Су ве ре ни те том. Государственный суверенитет: понятие, признаки, механизм обеспечения. Россия - отдельная цивилизация

Суверенитет может быть полным и ограниченным.

На своей территории государство обладает полным суверенитетом . Впрочем, существуют части государственной территории, на которых суверенитет государства ограничен международно-правовыми нормами . Например, в территориальных водах государство обязано, согласно МП, предоставлять право мирного прохода иностранным судам.

В межгосударственных отношениях нередки случаи, когда определенные обязанности, обременительные для суверенитета, возлагаются на государство иностранными державами посредством двустороннего, многостороннего договора или их воздействием на конституционные положения такой страны.

Так, в результате испано-американской войны 1898 года США полностью подчинили себе Кубу и навязали изменение в кубинскую Конституцию, согласно которому Куба взяла на себя обязательство согласовывать с США свою внешнюю политику и разместить американскую военную базу в Гуантанамо. После кубинской революции 1959 года данные положения Конституции были изъяты (хотя военная база США в Гуантанамо, вопреки воле Кубы, по-прежнему существует).

Встречаются также ситуации, когда части конституции или конституции целиком пишутся для страны, проигравшей в войне. В мирных договорах по результатам войны могут предусматриваться положения, ограничивающие юрисдикцию (суверенитет) государства. Такое положение государства  форма международно-правовой ответственности за международные преступления с его стороны.

Интересно, что, согласно статье 309 (3) Соглашения о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), предусматривающего либерализацию торговли между США, Канадой, Мексикой и взаимное устранение запретов, ограничений для импорта/экспорта товаров, Соединенным Штатам предоставлено право в одностороннем порядке вводить определенные запретительные меры, подлежащие исполнению другими государствами  участниками НАФТА.

Все чаще государства передают свои полномочия международным организациям и органам интеграционных объединений .

Так, в ноябре 2002 года парламент Швеции подавляющим числом голосов одобрил изменения в Конституции, в соответствии с которыми ряд полномочий в области внешней и оборонной политики были переданы в ведение органов ЕС.

Ранее Швеция, согласно Конституции, передала органам ЕС полномочия в соответствующих вопросах экономики. При этом, будучи членом ЕС, Швеция пока еще не вступила в общеевропейский валютный союз и сохраняет свой суверенитет и юрисдикцию в отношении национальной валюты  кроны.

Из Конституции РФ (ст. 79)

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Таким образом, возрастающая взаимозависимость государств, заключение международного договора сами по себе еще не означают ограничения государственного суверенитета, а, скорее, представляют собой формы его проявления, реализации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа по теме:

Государственный суверенитет: понятие, признаки, механизм обеспечения

С одержание

Введение

Глава 1. Характеристика суверенитета государства

1.1 Понятие, признаки и виды государственного суверенитета

1.2 Суверенитет государства

1.3 Народный суверенитет

1.4 Национальный суверенитет

Глава 2. Россия - субъект государственного суверенитета

2.1 Характеристика государственного суверенитета России

2.2 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации

2.3 Формы защиты государственного суверенитета России

Заключение

Библиография

Введение

Признание суверенитета верховной власти сыграло важную роль в объединении государств, их внутреннем сплочении, преодолении феодальных распрей и укрепления их внутреннего мира. Сочетание этих двух начал - верховенства и независимости в понятии суверенитет означает соединение в нем прав и свободы. Поэтому в истории политики понятие суверенитет имеет для государства и власти всех уровней такой же смысл, что и понятие свободы и права для человека. Для суверенитета и суверенного государства это не только право на независимость и свободу от посягательств, как внешних, так и внутренних, но и право управлять. Повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти. Поэтому Н. Макиавелли трактует суверенную власть как всевластие.

Классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Боденом в 8 главе первой книги его знаменитых «Шести книг о политическом сообществе» (1576 год), как «высшей, абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными в политическом сообществе». При этом Ж. Боден понимал суверенитет сконцентрированным в личности верховного правителя.

Впервые в России идея суверенитета государственной власти теоретически была сформулирована волоцким игуменом Иосифом Саниным в сочинении «Просветитель» в 1503 году (за 75 лет до работ Бодена) и воплощена в понятие самодержавия московских государей, означавшем верховенство царской власти и ее независимость от власти не только других государств, но и князей. Царь, отмечал Санин, обладает всей полнотой верховной власти «…он властию же подобен высшему Богу». Из верховного характера царской власти Санин выводил и решение вопроса о соотношении власти царя и власти удельных князей. Если власть удельного князя, считал он, «имеет постановление от Бога только на «Божеском отечестве», то есть на княжеском уделе и действительна лишь в пределах этого удела, то власть царя происходит от Бога - на «божеском престоле», то есть на всей русской земле и простирается в отношении всех подданных, включая и удельных князей».

Проблема суверенитета в современном мире, как нельзя актуальна. Примером тому может служить ситуация с провозглашением независимости сербской провинции Косово, чрезвычайно напряженной обстановкой в зоне Грузино-Абхазского конфликта. Интересна реакция мирового сообщества на два, довольно сложных меж собой противостояния. В одном случае признается право народа на самоопределение и независимость, и никому нет дела до суверенитета Сербии. В другом случае независимость народа невозможно как раз в силу того, что эта территория является частью суверенного государства.

Поэтому цель нашего исследования - определить, что такое суверенитет государства и охарактеризовать государственный суверенитет Российской Федерации.

При подготовке работы поставлены следующие задачи:

Дать определение понятию суверенитет и выделить признаки государственного суверенитета

Рассмотреть виды государственного суверенитета

Изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

В данной курсовой работе использованы нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации, а также научные работы таких авторов как С.С. Алексеев, Д.Б. Катков, И.А. Умнова и других.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Характеристика суверенитета государства

1.1 Понятие, признаки и виды государственного суверенитета

Слово суверенитет произошло от французского слова souverainete и английского sovereignty - «верховная власть» и означает верховенство и независимость власти. Понятие суверенитет получило распространение в конце XIX века вместе с понятием «государство» и унаследовало от средних веков идею единовластия верховного федерального правителя, суверена, распространенную при этом на безличную власть государства. В связи с этим в это понятие вошло и представление о независимости, самостоятельности страны и населяющего ее народа (нации).

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутриполитические и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). «В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти».

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за ее пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме).

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

Ее прерогативы

Наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории. Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к не суверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что «народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории») и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего, так или иначе суверенитета своего народа не возможно. «Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни». Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Таким образом, государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

1.2 Суверенитет государства

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве - именно в государстве, в сфере государственной жизни - отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение.

Государственный суверенитет - независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном и там же государстве. Существования «двоевластия» в некоторые периоды истории, связанного со своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения в своих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняет этого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжаться не может, и одна из них непременно сходит со сцены. Государственный суверенитет - это основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы присвоить себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство. Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону - исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории; внешнюю сторону - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке. Государство в соответствии с международным правом и своим национальным законодательством может уступать свои суверенные права межгосударственным организациям.

В современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое государство внутри страны должно постоянно прислушиваться к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований. В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер, договоры устанавливаются по взаимному или по всеобщему согласию. В федеративных государствах суверенитет признается за союзными государствами, а по законодательству некоторых стран - также за субъектами федерации. В России по федеративному договору суверенным считаются и республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями некоторых республик в составе России. Например, Конституция Республики Татарстан: «Республика Татарстан - суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики». В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что суверенитет РФ распространяется на всю территорию.

В ней есть также положение о том, что РФ обладает суверенным правом и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое выражение полновластия народа, в интересах которого государство осуществляло руководство обществом. Государственный суверенитет как особенность государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета. Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т. е. включая народный и национальный суверенитет.

Таким образом, суверенитет - один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.

1.3 Народный суверенитет

Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (Конституция РФ ст. 3). Его смысл состоит в том, что народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступает важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.

Само понятие «суверенитет» дословно «верховная власть» означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает «человека, его права и свободы высшей ценностью», философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия «суверенитет народа» и «национальный суверенитет», как и «суверенитет нации» приобретают сходное значение. В Конституции России «многонациональный народ» употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому по этому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:

Президент Российской Федерации;

Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;

Законодательные органы субъектов РФ;

Руководители исполнительной власти субъектов РФ;

Народные заседатели и присяжные заседатели в судах;

Представительные органы местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет народа - это полновластие народа, то есть обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех граждан в управлении делами общества и государства.

Народный суверенитет - это право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.

1.4 Национальный суверенитет

Национальный суверенитет - это полновластие нации, её политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения образования самостоятельного государства.

Полновластие нации проявляется в реальной возможности самостоятельно и суверенно решать вопросы, относящиеся к её национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениями с другими нациями и народностями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, решать вопрос национально-государственной организации, она вправе войти в состав того или иного государства и объединиться с другими нациями в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства и образовать свое самостоятельное национальное государство. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, соответствующие национальные учреждения.

Суверенитет нации имеет своей предпосылкой национальные потребности, интересы и цели, вытекающие из объективных условий её существования и являющиеся важнейшим стимулятором развития нации, её борьбы за свое освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться интересы, выразителем которых выступает ведущий класс данной нации, а также интересы общенациональные в полном смысле слова.

Национальный суверенитет означает право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Следовательно, государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. Таким образом, национальный суверенитет следует понимать как демократический принцип, в соответствии с которым каждая нация обладает правом на свободу, на самостоятельное и независимое развитие, что должны уважать все другие нации и государства.

Глава 2. Россия-субъект государственного суверенитета

2.1 Характеристика государственного суверенитета России

К основам конституционного строя относятся принципы внутренней организации самого государственно-правового механизма. К ним в первую очередь следует отнести государственный суверенитет и разделение властей.Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Россию. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления. Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной власти - разделение властей. В российском государстве этот принцип признан только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти; 3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения. В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, система властей в государствах, конституции которых провозглашают такое разделение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая национальная система разделения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными полномочиями, система разделения властей включает самостоятельную четвертую власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.

В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной.

«Суверенной является только Россия, а состовляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны».

Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью - права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу; - используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (ст. ст. 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).

Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, системой экономических судов во главе с Высшим арбитражным судом РФ, Конституционным судом РФ и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд обладает правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (ст. ст. 125, 93).

Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8 при определении статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных органов местного самоуправления. При этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.).

Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 «Основы конституционного строя». Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации. ВРоссийском государстве существуют основные принципы государственного суверенитета, характерного для стран федеративного устройства. Эти принципы нашли своё отражение в Конституции РФ, которая обладает высшей юридической силой. Этот факт дает понятие о целостности суверенитета в Российской федерации.

2.2 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации

Согласно нормам общего конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются:

защита экономической системы;

обеспечение территориальной целостности;

обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;

обеспечение нормального функционирования аппарата управления.

Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства.

В Российской Федерации государственную власть на основе разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную) осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).

Таким образом, основной Закон России, Федеративный и иные договоры в целях сохранения единства и верховенства государственной власти, защиты суверенитета России предусматривают разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относя при этом наиболее важные вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти, такие как принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России, вопросы обороны и безопасности страны, определения статуса и защиты государственной границы, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета.

2.3 Формы защиты государственного суверенитета России

Президент России, будучи главой государства, наделяется Основным Законом страны полномочиями «по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности» (ст. 80 Конституции РФ). Вступая в должность, в своей торжественной присяге Президент РФ клянется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» (ч.1 ст. 82 Конституции РФ). Именно Президент РФ, согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики России, делая это в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч.3 ст.80). Именно Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой России (п. «а» ст. 86). В сфере оборонной политики государства Президент России является верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87), формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (п. «з» ст. 83). В случае агрессии против России, или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территорию страны или в отдельных ее местностях военное положение, незамедлительно сообщая об этом палатам Федерального собрания (ч. 2 ст. 87).

Что касается кадровых вопросов, в целях обеспечения контроля над деятельностью государственного аппарата, как одного из направлений реализации государственного суверенитета, Президент России согласно Конституции РФ по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров (п. «д» ст. 83). Как верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Президент РФ самостоятельно назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 83).

Правовая основа государственного суверенитета обеспечивается (представительными) органами государственной власти посредством создания принятия законов, раскрывающих сущность и направление государственного суверенитета.

Согласно Конституции РФ таким органом в России является Федеративное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В законодательной области в целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.

В сфере защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы о вопросах федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. «Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом» (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).

В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (п. «б» ст. 102 Конституции РФ), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы о вопросах статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов о вопросах федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. «а»п. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Если Президент России как глава государства в целях защиты государственного суверенитета осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны,

Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. «г» ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. «д» ст. 114 Конституции РФ).

Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.

Остановимся подробнее на данной форме защиты суверенитета России. Военная форма защиты, на мой взгляд, в настоящее время является наиболее актуальной для Российской Федерации и носит злободневный характер. Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ Российская Федерация, как суверенное государство, гарантирует обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.

Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства.

В данном случае следует отметить тот факт, что после распада СССР, произошли значительные изменения в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство, привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России.

Сложилась парадоксальная ситуация: государства, входившие в состав великой Федерации, абсолютно надежно защищавшей их государственную независимость, в результате борьбы за создание своего собственного суверенитета вне этой Федерации оказались совершенно безоружными, неспособными защитить свой государственный суверенитет в случае агрессии против каждого из них.

Вся система военных округов, создававшихся не по количеству союзных республик, а по стратегическим направлениям с учетом территориального начала, обеспечивающего мобилизационные возможности, была полностью разрушена. А ведь именно военные округа являлись надежной основой обороны всей страны. Семь военных округов, в том числе три на Украине, по одному в Белоруссии, Прибалтике, Закавказье и Средней Азии, с распадом СССР одновременно прекратили свое существование.

Основу основ обороны составляли Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). В результате распада СССР ракетные соединения и части оказались на территории четырех республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Как заявил на процессе по «делу ГКЧП» бывший министр обороны СССР маршал Советского Союза Д. Язов, «нарушилось централизованное управление войсками, практически вся система командных пунктов перестала действовать. Средства разведки и дальнего обнаружения также оказались разобщенными». Даже ракетные армии оказались разделенными - в России и Казахстане. Разобщение распространилось и на все сопутствующие ракетным войскам службы. Все это «практически делало РВСН или мало, или почти неспособными нанести ответно - встречный удар. Гарантированность терялась».

Важным шагом вперед в деле защиты государственного суверенитета России является решение вопроса о Байконуре, В результате которого, Россия арендует у Казахстана космодром и город Ленинск на 20 лет, с пролонгацией данного соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено пребывание на космодроме российских граждан, а также его обслуживание военнослужащими Военно-космических сил (ВКС) России.

Решение вопроса о Байконуре - это, пожалуй, на данном этапе один из самых позитивных моментов военной формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.

Дипломатическая форма защиты государственного суверенитета Российской Федерации осуществляется Президентом и Правительством России, которые Конституцией РФ и федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере международных отношений. Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство в международных отношениях (ч. 4 ст.80 Конституции РФ).

В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ.

Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления: «Судебная власть - возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы».

Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.

Таким образом, главную роль в защите государственного суверенитета выполняет Президент России. Будучи главой государства, Основным Законом страны он наделяется полномочиями по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.

Заключение

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства - возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы - министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность - сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шараханья из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняются узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) М.: Проспект, ТК Велби. 2008.

3. Бабаев В.К. Теория государства и права Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. (Серия: «Institutiones») (ГРИФ). М.: Юристь. 2006.

4. Гегель Г.В. Философия истории // Соч. Т. VIII. М. 1990.

5. Золотарева М.В.Правовые основы федерализма. М. 1999.

6. Катков Д.Б. Конституционное право России: Учебное пособие. М.: Юриспруденция 2000.

7. Клепицкая Т.А. Теория государства и права: Учеб. Пособие - 2-е изд. («Карманное учебное пособие»). М.: РИОР. 2008.

8. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник (ГРИФ) / Кулапов В.Л. Малько А.В. - М.: НОРМА. 2008.

9. Кикоть В.Я. Теория государства и права: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - («Высшее образование») (ГРИФ) / Кикоть В.Я., Лазарев В.В. М.: Форум. 2008.

10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.

11. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - («Классический университетский учебник») (ГРИФ). М.: Проспект ТК, Велби. 2008.

12. Марченко М.Н. Теория государства и права Учебник. (Серия. «Классический университетский учебник») (ГРИФ). М.: Зерцало. 2005.

13. Михалева Н.А. Федеративное устройство России. М. 1994.

14. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ). М.: НОРМА. 2008.

15. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов - («Высшее образование») (ГРИФ). М.: РИОР. 2008.

16. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997.

17. Упоров И.В. Теория государства и права. Курс лекций Учебное пособие для вузов. (Серия: «Курс лекций») Упоров И.В., Старков О.В., Рассказов Л.П. М.: Экзамен. 2005.

Подобные документы

    Понятие суверенитета, его юридические свойства. Независимость народа. Государственный суверенитет России, его проблема. Основные направления, способы осуществления государственного независимости России. Формы защиты государственного суверенитета.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2008

    Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства. Суверенные права как неприкосновенная сфера ведения суверенной политической единицы. Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2016

    Суверенитет как политико-юридическая категория, его место и роль в современном мире. Взаимодействие политической и юридической сторон государственного суверенитета. Особенности суверенитета современного российского государства вследствие распада СССР.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2014

    Общее понятие государственного суверенитета РФ. Самостоятельность государственной власти. Проблемы суверенитета РФ и его защита. Функции Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и судов РФ по укреплению государственного суверенитета.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2017

    Понятие государственного суверенитета: исторические и современные подходы, место в системе современного международного права. Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы суверенитета. Проблемы государственного суверенитета Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2016

    Проблема распространения суверенитета на спорные территории. Сущность глобализации. Трансформация государственного суверенитета в условиях глобализации. Проблема реализации суверенитета на постсоветском пространстве и в частности в Республике Армения.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Определение понятия государственного суверенитета и его юридическое значение. Юридическая защита личности, права на свободу и неприкосновенность. Ограничение и преступное нарушение государственного суверенитета в современных международных отношениях.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2011

    Суверенитет государства. онятие и признаки суверенитета государства. Россия - субъект государственного суверенитета. Свобода личности. Защита права на свободу, на неприкосновенность личности. Юридическая защита личности.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2005

    Сущность и этапы исторического развития понятия "государственный суверенитет", его основные юридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом, их законодательное отражение в Конституции РФ.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Историческое развитие взглядов на государственный суверенитет. Суверенитет в конституционном и международном праве. Проблема вмешательства государств во внутренние дела права. Соотношение государственного суверенитета и национального сепаратизма.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами. Государственный суверенитет предполагает наличие единого правового пространства.

Признание народа в качестве источника всей власти является выражением народного суверенитета, означающего, что народ не делит свою власть ни с кем, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Ни одна власть в государстве не может возвыситься над народом. Народный суверенитет означает полновластие народа, сосредоточение в его руках политических и экономических средств, дающих ему реальную возможность участия в управлении делами общества и государства.

Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах.

Ученые-конституционалисты утверждают, что между различными видами суверенитета существует связь и поэтому они находятся в единстве, но в то же время нельзя отрицать, и существование большого числа специфических черт, следовательно, справедливо выделение трех видов суверенитета – народного, государственного и национального.

ВОПРОС 4.Политическое и международно-правовое значение обретения суверенитета.

Международное право вынуждено считаться с общественно-политическим устройством государств, в частности с наличием органов государственной власти, правомочных выражать волю данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международных отношений, а также с наличием общественных отношений, входящих во внутреннюю компетенцию любого государства и, как правило, не подлежащих международно-правовому регулированию. Международное право отсылает в таких случаях к правилам национального права.
В свою очередь, национальное право вынуждено считаться с наличием международно-правовых обязательств данного государства, подлежащих реализации во внутригосударственном праве, и, когда это возможно, отсылать к таким обязательствам или, чаще, трансформировать их в нормы своего национального права.
Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.
Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.
Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

ВОПРОС 5. Признаки суверенного государства.

Признаки суверенитета Республики Беларусь проявляются в:

Верховенстве;

Единстве;

Независимости.

Верховенство власти проявляется в том, что она принадлежит народу (ст.3 Конституции).

Единство проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую государственную власть.

Независимость проявляется в том, что государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику, имеет свою территорию (ст.9 Конституции). В стране имеются собственные действующие вооруженные силы, существует институт гражданства (ст.10 Конституции), денежная и финансово-кредитная системы. Символами государства являются государственный герб, гимн, флаг.

Прежде чем говорить о потерянном суверенитете, а также о том, когда мы его потеряли, нужно разобраться с терминологией. В данной статье мы поговорим о том, что такое суверенитет, из каких элементов он состоит, и сравним, сколько было суверенитета в разные периоды у СССР и России.

Статья основана на публикации Николая Старикова о Дефиците Государственного Суверенитета с различными дополнениями и расширениями.



Итак, что такое суверенитет?

Суверенитет (от франц. souverainete — верховная власть) - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Важно понимать, что при любом объединении государство должно сохранить свой суверенитет.

Существует множество факторов, свидетельствующих о наличии суверенитета страны, но есть основные составляющие, без которых невозможно говорить о независимости и самостоятельности государства. Полный Государственный Суверенитет состоит из следующих элементов:


  1. Признание международным сообществом территории страны; наличие флага, герба и гимна.

  2. Дипломатический суверенитет - возможность проводить независимую международную политику.

  3. Военный суверенитет - возможность защитить своё государство от внешнего военного нападения. Это, пожалуй, самый важный показатель суверенитета. Если государство не может защитить себя, то это означает, что по отношению к нему более сильное государство может приводить в действие различного рода санкции и предъявлять любые требования. Зачем открывать банк, если не можешь его защитить от грабителей? Безусловно, в первую очередь государство должно позаботиться о своей безопасности.

  4. Экономический суверенитет - это верховенство во внутренних экономических делах и экономическое равноправие государств на международной арене. Если государство не может контролировать свою экономику, то её будет контролировать кто-то другой. И этот «кто-то другой» может в любой момент обрушить экономику страны, или сделать, например, страну сырьевым придатком другой страны, или оказывать давление на экономически зависимое государство - примеров можно привести массу.

  5. Юридический суверенитет - закрепление статуса суверенного государства в законодательной форме. По сути, отсутствие юридического суверенитета является следствием его потери в целом, но в качестве оценки суверенности государства юридическая составляющая является одним из самых главных показателей.

  6. Идеологический (культурный) суверенитет - наличие собственной государственной идеологии, культуры. Идеология и культура самым тесным образом переплетаются друг с другом. Идеология формируется из культуры и наоборот. Как гласит Восточная мудрость: «Хочешь победить врага - воспитай его детей». Если государство не имеет своей собственной идеологии, то обществу такого государства легко можно навязать чуждую культуру, и это может сыграть против самого государства.

Только при наличии всех шести факторов можно говорить о том, что государство является суверенным. На сегодняшний день Полным Государственным Суверенитетом обладают только три государства - Великобритания, США и Китай. Во всех остальных странах хотя бы один из видов суверенитета, но отсутствует. Россия, к сожалению, пока не относится к государству, обладающим полным суверенитетом. В данной работе мы выясним и увидим почему.

Давайте проведём небольшой экскурс в историю и сравним, сколько было суверенитета в разные периоды у СССР и России.


В 1952 г мы наблюдаем все шесть элементов суверенитета:



  1. Дипломатический суверенитет есть - возможность проводить независимую международную политику мы отстояли в Великой Отечественной войне;

  2. Военный суверенитет есть - СССР не отстает от противников;

  3. Экономический суверенитет есть - отменяются карточки, страна восстанавливается;


  4. Идеологический (культурный) суверенитет есть; песни, ценности и кумиры - все родом из России.

Вывод: СССР в 1952 г является полностью суверенным государством, курс власти направлен на развитие страны.


В 1980 г. один элемент суверенитета частично отсутствует:


  1. Признание, флаг, герб и гимн есть;

  2. Дипломатический суверенитет есть - страна имеет право проводить независимую международную политику;

  3. Военный суверенитет есть - СССР по-прежнему не отстает от противников;

  4. Экономический суверенитет есть - перебои с продуктами, но никто не голодает;

  5. Юридический суверенитет есть - юридически СССР является полностью самостоятельным государством.

  6. Идеологический (культурный) суверенитет частично отсутствует. Не смотря на наличие собственной идеологии, общество начинает её игнорировать. Возникает волна погони за западными ценностями. Происходит это в силу многих причин. Во-первых, был наложен запрет на западную культуру, а запретный плод, как известно, сладок. Во-вторых, немалую роль в неприятии советской идеологии обществом сыграла её усиленная пропаганда. «Насильно мил не будешь» - и навязывание идеологии вызывало только отторжение у советского общества. В-третьих, отсутствовало развитие идеологии. Если какая-то отрасль в государстве перестаёт развиваться, то она начинает деградировать. Идеология не является исключением. Советская идеология уже давно изжила себя. Она никак не развивалась. Именно поэтому она начала ослабевать и на её смену пришла другая, чуждая нам - западная идеология, которая сыграла главную роль в распаде СССР уже в недалёком будущем.

Вывод: СССР в 1980 г. является суверенным государством, но наступает кризис идеологии.


В период правления М.С. Горбачёва (11 марта 1985 года — 24 августа 1991 года) идеологический суверенитет полностью утрачивается. Начинается так называемая «перестройка». Совершенно очевидно, что курс власти при Горбачёве был направлен на ликвидацию страны. Об этом свидетельствуют все «искусственные» реформы, проведённые Горбачёвым, начиная от антиалкогольной кампании и заканчивая подписанием Соглашения о распаде СССР и о создании Содружества Независимых Государств. Да, сам Горбачёв не подписывал этого соглашения, но он подвёл страну к подписанию данного документа, а сам согласился с распадом СССР, что уже подпадает под статью 64 УК РСФСР «Измена Родине». До сих пор не дана юридическая оценка деятельности Горбачёва. 4 ноября 1991 года начальником Управления Генеральной прокуратуры СССР по надзору за исполнением законов о государственной безопасности В.И. Илюхиным было возбуждено уголовное дело в отношении президента СССР М.С. Горбачева «За измену Родине» по статье 64 УК РСФСР. Однако продолжения расследование уголовного дела не получило - бывший Генеральный прокурор СССР Н.С. Трубин, под давлением самого Горбачёва, отменил решение В.И. Илюхина о возбуждении уголовного дела.

Именно за свой «неоценимый вклад» в развал страны Горбачёв и получает Нобелевскую премию в 1990 году. По всей видимости, тогда уже было всё решено и ровно через год СССР прекращает своё существование. Известны и другие иностранные награды и премии, которыми отмечен Горбачёв: премия мира им. Альберта Эйнштейна (Вашингтон, июнь 1990), премия «Исторический деятель» (Вашингтон, июнь 1990), международная премия мира им.Мартина Лютера Кинга «За мир без насилия 1991 года» (Вашингтон, июнь 1990), премия «Фьюджи» (Италия, 1990) и др. Все эти премии были получены в течение полутора лет в качестве взятки. Есть и другие свидетельства получения взятки. В апреле 1991 года Горбачев получил от бывшего президента Южной Кореи Ро Дэ У чек на сумму 200 тыс. американских долларов, которые были изъяты в августе 1991 года следователями прокуратуры при осмотре его кабинета в резиденции президента. Горбачев под напором фактов признался Председателю КГБ Крючкову, что на тайной встрече с Президентом Ро Дэ У - получил взятку в 200.000 $, в чеках на предъявителя, за признание Южной Кореи. Об этом сам Крючков подробно рассказал в передаче Андрея Караулова «Момент Истины» (выпуск от 15.08.2011).

Горбачёв в одностороннем порядке значительно сократил вооружённые силы СССР, что существенно подорвало военный суверенитет страны.

Также очевидно, что Горбачёв не мог провернуть операцию по развалу СССР самостоятельно. Без помощи западных спецслужб здесь не обошлось. Чего стоит один полёт Матиаса Руста. Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб, согласованной с Горбачёвым. Именно Горбачёв позаботился о том, чтобы Матиас Руст мог беспрепятственно долететь до Красной площади, где его уже ждали с выгодных точек 4 профессиональные телевизионные видео-камеры Betacam. Целью организации пролета Матиаса Руста до Красной площади было создание предлога для снятия руководства вооруженных сил Советского Союза, которое категорически противилось одностороннему разоружению нашей страны в пользу США.

Да и сами американские политологи не стесняются рассказывать о том, как США с помощью Горбачёва развалили СССР. Майкл Ледин (аналитик, советник администрации США) в своём выступлении, предлагая устроить революцию в Иране, между делом рассказал, как спецслужбы США победили СССР: «Вы все знаете, что многие годы я выступаю за демократическую революцию в Иране. Мне возражают, мол, это невозможно. Да ладно вам. Кто при Рейгане думал, что мы сломаем СССР? А ведь прошли какие-то 8 лет. И что нам понадобилось? Мы всего лишь взяли на зарплату их диссидентов и всё. Случилась демократическая революция и страна разрушилась. Если ж мы таким способом смогли свалить советскую империю, поддерживая какую-то горстку людей, выступавших за реформы, а этих людей по пальцам пересчитать можно было , кто может сомневаться, что мы обрушим Иранское правительство с таким же успехом »

Вывод: Можно найти множество других свидетельств о подрывной деятельности Горбачёва в отношении СССР. Но здесь главное не разоблачить Горбачёва, а показать, что политическая обстановка в стране в период правления Горбачёва была крайне нестабильна, потому что, во-первых, курс власти был направлен на разрушение страны, во-вторых, у СССР отсутствовал идеологический суверенитет, чем благополучно воспользовался Горбачёв и под прикрытием новой идеологии, имеющей название «перестройка», проводил антигосударственные реформы.

В период 1991-года по 1999 год у страны практически нет суверенитета, есть только международное признание:


  1. Признание, флаг, герб есть, а вот гимна у нас нет, есть только музыка.

  2. Дипломатического суверенитета нет. Варшавский блок распущен в 91-ом году. Россия теряет своих союзников один за другим.

  3. Военный суверенитет значительно потерян. Россия разоружается в одностороннем порядке и уже не может конкурировать на равных с США. Не смотря на наличие ядерного оружия, Россия не способна отразить не только внешнюю военную угрозу, но внутреннюю. Об этом свидетельствовала неспособность России справиться с терроризмом в первой чеченской войне. В результате были подписаны Хасавюртовские соглашения 1996 года о прекращении военных действий в Чечне . Согласно договору Чеченская республика должна была признаться субъектом международного права, выйдя из состава России в течение следующих пяти лет. А это означало, что другие республики, также как и Чечня, могли потребовать отделения от Российской Федерации. Именно подписание Хасавюртовских соглашений должно было стать завершающим этапом ликвидации России.

  4. Экономического суверенитета нет. Страна не может обеспечить себя ничем. Вся промышленность продаётся за гроши. Центральный банк отделён от государства. Рубль является производной от доллара - чтобы напечатать рубли, нужно купить доллары. Государство не может контролировать кредитную ставку. В 1993-м году ставка рефинансирования ЦБ Российской Федерации достигла рекордного показателя - 210%. Данный показатель можно смело назвать крахом экономической системы Российской Федерации. В 1995 Ельцин по требованию МВФ подписывает «Соглашение о разделе продукции». По этому закону российские месторождения природных ресурсов находились в международной юрисдикции. То есть огромное количество месторождений находились вне российской юрисдикции и деньги за добычу российской нефти поступали не в бюджет, а шли на счета западных банков и нефтедобывающих компаний. Деньги с добычи нефти шли в первую очередь британской компании Shell на её личные расходы, а если что-то оставалось, они отдавали России.

  5. Юридического суверенитета нет. В конституции и законах РФ мы наблюдаем статьи, которые свидетельствуют о потере суверенитета страны. Например, Статья 15 пункт 4 гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. ». Т.е. это означает, что российское право встроено в международное право и международные законы главнее, чем российские. Таким образом, данная статья устанавливает прямое надгосударственное управление. Это всего лишь один пример. В последующих статьях мы рассмотрим более подробно законы, которые позволяют утверждать, что Россия юридически закрепила статус несуверенного государства.

  6. Идеологического (культурного) суверенитета нет. Статья 13 пункт 2 устанавливает запрет на государственную идеологию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. ». Мы активно перенимаем чужие ценности.

Вывод: В 90-е из признаков суверенитета в России был только флаг и герб. У нас даже гимна не было своего.


2013 год - многое восстановлено, но не всё:


  1. Признание, флаг, герб и гимн есть.

  2. Частичный дипломатический суверенитет - мы вынуждены торговаться и оглядываться на США;

  3. Военный суверенитет постепенно восстанавливается. Война в Чечне закончена. Территориальная целостность страны сохранена. Вооружённый конфликт в Южной Осетии 2008 года показал, что уровень подготовки вооружённых сил России значительно выше, чем в 90-е годы. Россия стала вторым крупнейшим поставщиком оружия в мире после США - к такому выводу пришли эксперты Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) при подсчёте экспорта вооруженной техники из России . Доля страны на рынке вооружений выросла, по их мнению, до 23%. В ближайшие 10 лет правительство потратит 22 трлн. рублей на переоснащение российских вооруженных сил , что ещё больше увеличит военный суверенитет страны.

  4. Экономический суверенитет частично восстановлен. В 2002-2004 г. В.В. Путин путём поправок отменил «Соглашение о разделе продукции». Нефтяная промышленность значительно возращена государству. Ставка рефинансирования ЦБ Российской Федерации на сегодняшний день равняется 8,25%, что является также слишком большим показателем и губительным для экономики страны, особенно в условиях кризиса, но всё же она не является столь катастрофически высокой, какой была в 90-е годы. Тем не менее, остаётся ещё множество нерешённых проблем. Россия по-прежнему остаётся сырьевым придатком запада. Центральный банк не принадлежит государству. Значительная часть крупного и среднего частного бизнеса оформлена в иностранной юрисдикции. Т.е. предприятие, будучи иностранной компанией, может находиться на территории РФ, но государство не может над таким предприятием осуществлять свой контроль.

  5. Юридического суверенитета нет. Законы, свидетельствующие об отсутствии суверенитета, никто не отменял. В следующей статье мы их рассмотрим более подробно.

  6. Идеологического (культурного) суверенитета нет. Статья 13 пункт 2 устанавливает запрет на государственную идеологию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.». Российская культура полностью копирует западную культуру: мы смотрим западные фильмы, слушаем западную музыку, эстрадные звёзды подражают западным звёздам, телевизионные передачи и сериалы сделаны на западный манер и т.д. Молодёжь мечтает уехать жить в США или Европу.

Вывод: Россия постепенно начинает восстанавливать суверенитет, но ей противостоит сильнейшее государство в мире - США. США до сих пор имеет существенное влияние на внутренние процессы России за счёт контроля российского бизнеса, кредитно-финансовой системы, СМИ, телевидения и т.д. Также большую роль играет отсутствие юридического суверенитета. Есть и другие рычаги управления Россией. Например, в декабре 2012 года в США приняли закон имени Магнитского, который позволяет арестовывать имущество и замораживать счёта за рубежом у любого гражданина Российской Федерации. Таким образом, с помощью данного закона руководство США может открыто оказывать давление на российских предпринимателей, чей бизнес оформлен за рубежом, а также на российских чиновников, у которых есть недвижимость и счета за рубежом.


Проанализировав политическую обстановку в России и в СССР в разные периоды, можно сделать вывод, что Россия значительно потеряла суверенитет после распада СССР. На сегодняшний день Россия достигла пика своего развития в условиях экономической оккупации США, и дальше страна уже не может развиваться без восстановления суверенитета. В то же время, если сравнивать политическую обстановку в СССР при Горбачёве и в России при Путине, то можно смело утверждать, что сегодня жизнь в России более стабильна, поскольку курс власти во главе с Путиным направлен на восстановление и укрепление суверенитета и на развитие страны, а именно эти задачи Владимир Путин поставил в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года , когда как курс власти во главе с Горбачёвым был направлен на ликвидацию страны. Но не все представители власти в России руководствуются позицией Путина. На многих чиновников, депутатов, госслужащих оказывается давление посредством того же самого закона имени Магнитского, кто-то добровольно служит США. Это могут быть не только госслужащие, но и российские предприниматели, которые спонсируют организации, продвигающие интересы США. Это и есть тот самый либеральный лагерь, который препятствует развитию страны. Таким образом, мы видим, что сегодняшняя власть разделена на 2 лагеря - патриотический лагерь во главе с В. В. Путиным, выступающий за восстановление суверенитета, и либеральный лагерь, принявший модель однополярного мира и вассально-зависимого государства в лице России. Именно от того, чей лагерь окажется сильнее и зависит политическая стабильность страны и именно о того, чей лагерь поддержит каждый из нас и зависит будущее страны.

Я выбираю лагерь Владимира Владимировича Путина.

А чей лагерь выберешь ты?

В завершении данной статьи хочу представить Вам запись прямого эфира радиостанции Fox News (20 апреля 2010 года), в которой обозреватель американского издания "The New York Post" Ральф Питерс дает характеристику работе Путина. Сам Ральф не в восторге от Путина, но он достаточно объективно даёт представление о том, что сделал Путин для страны. Послушайте, это интересно.

Суверенитет (верховная власть) - верховенство и независимость власти.

Различают:

А. Суверенитет государственный - реальное обладание государства верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельность в осуществлении внутренней и внешней политики, неотъемлемое свойство и условие правосубъектности на международной арене.

Суверенное государство обладает монопольным правом решать свои дела, обеспечивая независимость и территориальную целостность различными способами. Суверенитет государства является полным и исключительным.

Б. Суверенитет национальный – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В. Суверенитет народный – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Основы конституционного строя Республики Беларусь определены в разделе 1 Конституции РБ. Согласно определению, данному в статье 1 Конституции РБ, Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Таким образом, Республика Беларусь с точки зрения государственного устройства является:

Унитарным (единым) государством, т.е. государством не имеющим, в отличие от федераций, в своей внутренней структуре других государств. Унитарное государство имеет административно-территориальное деление.

Демократическим государством, т.е. государством, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, развиваются все формы собственности.

Социальным государством, т.е. ответственным за существование общества, обеспечивающим достойное существование человеку и его развитие на принципах социального равенства.

Правовым государством, т.е. государством, в котором существует конституционный строй: принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом).

Еще по теме 3. Суверенитет народа, нации, государства. Характерные конституционные особенности государства – унитарное, демократическое, социальное, правовое.:

  1. 40.Унитарное государство: понятие, признаки. Автономия в составе унитарного государства.
  2. 11.4. Современное Российское государство: характерные черты и особенности
  3. Особенности возникновения государства у различных народов
  4. Конституционные и международно-правовые стандарты социальной политики государства (Россия и зарубежные страны)
  5. Глава II. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
  6. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств
  7. Понятие, социальное назначение и форма государства. Правовое государство
  8. Тема 9. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций. Оформление конституционной монархии (начало XX в. - октябрь 1917 г.)


Просмотров