Депутат выборное должностное лицо местного самоуправления. Должностное лицо местного самоуправления - это кто? Органы и должностные лица местного самоуправления. Общие сведения об органах МСУ

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно государственными органами. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района из состава глав поселений или депутатов представительных органов, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

Депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Выборное должностное лицо местного самоуправления - это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Член выборного органа местного самоуправления - это выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации Федерального Собрания, депутатами законодательных органов власти субъектов Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Депутаты представительного органа муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. В настоящее время этот порядок установлен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (уголовное дело возбуждается руководителем управления Следственного комитета по субъекту РФ) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (никаких особенностей вообще нет).

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Формами работы депутатов с избирателями являются встречи с избирателями, их прием, рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по результатам которых депутаты принимают меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования. Депутат отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляет личный прием граждан. Общий порядок работы депутатов с избирателями, процедура обращений депутатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, вопросы гарантий депутатской деятельности, материального обеспечения депутатов при работе с избирателями, как правило, определяются уставом муниципального образования или регламентом представительного органа. Особенностью взаимоотношений депутата представительного органа и населения обусловлено тем, что на местном уровне возможен отзыв депутата, т. е. императивный мандат. Связь населения и депутата является более прочной, чем для депутатов государственных органов.

Полномочия депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица прекращаются досрочно в случае:

отставки по собственному желанию;

признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

отзыва избирателями;

досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу

Под должностным лицом понимается лицо по назначению или в силу выборов, занимающее… должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Выборные должностные лица обладают рядом функций, характерных для исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Институт выборных должностных лиц местного самоуправления нашел свое закрепление в ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.).

Глава муниципального образования избирается жителями, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Эти нормы получили развитие в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления.

Изучение опыта свидетельствует о том, что в основном в законодательстве субъектов РФ устанавливаются идентичные наименования глав муниципальных образований: глава муниципального района, глава городского поселения, глава городского округа, глава сельского поселения.

В том случае, если глава муниципального образования является главой администрации или председателем представительного органа, его наименование имеет оттенок занимаемой смежной должности.

Например, Закон Республики Коми от 17 мая 2005 г. «О наименовании органов местного самоуправления в Республике Коми» установил следующие названия:

а) в сельском поселении – глава сельского поселения – руководитель администрации поселения;

б) в городском поселении – глава городского поселения – руководитель администрации поселения;

в) в муниципальном районе – глава муниципального района – руководитель администрации района;

г) в городском округе – глава городского округа – руководитель администрации городского округа.

Такое совмещение должностей допускает Федеральный закон «Об общих принципах…» (2003 г.) (п. 2.2 ст. 36).

В том случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа, его название дополняется термином «председатель Совета» соответствующего вида муниципального образования.

Срок полномочий большинства глав местного самоуправления составляет 4 года, в шести субъектах – 2 года, в семи субъектах – 5 лет.

В России по состоянию на 1998 г. были избраны 12498 (96,61 %) глав муниципальных образований. Из них 65,60 % избраны непосредственно населением; 29,91 % – представительными органами местного самоуправления; 1,10 % – сходами (собраниями) граждан.

Большинство кандидатов в главы администраций было выдвинуто избирателями (96,39 %). Сами себя выдвинули 10,95 % кандидатов.

Избирательные блоки и объединения выдвинули 3,61 % кандидатов. В среднем на один мандат претендовало 3–4 человека.

Среди избранных глав местного самоуправления 49,43 % являлись государственными или муниципальными служащими, 14,66 % руководителями предприятий и организаций.

Высшее и незаконченное высшее образование имели 55,3 %.

В составе избранных глав в возрасте до 30 лет – 2,81 %, от 30 до 50 лет – 77,55 %, старше 50 лет – 19,64 %.

На эту должность избрано 20,26 % женщин.

Глава муниципального образования организует работу представительного органа местного самоуправления, осуществляет оперативно-распорядительные функции, подписывает решения представительного органа, представляет интересы муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования избран еще и главой администрации, на него возлагаются и обязанности по руководству исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления.

Законодательство и уставы муниципальных образований предусматривают, что глава муниципального образования подотчетен как населению, так и представительному органу.

Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно при определенных условиях, предусмотренных законом.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

– смерти;

– отставки по собственному желанию;

– удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона;

– отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

– признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

– признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

– вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

– выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

– прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

– отзыва избирателями;

– установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

– преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. 3, 3.2, 4–6, 6.1, 6.2, 7, 7.1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования;

– утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

– увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях:

1) несоблюдения главой муниципального района, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского округа.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Депутат является выборным лицом органа местного самоуправления и входит в структуру организационной основы. Его статус в общих чертах закреплен в ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.). Срок полномочий определен в Законе – не менее двух лет и не более пяти лет. Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяют этот срок от двух до пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – один депутат.

Депутат, как и все должностные лица местного самоуправления, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Его работа состоит в следующем:

а) участие в сессии представительного органа местного самоуправления;

б) работа в одном или двух комитетах или комиссиях представительного органа местного самоуправления;

в) работа в избирательном округе, от которого он избран.

Депутат обязан принимать участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления, выполнять его поручения. Депутат вправе избирать и быть избранным в рабочие органы представительного органа местного самоуправления. Работа депутата в сессиях представительного органа состоит в том, что он имеет право: принимать участие в обсуждении вопросов, предлагать свои вопросы для включения в повестку дня, вносить проекты нормативных правовых актов, программ по вопросам местного значения, вносить поправки к обсуждаемым проектам решений, оглашать на заседаниях обращения граждан, имеющих общественное значение, обращаться с запросом или вопросом к должностным лицам и получать ответ по существу.

Депутат, как правило, состоит в одной или двух комиссиях или комитетах представительного органа. Вхождение в состав двух комиссий обусловлено малочисленностью представительных органов. В составе комиссии или комитета депутат может быть избран и избирать руководителей комиссии, комитета. Депутат обязан присутствовать на заседаниях комиссии, комитета, выполнять поручения руководства комиссии, комитета по вопросам, входящим в компетенцию этих органов. По поручению руководства комиссии, комитета депутат участвует в подготовке вопросов на заседании комиссии, комитета. При подготовке вопросов депутат имеет право проводить проверки соответствующих предприятий, учреждений, организаций, запрашивать у должностных лиц необходимые материалы. По итогам проверки депутат или группа депутатов составляют обобщенный документ и представляют его председателю или секретарю комитета, комиссии. Депутаты принимают непосредственное участие при обсуждении рассматриваемых вопросов на заседаниях комиссии, комитета, вносят свои предложения и замечания по проектам документов, выступают с обоснованием своих предложений.

При составлении и утверждении планов работы комиссий, комитетов депутат вправе внести предложение о включении в план тех или иных вопросов.

Депутат, член комиссии, комитета обладает правом решающего голоса при принятии решений комиссии, комитета.

Работа депутатов в избирательном округе предусмотрена в большинстве своем в уставах муниципальных образований. Деятельность депутата в избирательном округе состоит в том, что он обязан вести прием избирателей в установленное время и по определенному адресу. Кроме того, депутат обязан проводить встречи с избирателями и отчитываться перед ними о той работе, которую он выполняет в представительном органе, в комиссии, комитете и в пределах своего избирательного округа. В городах для наиболее эффективной работы депутаты объединяются в территориальные депутатские группы, в которые входят депутаты от смежных избирательных округов. Работа депутатской группы строится на основе плана работы группы. В план работы депутатской группы включаются, как правило, вопросы насущной жизни граждан данной территории. В большей части это вопросы благоустройства территорий, их санитарного состояния, подготовка жилого фонда к зимним условиям, организация досуга детей и подростков.

Осуществляя свою деятельность в избирательном округе, депутаты рассматривают обращения и заявления граждан по тем или иным вопросам.

В случае необходимости для решения вопросов, поставленных в заявлениях, жалобах граждан, депутат обязан в пределах его полномочий принять все исчерпывающие меры для восстановления справедливости или для наведения соответствующего порядка. Он вправе обратиться с данным вопросом к соответствующим должностным лицам, от которых зависит решение вопроса, а также к должностным лицам местного самоуправления. В случае невыполнения законных требований депутата он вправе обратиться в суд.

Депутат имеет право выступать в средствах массовой информации по любому вопросу общественной жизни как муниципального образования в целом, так и округа, от которого он избран. Такая практика имеет место в работе депутатов Владимирской, Ивановской, Рязанской, Нижегородской, Новгородской, Тверской и других областей.

Депутат представительного органа не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, как в период действия его полномочий, так и по истечении срока полномочий. Вместе с тем в уставах муниципальных образований есть и исключение, которое предостерегает депутатов от возможных злоупотреблений при выражении своего мнения. Оно касается недопустимости высказывания депутатом публичных оскорблений и клеветы.

Таким образом, можно сделать вывод, что депутатский иммунитет складывается из неприкосновенности и ограниченной ответственности. Это позволяет депутату представительного органа местного самоуправления беспрепятственно осуществлять свои полномочия, без боязни возможного преследования за те или иные законные действия или за волеизъявление при голосовании.

Депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, должны быть установлены специальные гарантии.

Депутат, работающий на постоянной основе в представительном органе, получает заработную плату из средств местного бюджета.

Таким образом, депутаты, как и другие выборные должностные – лица, в связи с закрепленными за ними функциями и полномочиями осуществляют организационную деятельность в представительном органе и в избирательном округе. Следовательно, депутаты являются «частью» организационной основы местного самоуправления.

Изучение практической деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и возглавляющих их выборных должностных лиц позволило выявить следующие проблемы.

В настоящее время исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не входят в систему государственных органов и не находятся в их подчинении. Это означает, что «вертикаль» исполнительной власти в России в пределах районов, городов, сел, поселков отсутствует. Следовательно, со стороны государственных органов контроль за деятельностью исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления обшей компетенции не осуществляется.

Представительные органы местного самоуправления в связи с их малочисленностью не могут также полноценно осуществлять контрольные функции. Особенно это касается тех представительных органов, которые имеют в своем составе от 5 до 7 депутатов и менее. Кроме того, в составе представительных органов далеко не всегда имеются специалисты, которые в состоянии осуществить профессионально и качественно проверки в исполнительно-распорядительных органах как общей, так и специальной компетенции.

Исполнительно-распорядительные органы сел и деревень, поселков, городов районного значения, в соответствии с действующим законодательством, не подконтрольны в своей деятельности исполнительно-распорядительным органам районов.

В результате исполнительно-распорядительные органы в указанных населенных пунктах оказались предоставлены сами себе.

Такое положение не обеспечивает единого подхода в проведении реформ в стране, в решении социальных задач, в развитии населенных пунктов, в удовлетворении запросов и нужд населения.

Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления сельских населенных пунктов не всегда в состоянии реализовать закрепленные за ними полномочия. Это связано с тем, что численный состав исполнительно-распорядительных органов весьма ограничен, также отсутствуют собственные бюджетные средства.

Главы администраций районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов неподконтрольны фактически ни по вертикали, ни по горизонтали. В настоящее время сложилась такая ситуация, которая не позволяет оказывать воздействие на должностных лиц местного самоуправления со стороны государственных органов. Это порождает безответственность в решении задач местного значения, приводит к нарушениям прав человека, выражающихся в несвоевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, и т. д.

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения

Депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

В этой статье:

Правовой статус депутатов местного уровня

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Ответственность депутатов местного созыва

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.

Глава 2. Основы статуса депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

Статья 5. Срок полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления составляет четыре года. Установленный срок не может быть изменен в течение текущего срока полномочий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

2. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва.

3. Полномочия главы муниципального образования, его заместителя начинаются со дня их избрания на указанную должность депутатами представительного органа местного самоуправления и прекращаются с момента избрания в установленном законодательством Республики Адыгея порядке нового главы муниципального образования, его заместителя, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, указанных в статье 21 настоящего Закона.

Статья 6. Удостоверение и нагрудный знак депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутат представительного органа местного самоуправления имеет удостоверение, подтверждающее его депутатские полномочия, и нагрудный знак.

2. Депутату представительного органа местного самоуправления в результате избрания выборным должностным лицом местного самоуправления выдается удостоверение, подтверждающее его полномочия как главы муниципального образования либо его заместителя.

3. Удостоверение является документом, дающим право депутату представительного органа и выборному должностному лицу местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий посещать органы государственной власти Республики Адыгея и территориальные отделения федеральных органов государственной власти, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Адыгея, в разрешительном порядке присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать организации, независимо от их организационно - правовых форм, общественные объединения, осуществляющие деятельность на территории Республики Адыгея, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посещать воинские части, расположенные на территории муниципального образования.

4. Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата представительного органа и удостоверении выборного должностного лица местного самоуправления, их образцы и описание утверждаются Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея.

Статья 7. Права депутата представительного органа местного самоуправления

1. Депутат представительного органа местного самоуправления пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым представительным органом местного самоуправления, а также комиссией, членом которой он является.

2. Депутат представительного органа местного самоуправления имеет право:

1) избирать и быть избранным выборным должностным лицом местного самоуправления;
2) участвовать в обсуждении кандидатур выборных должностных лиц, членов избирательных комиссий, назначаемых или предлагаемых к назначению представительным органом местного самоуправления, а также персонального состава структурных подразделений органов местного самоуправления;
3) вносить любые вопросы в пределах своей компетенции на рассмотрение представительного органа местного самоуправления;
4) вносить проекты правовых актов для рассмотрения на заседаниях представительного органа местного самоуправления;
5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений, другим актам представительного органа местного самоуправления;
6) участвовать в рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы населения муниципального образования;
7) вносить предложения о заслушивании внеочередного отчета выборного должностного лица местного самоуправления на заседании представительного органа местного самоуправления либо информации иных должностных лиц органов местного самоуправления;
8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, требовать на них ответа и давать им оценку, выступать с обоснованием своих предложений, а также по мотивам голосования, давать справки;
9) вносить на рассмотрение представительного органа местного самоуправления обращения граждан, имеющих, по мнению депутата представительного органа местного самоуправления, общественное значение;
10) проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами организаций и членами общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
11) обращаться с депутатским запросом, депутатским обращением по вопросам своей деятельности, а также по заявлениям и жалобам граждан к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, действующих на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования;
12) требовать включения в протокол заседания представительного органа местного самоуправления текста своего выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений;
13) осуществлять иные полномочия, установленные настоящим Законом и уставом муниципального образования.

3. Порядок реализации депутатом представительного органа местного самоуправления прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления и уставом муниципального образования.

Статья 8. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на правотворческую инициативу

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право на правотворческую инициативу, которая осуществляется в форме внесения в представительный орган местного самоуправления:

1) проектов правовых актов и поправок к ним;
2) предложений о разработке и принятии правовых актов органов местного самоуправления.

2. Порядок осуществления правотворческой инициативы определяется уставом муниципального образования.

Статья 9. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на первоочередной прием должностными лицами

По вопросам осуществления своих полномочий депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления пользуются правом первоочередного приема должностными лицами органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителями организаций, независимо от их организационно - правовых форм, общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, а также лицами командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 10. Право депутата представительного органа местного самоуправления требовать устранения нарушения закона и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан

1. При нарушении должностными лицами органов государственной власти Республики Адыгея территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственности власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителями организаций, независимо от их организационно -правовых форм, общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, а также лицами командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея депутат представительного органа местного самоуправления вправе потребовать от них устранения нарушений закона, соблюдения прав и законных интересов граждан.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым обращено требование депутата представительного органа местного самоуправления, обязаны принять меры по устранению нарушения закона, соблюдению прав и законных интересов граждан с последующим информированием об этом депутата представительного органа местного самоуправления.

Статья 11. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на получение и распространение информации

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право на обеспечение в установленном порядке документами, принятыми органами местного самоуправления, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти Республики Адыгея, территориальными отделениями федеральных органов государственной власти, местными органами государственной власти Республики Адыгея, общественными объединениями и организациями.

2. При обращении депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея руководителям общественных объединений, организаций по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата представительного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления консультациями специалистов, представляют им необходимую информацию и документацию, не являющуюся государственной или коммерческой тайной.

3. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности или деятельности, связанной с исполнением полномочий выборного должностного лица, в средствах массовой информации, финансируемых из бюджета муниципального образования. Редакции средств массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления, а также иных средств массовой информации, действующих на территории муниципального образования и финансируемых из бюджета муниципального образования, обязаны по письменному обращению депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления предоставить им возможность выступления по вопросам своей деятельности бесплатно.

4. Материалы, представленные депутатом представительного органа местного самоуправления, в том числе по поручению представительного органа местного самоуправления либо его комиссией, выборным должностным лицом местного самоуправления, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, финансируемых из бюджета муниципального образования, не позднее десяти дней после обращения к ним либо в иной срок, согласованный с депутатом представительного органа или выборным должностным лицом местного самоуправления.

5. Редактирование материалов без согласия депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления недопустимо. Редакции средств массовой информации несут ответственность, установленную законодательством, за искажение содержания публикации.

6. Информация, на распространение которой законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея установлены ограничения, предоставляется депутату представительного органа и выборному должностному лицу местного самоуправления по его письменному запросу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления порядок использования соответствующей информации.

Статья 12. Ограничения деятельности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления при осуществлении своих полномочий

1. Депутат представительного органа либо выборное должностное лицо местного самоуправления не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Российской Федерации, Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, городского, районного Собрания представителей или иного представительного органа местного самоуправления Республики Адыгея, занимать государственные должности, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы в органах представительной, исполнительной и судебной власти.

2. Депутат представительного органа местного самоуправления независимо от порядка осуществления полномочий не вправе:

1) получать от организаций, независимо от их организационно -правовых форм, и физических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением ими своих полномочий, кроме как в порядке, установленном законодательством о труде;
2) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности представительного органа местного самоуправления, депутатом которого он является, с представительными органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти Республики Адыгея, местными органами государственной власти Республики Адыгея, международными и иностранными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея, а также международными договорами;
3) получать гонорары за выступления и публикацию материалов, подготовка которых входит в обязанности депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления;
4) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления, средства материально -технического, финансового и информационного обеспечения их деятельности, а также другое имущество муниципального образования и служебную информацию.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
2) заниматься другой оплачиваемой или дающей доход деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности;
3) участвовать в коммерческой рекламе товаров и услуг, распространяемой через средства массовой информации либо в иной публичной форме;
4) участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно - правовой формы, в том числе входить в состав органов управления коммерческими организациями, использующими средства бюджета муниципального образования, если в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Адыгея, правовыми актами органов местного самоуправления, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

4. Гражданин, являющийся выборным должностным лицом органа местного самоуправления, обязан передать в доверительное управление на время нахождения на выборной муниципальной должности находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.

5. Выборное должностное лицо местного самоуправления обязано ежегодно в установленном порядке представлять сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

Статья 13. Формы депутатской деятельности

1. Основными формами деятельности депутата представительного органа местного самоуправления являются:

1) участие в работе соответствующего представительного органа местного самоуправления;
2) участие в работе постоянных комиссий, временных, согласительных комиссий, депутатских групп, создаваемых в соответствии с регламентом представительного органа местного самоуправления и уставом муниципального образования;
3) направление обращений и запросов к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям организаций, общественных объединений, а также к лицам командного состава воинских частей;
4) внесение предложений о направлении запросов Совета депутатов лицам, указанным в пункте 3 части 1 настоящей статьи;
5) участие в разработке проектов и принятии правовых актов, издаваемых представительным органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;
6) непосредственное обращение с избирателями, работа с их обращениями и наказами, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления на собраниях избирателей, сходах граждан, а также через средства массовой информации;
7) осуществление контроля за выполнением нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления;
8) участие в осуществлении представительских и иных функций от имени избирателей, населения муниципального образования и представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

2. Деятельность депутата представительного органа местного самоуправления может осуществляться и в иных формах, предусмотренных уставом муниципального образования.

Статья 14. Депутатский запрос

1. Депутат либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления по заявлением или жалобам граждан, связанным с нарушением их прав и законных интересов, вправе в пределах своей компетенции направить в письменной форме запрос к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, организаций, объединений и их должностных лиц.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым направлен депутатский запрос, обязаны дать на него ответ в письменной форме непосредственно инициатору (инициаторам) запроса в срок не более пятнадцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлен депутатский запрос.

3. В случае необходимости проведения дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов, связанных с запросом депутата (группы депутатов) представительного органа местного самоуправления, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны проинформировать об этом депутата (депутатов) в трехдневный срок со дня получения депутатского запроса и согласовать с ним (ними) иной срок представления ответа.

Статья 15. Депутатское обращение

1. Депутат либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции обращаться в письменной форме по вопросам депутатской деятельности к лицам, указанным в части 1 статьи 14 настоящего Закона, с просьбой оказать содействие, принять меры по вопросу, указанному в обращении, либо предоставить информацию, разъяснения, консультации по вопросам, изложенным в депутатском обращении.

2. Депутатское обращение должно быть рассмотрено лицами, к которым направлено депутатское обращение. Указанные лица обязаны дать на него ответ в письменной форме непосредственно инициатору (инициаторам) обращения в срок не более тридцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлено депутатское обращение.

1. Представительный орган местного самоуправления вправе по вопросам в пределах своей компетенции направить в письменной форме запрос к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, организаций, объединений и их должностных лиц.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым направлен запрос Совета депутатов, обязаны дать на него ответ в письменной форме в срок не более пятнадцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлен запрос Совета депутатов.

Статья 17. Депутатская этика

Правила депутатской этики и ответственность за их несоблюдение устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

Статья 18. Обязанности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Адыгея, законодательство Российской Федерации и Республики Адыгея, регламент представительного органа местного самоуправления и устав муниципального образования;
2) информировать своих избирателей и население муниципального образования о своей деятельности и отчитываться перед ними в соответствии с уставом муниципального образования и настоящим Законом;
3) принимать меры по обеспечению прав, свобод, законных интересов своих избирателей и населения муниципального образования, рассматривать поступившие от них предложения, заявления, жалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов и информировать о принятых мерах;
4) участвовать в работе представительного органа местного самоуправления и комиссий, членом которых он является;
депутат представительного органа местного самоуправления должен быть своевременно проинформирован о времени созыва, месте проведения заседания представительного органа местного самоуправления;
5) соблюдать иные положения, установленные уставом муниципального образования и настоящим Законом.

2. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления обязаны соблюдать установленные в представительном органе местного самоуправления правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией и документами.

Статья 19. Отчет депутата представительного органа местного самоуправления перед избирателями

1. Депутат представительного органа местного самоуправления обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы и наказов избирателей.

2. Периодичность отчета депутата представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования, но не реже одного раза в два года.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают опубликование отчетов депутатов представительного органа местного самоуправления.

Статья 20. Отчет главы муниципального образования и его заместителя

1. Глава муниципального образования и его заместитель обязаны отчитываться перед представительным органом местного самоуправления и населением муниципального образования о своей работе в порядке, установленном уставом муниципального образования.

2. Периодичность отчета главы муниципального образования и его заместителя устанавливается уставом муниципального образования, но не реже одного раза в два года.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают опубликование отчетов главы муниципального образования и его заместителя.

Статья 21. Основания досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в связи с истечением срока полномочий, указанного в статье 5 настоящего Закона, а также может осуществляться досрочно.

2. Полномочия депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

1) представления письменного заявления о добровольном сложении своих полномочий;
2) утраты гражданства Российской Федерации и Республики Адыгея;
3) выезда на постоянное место жительства за пределы границ соответствующего муниципального образования, а в городах республиканского значения - за пределы города;
4) отзыва депутата представительного органа местного самоуправления;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом представительного органа либо выборным должностным лицом местного самоуправления;
6) признания гражданина, являющегося депутатом представительного органа или выборным должностным лицом местного самоуправления, решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, умершим, безвестно отсутствующим;
7) смерти депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления;
8) избрания или назначения на должность, занятие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея несовместимо со статусом депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления;
9) неисполнения депутатом представительного органа и выборным должностным лицом местного самоуправления положений статьи 12 настоящего Закона;
10) самороспуска представительного органа местного самоуправления по решению этого органа (длительное бездействие, невозможность проведения кворумных заседаний и т. п.) или упразднения муниципального образования.

3. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно также в случае его переизбрания представительным органом местного самоуправления.

4. Порядок и процедура досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Адыгея.

5. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления оформляется решением соответствующего представительного органа местного самоуправления, принятым в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.

6. Гражданин, чьи полномочия как депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления прекращены досрочно, не может быть ограничен в пассивном избирательном праве, за исключением случаев прекращения полномочий в соответствии с пунктами 2, 5, 6 и 7 части 2 настоящей статьи.

7. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления с нарушением порядка и процедуры досрочного прекращения их полномочий, установленных уставом муниципального образования и законами Республики Адыгея, а также по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом, не допускается.

Статья 22. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления

Порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Адыгея об отзыве депутата представительного органа местного самоуправления.

Статья 23. Гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при осуществлении своих полномочий

1. Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий, защита его прав, чести и достоинства.

2. Органы местного самоуправления обеспечивают депутату представительного органа местного самоуправления необходимые условия для проведения в избирательном округе личных приемов и встреч с избирателями округа. По просьбе депутата представительного органа местного самоуправления органы местного самоуправления выделяют помещение, оборудованное мебелью и, по возможности, средствами связи, извещают граждан о времени и месте проведения встреч, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь.

3. Встречи с работниками организаций и их структурных подразделений, расположенных на территории соответствующего избирательного округа, депутат представительного органа местного самоуправления проводит по согласованию с руководителями этих организаций.

4. Для работы в комиссиях и участия в заседаниях представительного органа местного самоуправления администрация организации освобождает депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной деятельности, от выполнения производственных или служебных обязанностей на основании официального уведомления о вызове его на заседание представительного органа местного самоуправления, а для работы в избирательном округе - на основании письменного уведомления депутата представительного органа местного самоуправления. При этом требование каких-либо других документов не допускается.

5. Депутат представительного органа местного самоуправления в период осуществления своих полномочий, а также в течение года после их окончания не может быть уволен с работы по инициативе администрации организации, независимо от ее организационно -правовой формы (за исключением случаев ликвидации организации), переведен в порядке дисциплинарного взыскания на другую работу, исключен из учебного заведения в период осуществления своих полномочий без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления.

6. Депутат представительного органа местного самоуправления в связи с осуществлением своих полномочий имеет право по предъявлению удостоверения пользоваться средствами связи, находящимися в пользовании соответствующих органов местного самоуправления. Оплата услуг связи, предоставляемых депутату представительного органа местного самоуправления, производится из бюджета муниципального образования. Порядок оплаты услуг связи устанавливается правовыми актами органа местного самоуправления.

7. Депутат представительного органа местного самоуправления для поездок при осуществлении депутатской деятельности на территории муниципального образования может использовать служебный автотранспорт. Порядок предоставления служебного автотранспорта определяется представительным органом местного самоуправления и устанавливается уставом муниципального образования.

8. Депутат представительного органа местного самоуправления на территории соответствующего города, района пользуется правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта городского и внутрирайонного сообщения (за исключением такси). Проезд депутата на указанных видах транспорта осуществляется по удостоверению депутата представительного органа местного самоуправления установленного образца.

Статья 24. Неприкосновенность депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны, за исключением случаев задержания на месте преступления, подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора Республики Адыгея.

2. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия представительного органа местного самоуправления.

3. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления также не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанные мнения, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата представительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

Статья 25. Социальные гарантии деятельности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутатам представительного органа и выборным должностным лицам местного самоуправления гарантируются обязательное страхование на случай смерти, причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением ими своих полномочий, при этом размер страховой суммы устанавливается представительным органом местного самоуправления и выплачивается из средств бюджета муниципального образования.

2. Депутатам представительного органа местного самоуправления гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период замещения ими должности выборного должностного лица местного самоуправления.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления имеет право на получение пенсии по возрасту или за выслугу лет, назначенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. В случае смерти, связанной с исполнением выборным должностным лицом должностных обязанностей, в том числе наступившей после окончания срока его полномочий, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, условия, порядок назначения и выплаты которой определяются законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

4. Выборное должностное лицо местного самоуправления в связи с выходом на пенсию имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с Законом Республики Адыгея.

5. Период осуществления полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления приравнивается к стажу муниципальной службы и засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея о муниципальной службе.

6. Период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу в течение трех месяцев после прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

7. Выборному должностному лицу местного самоуправления после окончания срока его полномочий, досрочного прекращения полномочий в соответствии с пунктами 1, 3, 10, 11 части 2 статьи 21 настоящего Закона предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по прежнему месту работы или, с его согласия, в другой организации. В случае непредоставления работы выборному должностному лицу местного самоуправления выплачивается денежное содержание по ранее занимаемой должности на период его трудоустройства, но не более шести месяцев, за счет средств бюджета муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

8. Уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии депутатам представительного органа и выборным должностным лицам местного самоуправления.

Статья 26. Отпуск выборного должностного лица местного самоуправления

1. Выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее тридцати календарных дней.

2. Выборному должностному лицу местного самоуправления сверх ежегодного оплачиваемого отпуска по решению представительного органа местного самоуправления может предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск за счет средств бюджета муниципального образования, но не более пятнадцати календарных дней.

3. Порядок предоставления выборному должностному лицу местного самоуправления дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается уставом муниципального образования.

Статья 27. Материально - финансовое обеспечение деятельности депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий

1. Депутату представительного органа местного самоуправления ежемесячно возмещаются за счет средств бюджета муниципального образования расходы, связанные с его деятельностью, в порядке и размерах, установленных представительным органом местного самоуправления, но не менее одного минимального размера оплаты труда.

2. Депутату представительного органа местного самоуправления, освобожденному по месту основной работы от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в представительном органе местного самоуправления, а также на время его работы с избирателями в избирательном округе, сохраняется средний заработок по основному месту работы.

3. Выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается денежное вознаграждение, размер и порядок выплаты которого определяется представительным органом местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Адыгея за счет средств бюджета муниципального образования.

4. Дополнительное материально - финансовое обеспечение деятельности депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий устанавливается представительным органом местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Неуважение к депутату представительного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к представительному органу местного самоуправления, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.

2. Неисполнение лицами, указанными в пункте 11 статьи 7 настоящего Закона, положений настоящего Закона либо создание депутату представительного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления препятствий в осуществлении ими своих полномочий (в том числе предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных сроков и порядка предоставления информации), а также иные нарушения настоящего Закона влекут за собой уголовную, административную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

3. Неправомерное воздействие на депутата представительного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления, членов их семей, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения их деятельности в качестве депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, а также в целях изменения характера деятельности, влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.



Просмотров