Принцип интеграции с международными системами безопасности. Безопасность российской федерации. Скуд и охранная сигнализация

Интегрированные системы безопасности - принципы построения и возможности.

Бурное развитие современных технических средств безопасности и расширение выполняемых ими функций позволяет эффективно противодействовать внешним угрозам. В то же время усложняется процесс управления, увеличивается число управляющих устройств и, как следствие, растет нагрузка на службу безопасности. Сегодня решение всего комплекса задач по обеспечению безопасности объекта подразумевает наличие значительного объема работы по учету, контролю и статистической обработке информации. Часть наиболее трудоемких функций в этой области можно и нужно передать электронной системе безопасности.

Безопасность объекта, как правило,обеспечивается несколькими системами: охранной и пожарной сигнализации (ОПС), теленаблюдения (CCTV) и системой контроля управления доступом (СКУД). В этот "классический" набор также могут входить: система периметральной охраны, активного пожаротушения, инженерно-технические подсистемы обеспечения жизнедеятельности здания и др.

Каждая из этих систем в отдельности отвечает за свой участок работы в соответствии с решаемыми задачами, заложенными в нее на этапе проектирования. К сожалению, вследствие их узкой направленности могут возникать противоречия при решении конкретных ситуаций на объекте, приводящие к серьезным проблемам:

    Потере эффективности и оперативности действий службы безопасности, перегруженной большим количеством "разнокалиберных" управляющих терминалов;

    Усложнению специализированных устройств управления в связи с появлением новых функций;

    Несогласованности в работе различных подсистем;

    Возможной выдаче подсистемами взаимоисключающих команд.

Возникает необходимость взаимодействия отдельных подсистем в рамках единой интегрированной системы безопасности (ИСБ).

Современные ИСБ представляют собой аппаратно-программные комплексы с общей базой данных - единым информационным полем. В качестве устройств управления используются компьютерные терминалы со специализированным программным обеспечением.

Благодаря слиянию отдельных подсистем и применению компьютера в качестве универсального устройства управления достигается:

    Автоматизация простейших действий и реакций на внешние события – рутинную работу берет на себя электроника, обеспечивающая мгновенную реакцию на возникшее событие;

    Снижение влияния человеческого фактора на надежность системы;

    Взаимодействие аппаратуры разного назначения, исключающее противоречивые команды благодаря гибкой системе внутренних приоритетов;

    Упрощение процесса управления;

    Разграничение прав и доступа к информации;

    Повышение степени защиты от несанкционированного доступа к управлению;

    Общее снижение затрат за счет исключения дублирующей аппаратуры;

    Повышение степени эффективности каждой из подсистем и пр.

В качестве базовых функций современных ИСБ можно указать следующие:

    Разграничение полномочий, регистрация и документирование проходов персонала в служебные помещения;

    Раздельная постановка и снятие с охраны каждой зоны или группы зон (в том
    числе и автоматически по чтению электронной карты);

    Дистанционный видеоконтроль и видеорегистрация с сохранением базы данных
    видеофрагментов;

    Документирование всех событий в системах с возможностью оперативного
    получения различных отчетов по заданным параметрам фильтрации (как в СКУД, так и в ОПС);

    Документирование действий персонала с целью предупреждения актов
    саботажа;

    Возможность оперативного вмешательства в работу системы;

    Возможность управления инженерными коммуникациями;

    Сохранение основного функционала каждой из подсистем при нарушении связи
    между ними.

Способы интеграции

В реальных системах наиболее распространены три типа интеграции: на уровне "сухих контактов", на системном уровне и смешанный тип.

Первый вид интеграции – наиболее простой распространен в небольших системах. Фактически это интеграция на физическом уровне, при которой релейные выходы какой-либо из подсистем (например, ОПС), связываются со входами другой подсистемы (например, теленаблюдения).
Принцип прост: сработало реле (по команде охранного датчика), включилось устройство (мультиплексор включил телекамеру).

Интеграция на программном уровне обычно подразумевает возможность управления подсистемами ИСБ с помощью команд с компьютерного терминала, используя какой-либо коммуникационный протокол (например, RS-232 или RS-485). Имея единую базу данных, а также гибкий универсальный инструмент управления в виде компьютера и программного обеспечения, можно задавать сложные иерархические связи между подсистемами безопасности. Данный тип интеграции позволяет использовать в одной системе оборудование не только разного назначения, но и различных производителей. Этим достигается повышенная гибкость при конфигурировании конкретной ИСБ, адекватность затрат и угроз.
Недостатком метода является его уязвимость из-за программного механизма интеграции, а достоинством – гибкость, возможность конфигурирования сложных крупных систем и интеграция в ИСБ уже установленного на объекте оборудования. На крупных и распределенных объектах обычно используют данный тип интеграции, снижая недостатки за счет использования подсистем с возможностью автономной работы и применяя для некоторых из подсистем глубокую аппаратную интеграцию на уровне протокола.

Аппаратная интеграция на уровне протокола обычно используется в различных подсистемах ИСБ одного производителя (поскольку требуется глубокое знание аппаратной части и протокола обмена оборудования на уровне разработчика системы). Обычно это характерно для подсистем СКУД и ОПС, логика работы которых сильно взаимосвязана. При этом охраняются внутренние логические связи подсистем и их функции даже в случае отключения компьютера, но отсутствует гибкость, появляется привязка к одному производителю и невозможность интеграции оборудования сторонних компаний.
Надо также отметить, что вероятность наличия в производственной линейке данного производителя всех требуемых на объекте подсистем довольно низка (нельзя предусмотреть все).

Для интеграции смешанного типа характерно применение в менее значимых местах интеграции на уровне "сухих контактов"; для подсистем, требующих глубокого уровня взаимодействия, – интеграция на уровне протокола и работа с подсистемами сторонних производителей с использованием программной интеграции.

СКУД и охранная сигнализация

Как правило, СКУД выполняет в ИСБ главенствующую роль, поскольку обладает наиболее мощной и развитой встроенной логикой. Данная подсистема непосредственно связана с компьютерными терминалами управления. Наиболее важные функции СКУД:

    Управление процессом доступа в соответствии с заранее присвоенными
    полномочиями;

    Регистрация факта прохода с привязкой ко времени;

    Возможность управления процессом доступа в отдельные помещения;

    Автоматизация действий и реакций.

Применение электронных СКУД не исключает участие человека в процессе управления. Охранная сигнализация наиболее часто интегрируется с СКУД на уровне протокола (самом глубоком уровне), поскольку охрана помещений тесно связана с правом прохода в них людей.
Наиболее типичный пример подобной интеграции – снятие с охраны помещения при проходе в него человека с соответствующими полномочиями.

Пример.
Подсистема СКУД зарегистрировала факт нарушения сотрудником Ивановым времени прохода в помещение бухгалтерии, после которого обнаружилась пропажа важных документов. Факт несанкционированного прохода был также задокументирован системой теленаблюдения, получившей сигнал от СКУД. Подтверждение разрешения на проход поступило от дежурного оператора ИСБ. В итоге на рабочем месте Иванова обнаружены пропавшие документы, и он уволен. Дежурный оператор службы безопасности получил строгий выговор с понижением полномочий в управлении системой.

Интеграция с системой теленаблюдения (CCTV)

В ИСБ подсистема теленаблюдения существенно повышает свою эффективность, поскольку становится возможным активирование камер теленаблюдения по событиям в подсистемах СКУД и ОПС.

Пример.
Сработала система пожарной сигнализации. На управляющий монитор автоматически выводится план объекта с указанием сработавшего пожарного датчика. одновременно подается звуковой сигнал тревоги и команда на запись изображения с ближайшей камеры с одновременным выводом данного изображения на монитор. В случае отсутствия команды со стороны оператора в течении нескольких секунд (заснул, отошел и т.д.) ИСБ автоматически выдает команду подсистеме СКУД на разблокирование всех дверей по пути эвакуации из указанного помещения.

Фактически в ИСБ охранник может обслужить значительно большее количество камер.
Простейший пример интеграции CCTV со СКУД – режим "спецконтроль", при котором чтение карты на считывателе СКУД сопровождается выводом на компьютер фотографии человека из базы данных с одновременной выдачей изображения с телекамеры. Охранник сличает два изображения и принимает решение о праве доступа. Следует отметить все возрастающее значение и число цифровых CCTV с записью изображения на жесткий ный цифровой видеорегистратор. В ИСБ применение цифровых CCTV позволяет реализовать новые полезные для службы безопасности функции, например:

    Быстрый доступ к архиву видеофрагментов и привязка его к событиям в ИСБ;

    Удобство хранения;

    Работа с видеосервером по сети.

Программное обеспечение

Программное обеспечение является важнейшей частью ИСБ. Общие требования к нему таковы:

    Удобный, графический интерфейс с планами объекта;

    Возможность управления как отдельными объектами, так и всей системой;

    Протоколирование событий (тревог, проходов в помещения и пр.) и действий
    оператора в памяти компьютера;

    Парольная защита прав доступа операторов;

    Редактирование базы данных карт, запись в нее данных пользователя;

    Автоматизация формирования списка сообщений системы для просмотра,
    распечатки и анализа;

    Учет рабочего времени;

    Программирование реакций системы на внешние события.

Предпочтительным является использование отечественного программного обеспечения, поскольку его доработка под конкретные требования для зарубежных продуктов маловероятна. Современный программный комплекс (ПК) для управления ИСБ должен быть гибкой, настраиваемой, масштабируемой системой. Наиболее перспективными являются ПК, имеющие модульную структуру и мультиплатформенную архитектуру. Модульность, прежде всего, позволяет стандартизировать процесс разработки новых драйверов и упрощает их интеграцию в существующий ПК. Мультиплатформенность, в свою очередь, позволяет системе функционировать на самых разных аппаратно-программных платформах.
В наиболее "продвинутых" системах при выходе из строя или выключении отдельных узлов сети ранее выполняемые ими функции либо переносятся на другой узел, либо временно отключаются, но функционирование всей системы в целом не нарушается.
Дополнительным "козырем" может стать открытость ПК для сторонних разработчиков, когда заказчику предоставляется возможность разработки собственных драйверов оборудования.

Автономная работа

Поскольку компьютер является наиболее уязвимой частью ИСБ, важным элементом ее функционирования является возможность работы подсистем в автономном режиме с сохранением основных функций. Поскольку многие современные ИСБ строятся на основе аппаратуры СКУД, целесообразным представляется программирование наиболее важных действий системы на уровне контроллера СКУД.
Важным аспектом живучести ИСБ является возможность полностью автономной работы каждой из подсистем при серьезных повреждениях управляющего центра. В связи с этим целесообразно иметь минимально необходимое количество аппаратных терминалов управления подсистемами, обеспечивающих функции управления до момента восстановления главного управляющего центра.

Ключевые возможности ИСБ

Централизованное управление всем комплексом систем безопасности, возможность дистанционного мониторинга позволяют оператору составить максимально полную картину функционирования объекта и состояния его подсистем, что дает возможность принять правильное решение.

Тесное взаимодействие подсистем

В современной ИСБ можно запрограммировать логику работы системы с учетом сложных комбинаций сигналов от различных подсистем. За счет этого можно добиться существенного сокращения времени реакции на события, предоставив право решения в конкретных случаях электронике, а также снижения влияния человеческого фактора за счет автоматизации действий и реакций.

Протоколирование событий

Регистрация и документирование всех действий оператора и работы отдельных подсистем позволяет совершенствовать работу ИСБ, а также обеспечивает необходимым рабочим материалом должностных лиц, ответственных за безопасность объекта. На основе анализа данных материалов можно реально оценить правильность работы персонала, установить факты противоправных действий, зарегистрировать тревоги и факты несанкционированного доступа.

Пример.
Сработала система охранной сигнализации. На управляющем мониторе выводится план объекта с указанием конкретного охранного датчика, который выдал сигнал. Оператор (на том же мониторе) выводит изображение от ближайшей камеры теленаблюдения и визуально контролирует ситуацию. В случае ложного срабатывания тревога отменяется. Получаем адекватную реакцию на тревожную ситуацию. Необходимо провести диагностику датчика и в случае неисправности заменить его.

Необходимо все же отметить, что
наиболее важная часть любой системы безопасности – ее персонал и работа ИСБ зависит, прежде всего, от профессионализма сотрудников службы безопасности.
Некачественная подготовка персонала может свести на нет любые технические достоинства. Нельзя забывать об этом важнейшем факторе.


аспирант кафедры теории и истории государства и права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Аннотация:

В настоящей статье анализируется система принципов обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, установленная федеральным законом «О безопасности». Автор приводит сравнение указанных принципов с аналогичными принципами, установленными ранее действовавшим законом.

Ключевые слова:

Национальная безопасность, общественная безопасность, принцип, ФЗ «О безопасности», Россия, РФ.

С точки зрения философии, «принцип» есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован . Согласно общепринятой {1} концепции в отечественном правоведении принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено . Иными словами, принципы права – основные идеи, основополагающие начала в праве.

Следует отметить, что правовой принцип есть выражение развитой правовой доктрины. Так, по мнению Т.В. Кашаниной, «принципы права в отличие от правовых предписаний модального характера (конкретных юридических норм) больше зависят от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе развития права, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, то время как нормы-предписания возникают еще в древности, стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей» .

Принципы обеспечения безопасности содержатся в Федеральном законе «О безопасности». Безусловно, они относятся к обеспечению национальной безопасности, однако распространяются на сферу обеспечения общественной безопасности, поскольку последняя входит в систему национальной безопасности.

Закон Российской Федерации «О безопасности» 1992 года определял в качестве принципов обеспечения безопасности в Российской Федерации:

1) законность; 2) соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; 3) взаимную ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; 4) интеграцию с международными системами безопасности .

Новый Федеральный закон «О безопасности» устанавливает следующие принципы обеспечения безопасности в Российской Федерации:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности .

Таким образом, в новом Федеральном законе «О безопасности» законодателем были существенно изменены основные принципы обеспечения безопасности, что, на наш взгляд, может и должно сказаться на всей системе обеспечения национальной безопасности в России на современном этапе.

Первым в иерархии принципов является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что В.М. Редкоус еще в 2008 году писал о необходимости включения данного принципа в систему принципов обеспечения безопасности . Позиция законодателя объясняется тем, что данный принцип установлен в развитии конституционной нормы о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Более того, данный принцип закреплен также и на международном уровне: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Следует подчеркнуть, что данный принцип установлен в ряде других федеральных законах , , в том числе – в сфере обеспечения различных видов безопасности , .

Особую важность данный принцип имеет в разрезе ст. 55 Конституции, согласно которой государство праве ограничивать некоторые права и свободы для устранения угроз безопасности. В этой связи данный принцип, так или иначе, служит защитой от такого ограничения прав человека, которое не соотносимо с реальными угрозами безопасности. Примером такого ограничения может служить, в частности программа слежки, внедренная Агентством национальной безопасности США после событий 11 сентября 2001 года, которая не была бы известной без разглашения ее деталей бывшим сотрудником ЦРУ Э. Сноуденом .

В данном ключе Д.В. Ирошников предлагает включить в список принципов обеспечения безопасности принцип «ограничения прав и свобод человека и гражданина в случаях возникновения реальной угрозы государственной безопасности», с ключевым словом «реальная угроза». По мнению исследователя «данный принцип будет являться гарантией от необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина из-за мнимых (выдуманных) угроз государственной безопасности, так как данные случаи имели место в истории нашей страны» .

Вторым в иерархии принципов обеспечения безопасности следует принцип законности. Принцип законности – конституционный общеправовой принцип, который без преувеличения можно отнести к любой сфере общественной жизни. Принцип законности предполагает соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами права. С обеспечением безопасности принцип законности связывает М.П.Стетюха: « Законность составляет основу порядка в государстве и гармонии в обществе, через законность формируется правопорядок и обеспечиваются права и свободы, безопасность граждан» .

Далее следует принцип системности и комплексности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности . Это новое принципиальное требование, которое свидетельствует, во-первых, о росте серьезности угроз национальной безопасности страны в современном мире, а во-вторых, - о понимании законодателем, что в нынешних условиях, только совместными усилиями всех государственных и общественных структур и при реализации всего комплекса мер обеспечения безопасности возможно обеспечить надлежащий уровень безопасности .

Данный принцип подразумевает, что меры по обеспечению безопасности должны проводиться в рамках комплексной системы мер, сочетающих в себе политические, организационных, социально-экономические, информационные, правовые, и иные меры обеспечения национальной безопасности в целом и ее видов.

Следующий принцип закрепляет приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. Здесь имеет смысл указать, что еще в в 2006 году в связи с принятием федерального закона «О противодействии терроризму» в законодательстве центральное понятие «борьба с терроризмом» сменилось более широким понятием «противодействие терроризму», кототрое включает в себя борьбу с терроризмом как один из элементов (помимо предупреждения терроризма и минимизацией и ликвидацией последствий его проявлений). Закрепление применения предупредительных мер (не просто применения, а именно приоритета данных мер по отношению к другим) как принципа обеспечения безопасности прежде всего обусловлено тем, что профилактика в целях предупреждения опасности в любой сфере деятельности человека обладает исключительной важностью .

Заключительный принцип обеспечения безопасности - взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. Следует отметить, что в науке уже имело место предложение дополнения закона подобным принципом (в авторской редакции он звучал как принцип «взаимозависимости деятельности общественных объединений по содействию безопасности на федеральном уровне и безопасности конкретного региона» . В ранее действовавшем законодательном акте данный принцип раскрывался через два принципа: принцип интеграции с международными системами безопасности и принцип взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению безопасности. Последний неоднократно справедливо критиковался исследователями. Так, по мнению Д.В. Ирошникова «словосочетание «взаимная ответственность» характеризует отношения в статике, то есть представляет собой некий постулат о наличии у личности, общества и государства некой ответственности по обеспечению безопасности. Новый принцип через категорию «взаимодействие» указывает на отношения в динамике: через действия граждан, общественных объединений, а также государственных органов, направленных на осуществления взаимодействия между ними» . Кроме того, В.М. Редкоус писал о необходимости заменить в закрепленном в законе «О безопасности» 1992 г. слово «личность» на словосочетание «человек и гражданин». По его мнению, это будет в большей степени отвечать духу и букве Основного закона России .

Нам представляется целесообразным рассмотреть проблемы реализации принципа взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями в целях обеспечения безопасности, поскольку именно для общественной безопасности этот принцип представляет особый интерес, ибо здесь общество и общественные объединения выступают не только как объект, но и одновременно как субъект обеспечения общественной безопасности. На этот счет справедливо отмечает И.Л. Шершнев, что «наряду с деятельностью государства по обеспечению безопасности важно развивать общественную систему безопасности, которая органично дополнит пространство обеспечения национальной безопасности и активизирует общественные силы, объединения и негосударственные организации в этой области» .

Причиной создания общественных организаций, целью которых является обеспечение безопасности в науке считается то, что «государственные органы, призванные обеспечить безопасность в различных сферах, сами отчасти дезорганизованы и в сегодняшней ситуации неспособны полностью справиться со всем многообразием задач обеспечения безопасности. Остро чувствуя свою незащищенность, общество напрямую, без посредничества государства, пытается предпринять шаги в плане обеспечения собственной безопасности» .

Необходимо отметить, что учеными предлагалось даже принять Федеральный закон «О деятельности общественных объединений в сфере обеспечения безопасности» , что, на наш взгляд, весьма спорно, в рамках его соотношения с иными законодательными актами, регулирующими данные вопросы. Да и целесообразность принятия отдельного федерального закона в целом вызывает сомнения.

Необходимо отметить, что в рамках организационных мер совершенствования негосударственной системы обеспечения безопасности В.Н. Королев предлагает создать орган (Лигу, Ассоциацию, Союз) для координации деятельности общественных объединений в сфере обеспечения национальной безопасности. По его мнению «Национальный антитеррористический комитет» мог бы взять на себя «координацию деятельности институтов гражданского общества по противодействию внутренним и внешним угрозам» . При этом автор указывает на трудности в практическом объединении большинства негосударственных структур на федеральном уровне в Союз или Лигу и предлагает «объединить руководителей этих организаций под эгидой квалифицированных государственных ведомств, например, Совет Безопасности, Национального антитеррористического комитета проповедуя национально-менеджерскую организацию» . Исследователь разработал целый комплекс мер, который включает следующие элементы: «получение от руководителей общественных объединений полных данных… о физических и юридических лицах, которые находятся в их коммерческих интересах», «проверка по учетам ФСБ России и МВД России данных физических и юридических лиц» с целью создания единого «банка данных» .

Согласимся с мнением Д.В. Ирошникова, который называет данные меры спорными по следующим основаниям.

Во-первых, задача подвести под координацию единого органа огромное количество общественных объединений, осуществляющих свою деятельность по различным направлениям (экология, экономика, пожарная охрана и т.п.) представляется практически неосуществимой на практике.

Во-вторых, достаточно дискуссионный вопрос о том, нужна ли такая координация. Ведь мы говорим о взаимодействии отдельных органов государственной власти с отдельными общественными объединениями в целях обеспечения безопасности. При этом основную роль субъекта обеспечения безопасности играют все-таки госорганы, а общественные объединения лишь содействуют данной деятельности. Встает вопрос, если взаимодействие данных субъектов активно осуществляется, при этом принося пользу обоим, нужен ли координирующий орган?

В-третьих, создание координирующего органа может нарушить принципы добровольности и самоуправления, вытекающие из определения понятия «общественное объединение», содержащегося в действующем законодательстве.

В-четвертых, Национальный антитеррористический комитет, предлагаемый автором как вариант координирующего органа –слишком узко специализированная организация для координации широкого спектра общественных объединений, так или иначе задействованных в обеспечении безопасности (например, в сфере экологической безопасности).

В-пятых, касаемо комплекса мер, в числе которых передача информации в «органы», следует отметить, что здесь автор уже переходит от взаимодействия к некой интеграции, слиянию негосударственных структур и их руководителей и спецслужб. Кроме того, сразу встает вопрос о защите персональных данных и иной, охраняемой законом информации .

Сегодня можно привести ряд примеров, демонстрирующих активное взаимодействие государственных органов с общественными объединениями в целях обеспечения различных видов национальной безопасности.

В частности, нельзя не отметить Межрегиональную общественную организацию «Общественная академия национальной безопасности», инициатива создания которой поддержана и одобрена Аппаратом администрации Президента РФ, Аппаратом Совета Безопасности РФ. Деятельность Академии курируется администрацией Президента РФ . Направления деятельности академии включают широкий спектр вопросов обеспечения различных видов безопасности.

Под эгидой Общероссийского союза «За гражданское общество, законность и правопорядок» действует «Национальный гражданский комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами», который, в частности явился инициатором подписания Общественного Договора об обеспечении национальной и общественной безопасности на Российском Форуме в г. Нижний Новгород (2003 г.) .

Кроме того, в настоящее время действует Московская городская организация Российского Союза негосударственных охранных, детективных, учебных, технических, юридических, информационно-аналитических предприятий и служб безопасности (МГО РСПБ), которая объединяет на основе общих профессиональных интересов субъектов, имеющих отношение к обеспечению комплексной безопасности предпринимательства и личности .

Нельзя не отметить инициативу воссоздания в некоторых регионах России народных дружин. По словам генерал-полковника полиции Н.А. Овчинникова «Фактически народные дружины уже давно действуют во многих регионах. Всего на территории России - более 34 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, в них числится более 363 тысяч человек. С участием дружинников в год раскрывается около 40 тысяч преступлений и выявляется свыше 400 тысяч административных правонарушений» .

Необходимо особо подчеркнуть важность принятия Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» , который регулирует деятельность общественных организаций, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ, таких, например, как Всероссийское добровольное пожарное общество . Эта деятельность особенно актуальна в связи с крупными лесными пожарами 2010 года.

Таким образом, активное сотрудничество государственных органов с общественными организациями с учетом их обоюдной заинтересованности должно дать положительные результаты в деятельности по обеспечению различных видов безопасности.

В рамках нового федерального закона «О безопасности» законодатель отказался от принципа соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, который неоднократно подвергался обоснованной критике в юридической науке. В.М. Редкоус на этот счет имел следующее мнение: «Реализация принципа обеспечения баланса интересов личности, общества и государства внутри страны является весьма проблематичным явлением в силу сложности реального установления такого баланса» . С.Ю. Чапчиков обосновывает исключение данного принципа процессом демократизации общественной жизни, что отражает приоритет интересов личности .

Рассмотрев принципы обеспечения безопасности, следует оговориться, что это законодательно закрепленные руководящие идеи обеспечения национальной безопасности. Безусловно, они будут распространяться и на сферу обеспечения общественной, государственной, экономической, информационной и иных видов безопасности. А поскольку национальная безопасность весьма многогранна и имеет множество различных видов и подвидов, то нам представляется логичным выработка своих принципов обеспечения для различных видов национальной безопасности при условии действия базовых принципов (подобие общеправовых и отраслевых принципов, которые дополняют друга в процессе правового воздействия). В частности, Д.В. Ирошников предлагает принцип обеспечения государственной безопасности, который весьма спорно можно включить в федеральный закон и отнести его ко всей системе национальной безопасности. По нашему мнению, чтобы избежать каких-либо противоречий возможно установить свои «узкие» принципы обеспечения того или иного вида национальной безопасности и прописать их в стратегиях, концепциях, доктринах, принимаемых по данным видам национальной безопасности.

ВВЕДЕНИЕ.

Национальная безопасность – совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития России, жизнеспособность государства и достижение национальной цели, социального идеала: благополучия всем гражданам и семьям, целесообразное развитие и сохранение фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации, нормальные отношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководствоваться своими национальными интересами.

Общенациональная цель – планируемый результат, единство мотивов и средств. Ее природа – ценностно-рациональная. Совокупность общезначимых целей и задач деятельности всего спектра общественных движений, партий, фондов, всех конфессий. Развернутая во времени программа действий с прогнозируемым движением к достижению ясного, понятного и привлекательного образа жизни.

Личная безопасность – состояние защищенности жизни и здоровья человека, его идеалов, ценностей, интересов от опасных воздействий

(физических, духовных, информационных, этнокультурных, социальных, экономических, техногенных, политических, экологических, медико-биологических, военных и т.д.).

Общественная безопасность – совокупность общественных, негосударственных структур, действующих в различных сферах безопасности.

Государственная безопасность – состояние гарантированной защиты личности, общества, народа, образа жизни, государственных институтов, суверенитета страны, территориальной целостности и природных ресурсов, нерушимости ее границ, конституционности строя и системы управления.

Не трудно заметить, что общественная безопасность сопоставима с государственной , не противоречит ей и они дополняют друг друга.

Рассматривая понятие “национальная безопасность России”, отметим, что общественная и государственная системы безопасности возникли и развиваются для личностей, т.е. государство, социум и общество должны служить интересам человека. 1

1 Вопрос.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики, системой экономических, инженерно-технических мероприятий, организационных и иных мер, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Основными принципами обеспечения безопасности в государстве являются:

Законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

Интеграция с международными системами безопасности.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти, в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В октябре 1999 года, на совещании членов Совета Безопасности Российской Федерации, был разработан проект Концепции национальной безопасности. В чем особая значимость этого документа?

Во-первых , концепция национальной безопасности как политический документ, отражающий систему официально принятых в государстве взглядов на характер угроз национальным интересам, цели и стратегию государства в области обеспечения безопасности должна стать своеобразным синтезом безопасности гражданского общества и безопасности государства. В этом залог того, что в стране сложится универсальная система взаимной защиты прав и интересов личности, общества и государства.

Во-вторых , она призвана стать своего рода идеологической основой для формирования целого ряда доктрин и программных документов, определяющих политику и стратегию государства в той или иной сфере национальной безопасности.

В-третьих , в международном плане именно она призвана сыграть роль “визитной карточки” Российской Федерации в мировом сообществе и служить определенным гарантом неизменности избранному курсу реформ.

И, наконец , этот документ должен стать мировоззренческой основой для планирования и реализации всего процесса государственного строительства, формирования национального согласия и гражданского общества.


Иные виды деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации
Полномочия высших государственных органов власти в вопросах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации

Военная служба
Воинская обязанность

Безопасность Российской Федерации

Что понимается под безопасностью Российской Федерации?

Безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы (национальные интересы) - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 05. 03. 92 г. № 2446-1).

Угроза безопасности Российской Федерации

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»).

Виды угроз безопасности

В зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности, угрозы безопасности можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Обеспечение безопасности Российской Федерации

Безопасность Российской Федерации достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер политического, экономического, военного, разведывательного, контрразведывательного, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Россий-вкой Федерации разрабатывается система правовых Норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в Данной области, формируются или преобразуются Органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по Обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ «О безопасности»).

Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

Законность;

Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

Интеграция с международными системами безопасности.

Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности Российской Федерации

При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 7 Закона РФ «О безопасности»).

Основные функции системы безопасности

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов без-

опасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией (ст. 8 и 9 Закона РФ «О безопасности»).

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации создаются и развиваются в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента России, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

Службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны МЧС;

Пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД;

Органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

Службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности (ст. 12 Закона РФ «О безопасности»).

Безопасность- состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй.

Безопасность личности- такое состояние и условие жизни человека, при которых реализуются его права и свободы, закрепленные в конституции.

Безопасность общества- защита его экономики, социально-экономических, межнациональных ценностей от внутренних и внешних угроз.

Безопасность государства- защита его конституционного строя, суверенитета и его территориальной целостности, как самых главных основ его существования и деятельности.

Субъект безопасности- физическое или юридическое лицо наделенное способностью иметь права и принимать на себя юридические обязанности (граждане, общественные организации и объединения, государство).

Основным субъ­ектом, на которого возложено обеспечение безопасности в Российской Федерации, признается государство. Функции в этой области оно осущест­вляет через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность граждан на территории Российской Федерации; за ее пределами оно гарантирует им защиту и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения, будучи субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, зако­нодательством республик в составе Федерации, нормативными актами органов государственной власти других субъектов Федерации, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

23. Система безопасности Российской Федерации, ее принципы и функции.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых Норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в Данной области, формируются или преобразуются Органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по Обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации:

Законность;

Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

Интеграция с международными системами безопасности.

При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Систему безопасности обр азуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

Службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны МЧС;

Пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД;

Органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

Службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности.

19. Органы государственной охраны Российской Федерации: объекты охраны, задачи и система органов.

Федеральная служба охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Основными задачами федеральных органов государственной охраны являются:

1) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) защита охраняемых объектов;

6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Объекты охраны:

– Президенту РФ – со дня официального объявления о его избрании. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока его полномочий государственная охрана предоставляется членам его семьи;

– Председателю Правительства РФ;

– Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

– Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

– Председателю Конституционного Суда РФ;

– Председателю Верховного Суда РФ;

– Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ;

– Генеральному прокурору РФ.

При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности.

Федеральные органы государственный охраны состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России), Управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центров специальной связи и информации ФСО России, подразделений связи специального назначения ФСО России, образовательных, научно-исследовательских и иных организаций, подведомственных ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны. Также служба безопасности Президента Российской Федерации.

управлением Федеральных органов государственный охраны занимается Директор ФСО, заместитель директора ФСО и коллегия ФСО.

19. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков: задачи, полномочия и система органов.

ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Систему органов ФСКН России составляют управления ФСНК по федеральным округам, региональные управления ФСКН России, управления ФСКН России по субъектам РФ, иные организации и подразделения, созданные для реализации задач, возложенных на эту правоохранительную структуру.



Просмотров