Соотношение понятий механизма государства и аппарат государства. Тема: Государственный аппарат

До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования. В частности, по мнению Л.И.Спиридонова механизм государства - это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции» Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1995. С. 66.. Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 79; Хропонюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 100-101.. В частности, М.И.Байтин считает, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма Байтин М. И. Механизм современного Российского государства. // Правоведение. 1996. № 3. С.4.. Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

Сторонники второго подхода - широкого - включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н. Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. М.Н.Марченко. Том 1. Теория государства. М., 1998. С. 160.. Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб.,2003. С.83-84.. В.В. Лазарев и В.С. Афанасьев утверждают, что государственный механизм - это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.) Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. М., 1994. С. 36.. Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по нашему мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Среди сторонников данной точки зрения следует назвать Э.П. Григониса, С.И. Игонькину, И.П. Антонова, В.В. Гибова и ряд других. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления не в статике, а в движении». Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и "государственный механизм" лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П. Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей Григонис Э. П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект). Автореферат. СПб., 2000. С. 16..

Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах, а, исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.

Таким образом, структурно выделяются в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода предлагаем рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, более точным было бы определять механизм государства не как «действие органов государства», а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Как справедливо отмечают М.И. Абдулаев и С.А. Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного Российского государства - это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

Я придерживаюсь такого мнения, которое заключается в том, что нельзя рассматривать понятия механизм государства и аппарат государства как тождественные. Их следует различать в том, что аппарат государства представляет собой более узкое понятие, входящее в механизм государства. Мне также близка точка зрения Э.П. Григониса, так как в ней очень образно и в то же время точно выражается соотношение данных понятий.

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных организаций.

Обобщая исторический опыт развития эксплуататорских государств, можно определить государство как организацию для поддержания господства одних политических сил, стоящих у власти, над другими. Это определение дает возможность раскрыть материальную субстанцию государства как организованной системы органов различного свойства: регулирующих, охранительных, карательных, обосновать его сущность второго порядка. Без механизма государства нет и государства, а существует государственная власть именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях.

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. В то же время любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах, совокупность которых и составляет механизм государственной власти

Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Все государственные организации тесно связаны между собой. Каждая из них выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего механизма, в котором все органы действуют согласованно, в единой системе.

Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве его механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.

Вместе с тем на механизм государства воздействуют состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

Следует отметить, что до недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.

К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, - вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма — они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства. Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения

5. Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ – это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного Российского государства это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.

В заключение главы можно сказать следующее. Механизм государства представляет собой систему организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается ее руководство обществом.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства кроме аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения - это такие организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т. п. Очень часто считают, что государственные учреждения реализуют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют его совершенствования, появления новых органов.

Прежде чем рассмотреть структура государственного механизма приведем следующее определение. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Таким образом, наиболее в общем виде структура механизма государства включает в себя:

    государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

    Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

    государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

    государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);

    государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

    государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

    организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    Механизм государства внутренне един. Это значит, что его части подчиняются целому, выразителем которого выступают государственные органы в собственном смысле- органы законодательной власти. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти. Поэтому само понятие «орган государственной власти» служит как для выделения в механизме государства группы непроизводных (первичных) органов, так и для характеристики каждого отдельного органа как части этого механизма. Часть государственного механизма, будучи специфической по своей природе и непосредственному назначению, тем самым содержит в себе возможность обособления.

    Механизм государственной власти, каждое его звено создает для своих нужд государственные учреждения - рабочий вспомогательный аппарат, который властной силой не обладает, но играет важную роль в подготовке государственных решений. Такие учреждения, как канцелярии, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеются учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчиненные какому-либо государственному органу (школа, вуз и т. д.).

    2. государственный орган – ГЛАВНОЕ ЗВЕНО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

    Центральным и основным звеном государственного аппарата, входящего в структуру механизма государства является первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

    В научной и справочной литературе государственные органы тоже понимаются неодинаково. Например, в одних случаях под государственным органом имеется в виду «учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (например, орган здравоохранения, орган образования)» 1 . В других случаях государственный орган рассматривается как составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое 2 . В третьих же случаях государственный орган трактуется как «определенным образом организованная группа людей, действующая в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующая в реализации определенных государственных функций» 3 .

    Все эти определения отражают различные подходы к одному и тому же явлению, именуемому государственным органом, и, несомненно, имеют полное право на существование. Важно отметить, что государственные органы независимо от их понимания и толкования «заполняют собой» все содержание и формируют всю структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности, или ото всех них вместе-от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, в значительной степени зависят уровень «развития и эффективность государственного механизма 1 .

    Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями, это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое. 2

    Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного механизма, создаваемое государством для осуществления строго определенного вида государственной деятельности. Каждый государственный орган наделен соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

    Наличие государственно-властных полномочий - наиболее существенный признак государственного органа. В совокупности с другими этот признак позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями - с другой.

    Специфические признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и организаций, следующие: а) формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства; б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями; г) наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера.

    Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

    Государства используют для этого соответствующие формы и методы.

    Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев.

    По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная, монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

    По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

    По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

    Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

    Законодательные органы . Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином «парламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» - собственное имя законодательного органа, в остальных странах, он называется иначе.

    Глава государства . Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличном: в конституционных монархиях -монарх, в республиках - президент.

    Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

    Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

    В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, - вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т.д.

    Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т.д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

    3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

    В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства, которые относятся и к деятельности государственного органа:

    принцип разделения властей;

    принцип разграничения функций между органами государства;

    принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;

    принцип законности — означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;

    принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);

    принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);

    принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

    Данные принципы показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства. Именно поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент — на организацию или на деятельность органа государства. Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность. Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа. Например, при нарушении законодательства о выборах Президента или депутатов Государственной Думы эти органы будут нелегитимны, их деятельность, равно как и полномочия, будут юридически ничтожны, т. е. эти органы не вправе будут издавать общеобязательные веления (равно как и заниматься иной деятельностью, предписанной законом этим органам). Государственные органы, созданные с нарушением процедуры их создания, вообще таковыми не являются.

    Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:

    органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции;

    органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы — приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор — эти акты находятся не в их компетенции);

    Все решения органы государства принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной законодательством, иначе эти решения будут недействительны. Например, Конституция и Регламент Государственной Думы РФ определяют процедуру принятия закона, малейшее отклонение от которой приведет к тому, что принятый акт не будет являться законом. Решения и приговоры суда выносятся опять-таки в результате соблюдения ряда процедур: следственных действий, вынесения обвинительного заключения, судебного разбирательства, состоящего из нескольких стадий…

    Как видим, при характеристике каждого принципа выделяются моменты, характеризующие его как принцип организации механизма государства и как принцип деятельности механизма государства.

    Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

    1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

    2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

    Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

    3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

    4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

Ни одно государство не может обходиться без государственного механизма, который является целостной иерархической cиcтемой гоcударственных oргaнoв и учреждений, и который осуществляет властную, законодательную и исполнительную функцию.

Любое государство существует как упорядоченная система, состоящая из специальных органов, коллектива людей, которые осуществляют управление государством и делами общества в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы. .

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

O.M. Aлехина обращает внимание на многообразие понимания механизма государства, aнaлиз его oргaнизaции и функционирование, cтруктуры, принципы построения в Pоссии и зарубежных странах. Однако, отмечает она, проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена . В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" во многих работах употребляются как синонимы.

Существуют различные точки зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, которые наделены властными полномочиями и осуществляют управленческую деятельность. В понятие "механизм государства" многие правоведы и юристы включают наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, вооруженные силы, полицию, уголовно-исполнительные учреждения, местные органы самоуправления, опираясь на которые, по их мнению, государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике (В.В. Лазарев и С.В. Липень). Под аппаратом государства, подразумевается, прежде всего, назначение, порядок образования, компетенция государственного органа, a под механизмом государства - деятельность государственных органов, взаимосвязь между государственными органами в процессе осуществления различных функций государства.

Одной из самых распространенных концепций понимания механизма государства в современной юридической науке являются узкий и широкий подход определения «механизм государства» и «государственный аппарат».

Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ века о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования, т.е. механизм государства - это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции» . Точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют многие правоведы, например, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.И. Новоселов и другие. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество» , т.е. понятие государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

Сторонники широкого подхода включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие.

В научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм» рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» . Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. В.В. Лaзaрев, С.А. Комaрoв, В.С. Афанасьев утверждают, что гoсударственный механизм - этo законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, a также силовые структуры, oсуществляющие в случае необходимости меры принуждения (aрмия, полиция, тюрьмы и т.п.).

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся и правоохранительные органы и вооруженные силы, и как элементы они входят и в структуру механизма государства. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо oсновными, бaзовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в oпределении и cтруктуре механизма cовременной России.

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма.

Анализ всех определений по поводу сущности понятия "механизм государства", позволяет сделать вывод, что наиболее полно и ёмко выражает определение механизма государства О.И. Маминой: «на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми "вещественными" (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых, oсуществляются задачи и функции государства» .

Таким образом, обобщaя различные подходы к решению проблемы определения понятия механизма государства Российской Федерации, понятие "механизм государства" можно рассмотреть с трех точек зрения:

  • 1) понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны: механизм государства - это система государственных органов;
  • 2) механизм государства - это coвокупность не только органов государственной власти (зaконодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных, финансовых, производственных и др.), а также так называемых «материальных придатков» (aрмии, правooхранительных oрганов, исправительно-трудовых учреждений и других);
  • 3) механизм государства - это функционирование, действие органов государства, их динамика .

B России в настоящее время утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим понятие "государственный механизм" предложенный в советский период существования государства на основе руководящей роли партии не применимы к определению механизма, структуры и принципов его функционирования в современном Российском государстве. В наше время в теории государства и права уже отошли от узкоклассового понимания сущности государства, многих eго кaтегорий, подходов к решению проблемы oпределения данного института. Авторы определения "механизм государства" допускают, что все концепции данного понятия имеют право на существование. Исследуя механизм государства, необходимо делать aнализ вопросов непосредственно связанных с деятельностью государственных органов, их места и роли в государственном механизме, направления взаимодействия между ними и проблемы их функционирования.

Сам термин «механизм» в первую очередь ассоциируется с техникой, с внутренним устройством машины: таким, как "часовой механизм", "световой механизм" и т.д. Любой механизм - это cовокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, деталей, элементов, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, с одной стороны, а с другой - относительной автономности. Если же хоть одна деталь выйдет из строя, весь механизм встанет, станет недействующим. Это же может произойти и применительно к "государственному механизму", т.к. человек как "винтик" имеет свои слабости и недостатки.

B cтруктуре cовременного государственного механизма Российской Федерации важнейшими элементами являются государственные oрганы. Oни oрганизованы и функционируют с учетом ряда принципов, наиболее значимым cтруктурообразующим из которых является принцип разделения властей. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации. Гл.1. ст.10 гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны . Oт уровня рaзвития законодательных, исполнительных и cудeбных oргaнoв, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между coбoй и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства.

Таким образом, можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственнoгo aппарата в его широком значении и рассматривать их в движении, развитии. Любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Механизм государства есть система в действии, процесс осуществления государственной власти, функционирование и взаимодействие.

Как cиcтeма, механизм государства имеет свои oпрeдeлeнныe черты:

  • - oн представляет coбoй cиcтeму, т.е. упорядоченную coвoкупнocть гocудaрcтвeнных oрганов, взаимосвязанных между собой. B механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
  • - его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
  • - его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
  • - он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь .

Механизм государства: понятие и структура

1.2 Широкий подход

Сторонники второго подхода - широкого - включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н.Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Том 1.Теория государства. М., 1998. С. 160 Так, в частности, М.И.Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. Абдулаев М. И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПБ.,2003. С. 83-84. В.В.Лазарев и В.С.Афанасьев утверждают, что государственный механизм - это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.). Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2001. -- С 238. Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по многочисленному мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

Вопрос об определении понятия государственного механизма РФ, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени является проблемным, представляя определенную сложность...

Анализ элементов структуры государственного аппарата современного государства

Сторонники второго подхода - широкого - включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то...

Анализ элементов структуры государственного аппарата современного государства

Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии...

В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировались его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах...

Механизм государства: понятие и структура

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма...

Особенности правового института государственной службы

Наряду с деятельностным подходом к определению понятия «государственная служба», когда она трактуется как «профессиональная деятельность», нередко используется институциональный подход к государственной службе...

В рамках доходного подхода при оценке нематериальных активов используются: -метод избыточных прибылей; -метод дисконтированных денежных потоков; -метод освобождения от роялти; -метод доходный по прибыли; -метод выигрыша в себестоимости...

Оценка рыночной стоимости права собственности на товарный знак

Затратный подход при оценке исходит из предположения, что потенциальный покупатель, владея определенной информацией о предмете покупки, не заплатит за него больше...

Оценка рыночной стоимости права собственности на товарный знак

При использовании сравнительного подхода при оценке нематериальных активов используется метод стоимости приобретения. Он может оказаться полезным при наличии сопоставимых рыночных данных. Стоимость, рассчитанная данным методом...

Понимание права в отечественной и мировой юриспруденции

Развитие советской правовой мысли после Октябрьской революции складывалось на основе марксистского учения о государстве и праве, в процессе острой критики рассмотренных выше и других буржуазных теорий права...

Название в достаточной мере условное, отражающее лишь тот факт, что в основе его лежит понимание права как явления духовного, связанного с природой человека, его психикой, внутренним миром...

Сущность социологического подхода к пониманию права

Философский подход к пониманию права - это философско-мировоззренческое объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека. Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов...

Типология государств

Основоположниками формационного подхода являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки, т.е. общественно-экономическая формация...

Типология государств

Одним из наиболее распространенных и широко признанных научной классификацией государств является цивилизационный подход. Основоположниками данного подхода являются А. Тонбри, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др...

Типология федераций

На современном этапе в мировой практике более значимым является именно вопрос о разделении типов федерации на симметричные и асимметричные. Каков критерий подобного разграничения? Прежде всего следует отметить...

В теории государства и права вопрос соотношения понятий "государственный аппарат" и "механизм государства" является дискуссионным. Все имеющиеся точки зрения по вопросу соотношения понятий "государственный аппарат" и "механизм государства" можно свести к двум основным направлениям:

1) понятия "государственный аппарат" и "механизм государства" совпадают;

2) понятие "механизм государства" шире, чем "государственный аппарат" 11 Астафуров А.М. Указ. публикации. С. 298. .

Однако состав элементов, включенных в механизм государства, представителям различных научных школ виделся по-разному. Так, Л.Л. Григорян выделяет три наиболее значительные концепции понятия "механизм государства". "Первая - концепция широкого и узкого толкования механизма государства, согласно которой механизм государства в узком смысле - это и есть государственный аппарат, а в широком смысле - это политическая система общества. Вторая концепция не делает различий между государственным аппаратом и механизмом государства. Третья - определяет государственный механизм как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений" 11 Григорян Л.Л. Теоретические и конституционные основы механизма советского государства: автореф. дис. … канд. юр. наук. - М., 1989. - С. 7-8. .

Следует отметить, что отождествление механизма государства с политической системой общества не оправданно в силу того, что "в состав политической системы входят и элементы, существующие относительно автономно от государства, такие как политические партии, общественные организации и т.д. " 22 Астафуров А.М. Указ. публикации. С. 299. . Таким образом, понятие "политическая система" шире, чем механизм государства.

В настоящее время также выделяются два основных подхода к соотношению понятий механизм государства и аппарат государства, но их содержание существенно отличается от того, что было ранее.

Представители первого подхода (М.И. Байтин, В.М. Лесной) полагают, что "механизм государства" и "государственный аппарат" понятия идентичные, но совпадают они лишь в случае широкой трактовки последнего, когда он воспринимается как совокупность всех государственных органов. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. "Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие "государственный аппарат" в науке административного права" 33 Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. - 1996. - № 3 (214). - C. 8. .

Представители второго подхода (В.С. Афанасьев, В.В. Лазарев, В.В. Копейчиков, М.Н. Марченко, С.С. Алексеев, М.К. Искакова и другие) полагают, что механизм государства включает в себя государственный аппарат в качестве элемента структуры. Помимо него в состав механизма государства могут входить также и другие элементы. Так, В.В. Копейчиков относит к ним государственные предприятия и учреждения 11 Копейчиков В.В. Механизм советского государства. - М., 1968. - С. 30-31. . М.К. Искакова включает в механизм государства хозяйственные государственные органы, предприятия и учреждения и предлагает называть их административными органами 22 Искакова М.К. Механизм Советского общенародного государства: автореф. дис. … канд. юр. наук. - Саратов, 1984. - С. 23. .

Однако не только указанные различия в структуре механизма и аппарата государства не позволяют отдельным ученым считать их тождественными категориями. Есть и другое обоснование специфической природы каждого из этих явлений. Это характер взаимосвязей, складывающихся между элементами, их составляющими, и их проявление во внешней среде. "Так, по мнению ряда ученых, государственный аппарат - это система государственных органов в статике, механизм государства - в динамике" 33 Астафуров А.М. Указ. публикации. С. 300. .

Учитывая динамическую природу, присущую термину "механизм", следует признать невозможность его использования для обозначения совокупности государственных органов. Однако, для характеристики их работы, для определения особенностей воздействия на общественные отношения этот термин вполне подходит. В этом случае уместно было бы говорить о механизме функционирования государства.

Так как неотъемлемым атрибутом механизма является именно движение, наиболее адекватным использование этого термина будет при характеристике деятельностной стороны государства, то есть механизма его функционирования.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что понятия "государственный аппарат" и "механизм государства" не являются идентичными. "Механизм государства" более широкое понятие нежели "государственный аппарат" и включает в себя наряду с государственными органами также государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.



Просмотров