Что такое правило сервитута. Что это такое сервитут на земельный участок. Сервитут на земельный участок — что это такое

Современное демократическое государство функционирует на основе принципа разделения властей. В своем классическом варианте этот принцип был сформулирован в XVIII в. французским ученым Шарлем Монтескье как разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сегодня к этим трем властям добавля­ют также власть главы государства.

Глава государства в современном мире представлен либо монархом, либо прези­дентом (в зависимости от формы государственного правления). Его основные функции:

1. Глава государства представляет страну на внутренних и международных цере­мониях, вручает государственные награды, принимает верительные грамоты послов. Другими словами, он олицетворяет собой народ, страну, т.е. выполняет представительские функции.

2. Глава государства имеет право законодательной инициативы (т.е. внесения от своего имени на рассмотрение высшего законодательного органа власти проекта закона), имеет право промульгации (обнародова­ния) закона, а в некоторых случаях – право вето на решения парламента.

3. Глава государства имеет право созыва внеочередных сессий высшего законодательного органа власти, а в ряде стран и право его роспуска.

4. Глава государства является верховным главнокомандующим.

5. Глава государства решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища, имеет право помилования.

6. Глава государства имеет право единоличного введения чрезвычайного положения, объявления со­стояния войны в случае вооруженного нападения.

Законодательная власть представлена парламентом. В каждой стране он имеет свое название, в зависимости от исторических и культурных традиций страны (сейм в Польше, Великий народный хурал в Монголии, конгресс в США, Федеральное собрание в Российской Федерации и т.д.).

К основным полномочиям законодательной власти относятся следующие:

  1. Принятие, изменение и отмена законов.
  2. Утверждение бюджета.
  3. Определение налоговой политики.
  4. Формирование и упразднение государственных органов.
  5. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

Исполнительная власть представлена правительством. Правительство состоит из руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств. Она выполняет две основные функции:

1. Руководство деятельностью государственных органов в центре и на местах с целью реализации объявленной (законодательным органом или главой государства) внутренней и внешней политики.

2. Распорядительную. Это право исполнительной власти издавать приказы, поста­новления, инструкции и другие так называемые подзаконные акты в целях реа­лизации принятых законов. Предоставление исполнительной власти такого права обусловлено тем, что закон, как правило, не имеет прямого действия, т.е. не может быть непосредственно применен на практике, т.к. не содержит внутри себя механизма своей реализации. Необходимо прописать, из каких источников закон будет финансироваться, определить исполнителей этого закона, условия его реализации. Все это делается специальными актами соответствующих министерств и ведомств, а иногда требует принятия дополнительных законодательных решений. Именно в силу важности данной функции исполнительную власть называют часто реальной властью.

Судебная власть осуществляет правосудие. Она выполняет две основные функции:

1. Определяет соответствие поведения людей действующим законам.

2. Принимает меры по пресечению незаконной деятельности.
В структуру судебной власти входят:

Конституционный суд РФ;

— Верховный (федеральный) суд РФ;

— Высший арбитражный суд;

— суды краев, областей, республик в составе РФ;

— городские и районные суды.

Федеральная служба судебных приставов Российской

Федерации

ФССП РФ является центральным субъектом исполнительного производства, так как именно на нее ФЗИП в ст. 5 возлагает полномочия по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов.

ФССП РФ осуществляет свою деятельность по территориальному принципу, ее подразделения расположены во всех субъектах Российской Федерации. Руководители подразделений ФССП РФ осуществляют текущий и последующий контроль за исполнительным производством.

Возглавляет ФССП РФ директор - главный судебный пристав Российской Федерации. В рамках текущего контроля за принудительным исполнением, согласно п. 10 Положения о ФССП, он обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах ФССП. Приостанавливает исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных ему должностных лиц службы судебных приставов, передает исполнительное производство из одного подразделения Службы в другое, определяет подразделение судебных приставов, которое будет осуществлять сводное исполнительное производство,

если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в территориальные органы ФССП нескольких субъектов РФ.

Директор ФССП к тому же осуществляет федеральный контроль над исполнением наиболее сложных и актуальных исполни-

тельных производств.

В рамках последующего контроля главный судебный пристав РФ рассматривает жалобы на действия сотрудников ФССП в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 ФЗИП главный судебный пристав РФ наделяется правом принимать в порядке подчиненности жалобы на действия (бездействие) главного судебного пристав субъекта РФ и его заместителей. Возможность принятия самостоятельного решения взамен отмененного постановления судебного пристава-исполнителя, установленная в ст. 127 ФЗИП, ставит руководящие должностные лица ФССП (директора ФССП, главного судебного пристава субъекта РФ и др.) на качественно новый уровень организации исполнительного производства, позволяя

непосредственно влиять на совершение исполнительных дей-45

В структуре центрального аппарата ФССП можно выделить три основных функциональных компонента, которые в дальнейшем реализуются на уровне региональных управлений. Первый отвечает за организацию исполнительного производства и реализацию имущества должников, находя свое материальное воплощение в двух соответствующих управлениях (Управление организации исполнительного производства и Управление организации работы по реализации имущества должника). Второй - за обеспечение установлен- ного порядка деятельности судов, который включает в себя организацию дознания и административной практики и также выражен в двух управлениях (Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов и Управление организации дознания и административной практики). Третий осуществляет контроль, а также организационно обеспечивает два предыдущих компонента и реализуется в деятельности пяти управлений (Организационно-контрольное управление, Правовое управление, Управление делопроизводства, Управление государственной службы и кадров, Управление делами). Все три компонента тесно взаимосвязаны, причем второй компонент, помимо организационного обеспечения деятельности судов, осуществляет силовую поддержку исполнительного производства.

В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. На уровне субъектов Российской Федерации сегодня действуют 82 региональных управления ФССП, которые подчинены центральному аппарату Службы. Во многом их структура сходна с центральным аппаратом ФССП.

Возглавляют территориальные органы ФССП России главные судебные приставы субъектов РФ, назначаемые на должность и освобождаемые от должности приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП России.

В рамках текущего контроля руководитель Управления ФССП в субъекте РФ выполняет территориальный контроль над исполнением наиболее сложных и актуальных исполнительных производств в связи с чем организует районное, межрайонное подразделение (группу) судебных приставов по особым исполнительным производствам, в которые передаются исполнительные производства на сумму, превышающую 20 млн руб. Он имеет право отменить незаконные постановления подчиненных судебных приставов, принять новое решение, определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений. Может приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных ему должностных лиц службы судебных приставов.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа ФССП, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. Он же осуществляет контроль за ведением такого исполнительного производства или возлагает данную обязанность на своего заместителя. Также на основании ч. 9 ст. 33 ФЗИП главный судебный пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

В рамках последующего контроля над исполнительным производством руководитель территориального подразделения ФССП рассматривает жалобы на постановление судебного пристава- исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, а также их действия (бездействие) в порядке подчиненности.

Как и в центральном аппарате, в структуре регионального Управления ФССП РФ присутствуют подразделения по осуществлению исполнительного производства, работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, отделы дознания и административной практики и др. Силовая составляющая еще более увеличивается с введением в структуру Управления группы быстрого реагирования, деятельность которой направлена в том числе и на обеспечение безопасности судебных приставов- исполнителей при совершении исполнительных действий.

Основным организационно-правовым звеном системы принудительного исполнения в Российской Федерации, ее фундаментом являются районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами, находящимися в организационном подчинении служб судебных приставов субъектов РФ.

Старший судебный пристав назначается на должность руководителем территориального органа ФССП. При этом кандидат на этот пост должен иметь высшее юридическое образование. Текущий контроль старшего судебного пристава в исполнительном производстве гораздо шире, нежели контроль других руководителей Службы. Старший судебный пристав утверждает наиболее важные постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа. Кроме того, согласно ФЗИП, он дает письменное разрешение на совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в нерабочие дни и в период с 22 часов до 6 часов (ст. 35); утверждает акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания по основаниям, указанным в подп. 2-6 п. 2 ст. 46 указанного Закона; разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя (ст. 63) и др.

Последующий контроль старшего судебного пристава в исполнительном производстве заключается в рассмотрении жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности.

Следует также отметить, что на практике, в силу различных причин, старшие судебные приставы осуществляют исполнительные действия. Это может быть вызвано сложностью работы, отсутствием «свободных» судебных приставов-исполнителей, а также наличием в небольших подразделениях ФССП лишь одного судебного пристава-исполнителя. Данное полномочие старший судебный пристав выполняет в соответствии со ст. 10 ФЗ «О судебных приставах».

Районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, являясь фундаментом системы принудительного исполнения, непосредственно осуществляют процессуальные действия по реализации судебных актов. Они включают в себя судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС).

Именно на судебных приставов-исполнителей возложены полномочия по принудительному исполнению. Однако в исполнительное производство вовлечены и судебные приставы по ОУПДС. Так, согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав по ОУПДС осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.

Их участие в исполнительном производстве продиктовано необходимостью предотвращения противоправных действий в отношении судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель является лицом, непосредственно осуществляющим принудительное исполнение в рамках деятельности структурных подразделений территориальных органов ФССП. ФЗ «О судебных приставах» и ФЗИП наделяют его широким кругом полномочий в рамках исполнительного производства.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве; при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск; совершать иные действия, предусмотренные ФЗИП.

В отличие от исполнительного производства советских времен, в современной России оно практически выведено из-под юрисдикции судов, большинство действий по принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель осуществляет самостоятельно. Однако законодательство сохраняет за судом ряд важных полномочий в исполнительном производстве. Например, суд рассматривает заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, изменении способа и порядка их исполнения, разъясняет судебные постановления. В компетенции суда находятся вопросы отложения исполнительных действий, поворота исполнения, приостановления и прекращения исполнительного производства по исполнительным документам, выданным судебными органами (ст. 38, 39, 43) .

Основным видом контроля в исполнительном производстве, по нашему мнению, продолжает оставаться судебный контроль. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Согласно ст. 128 ФЗИП, постановления должностного лица ФССП, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). В случаях, связанных с принудительным исполнением актов судов общей юрисдикции, жалоба на совершение исполнительных действий приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава- исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

«Судебный контроль за производством принудительного исполнения исполнительных документов, - пишут И.Б. Морозова и А.М. Треушников, - является самым действенным и эффективным, так как суд - это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный» .

Иногда необходимость использования чужой территории возникает у третьих лиц. Для этого требуется обрести право пользования чужой землей. Как в 2019 году оформляется сервитут в отношении земли?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Землепользование предполагает различные цели и порой таковые требуют использования соседних территорий.

К примеру, может потребоваться обеспечить проход через чужой участок. Иногда через участок необходимо проложить отопительную или водопроводную сети.

В подобных ситуациях не обойтись без особого права на ограниченное использование земли. Как в 2019 году оформляется сервитут на землю?

Общие моменты

Обременение земли сервитутом не отнимает у владельца права собственности. Речь идет только о некотором ограничении в использовании.

Потребовать оформления сервитута может любое заинтересованное лицо, располагающее правом владения.

Это и собственник участка, и правообладатель участка на праве пожизненного наследования, и владелец вследствие постоянного бессрочного пользования.

Использование участка по праву не дозволяет требовать установления сервитута. В этой ситуации допускается настаивать на нечинении препятствий к пользованию .

Могут быть разные ситуации, когда требуется наложение сервитута. В зависимости оснований возникновения оформляется сервитут бессрочно, то есть на постоянной основе, или на ограниченное время.

Когда срок пользования ограничен, то его длительность не должна превосходить время действия полномочий собственника земли.

Что это такое

Сервитут на земельный участок это соглашение, при каком заинтересованная сторона просит предоставления возможности использования чужого участка для реализации действий, связанных с личными интересами.

Например, нужен сервитут на дорогу к земельному участку. Когда владелец участка противится наложению сервитута в добровольном порядке, то ситуация разрешается через суд.

В реальности это выглядит примерно так — есть два , А и Б, расположенные рядом.

Владелец участка Б для того чтобы попасть на свой участок должен пройти по территории участка А.

При этом собственник участка А всячески препятствует такому перемещению и не желает предоставлять проход. Тогда хозяин участка Б обращается в суд и требует установить сервитут.

В качестве аргументов он приводит доказательства отсутствия иного пути. Суд при этом требование удовлетворяет и устанавливает сервитут.

Или еще ситуация, когда при строительстве трубопровода или прокладке иных коммуникаций оказывается, что часть сооружений придется разместить на частной земле.

Причем иной вариант попросту невозможен. В этом случае наложение сервитута позволяет использовать чужую территорию со строго определенной целью.

При этом возможно образование части земельного участка под сервитут. С юридической точки зрения сервитут это сделка. Результатом таковой становится обременение.

И, следовательно, оное подлежит регистрации. Установление сервитута регистрируется в Росреестре согласно установленному порядку для регистрации сделок с недвижимостью.

Сторонами такой сделки выступают:

Важно, что при установлении сервитута заинтересованное лицо меняться не может. То есть передать, продать данное право кому-либо нельзя.

Обременение вместе с землей передается новому хозяину, и сервитут действует до окончания срока, на какой он был установлен.

Какие бывают виды

Сервитут может быть частным или публичным, срочным или бессрочным, платным или бесплатным.

Частный сервитут учреждается на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом. При отсутствии взаимного согласия спор решается в судебном порядке.

Хозяин участка, обремененного сервитутом, волен просить плату за использование земли. Плательщиком выступает стороннее лицо, в чью пользу учрежден сервитут.

Сервитут публичного типа устанавливает государственный орган или местная администрация, когда этого требуют публичные интересы.

Земельный участок при публичном сервитуте не изымается. Владелец может продолжать его использовать, но соблюдая определенное ограничение.

Когда установление публичного сервитута значительно усложняет использование участка, то по требованию собственника назначается выплата за нанесенное неудобство.

Если же участок и вовсе невозможно использовать из-за публичного сервитута, то владелец может требовать выкупа участка органами, установившими обременение, или возмещения убытков.

Срок сервитута устанавливается на момент наложения обременения. Зависит это от цели использования участка.

Если предполагается постоянное пользование землей, то сервитут будет бессрочным. В ином случае устанавливается срочный сервитут на строго определенное время.

Правовое регулирование

Закон о сервитуте предполагает обращение к различным источникам права. Сервитут в виде отдельного института права определяют такие нормативы, как:

  • ст.23, ;
  • ст.274- ;

Согласно п.2 этого норматива размер платы устанавливается как 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый год действия сервитута.

Как производится государственная регистрация

Без государственной регистрации сервитут не может признаваться действующим.

Основанием для обращения в Росреестр становится соглашение сторон, судебное постановление или решение об установлении публичного сервитута.

Но нужно знать, что наложение сервитута допускается только в отношении земельного участка с наличием определенных границ и государственной регистрации .

Для осуществления регистрации в Росреестр подается пакет документов, включающий в себя следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • договор об установлении сервитута или решение суда;
  • об оплате ;
  • на землю.

Обратиться за регистрацией может любая из сторон сделки. Пошлина за регистрационные действия установлена и равна:

В какие сроки

После подачи нужной документации в Росреестр в течение 14-18 дней в реестр вносится запись об установлении сервитута. При этом указывается и вид сервитута, и срок его действия.

При получении в оной будет значиться, что земельный участок имеет обременение сервитутом.

Но за регистрацией сервитута можно обратиться и в МФЦ. В этом случае срок регистрации увеличивается до 24-30 дней. Дополнительное время уходит на межведомственное взаимодействие и возможные уточнения.

МФЦ только принимает документы и передает их в Росреестр. Потому при неполном пакете документов период оформления существенно увеличивается.

Что касается периода непосредственного установления сервитута, то здесь все зависит исключительно от сторон.

Если решение принимается по согласованию, то на оформление соглашения может быть достаточно и одного дня.

В случае установления платы определенное количество времени потребуется на проведение оценки и расчет величины платежа.

Когда решение о сервитуте принимается судом, то завершение процесса зависит от того, как быстро истец сможет представить необходимые доказательства.

Примерный отчет об оценке

При наложении сервитута собственник участка несет определенные убытки. Для определения величины таковых при оценке учитываются все факторы, прямо или косвенно влияющие на соразмерную плату.

  • , обремененного сервитутом;
  • степень ограничения пользованием (насколько затруднено свободное использование земли);
  • интенсивность использования обремененной территории;
  • уровень влияния на распоряжение объектом;
  • дополнительные затраты, возникшие по причине наложения сервитута;
  • размер упущенной выгоды вследствие установления сервитута.

При оценке плата определяется на основании расчета величины ущерба, упущенной выгоды и убытков и сравнении таковых со стоимостью земли.

Иногда по итогам оценки величина оплаты имеет отрицательное значение. То есть никакого вреда или ущерба владельцу участка нанесено не было и значит требовать оплаты он не вправе.

По окончании оценочной процедуры составляется отчет об оценке. В нем указываются такие данные:

«Шапка» документа Это название документа, предмет оценки и его идентификационные характеристики. Здесь же указывается, кто подготовил документ и когда
Стандарты Использованные для определения основных направлений оценки
Перечень методов Использованных при проведении оценки соразмерной платы за установление сервитута
Объект оценки Указан конкретный вид обременения и срок, на какой таковое установлено
Текст заключения Включает в себя несколько частей — характеристика устанавливаемого сервитута со ссылкой на договор и кадастровые сведения, сведения о целях и сроках сервитута, подробный расчет с расшифровкой приведенных показателей

Отчет об оценке установленного сервитута становится приложением к договору. Он выступает обоснование суммы, прописанной в соглашении как обязательной к выплате.

При установлении сервитута через суд отчет может становиться доказательством правоты стороны, требующей оплаты.

Видео: земельные споры. Как правильно установить сервитут

На основании отчета суд устанавливает размер оплаты за сервитут. Зная, как проводится оценка, можно рассчитать оплату самостоятельно.

Но процесс этот весьма сложен, поскольку учитывается немало разных факторов. Потому целесообразнее обратиться к профессиональным оценщикам недвижимости.

Прекращение действия

Действие сервитута может прекращаться:

  • по требованию собственника, когда необходимость в сервитуте отпала;
  • по обоюдному соглашению сторон;
  • по истечении сроков действия сервитута;
  • на основании судебного решения, если наличие обременения затрудняет использование участка.

Основанием для прекращения сервитута становится добровольное соглашение сторон или решение суда.

Для получения последнего владельцу участка нужно подать соответствующий иск и доказать, что в ограничении более нет необходимости.

Прекращение сервитута в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. В ЕГРН вносится надлежащие данные. В частности на запись о регистрации обременения проставляется специальный штамп о погашении.

Судебная практика

Если рассматривать судебную практику касательно установления сервитута, то обратить внимание нужно на , опубликованное 28.02.2012.

Данное Постановление принималось по конкретному делу, но его положения применимы к институту сервитута в целом.

Один из важных моментов Постановления выражен тем, что подтверждено право судов самостоятельно устанавливать условия сервитутов при разрешении споров.

При этом суд может определять и размер платы. Таковая определяется как совокупный объем упущенной выгоды, понесенных убытков и реализационных расходов.

Также изучение практики указывает на необходимость правильного составления искового заявления в суд об установлении сервитута.

К примеру, владелец земли, по какой проходит ЛЭП, подал иск к собственнику коммуникаций с требованием заключить договор сервитута.

Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа было признано, что ограничение имеет место быть и требование истцу об оплате вполне законно.

Но вместе с тем иск удовлетворен не был, поскольку в законе отсутствуют нормы, по каким можно обязать ответчика заключить соглашение.

Имеют значение и предоставляемые суду доказательства. Так в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа истец требовал обеспечения проезда к промышленному объекту.

При этом рядом с участком истца располагался пустырь, но истец желал обустроить проезд именно через соседский участок.

В иске было отказано, поскольку отсутствовали нужные доказательства, а именно что:

  • через пустырь перемещение невозможно;
  • другие пути, кроме как через соседний участок, отсутствуют;
  • на участке ответчика наличествует транспортная инфраструктура;
  • движение транспорта по территории ответчика не создаст опасности для пребывающих там людей.

Если вы имеете в собственности, дом, квартиру, земельный участок, право владения обязательно подтверждается правовыми документами собственности и техническими документам с их характеристиками. Право собственности позволяет многим из нас вступать в экономические отношения, то есть продать ее, сдать в аренду, использовать ее для получения доходов, например, что-то выращивать на земельном участке и так далее.

Понятие сервитута

Несмотря на абсолютное право владения собственностью, гражданским законодательством предусматриваются общие для всех ограничения. И связаны они с тем, чтобы собственники не нанесли ущерб окружающей среде, правам и интересам других лиц. Так вот, таким конкретным ограничением в рамках и гражданского, и земельного законодательства является сервитут.

Это странное слово означает право других лиц ограниченно, частично использовать не свою собственность, а другую, например земельный участок. То есть в конкретном случае ограничиваются права пользования землей собственника участка в пользу других лиц.

Виды сервитутов

В зависимости от числа субъектов, чьи интересы устанавливает сервитут, разделяют следующие виды сервитутов:

  1. частные,
  2. публичные.

Частный сервитут подразумевает, когда один собственник вправе требовать от другого собственника ограниченно использовать его соседний участок для:

  • проезда или прохода через его участок,
  • прокладки трубопроводов
  • водоснабжения, мелиорации,
  • установки ЛЭП,
  • кабельных линий.

Публичный сервитут означает предоставление права местного населения, органов государства, местного самоуправления в их интересах частично использовать необходимую собственность других лиц с целью:

  • ремонта транспортной инфраструктуры,
  • выполнения дренажных работ;
  • подступа к прибрежной зоне,
  • использования участков для охоты и рыболовства,
  • временного целевого использования их земельных участков,
  • установление геодезических пунктов и проходов к ним,
  • временного использования участка земли для изыскательских и исследовательских работ и другие цели.

Сервитуты также могут быть срочными, с определенными указаниями сроков действия, и постоянные без указания сроков.

В зависимости от сферы применения сервитутов, они подразделяются на следующие виды:

  • земельные,
  • водные,
  • лесные.

Правовое регулирование по установлению сервитутов осуществляется гражданским законодательством. В земельном, лесном и водном законодательстве также определено использование сервитута, как правового инструмента и его применение в этих сферах права.

Основаниями к установлению сервитутов также являются:

  • договоры между лицом, требующим установления сервитута и собственнико
  • акты одностороннего волеизъявления собственником,
  • по закону,
  • по суду,
  • по давности.

Возможности использования сервитута на земельный участок

В законодательстве земельный сервитут рассматривается в виде права частичного и ограниченного пользования не своим земельным участком. Объектом сервитута выступает земельный участок, находящийся в собственности.

Владелец сервитута не имеет права дарить, продавать, сдавать в аренду, в общем, распоряжаться им. Ему только предоставляется право использовать чужое недвижимое имущество, с целью ограниченного использования.

Для сервитута на земельный участок характерно сохранение его действия при смене собственников, обремененных сервитутом.

Можно выделить и другие особенные признаки для земельных сервитутов:

  1. для них необходимо наличие двух участков, которые должны быть соседними,
  2. они устанавливаются для потребностей собственника имущества, которые невозможно обеспечить без установления сервитута,
  3. сервитут на земельный участок возникает после регистрации на основании или соглашения между сторонами, или по решению суда.
  4. Земельный сервитут прекращается при отсутствии оснований, по которым он был установлен, уничтожении имущества или судебному решению.

Следует отметить, что установить сервитут – это вынужденная мера, которая возможна в случае, если потребности собственников недвижимости или земельных участков нельзя удовлетворить иным способом.

Чаще всего установление сервитута заключается в виде договора, соглашения между двумя сторонами: собственниками и лицами, желающими его установления. Договор заключается письменно и в обязательном порядке регистрируется. Без такой регистрации сервитут не считается установленным.

Если не удалось прийти к договоренности об условиях сервитута и его установлении, единственным способом для его установки является обращение в суд. После судебного решения об установлении сервитута, его необходимо зарегистрировать в Едином госреестре прав на недвижимое имущество.

Прозрачность использования сервитута

Все права пользования сервитутом регулируются на законодательном уровне, поэтому существуют определенные рамки, в которых могут действовать два собственника. Основная часть нормативных актов о сервитутах содержится в Гражданском, а также Земельном кодексах РФ. Часть норм можно найти и в природоресурсном законодательстве и Федеральном законе № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Плата за сервитут

При договорных отношениях собственнику, у которого ограничивают права пользования его недвижимостью, должна быть установлена плата за сервитут. Лица, в пользу которых, устанавливают сервитут обязательно должно оплачивать, определенную рассчитанную стоимость.

Плата за сервитут должна учитывать:

  1. потерю коммерческой выгоды собственником от части используемого участка сервитута, если бы она была сдана в аренду другим лицам
  2. расходы, понесенные собственником земельного участка, при создании условий реализации ограниченного права пользования
  3. интенсивность, с какой используется участок сервитута, и характер эксплуатации лицом, в пользу которого заключено соглашение.

С. может устанавливаться для обеспечения собственнику земельного участка прохода и проезда через другой (соседний) участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены иным путем. С. - не самостоятельное , поэтому не может быть предметом купли-продажи, залога и не передается каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения эксплуатации которого установлен С. Термин "С." употребляется в законодательстве РФ с 1994 г. Отдельные его виды регулируются ГК РФ, Лесным, Водным и Градостроительным кодексами РФ, а также некоторыми федеральными законами.

(лат. servitus; англ. servitude, easement) - известное еще римскому праву ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Помимо естественных прав лица на свои вещи и вытекающих из них правомочий, допускало существование и прав на чужие вещи. С. заключался в обязанности оказывать своей вещью определенную услугу третьим лицам: «сущность сервитута в том, что лицо что-то терпит или чего-то не делает». С. развились из прав, обусловленных отношениями соседства, когда нормальное хозяйственное использование соседствующих земельных участков, строений и т.п. требовало взаимных уступок и ограничений, а абсолютизация прав собственников порождала взаимные потери. Так возникли земельные С., связанные с земельной собственностью. Позднее получили распространение и личные С.

Вещные, или земельные, С. (s. praediorum) подразделялись на сельские и городские. Сельские С. предполагали обязанность собственника терпеть передвижение др. лиц через его участок к хозяйственно необходимым местам или вещам общего значения (iter), перегон скота через участок к пастбищу или водопою, в т.ч. проезд повозок (actus), проведение водопровода через участок одного собственника к участку другого (aquaeductus). В постклассическую эпоху сложились и др. виды сельских С: право черпать воду на чужом участке, отводить воду на территорию чужого владения, брать глину с чужого участка, пасти скот на лугах, входящих в чужое , но ранее используемых для этой цели, и др. Городские С. также предусматривали ограничения в целях общего хозяйственного использования и взаимных выгод: право слива воды, проведения канализации через участок соседа, обязанность не загораживать соседу вид из окна и т.п. Ограничения обязан был терпеть в пользу любых лиц, которые стали бы пользоваться выгодами, вытекающими из С. Поэтому земельные С. имели всеобщий, абстрактный характер.

Личные С. (s. personarum) предполагали ограниченные права собственности в пользу конкретного лица, которому тем самым предоставлялись некоторые права в отношении не принадлежащей ему вещи. Важнейшими видами личных С. были , и проживание. Узуфрукт, или право пользования плодами и доходами (ususfructus), заключался в предоставлении лицу права получения плодов и доходов от непотребляемой вещи, не принадлежащей ему (фруктами из сада, молоком от коровы и т.п.). Пользование, или узус (usus), заключалось в праве брать овощи с чужого огорода, жить в чужом доме, использовать чужое животное или раба (слугу) для собственных нужд. Пользовавшийся узусом должен был соблюдать те же требования, что предполагались и для узуфрукта, но не имел права использовать предметы узуса иначе как для своих нужд. Право проживания (habitatio) предполагало обязанность собственника жилого дома терпеть проживание в нем др. лиц (см.: О.А. Омельченко. римского права. - М., 1994; . Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. - М., 1994).

Основаниями для установления С. были: а) , которым определялась хозяйственная необходимость использования чужой собственности, б) между собственником вещи и пользователем узуфрукта (только для личных С.), в) получение по наследству, в т.ч. в качестве легата.

С. прекращались: а) гибелью вещи - физической или юридической (т.е. выходом ее из гражданского оборота), б) смертью лица, которому предоставлялся личный С, в) истечением срока, на который он устанавливался, г) изменением сущности вещи, д) слиянием в одном лице собственника и пользователя личного С, е) неиспользованием С. в течение двух лет, т.е. по давности.

По гражданскому законодательству РФ собственник недвижимого имущества {земельного участка, др. недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника др. земельного участка (соседнего участка) предоставления С. Согласно ст. 274 ГК РФ* С. может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний , прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также др. нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления С.

Обременение земельного участка С. не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. С. устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления С, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое . В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»** гос-ная С. проводится в Едином гос-ном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен С, при наличии у последнего соглашения о С. С. вступает в силу после его регистрации в реестре. Если С. относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, то к документам, в которых указываются содержание и сфера С, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия С. Если С. относится ко всему земельному участку, то предоставление плана земельного участка не требуется.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях С. спор разрешается судом по иску лица, требующего установления С. На условиях и в порядке, предусмотренных пп. 1 и 3 ст. 274 ГК РФ, С. может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. участка, обремененного С, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен С., соразмерную плату за пользование участком.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "сервитут" в других словарях:

    Официальная терминология

    Лат. servitus. Обязательство, соединенное с правом владения частью или всем имуществом, напр., обязательство давать проезд через свои владения. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - — сервитут Невладельческое право в земельном имуществе, передающее право пользования, но не право собственности, на часть имущества. Например, право ограниченного пользования чужим… … Справочник технического переводчика

    Право собственника, владельца, пользователя земельного участка или собственника иного недвижимого имущества на ограниченное пользование земельным участком (иным недвижимым имуществом), находящимся в собственности (владении, пользовании) другого… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    - (лат. servitus; англ. servitude, easement) известное еще римскому праву право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Помимо естественных прав лица на свои … Энциклопедия права

    - [сэ], сервитута, мн. нет, муж. (лат. servitus обязанность) (Право). Право пользования чужой собственностью в определенных пределах; также ограничение права собственника в использовании своей собственности в определенном отношении. || Ограничение… … Толковый словарь Ушакова

    Установленное законом или договором право пользования чужим имуществом в определенных пределах: право проезда, запрет возводить строения и т.д. По английски: Servitude См. также: Право собственности Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - (от лат. servitus рабство, подчинен ность) установленное законом или предусмотренное договором право частичного пользования земельным участком и строениями со стороны лиц, не являющихся их собственниками, но вынужденных прибегать к такому… … Экономический словарь

    - (servitude) невладельческое право в земельном имуществе, передающее право пользования, но не право собственности, на часть имущества. Например, право ограниченного пользования чужим земельным участком. В некоторых случаях сервитутом могут… … Экономико-математический словарь



Просмотров