Смежных прав будет состоять из. Примеры смежных прав. Субъекты смежных прав

это права, примыкающие к авторскому праву, сходные с ним. Смежные права относятся к нематериальным объектам. Смежные права делятся на: права исполнителей; права производителей фонограмм; права организаций эфирного и кабельного вещания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

права на нематериальные объекты, по своему типу схожие с авторскими правами и примыкающие к авторскому праву. С.п. не являются единой правовой категорией (поэтому термин "С.п." всегда применяется во множественном числе), а представляют собой несколько разнородных прав. На международной арене С.п. получили признание лишь во второй половине XX в., особенно после принятия в 1961 г. Международной (Римской) конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (РФ не участвует ни в этой Конвенции, нив других международных договорах по С.п.). В СССР охраны С.п. не существовало.

В РФ С.п. охраняются по Закону РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Признаются три категории смежных прав: права исполнителей, права производителей фонограмм и права организаций эфирного и кабельного вещания. Под исполнителями имеются в виду граждане - актеры, певцы, музыканты, танцоры и иные лица, которые играют роли, декламируют произведения, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы и искусства. К их числу относятся также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры. Объектом, на который исполнитель получает С.п., является исполнение (а для режиссера-постановщика спектакля - постановка). Исполнитель получает право на имя, право на защиту своего исполнения от искажения, а также следующие имущественные права: передавать исполнение в эфир (если он ранее не разрешил сделать коммерческую запись исполнения); осуществлять запись исполнения; воспроизводить ее; сдавать в прокат фонограмму исполнения. Если исполнитель дал согласие на запись исполнения для определенных целей, то в дальнейшем оно воспроизводится свободно. При заключении договора с изготовителем аудиовизуального произведения исполнитель передает ему все права (за исключением права сдачи в прокат фонограммы). Производителем фонограммы могут быть как физические, так и юридические лица. Они пользуются следующими исключительными имущественными правами: воспроизводить фонограмму; переделывать фонограмму; распространять экземпляры фонограммы, в том числе путем проката экземпляров. Однако если экземпляры фонограммы правомерно введены в гражданский оборот, то допускается их дальнейшее свободное распространение (кроме проката). Организации эфирного и кабельного вещания в отношении своих передач пользуются исключительными имущественными правами: разрешать другой организации одновременно осуществлять передачу в эфир или по кабелю; записывать передачу и воспроизводить эту запись; сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Закон предусматривает некоторые изъятия из сферы прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания.

Личные С.п. исполнителей охраняются бессрочно, имущественные С.п. - в течение 50 лет. Этот срок исчисляется: а) для исполнительских С.п. - с момента исполнения; б) для С.п. производителей фонограмм - в основном со дня записи фонограммы; в) для С.п. организаций эфирного и кабельного вещания - со дня выпуска передачи. Если окончание срока приходится не на 31 декабря, то срок охраны продлевается до конца календарного года. С.п. могут передаваться по договору или переходить к другим лицам по закону. Договоры о передаче или предоставлении С.п. по своему содержанию и форме близки к авторским.

В зарубежных странах широко распространено коллективное управление имущественными С.п. В РФ законодательство также предусматривает коллективное управление в сфере С.п., однако организации, управляющие имущественными С.п., находятся еще в процессе создания,

Защита С.п. осуществляется теми же нормами, что и защита авторского права.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общие положения

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Смежные права - это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

2. фонограммы;

3. сообщения передач;

4. базы данных;

5. публикации.

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право - возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам - исполнителям или режиссерам-постановщикам.

3.​ Иные - права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Субъекты смежных прав

1.​ Исполнитель - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

2.​ Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного таковым признается тот, чье имя или наименование указаны обычным образом на ее экземпляре и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ.

3.​ Вещательная организация или организация эфирного или кабельного вещания - юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

4.​ Изготовитель базы данных - юридическое лицо или гражданин, организовавшее ее создание и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

5.​ Публикатор - гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Отдельно стоит сказать о коллективах исполнителей (например, актеров, оркестрантов), совместно принимающих участие в создании, например, спектакля. Права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива, а при его отсутствии - участники совместно. Постоянно функционирующие коллективы исполнителей обычно зарегистрированы в качестве юридических лиц, заключающих трудовые договоры с участниками. Все их исполнения при этом будут считаться служебными, а права на них переходят коллективу.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны - для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик - до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

На четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

В случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя - 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого - в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций - в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

4.Для изготовителя базы данных - в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества - компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Смежные права
Рубрика (тематическая категория) Изобретательство

В первую очередь следует отметить, что в настоящем модуле употребляется термин смежные права (на английском языке употребляется новый термин "related rights" вместо ранее употреблявшегося "neighbouring rights"). Начните ваши занятия с прослушивания звукового фрагмента͵ касающегося смежных прав.

Могли бы вы снова определить для меня понятие смежные права?

Смежные права не являются авторским правом, однако они тесно связаны с ним; они вытекают из произведения, охраняемого авторским правом. По этой причине, в некотором смысле, эти два понятия всœегда являются близкими. Смежные права предлагают тот же самый вид исключительности, что и авторское право, однако они не распространяются на произведения как таковые. Οʜᴎ охватывают нечто, включающее в себя само произведение и, обычно, способ доведения его до широкой публики. Давайте воспользуемся примером песни, охраняемой авторским правом, и проведем ее по различным этапам.

Предположим, что у нас есть оригинальная песня. Она, конечно, охраняется в отношении композитора и автора слов, являющихся первоначальными обладателями авторского права; они в должное время предложат ее певцу, который исполняет ее, и ему или ей также потребуется определœенная форма охраны. В случае если песня записывается, или если певец надеется исполнить ее в эфире, тогда эти действия выведут на авансцену другую фирму, которая при заключении соглашения тоже захочет иметь определœенную форму охраны. Тогда, в первую очередь, смежными правами являются права тех, кто исполняет произведения, а именно исполнителœей, певцов, актеров, танцоров, музыкантов и так далее.

Вместе с тем, существует и вторая группа: производители фонограмм, или, более точно, производители звукозаписей, поскольку материальный носитель записи от виниловых грампластинок для фонографов эволюционировал в компакт-диски и цифровые носители записи. По сути, здесь мы имеем дело в большей степени с охраной коммерческих интересов, так как охрана изготовления качественной звукозаписи больше относится к охране инвестиций, чем к творческому процессу, связанному с созданием, написанием или исполнением песни. Тем не менее, даже здесь, в общем процессе выбора инструментальной поддержки, репертуара, аранжировки музыки и т. д., присутствуют некоторые творческие элементы, наряду с более очевидным и важным экономическим элементом. Мы должны иметь в виду то, что эти производители находятся среди наиболее частых жертв пиратства, так как они не получают денег, ʼʼотвлекаемыхʼʼ в пользу производителœей пиратской продукции, но затем, конечно же, их потери, их финансовые потери по цепочке распространяются на исполнителœей и авторов. Вот почему производителям записей также предоставлены специальные права.

Третью группу лиц, пользующихся охраной смежных прав, составляют организации вещания. Их права вытекают из их творческого вклада, а именно, создания вещательных передач, и эти права касаются не содержания передачи, не кинофильма, к примеру, а действия, связанного с его вещанием. Тот факт, что они способны передавать сигналы, представляющие собой вещательную передачу, дает им охраняемые права как бы на эти сигналы. И здесь вновь фигурируют инвестиции и усилия, которые они вкладывают в реализацию различных программ, являющихся предметом вещания

Смежные права традиционно принадлежат трем категориям бенефициаров: исполнителям, производителям записей и организациям эфирного вещания.

  • Права исполнителœей признаются в силу того, что их творческое участие крайне важно для того, чтобы дать жизнь, к примеру, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.
  • Таким же образом права организаций эфирного вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.

Смежные права для организаций эфирного вещания спортивных событий

Права организаций вещания также имеют особое значение в отношении спортивных программ. Во многих странах считается, что спортивные программы не заслуживают охраны, предоставляемой авторским правом. Существуют страны, и США является лучшим примером, которые относят футбольный матч, когда он снимается на пленку, к аудиовизуальному произведению, поскольку считается, что запись обладает достаточным элементом творчества для того, чтобы относиться к произведению. При этом во многих странах законы предусматривают, что определяющим фактором является игра, и запись не обладает элементом творчества в степени, достаточной для того, чтобы подпадать под охрану. Оператор просто следует за действием, разворачивающимся на поле, и за другими случайными событиями. Он может искусно манипулировать камерой, однако он не художник. По этой причине считается, что очень немногие вещательные передачи такого рода, в случае если они вообще существуют, заслуживают охраны.

Не правда ли, инвестиции вряд ли были бы привлекательными, в случае если бы вещательные организации, за годы вперед заплатив огромные суммы денег за получение исключительной лицензии на вещательную передачу или на исключительный доступ к освещению других главных спортивных событий на определœенных диапазонах вещания, были бы не в состоянии воспользоваться охраной, предоставляемой их смежными правами, для того, чтобы воспрепятствовать другим компаниям осуществлять ретрансляцию их произведения или запись и продажу видеокассет с ним.

Краткий перечень примеров предназначен для иллюстрации причин, в силу которых рассматриваемые группы, а именно исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания , стали обладать правом на получение смежных прав .

Первой организованной международной реакцией на крайне важно сть в предоставлении правовой охраны трем категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 ᴦ. Римской конвенции или, более конкретно, ʼʼМеждународной конвенции по охране прав исполнителœей, производителœей фонограмм и организаций эфирного вещанияʼʼ. В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют по пятам национального законодательства и призваны синтезировать существующие законы, Римская конвенция явилась попыткой установить международные нормы в новой области, в которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Это означало, что большинство государств должны были составить проекты законов и принять их до присоединœения к Конвенции.

Со времени принятия Конвенции в 1961 ᴦ. большое число государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к Конвенции, и законы многих таких государств превышают минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.

Самой последней международной реакцией на эти всœе возрастающие потребности в правой охране стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (ʼʼДИФʼʼ), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 ᴦ. Разработка этого договора предполагала предоставление дополнительной охраны имущественным и неимущественным правам исполнителœей и производителœей фонограмм , в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года.

Теперь, когда вы знаете о видах отдельных лиц и организаций, которые могут пользоваться охраной, охватываемой смежными правами, пора рассмотреть следующий вопрос, а именно: ʼʼчто представляют из себяэти права?ʼʼ. В принципе, они сходны с правами, предоставляемыми обладателям авторского права. Это право воспрепятствовать другим лицам осуществлять противоправное использование охраняемого исполнения, записи или вещательной передачи.

Смежные права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Смежные права" 2017, 2018.

  • - Смежные права

    Право интеллектуальной собственности- совокуп­ность правовых норм, регулирующих отношения по соз­данию и использованию произведений литературы, нау­ки, искусства, открытий, изобретений, рационализатор­ских предложений, промышленных образцов, программ­ных средств для... .


  • - Смежные права

    Зависимые произведения.......... Соавторство Объекты авторских прав 2. Субъекты авторских прав т1. Объектыавторского права - это произведения науки, литературы и ис­кусства, которые: . являются результатом творческой деятельности, то есть... .


  • - СМЕЖНЫЕ ПРАВА.

    АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА 1. Объекты авторского права 2. Субъекты авторского права 3. Смежные права 4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав Авторское право и смежные права – гражданско-правовой институт, который регулирует... [читать подробнее] .



  • - Смежные права изготовителя базы данных

    Изготовителем базы данных признается лицо организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих её материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или же юридическое лицо, имя или же... .


  • - Смежные права изготовителей фонограмм

    Изготовителем фонограмм признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или же... .


  • - Смежные права

    Охрана топологии интегральных схем Охрана программ для ЭВМ и базы данных Объекты охраны интеллектуальной собственности Основные понятия интеллектуальной собственности Интеллектуальная собственность ВОПРОСЫ ДЛЯ... .


  • Авторское право и смежные права образуют тесную группу и различаются между собой лишь объектами и, соответственно, нюансами применения. И те, и другие делятся на исключительные, личные неимущественные и иные для отдельных случаев.

    Авторские права даются автору с момента создания произведения. Исключительное право переходит к лицу, которое приобрело его от автора; право на использование произведения переходит по лицензии – доход от этого позволяет автору творить дальше.

    Смежные права – права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам, сообщениям вещания, базам данных, а также публикациям произведений, ставших общественным достоянием. По разным этим интеллектуальным объектам смежные права различаются. Например, узаконены разные сроки действия исключительных прав: исполнения – … 50 лет …; публикации – … 25 лет…; базы данных – … 15 лет …

    Письменной (рукопись, перевод, сценарий, …);

    Аудиозаписи, видеозаписи, компьютерной цифровой …;

    Изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, фотография...);

    Объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение...);

    Выступления (лекция, пение, музыка, танец, пантомима, цирк и др.);

    В других формах (которые вы создадите своим творчеством).

    Наставление: Авторское право на произведение возникает с момента его создания, и никаких действий или формальностей не требует. Предоставление авторско-правовой охраны государством не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан никому доказывать «качество» произведения – художественную или практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиям и т.д. То есть, если какой-нибудь чиновник или инспектор-налоговик или бухгалтер заявит, что сомневается в том, что ваш рисунок (эскиз, чертеж) это «произведение дизайна», то он сам и должен доказать тому, кому это зачем-то нужно, что это не произведение дизайна. А от автора никаких доказательств не требуется по Закону. Но автор может зарегистрировать своё произведение у нотариуса, в общественной организации, в некоторых случаях – и в государственных учреждениях. Или, лучше, в Российском авторском обществе (РАО), но там за регистрацию придется заплатить. Регистрация упростит подтверждение авторских прав на произведение, если это потребуется.

    Знак © (произносится «знак копирайт») – знак охраны авторских прав – оповещает об исключительных авторских правах указанного далее обладателя на все данное произведение или указанную часть. Он помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно имеет три текстовых элемента: ©, имя или наименование обладателя, указание части произведения, на которое обладатель имеет право (если не на все произведение), год первого опубликования произведения. Юридического значения знак «копирайт» не имеет, но утверждение иного по закону требует доказательства.

    Смысл знака © в следующем: «указанное здесь лицо считает себя обладателем исключительных прав на данное произведение или указанную часть с указанного года».

    Наставление: Если на вашей учебной работе по рисунку или живописи, взятой в фонд кафедры, нет вашего копирайта (хотя бы ясной подписи фамилии), то при удалении ее из фонда она не сможет быть возвращена вам! Если какой-нибудь шутник или негодяй подпишет ваше произведение своим копирайтом, то это не означает никаких его действительных прав, но доставит вам огорчение. Цените свои произведения! Или займитесь в жизни чем-то более легкомысленным, чем создание произведений.

    Знак охраны смежных прав отличается от знака «копирайт» только буквой Р вместо буквы С (Р происходит от английского Phonogramm – фонограмма), а статус его такой же – указательный, не более.

    Субъектами авторского права являются автор или соавторы произведения, их наследники, владелец произведения, заказчик произведения, работодатель и работник-автор. Сложный вопрос разделения исключительного права между соавторами решается ими самими и оформляется договором между ними.

    Автором произведения науки, литературы или искусства признается (по ГК РФ) гражданин, творческим трудом которого оно создано. К автору приравнены соавторы. (В других странах автором может быть юридическое лицо).

    Повторенье – мать ученья:

    2) исключительное право на произведение (по сути – «имущественное», «материальное», «экономическое»);

    3) специальные права (право на вознаграждение в случаях «служебного произведения» и других, право на отзыв, право следования при перепродаже произведения изобразительного искусства, право доступа к своему произведению изобразительного искусства, другие – см. ниже и в Законе).

    - право на обнародование произведения лишь с момента его завершения, по мнению автора;

    - право на отзыв ранее обнародованного произведения, но при условии возмещения убытков лиц, причастных к этому; право на отзыв не подлежит применению в отношении программ для ЭВМ, служебных произведений (см. ниже) и так называемых сложных объектов (см. ниже).

    - право на неприкосновенность произведения – без согласия автора не допускается внесение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения (при его использовании) иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями, ссылками, сносками.

    Наставление: Не используйте чьё-либо произведение в качестве материала для своего творения. Среди художников, дизайнеров и архитекторов бытует поверье о мести высших сил тем художникам, которые используют произведения предшественников в качестве материала для своего творения. Например, – о причине неудачи карьеры талантливейшего архитектора Баженова после разборки деревянного Летнего дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском для стройки Большого Кремлевского дворца.

    2.3. Исключительное право на произведение – единое и неделимое. Оно является имущественным, экономическим правом, то есть произведением можно распорядиться как неким необычным, но ценным имуществом, что обеспечит доход создателю и его наследникам.

    Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни, а после кончины автора – его наследникам еще 70 лет; оно может быть отчуждено (передано – продано или подарено) им другому лицу по договору. Исключительное право переходит по наследству.

    Исключительное право позволяет его обладателю:

    а) использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

    б) распорядиться исключительным правом на произведение, а именно:

    Передать его другому лицу по договору об отчуждении исключительного права;

    Предоставить другому лицу право использовать произведение по лицензионному договору (лицензии исключительной или простой).

    1) Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме; государственная регистрация не требуется. Договор может быть как возмездным, так и безвозмездным.

    Наставление: Как и в любом другом договоре, надо постараться продумать и прописать в нем все существенное для вашего будущего. Пример: .

    2) Лицензионный договор должен заключаться в письменной форме, он может быть как возмездным, так и безвозмездным. Он продолжает действовать даже тогда, когда исключительное право на произведение перешло от прежнего обладателя к другому лицу (поэтому приобретатель исключительного права должен хорошо разузнать, что именно он покупает).

    О чем должно быть сказано в лицензионном договоре:

    1) произведение;

    2) характер лицензии (исключительная или простая);

    3) способы использования произведения (из числа законных);

    5) территория;

    6) возможность сублицензирования (дальнейшего предоставления лицензиатом прав использования другим лицам);

    7) вознаграждение либо указание на безвозмездность.

    Пример лицензионного договора см. Учебник Близнеца стр. 134.

    По договору авторского заказа (ДАЗ) одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме. ДАЗ является специально предусмотренным ГК РФ видом договоров. В ДАЗ должны быть определены основные признаки (критерии, характеристики) создаваемого произведения – чем подробнее, тем меньше вероятность возникновения в дальнейшем споров относительно выполнения сторонами их обязанностей по договору. Об отчуждении исключительного права или о лицензировании прав использования должно быть сказано конкретно в ДАЗ либо в отдельном прилагаемом договоре. ДАЗ предполагается возмездным, если им не предусмотрено иное. Срок исполнения ДАЗ автором должен быть ясно указан в договоре. Законом предусмотрена возможность автора воспользоваться дополнительным льготным сроком (1/4 договорного или, по соглашению сторон, больше) при необходимости и наличии уважительных причин. Но законом предусмотрены и случаи, когда из-за срыва срока заказчик вообще теряет интерес к произведению (например, сценарий новогоднего представления в январе не нужен).

    2.4. Законные способы использования произведений таковы (здесь они приведены смысловыми группами для удобства запоминания, тогда как в ГК РФ порядок другой):

    1) создание копий произведения на каких-либо материальных носителях и их:

    Воспроизведение, в т.ч. в электронной форме;

    Распространение (продажа, любое отчуждение) оригинала или экземпляра произведения на каком-либо материальном носителе;

    Прокат оригинала или экземпляра;

    Импорт в Россию оригиналов или экземпляров.

    2) демонстрация произведения в местах, открытых для публики:

    Публичный показ;

    Публичное исполнение, в том числе показ аудиовизуального произведения в кинозале.

    3) сообщение (передача) произведений посредством технических средств (радио, телевидения, кабельных и цифровых сетей).

    4) «дополнительные» виды действий:

    Перевод или иная переработка произведения;

    Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

    Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как самостоятельное произведение – даже на фрагмент изображения, оригинальную фразу или слово, не говоря уже о названии произведения и персонаже.

    2.5. Служебное произведение – особый случай

    Если произведение создано наемным работником, то:

    а) при наличии служебного задания (документа) на его создание исключительное право на него принадлежат работодателю;

    б) при отсутствии служебного задания (документа) на его создание исключительное право на него принадлежит работнику;

    в) все личные неимущественные права принадлежат работнику как автору.

    Наставление: Четыре обязательных атрибута любого документа: само содержание (текст, изображение, ...); заголовок (только письмо обходится без заголовка «письмо»); подпись создавшего документ; дата создания. Без всех них документ – не очень документ.

    Наставление: Если произведение создано студентом в рамках учебного процесса, то, хотя законом такие случаи не предусмотрены и под положения закона о служебных произведениях они не подпадают, на такое произведение распространяются общие требования закона, причем с учетом творческого вклада педагога-руководителя. Но никак не может оно принадлежать учебному заведению, поскольку не было служебного задания, и это произведение не было предварительно оплачено ни студенту, ни преподавателю-соавтору. Для того чтобы произведение учащегося можно было оставить в учебном заведении в дидактических целях, необходимо перед началом учебы заключить договор об учебных произведениях. В нем должно быть соглашение, что любое произведение, созданное студентом и преподавателем в рамках учебного задания, может быть по решению заведения взято на хранение и использование только в дидактических целях на необходимый срок, после которого оно будет возвращено соавторам . Иная практика основывается не на законах, а на понятиях.

    Где права, там и обязанности. Обязанностями обладателя исключительного права на произведение являются:

    Использовать произведение только законным способом;

    Вовремя расплатиться с продавцом своего приобретенного права;

    Запрещать использование произведения, на которое предоставлена лицензия, всем третьим лицам.

    2.6. Специальные права

    Надо также представлять, что законом предусмотрены еще разные права (которые здесь не рассматриваются) для разнообразных жизненных ситуаций с произведениями:

    Производные произведения, в т.ч. переводы;

    Программы для ЭВМ во всем мире пока условно приравниваются к литературным произведениям, хотя литературные произведения никогда не предназначались для управления машиной или переработки информации. Исключительное право на создаваемую по заказу программу для ЭВМ и базу данных принадлежит заказчику.

    Сложные произведения, например, кинофильм – единый результат интеллектуальной деятельности разных авторов и исполнителей. В соответствии с ГК РФ (ст. 1263) авторами аудиовизуального произведения признаются:

    в) композитор музыки, написанной специально для этого сложного произведения; он наделен правом на получение особого дополнительного вознаграждения.

    а) практическую реализацию проекта, в том числе путем разработки документации для строительства;

    в) участие в реализации своего проекта.

    Для повторной реализации проекта по закону требуется получение согласия от автора, если договором не предусмотрено иное.

    Составные произведения, в т.ч. базы данных. (Подробности см. ___ Учеб. Близнеца, стр. 143).

    В случае нарушения кем-то чьих-то прав становится необходимой их защита. Способы защиты предусмотрены законами и осуществляются с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права:

    Путем выставления требований к нарушителю;

    Возбуждением судебного иска;

    Административным наказанием;

    Уголовным наказанием (штрафы до 500.000 рублей, лишение свободы до 6 лет, ликвидация юридического лица-нарушителя);

    Использованием все новых технических средств контроля доступа к произведению (материальному ли, цифровому ли) и предотвращения запрещенных действий по отношению к нему.

    Примечание: Другие способы защиты незаконны.

    В последнее время, когда особенно остро стоит проблема пиратства, многие обращаются к вопросу защиты прав интеллектуальной собственности, который неразрывно связан с понятием авторского и смежного права.

    Что такое смежные права?

    Смежными правами (или правами, смежными с авторскими) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства. Из определения с легкостью можно вычленить объекты смежного права (фонограммы, сообщения, записи и т. д.). Смежное право регулирует все ситуации, связанные с постановками, записями, передачами и исполнениями и охраняет интересы правообладателей.
    Понятие смежного права находится в прямой зависимости с понятием авторского права и является одним из важнейших институтов интеллектуального права. Право интеллектуальной собственности состоит из 4 групп прав, к которым относятся авторское, смежное, патентное и средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции.

    Выделяется три вида смежных прав:

    • права исполнителей;
    • права производителей фонограмм;
    • права организаций эфирного и кабельного вещания.

    Исполнитель, изготовитель фонограммы или баз данных, организация кабельного или эфирного вещания, публикатор произведения науки, литературы или искусства называется лицензиаром. В соответствии с лицензионным договором лицензиар предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

    Охрана смежных прав

    Законодательство охраняет даже те звукозаписи, у которых нет исполнителя. Так, никто не имеет права без разрешения правообладателя копировать диск с записью пения птиц. Другим интересным примером охраны смежных прав является тот случай, когда создатель объекта интеллектуальной собственности уже умер. В данной ситуации обладателями смежного права будут являться исполнители его музыки, а также компания, выполнившая запись выступления. Очевидно, что никто не имеет права записывать концерт без разрешения исполнителей или перезаписывать диск.

    Источники смежных прав

    Источники смежных прав те же, что и у авторского права — это законы, подзаконные акты и локальные акты.
    Стоит отметить, что смежные права охраняются не только в рамках определенной страны, но и международно. К источникам международного смежного права относятся «Римская конвенция» (Международная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания) от 26 октября 1961 года и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 года. Данные источники обеспечивают минимальный уровень охраны смежных прав.
    В Российской Федерации смежные права охраняются Гражданским кодексом. Часть 4, раздел VII, глава 69, статья 1242, а также глава 71 ГК РФ содержат необходимую информацию по данному вопросу.



    Просмотров