Обращения осужденных и порядок их рассмотрения. Обращения осужденных и порядок их разрешения. Рассмотрение письменного обращения

Каждый осужденный может изложить предложение, заявление или жалобу устно либо письменно.

Осужденные - граждане Российской Федерации могут вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания.

Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе делать это на родном языке или на любом другом языке, которые они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения, а при отсутствии такой возможности на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказание.

Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства имеют право поддерживать связи с дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

Осужденные вправе подавать предложения, заявления и жалобы только от своего имени. Подавать их от группы либо от имени других лиц не разрешается.

Письменные предложения, заявления и жалобы направляются по адресу через администрацию ИУ. Они регистрируются в отделах специального учета тюрем или у секретаря (делопроизводителя) колонии и не позднее чем в трехсуточный срок направляются адресату.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, просмотру и цензуре не подлежат и не позднее чем в суточный срок направляются по принадлежности.

Предложения, заявления и жалобы по вопросу получения передач, посылок, предоставления свиданий, расходования денег, начисления зарплаты, трудоиспользованпя.

Оказания медицинской помощи, обеспечения вещевым имуществом, а также иным вопросам подобного характера, которые могут быть решены на месте администрацией ИУ, разрешаются, не ожидая результатов рассмотрения пх органами или лицом, которому они направлены. Предложения, заявления и жалобы, направляемые в государственные органы и общественные объединения, а также на имя должностных лиц, администрация ИУ сопровождает письмом, в котором кратко указывает свое мнение по существу изложенного. К первичным заявлениям и жалобам в судебные органы и органы прокуратуры, в которых содержится просьба о снижении меры наказания, а также к заявлениям о переводе в другое ИУ приобщаются справки-характеристики.

Поступившие ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб объявляются осужденным под расписку при их поступлении, но не позднее, чем в трехдневный срок, и приобщаются к их личным делам.

На предложения, заявления и жалобы, изложенные в письменном виде, в полной мере распространяется действие абз. 5 § 12 настоящих Правил.

Еще по теме § 13. Предложения, заявления и жалобы осужденных:

  1. Регистрация и учет предложений, заявлений и жалоб на работу суда.
  2. Правовая работа при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих
  3. 6. РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,. ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
  4. ИСКОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ. ЗАЯВЛЕНИЯ И ЖАЛОБЫ, ПОДАВАЕМЫЕ B СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
  5. §4. Участие адвоката-защитника в кассационной инстанции. Методика и тактика обжалования приговора: изучение приговора и протокола судебного заседания, беседа с осужденным и решение вопроса о принесении кассационной жалобы, составление жалобы и порядок предоставления ее, а также дополнительной жалобы и дополнительных материалов в кассационную инстанцию
  6. Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 октября 1998 года об отмене решения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19 августа 1998 года в связи с неверным применением судом первойинстанции Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», утвержденного 12 апреля 1968 года, в редакции Постановления ПВС СССР от 4 марта 1980 года

Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Обращениям осужденных и порядку их рассмотрения посвящена статья 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ).

Права осужденных на обращения различаются в зависимости от вида отбываемого ими наказания. Если наказание не связано с изоляцией от общества, то осужденные направляют обращения в обычном порядке, как и другие граждане.

Осужденные, содержащиеся в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, направляют всю корреспонденцию через администрацию учреждений.

Обращения этой категории осужденных подвергаются цензуре. Это объясняется необходимостью профилактики преступлений и правонарушений. Осужденные опускают письменные обращения в незапечатанных конвертах в почтовые ящики, расположенные на территории учреждения в доступном для осужденных месте, либо передают их представителям администрации. Исходящая корреспонденция в течение трех суток должна быть направлена адресату.

Обращения в органы и должностным лицам, обладающим правом контроля и надзора за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, проверке не подлежат, принимаются в запечатанном виде и должны быть направлены адресату в течение суток. К ним относятся: 1) Федеральное Собрание РФ; 2) Президент РФ; 3) Правительство РФ; 4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ; 5) суд; 6) прокуратура; 7) вышестоящие органы управления УИС; 8) Уполномоченный по правам человека в РФ; 9) уполномоченный по правам человека в субъекте РФ; 10) Международные организации, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека; 11) общественные наблюдательные комиссии, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращения к администрации могут быть как письменными, так и устными. И те и другие регистрируются и разрешаются уполномоченными на то лицами.

Письменные обращения, поступившие государственному органу или должностному лицу, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением лица, направившего обращение, о переадресации обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие которых обжалуется.

Решения по обращениям осужденных принимаются в срок до 30 дней со дня их регистрации, за исключением тех, которые требуют дополнительного изучения. В этих исключительных случаях, включая направление запроса в другой государственный орган о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней с уведомлением об этом лица, направившего обращение.

Обращения, в которых не содержатся конкретные просьбы, жалобы и предложения или затрагиваются уже решенные вопросы, а также обращения с общими рассуждениями по тем или иным вопросам направляются в дело с обязательным извещением авторов.

В Федеральном законе от 02.05.06 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлены требования к письменному обращению.

Оно должно содержать: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение, либо его фамилию, имя, отчество и должность; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; изложение существа дела; фамилию, имя, отчество заявителя, личную подпись и дату. При отсутствии указанных атрибутов они признаются анонимными, а потому регистрации и рассмотрению не подлежат.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного.

Важной формой обеспечения права осужденных на обращения является их личный прием. Личный прием осужденных осуществляется руководством ИУ, а также начальниками отделов и служб по графику. Учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результатов их рассмотрения производится в Журнале приемов осужденных по личным вопросам. Проверка решений, принятых во время приемов, проводится ежемесячно. Должностные лица вышестоящих органов управления обязаны при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, проводить личный прием осужденных.

материал предоставлен

прокуратурой Нижегородской области

Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Комментарий к статье 15 УИК РФ:

1. Комментируемая статья детализирует одно из основных прав осужденных, перечисленных в ст. 12 УИК РФ. Регулирование данного права самостоятельной статьей подчеркивает роль, которую отводит ему законодатель как одной из важнейших гарантий правовой защищенности осужденных (см. комментарий к ст. 12).

Конституционное право граждан России на обращения конкретизировано в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором регулируются правоотношения, связанные с реализацией этого права, а также устанавливается порядок рассмотрения таких обращений.

На региональном уровне приняты законы субъектов РФ. Например, Закон г. Москвы 1997 г. "Об обращениях граждан", одноименный областной Закон 1997 г. Свердловской области и др.

2. Осужденные обладают правом на обращения в той же мере, что и остальные граждане России, однако порядок его реализации различается в зависимости от вида отбываемого ими наказания. Осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, направляют обращения в обычном порядке. Статья 6 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (2005 г.) устанавливает, что уголовно-исполнительные инспекции рассматривают обращения осужденных по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Осужденные, содержащиеся в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, направляют всю корреспонденцию через администрацию данных учреждений.

В соответствии с УИК РФ обращения данной категории осужденных подвергаются цензуре, осуществление которой определяется необходимостью профилактики преступлений и правонарушений. Осужденные опускают письменные обращения в конвертах в незапечатанном виде в почтовые ящики, расположенные на территории учреждения в доступном для осужденных месте, либо передают их представителям администрации (лицами, содержащимися в камерах). Исходящая корреспонденция в течение трех суток должна быть направлена адресату.

3. Обращения, направляемые органам и должностным лицам, обладающим правом контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проверке не подлежат, принимаются в запечатанном виде и должны быть направлены адресату в течение суток. К ним относятся: 1) Федеральное Собрание РФ; 2) Президент РФ; 3) Правительство РФ; 4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ; 5) суд; 6) прокуратура; 7) вышестоящие органы управления УИС; 8) Уполномоченный по правам человека в РФ; 9) уполномоченный по правам человека в субъекте РФ; 10) Международные организации, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека; 11) общественные наблюдательные комиссии, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Обращения в адрес администрации могут иметь как письменный, так и устный характер. И те и другие регистрируются и разрешаются уполномоченными на то лицами.

5. Письменные обращения, поступившие государственному органу или должностному лицу, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением лица, направившего обращение, о переадресации обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие которых обжалуется.

Решения по обращениям граждан, в том числе осужденных, принимаются в срок до 30 дней со дня их регистрации, за исключением тех, которые требуют дополнительного изучения. В этих исключительных случаях, включая направление запроса в другой государственный орган о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней с уведомлением об этом лица, направившего обращение.

Обращения, в которых не содержатся конкретные и обоснованные просьбы, жалобы и предложения или затрагиваются уже решенные вопросы, а также обращения с общими рассуждениями по тем или иным вопросам направляются в дело с обязательным извещением авторов.

6. В Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлены требования к письменному обращению.

Они должны содержать следующую информацию: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение, либо его фамилию, имя, отчество и должность; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; изложение существа дела; фамилию, имя, отчество заявителя, личную подпись и дату. При отсутствии указанных атрибутов они признаются анонимными, а потому регистрации и рассмотрению не подлежат.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

7. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного.

8. Важной формой обеспечения права осужденных на обращения является их личный прием. Так, в соответствии со ст. 30 ПВР ИУ личный прием осужденных осуществляется руководством ИУ, а также начальниками отделов и служб по графику. Учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результатов их рассмотрения производится в Журнале приемов осужденных по личным вопросам. Проверка решений, принятых во время приемов, проводится ежемесячно. Должностные лица вышестоящих органов управления обязаны при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, проводить личный прием осужденных.

Осужденные могут направлять предложения, заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Предложения - это обращения осужденных, в которых содер­жатся сведения о необходимости сохранения либо изменения сущест­вующих явлений или процессов.

Обычно они выражаются в предложе­ниях об изменении действующего законодательства и нормативных правовых актов, а также практики исправительных учреждений.

Заявления - это обращения осужденных, в которых, как пра­вило, излагаются просьбы о необходимости принятия каких-либо реше­ний или действий в интересах заявителя, например, заявления осужден­ных с просьбой разрешить выезд за пределы исправительного учрежде­ния (ст. 97 УИК РФ).

Жалобы - это обращения осужденных, в которых сообщается о нарушении прав, свобод и законных интересов и содержатся требования или просьбы о восстановлении нарушенных прав, свобод и интересов осужденных.

Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложе­ны в устной и письменной формах.

Осужденные могут направлять как индивидуальные, так и коллек­тивные предложения, заявления и жалобы. Указанные обращения могут быть поданы как в интересах самого осужденного, так и в инте­ресах третьих лиц.

Осужденные, отбывающие наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, испра­вительных работ, ограничения по военной службе и ограничения свобо­ды, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно в общем для всех граждан порядке. Если они адресованы администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, то они регистрируются и рассматриваются по существу. О результатах рассмотрения извещает­ся осужденный, подавший обращение.

Все предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содер­жанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, на­правляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

Для этого согласно Правилам внутреннего распорядка организуется ежедневный прием предложений, заявлений и жалоб осужденных как в устном, так и в письменном виде.

Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды корреспон­денции, исходящей от осужденных к аресту и лишению свободы, под­лежат цензуре.

Однако из этого правила есть исключение. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цен­зуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются адресату.

Для этого они принима­ются от осужденных в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено.

Аналогичный порядок установлен в отношении жалоб, направляе­мых Уполномоченному по правам человека в РФ. Согласно ст. 19 Фе­дерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1 жалобы, направленные Уполномоченному по правам человека в РФ лицами, находящимися в местах принудительного содержания, про­смотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

Предложения, заявления и жалобы осужденных, адресованные в ор­ганы государственной власти, общественные объединения, не поль­зующиеся правом контроля и надзора, а также иным юридическим и физическим лицам (например, адвокату) подвергаются цензуре и после этого направляются по принадлежности.

Если в предложениях, заявлениях и жалобах осужденных поставле­ны вопросы, которые могут быть разрешены на месте администрацией, то согласно Правилам внутреннего распорядка с согласия осужденного они адресату не направляются. В этом случае администрация принима­ет меры по разрешению законных просьб и предложений, содержащих­ся в обращениях осужденных.

Если администрация не компетентна разрешить вопросы, постав­ленные в предложениях, жалобах или заявлениях, либо автор настаива­ет на их отправке адресату, они направляются в соответствии с его же­ланием.

Предложения, заявления и жалобы, содержащие сведения, которые могут способствовать совершению преступления, выполненные тайно­писью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не направляются, а приобщаются к личному делу осужденного.

Подача предложений, заявлений и жалоб осужденными не приоста­навливает решения администрации и ее действия, по поводу которых обращаются осужденные.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установ­ленные законодательством РФ сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Предложения, заявления и жалобы должны быть рассмотрены в те­чение одного месяца. В случаях, когда не требуется специальная про­верка, срок рассмотрения установлен в 15 дней. Продление сроков воз­можно в случаях, если необходимо дополнительное изучение вопросов. Запрещено направлять жалобы тем органам и должностным лицам, чьи действия или решения обжалуются.

Еще по теме § 8. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения:

  1. 12.5. Взыскание обязательных платежей и санкций: право на обращение в суд и порядок рассмотрения дел
  2. 1. Основания и порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Порядок обжалования такого решения
  3. 23.2. Процессуальный порядок обращения приговора суда к исполнению
  4. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. НАЛИЧНОЕ И БЕЗНАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ.
  5. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ ПРИГОВОРА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДА
  6. 4. Посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами
  7. Порядок и сроки рассмотрения жалоб в государственном управлении
  8. 1.2.1. Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции (в президиуме областного суда)
  9. § 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров 1.
  10. § 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Наименование статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ дано в обобщенном виде, но ее содержание подразумевает традиционные виды жалоб, заявлений, ходатайств и предложений, с которыми осужденные обращаются по поводу интересующих их вопросов. В настоящее время со своими обращениями осужденные могут обращаться по любым вопросам. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права осужденных. Заявления и ходатайства могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся в том числе и к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, особенно в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование условий жизнедеятельности как самих осужденных, так и всего общества в целом, в чем проявляется их связь с гражданским обществом.

Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, которая обязана дать ответ на каждое обращение осужденных.

Вышеуказанная статья УИК РФ устанавливает порядок подачи обращений осужденных в зависимости от того, какой вид наказания отбывает осужденный. Так, предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста, лишения свободы, смертной казни, содержания в дисциплинарной воинской части, адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. К таким обращениям администрация, как правило, прилагает сведения, содержащие краткие установочные данные о заявителе, а также информацию о том, когда и как разрешалась проблема, обозначенная в обращении. Лица, осужденные к иным видам наказаний, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (суд, прокуратура, вышестоящие органы УИС, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и субъектах РФФРФрр и др.), цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

В статье 15 УИК РФ речь идет не только о контроле, но и о надзоре. Кроме того, в ней говорится не обо всех государственных органах, а об органах, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания, в число которых входят суд и прокуратура. УИК регламентирует осуществление контроля органами государственной власти (ст. 19), а также судебного контроля (ст. 20), ведомственного контроля (ст. 21), прокурорского надзора (ст. 22) и контроля общественных объединений (ст. 23). Однако контроль общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществим лишь в пределах, которые установлены законодательством РФ.

Органами, имеющими право контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, являются: законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов; органы судебной власти (включая Конституционный Суд РФ). Обращения осужденных, адресованные указанным органам, цензуре не подлежат.

При применении статьи 15 УИК РФ следует иметь в виду, что обращения осужденных по поводу решений и действий администрации органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и действий. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством РФ сроки и довести принятые решения до сведения осужденных, т.е. в данном случае применяется обычный для всех порядок рассмотрения обращений граждан.




Просмотров