную на конституционализме

«Конституционализм – это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления» – А. Шайо

Взгляд на конституцию как на программу (цели и задачи)

Правилен ли такой взгляд?

Если в конституции что-то только планируется, значит, признается пока не существующим.

А то, что не существует, не может ограничить власть!

Первый этап мирового конституционного строительства (появление конституций современного типа)

США–сентябрь 1787

Польша–май 1791

Франция–сентябрь 1791

Второй этап мирового конституционного строительства
(конец
XIX -начало XX вв.)

Завершение перехода к конституционным монархиям в Европе

Первые республики смешанного типа (напр. Веймарская республика)

Третий этап мирового конституционного строительства
(вторая половина
XX вв.)

Закрепление прав и свобод человека и гражданина

Социальные обязательства государства

Расширение видов (моделей) организации власти

Конституционная идеология

Есть ли противоречие с конституционным запретом (ст.13 Конституции РФ) на государственную, обязательную идеологию?

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Духовно-нравственные (мировоззренческие ) :

Россия – часть евроатлантической (христианской) цивилизации

Человек, его права и свободы – высшая ценность (ст.2)

Светский характер государственности (ст.14)

Открытый характер государства

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Социальные :

Равноправие. Отсутствие сословности, преград для социальной мобильности

Защита слабого и поощрение самостоятельности и самодеятельности

Достойная жизнь – каждому. Смысл социального государства (ст.7)

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Политические :

Идеологический плюрализм (идейная и творческая свобода)

Политический плюрализм (многопартийность)

Приверженность демократии

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Правовые :

Приверженность правовому характеру государственности = власть права выше права силы (власти)

Конец 1-й лекции

Тема 3.
Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм

Лекция 2.

ВИДЫ И

Классификация конституций
По степени реальности:

Реальные

Фиктивные

Классификация конституций
По типу оформления:

Неписаные


Классификация конституций
Писаные :

Консолидированные

(конституция = один документ )

Неконсолидированные

(конституция = несколько документов )

Классификация конституций Писаные (неконсолидированные) :

Первая группа

Ни один из конституционных актов не выделяется

Вторая группа

Есть акт под названием «Конституция», но наряду с нею есть и акты, имеющие конституционное значение

Классификация конституций По способу принятия:

Народные:

– Учредительное собрание
Конституционное собрание, конвент (напр. Филадельфийский конвент)
– Парламент (напр. Билль о правах 1689г.)
– Референдум

Октроированные (дарованные) –

– Основные государственные законы 1906 г.

Принятые чрезвычайными органами .

Классификация конституций По способу изменения:

Жесткие

Гибкие

Классификация конституций По сроку действия:

Постоянные

Временные

Юридические свойства конституции (1)

Верховенство (высшая юридическая сила)

(ч.2 ст.4, ч.1 ст.15) :

Неуклонное соблюдение (выполнение) конституционных норм всеми, независимо от правового статуса;

Связанность всех действий и решений Конституцией (смысл правового государства);

Следование идеям (ценностям) Конституции

Конституционные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральной Конституции

Юридические свойства конституции (2)

Особый порядок охраны Конституции

Юридические свойства конституции (3)

Прямое действие

Юридические свойства конституции (4)

Особый порядок принятия и пересмотра:

Полный пересмотр (новая Конституция, новая редакция )

Внесение поправок

«Техническое» изменение текста (не пересмотр)

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
(1905-1993гг.)

Конституция СССР 1924 г.

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.)

Конституция РФ 1993 г.

Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г.

Структура :

Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти

Глава вторая. О порядке наследия Престола

Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (правительство здесь в смысле – правление)

Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства

Глава пятая. О священном короновании и миропомазании

Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе

Глава седьмая. О Вере

Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных

Глава девятая. О Законах («Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора»)

Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий («Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»)

Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

Конституционное развитие России

Конституционализм и Конституция.

Лекция 3. Конституционализм. Конституционное развитие России

Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю, учреж­даю) - основной закон государства, регулирующий важ­нейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конститу­ционного строя, организацию государственной власти.

Конституционализм – это система представлений и идей о развитом демократическом государственном строе, основанном на конституции. Это понятие включает также систему общественных отношений, основанных на конституции, в которой закреплены такие ценности, как полновластие народа, ограниченное вмешательство государства в дела общества, приоритет прав человека в обществе и государстве.

Про­образом конституций были хартии (уставы) средневековых городов, добившихся «вольностей» от монарха или крупных феодалов. Первые конституци­онные акты в современном значении были приняты в конце XVIII в. (США, Франция, Польша). Конституция стала не обычным законом, в ней была закреплена новая концепция соотношения государства, общества и личности. Государственная власть учреждалась не богом, а народом, государство ограничивалось в своем вмешательстве в деятельность общества, признавалась свобода личности и равноправие граждан.

Обычно конституция - явление демократического порядка, она принимается наро­дом (или при его участии), ограничивает институты власти, гарантирует права личности. Ее сущность определяют как баланс основных социальных интере­сов, представленных в обществе.

Конституция имеет свой предмет регулирования, во многом схожий с предметом конституционного права как отрасли права. Она - ведущий источник национального права, оказывающий доминирующее и целенаправленное воздействие на всю систему нормативных и правоприме­нительных актов.

Юридические свойства конституции понимаются в лите­ратуре чаще всего как качества, детермини­рующие особую правовую природу и делающие ее основ­ным законом. Это: нормативность, наивысшая юридическая сила, специальный порядок принятия и изменения консти­туционных норм.

Все российские конституции (начиная с 1918 г.) были по форме едиными консолидированными актами - документа­ми. В ряде зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия) существуют несистематизированные основные законы, представленные в виде множества (совокупности) важнейших парламентских актов, судебных решений, от­дельных общепризнанных правовых обычаев.

Классификация конституций

По форме источников: консолидированные и не консолидированные.



По способу изменения, внесения поправок и дополнений: жесткие и гибкие.

По порядку принятия: октроированные (дарованные монархом) и неоктроированные (принятые парламентом, референдумом и др.)

По способу реализации ее положений в государстве: реальные и фиктивные.

В зависимости от устройства государства: федеративные и унитарные.

В зависимости от формы правления: монархические и республиканские.

Конституция, это - единственный национальный правовой акт, который сам определяет свою юридическую силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с конституцией, а тем более изменять или отменять ее поло­жения. Высшая юридическая сила Конституции РФ прямо и четко отражена в таких его нормах, как ст. 4, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 120, п. 1 и 2 разд. 2.

Первые кодифицированные конституции современного типа Конституция США от 17 сентября 1787 г. Конституция Франции от 3 сентября 1791 г.

Употребления слова «конституция» Конституция – от лат. constitutio: 1) устанавливаю, установление 2) устройство, устроение

4. Формальный подход к определению конституции Георг Еллинек (XIX в.): «Конституция государства обнимает совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимоотношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти» .

5. Формальный подход к определению конституции Распространенное учебное определение: Конституция – это акт (совокупность актов), который обладает высшей юридической силой и закрепляет (устанавливает) основы организации и жизнедеятельности общества и государства: права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления, территориальную организацию государства, систему органов публичной власти, основы их компетенции, государственную символику и столицу.

6. Сущностный подход к определению конституции Конституция – это такой порядок отношений в государстве, при котором гарантируется минимальная неотъемлемая свобода индивида и необходимое ради нее устройство публичной политической власти (разделение властей)

9. Конституция во втором понимании (формализация общественного договора) Ж. -Ж. Руссо: «Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основою любой законной власти среди людей могут быть только соглашения» . Но не всякое соглашение допустимо: «Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается» . «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор» .

10. Определение конституционализма Лежащая в основе конституции идея и реализуемая посредством её практика ограничения государственной власти в целях обеспечения равной возможности каждому человеку обладать правами, пользоваться ими и защищать их. *** «Конституционализм – это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления» – А. Шайо

12. Конституционный строй – это «способ организации политической власти (государственной, прежде всего), основанной на системе ценностей, ядром которых являются идеи конституционализма» (Васильева, Виноградов, Мазаев)

14. Классификация конституций По типу оформления: Писаные Консолидированные (конституция = один документ) Неписаные Неконсолидированные (конституция = несколько документов)

15. Классификация конституций Писаные (неконсолидированные): Первая группа Ни один из конституционных актов не выделяется как акт с названием «конституция» Вторая группа Есть акт с названием «конституция» , но наряду с нею есть и акты, имеющие равное конституционное значение

16. Классификация конституций По способу принятия: Учредительное собрание Конституционное собрание, конвент (напр. Филадельфийский конвент) Парламент (напр. Билль о правах 1689 г.) Референдум Октроированные (дарованные) – Основные государственные законы 1906 г. Принятые чрезвычайными органами.

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ (1905 -1993 гг.) Манифест 17 октября 1905 г. Об усовершенствовании государственного порядка Манифест 6 августа 1905 года Об учреждении Государственной Думы Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г. Конституция РСФСР – 10 июля 1918 г. Конституция СССР 1924 г. (РСФСР – 1925) Конституция СССР 1936 г. (РСФСР – 1937) Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.) Конституция РФ 1993 г.

2. Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г. Структура: Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти Глава вторая. О порядке наследия Престола Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (правительство здесь в смысле – правление) Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства Глава пятая. О священном короновании и миропомазании Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе Глава седьмая. О Вере Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных Глава девятая. О Законах («Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора») Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий («Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами») Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г. Форма правления – близко к дуалистической монархии Глава государства – император. Формирует правительство, участвует в законодательной деятельности (право абсолютного вето, принимает законы в период после роспуска Думы, но избранная Дума должна их утвердить). Право роспуска Думы в любой момент. Двухпалатный парламент (Гос. Дума и Гос. Совет) Суды

Отставка Императора 2 марта 1917 г. Отказ передать престол сыну Отказ Вел. Кн. Михаила Александровича воспринять власть Передача власти Государственной Думе Образование Временного правительства (кн. Г. Е. Львов) до созыва Учредительного собрания и определения им судьбы России

Наступление большевиков Отставка кн. Львова Премьер А. Ф. Керенский Провал попытки ген. Корнилова отвести угрозу анархии 25 октября – II Съезд Советов и приуроченный к нему переворот. Свержение Временного правительства

5. Конституция РСФСР (5 Всероссийский съезд Советов – 10 июля 1918 г.) Основные положения Система власти Декларация прав трудящегося Всероссийский съезд рабочих, и эксплуатируемого народа (глубокомысленная пародия на Декларацию прав 1789 г.) Неравное избирательное право Лишение избирательных прав «эксплуататорских классов и их пособников» полицейских, священнослужителей и проч. Полная национализация, отказ платить по «царским» займам Диктатура пролетариата как этап к отмиранию всякой госвласти крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Всероссийский Центральный исполнительный комитет Совет народных комиссаров Местные Советы и съезды Советов Введение федеративного устройства

6. Конституция СССР 1924 г. В союзных республиках конституции приняты в 1925 г. Декларация об образовании союза советских социалистических республик 6. О Совете народных комиссаров союза советских социалистических республик Договор об образовании союза советских социалистических республик: 7. О Верховном суде союза советских социалистических республик 1. О предметах ведения верховных органов власти союза советских социалистических республик 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве 9. Об Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ) 3. О съезде Советов союза советских социалистических республик 10. О союзных республиках (основы организации власти в ССР) 4. О Центральном исполнительном комитете союза советских социалистических республик 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик Нет главы о правовом положении личности. Неравное избирательное право. Сохранение лишенцев, хотя о них впрямую не говорится. 5. О Президиуме Центрального исполнительного комитета Союза Советских Социалистических Республик

7. Конституция СССР 1936 г. В союзных республиках практически ее копии приняты в 1937 г. Система власти: Верховный совет СССР Его постоянно действующий орган – Президиум ВС СССР Совет министров Перечень наркоматов (министерств с 1952 г.) Верховный суд Прокуратура Основные особенности Глава о правах и обязанностях граждан. Но политические права оговариваются условиями: «в интересах социалистического строительства» Равное избирательное право Исчезают «лишенцы»

8. Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.). Основные особенности: Появляется большая преамбула в связи с новой идеологической установкой, что построено «общенародное социалистическое государство» Система власти остается прежней Советы переименованы из «советов депутатов трудящихся» в «советы народных депутатов» Официально закреплен принцип «демократического централизма» (ст. 3) Закреплено ведущее место КПСС (ст. 6) Изъят перечень министерств Провозглашено право обжаловать решения чиновников (не было подкреплено законодательно)

10. Эрозия «республики Советов» в РСФСР после 1990 г. 12 июня 1990 г. – Декларация о государственном суверенитете РСФСР: РСФСР есть суверенное государство; полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории; Всем гражданам РСФСР гарантируются права и свободы, в т. ч. предусмотренные общепризнанными нормами международного права РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами (плюрализм); Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства; Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора.

11. Эрозия «республики Советов» в РСФСР после 1990 г. (продолжение) Введение в Конституцию должности Президента Изменение ст. 3 (вместо демцентрализма) и ст. 6 (фактически многопартийность) 12 июня 1991 г. – выборы первого Президента РСФСР (РФ) Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. (фактически полностью вошла в текст нынешней Конституции РФ) Крушение власти КПСС после путча 19 -21 августа 1991 г. Столкновение двух систем власти – разделения властей с полновластием Советов 1993 год: Указ Президента РФ № 1400, мятеж 2 октября и подавление 3 -4 октября 12 декабря 1993 г. – принятие Конституции России всенародным голосованием. Формирование Парламента на основе Положения, изданного Президентом РФ

12. Структура Конституции РФ РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

13. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Мировоззренческие: Россия – часть евроатлантической (христианской) цивилизации Человек, его права и свободы – высшая ценность (ст. 2) Светский характер государственности (ст. 14) Открытый характер государства (Преамбула, ст. 15)

14. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Социальные: Равноправие. Отсутствие сословности, преград для социальной мобильности Защита слабого и поощрение самостоятельности и самодеятельности Достойная жизнь – каждому.

15. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Политические: Идеологический плюрализм (идейная и творческая свобода) Политический плюрализм (многопартийность) Приверженность демократии

16. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Правовые: Приверженность правовому характеру государственности = сила права выше права силы

18. Юридические свойства конституции Верховенство и высшая юридическая сила (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15) : неуклонное соблюдение (выполнение) конституционных норм всеми, независимо от правового статуса; связанность всех действий и решений Конституцией (смысл правового государства); следование органов государственной власти идеям (ценностям) Конституции РФ Федеральные законы и подзаконные правовые акты должны соответствовать Конституции РФ конституционные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральной Конституции

21. Юридические свойства конституции Особый порядок принятия и пересмотра: 1. Полный пересмотр (новая Конституция, новая редакция) 2. Внесение поправок 3. «Техническое» изменение текста (не пересмотр)

3. Понятие формы правления Способ замещения должности главы государства и система взаимоотношений между высшими органами государственной власти

4. Виды форм правления В первом смысле различаются от того: кому принадлежит суверенитет (формальный критерий) каков правовой статус главы государства (фактический критерий) Монархия. Республика

5. Монархия Форма правления, при которой: пост главы государства замещается, как правило, по наследству; глава государства не имеет срока полномочий; глава государства не подлежит политической, а часто и юридической ответственности; как правило, обладает сакральной легитимностью.

6. Республика Форма правления, в которой: должность главы государства (президента) замещается путем избрания его всем народом или представителями народа; срок полномочий главы государства ограничен; глава государства подлежит политической ответственности.

7. Виды форм правления Во втором смысле различаются от того, каков характер взаимоотношений между главой государства и высшими органами государственной власти Во избежание путаницы – лучше говорить система (модель) власти: 1. 2. 3. Парламентская Президентская Смешанная

8. Парламентская форма (включает республики и монархии) Глава государства избирается парламентом (монархи – наследуют) Правительство полностью ответственно и подотчетно парламенту Глава государства формально: может иметь право роспуска одной или двух палат назначает Премьера и министров Существует институт недоверия правительству Большинство европейских стран

9. Президентская система Президент избирается народом Президент - глава исполнительной власти Нет института роспуска парламента Правительство ответственно перед Президентом Нет института недоверия правительству США

Смешанная (полупрезидентская) форма Глава государства: избирается народом формирует правительство совместно с парламентом участвует в контроле за деятельностью правительства конфликт с парламентом по поводу правительства может быть вынесен на суд народа (досрочный роспуск парламента). Но повторный роспуск невозможен – придется принять решение выгодное вновь избранному парламенту Парламент законы принимаются не по всем вопросам может выразить резолюцию порицания Правительству импичсент Правительство институт контрасигнатуры принимают регламенарные акты Франция

11. Политический режим Совокупность институтов и принципов формирования, выявления и представления интересов и ценностей, существующих в данном обществе Виды: демократический, авторитарный; тоталитарный

12. Конституционные принципы политической системы в России Прямое волеизъявление (выборы, референдум) и система народного представительства (ст. 3) Свобода выражения мнений и свобода политической деятельности. Идеологический и политический плюрализм (ст. 13, 29 -32) Разделение властей, включая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10) Недопустимость вмешательства в чужую компетенцию и присвоения властных полномочий (ст. 3, ч. 4) Политическая конкуренция (ст. 13)

16. Нормативная схема системы сдержек и противовесов в России Дума: блокирует назначение Председателя Правительства выражает недоверие Правительству Совет Федерации: – блокирует законы, принимаемые Думой – блокирует указы о ЧП и некоторые другие решения Президента Президент: отклоняет закон распускает Думу Правительство: вносит вопрос о доверии подает в отставку Суды: признают не соответствующим Конституции закон или указ Президента признают не соответствующим закону правительственный, ведомственный акт

17. Гражданское общество Сфера обменных отношений, в которых участвуют свободные автономные индивиды (их объединения), преследующие свои частные цели и интересы



Просмотров