Типом отношений в гражданском обществе является. Определение гражданского общества. Что такое гражданское общество
ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
2.1. Раскрытие понятия гражданское общество
Учитывая современные социально-политические реалии, попытаемся дать определение понятию «гражданское общество».
Понятие «гражданское общество», как прави-ло, используется в сопоставлении с понятием «государство». По замечанию немецкого полито-лога И. Изензее, «государство существует в виде того, что противостоит "обществу"». «Государст-во» и «гражданское общество» представляют собой понятия, отражающие различные стороны, жизни общества» противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсо-лютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социально-го, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индиви-ды, реализующие частные интересы и осущест-вляющие индивидуальный выбор. Напротив, го-сударство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотноше-ний политически организованных субъектов: го-сударственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представля-ется возможным построение правового демокра-тического государства, поскольку именно созна-тельные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого об-щежития. Таким образом, если гражданское об-щество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централи-зованной государственной волей, то государст-во призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной лич-ности.
Разделение гражданского общества и государ-ства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.
Таким образом, гражданское общество пред-ставляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономи-ческих, культурных, религиозных и иных струк-тур, которые развиваются в обществе вне ра-мок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и меж-личностных отношений создает условия для са-мореализации отдельных индивидов и их групп и удовлетворения их повседневных потребнос-тей.
Однако в литературе по рассматриваемой теме нет единого понятия гражданского общества. Ниже следуют понятия взятые из разных источников, тем не менее все они похожи, но разнятся в некоторых признаках, через которые определяется понятие.
Гражданское общество - сфера самоуправления свободных, обладающих собственностью граждан, добровольно объединившихся по интересам социальных групп и отдельных индивидов; механизм, позволяющий всему социуму сосуществовать с государством и охранять права человека.
Гражданское общество, понятие, обозначающее совокупность отношений (социально-экономических, в сфере культуры), развивающихся относительно независимо, автономно от государственной власти. Гражданское общество в определенном смысле первично по отношению к государственной власти, предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.
Гражданское общество -- это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это, во-вторых, комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Это, в-третьих, совокупность негосударственных отношений в обществе (экономические, социальные, семейные, национальные, духовные, нравственные, религиозные и другие; это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы). Это, наконец, сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.
Понятие цивильное или гражданское общество обозначает основной принцип демократии: под государством и обществом подразумевается сообщество зрелых граждан, которые сами совместно определяют свою судьбу. В более узком смысле гражданское общество определяется как демократическая форма самоорганизации общества, независимо от государства и вне рынка.
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов.
Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.
На основе вышеуказанных определений можно синтезировать следующее понятие. Гражданское общество - этот форма организации общества, в основе которого стоит цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид (от существенных черт которого зависит качество и содержание гражданского общества и государства) взаимодействующий с государством, через демократические институты (выборы и т.д.) и институты гражданского общества (профсоюзы и т.д.).
Надо также отметить, что не которые исследователи пытаются определить понятие гражданское общество, через демократический режим. Однако гражданское общество возможно и при других режимах. Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Государство может значительно ограничить жизнедеятельность гражданского общества, - но разрушить, "отменить" его не способно: оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. В свою очередь гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но подменить и тем более упразднить государство на современном этапе развития общества оно не способно.
По своей природе гражданское общество является обществом неполитическим. Об этом свидетельствует многотысячелетняя история его до государственного и доклассового развития: и семейные, и хозяйственные, и духовные и другие отношения успешно развивались вне политики и без политики. Но сегодня в мире активной внутренней, внешней и международной политики, проводимой государствами, гражданское общество вынуждено заниматься политикой в той мере, в какой его понуждает к этому объективная реальность. В недрах гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения, в разной степени по мере необходимости политизируются общественные организации и движения.
Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных
ассоциаций людей (религиозных и политических корпораций, купеческих гильдий, кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особое отношение с государством. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов
Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.
тип общества, характеризующийся высокой степенью самоопределения индивидов и наличием самоуправления в форме различных организаций и ассоциаций, в силу чего права индивида в нем надежно защищены, а государство служит охраной и гарантом этих прав.
Неполное определение ↓
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ
определенный обществ. строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением к-рого является политич. строй, основанный на развитой системе гражданского права. Идея О.г. явно недостаточно проработана в современных социологич. теориях, что идет вразрез с потребностями практики, с довольно частым обращением к О.г. политич. и обществ. деятелей, всех, кто озабочен судьбой человека, улучшением условий его жизни в современном мире. До сих пор остается почти не востребованным тот теоретич. потенциал, к-рый закреплен за понятием О.г. в истории социологии и философии. Так, Аристотель обращается в своих произведениях к этому понятию и дает ему свое толкование. Серьезное значение придается О.г. в гегелевской концепции развития истории. Именно Гегель дает относительно полное объяснение необходимости вывести из-под произвольного контроля со стороны государ, структур огромнейшую область обществ. жизни - имущественных связей, отношений и процессов, чтобы обеспечить свободу и независимость человека в этой области. Иными словами, Гегель разводит понятия политич. сферы и гражданского об-ва, полагая, что последнее для человека - сфера свободной автономии, ограждающая его от посягательств официальных институциализированных органов. В этом разведении четко прослеживается антифеодальная напавленность идеи О.г., к-рая вызвана потребностью теоретическими средствами "проложить дорогу" для бурж. обществ. порядка, немыслимого без свободы человека-товаропроизводителя. Основоположники марксизма, развивая идею О.г., исходили из посылки, что "освобождение" есть историч. дело. Они рассматривали проблему О.г. с позиций материалистич. понимания истории, полагая, что путь к освобождению человека лежит через создание высокоразвитых производительных сил, преодоление его отчуждения от средств производства, превращение его во владельца этих средств, установление соц. равенства и справедливости в отношениях между людьми. Как показали события XX столетия, идея О.г. не только не устарела, но, напротив, необычайно обострилась. Появилась опасность порабощения человека, и источником этой опасности выступает непомерно разросшаяся власть политико-государственных структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономич. отношения, но и на все остальные сферы деятельности человека, включая область духовной культуры. Репрессивность этих структур особенно тяжело сказывается на жизни людей в странах, где господствуют тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где складывается авторитарный стиль отношений между носителями власти и рядовыми членами об-ва. Об актуальности идеи О.г. свидетельствуют и непрекращающиеся во всех цивилизованных странах поиски оптимального взаимодействия между государ., обществ. и собственно экономич. регуляторами поведения и деятельности людей. Социологи, равно как и представители др. обществ. наук, включаются в работу по определению стратегии, позволяющей произвести, говоря словами Маркса, "обратное поглощение государственной власти об-вом, когда на место сил, подчиняющих и порабощающих об-во, становятся его собственные живые силы" (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 548). Но это "обратное поглощение" - длительный процесс. Он включает в себя преобразование экономики, соц. отношений, реформы в сфере образования, воспитания и культуры; в целом предполагает вовлечение в этот процесс самого человека в качестве свободно мыслящего и свободно действующего индивида. В принципе О.г. как сфера человеческой самодеятельности должно быть свободно от произвольного вмешательства государ, органов. Лит.: Гегель Г.В.Ф. Философия права//Соч. Т. 7. М., Л., 1934; Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии". М., 1966. А.Д. Налетова.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.
Признаки гражданского общества
Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.
Основными признаки гражданского общества являются:
1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.
2. Наличие развитой системы самоуправления.
3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.
4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.
5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.
6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.
7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.
8. Наличие правового государства
9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.
Структура гражданского общества
Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:
1. Общественные объединения и правозащитные организации.
2. Политические движения и партии.
3. Независимые СМИ.
4. Семья как основная ячейка общества.
5. Церковь и религиозные объединения.
6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)
35. Понятие правосознания
Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву.
Структура правосознания
Правосознание включает в себя следующие структурные элементы:
1. Правовая психология
Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению.
2. Правовая идеология
Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному.
Виды правосознания
Правосознания принято подразделять на основе двух важных принципов: по степени общности отношения и по уровню и глубине отношения к праву.
По степени общности отношения к праву принято выделять:
1. Индивидуальное правосознание
2. Групповое правосознание
3. Массовое правосознание
По уровню и глубине отношения к праву принято выделять:
1. Обыденное правосознание
2. Профессиональное правосознание
3. Доктринальное правосознание
36. Правовая культура: понятие и структура.
Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:
1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
1) знание, а вместе с этим и понимание права;
2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
4) правовая психология;
5) правовая идеология.
В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.
Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.
Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2)праворегулятивную , которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную , которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская , через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.
37. Правовое воспитание: понятие формы, методы.
Гражданское общество - система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп. Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.
Понятие «гражданское общество» используется как в широком, так и в узком смысле. Гражданское общество в широком смысле охватывает все сферы человеческой деятельности. В более узком, наиболее распространённом смысле, это существование демократических институтов и правого государства, которое обеспечивает верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни, гарантирует свободу личности.
Условия возникновения гражданского общества:
- 1. Наличие правового государства, которое обеспечивает и реализует права и свободы граждан;
- 2. Появление возможности у граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности;
- 3. Ликвидация сословных привилегий.
Гражданское общество - это негосударственная часть общественной жизни, социальное пространство, в котором люди связаны между собой и взаимодействуют друг с другом в качестве свободных независимых субъектов.
Главным субъектом гражданского общества является суверенная личность. Т.е. гражданское общество строится на основе невластных связей и отношений.
Основу гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом.
Т.е. гражданское общество только тогда проявляет свою жизнедеятельность, когда его члены обладают конкретной собственностью, или правом на использование и распоряжение ею. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности (колхоза, предприятия) - действительно являются таковыми.
Наличие собственности служит основным условием свободы личности в любом обществе.
Гражданское общество основывается и на социокультурных отношениях, включающих семейно-родственные связи, этнические, религиозные.
В гражданское общество входят и отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Это группы по интересам, политические партии (не правящие), группы давления, движения, клубы.
Т.е. обеспечивается культурно-политический плюрализм, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан.
Гражданское общество - это социальное пространство, где люди на добровольной основе объединяются в организации, центры, которые создаются не государством, а самими гражданами.
Т.е. эти объединения существуют отдельно от государства, но в рамках действующих в государстве законов.
Основные типы гражданского общества:
- - социальные структуры;
- - совокупность граждан страны в целом;
- - совокупность граждан мира.
Структура гражданского общества:
- - негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
- - совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;
- - общественные объединения и организации; политические партии и движения;
- - сфера воспитания и негосударственного образования;
- - система негосударственных средств массовой информации;
- - семья;
- - церковь.
Признаки гражданского общества:
- - полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- - самоуправляемость;
- - конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- - всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;
- - жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство;
- - сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и «разгосударствления» ряда общественных отношений. Современное государство и право складываются в процессе развития гражданского общества.
Категория «гражданское общество» изучалась еще в 18-19 вв., подробно была исследована в работе Гегеля «Философия права». По Гегелю, гражданское общество - это связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полиция и корпорация). Правовой основой гражданского общества у Гегеля является равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, свобода договора, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд.
Гражданское общество - не только сумма индивидов, но и система связей между ними.
Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где традиционно велико этатическое понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного. Говоря об ответственности как об объективном явлении общественной жизни имеется в виду прежде всего функцию отражения в общественном и индивидуальном сознании совокупности “общественно- должных”, нормативных требований к личности и формам ее жизнедеятельности, обусловленных спецификой социального развития.
Существуя в рамках субъектно-объектных отношений, ответственность связана с теми из них, которые порождают определенные требования к личности, социальным общностям. Эти требования приобретают обязательный характер через систему политических, юридических, экономических, моральных норм. Иначе говоря, ответственность как деятельностное отношение представляет собой конкретно-исторический тип взаимодействия между личностью и обществом. Именно поэтому социальная ответственность как общественное отношение интегрирует различные элементы процесса становления гражданского общества и правового государства, ибо предполагает осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы) к потребностям социальной действительности, реализуясь в исторически значимой деятельности. Ответственность означает единство двух аспектов: негативного и позитивного. Негативный аспект характеризуется наличием системы социальных санкций, призванных регулировать отношения личности и общества. Позитивный аспект подразумевает сознательную реализацию индивидом себя как личности в процессе формирования гражданского общества. Поэтому становление гражданского общества не сводится только к явлениям политического порядка, таким, как демократия и парламентаризм. Основой этого процесса выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Отстаивая свои права, политические позиции, индивид соотносит их со своими представлениями о законности, праве, морали, социокультурными ориентациями.
Социальная ответственность личности, субъекта есть полифункциональное явление, где сливаются политические, правовые, нравственные и эстетические ценности, создающие базу для осознания человеком дихотомии своих прав и обязанностей и определяющие характер его деятельности.
Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. Намного важнее оказалось положение человека в современном обществе, в социалистическом и постсоциалистическом, чем другие элементы, через которые определяли социализм до сих пор, например, собственность на средства производства, господствовавший тип общественного распределения, монопольное положение компартии. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
4. Гражданское общество и государство
Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра. Составляющие гражданское общество общественные организации и объединения возникают спонтанно. Без какого-либо участия государства гражданское общество превращается в мощную самоорганизующуюся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в других, в частности в бывшем СССР, его не было многие десятилетия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости? Ведь есть государство, призванное управлять обществом, заботиться о его экономической и политической стабильности, росте благосостояния народа и о многом другом.
Вопрос о гражданском обществе не случайно рассматривается после изучения темы «Политические режимы». Известно, что они делятся на две группы: демократические и недемократические. В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать, быть или не быть гражданскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии.
Если граждане бывшего СССР либо вообще ничего не знали о гражданском обществе, либо имели о нем весьма туманные представления, то в современной России это одно из наиболее часто встречающихся понятий. Его упоминают в связи с вопросами государственного управления, в связи с Конституцией и Гражданским кодексом, при анализе политических режимов, в связи с переходом к рыночной экономике, развитием частной собственности, а главное - в связи с образованием в стране в последние годы многочисленных, ранее неведомых организаций и объединений предпринимателей, банкиров, арендаторов, актеров, ветеранов войн, пенсионеров и др.
Что же такое гражданское общество и почему оно может развиваться наиболее полно лишь в условиях демократических политических режимов?
Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная
I) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и
2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.
Конкретизируя данное определение, отметим следующее:
Эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в некоторых странах сотни тысяч разного рода объединений граждан или предприятий (признак высокоразвитого демократического общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, делающих первые шаги в демократическом развитии);
Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, правовых, культурных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;
Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существуют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;
Составляющие гражданское общество объединения возникают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится долгожителями, постоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;
Гражданское общество в целом является выразителем общественного мнения, что служит своеобразной формой проявления его влияния на политическую власть. Приведем отдельные примеры возникновения организаций и объединений, составляющих гражданское общество, которые отражают мотивы их создания, формы активности и цели.
Известно, что переход России к рыночной экономике дал мощное начало процессу образования в стране коммерческих банков. До августа 1998 г их насчитывалось более 1500. Образование коммерческих банков - результат частной инициативы граждан или предприятий. В рыночной среде они действуют на свой страх и риск. Законы рынка крайне жестки. Не исключены банкротства. Кроме того, есть государства, которые могут изменять законодательство о банках, ужесточать условия их функционирования.
Как показывает мировой опыт, рынок и государство могут быть как в пассиве, так и в активе бизнеса (банковского, в частности). Чтобы они были в активе, за это нужно бороться. Необходимы групповые, ассоциированные усилия. Российские коммерческие банки существуют всего несколько лет, но уже в 1991 г они образовали Ассоциацию российских банков, объединившую московскую, санкт-петербургскую, пермскую, новороссийскую, дальневосточную и ряд других региональных организации. Основные цели Ассоциации - координация действии российских банков, осуществление совместных программ, защита коммерческих банков. В этой связи Ассоциация разрабатывает концепцию развития банковского дела, рекомендации и проекты нормативных документов, регламентирующих работу банков и их отношения с Центральным банком. Есть основания полагать, что Ассоциация российских банков успешно отстаивает через государственные органы коллективные интересы коммерческих банков. В частности, специальным указом президента деятельность иностранных коммерческих банков на территории России была вплоть до 1996 г. ограничена. Тем самым был нейтрализован очень сильный конкурент российских банков.
Еще пример. Многообразие форм собственности, в частности уравнение в правах со всеми другими правами частной собственности, привело к образованию в стране многочисленных кооперативных, арендных предприятии, акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других форм предприятии. Успех их работы зависит от них самих. Сырье для производства, рабочая сила, само производство, хранение и сбыт готовой продукции - все это их собственное дело. Однако при этом ряд важных отношений с государством у данных предприятий остается. Это касается налогов, таможенных пошлин, государственного страхования, соблюдения законодательства об охране окружающейсреды, правил хранения, перевозки продукции и многого другого
Мировой опыт показывает, что на налоговую политику государства можно влиять в сторону либерализации. Но опять же успех более реален, если переговоры с государственными структурами ведет объединенный представительный орган, возникший по инициативе предпринимателей, как организация гражданского общества. Многочисленные союзы предпринимателей существуют во всех странах мира. Можно даже констатировать, что в структуре гражданского общества они занимают наибольший удельный вес. Переходящая к рыночном экономике Россия не стала исключением. В течение всею нескольких лет здесь возникли сотни различного рода объединении, в том числе в сфере бизнеса. В их числе Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов. Союз предпринимателей и арендаторов, Ассоциация совместных предприятий, Союз объединенных кооперативов, Ассоциация руководителей предприятий, Союз акционерных обществ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, Союз молодых предпринимателей России, Союз малых предприятий России.
О Союзе малых предприятий России скажем несколько подробнее. Он возник в 1990 г. Главная цель - всемерно способствовать устранению монополизма в российской экономике. Данной организацией разрабатываются предложения по совершенствованию государственного законодательства в части образования и функционирования малых предприятии. Кроме того, Союз малых предприятий России занимается развитием делового сотрудничества малых предприятии. Он оказывает содействие своим членам в освоении новой техники и технологии, во внедрении управленческих новшеств Союз проводит конференции и деловые встречи, оказывает содействие малым предприятиям в строительстве производственных здании.
Приведенные примеры касаются хозяйственной сферы. Однако спектр общественных интересов, в связи с которыми возникают организации гражданского общества, далеко выходит за ее рамки Он охватывает политические, культурные, правовые, экономические, научные и многие другие интересы. Эти интересы могут лежать и в иных плоскостях. Например, полагая, что государство недостаточно активно проводит политику реорганизации российской армии, устранения «дедовщины» и других порочащих честь и достоинство солдат, так называемых неуставных отношений, матери воинов, проходящих службу, организовали Комитет солдатских матерей, который ставит конкретные цели по защите прав призывников и ведет активный диалог с правительством. Имеют свои организации ветераны Великой Отечественной воины, воины-афганцы, инвалиды.
В дальнейшем, по мере рассмотрения проблем, связанных с гражданским обществом, будут приводиться и другие примеры организации гражданского общества. Однако и из сказанного вытекает, что гражданское общество есть та среда, в которой современный человек, законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акции и общественной солидарности. (Кумар К. Гражданское общество //Гражданское общество М, 1994. С. 21).
В заключение данного параграфа отметим, что интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки правоведение, экономическая теория, история, философия, социология и др.
Правоведение изучает гражданское общество как субъект гражданского права и как субъект правового регулирования.
Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организации гражданского общества, роль финансовой сферы в их функционировании.
История описывает конкретные национальные формы гражданского общества, особенности участия граждан в общественной жизни.
Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему, как форму общественной организации и общения.
Однако особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологи». Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами - государством в целом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции Другими словами, политология воссоздает целостную картину гражданского общества.