Штрафы за нарушение пожарной безопасности

Правила пожарной безопасности (ППБ) – это свод требований и комплекс мероприятий для предотвращения возгораний и пожаров или для минимизации их последствий. Итогом пожара является имущественный ущерб различной степени и урон, причиненный физическому состоянию или жизни человека. Именно поэтому пренебрежение правилами пожаробезопасности влечет за собой наступление административной или уголовной ответственности. Рассмотрим, какие меры уголовной или административной ответственности предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности.

Виды нарушений ППБ

Законодательством установлено, что нарушение ППБ – это действия или бездействие лица или группы лиц, ненамеренно повлекшие возникновение пожара или ставшие препятствием для его ликвидации.

Классификация нарушений

Лица, несущие ответственность

Правила пожарной безопасности обязательны для исполнения всеми гражданами без исключения. Тем не менее, ответственность за их соблюдение возлагается только на граждан от 16 лет, круг которых определен на законодательном уровне:

  • руководители федеральных исполнительных органов;
  • руководители органов самоуправления;
  • руководитель организации, предприятия, иной структуры, имеющей на своем балансе какое-либо имущество;
  • лица, официально назначенные ответственными за соблюдение ППБ;
  • собственники недвижимости.

Меры наказания

Степень наказания за несоблюдение ППБ напрямую зависит от тяжести последствий, наступивших вследствие пожара. Если налицо только факт несоблюдения мер безопасности, то это наказуемо в рамках административного производства. Если же между фактом нарушения ППБ и пожаром обнаруживается причинно-следственная связь, то такие нарушения уже находятся под юрисдикцией Уголовного Кодекса (УК) РФ.

Административные

Ответственность за правонарушения, касающиеся несоблюдения ППБ, прописаны в ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а за игнорирование указаний органов пожарного надзора – в ст. 19.5.

Уголовные

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности зафиксирована в ст. 219 УК РФ и дифференцируется в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Статья УК Суть правонарушения Меры ответственности
219, ч. 1 несоблюдение ППБ, в результате которого был нанесен тяжкий ущерб физическому состоянию гражданина
  1. штраф до 80 тыс. рублей или заработок виновного за полгода;
  2. ограничение свободы до 3 лет;
  3. принудительные работы или лишение свободы до 3 лет с возможным запретом заниматься определенной деятельностью до 3 лет
219, ч. 2 несоблюдение ППБ, итогом которого стала смерть человека принудит. работы или лишение свободы до 5 лет с возможным запретом на занятия определ. деятельностью до 3 лет
219, ч. 3 нарушение ППБ, повлекшее смерть 2 и более человек
  1. принудит. работы до 5 лет с возможным запретом заниматься определ. деятельностью до 3 лет;
  2. лишение свободы до 7 лет с возможным запретом на занятия определ. видом деятельности до 3 лет

Примеры из судебной практики

Тяжелые последствия после пожаров, возникших в результате пренебрежения правилами пожарной безопасности – очень распространенное явление. Приведем два примера.

Знаете ли Вы

По официальной статистике, только за период январь-июнь 2017 года, в России прошло более 64 тысяч пожаров. Среди главных причин — неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов.

Пример первый

Гр. Петрова использовала неисправный бытовой электрический удлинитель. Подключив к нему электрообогреватель, она вышла из дома в магазин. Вернувшись, обнаружила в квартире возгорание и сильный едкий запах горящего пластика. Пожар только начинался, электрические пробки выбило, поэтому ей удалось самостоятельно потушить возгорание до приезда пожарных. Дым через вентиляционные отверстия проник в квартиру, расположенную выше. Результатом стало отравление угарным газом гр. Сидоровой, проживающей в ней. Урон состоянию здоровья был признан судебной экспертизой средней степени тяжести. К гр. Петровой, в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ, было применено наказание в форме штрафа на сумму 5000 рублей.

Пример второй

ИП Иванов, проводя ремонтные работы в купленной для обустройства магазина квартире, находящейся на нижнем этаже жилого дома, пренебрег ПББ. Он проводил сварочные работы вблизи лакокрасочных средств, приобретенных для продажи. Результатом стало возгорание, стремительно переросшее в сильный пожар. Вследствие данного пожара был причинен тяжкий вред жильцу квартиры, расположенной над магазином. Суд присудил гр. Иванову наказание по ст. 219, ч. 1 УК в виде лишения свободы на 2 года.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях

При проведении проверок органами государственного пожарного надзора (плановые проверки, подготовка к новому учебному году и т.д.) наиболее частыми являются нарушения, указанные ниже. Для удобства применения норм и правил пожарной безопасности указаны ссылки на документ, в котором данные нормы указаны.

(Без учета Правил противопожарного режима В РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 )

1. Система наружного противопожарного водоснабжения (сеть противопожарного водопровода с пожарными гидрантами, насосная станция пожаротушения, пожарные резервуарами) находится в неработоспособном состоянии - в сети наружного водопровода отсутствует давление, не произведена пусконаладка пожарных насосов, не закончен монтаж КИП, пожарные насосы не обеспечены электроснабжением по первой категории надежности.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 89 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84*; ПУЭ).

2. Непосредственный забор воды из пожарных резервуаров пожарными автомобилями не возможен, при этом не выполнено устройство приемных колодцев объемом 3-5 м3, соединенных с резервуарами трубопроводами диаметром не менее 200 мм., с устройством перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе колодеца с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 9.32 СНиП 2.04.02-84*).

3. Пожарные гидранты находятся в неработоспособном состоянии-не возможно установить на них пожарный автомобиль из-за неправильного монтажа люков пожарных гидрантов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 89 ППБ 01-03).

4. Противопожарные резервуары не оборудованы датчиками уровня.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 13.36 СНиП 2.04.02-84).

5. Не произведено испытание пожарных гидрантов на водоотдачу (испытание производится с установкой пожарного автомобиля и составлением соответствующего акта).

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 3.4, п. 3.5 СНиП 3.01.04-87).

6. Не произведены испытания противопожарных резервуаров (испытание производится с заполнением резервуаров и составлением соответствующего акта, с участием представителя УГПН).

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; СНиП 3.01.04-87).

7. У места расположения пожарных водоисточников (пожарные гидранты, пожарные резервуары), также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, освещенные светильниками, присоединенными к сети аварийного освещения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 90 ППБ 01-03; п. 4.8 СП 31-110-2003; НПБ 160-97; ГОСТ 12.4.026-2001).

8. Не закончен монтаж внутреннего противопожарного водопровода - не выполнен монтаж кнопок пуска пожарных насосов непосредственно у пожарных кранов, в сети внутреннего противопожарного водопровода отсутствует давление, а также не проведены пусконаладочные испытания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3., п. 89 ППБ 01-03; п. 6.4 СНиП 21-01-97*).

9. На пожарных шкафах не нанесены буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части. Необходимо нанести буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части на пожарные шкафы в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 108, прил. 3 ППБ 01-03; НПБ 151-00).

10. Не опломбированы дверцы пожарных шкафов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.7* НПБ 151-00).

11. Не разработана инструкция, определяющая порядок включения пожарных насосов в насосной станции.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 92 ППБ 01-03).

12. Распорядительным документом не определен срок проведения испытаний пожарных насосов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 93 ППБ 01-03).

13. Наружная открытая лестница 3-го типа в нарушение требований рабочего проекта выполнена с наружными ограждающими конструкциями из светопрозрачных перегородок - то есть фактически выполнена закрытой, а не открытой.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 5.15 СНиП 21-01-97*).

14. Наружная открытая лестница 3-го типа располагается на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов здания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.30 СНиП 21-01-97*).

15. Двери в коридорах между блоками А и Д выполнены не двухстороннего открывания, в связи с чем данные двери (при эвакуации людей из одного блока школы через лестничную клетку другого блока) открываются не по направлению выхода из здания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.17 СНиП 21-01-97*).

16. В лестничной клетке в блоке Д между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не выполнен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.9 СНиП 21-01-97*).

17. Противопожарные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3. ППБ 01-03; п. 7.17 СНиП 21-01-97*).

18. У выходов на кровлю и на чердак из лестничных клеток не вывешена информация о месте нахождения ключа.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 44 ППБ 01-03).

19. В объеме лестничной клетки блока А на уровне выхода на кровлю допускается складирование горючих материалов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03).

20. Устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток находятся в неработоспособном состоянии.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).

21. Выход из лестничной клетки блока Д на чердак здания выполнен через люк с пределом огнестойкости менее EI 30, не имеющий сертификат пожарной безопасности, отсутствует закрепленная стальная стремянка для выхода на чердак.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.4* СНиП 21-01-97*; Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).

22. Не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, предусмотренная проектом.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 36 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 7.12, п. 7.13 СНиП 21-01-97*).

23. Двери эвакуационных выходов не открываются изнутри без ключа.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).

24. Помещение пожарного поста не обеспечено круглосуточным дежурством обслуживающего персонала.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 12.48* НПБ 88-2001*).

25. Помещение пожарного поста не обеспечено тремя ручными переносными электрическими фонарями.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 97 ППБ 01-03).

26. В здании школы не выполнено устройство аварийного (эвакуационного) освещения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 7.61 СНиП 23-05-95; СП 31-110-2003).

27. На видных местах здания школы не вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.

28. В дополнение к планам эвакуации не разработаны инструкции, определяющие порядок действия персонала для безопасной и быстрой эвакуации.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 16 ППБ 01-03).

29. Объект укомплектован первичными средствами пожаротушения не в полном объеме - не выполнена установка пожарных щитов на территории хозяйственной зоны, в том числе у резервной дизельной электростанции.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение 3 к ППБ 01-03).

30. Места установки огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; ГОСТ 12.4.026-2001; п. 108 ППБ 01-03; НПБ 160-97).

31. Не определено приказом лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не заведен журнал учёта проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение № 3 ППБ 01-03).

32. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы белой краской по порядку на огнетушители не заведены технические паспорта установленной формы.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; приложение 3 п.16 ППБ 01-03).

33. Не определены категории и класс зоны по правилам устройства электроустановок технических помещений, производственных помещений, кладовых, электрощитовых вентиляционных и других пожароопасных помещений, не установлены соответствующие указатели на дверях данных помещений.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 4.33 ППБ 01-03).

34. В производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 13 ППБ 01-03).

35. На объекте не вывешены знаки пожарной безопасности в соответствии с требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 27 ППБ 01-03).

36. Отсутствуют (не представлены) сертификаты пожарной безопасности на кабельную продукцию противопожарные двери, люки, огнезадерживающие клапана системы вентиляции и другую продукцию подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03, Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).

37. Отсутствует (не представлен технический отчет по испытанию и наладке электрооборудования, молниезащиты, заземления, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п.57 ППБ 01-03; ПУЭ; п. 3.5 СНиП 3.01.04-87; п. 1.13 РД. 34.21.122-87).

38. На лицевой стороне электрощитов и сборок сети освещения не выполнены надписи (маркировка) с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 57 ППБ 01-03; п. 2.12.5 ПТЭЭП; ПУЭ).

39. Не проведен инструктаж по пожарной безопасности с работниками организации. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 7 ППБ 01-03).

40. Не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности с выдачей квалификационных удостоверений по программам пожарно-технического минимума.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 7 ППБ 01-03).

41. По организации распорядительным документом не установлен соответствующий его пожарной опасности противопожарный режим, в том числе не определены и не регламентированы приказом:

Места для курения;

Порядок уборки горючих отходов и пыли;

Порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

Порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

  • загромождение проходов ,
  • загруженность торговых и складских помещений.

Загромождение проходов

Нельзя загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки, переходы в смежные секции, выходы на лестницы, лестничные площадки, марши лестниц, коридоры, лифтовые холлы. Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам, количеству.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запрещено устанавливать глухие решетки на окнах, остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к лестничным клеткам, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Отрывок из интервью с начальником Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС по г. Москве Олегом Найденковым (январь 2010):

- Какие нарушения послужили в основном причиной закрытия?

В числе основных нарушений, обнаруженных при проверках:

  • несоответствие путей эвакуации требованиям противопожарных норм,
  • отсутствие систем оповещения и пожарной автоматики,
  • а также нарушения правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.

К примеру, в проверенных клубах были закрыты окна, завалены эвакуационные выходы.

Чаще всего заведения не отвечали элементарным правилам безопасности для эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации . Например, по требованиям пожарной безопасности (не только в заведениях с массовым скоплением людей) категорически запрещено применение некоторых отделочных материалов на путях эвакуации, в частности отделка деревом.

Нельзя также отделывать эвакуационные пути (коридоры) материалами, на которые отсутствует сертификат пожарной безопасности. Потому что есть материалы, типа пластиковых панелей, по внешнему виду которых нельзя сразу определить, горючие они или негорючие, выделяют токсичные вещества или нет и т.д. И поэтому инспектор, приходя на проверку, должен посмотреть сертификат на эти отделочные материалы. Если же он отсутствует - это тоже нарушение.

Ведь коридоры допускается отделывать только определенными по типу горючести, дымообразования и токсичности материалами. Вполне может быть, что отделка вашего коридора соответствует всем этим требованиям, но если сертификата нет - ее как минимум потребуют убрать.

Еще одно довольно распространенное нарушение, особенно опасное в местах массового скопления людей, - зауженные дверные проемы, например, вместо положенных по правилам 1,20 м их делают 90 см. А значит, при возникновении чрезвычайной ситуации, когда толпа хлынет к выходу, может возникнуть «пробка», давка и т.д.

Или же проход в заведения осуществляется по узкой винтовой лестнице, на которой и двоим-то тесно. Еще одно характерное нарушение - наличие решеток на окнах, несоответствие количества эвакуационных выходов. К примеру, в клубе, рассчитанном на 500 человек, всего два выхода, а по расчетам должно быть три и они должны быть рассредоточены по разным сторонам во избежание столпотворения в одном месте. Расстояние до эвакуационных путей тоже не всегда соблюдено: по нормам оно не должно превышать 25 м, а там, как правило, больше.

Далее. В очень немногих клубах пути эвакуации были оборудованы аварийным освещением и знаками аварийного выхода (указателями). А ведь при пожаре часто основное электроснабжение выключается, и в этом случае должно загораться аварийное освещение и освещаться эвакуационный выход, чтобы дать людям возможность сориентироваться в темноте, в незнакомом месте.

К примеру, в одном из закрытых клубов на севере столицы автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии , нет системы оповещения людей о пожаре и плана эвакуации, дверь на путях эвакуации открывается не по направлению выхода из помещения, стены тамбура входа отделаны легковоспламеняющимся материалом, расстояние от прожекторов и светильников на сцене до отделки менее 0,5 метра и т.д.

Не менее серьезное нарушение, которое, кстати, встречается во многих помещениях, принадлежащих субъектам малого предпринимательства, - отсутствие систем дымо-удаления . Представьте: при замкнутом объеме, где нет возможности удаления дыма и растет концентрация отравляющих веществ, человек теряет ориентацию и может задохнуться продуктами горения.

В клубе или заведении, где пребывает масса людей, должна быть автоматическая система оповещения о пожаре. Их сейчас много - от самых простых, типа громкоговорителя, до продвинутых, работающих в автоматическом режиме. Особенно это касается учреждений, работающих с детьми, - это, если мы говорим о малом бизнесе, частные школы, детские сады и т.д.

На многих предприятиях не установлены системы автоматической пожарной защиты или они не соответствуют нормам.

К примеру, клуб «Зона» в ЦАО по правилам должен быть оборудован автоматической системой тушения пожаров, так как это пятиэтажное здание и пожар там должен начать тушиться сразу же, до приезда пожарных!

Ну, и два самых распространенных нарушения правил пожарной безопасности, которые повсеместно встречаются на всех предприятиях малого предпринимательства и являются, кстати, по статистике, самыми распространенными причинами пожаров: курение в неустановленных местах (то есть в рабочих кабинетах) и нарушение требований к эксплуатации электропроводки.

Последнее нарушение служит причиной 25% возгораний. Как правило, это связано со сверхнагрузкой на электросети (применение электронагревательных приборов и проч.), плохой заизолированности проводов и др.

- Не последуют ли за волной внеплановых проверок в заведениях с массовым пребыванием людей и подобных предприятиях внеочередные повальные проверки всех других заведений - офисов, магазинов и т.д.?

Нет. Проверки всех остальных предприятий будут идти по годовому плану, опубликованному на сайте МЧС, в соответствии с 294-ФЗ.

Однако не могу сказать, что у остального малого бизнеса все в порядке и внеплановых проверок там не требуется. Более того, сейчас существуют определенные трудности проведения проверок малого бизнеса, а именно: руководитель такого предприятия может легко уйти от проверки, перерегистрировавшись после трех лет работы, и мы снова не сможем к нему попасть в течение трех лет.

Есть и еще трудности: когда из-за нарушений пожарной безопасности суд принимает решение о приостановке деятельности заведения на определенный срок (не более 90 дней), то по его истечении этот объект снова открывается, и не факт, что нарушения там устранены.

Например, сейчас около 30 ночных клубов, деятельность которых была приостановлена решением суда, уже снова работают, при этом все в них осталось по-прежнему!

И неважно, устранили нарушения или нет, - заведения все равно открылись.

- Но разве суд не обязывает устранить недостатки?

Обязывает. Но они этого не делают, потому что зачастую некоторые переделки сопряжены с трудностями, к примеру, перестроение, перепланировка и т.д. Поэтому проще переждать время закрытия и снова начать деятельность. До следующей внеплановой проверки, которая будет нескоро.

Поэтому мы вышли с предложением в МЧС, чтобы суд принимал решения не на какой-то определенный срок, а до устранения нарушений. То есть решение об открытии будем принимать мы.

Кроме того, планируется увеличить штрафы за невыполнение предписаний Госпожнадзора . Так как, мало того что в соответствии с законом можно «уйти» от проверки, так еще и, получив предписание, руководителю выгодно не принимать никаких мер - проще заплатить штраф, который сейчас довольно мал. К примеру, юрлицо могут оштрафовать максимум на 20 000 руб., должностное - на 2000 руб.

Мы же хотим, чтобы штрафы были соразмерны затратам на выполнение предписаний. И потому выступаем с инициативой повысить штрафы до максимального уровня 300 000 руб.

То есть пришла проверка, выявили недостатки, дали срок на их исправление - делай. И если ко второй внеплановой проверке недостатки остались, инспектор пересылает материалы мировому судье, который вправе будет налагать штраф. То есть не хочешь платить за свое помещение - заплати государству.

Насколько мне известно, наше министерство уже согласовало этот вопрос, поправки уже направлены в Думу. То есть велика вероятность, что в 2010 году эти поправки будут приняты.

Еще одна трудность, которая в последнее время вызывает большое количество нареканий наших инспекторов. С введением нового пожарного регламента началась путаница с тем, кто должен нести ответственность за пожарную безопасность арендуемых помещений.

По идее, конечно, это должен быть собственник, но он стремится договором переложить все заботы о пожбезопасности на арендатора. В помещениях с массой арендаторов возникают сложности по контролю, а если еще и субаренда?

Для того чтобы разобраться в этих хитросплетениях, инспектору нужно потратить массу времени. Случаются и парадоксы: к примеру, на арендатора возложена ответственность за обеспечение пожбезопасности помещения, а как он может отвечать за инженерные системы, которые проложены в здании? Это только право собственника.

Поэтому мы выступили с инициативой осуществлять мероприятия по надзору в отношении конкретного объекта - если это здание, то проверяем здание целиком, а значит, отвечать будет собственник.

- Нередко наши читатели сталкиваются с тем, что, получив помещение, даже выиграв его по городскому конкурсу, они оказываются перед лицом трудностей: к примеру, в подвальном помещении заделан второй выход или оно поделено между двумя арендаторами и второго выхода из него нет и т.д. Что делать, если изменения производил не вновь вселившийся предприниматель, который получил это помещение уже таким? Ведь когда придет с проверкой пожарный инспектор, он оштрафует их...

Безусловно, таких ситуаций достаточно, но в соответствии с законом о пожаробезопасности ответственность за обеспечение пожаробезопасности несет руководитель, он же отвечает и за соблюдение этих требований на своем объекте.

А значит, выбирая помещение, руководитель должен знать санитарные и противопожарные требования и еще на стадии осмотра оценить помещение.

К примеру, заранее известно, что размещать в подвальных помещениях сауны запрещено, есть там аварийный выход или нет - все равно. Этот тип помещений не предназначен для размещения саун. Но посмотрите, сколько в Москве саун в подвалах! И что, руководитель не знал, что этого делать нельзя?

Конечно, в голове держать все нормы и правила невозможно, а потому мой совет - перед покупкой или арендой помещения проконсультироваться с пожарным инспектором в своем округе. Часы приема можно узнать в своем Центре поддержки предпринимательства или на сайте МЧС.

Кроме того, мы несколько раз в год проводим бесплатные консультации руководителей субъектов малого предпринимательства, встречи и круглые столы с представителями малого бизнеса и т.д. Так что приходите, задавайте вопросы. Информация о таких мероприятиях опять же вывешена на сайте МЧС или ее можно получить в ваших ТАРПах .

- Есть ли сейчас какие-нибудь новые тренды, сверхновое оборудование для обеспечения пожарной безопасности, совершившее прорыв в своей области? Как, например, пресловутая автоматизированная система диагностики и пожаротушения «Игла» в метрополитене?

В метрополитене действительно внедрение этой системы было определенным прорывом, так как «Игла» позволяет решить одну из важнейших и старейших железнодорожных технических проблем - осуществление контроля за нагревом букс в режиме реального времени. Теперь такие системы имеются в каждом подвижном составе. А в перспективе мы хотим оборудовать салоны вагонов в метро установками, которые тушат огонь тонкораспыленной водой, практически паром, но, в отличие от пара, температура этой мелкодисперсной среды будет невысокой. Более всего это будет похоже на холодный туман. Похожие устройства сейчас используются в животноводстве для дезинфекции помещений.

Что касается пожарных сигнализаций, то сейчас самыми надежными и продвинутыми можно считать адресно-аналоговые системы, которые позволяют узнать, во-первых, от какого именно датчика пришел сигнал, а во-вторых, уровень этого сигнала. То есть, например, датчик дыма не просто дает сигнал, что дым есть, а еще и позволяет определить уровень задымленности помещения. А управляющая панель сигнализации, в свою очередь, «знает», какой именно датчик сработал. Отдельная тема - интеграция систем пожарной сигнализации с системами видеонаблюдения, контроля доступа и охранной сигнализации при помощи универсальных программных платформ. Подобные системы дают очень широкие возможности контроля, однако их применение оправданно для средних и крупных объектов.

Но опять же выбор типа сигнализации необходимо делать из расчета типа помещения, количества сотрудников, назначения помещения и множества других факторов. К примеру, если это сауна, то необходимо поставить тепловые датчики и систему автоматического пожаротушения в парильном отделении, если обычный офис - дымовые извещатели и т.д. Нюансов множество, и по ним опять же можно проконсультироваться с пожарным инспектором.

Самое главное при приобретении сигнализации и другого оборудования для обеспечения пожарной безопасности - чтобы оно имело сертификат соответствия этих изделий правилам и нормам пожарной безопасности.

А установкой и монтажом системы пока должны заниматься организации, имеющие лицензию от МЧС и Госпожнадзора . В ближайшем будущем планируется систему лицензирования отменить, и такие организации будут вступать в СРО, по примеру строительных. И тогда спрашивать лицензию не понадобится.

Другие материалы

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности . Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа - усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2019 году.

Правонарушения

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)

1 500 р. - 2 000 р.

3 000 р. - 4 000 р.

70 000 р. - 80 000 р.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 р. - 3 000 р.

5 000 р. - 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

90 000 р. - 100 000 р.

Повторное совершение административного правонарушения

4 000 р. - 5 000 р.

15 000р.- 20 000р. или дисквалификацию на срок до трех лет

150 000 р. - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи

1 000 р. - 1 500 р.

6 000 р. - 15 000 р.

50 000 р. - 200 000 р.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 30 000 р.

400 000р. -500 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

2 000 р. - 3 000 р.

6 000 р. - 15 000 р.

ИП 20 000 - 30 000р.
ЮЛ 150 000 - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

3 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 20 000 р.

150 000р. -200000 р.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

4 000 р. - 5 000 р.

20 000 р. - 30 000 р.

ИП 40000 р. - 50 000р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
ЮЛ 200 000 р. - 400 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 р. - 5 000 р.

40 000 р. - 50 000 р.

350 000 р. - 400 000 р.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

не предусмотрено

15 000 р. - 20 000 р.

90 000 р. - 100 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

1 500 р. - 2 000 р.

7 000 р. - 10 000 р.

120 000 р. - 150 000 р.

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

  • Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для Должностных лиц и Индивидуальных предпринимателей - от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц - от 350 000 руб. до 400 000 руб.
  • Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц - от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

Требования пожарной безопасности существуют, чтобы обеспечить сохранность жизни и имущества граждан от пожаров. Несоблюдение этих требований грозит дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью.

Какие штрафы существуют за нарушения пожарной безопасности в знаниях, лесах и на транспорте, а также какие законы их регулируют, Вы узнаете из статьи ниже.

Какие законы регулируют правила пожарной безопасности

Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим основы обеспечения пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Требования пожарной безопасности установлены ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Лица, нарушающие требования пожарной безопасности привлекаются к ответственности:

  • Административной по ст. 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ;
  • Дисциплинарной согласно ст. 192 ТК РФ;
  • Уголовной по ст. 167, 219, 261 УК РФ.

Наказания за нарушения правил пожарной безопасности в зданиях

Штрафы за несоблюдение требований пожарной безопасности в зданиях указаны в ст. 20.4 КоАП РФ. В таблице ниже Вы найдете информацию о штрафах за каждое из нарушений.

Нарушение

Ст. 20. 4 КоАП

Наказание

Граждане

Должностные лица

Предприниматели без юр. лица

«Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи»

1000 – 1500 руб. или предупреждение

6000 – 15000 руб. или предупреждение

150000 – 200000 руб. или предупреждение

Несоблюдение пожарной безопасности на территории, где был установлен особый противопожарный режим

2000 – 4000 руб.

15000 – 30000 руб.

400000 – 500000 руб.

Здание не обеспечено средствами тушения пожаров, в нем имеются нарушения требований к противопожарному водоснабжению и пр.

2000 – 3000 руб.

6000 – 15000 руб.

150000 – 200000 руб.

Аварийные или эвакуационные выходы, пожарная сигнализация или системы оповещения и противодымной защиты не соответствуют нормам пожарной безопасности

3000 – 4000 руб.

15000 – 20000 руб.

150000 – 200000 руб.

30000 – 40000 руб.

Повторное нарушение по ч. 3 и 4 ст. 20.4 КоАП

4000 – 5000 руб.

20000 – 30000 руб.

200000 – 400000 руб. или приостановление деятельности до 90 дней

40000 – 50000 руб. или приостановление деятельности до 90 дней

Нарушение правил пожарной безопасности, ставшее причиной возникновения пожара, который повредил или уничтожил чужое имущество или причинил вред здоровью легкой или средней тяжести

4000 – 5000 руб.

40000 – 50000 руб.

350000 – 400000 руб.

Нарушение правил пожарной безопасности, ставшее причиной возникновения пожара, который причинил смерть или тяжкий вред здоровью



600000 – 1000000 руб. или приостановление деятельности до 90 дней

Не внесение в техническую документацию продукции обязательных сведений о показателях пожарной опасности или о противопожарных мерах обращения с ней


15000 – 20000 руб.

90000 – 100000 руб.

Несоблюдение правил пожарной безопасности в отношении обеспечения проездов, подходов к сооружениям

1500 – 2000 руб.

7000 – 10000 руб.

120000 – 150000 руб.


Какой штраф за нарушение пожарной безопасности в лесу


Штраф за нарушение пожарной безопасности в 2018 году в лесу по ст. 8.32 КоАП колеблется от 1500 до 1000000 руб. в зависимости от нарушения и лица, привлеченного к ответственности.

Нарушение правил пожарной безопасности

Ст. 8.32 КоАП

Штраф в руб.

Граждане

Должностные лица

50000 – 200000

Сжигание сухой травы, хвороста на участках, примыкающих к лесам

150000 – 250000

Нарушения по ч. 1 и 2 ст. 8.32 КоАП в лесопарковом поясе

250000 – 500000

При условиях противопожарного режима в лесах

300000 – 500000

Нарушение противопожарных требований, ставшее причиной пожара, который не принес тяжкого вреда здоровью человека

500000 – 1000000

Обратите внимание : Предприниматели без образования юр. лица несут ответственность по ст. 8.32 КоАП РФ как юридические лица.

Какой штраф за нарушение пожарной безопасности на транспорте


Наказание за несоблюдение требований на морском, воздушном или ж/д транспорте по ст. 11.16 КоАП составляет:

«Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей».

Вы имеете право оспорить штраф в суде. Чтобы увеличить свои шансы на успешный исход дела, обратитесь за помощью к юристу.



Просмотров