Современная политическая жизнь российского общества. Политическая жизнь в современной россии. Общественно-политическая жизнь России на рубеже XIX–XX вв. Назревание революционного кризиса

Довольно часто, при возбуждении уголовного дела принимается мера пресечения свободы в виде подписки о невыезде. Но не все люди имеют полное представление об этом наказании и о том, к кому оно может применяться. Предлагаем вам подробно ознакомиться с основными условиями соблюдения подписки о невыезде.

Что значит подписка о невыезде в соответствии с УПК РФ?

Под подпиской о невыезде подразумевается временное ограничение свободы передвижения человека. При этом, личность к которой предъявлены данные меры, может выступать как в роли подозреваемого, так и в роли обвиняемого. Данная мера пресечения обосновывается на составленном заявлении на определенную личность – подозреваемого и содержит в себе обязательства, ограничения в действиях.

Кроме того, меры пресечения свободы могут быть предъявлены не только к подозреваемому, суд может постановить подписку и для людей, которые могут влиять и мешать раскрытию преступления.

Данный вид документа приобщается к делу, а дополнительная копия остается у прокурора. При составлении подписки о невыезде, в ней четко прописываются данные подозреваемого или обвиняемого, контактные данные с указанием места жительства, а также номер телефона, по которому можно с ним связаться. Когда письменный документ выдается, личности разъясняют его права и обязанности. В случае нарушения указанных требований и обязательств, к нему применяются более строгие меры пресечения.

Как избежать нарушения подписки о невыезде?

При составлении письменного документа, в нем уточняются все меры пресечения свободы и уточняются требования, с которыми подозреваемый должен быть ознакомлен. К таким условностям можно отнести следующие требования, которые четко сформулированы для подписки о невыезде в УПК РФ:

Нельзя покидать свое место жительство без разрешения прокурора или суда, в некоторых случаях достаточно будет и разрешения дознавателя. Как правило, это возможно и допустимо, если преступление было относительно легкое;

Не чинить препятствий при расследовании уголовного дела. То есть, обвиняемый, должен содействовать в раскрытии дела и не воздействовать на показания свидетелей;

Регулярно являться и отмечаться в соответствующие компетентные органы.

Если будут отмечены какие-либо нарушения подписки о невыезде, тогда судом будут приняты более жесткие меры в ограничении свободы, вплоть до заключения под стражу.

Какой срок действия у подписки о невыезде?

Довольно часто люди интересуются о сроке действия подписки о невыезде. Если посмотреть на письменный документ, то там сроков, в виде дат не указано. И это объясняется тем, что домашний арест под подписку о невыезде относителен по времени.

Единственное, на что стоит обратить внимание, это на то, какой вид подписки предъявлен, если до предъявления обвинения в уголовном деле, то она действует 10 суток. Если же за это время подозреваемому не предъявлено обвинение, то подписка снимается.

Нужно заметить, что отмена подписки о невыезде выполняется не автоматически, а с постановления и решения суда , поэтому нужно после 10 дней обратиться к соответствующим органам.

Если же в письменном документе указано, что он действует до окончания судебного разбирательства, то человек ограничен в свободе до того момента, пока не будет вынесен приговор. Порой, расследования уголовных дел затягиваются надолго, и это означает, что срок действия подписки о невыезде будет длиться столько же, сколько и само следствие, и разбирательство в суде.

Какие условия нужны для досрочной отмены подписки о невыезде?

Досрочная отмена или же изменение меры пресечения решается органами суда или прокуратуры, в зависимости от того, в каком производстве находится уголовное дело.

Причины для такого решения должны быть мотивированные и обоснованные, то есть невиновность должна быть доказана фактическими данными, установленными в ходе расследования уголовного дела. Как только постановление об отмене подписано, копия вручается бывшему подозреваемому, а также одна копия будет направлена прокурору, который следит за продвижением уголовного дела.

Что делать, если нарушил подписку о невыезде?

В целом политическая жизнь каждого государства обусловлена его географическим положением, историей, национальными особенностями населяющих его людей, экономическим развитием, политической культурой и множеством других факторов. Поэтому политический процесс в каждом государстве протекает по-разному, отличается индивидуальными особенностями. События, происходящие в каждой стране по-своему уникальны. Например, тоталитаризм в нашей стране имел характерно российские черты, но в то же время он являлся элементом эпохи тоталитарных диктатур: Гитлера - в Германии, Муссолини - в Италии, генерала Франко - в Испании и т.д.

Точно так же внутренние причины привели к краху советской системы, но происходило это в рамках общемирового процесса глобализации, перехода к постиндустриальному, информационному обществу. Закрытое общество, которым являлось советское, не могло выдержать конкуренции с открытыми западными обществами. Современный мир с его развитыми коммуникациями, информационными сетями, международными потоками финансов, товаров и услуг не терпит закрытости.

Но переход к открытому обществу и все связанные с этим процессом реформы пронизаны у нас традиционными для российских модернизаций чертами: безумным заимствованием чужого опыта и отрицанием ценности собственного; попытками радикально, “одним махом” решить все проблемы, недоверием к населению, не всегда поддерживающему радикальные начинания реформаторов, тягой к авторитарной власти, привычкой к властному произволу.

Шедшие вслед за реформами падение уровня жизни, экономический спад, ослабление государства породили потребность в сильной, эффективной власти, способной жестко решать стоящие перед государством проблемы. Задача российской власти - стать сильной и эффективной, но остаться демократической, не перейти грань, за которой сильное государство превращается в государство авторитарное, а сильная власть - в авторитарную диктатуру.

Одна из проблем на пути укрепления государства - несовершенство федеративных отношений и федеративного устройства России. Взрыв национализма в республиках, а также непродуманная политика федеральной власти, выраженная принципом “берите суверенитета сколько хотите” привели к угрозе распада Российской Федерации.

Но разделить целостную российскую цивилизацию на отдельные государства невозможно. Во-первых, нет этнически “чистых” регионов. Многие миллионы представителей коренных этнонациональных групп проживают на территории России, но вне пределов своих национальных республик. Например, более 2/3 татар живут вне Татарстана. Во-вторых, народы и территории, вошедшие в состав Российского государства на разных этапах его формирования, уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-экономического пространства. И опыт Чечни показывает, что попытка выбрать одну республику из этого пространства приводит из-за практической невозможности построить свою “отдельную” экономику и государственность к переводу республики на криминальные “рельсы”, разрастанию очага терроризма и бесчисленным страданиям населения.

Поэтому на первое место в государственной региональной политике выступает не поощрение процессов обособления, “особенного” развития регионов, а общегосударственный подъем и благополучие всех граждан, где бы они ни жили и какую бы национальность ни представляли.

Размеры территории и различия климатических, ресурсных, человеческих и иных факторов каждой территории определяют нюансы региональной политики, но суверенитет в федеративном государстве хорош, когда он ограничен в интересах общего развития федерации и каждого ее гражданина.

Таким образом, политика и политические отношения - важнейшая сфера жизнедеятельности человеческого общества в национально-государственном и международном масштабах. Она является фокусом развития всех общественных процессов, формой наиболее полной реализации общественно значимых интересов и потребностей личности, социальных общностей и государства.

Курсовая работа

«Современная политическая система российского общества»


Введение

В последние десятилетия многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение – экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место.

В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в совершенно новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.

Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовного мира и государственности. Центральное место в переменах, происходящих сегодня в России, принадлежит отечественной политической системе.

Бурная ломка политических структур, радикальные социальные сдвиги, формирование нового политического сознания и политической культуры народов России, становление новых политических отношений – всё это наиболее впечатляющие особенности современного политического процесса, не имеющего в сущности прецедентов в истории.

Современная политическая система России – сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов. В широком значении – это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее.

Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе – социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. – происходят в обществе переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразие этого перехода. Только в свете общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой политической системы можно правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных процессов, происходящих в современном российском обществе.


Определение политической системы

Всякое классовое общество политически обозначено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета – его акты ограничены его территорией, в случае политической партии – учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, составляющие основу теории политических систем – американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Нормативная – нормы правовые и моральные, политические тради ции;

Коммуникативная – объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами;

1. политическая организация;

3. политические и правовые нормы;

4. политическое сознание и политическая культура.

Главные элементы политической системы общества и

I. Политическая жизнь общества…………………………………………

II.Структурные компоненты жизни общества…………………………………

III. Особенности политической жизни современного российского общества…

Введение

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В борьбу за мир, демократию и социальный прогресс включаются все более широкие слои населения стран. Эта тенденция находит отчетливое выражение в активизации массовых демократических движений, превратившихся в важный фактор общественно-политической жизни многих капиталистических государств.

В российской и зарубежной литературе эти движения часто называют новыми социальными движениями. И такое определение вполне правомерно. Правда, выступления сторонников мира, борцов за гражданские права, а также права женщин и национальных меньшинств, происходили и раньше. Однако сегодняшние демократические движения в большинстве своем носят качественно иной характер. От прежних их отличают не только несравненно большая активность, масштабы деятельности, Целенаправленность в отстаивании выдвигаемых требований, но и принципиально новые задачи, которые они ставят перед собой.

Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. Все решения по общественно-политическим вопросам самодержавец принимает лично.

В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза.

В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.

Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития. Поэтому тема: «Политическая жизнь. Особенности политической жизни современного российского общества» - актуальна.

I . Политическая жизнь общества

Политическая жизнь общества – это совокупная деятельность индивидов, социальных слоев, групп, классов и других общностей, посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации своих интересов. Возникновение политической жизни как относительно самостоятельной сферы явилось закономерным результатом поступательного развития человеческого общества. Главную роль в этом процессе сыграло появление классов и классовой борьбы. Со времени разложения первобытнообщинного строя вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития.

Политическая жизнь – это непрекращающийся процесс деятельности множества человеческих индивидов, которые, образуя различного рода объединения, группы и т.д., направляют свои кооперированные усилия на решение всевозможных политически значимых задач с помощью особой системы политических средств. Такая характеристика политической жизни людей дает основание для выделения ее важнейших групп элементов: субъектов и объектов политической деятельности, направлений политической деятельности и специфических средств политической деятельности. Они показывают, кто действует, на что направлена политическая деятельность и каким образом она осуществляется.

Одними из первых в стадию высокого массового потребления вступили США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция. В этих странах, как и в ряде других, классовая борьба в традиционном ее понимании не находит своего места. Однако это вовсе не означает того, что политическая жизнь здесь угасает, что граждане политически пассивны.

Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, личности, наций и народностей, а также социальных институтов. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения своего доверия или недоверия власть имущим. Это та сфера, где проявляется активная деятельность политических лидеров, их политическая воля, способные оказывать значительное влияние на ход общественного развития. Особенно это проявляется в период избирательных кампаний: при выборе главы государства, парламентских выборах.

Кроме того, следует иметь в виду, что политическая жизнь включает в себя как господствующие институты и учреждения, так и политические учреждения, элементы, находящиеся в оппозиции государственной власти. Для того, чтобы более конкретно представить себе политическую жизнь общества, необходимо рассмотреть основные ее формы.

II .Структурные компоненты жизни общества.

Критерием для выделения основных форм политической жизни является наличие автономности и специфичности функций, связанных с властными отношениями. Можно выделить следующие структурные компоненты политической жизни общества: государство (представительные и исполнительные органы власти, суд, прокуратура, органы юстиции, милиция, органы государственной безопасности и др.); политические партии и политические движения; общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе и международные политические отношения; средства массовой информации; политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе; политическое сознание, политическая идеология, политическое общественное мнение; политика и политическое руководство, политическое лидерство; политическая культура как совокупность политических ценностей, образцов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти; политическая деятельность.

Все эти формы политической жизни тесно связаны между собой. Они находятся в постоянном движении, изменении. В то же время в своем движении одни формы политической жизни развиваются быстрее, другие по каким-либо причинам задерживаются, слабо поддаются изменениям, как бы застывают в своем развитии. В связи с этим в обществе возникает политическая напряженность, которая может перерасти в открытый политический конфликт. Последний может вызвать в обществе политическую нестабильность. Поэтому многие боятся конфликтов как таковых. Но ведь конфликты постоянные спутники политической жизни и попытка избавиться от них вообще дело безнадежное. Это мероприятие из области утопии. Хотя в марксистских программах общество будущего виделось бесконфликтным. Но практика опровергла этот тезис. В то же время следует учитывать и такое обстоятельство, когда одни формы, элементы политической жизни значительно опережают другие и разрыв достигает критической отметки, в обществе возникает острый политический кризис, способный привести к разрушению определенных форм политической жизни. Пример тому развал СССР, политические кризисы в ряде бывших республик Союза.Как известно, среди элементов политической жизни на первом месте стоят институты, отношения, нормы и ценности. Именно среди них и начался кризис, так как обнаружилась их слабая практическая значимость в изменившихся условиях жизни общества.

Командно-административная система оказалась неспособной удовлетворить самые элементарные социально-политические и нравственные требования людей. Система по сути дела деградировала. Более того, начался процесс ее вырождения. Это проявилось в прекращении выполнения части аппарата власти, своих элементарных функций и появления неформальных структур, которые стремились компенсировать бездеятельность официальных органов власти и управления.В демократическом обществе подобная ситуация не могла возникнуть. Все это говорит о том, что политическая жизнь в советском обществе покоилась не на принципах демократии. Демократические параметры политической жизни общества были слабо выражены. Каковы же эти демократические параметры? Как свидетельствует исторический опыт, в политической жизни общества демократия имеет несколько измерений. Например, демократия как форма государства, противоположная авторитаризму в любых его проявлениях. Такое понимание демократии дает возможность осмыслить природу политической власти, ее сущность, выяснить вопрос о том, кто правит.

Кроме этого, в политической жизни общества большое значение имеет демократия общественно-политическая. В этом случае демократия предстает как принцип организации и деятельности политических и общественных организаций. Вполне очевидно, что это явление высокоорганизованного гражданского общества. Важную роль в изучении политической жизни общества играет анализ демократии как политического мировоззрения и как политической ценности. Как политическое мировоззрение демократия – это отражение в сознании граждан самого содержания демократии, прежде всего идей свободы и равенства прав. Демократия как политическая ценность чаще всего воспринимается как синоним прав и свобод граждан в их формально – абстрактном или конкретном выражении.

Одним из важных признаков демократического общества является положение, когда политическая власть исходит от народа, принадлежит ему.

Представительная демократия формируется населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Каждый гражданин, голосуя на выборах, представляя мандат своему избраннику, тем самым возлагает на себя политический долг уважать ту власть, которую он передал своему представителю. Необходимым условием демократии является конституционное оформление государственного строя. Для демократической политической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована власть. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

К признакам демократического общества следует отнести комплекс прав и свобод граждан: равноправие граждан и равенство их перед законом, равное право всех членов общества на участие в управлении государственными и общественными делами, свобода ассоциаций, гарантии самостоятельных действий общественных организаций и союзов, свобода предпринимательства.

III . Особенности политической жизни современного российского общества.

Подъем новых социальных движений обусловлен комплексом причин. Одна из них нарастание кризисных процессов и явлений в различных сферах жизни современного буржуазного Общества. Стремясь добиться стабилизации своих позиций, правящий класс развернул наступление на социально-экономические завоевания трудящихся, их демократические права и свободы.

Другой фактор, оказывающий непосредственное воздействие на внутриполитическую обстановку во многих странах развитого капитализма,- растущая угроза ядерной войны и экологической катастрофы, порождаемая курсом милитаристских кругов Запада на взвинчивание гонки вооружений, нагнетание международной напряженности, а также своекорыстной политикой монополий, в погоне за прибылью зачастую пренебрегающих элементарными природоохранными мерами.

Все это объективно ведет к обострению противоречий капиталистического общества, вызывает рост массового недовольства и протеста, повышение общественной активности, которая отчасти находит выход в русле демократических движений.

Показательно, что большинство нынешних массовых демократических движений (молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское, за гражданские права и ряд других) появилось на общественно-политической арене либо заявило о себе в полный голос еще в конце 60-х - начале 70-х годов, то есть в сравнительно благополучный в экономическом отношении период развития капитализма. И это, конечно, не случайно.

В данном случае мы имеем дело с “фактом биографии” не столько самих массовых демократических движений, сколько современного буржуазного общества. Принято считать, что нынешний этап кризиса капитализма начался в середине прошлого десятилетия. И это верно, если иметь в виду происшедшее в то время резкое нарушение устойчивости экономических структур, глубокие изменения в условиях капиталистического воспроизводства и связанные с ними изменения в положении масс. Однако кризисные процессы, охватившие со второй половины 70-х годов социально-экономическую сферу, оказались лишь одним (хотя, возможно, наиболее очевидным) из свидетельств вступления капитализма в новый этап своего развития. Им предшествовали нарастание политической нестабильности, усиление конфликта между “гражданским” и “политическим” обществом, обозначившиеся в конце 60-х годов.

Эрозия психологии потребительства и технократического рационализма, интенсивно внедрявшейся в массовое сознание всей атмосферой послевоенного капитализма, усиливающееся в самых различных слоях населения стремление “ иной, более содержательной, духовно насыщенной жизни, возрастание роли гуманистических ценностей и идеалов такова направленность сдвигов, наметившихся в общественном сознании на рубеже 60-70-х годов.

В силу ряда причин (более высокий уровень образования, особая чувствительность к морально-этическим и общегуманистическим аспектам жизни) студенческая молодежь первой выразила перемены в социально- психологическом климате капиталистических стран, со свойственной ей эмоциональностью и бескомпромиссностью бросив открытый вызов ценностям “потребительского общества”. Именно леворадикальное студенчество стало одним из провозвестников ряда нынешних демократических движений, именно в ходе его выступлений новые тенденции в развитии массового сознания получили выход на поверхность общественно-политической жизни. Несмотря на последующий спад студенческого движения протеста, выраженные им новые ценности приобрели притягательность для миллионов людей, со временем став фактором, в немалой степени определяющим мироощущение и поведение широких масс населения капиталистических стран Запада.

Конечно, утверждение в общественном сознании новых запросов, идеалов и Ценностей не является лишь результатом воздействия выступлений бунтующей студенческой молодежи или критики буржуазного общества со стороны “новых левых”. Существенную роль в эволюции массового сознания сыграли происходящие в последние десятилетия изменения в социальном опыте, жизненном укладе, интеллектуальном облике самих масс. Особое значение имеет рост образовательного и культурного уровня широких слоев населения, что, с одной стороны, влечет за собой повышение их способности к самостоятельному, свободному от влияния господствующих идеологических установок осмыслению окружающей действительности и своего положения в обществе, с другой способствует изменению содержания их запросов, усложнению структуры социальных потребностей. Определенные демократические и социальные завоевания, достигнутые трудящимися в послевоенные десятилетия, укрепили во многих из них чувства собственного достоинства, нетерпимости к отношениям социальной зависимости, решимость добиваться удовлетворения своих чаяний.

В этих условиях нарастающий под воздействием кризисных явлений в различных сферах жизни общественный протест уже не укладывается в рамки обычной реформистской политики, все более широкие слои населения капиталистических стран стремятся к прямому выражению своих интересов. Политическая активизация миллионов людей на Западе, качественные изменения в характере выдвигаемых ими требований свидетельствуют о становлении новой политической культуры, отдающей приоритет решению таких проблем, как обеспечение прав личности и демократического участия граждан в политическом процессе, предотвращение термоядерной катастрофы, сохранение среды обитания.

Анализ причин, способствовавших активизации новых социальных движений, превращению их в самостоятельную политическую силу, был бы неполным без учета того, чти утверждение в структуре массового сознания нонконформистских, демократических настроений, нематериальных запросов и требований привело к возникновению в капиталистическом обществе своего рода “политического пространства”, необходимость заполнения которого не была своевременно осознана основными политическими партиями, сосредоточившими внимание на противоборстве в сфере “традиционных” социально-экономических проблем. [i]

Правда, существовал и ряд “объективных” факторов, препятствовавших интегрированию сложившимися политическими институтами носителей новых общественных ориентаций. Во-первых, именно в политике действующих в рамках этих институтов буржуазных и реформистских партий широкие слои населения(и продолжают видеть) источник многих негативных тенденций в общественной жизни, во внутренней и внешней политике своих стран. Во-вторых, все большая часть масс воспринимала традиционные политические институты буржуазного общества как силу, не позволяющую реализоваться их возросшей потребности в демократическом участии.

Характерной чертой новых настроений, получавших все более широкое распространение, становилось не только возмущение государственно- монополистической Централизацией, бюрократизацией различных сфер жизни и подавлением личности, но и неверие в эффективность функционирования существующих форм парламентской демократии. из компонентов существующей политической системы.

Расширенно круга задач, выдвигаемых участниками массового демократического движения, создает объективную основу для сближения и взаимопереплетения его отдельных отрядов. Ныне становится все труднее провести “демаркационные” линии, четко разграничивающие сферы их деятельности.

Заключение

Политический процесс - это деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Исследуя данную проблему, мы неоднократно приходили к выводу, что специфика политического действия в современной России в своей основе имеет состояние переходного этапа от коммунистического тоталитаризма к открытому, правовому, демократическому обществу. Этот этап продолжается более 10 лет. Много это или мало? На наш взгляд мало. Россия, с ее многовековым рабством, выраженном в крепостном праве, с абсолютной властью монарха, партии, с психологией подчинения народа власти не может за короткий период перенять общечеловеческие ценности, которые вырабатывались веками.

Процесс демократизации, «открывания» России начался еще при СССР, с 1985 г., когда Генеральным секретарем КПСС стал М.С. Горбачев. Именно тогда Россия стала воспринимать идеи Демократии, Свободы, Компромисса, Толерантности. Началась «перестройка».

Но заложенное веками не проходит сразу. Как известно, пророк Моисей сорок лет водил «народ Израилей» по пустыне, чтобы умер последний рожденный в рабстве в Египте. Войти в «землю обетованную» могло лишь новое, свободное поколение. В России сходная ситуация, по-своему уникальная. Только-только люди осознали, что они не «винтики», а Граждане Государства, обладающие не только обязанностями, но и правами. Веками за людей все решали правители государства, а сейчас появилась возможность реально влиять на политику государства. В этом проявляется одна из особенностей политического процесса – общая политическая апатия. Это отмечают как западные, так и российские политологи.

Список литературы

1. Бабанов В.Г., Матюнина Е.В., Семенов В.М. Межнациональные противоречия и конфликты в России. // Социально-политический журнал. 1994. №8. с. 38-45.

3. Бондарев В.С. Кто есть кто и почему. Политическая элита России в портретах. М., 1995. 260 с.

4. Бурлацкий Ф.М. Глоток свободы: в 2-х томах. М., 1997.

5. Бутенко А.П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России (политические и правовые проблемы). М., 1997. 47 с.

6. Бутенко А.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления. // Социально-политический журнал. 1994. №9. с. 12.

7. Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., 1997. 367 с.

9. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., 1991. 236 с.

11. ИвановА. С кем ты, пролетариат? // Штурмовик. 1996. 17

12. Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю. Выборы 1999-2000 гг. в России: трансформация электорального поведения и властных отношений. // Полiтична думка. 2000. №2. с. 10-14.

13. Ильин В.В. Политология. М., 1999.

14. Ирохин Ю.В. Политология. М., 1996. 462 с.

15. Колосов В.А., Туровский Н.Г. Электоральная карта современной России. // Полис. 1996. №4. с. 28-37.

16. Конституция РФ. М., 1994.

Политическая система современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны. С формально-юридической точки зрения политическая система современной России мало чем отличается от политических систем других стран. А именно: имеет сходную структуру в виде совокупности государственных, партийных и общественных организаций; выполняет сходные с другими политическими системами функции; выделяет в виде особого звена политической системы государство и др.

Однако в практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается, как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» периода.

Особенности данной политической системы, равно как и особенности других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.

Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой «доперестроечной» России, можно выделить следующие ее особенности.

Во-первых, переходный характер политической системы и самого общества от одного типа, социалистического, к другому - капиталистическому. В отечественной и зарубежной литературе не прекращаются споры относительно того, от какого типа или вида общества, государства и политической системы к какому их типу или виду развивается Россия. В теоретическом и практическом плане весьма трудно переоценить их необходимость и значимость. Однако для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния переходности от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики - к рыночной.

Во-вторых, выделение, по крайней мере - официально, формально-юридически, в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется. Однако оно, тем не менее, имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.

В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий.

В ст. 13 Конституции России в связи с этим говорится, что в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие», что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» идеологии

В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепляет также, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

В-пятых, наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами и лояльными правящему слою или классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозиции закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных актов, в которых бы в прямой форме говорилось об оппозиции. Однако наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности, об «идеологическом многообразии» и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.

Наряду с названными особенностями политической системы современного российского общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят в сущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.

Относительно сегодняшней ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, что политическая ситуация улучшается и способствует развитию России. Другие считают, что Россия находится в кризисной ситуации.

Современный этап социальных преобразований в России чаще всего обозначают понятиями трансформация или переход. Нередко они рассматриваются как синонимы, хотя в действительности их содержание различно. Понятие переход предполагает наличие субъекта, знающего конечную цель движения и пользующегося доверием тех, кого он ведет в избранном направлении. Применительно к политическому режиму переход предполагает существование, во-первых, сильной власти, руководствующейся конкретной идеей, а во-вторых, авторитетной команды, преследующей ясную и реалистичную цель, опирающейся на обоснованную программу действий и пользующейся широкой поддержкой граждан. Причем цели этой команды должны соответствовать интересам общества, а программа - имеющимся у него возможностям. Кроме того, для любого преобразования в сфере государственного управления необходимо определить два теоретических основания: какие цели государственного управления должны быть достигнуты этим процессом и каковы конкретные методы, при помощи которых можно достичь этих результатов. Следовательно, в процессе трансформации государственных режимов огромную роль играет выбранное теоретическое основание и определенный путь этого преобразования.



Просмотров