Деньги наличные и безналичные предпринимательское право. Схема органов управления кредитной организации. Правовой режим наличных и безналичных денег в

С экономико-юридической точки зрения имущество предпринимателей можно разделить на следующие виды:

Основные средства;

Оборотные средства;

Нематериальные активы;

Капитал;

Фонды и резервы организации.

Правовой режим основных средств установлен НК РФ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

Для квалификации имущества в качестве основных средств необходимо одновременное выполнение следующих условий:

Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

Использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся, например, здания, сооружения; передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) и др.

Законодательством РФ установлены правила учета, погашения стоимости основных средств, их списания и переоценки. В составе имущества организаций учитывают основные средства, принадлежащие им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а также в арендуемые основные средства.

Основные средства учитываются по первоначальной стоимости. Для приведения стоимости основных средств в соответствие с их действительной стоимостью организациям предоставлено право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств. Стоимость основных средств после переоценки называется восстановительной. Различают полную восстановительную стоимость и остаточную восстановительную стоимость (с учетом износа).

Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации. Амортизация - процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт. Переносимая стоимость в денежной форме представляет собой амортизационные отчисления, аккумулирующиеся в амортизационном фонде предприятия. Положением по бухгалтерскому учету основных средств и методическими указаниями определяются: способы амортизации (линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)); объекты, не подлежащие амортизации; порядок начисления амортизационных отчислений. Размер амортизационных отчислений определяется в зависимости от срока полезного использования объекта.

Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

Статьей 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроком полезного использования. Например, к первой группе относится все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно; к пятой группе - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно; к десятой - свыше 30 лет.

Хозяйствующие субъекты в целях налогообложения начисляют амортизацию линейным методом в отношении имущества, входящего в 8 - 10 группы линейным или нелинейным методом в отношении имущества, входящего в 1 - 7 группы.

Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, которая определяется исходя из срока полезного использования объекта по формулам, закрепленным в ст. 259 НК РФ. По некоторым видам имущества к основной норме амортизации устанавливаются повышающие или понижающие коэффициенты.

Правовой режим оборотных активов определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России, Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н, и другими нормативными правовыми актами.

В отличие от основных средств, участвующих в производстве длительное время, оборотные средства переносят свою стоимость на продукцию по общему правилу в одном производственном цикле.

К оборотным средствам организации относятся:

1) материально-производственные запасы - часть имущества, используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, а также предназначенная для продажи или используемая для управленческих нужд. В состав запасов входят:

Основные и вспомогательные материалы;

Топливо;

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

Запасные части;

Готовая продукция - результат производственной деятельности предприятия, предназначенный для продажи;

Товары - вещи, приобретенные от других лиц для последующей перепродажи без дополнительной обработки;

2) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы:

Предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;

Предметы стоимостью на дату приобретения не более стократной суммы минимального размера оплаты труда;

Иные предметы - специальная форменная одежда; предметы, предназначенные для дачи напрокат; сменное оборудование; сучкорезки и др.;

3) дебиторская задолженность - права требования, принадлежащие кредитору по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг;

4) финансовые вложения;

5) денежные средства.

Правовой режим нематериальных активов определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н. К нематериальным активам относится имущество, обладающее одновременно следующими признаками:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж)наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам относятся обладающие перечисленными признаками исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы данных, селекционные достижения) и приравненные к ним средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров).

В составе нематериальных активов учитываются также:

1) организационные расходы - расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставной (складочный) капитал. Расходы организации, связанные с возникающей в ходе ее функционирования необходимостью переоформления учредительных и других документов (при изменении видов деятельности, представлении образцов подписей должностных лиц и пр.), изготовления новых штампов, печатей не относятся к нематериальным активам, а подлежат учету в составе общехозяйственных расходов;

2) деловая репутация.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Учитываются нематериальные активы в сумме затрат на их приобретение, изготовление и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Нематериальные активы могут быть внесены учредителями (собственниками) организации в счет их вкладов в уставный капитал организации, получены безвозмездно, приобретены организацией в процессе ее деятельности.

Необходимо учитывать, что в качестве вклада в имущество организации могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В связи с этим таким вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права и т.п.) или ноу-хау. Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое организации в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в предусмотренном законодательством порядке (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Стоимость нематериальных активов погашается путем начисления амортизации. Амортизационные отчисления определяются линейным или нелинейным способами в зависимости от срока полезного использования и амортизационной группы.

Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации. Уставный (складочный) капитал (паевой фонд) представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций, паев) учредителей (участников) организации. Порядок формирования уставного (складочного) капитала (паевого фонда) определен нормами ГК РФ и специального законодательства применительно к каждому виду организаций. Так, на момент государственной регистрации уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен его учредителями не менее чем наполовину. Аналогичное правило действует и при формировании складочного капитала в хозяйственных товариществах. Члены производственного кооператива обязаны внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем 10% паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива.

Уставный (складочный) капитал подразделяется на доли, соответствующие вкладам участников. Доли учитываются при исчислении дохода каждого участника. В хозяйственных обществах величина уставного капитала предопределяет минимальный размер чистых активов общества, что можно рассматривать как гарантию прав кредиторов. При этом минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда. Минимальный размер уставного капитала увеличивается для организаций некоторых видов деятельности (кредитных, страховых организаций).

Поскольку в товариществах и производственных кооперативах действует принцип субсидиарной ответственности полных товарищей (членов кооператива) по обязательствам организации всем своим имуществом (кроме имущества, на которое нельзя обращать взыскание), складочный капитал (паевой фонд) не является минимальной гарантией прав кредиторов. Следовательно, отпадает необходимость определения в законе минимального размера. Размеры складочного капитала и паевого фонда устанавливаются в учредительных документах при создании организации.

В законодательстве сформулированы требования к формированию уставного (складочного) капитала. Необходимо, чтобы имелось конкретное имущество, которое способно удовлетворить интересы потенциальных контрагентов. Вносимое имущество или иные права должны иметь денежную оценку. При несоответствии денежной оценки действующим ценам необходимо представить заключение независимого оценщика или аудитора. Участие в формировании уставного (складочного) капитала или паевого фонда является обязанностью учредителей организации.

Уменьшение и увеличение уставного (складочного) капитала производятся по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы. Законодательством предусматриваются гарантии прав кредиторов при уменьшении уставного капитала. Так, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об акционерных обществах» кредиторы должны быть в письменной форме уведомлены об уменьшении уставного капитала общества не позднее 30 дней с даты принятия такого решения. Не позднее 30 дней с даты направления им уведомления кредиторы вправе потребовать от общества прекращения или досрочного исполнения его обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

При создании государственных и муниципальных предприятий формируется уставный фонд. Уставный фонд определяется собственником предприятия и должен быть полностью им оплачен до государственной регистрации. Как часть имущества унитарного предприятия уставный фонд является неделимым и не может быть распределен по вкладам (паям, долям). Размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда, муниципального - 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Уменьшение и увеличение уставного фонда федерального государственного унитарного предприятия осуществляется по решению учредителя, согласованному с органом исполнительной власти. Увеличение уставного фонда предприятия может быть произведено как за счет дополнительной передачи ему учредителем имущества, имеющихся активов, так и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В случае принятия учредителем решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В любом случае стоимость чистых активов предприятия не может быть меньше размера уставного фонда. Установлены также иные гарантии прав кредиторов при уменьшении величины уставного фонда ().

Добавочный капитал включает:

Суммы от дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов со сроком полезного использования свыше 12 месяцев;

Эмиссионный доход акционерного общества, т.е. суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных обществом акций за минусом издержек по их продаже;

Безвозмездно полученные организацией ценности;

Средства ассигнований из бюджета, использованные на финансирование долгосрочных вложений;

Другие аналогичные суммы.

Резервный капитал (фонд) создается в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ или в добровольном порядке - по решению самой организации в соответствии с ее учредительными документами и учетной политикой. Так, обязанность создания резервного фонда предусмотрена для акционерных обществ. В соответствии со ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» в обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15% от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений также предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения установленного уставом общества размера. Если резервный капитал создается в добровольном порядке, то решение о его формировании является элементом учетной политики организации.

Действующим законодательством организациям предоставлено право создавать резервы сомнительных долгов. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок, установленный договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Источником формирования данного резерва являются финансовые результаты деятельности организации, т.е. прибыль, исчисленная до налогообложения. Резерв сомнительных долгов создается по результатам проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Статьей 266 НК РФ регламентирован порядок исчисления суммы формируемого резерва. Она не может превышать 10% от выручки отчетного периода. Резерв может быть использован только на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа либо ликвидации организации.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная в отчетном периоде, может быть перенесена на следующий период в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ.

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию может создаваться в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенных договоров предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Предельный размер резерва не может превышать размера, определяемого как доля фактически осуществленных субъектом расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации данных товаров за предыдущие три года. В конце налогового периода размер резерва корректируется исходя из фактически осуществленных расходов. По товарам, по которым истек срок гарантийного обслуживания и ремонта, неизрасходованные по назначению суммы резерва включаются в состав внереализационных доходов соответствующего отчетного периода. Амортизационный фонд формируется за счет амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных средств.

Средства целевого финансирования и поступления представляют собой средства, полученные организацией из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды. Данные средства носят целевой характер использования и могут быть изъяты при выявлении фактов использования их не по назначению. Резервы предстоящих расходов и платежей создаются организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Организации могут создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, расходы на ремонт основных средств, выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели. Если такие резервы не создаются, то произведенные затраты включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат по мере их совершения.

Из прибыли, остающейся в распоряжении организации, могут формироваться различные фонды (накопления и потребления, социальный, жилищный, материального поощрения). Их создание является элементом учетной политики организации.

Предыдущая

2012 Право №4(6)

Ю.М. Закревская

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕНЕГ И ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Рассматривается отечественный и зарубежный опыт законодательного определения правового режима денег и денежных средств осуждённых в целом, а также отдельные его аспекты. Обращается внимание на ограничения распоряжения деньгами и денежными средствами, их карательное и профилактическое значение. Автор выделяет положительные и отрицательные стороны правовой регламентации в двух странах, оценивает отдельные возможности использования позитивного опыта Германии в России.

Ключевые слова: денежные средства, деньги, лишение свободы, режим лишения свободы.

Рассмотрение проблем правового режима денег и денежных средств осуждённых к лишению свободы в уголовно-исполнительном праве тесно связано с кругом смежных вопросов: материально-бытового обеспечения, воспитательного воздействия на осуждённых, их трудовой деятельности и др. Кроме того, обнаруживается их тесная связь с отраслями права, в рамках которых осуждённый может реализовывать свою правоспособность. Отдельные из таких вопросов могут относиться как к федеральному ведению, так и к ведению субъектов Федерации1. В России и Германии признается, что ограничения режима отбывания наказания, касающиеся обращения денег и денежных средств осуждённых, преследуют цель не допустить совершения осуждёнными новых преступлений . Вопрос о карательной стороне таких ограничений в российской уголовно-исполнительной науке является спорным , а в германской не ставится вовсе.

Согласно распространенному в отечественной цивилистике подходу принято различать понятия «деньги» и «денежные средства» как объекты гражданских прав. Под термином «деньги» понимаются вещи, т.е. банкноты и монеты, выпущенные Центральным банком РФ, - иначе говоря, наличные деньги. Денежные средства - это «бестелесные имущественные блага (обязательственные требования), которые учитываются на банковском счете и используются в качестве средства платежа по соглашению сторон» 1. Хотя в гражданском праве Германии термин «деньги» является родовым: наличные «Bargeld» и безналичные деньги «Buchgeld» («Giralgeld») выделяются как виды, взгляд на их правовую природу полностью соответствует отечественному, приведенному выше .

По общему правилу в России и Германии денежные средства содержатся на лицевых счетах осуждённых. Исключение составляют колонии-поселения в России (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ), где осуждённые вправе пользоваться наличными деньгами .

К источникам формирования денежных сумм на счетах в России и Германии относятся:

1. Заработная плата (денежное вознаграждение за труд - «Arbeitsentgelt»), которая выплачивается за выполнение работы в исправительном учреждении, организациях различных форм собственности, в Германии также - доход от индивидуальной трудовой деятельности2. В России минимальный размер оплаты труда осуждённых, как и всех иных категорий населения, определяется законом на неопределённый срок , хотя в дальнейшем может повышаться изменением закона. В Германии базовая величина для расчета вознаграждения за работу для всех земель - средний размер заработка застрахованных в рамках системы государственного социального страхования по состоянию за прошедший год - постоянно изменяется, но предполагает единый базовый уровень оплаты труда для всех осуждённых3. В 2011 г. размер вознаграждения осуждённых составил в среднем 10,9 евро в день и 1,36 евро в час. Кроме того, применяется пятиступенчатая система ранжирования оплаты труда в зависимости от степени сложности, производительности, вредных условий и прочих факторов .

2. Пенсии, социальные пособия.

3. Денежные переводы, иное (например, наличные деньги, имевшиеся

при осуждённом во время поступления в исправительное учреждение).

Специфические для Германии источники дохода осуждённых - это:

1. Пособие обучающимся осуждённым («Ausbildungsbeihilfe») - государственная выплата, по сумме равная вознаграждению за работу. Оно предоставляется осуждённым, не обязанным трудиться, если они не имеют иных средств к существованию; а также работающим осуждённым, которые учатся в рабочее время, в целях компенсации упущенного заработка. Это положение соответствует норме п. 4 ст. 28 Европейских пенитенциарных правил 2006 г.

1 Устоявшейся терминологии, как и подхода к природе денег и в особенности денежных средств на счетах (или «безналичных денег»), до настоящего времени не сложилось. Например: Гражданское право: в 4 т. Т. 1: Общая часть: учеб. / отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2005. С. 417-419 (автор главы - проф. Е.А. Суханов); Дружинина Ю.Ф. О месте денег в системе гражданских прав // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 301. С. 111-112.

2 До внесения изменений в ст. 103 УИК РФ индивидуальная трудовая деятельность в исправительных учреждениях была разрешена и в России (см. ФЗ от 6.06.2007 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

3 Расчёт следующий: 9 % от этой величины составляет так называемое «базовое вознаграждение» («Ескуег§йи炙). Дневной заработок осуждённого составляет 1/250 его часть .

4 В Германии могут быть использованы в период отбывания наказания, в отличие от требований

ч. 9 ст. 82 УИК РФ.

об одинаковом статусе образования и труда осуждённых, который выражается в том числе и в отсутствии ущемления в финансовом плане. В России компенсации предоставляются только работающим осуждённым в случаях, предусмотренных законодательством о труде.

2. «Карманные деньги» («Taschengeld») - государственная выплата, предоставляемая в текущем месяце нуждающимся осуждённым по их заявлению, если они не работают и не учатся по независящим от них причинам. Критерием нуждаемости служит отсутствие на счетах осуждённого денежных средств, равных сумме запрашиваемых «карманных денег» на момент подачи заявления. Размер выплаты составляет до 14 % вознаграждения за труд, или примерно 32 евро в месяц.

Обязательные отчисления, которые должны производить осуждённые, могут иметь различную природу и не всегда связаны с уголовноисполнительными отношениями. В связи с этим остановимся на отраслевых отчислениях. В Германии, как и в России, предусмотрено возмещение осуждёнными расходов по их содержанию в исправительных учреждениях (§ 50 Уголовно-исполнительного закона ФРГ (далее - УИЗ ФРГ) , ст. 99 УИК РФ). Фактически такие суммы в Германии взимаются крайне редко и касаются лишь нескольких групп осуждённых: тех, которые умышленно уклоняются от работы, работают в организациях непубличной формы собственности или осуществляют индивидуальную трудовую деятельность . От возмещений освобождены осуждённые, не работающие по независящим от них причинам; не обязанные трудиться (независимо от получения пенсии)1; получающие пособие как обучающийся или заработок (кроме перечисленных выше работ) - в противоположность осуждённым в России (ч. 1 § 50 УИЗ ФРГ).

Специфическим для Германии является отчисление осуждёнными в приоритетном порядке денежных средств на отдельный счет в целях материального обеспечения периода адаптации после освобождения («Überbrückungsgeld»). Сумма должна быть достаточна для содержания как самих осуждённых, так и их иждивенцев в течение четырёх недель. Источником её формирования выступают 4/7 части заработка осуждённого либо предоставленной ему помощи как обучающемуся, а также зачисленная на лицевой счет сумма наличных денег, имевшаяся у осуждённого при поступлении в исправительное учреждение, денежные перечисления (§ 51, ч. 2 § 83 УИЗ ФРГ). Данное положение соответствует п. 2 ч. 76 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г., п. 12 ст. 26 Европейских пенитенциарных правил 2006 г., предусматривающих передачу части заработанных осуждённым денег на хранение администрации; последние, помимо этого, говорят о поощрении осуждённых к экономии части заработка. В качестве исключения

1 Обязанность осуждённых к лишению свободы трудиться установлена ч. 1 § 41 УИЗ ФРГ, что соответствует ч. 3 § 12 Основного закона ФРГ. От данной обязанности освобождены следующие категории осуждённых: лица старше 65 лет, нетрудоспособные, беременные и кормящие женщины. Кроме того, обязанность трудиться исключается в случаях: исправительное учреждение в принципе не располагает возможностью предоставить осуждённому какую-либо работу; имеющиеся варианты не соответствует его способностям; могут нанести вред здоровью; могут нарушить его право на свободу совести и вероисповедания .

начальник тюрьмы может разрешить использовать суммы отчислений в период отбывания наказания, если это служит интересам адаптации осуждённого в обществе (ч. 3 § 51 УИЗ ФРГ) - например, для приобретения учебников, посылки телеграмм .

Независимо от всех удержаний на лицевой счет осуждённого перечисляется: в России 25% или в отдельных случаях 50% заработной платы, пенсии и иных доходов (ч. 3 ст. 107 УИК РФ); в Германии - 3/7 вознаграждения за работу или пособия обучающимся (т.е. 42 %, или около 100 евро). Не удерживаются средства, необходимые для обеспечения иждивенцев (ч. 2 § 50, ч. 1 § 51 УИЗ ФРГ).

В результате по законодательству Германии у осуждённых формируются денежные массы с различным режимом расходования, учитываемые на отдельных счетах:

1. Денежные средства на проживание («Hausgeld»), в которые для удобства учёта включаются «карманные деньги», формируются за счёт заработка осуждённого (либо соразмерной с ним части дохода от индивидуальной трудовой деятельности) или помощи обучающимся осуждённым - в размере 3/7. Могут быть использованы как на приобретение продуктов питания и средств гигиены, так и на иные цели по усмотрению осуждённого.

2. «Личные» денежные средства («Eigengeld») формируются за счёт всех иных источников дохода за вычетом обязательных отчислений, в том числе отчислений на период адаптации после освобождения - до момента накопления необходимой суммы. По общему правилу для покупок в самом исправительном учреждении они использоваться не могут, но за его пределами их расходование осуществляется свободно (например, для заказа необходимых товаров).

Новое земельное законодательство предусматривает дополнительные возможности расходования денежных средств в исправительном учреждении, если они перечислены на счёт осуждённого с определённым целевым назначением. Во-первых, в пяти федеральных землях, принявших собственные уголовно-исполнительные законы, право на получение посылок с продуктами питания заменено правом на их дополнительное приобретение. Во-вторых, в отдельных землях дополнительные перечисления допускаются, если они несут потенциально полезный эффект - служат поддержанию социальных связей осуждённого, его дальнейшей адаптации, используются на лечение. В первом случае размер суммы определяется администрацией учреждения, во втором - зависит от конкретной цели.

Как в России, так и в Германии предусмотрены определенные лимиты расходования осуждёнными денежных средств (таблица). В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ исключение составляют колонии-поселения. Неограниченное расходование денежных средств осуждёнными беременными женщинами, женщинами с детьми, инвалидами (ч. 5, 6 ст. 88 УИК РФ) в немецком законодательстве прямо не предусмотрено.

Лимиты расходования осуждёнными денежных средств на приобретение товаров / оплату услуг

Товары / услуги Россия Германия

Продукты питания, предметы первой необходимости1 Без ограничений: заработная плата, пенсия, социальные пособия Без ограничений: средства на проживание или аналогичная сумма за счёт «личных» денег, если осуждённый не учится и не работает по независящим от него причинам

Дополнительно

Дифференцированно для различных категорий осуждённых в зависимости от вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания: средства с лицевых счетов 5 земель: целевые переводы в порядке замены посылок

Одежда, оплата дополнительных услуг Литература, подписка на газеты, журналы2 Без ограничений: средства с лицевого счёта Без ограничений: средства на проживание и ограниченно «личные» денежные средства

Иные товары Невозможно Без ограничений: средства на проживание; покупки вне тюрьмы: ограниченно «личные» денежные средства Без ограничений: дополнительные целевые переводы по законодательству земель на различные услуги/группы товаров

Ограничения использования «личных» денежных средств могут вводиться администрацией тюрьмы в соответствии с ч. 1 § 22 Административной инструкции к УИЗ ФРГ .

Дополнительные ограничения в расходовании денежных средств могут выступать в качестве меры дисциплинарного взыскания. Согласно п. «б» ч. 1 ст. 115 УИК РФ единовременно на осуждённого может быть наложен дисциплинарный штраф в размере 200 руб., немецким законодательством таких взысканий не предусмотрено. Ограничения длительного характера в нормах ежемесячного расходования денежных средств, предусмотренные ст. 121, 123, 125, 131 УИК РФ, связаны с дополнительной изоляцией осуждённого и являются частью целого комплекса правоограничений. Согласно п. 2 ч. 1 § 103 УИЗ ФРГ в качестве отдельной меры взыскания возможно ограничение и даже лишение осуждённого права тратить какие бы то ни было деньги, в том числе и лично заработанные, сроком до трёх (в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 156 УИЗ Баварии - двух) месяцев.

Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:

1 Сравнение с определённой долей условности, поскольку понятия «предметы первой необходимости» (УИК РФ) и «средства гигиены» (УИЗ ФРГ) не идентичны.

2 «Разумное» количество 5 экземпляров выработано судебной практикой на основании ч. 1 § 68 УИЗ ФРГ .

Во-первых, возвращаясь к дискуссии о том, является ли лишение осуждённого права распоряжаться наличными средствами элементом кары либо «профилактической мерой» , верной представляется последняя точка зрения, которая поддерживается и в Германии . Следует согласиться с точкой зрения А. Л. Ременсона, который отмечал: «Одни и те же условия... быта при режиме лишения свободы приобретают свое специфическое значение в зависимости от того, в какой мере они отличаются от условий... быта в свободном обществе» . В современный период становится очевидным: необходимость использовать безналичный расчёт в качестве компенсации неудобств едва ли связана с преднамеренным причинением осуждённому страданий, учитывая растущий объем таких расчётов в повседневном обороте. Возможные переживания осуждённого, вызванные невозможностью использования денежных средств в преступных целях, связаны с соответствующими мотивами, которые должны быть реорганизованы в процессе исполнения наказания. Карательный элемент в исправительных учреждениях России проявляется в количественной стороне - в дифференцированном ограничении использования количества (суммы) денежных средств. В Германии, напротив, после производства обязательных отчислений предполагается вполне свободное распоряжение осуждённого всеми оставшимися у него суммами.

Во-вторых, немецкую практику обязательного отчисления денежных средств для целей адаптации после освобождения в целом можно признать положительной. Она помогает осуществлять самостоятельную успешную интеграцию в общество, а также служит интересам лиц, о которых осуждённый обязан заботиться. Отрицательный момент - строгое ограничение расходования денежных средств в период отбывания наказания до момента накопления необходимой суммы. Вместе с тем распоряжение заработной платой является важным моментом, стимулирующим к труду. Кроме того, сглаживать последствия изоляции путем дополнительного расходования денежных средств особенно затруднительно лицам, доходы которых ограничены.

В-третьих, интересен опыт Германии в области применения мер дисциплинарного взыскания, а именно ограничений использования денежных средств на определённый срок. Эта мера позволяет расширить возможности дифференцированного дисциплинарного воздействия, однако едва ли может быть реализована в России в настоящее время. Зачастую на лицевых счетах у осуждённых денежные средства либо отсутствуют, либо имеются в крайне ограниченном количестве.

В-четвертых, положительными сторонами отечественного законодательства следует признать: установление минимального размера оплаты труда, который предполагает возможность её повышения (в отличие от единообразного в Германии); нормы о дополнительном расходовании средств для инвалидов, беременных женщин, женщин с детьми; расходование пенсий, социальных пособий на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости без ограничений (в силу возрастных, физических потребностей).

В-пятых, выплата обучающимся осуждённым пособий и предоставление нуждающимся «карманных» денег, безусловно, имеет положительный гума-

нистический смысл и способствует выравниванию материального положения осуждённых. Однако это может иметь место только в высокоразвитом (прежде всего, экономически) обществе . В России такого рода предоставления пока не могут быть оправданы ввиду относительно низкого уровня жизни населения, а также нередкого желания родственников переложить на государство дополнительные расходы по содержанию осуждённых.

В-шестых, с точки зрения механизма правового регулирования новейшее немецкое уголовно-исполнительное законодательство идет по пути конкретизации нормативных требований, избегая неопределённостей в вопросах правового режима денежных средств. Вместе с тем в большинстве случаев проявляется существенная зависимость решения финансовых вопросов осуждённых от усмотрения начальника тюрьмы.

Литература

1. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М.: Юридическая литература, 1985. 255 с.

2. Laubenthal K. Strafvollzug. 3. Aufl. Heidelberg: Springer, 2003. 510 S.

3. Ременсон А.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключённых: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 1965. 63 с.

4. Михлин А.С. Личность осуждённых к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. 200 с.

5. Гражданское право: учеб.: в 3 т. / под ред. Ю.К. Толстого. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. Т. 1. 777 с.

6. Rechtswörterbuch / begr. C. Creifelds, hrsg. K. Weber. 19. Aufl. München: C. H. Beck , 2007. 1480 S.

7. Herrmann C. Währungshoheit, Währungsverfassung und subjektive Rechte. Tübingen: Mohr Siebeck, 2010. 473 S.

8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

9. О минимальном размере оплаты труда: Федер. закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ // Российская газета. 2000. 21 июня.

10. Hillebrand J. Organisation und Ausgestaltung der Gefangenenarbeit in Deutschland. Mönchengladbach: Forum Verlag Godesberg, 2009. 2. Aufl. 229 S.

11. Gesetz über den Vollzug der Freiheitsstrafe und der freiheitsentziehenden Maßregeln der Besserung und Sicherung (Strafvollzugsgesetz) vom 16. 03. 1976 // BGBl. 1976. I, S. 2088.

12. Strafvollzugsgesetz - Bund und Länder: Kommentar / H-D. Schwind . Berlin: De Gruyter, 2009. 5. Aufl. geänd. und neu bearb. 1361 S.

13. Verwaltungsvorschriften zum Strafvollzugsgesetz (VV StVollzG) vom 1. 07. 1976: in der Fassung vom 4. August 2004 // Handbuch Strafvollzug der Länder: die neuen Vollzugsrechte ; die bundeseinheitlichen Vorschriften ; Textsammlung. Regensburg: Walhalla u. Praetoria Verlag, 2011.

14. Ременсон А.Л. Избранные труды (К 80-летию со дня рождения). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 98 c.

Деньги, как известно, в первую очередь - категория экономическая. В основе юридического понимания денег лежат подходы экономистов к их определению. Поэтому вопрос о правовом режиме денежных средств и иностранной валюты целесообразно начать с краткого освещения экономической роли денег. Деньги как экономическая категория представляют собой особый товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров, работ или услуг. Традиционно принято выделять пять функций денег: мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство накопления; мировые деньги . Отраженные еще в работах Карла Маркса, указанные функции денег можно назвать классическим подходом.

Современное понимание денег в юридической науке является дискуссионным. Удачным, на наш взгляд, является определение денег, высказанное М. В. Карасевой: «...деньгами в Российской Федерации являются эмитируемые ЦБ РФ агрегаты, номинированные в рубле как денежной единице, которые защищаются и устойчивость которых обеспечивается Банком России», и далее: «...под деньгами понимаются наличные и безналичные деньги...» . Однако данное определение было сделано до вступления в силу Закона о НПС, в связи с чем оно не учитывает новую форму денег, введенную законодателем: электронные деньги. Таким образом, представляется необходимым различать наличные, безналичные и электронные денежные средства. В их правовом режиме можно выделить ряд моментов.

В соответствии с п. 2, 4 ст. 4 Закона о Банке России ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также устанавливает правила осуществления расчетов в РФ. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена не допускаются.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории России осуществляются исключительно Банком России. Совет директоров Банка России принимает решения о выпуске банкнот и монеты нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков (ст. 27-33 Закона о Банке России).

В правовом режиме наличных денег можно выделить следующие ограничения :

Обязанность всех организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применять контрольно-кассовую технику установлена Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ;

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей хранить наличные деньги на банковских счетах в банках сверх лимита остатка наличных денег в кассе установлена Положением Банка России от 12 октября 2011 года № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» .

Под безналичными деньгами (или денежными средствами) следует понимать кредитовые остатки различных счетов клиентуры в банках, на которые распространяется действие главы 45 ГК РФ . Безналичные расчеты составляют большую часть денежного оборота: на их долю в России приходится более 70%, а в других экономически развитых странах (США, страны ЕС, Япония) свыше 90% всего денежного оборота. Прозрачность безналичных расчетов и возможность установления контроля над платежной дисциплиной обуславливают государственное «стимулирование» данного способа расчетов. Из смысла Указания Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У следует, что расчеты между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на сумму свыше 100 тыс. руб. по одной сделке должны осуществляться только в безналичном порядке.

Появление электронных денег - результат эволюции безналичных расчетов. Особенности их правового регулирования закреплены в Законе о НПС и Положении Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах перевода денежных средств» . Электронные деньги представляют собой некое воплощение денежных средств, специфика которых заключается в порядке их использования в безналичных расчетах, а также в учете и сфере применения. Суть электронных денег сводится к тому, что это денежные средства, предварительно предоставленные лицу, их учитывающему (оператору электронных денежных средств), для исполнения обязательств перед третьими лицами. В зарубежной литературе встречаются иные трактовки электронных денег: электронные деньги - это единицы стоимости, хранящиеся в электронном виде на носителях данных, выдающиеся взамен получения определенной суммы денег и принимающиеся как (не установленные законом) платежные средства .

Электронные деньги сходны с безналичными денежными средствами, но в то же время их правовой режим имеет ряд принципиальных отличий. Электронные деньги являются ограниченными в обращении : они могут использоваться в качестве платежа в рамках платежной системы и между ее участниками, однако не могут быть использованы в качестве средства расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Электронные деньги не являются средством накопления и сбережения денежных средств и не эмитируются, поскольку используются взамен предоставленных денежных средств . Вместе с тем на них распространяются те правовые механизмы, которые применяются в рамках налоговых и иных публично-правовых отношений к безналичным денежным средствам, находящимся на банковских счетах (взыскание, приостановление операций, запрос остатка).

Легальное определение понятия «иностранная валюта» дается в Законе о валютном регулировании. Так, в соответствии п. 2 ст. 1 названного Закона иностранной валютой являются:

Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену, указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Наиболее известной международной расчетной единицей является единица специального права заимствования (СПЗ или SDR Special drawing rights), определенная МВФ и используемая для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения валютных резервов, расчетов с МВФ.

Законодатель устанавливает особый правовой режим иностранной валюты , который состоит в возможности ее использования при осуществлении расчетов лишь в случаях, порядке и на условиях, которые определены Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами. В остальных случаях действует общее правило, закрепленное в ст. 317 ГК РФ, согласно которому денежные обязательства должны быть выражены в рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Деньги как объект правоотношений, регулируемых нормами коммерческого законодательства - это один из видов имущества.

ГК относит деньги как объекты гражданских правоотношений к кругу вещей наряду с ценными бумагами.

Бесспорно, что в обыденном представлении деньги - это вещи, хотя и своеобразные. Историческое развитие денег также показывает нам, что они - лишь специфические вещи, выделившиеся постепенно из массы других вещей в силу сочетания ряда удобных для обслуживания экономического оборота свойств.

Однако нельзя не заметить, что использование в экономике наряду с наличными также безналичных денег - это основание для того, чтобы сделать вывод о достаточной условности отнесения денег к вещам.

Во всяком случае, если наличные деньги могут быть причислены к вещам, причем, кроме случаев, когда они выступают как коллекционные вещи и являются индивидуально определенными, это - родовые вещи. Однако, если речь идет о деньгах безналичных, т. е. находящихся в банках и отраженных на счетах их клиентов, то эти деньги не могут рассматриваться как вещи. Ведь иметь безналичные деньги на счете - значит иметь их лишь как право на получение наличных денег.

Общегражданское законодательство использует такие термины, как «деньги» и «валюта». Ст. 140 ГК позволяет считать, что это - синонимы.

В той же ст. 140 понятия безналичности и наличности отнесены к платежам и расчетам, но не непосредственно к деньгам. Вместе с тем специальное законодательство, регулирующее денежное обращение и банковскую деятельность, широко пользуется понятием «безналичные денежные средства», что и позволяет говорить о существовании как наличных денег, и они-то и могут быть отнесены к вещам, так и безналичных денег, которые, выполняя экономические функции денег, сами все же не являются вещами.

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 164.

Специальное законодательство, в частности, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет валюту, т. е. деньги РФ таким образом, что это понятие охватывает:

  • а) рубли в виде банковских билетов (банкнот),
  • б) средства на банковских счетах в банках РФ,
  • в) средства на счетах в банках вне РФ, находящиеся там, в соответствии с действующим законодательством.

Наряду с валютой России к деньгам как объекту коммерческого права следует отнести также иностранную валюту. Она может быть представлена: а) денежными знаками в виде банкнот, казначейских билетов или монет; б) средствами на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (последние именуются в общегражданском законодательстве, в частности, в ст. 317 ГК условными денежными единицами).

Правовой режим денег как объектов коммерческого права имеет два аспекта: существует принципиальная разница между правовым режимом валюты России и иностранной валюты.

Валюта России - рубль - является законным платежным средством, обязательным к приему по его нарицательной стоимости на всей территории России.

Что же касается иностранной валюты, то возможности и условия ее использования в качестве средства платежа, а также условия и порядок лицензирования такой деятельности определяются специальным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Так, в частности, продажа товаров за иностранную валюту на территории России требует лицензии. Лишь в разрешительном порядке открываются счета российским предприятиям для осуществления расчетов через иностранные банки: в этих случаях необходимо получить согласие Центробанка России.

Порядок использования средств на валютных счетах, открытых в российских банках, определяется специальными правилами, которые, во-первых, не одинаковы для различных субъектов предпринимательской деятельности, а, во-вторых, ограничивают возможности предпринимателей в использовании валютных средств по сравнению с рублевыми средствами.

Деньги отнесены к кругу вещей, однако не все юридические свойства вещей присущи деньгам. Так, если вещи могут быть предметом договоров купли-продажи, то деньги выступают в этой роли не как правило, а напротив, скорее - в порядке исключения. Так, они могут быть предметом договора купли-продажи, если приобретаются денежные знаки в виде банкнот или монет в качестве коллекционного материала. Иностранная валюта также может быть предметом договоров купли-продажи, причем приобретать ее по договорам купли-продажи могут как юридические лица, так и граждане.

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 165.

Что же касается российских рублей, то они выступают предметом договоров мены, а не купли-продажи, если речь идет об обмене иностранной валюты на российские рубли.

В предпринимательской практике возникал вопрос: может ли валюта, т. е. деньги, выступать в качестве предмета залога? Практика шла по пути использования таких своеобразных залогов при выдаче банковских кредитов. Однако следует иметь в виду, что, как указал Высший Арбитражный Суд РФ, деньги, в том числе денежные средства на счетах, не обладают важнейшим свойством, необходимым для предмета залога: они не могут быть проданы в случае неисполнения должником основного обязательства перед кредитором-залогодержателем для получения денег, необходимых для расчетов с ним по долгам залогодателя.

Деньги в наличной форме - это специфический род имущества, вещей. Свои экономические и правовые функции как средство платежа, расчетов, накопления и т.д. они выполняют именно как вещи определенного рода - родовые вещи. Такая роль денег определена не их естественной природой, а принятыми в каждом государстве правилами. В этом смысле наличные деньги как специфический род имущества - это плод деятельности государства. Сам институт денег, их «цена», правила денежного обращения, эмиссия, а также их физическое существование - все это результат установленных государством правил. Поэтому можно сказать, что не только правовой режим денег, но и само их существование неразрывно связаны с государством и могут быть отнесены к одному из важнейших формальных его признаков.

История современных денег берет свое начало в период чеканки первых монет и, пройдя бурный период перехода к бумажным деньгам, уже давно включает наряду с наличными деньгами также деньги безналичные.

Появление последних вполне закономерно с точки зрения экономического развития, но в плане правовом это явление означает, что одинаково именуемые деньгами наличные и безналичные денежные средства - это совершенно разные виды объектов имущественных прав.

Понятие безналичных денег подразумевает, как правило, что собственник денег как вещей - т. е. денег наличных, передал их в качестве вклада банку или иной кредитной организации и, таким образом, вместо наличных денег получил право потребовать в любой момент от банка выдачи такой же суммы денег. Естественно, что это Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 166 будут не те же деньги в вещественном плане: ведь деньги - это родовые вещи.

Таким образом, так называемые безналичные деньги - это в действительности, по своей правовой природе - имущественные права - права требования.

Как видно из изложенного, понятием денег как вещей охватываются, по современному российскому ГК, лишь наличные деньги. Безналичные же средства, т. е. записи на банковских счетах об объеме и характере обязательственных прав банка и его клиентов - это не вещи, не вещественные объекты коммерческого права, а иной вид таких объектов - это имущественные обязательственные права - права требования.

Коммерческое законодательство содержит некоторые ограничения в использовании наличных средств в коммерческом обороте. Назовем два самых существенных: это установление предельной суммы расчетов между юридическими лицами в наличных деньгах и обязательное использование контрольно-кассовых машин при расчетах за товары, работы и услуги с потребителями, прежде всего - населением.

4. Для решения вопроса о правовом режиме безналичных денежных средств, отчуждаемых или приобретаемых по договору комиссии, из четырех основных точек зрения на их правовую природу (вещи - аналог наличных денег, документированная информация, обязательственное право владельца счета к банку, учетная запись - фикция наличных денег4) будем исходить из последней, согласно которой безналичные денежные средства представляют собой результаты особых математических операций - учетные записи в банковских бухгалтерских регистрах, выполняющие экономическую функцию денег и являющиеся средством платежа (погашения денежного долга). Обладателем безналичных денежных средств является лицо, на счете которого имеется кредитовая учетная запись. Передача данных денежных средств осуществляется посредством списания - внесения изменений (записей) на счетах плательщика и получателя.

В целом, правовой режим безналичных денежных средств по договору комиссии схож с правовым режимом вещей, определяемых родовыми признаками, с той лишь особенностью, что при «передаче» безналичных денежных средств не происходит перемещения каких-либо объектов материального мира, а сама передача осуществляется через банк. При комиссии покупки вопрос об их принадлежности решается в зависимости от того, участвует ли комиссионер в расчетах или нет. В первом случае комитент перечисляет (передает) безналичные денежные средства комиссионеру для приобретения какого-либо имущества, соответствующая запись заносится на счет комиссионера,

который становится обладателем безналичных денежных средств и может свободно ими распоряжаться с условием, что поручение комитента будет выполнено. Комитент же приобретает обязательственное право требования к комиссионеру обратного перечисления (передачи). По второй схеме безналичные денежные средства перечисляются (передаются) комитентом непосредственно контрагенту комиссионера. Соответственно обладателем безналичных денежных средств до момента их зачисления на счет получателя является комитент. В комиссии продажи складывается аналогичная ситуация. В случае участия комиссионера в расчетах, он становится обладателем безналичных денежных средств, перечисленных третьим лицом. У комитента с момента зачисления этих денежных средств на счет комиссионера в силу ст. 999 ГК РФ возникает обязательственное право требования перечисления денежных средств на свой счет. Если комиссионер в расчетах не участвует - третье лицо перечисляет (передает) безналичные денежные средства непосредственно комитенту, последний становится обладателем безналичных денежных средств, минуя комиссионера.

Какого-либо противоречия пункту 1 ст. 996 ГК РФ в этих случаях нет, поскольку безналичные денежные средства не относятся к вещам, режим которых регулируется данной нормой.

При определении правового режима бездокументарных ценных бумаг по договору комиссии будем считать, что последние представляют собой не вещь и не имущественное право, а способ фиксации прав, удостоверяемых документарными аналогами данных ценных бумаг (ст. 149 ГК РФ)Бездокумеитарные акции и облигации существуют в виде записей в системе ведения реестра или счетов депо, которые позволяют определить их обладателя.

Здесь нет отдельно ценной бумаги - документа и отдельно прав, которые она

удостоверяет, - они сливаются друг с другом. Фактически при отчуждении бездокументарной акции или облигации путем осуществления соответствующих записей в реестре или системе счетов депо происходит уступка соответствующей совокупности прав. Законодательство же распространяет на данную совокупность прав действие некоторых правил, регулирующих оборот вещей - аналогичных документарных ценных бумаг. Поэтому правовой режим бездокументарных акций и облигаций по договору комиссии аналогичен правовому режиму их классических аналогов. Однако особый способ фиксации избавляет от необходимости осуществлять фактическую передачу бумаг - она происходит одновременно с передачей удостоверяемых ими прав посредством внесения записей в реестр или на счета депо.

Подводя итог исследованию правового режима имущества, отчуждаемого и приобретаемого по договору комиссии, необходимо отметить, что определяющее значение для данного договора имеет совершение комиссионером по поручению и в интересах комитента сделок от своего имени и за счет комитента, а не принадлежность комиссионного имущества комитенту или комиссионеру. Данный признак не является конституирующим для договора комиссии. Поэтому неверно считать, что положения п. 1 ст. 996 ГК РФ определяют его правовую природу. Императивное правило о собственности комитента на комиссионное имущество не соответствует современному хозяйственному обороту и необоснованно сужает сферу применения института комиссии. Оно вряд ли способно избавить от возможных злоупотреблений со стороны комиссионера. Поэтому с учетом особенностей современных объектов договора комиссии целесообразно изменить редакцию данного пункта, установив следующее правило: «Имущество, поступившее к комиссионеру от комитента или приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из характера имущества».

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что в связи с развитием и усложнением экономических отношений, введением в торговый оборот новых объектов и расширением сферы применения института комиссии традиционные обязанности сторон договора комиссии приобретают новое звучание, а также появляются новые обязанности. Указанное влечет за собой необходимость внесения изменений в текущее законодательство о договоре комиссии, В частности, требуется уточнить нормы об обязательности указаний комитента, основаниях и условиях отступления от них, о порядке сдачи имущества на комиссию и возврата его комиссионером, основаниях ответственности за несохранность комиссионного имущества. Кроме того, целесообразно закрепить в законе рассмотренные дополнительные информационные обязанности комиссионера и комитента, предусмотреть возникновение преддоговорного комиссионного обязательства и последствия его неисполнения, более четко урегулировать вопрос освобождения комиссионера от обязательств перед третьими лицами, принятых в ходе исполнения комиссионного поручения, а также пересмотреть положения, регулирующие правовой режим имущества, отчуждаемого (получаемого) по договору комиссии.

Еще по теме Правовой режим безналичных денежных средств:

  1. Глава 45 Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения
  2. § 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов
  3. § 5. Правовой режим государственных отраслевых денежных фондов
  4. Глава 9. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов § 1. Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов


Просмотров