Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Деньги -это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента

точный ответ.

воздушно-десантные войска.

дивиденды по акциям.

элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

основанию:

спроса на товары и услуги.

развлечения.

Ответ:

6.Решите задачу.

В) общественные движения

Г) демократизация

Ответ:

Ответ внесите в таблицу.

______(А) исследователь сам

______(Г) и ______(Д) ______(Е) ______(Ж) ______(З) ______(И) ______(К) и по сей день.

Список терминов

1. внешний 9.естественный

4. субъект 12.группа

5. объект 13.познание

Я знаю все, но только не себя.

2. Как называется оценочный результат, который личность получает в результате

данного вида познавательной деятельности?

б) Дайте его определение.

10. Решите кроссворд.

По горизонтали:

По вертикали:

Ответы.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

9 КЛАСС.

1.Ответы:

Максимум за задание 4 балла.

2. Ответ: Вооруженные силы.

2 балла за верный ответ.

3. Ответ: контрибуция, т.к. не является видом личного дохода.

указание лишнего).

4. Ответ : обмен, т.к. не является факторами производства

2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

указание лишнего).

5. Ответы:

Нет

Да

Нет

Да

Максимум за задние 4балла.

6.Ответ: отказ продавца правомерен, так как согласно «Закону о правах потребителя» существует список товаров которые не подлежат возврату или обмену. Как правило, это товары гигиенического характера: парфюмерия, нижнее белье и т.д.

7.Ответы:

Максимум за задание 2 балла.

8. Ответ:

Прежде всего в сфере социального познания исследователь сам

является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку объекта , а особую форму самопознания . Другими словами, в отличие от естественных и технических наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий субъект . Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее мировоззрение эпохи, так и представления тех социальных групп и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом

обусловлена фундаментальная проблема возможности объективного

познания в области социальной науки, являющаяся дискуссионной и по сей день.

По: Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе.

10 верных вставок – 7 баллов

9 верных вставок – 6 балла

8 верных вставок – 5 балла

7 верных вставок – 4 балла

6 верных вставок – 3 балл

5 верных вставок – 2 балл

4 верных вставок – 1 балл

Всего за задание - 7 баллов.

9. Ответ:

1. а) Самопознание 1 балл .

До 2-х баллов.

2. Самооценка 1 балл

3. а) Я-концепция 2 балла

До 2-х баллов.

Максимум за задание 8 баллов

10.Ответы.

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суждение).

10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества (Акция).

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость (Конфедерация).

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).

4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Философия).

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маргинал).

Всего: 46 баллов

Критерии оценивания.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

9 КЛАСС.

1.Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

1. Выберите из списка большие социальные группы:

1) семья;

2) сословия;

3) общественные классы;

4) этнические общности;

5) школьный класс.

2. Определите признаки правового государства:

1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства;

2) наличие конституции;

3) принцип разделения властей;

4) верховенство права над институтами власти;

5) законотворческая деятельность.

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 4 балла.

2. Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально

точный ответ.

военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска,

воздушно-десантные войска.

2 балла за верный ответ.

3.Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

дивиденды по акциям.

2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

указание лишнего).

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

основанию:

Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

указание лишнего).

5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,

если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Правительство РФ определяет основные направления оборонной

политики и осуществляет руководство обороной страны.

2. Одной из причин безработицы является изменение потребительского

спроса на товары и услуги.

3. Любая религия предполагает наличие связи между человеком и

всемогущим Богом, возможность взаимодействия человека с ним.

4. Примером массовой культуры могут служить популярные сегодня у

людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные

развлечения.

Ответ:

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задние 4балла.

6.Решите задачу.

Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?

До 3-х баллов за максимально полный ответ.

7. Соотнесите структурные элементы политической системы общества с иллюстрирующими их примерами:

Примеры Структурные элементы

А) государство 1)политический институт

Б) реформирование 2)политический процесс

В) общественные движения

Г) демократизация

Ответ:

По 0,5 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 2 балла.

8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Ответ внесите в таблицу.

Прежде всего в сфере социального ______(А) исследователь сам

является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку ______(Б) , а особую форму ______(В) . Другими словами, в отличие от ______(Г) и ______(Д) наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий ______(Е) . Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее ______(Ж) эпохи, так и представления тех социальных ______(З) и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом обусловлена фундаментальная проблема возможности

Список терминов

1. внешний 9.естественный

2. дискуссионный 10.мировоззрение

3. внутренний 11.гуманитарный

4. субъект 12.группа

5. объект 13.познание

6. технический 14.объективный

7. самопознание 15.субъективный

8. социальный 16.неисследованный

10 верных вставок – 7 баллов

9 верных вставок – 6 балла

8 верных вставок – 5 балла

7 верных вставок – 4 балла

6 верных вставок – 3 балл

5 верных вставок – 2 балл

4 верных вставок – 1 балл

0-3 верных вставок – 0 баллов

Всего за задание - 7 баллов.

9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

I. Я знаю, кто работает, кто нет,

Я знаю, как румянятся старухи,

Я знаю много всяческих примет,

Я знаю - проведут тебя простухи,

Я знаю - пропадешь с такой, любя,

Я знаю - пропадают с голодухи,

Я знаю все, но только не себя.

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

1. а) Проблемы какого вида познавательной деятельности поднимает Франсуа Вийон?

б) Дайте определение данному виду познавательной деятельности.

3. а) Как называется целостный образ, являющийся результатом

данного вида познавательной деятельности?

б) Дайте его определение.

1. а) Самопознание 1 балл .

б) Это изучение личностью собственных психических и физических

особенностей, осмысление самого себя. До 2-х баллов.

2. Самооценка 1 балл

3. а) Я-концепция 2 балла б) Я-концепция – относительно устойчивое, в

большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной

форме представление человека о самом себе. До 2-х баллов.

Максимум за задание 8 баллов

10. Решите кроссворд.

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям.

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью.

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

10. Единичный представитель человеческого рода.

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества.

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость.

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг.

4. Приспособление человека к окружающему миру.

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания.

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы.

Максимум за задание 12 баллов

Всего: 46 баллов




Рис. 1. Свойства денег

Всеобщая непосредственная обмениваемость. В условиях товарного производства существует возможность обмена денег на любые материальные ценности (любые предприятия и их продукция, земля, леса, недра и т.д., а также рабочая сила).

Самостоятельная форма меновой стоимости. Данное свойство денег проявляется в случаях, не связанных непосредственно с реализацией товаров (предоставление кредита, финансирование различного рода затрат производственного и непроизводственного характера, уплата налогов в бюджет, арендная плата и т. д.).

Внешняя вещная мера труда. Внутренняя мера труда - рабочее время, но измерять затраты труда в нем в условиях товарного обращения невозможно. Труд, затраченный на производство товаров, формирует их стоимость, измеряемую лишь при наличии денег, как бы косвенно, в качестве внешней меры труда.

История распорядилась таким образом, что перемены, происходящие в хозяйственном и денежном механизмах, способствовали утрате благородными металлами денежных функций (демонетизация). Мировые валютные системы, сформировавшиеся в XX в., сначала узаконили процесс прекращения свободного обмена банкнот на золото, а затем отменили официальный масштаб цен, официальную цену на золото. Юридическую демонетизацию золота официально закрепила Ямайская валютная система (1976 г.), но реально золото не исчерпало все денежные функции. Оно по-прежнему обладает реальной ценностью, оставаясь тем самым резервным активом, способным выполнять роль мировых денег. Современная форма денег не может являться окончательной и неизменной, так как она находится в полной зависимости от уровня развития производительных сил и товарно-денежных отношений.

Функции и виды денег

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Единство функций создает представление о деньгах как об особом, специфическом товаре, участвующем в качестве необходимого элемента в воспроизводственном процессе общества (рис. 2).



Рис. 2 Свойства денег

Функция денег как меры стоимости

Стоимость всех товаров получает всеобщее выражение в деньгах, а величина стоимости товаров измеряется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а количество овеществленного человеческого труда, затраченного на производство товаров. Все товары могут быть измерены в стоимостном выражении одним и тем же специфическим товаром, обладающим стоимостью – деньгами.

Деньги как мера стоимости используются для сравнения и измерения стоимостей различных товаров и услуг.

Особенность данной функции заключается в том, что ее выполняют идеальные деньги, то есть мысленно представляемые, а не находящиеся в руках товаровладельцев. Товары мысленно приравниваются к деньгам еще до их обмена, и огромная сумма стоимости может быть выражена в деньгах при их отсутствии у товаровладельца.

В то же время особенность функции денег как меры стоимости заключается в том, что ее выполняют не условные знаки, а полноценные деньги, то есть деньги, обладающие самостоятельной стоимостью.

Функция денег как средства обращения

Продажа товара на деньги дает возможность производителю покупать другие товары:

Т-д-т.

В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения.

Товарное обращение, опосредованное деньгами, имеет преимущества по сравнению с обменом товара на товар, поскольку не требует:

– взаимного соответствия потребностей двух обменивающихся товаровладельцев;

– совпадения по времени актов продажи и купли;

– совпадения актов купли-продажи в пространстве.

Преодолевая границы непосредственного товарообмена, деньги как средство обращения способствуют развитию товарного обмена.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Деньги - это то, что используется как деньги.

Деньги - это продукт соглашения между людьми.

Сущность золотых денег как всеобщего эквивалента проявлялась в их функциях

Деньги выполняли пять функций :

1. мера стоимости;

2. средство обращения;

3. средство накопления;

4. средство платежа;

5. мировые деньги.

Особую роль среди функций играют первые две - основные, фундаментальные: мера стоимости и средство обращения.

Теоретически для становления и бытия деньгам необходимо и достаточно этих двух функций, ибо они характеризуют деньги как выражение (соизмерение) стоимости и как средство реализации, сбыта товаров. Остальные функции денег - средство накопления и средство платежа - являются производными от основных и появились лишь как результат исторического развития товарного обращения вообще и денег - в частности.

Функция денег как меры стоимости - это выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Изначально для выполнения этой функции деньги как особый товар должны были обладать собственной стоимостью. Исторически эту функцию стало выполнять золото.

Согласно марксистской теории, стоимость товара, выраженная в денежной форме, называется его ценой. Деньги, будучи продуктом общественного труда, обладают стоимостью, но цены они не имеют, ибо в противном случае они должны быть отнесены сами к себе.

Поскольку цена - это форма выражения стоимости, в цене как таковой заложена постоянная возможность отклонения от стоимости. Для выражения стоимости товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер, т.е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно представляемые идеальные деньги.

Выражение стоимости товаров деньгами предполагает не только качественную, но и количественную определенность: данное количество товара равно определенному количеству золота. С необходимостью количественного соизмерения стоимости товаров и золота связана техническая функция денег - масштаб цен.

Масштаб цен - это зафиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.

Нельзя смешивать функцию денег как меры стоимости с их технической функцией - масштабом цен. Деньги являются мерой стоимости как воплощение общественного труда. Масштаб цен - фиксированный вес металла. Деньги в качестве меры стоимости выполняют общественную функцию - выражают стоимость товаров; масштаб цен - функция техническая, служащая для измерения различных количеств золота.



Как мера стоимости деньги функционируют стихийно, масштаб цен устанавливается государством.

Процесс товарного обращения порождает потребность в деньгах как в средстве обращения . Деньги выступают посредниками обмена товаров (Т-Д-Т). Внутренне единый акт товарного обмена (Т-Т) распадается на два внешне самостоятельных акта: продажа (Т-Д) и купля (Д-Т). Эти акты разделены во времени и пространстве, что обусловливает возможность самостоятельного движения денег и товаров. Здесь заложена возможность разрыва купли и продажи. Собственник товара, продав его, не обязан сразу же покупать другой товар. Получив за свой товар деньги, он может их придержать у себя, купить товар в другом месте. Но если товаропроизводитель не купит товар, значит, собственник последнего не сможет его реализовать.

Обособление двух дополняющих друг друга актов товарного обращения заключает в себе формальную возможность экономических кризисов, ведет к дальнейшему углублению противоречий товарного производства.



В результате выполнения деньгами функции средств обращения деньги реализуют цену товаров. При этом деньги переносят товар из рук продавца в руки покупателя, а сами в то же время удаляются из рук покупателя в руки продавца с тем, чтобы повторить этот процесс с другими товарами.

Выполнение деньгами функций меры стоимости и средства обращения свидетельствует о том, что они являются абсолютным выражением богатства и наиболее ликвидные (быстро реализуемые). Отсюда наиболее распространенное в мировой экономической литературе определение денег как абсолютно ликвидного средства обмена. Это свойство денег постепенно, по мере развития товарно-денежных отношений, порождает функцию средства накопления.

Под ликвидностью понимают:

  1. способность денег обмениваться на товары и услуги;
  2. способность долгового обязательства быть обращенным в наличные деньги;
  3. денежные затраты на капитальные вложения (увеличение производства).

Средство накопления

Сокровища - это резервуары, в которые при необходимости уходят избыточные деньги и из которых деньги приходят в сферу обращения при возникновении потребности увеличить находящуюся в обращении массу денег.

Раздвоение кругооборота Т-Д-Т на два самостоятельных акта (Т-Д и Д-Т) создает возможность и необходимость накопления денег. В процессе обращения товаров у товаропроизводителя возникает стремление удержать у себя результат продажи товаров Т-Д, эту золотую куколку, способную перевоплощаться в любое время в любого представителя товарного мира.

Если за продажей товара не следует покупка, то у продавца остается в руках стоимость проданного товара в виде денег. Деньги сохраняются в виде сокровища, а продавец товаров становится собирателем сокровищ.

Чтобы удержать у себя золото как деньги или как элемент сокровищ, надо изъять их из обращения.

Собиратель сокровищ стремится побольше продавать и поменьше покупать.

Формы сокровищ :

1. накопление золотых слитков, монет;

2. накопление эстетической формы - предметов роскоши из золота или серебра.

Функцию сокровища выполняет золото. Золото является важнейшим компонентом официальных резервов стран с развитой рыночной экономикой (в начале 1988 г. - 36 тыс. тн.). В частной тезаврации находится 25 тыс. тн. золота. Объем обоих видов сокровищ составляет свыше 60 тыс. тн., что равно добыче золота в капиталистических странах более чем за полвека. Кроме того, в форме эстетического сокровища (ювелирных изделий) хранится примерно 13 тыс. тн.

Образование сокровищ не только тесно связано с функцией денег как средства обращения, но и играет известную роль в стихийном регулировании денежного обращения.

Изъятие из обращения денег в качестве сокровищ - это форма накопления, присущая ранним ступеням развития товарного хозяйства.

Выполнение деньгами функции средства накопления является важной предпосылкой развития кредитных отношений, с помощью которых становится возможным использование временно свободных средств, образующихся в различных звеньях хозяйства и у населения для предоставления их взаймы предприятиям и организациям других звеньев хозяйства и отдельным гражданам. Возникающие и систематически возобновляемые кредитные отношения способствуют целесообразному использованию ресурсов хозяйства, развитию производства и более полному удовлетворению потребностей населения. Таковы народнохозяйственные результаты использования денег при выполнении ими функции средства накопления.

Сопоставляя различные виды денежных накоплений, следует выделить накопление наличных денег у населения. Практически в отношении таких остатков отсутствуют какие-либо ограничения в их использовании для оплаты товаров и обязательств. Это наиболее мобильный и ликвидный вид денежных накоплений. Тем более, что наличные деньги служат законным платежным средством и обязательны к приему во все виды платежей.

Несколько меньшая мобильность и ликвидность присуща по различным причинам остаткам средств юридических и физических лиц на счетах в банках. В отношении использования таких средств могут возникнуть при определенных условиях некоторые ограничения. Так, при недостаточности средств на расчетном счете предприятия для удовлетворения всех претензий имеющиеся средства могут использоваться в соответствии с установленной очередностью удовлетворения претензий, а не только по распоряжению предприятия владельца счета. Тем не менее нельзя упускать из виду, что остатки на счетах в банках в определенной мере представляют собой не только накопление денег, но и вложения средств, приносящие доход.

В связи с этим следует отметить, что деньги, вложенные в акции, облигации и другие ценные бумаги, представляют собой уже не столько накопление денег, сколько их вложения для получения дохода.

Вместе с тем деньги в функции средство накопления в виде наиболее мобильной и ликвидной их части, какими являются наличные деньги, с одной стороны, не приносят доход; с другой (особенно в условиях инфляции) - подвержены опасности обесценения. Различные условия использования денег в функции средство накопления предполагают необходимость определенных усилий по целесообразному размещению накопленных денег.

При решении проблемы целесообразного размещения денежные сбережений принимается во внимание следующий комплекс требований:

1. возможность беспрепятственного использования размещенных денежных средств;

2. надежность вложений;

3. минимизация риска;

4. возможность получения дохода от вложений средств.

Накопление наличных денег у населения обладает таким немаловажным преимуществом, как практически беспрепятственная возможность их использования для различных затрат. Это служит немалым побудительным мотивом увеличения таких накоплений.

В отношении использования наличных денег, находящихся у предприятий, существуют определенные ограничения. Они состоят прежде всего в установлении предельной величины остатка наличных денег в кассе. Кроме того, предприятия могут расходовать наличные деньги в соответствии с их целевым назначением.

Стремление к возможно более быстрому расходованию денежных сбережений и снижению остатков наличных денег проявились в применении термина “горячие деньги”, от которых стремятся избавиться. Немалыми преимуществами по сравнению с остатками наличных денег обладают вложения средств в кредитные учреждения, тем более что вклады и депозиты приносят доход.

Таким вложениям присущи и негативные черты. В частности, полная гарантия сохранности вкладов и депозитов отсутствует в связи с возможными потерями в случаях несостоятельности кредитных учреждений. К тому же доходы по вкладам и депозитам не всегда компенсируют обесценение денежной единицы. В результате снижается заинтересованность в помещении денежных сбережений в кредитные учреждения. Отмеченное относится во многом и к вложениям в ценные бумаги.

Одним из направлений предотвращения потерь от обесценении денежных сбережений является их использование для приобретения имущества и товарно-материальных ценностей. Тем не менее такому применению денежных сбережений присущи определенные недостатки и прежде всего ограниченная возможность быстрого использования для различных расходов средств, вложенных в имущество.

Нельзя также игнорировать трудности обоснованной оценки имущества при его приобретении, а также возможности его реализации. К мерам предотвращения потерь при хранении денежных накоплений относится их вложение в остатки свободно конвертируемых валют. При кажущейся надежности вложений сбережений в инвалюту нельзя упускать из виду возможность потерь при изменениях курса, а также бездоходность вложений в наличную инвалюту. К тому же нельзя не учитывать, что вложения денежных сбережений в наличную инвалюту представляют собой беспроцентное предоставление средств взаймы стране - эмитенту валюты.

Таким образом, предпочтительнее использовать денежные накопления не в качестве остатка наличных денег, а как различные вложения с учетом особенностей каждого вида вложений. При таких условиях деньги нередко перестают выполнять функцию средства накопления.

Деньги как средство платежа

С развитием товарного производства и обращения возникают отношения, при которых происходит продажа товаров в кредит.

Причины, обусловливающие продажу товаров в кредит:

1. различные сроки изготовления товаров;

2. различные сроки реализации товаров.

При продаже товаров в кредит деньги функционируют в сфере товарного обращения:

1. идеально, как мера стоимости, при определении цены товаров;

2. как идеальное покупательное средство, которое осуществляет переход товара из рук продавца в руки покупателей;

3. по наступлении срока платежа за ранее проданный товар в кредит деньги как средство платежа действительно вступают в обращение и переходят из рук покупателя в руки продавца.

Деньги как средство платежа – функционируют вне сферы товарного обращения:

1. при выплате зарплаты;

2. при выплате всякого рода финансовых обязательств (займы, налоги и т.д.).

Из функции денег как средство платежа возникают кредитные деньги - векселя, банкноты, чеки.

Вексель - письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника обозначенную денежную сумму. Вексель обращается в товарном обороте и выполняет роль денег.

Банкнота (банковские билеты) появляются в результате замены частных векселей векселями банков.

Банкнота есть не что иное, как вексель на банкира, по которому предъявитель во всякое время может получить деньги и которым банкир замещает частные векселя.

Отличие бумажных денег от банкнот:

1. бумажные деньги выполняют функцию средство обращения, банкнота - функцию средство платежа;

2. бумажные деньги выпускаются государством и для нужд государства, банкнота - центральным эмиссионным банком для нужд товарного обращения;

3. бумажные деньги не обеспечены золотом, банкнота имеет обеспечение золотом и другими ценностями, частными векселями, инвалютой, находящимися в распоряжении банка.

Орудие кредитных операций - чек - это документ, содержащий безусловный приказ владельца текущего счета банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или предъявителю.

Итак, в качестве средство платежа выступают реальные деньги: золото, монеты, бумажные деньги, кредитные деньги (вексель, банкнота, чек).

Кредитная карточка объединяет в себе платежно-расчетную и кредитную функции. Она является своеобразным именным заменителем чека и выполняет функцию денег как средство платежа.

Мировые деньги

Выполнение рассмотренных функций денег в экономическом обороте между различными странами делает их мировыми деньгами. На мировом рынке деньги сбрасывают свой национальный мундир и выступали как чистое золото.

На мировом рынке роль денег выполняет золото, которое принимается по весу.

Особенности мировых денег :

1. функционируют в качестве всеобщей меры стоимости;

2. выступают как всеобщее средство платежа;

3. служат всеобщим воплощением общественного богатства, например, перемещения золота из одной страны в другую.

Изучение происхождения, сущности и функций денег - важнейшее условие для понимания внутреннего механизма современной эволюции денег и их эффективного использования в рыночной экономике.

5. Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со времени своего возникновения претерпели значительные изменения, проявившиеся в переходе от применения одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования и в повышении их роли.

Виды денег. Деньгами в современном понимании есть:

1. монеты – это слиток металла особой формы, веса, пробы. Достоинства монет удостоверены государством.

a. полноценные – золотые и серебряные монеты;

Деньги называются полноценными , если товар, из которого они изготовлены, имеет одну и ту же стоимость как в сфере обращения в качестве денег, так и в сфере накопления в качестве богатства. Имея внутреннюю стоимость, полноценные деньги независимы ни от других видов богатств, ни от рыночных условий, в которых они обращаются. К полноценным деньгам относятся все виды товарных денег, золотые и серебряные монеты.

b. неполноценные монеты;

К неполноценным деньгам относятся такие деньги, покупательная способность которых превышает внутреннюю стоимость товара, выступающего носителем денежных отношений. Покупательная способность этих денег определяется исключительно рыночными условиями, при этом внутренняя стоимость неполноценных денег не оказывает на нее никакого воздействия. Неполноценные деньги включают в себя все виды постзолотых денег – бумажные и кредитные деньги.

2. бумажные деньги – это представители золота, замещающие его в обращении. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости, они являются знаками золота, вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс.

Этот принудительный курс имеет силу только в пределах данного государства. Реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от государственной власти, определяется объективными законами денежного обращения. Бумажные деньги будут обращаться по стоимости замещаемых ими золотых денег в том случае, если их выпущено столько, сколько необходимо золотых денег в соответствии с законом бумажных денег. Если выпуск бумажных денег превышает потребности товарооборота в золотых деньгах, то они обесцениваются. Имеет место рост цен. Все это характеризует инфляцию;

2. средства, которые заменяют деньги - кредитные деньги (чеки, векселя, банкноты, кредитные карточки);

3. банковские счета ;

4. электронные деньги ;

5. международные деньги .

Бумажные деньги . Бумажными деньгами являются банкноты (банковские билеты). Такое название - банковские билеты - отражает историю возникновения этих бумажных денег. Банкноты возникли в средние века и представляли собой удостоверение банкира о том, что он получил на хранение определенное количество золота. В банкноте отмечалось количество золота, которое должно было вернуться собственнику по его требованию. Эти банковские расписки начали самостоятельное движение: их принимали при расчетах. В дальнейшем право выпуска банкнотов получают самые большие (центральные) банки. Поскольку они со временем становятся банками правительств, то право выпуска банкнотов берет на себя государство. Сначала банкноты обменивались на золото и их выпуск связывался с золотым запасом страны. В начале XX ст. большинство стран мира прекращает обмен банкнотов на золото, а их выпуск подчиняется другим требованиям.

К бумажным денег принадлежат также казначейские билеты . Их выпускает министерство финансов для покрытия государственных затрат. Казначейские билеты никогда не обменивались на золото. К тому времени, пока такой обмен осуществлялся относительно банкнотов, между ними и казначейскими билетами существовало отличие. После того, как обмен банкнотов на золото было прекращено, это отличие исчезло.

Следовательно, современные бумажные деньги выполняют функцию денег не потому, что они сами являются товаром или обеспечены золотом, а из-за того, что их в этой роли определило государство. С позиций вышеуказанного критерия деньги делятся на товарные и декретированные. Деньги, которые имеют собственную внутреннюю стоимость, называются товарными. Современные деньги, которые не имеют внутренней стоимости, а их ценность определяется извне, называются декретированными.

Средства, которые заменяют деньги. К таким средствам принадлежат чеки, векселя кредитные карточки. Они используются в расчетах, но при условии, что за каждым из них есть или счета в банках, или наличные деньги.

Чек - приказ (распоряжение) владельца банковского счета перечислить определенную сумму в пользу предъявителя чека. Следствием этого распоряжения может быть или издание предъявителю чека денежной наличности, или безналичный перерасчет денег с одного банковского счета на другой.

Вексель ценная бумага, письменное обязательство должника уплатить определенную сумму денег в определенный срок. Обычный вексель имеет такие реквизиты:

1. наименование;

2. определенную сумму платежа;

3. указание срока платежа;

4. наименование того, кому должен быть осуществлен платеж;

5. место, дату составления векселя и подпись того, кто его выдал.

Вексель может начать самостоятельное движение, если он передается от одного владельца к другому путем особой передаточной надписи - индоссамента. Вексель можно передать банку, получивши (с определенной скидкой) долг прежде указанного на векселе срока. В случае отказы от платежа владелец векселя подает в суд иск и указанная в векселе сумма взимается в судебном порядке с того, кто выдал вексель.

Следовательно, для существования в стране вексельного обращения необходимо законодательство о движении векселей, соответствующий судебный механизм, развитая банковская система.

Кредитная карточка - расчетное средство, которое чаще всего выдается банками своим клиентам. Карточка представляет собой пластмассовую пластинку с идентификатором владельца, то есть отметкой о номере счета в банке, которую практически нельзя подделать. Во время расчетов кредитными карточками в торговых или других учреждениях карточка вставляется в специальный аппарат, и ее номер поступает через компьютерную сеть в банк. Туда же присылают данные о счетах за товары и услуги. Банк делает безналичные перерасчеты денег в пользу учреждений, которые предоставили товары или услуги. Кредитной карточкой можно воспользоваться и в случае, если ее владельцу становится нужна денежная наличность. Для этого существуют специальные автоматы.

Виды кредитных карточек :

1. возобновляемые карточки , такие, например, как "Виза", "Мастер кард", применяются в основном для расчета в магазинах, ресторанах. Карточка имеет заранее установленный лимит. После погашения задолженности карточка возобновляется;

2. одномесячные карточки - "Америкен экспресс", "Дайнерс клаб" - применяются для расчетов с туристическими фирмами. Эти карточки называются карточками "путешествий и увеселений". По ним лимит не устанавливается, но задолженность должна быть погашена в конце месяца;

3. фирменные карточки выпускаются отдельными компаниями ("Америкен экспресс", "Барклейз кард", "Траст-кард"). С помощью этих карточек оплачиваются различные служебные расходы. Действуют по типу одномесячных;

4. премиальные, или "золотые", кредитные карточки - "Амекс гоулд кард", "Гоулд Мастеркард", "Премьер кард Виза". Эти карточки выдаются только клиентам с высоким годовым доходом, аккуратно погашающим задолженность. Их преимущества состоят в следующем:

а) либо не имеют лимита, либо он очень высок;

б) дают право на кредит по льготной ставке;

в) клиент автоматически приобретает солидную страховку от несчастных случаев (иногда на всю семью), может бронировать места в отелях.

Первые кредитные карточки как одиночное явление появились еще до Первой мировой войне и были выпущены отелями, универмагами, нефтепромысловыми фирмами. В 50-60-х годах они использовались исключительно для удобства богатых покупателей, платежеспособность которых не вызывала сомнения. В 80-х годах кредитные карточки становятся в развитых странах массовым явлением. Например, в этот период в США приходилось в среднем по две кредитные карточки на одного гражданина. К карточкам, выпущенным отелями, универмагами, банками, добавились карточки кредитных компаний, которыми можно рассчитываться во время странствий и в местах отдыха. Это - "Америкен экспресс", "Дайнерс клаб", "Карт бланш", "Виза", "Еврокард".

Банковские счета (или депозитные деньги) - это своеобразное средство отображения и контроля за состоянием и движением средств (депозитов) владельца денег, который передал их в банк. Счета делят на бессрочные и срочные. Средства с бессрочного счета (счет до востребования, текущего) их владелец может получить в любое время. Срочные счета становятся доступными вкладчикам, то есть они могут получить с них деньги, лишь через определенное время.

Иногда в экономической литературе и в текущих изданиях можно выделяют отдельно электронные деньги - это те самые депозитные деньги, использование которых основывается на электронной технике (ЭВМ). Она дает возможность переводить деньги и регистрировать информацию об их движении безбумажным способом. Они, собственно, не является самостоятельной формой денег.

Существует несколько технологий, которые обеспечивают функционирование электронных денег. Технология "автоматизированной расчетной платы" представляет собой сеть банков, связанных одним вычислительным центром. Технология "автоматизированный кассир" помогает без участия человека делать такие операции: получение денежной наличности, осуществление вкладов, перевод денег с одного счета на другой.

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их терри-

тории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суж-

10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общест-

ва (Акция).

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную неза-

висимость (Конфедерация)

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).

4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Фи-

лософия).

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маригинал).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.5. 10 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального б) Контроля Эго и супер-эго в) Внутреннего и внешнего г) Аффективного

1.2. Маргинальность - это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия,

называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет местонаиболее четкое разделение властей б) президент обладает отлагательным вето в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная

б) коммунистическая

в) неолиберальная

г) христианско-демократическая

1.6.Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности

б) закона убывающей полезности

в) дефицита

г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену б) дополняют друг друга при сбыте

в) конкурируют друг с другом на рынке г) стимулируют сбыт друг друга

1.8.Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

б) прокуратура

в) Совет Федерации

г) следственное управление

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах,

возможность культурного наследия.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и цен-

_____________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания на-

логов, символика.

_____________________________________________________________.

1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки государства

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из

приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных

вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

Первым источником религиозно-философской мудрости и мысли стала так называемая

1_______________, в которой сильны проявления мифологического сознания.

Более понятной и вместе с тем философской является другая группа текстов, появившаяся позднее - 2 _____________________(само это слово обозначает процесс обучения муд-

рецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея

3____________ - переселения душ живых существ после их смерти. Согласно закону

4____________, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными норма-

ми, родится в будущем представителем одной из высших 5 _______ общества.

Иными словами, каждый получает то, что заслуживает. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить свой кармический долг прежних существований. Самый надежный путь - жизнь

Еще одним способом освобождения души является комплекс практических упражнений,

самоконтроль, жесткая дисциплина, а именно - система 7_________________. Цель эта-

пов тренировки - достижение состояния, помогающего освобождению

8_________________.

1. Ведиче-

5. Реинкар-

ская лите-

отшельник

8. Конфуциан-

Ответ: 1 3 5 2 6 4 7 11

4.Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль, религия, право-

сознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты,

идеология.

Сознание

общественное сознание

индивидуальное сознание

компоненты

теоретическое

правосознание

идеология

обыденное сознание

5. Решите правовую задачу

5.1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке,

сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фона-

рях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотруд-

ников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание,

если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично ли-

шили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правона-

рушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с

16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

5.2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть не-

исполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисци-

плинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в го-

сударственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6. Решите логическую задачу.

На экономическом саммите встретились главы трех государств - А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй - наследный монархом, а третий военным дикта-

тором. Когда у них спросили, кто есть кто, ответы были следующие:

А: «В монарх, а С - диктатор» В: «А - законно избранный президент» С: «Диктатором являюсь я или А»

Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был монархом. Определи-

те, есть кто. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: А диктатор, В президент, С монарх

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-

мым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий - оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Социальное поведение, отклоняющееся от социально приемлемого в обществе (Девиа-

2. Группа, которая обладает властью или влиянием над другими группами (Элита).

4. Некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему (Конформизм).

7. Соответствие нашего знания или сказанного существующему на самом деле (Истина). 9. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям,

бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага (Альтруизм). 11. Замкнутая, обособленная социальная группа со строго определенным родом занятий,

своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами (Каста).

13. Политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу про-

водимой политики, целям и методам осуществления государственной власти (Оппозиция).

По вертикали:

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враж-

дующих сил, тенденций (Антагонизм).

5. Любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход (Бизнес).

6. Способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы тради-

ционного, привычного, заданного бытия (Творчество).

8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя

(Толерантность).

10. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом,

экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений (Мак-

роэкономика).

12. Процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства (Стратификация).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.6. 11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его от-

личие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу на-

личия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

1.2. Критерием истины согласно сенсуалистам является:

б) практика

г) ощущение

д) соглашение ученых

а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития науки

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил

1.4.Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение

б) доступ к политической власти

в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии

д) национальность

1.5. Тоталитарный режим характеризуется

а) Полным контролем всех сфер общества

б) Цензурой на СМИ

в) Наличием оппозиции

г) Территориальной экспансией

1.6.Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же цен-

тру вопросы только культурного характера



Просмотров