Распределение государством прав собственности. Право собственности акционерных обществ

Для поведения государства характерна стратегия монополиста , проводящего политику дискриминации цен. Суть ее заключается в реализации товаров и услуг для разных категорий граждан по различной цене. Государство склонно распределять налоговое бремя и права собственности в обществе неравномерно. Критерием распределения является «договорная сила» социальных групп населения. Иначе говоря, возможность «ухода» из-под государственной власти, воздействие на нее. В результате государство распределяет права собственности в пользу наиболее сильных социальных групп, как правило, с ущербом для всего общества. Например, в России издавна наиболее приближенным ко двору персонам, фаворитам предоставлялось монопольное право на торговлю или производство. Взамен государь получал личную преданность и поддержку своих подданных.

Сталкиваясь с решением противоречивых задач, государство склонно ради сохранения своих доходов устанавливать неэффективное распределение прав собственности в обществе, что является причиной затухания экономического роста .

История подтверждает тот факт, что большинство политических режимов наталкивалось на ограничения экономического развития страны потому, что неэффективное распределение прав собственности приводило к нерациональному использованию ресурсов .

Можно сделать вывод, что с точки зрения институциональной теории смена политических режимов в странах связана с решением трех главных проблем:

1) максимизация доходов государственной казны;

2) распределение прав собственности с учетом лоббистской силы разных социальных групп;

3) обеспечение эффективного использования ресурсов страны.

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

13.7. Демократическое государство:

ВЗГЛЯД ВНУТРЬ «ЧЕРНОГО ЯЩИКА»

Неоинституциональная политэкономия в своих исследованиях государства исходит из предпосылки, что политика и экономика в современном мире переплетены настолько тесно, что их зачастую трудно отделить друг от друга. Действительно, мы знаем, что множество импульсов, посылаемых экономической системе, зарождается не в результате внедрения научных разработок, а в итоге голосования в парламенте или «волевого решения» чиновника. Это заметно «подогревало» интерес экономистов к работе «политического рынка» и в конечном итоге послужило причиной их «вторжения» в смежные области исследования. Сегодня государство и его правовая система перестали рассматриваться экономической теорией как «черный ящик». Неоинституционалисты заглядывают «внутрь» государственной машины, исследуют ее основные механизмы, а также те алгоритмы, по которым они действуют. Это позволяет выявить «системные» причины политических кризисов, предпосылки экономического застоя, неэффективных решений, «популистских» ходов и т. д.

Институциональный анализ политики

Результатом такого «вмешательства» стало зарождение «экономического подхода» к политике : целенаправленное и основанное на соображениях всеобщего благосостояния применение инструментов экономической теории к политическим проблемам. Речь идет прежде всего об институциональном анализе, построенном на использовании концепции трансакционных издержек , а также группе «неоклассических» методов, основанных на понятиях конкуренции , равновесия и экономической рациональности. В качестве главного тезиса можно назвать следующее положение: эффективный рост экономики требует рациональной и последовательной государственной политики, последняя в свою очередь невозможна в отсутствие рационального политического устройства. Разработка принципов построения такого государства легла в основу исследований неоинституционалистов.

Институциональный анализ государственной машины, как уже было сказано,  это образец «пограничного» исследования, отчасти выходящего за рамки экономической теории. Чтобы совершить столь рискованную экспедицию, необходимо принять ряд условий. Прежде всего, договоримся о том, что как бы далеко нам не пришлось вторгаться в глубь «политических территориальных вод», мы всегда будем оставаться экономистами. То есть будем пользоваться теми же инструментами и сохраним выработанные ранее подходы и представления. Наиболее важное из них  наше представление о природе человека. Переходя в разряд политических деятелей, наш «субъект» не потеряет своих основных качеств: рациональности и эгоистических мотивов. Напомним, что в институциональной теории принято говорить об ограниченной рациональности субъекта. Имеется в виду то, что человек, при всем своем стремлении к рациональности, обладает ею не на все сто процентов. Изменится предмет его интересов: вместо денег и денежного капитала появятся продвижение во властной иерархии и капитал политический. Здесь мы расходимся в убеждениях с политиками: они, в противовес «эгоистичным предпринимателям», считают себя «борцами за общее благо». Мы не станем принимать на веру тезис о бескорыстии данных субъектов и, подобно Адаму Смиту , задумаемся о том, существует ли вторая «невидимая рука», которая способна направлять «политических старателей» к достижению цели общественного благосостояния.

Правовые нормы, закрепляющие, регламентирующие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам составляют право собственности в объективном смысле, как единый, комплексный институт права. Право собственности в субъективном смысле – мера возможного поведения собственника. Согласно п.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе своим имуществом, как уже говорилось:

· владеть, т.е. реально обладать им;

· пользоваться, т.е. извлекать из него пользу, выгоду;

· распоряжаться, т.е. определять юридическую судьбу имущества.

Собственник, кроме того, в праве совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не протеворечащие законам и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Он вправе использовать имущество в предпринимательских целях, отчуждать имущество в собственность другим лицам, передавать им права владения, пользования и распоряжения имуществом (оставаясь собственником), отдавать имущество в залог и др.

Правомочия собственника не безграничны. Он несет бремя содержания принадлежащего имущества, их случайной гибели или случайного повреждения имущества. Собственник обязан соблюдать установленные законом пределы осуществления его прав, а в некоторых случаях даже допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами (см. ст.274 ГК РФ).

В России признаются, частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом (см. ст.8 Конституции РФ). Однако государственная и муниципальная форма собственности являются публичными, поэтому законом могут устанавливаться определенные ограничения права частной собственности по отношению к публичной (отдельные виды имущества не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам; могут устанавливаться особенности владения, пользования и распоряжения имуществом).



Основания возникновения права собственности:

1. Создание лицом новой вещи для себя.

2. Приобретение имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.

3. Получение имущества в порядке наследования.

4. Реорганизация юридического лица.

5. Приобретение в определенном порядке права собственности на имущество, не имеющие собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он право собственности утратил.

6. Внесение полностью паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом.

Кроме того, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного муниципального имущества.

Прекращается право собственности при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества, при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом (например, в случае приобретения имущества другим лицом по давности владения).

Вместе с тем допускается принудительное изъятие имущества у собственника в случаях:

1. Обращения взыскания на имущество по обязательствам;

2. Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

3. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участника;

4. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;

5. Реквизиция;

6. Конфискация;

7. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности; утрата собственником недвижимости права пользования земельным участком; изъятие земельного участка, используемого с грубым нарушением правил рационального использования земли; прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение.

На основании закона допускается обращение в государственную собственность имущества граждан и юридических лиц, т.е. национализация (см. ст. 235 ГК РФ).

Любые субъекты права собственности могут иметь имущество на праве общей собственности (совместной или долевой).


Формы собственности и организационно-правовые формы

Предприятий

Правовые основы, регулирующие органы собственности в российской экономике были заложены еще в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1994г. Эти основы собственности сохранены и в новой Конституции Российской Федерации (РФ). В ст.8 п.2 Конституции сказано, что «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Собственник имеет право использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом.

Субъектами права собственности являются:

1) граждане, объединения людей, семьи, народ, население, социальная группа, в том числе иностранные граждане;

2) юридические лица – это различного рода организации, в том числе и иностранные, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое:

Имеет обособленное имущество;

Отвечает этим имуществом по своим обязательствам;

Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

Нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

Иметь самостоятельный баланс или смету;

3) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти, городов, республик, краев, областей, округов;

4) муниципальные образования в лице органов местного самоуправления административных районов, городов, сельских населенных пунктов.

В действующем законодательстве выделяются следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и собственность общественных организаций. В качестве подвидов выделяются смешанная форма (государственно-частная) и коллективная (совместная и долевая).

К частной собственности относятся: домашние хозяйства, производящие продукты и услуги для собственного потребления, (индивидуальная трудовая деятельность) частные производственные фирмы, производящие товары и услуги для рынка, имущество, используемое гражданами для получения дохода (ценные бумаги, деньги, вкладываемые в банки. недвижимость).

Государственная собственность подразделяется на федеральную и региональную (субъектов Федерации).

Муниципальная собственность – объекты государственной и районной собственности.

Под «общественными организациями» понимаются политические партии, профсоюзы, различные фонды и общества, которые могут являться собственниками предприятий, земельных участков, средств массовой информации.

Организационно-правовые формы предприятий. В странах с рыночной экономикой, исходя из вида собственности и характера управления, выделяют 3 формы организации предпринимательства:

1. Простое частное предпринимательство, которое базируется на мелкой частной собственности, полной материальной ответственности.

2. Товарищество или партнерство, объединяющее нескольких участников. Для этого вида фирм так же характерна собственность и полная материальная ответственность, но в больших масштабах.

3. Акционерное общество (корпорация) основная форма организации фирм, где собственность и управление разделены. Член акционерного общества, владея каким-то числом акций, несет ограниченную ответственность за результаты хозяйственной деятельности.

В России в соответствии с первой частью Гражданского Кодекса предусмотрены следующие организационно- правовые формы:

Государственное предприятие;

Муниципальное предприятие;

Индивидуальное (семейное) частное;

Полное товарищество;

Смешанное товарищество (товарищество на вере);

Общество с ограниченной ответственностью (ООО);

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

Акционерное общество (корпорация);

Объединение предприятий;

Филиалы и представительства предприятий;

Предприятия, созданные на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом.

Каждая из названных видов организаций предпринимательства имеет определенные преимущества и недостатки и имеет право на существование.

С точки зрения организационно-правовых форм все предприятия могут быть подразделены на две группы: унитарные и корпоративные предприятия.

Унитарные – значит единые, неразделимые на части. Имущество, которым наделяются унитарные предприятия, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления».

Возглавляет унитарное предприятие руководитель, назначаемый собственником, либо уполномоченным им органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имуществом.

Корпоративными являются предприятия, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, капитал которых подразделяется на доли участия. Хозяйственные товарищества образуются в форме полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных товариществ). Хозяйственные общества создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ (открытого и закрытого типа).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Это коммерческие организации не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по частям, в том числе и между работниками предприятия. Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

На праве хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, устанавливаемых законом или иными правовыми актами.

На праве оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности.

Различие этих прав состоит в содержании и «объеме» правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления. Первое имеет большую самостоятельность в управлении. Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства по вине учредителей. При несостоятельности казенных предприятий РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества как учредителя.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем. Уставный фонд унитарного предприятия должен составлять не менее 5 тысяч МРОТ для государственных предприятий и не менее 1 тысячи МРОТ для муниципальных предприятий. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации. Уставный фонд может быть увеличен или уменьшен по решению собственника.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение доли прибыли, которая перечисляется в соответствующий бюджет ежегодно в порядке, установленном Правительством. Доходы казенного предприятия распределяются учредителем.

За результаты своей деятельности унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия только в том случае, если несостоятельность вызвана собственником имущества, а также если речь идет о долгах казенного предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается имуществом самостоятельно, но со следующими ограничениями:

1. Предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в хозяйственные товарищества или общества.

2. Имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность в уставных целях.

3. Предприятие не имеет права совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, заключать договоры простого товарищества без согласия собственника.

«Казенными» называют предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие «казне», т.е. государству. Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства, политики цен, финансов, материального стимулирования персонала.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия учредителя. Оно также должно осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Казенное предприятие самостоятельно реализует продукцию (работы, услуги), если законом не установлено иное.

В области управления унитарным предприятием закон закрепляет за собственником такие права:

1. Принимать решение о создании предприятия;

2. Определять предмет и цели деятельности, ее виды;

3. Определять порядок установления показателей планов (программы) деятельности;

4. Утверждать устав;

5. Принимать решение о ликвидации или реорганизации предприятия;

6. Формировать уставный фонд;

7. Назначать руководителя;

8. Согласовывать прием на работу главного бухгалтера;

9. Утверждать отчеты предприятия;

10. Давать согласие на распоряжение имуществом и совершение сделок (см. выше);

11. Осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имуществам;

12. Утверждать показатели эффективности деятельности предприятия и контролировать их выполнение;

13. Давать согласие на создание филиалов и представительств;

14. Давать согласие на участие предприятия в иных юридических лицах;

15. Давать согласие на совершение крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность и др. Крупной считается сделка по приобретению, отчуждению имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда или на сумму более 50 тыс. МРОТ.

16. Принимать решение об аудиторских проверках и т. д.

В отношении казенного предприятия собственник, кроме названных прав, имеет также право: изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до предприятия обязательные для исполнения заказы, для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника, в том числе может быть преобразовано в учреждение. Преобразование в организацию другой организационно-правовой формы может быть при приватизации (в соответствии с законодательством о приватизации). Ликвидируется унитарное предприятие по решению собственника или в судебном порядке.

Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

При индивидуальной форме предпринимательства владельцем является одно лицо или одна семья, получающие весь доход и несущие полную ответственность по всем обязательствам фирмы и весь риск от своего дела. Индивидуальная форма имеет ряд преимуществ, присущих малым фирмам:

Чрезвычайно легко начать дело;

Простая процедура учреждения фирмы;

Несложен процесс и ликвидация фирмы

Сосредоточение всей прибыли в одних руках;

Оперативность управления и принятия решений;

Уплата государству только подоходного налога.

Недостатки этой формы:

Полная финансовая ответственность;

Ограниченность финансовых средств;

Владельцу индивидуальной фирмы сложно быть специалистом во всех вопросах производства, маркетинга, финансов и т.п.

Товарищество или общество – это форма организации предпринимательства при котором 2 или более лиц договариваются о владении предприятием или его управлении. Они объединяют свои ресурсы и умения вести дела, распределяют между собой доходы и убытки.

Обязательное условие партнерства- соглашение (устное или письменное) между участниками.

Хозяйственные товарищества могут быть полными и коммандитными.

Полное товарищество создается для ведения его участниками (полными товариществами) предпринимательской деятельности на совместной основе в соответствии с заключенным между ними договором. Участники полного товарищества вправе передать свою долю в складочном капитале другому участнику. С передачей участником доли вклада прекращается его участие в товариществе. Управленческие полномочия полного товарищества осуществляются всеми участниками При выполнении этих функций одним или несколькими участниками необходимо письменное согласие остальных участников общества. Прибыль и убытки между участниками распределяются пропорционально принадлежащим им вкладам.

В товариществе на вере (коммандитное товарищество) наряду с полным товариществами, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, входит один или более участников-вкладчиков, именуемых коммандитистами. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества. Товарищество на вере действует на основании учредительного договора. Статус и ответственность полных товарищей аналогичны положению участников полного товарищества. Управление деятельностью товарищества осуществляется только участниками с полной ответственностью. Коммандитисты не вправе участвовать в управлении, ведении дел и выступать от имени товарищества. Полученная прибыль распределяется между участниками, в том числе и коммандитистами, в соответствии с их внесенными вкладами в капитал товарищества.

По характеру экономических отношения общества бывают с ограниченной и дополнительной ответственностью.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО) – это форма объединения граждан и юридических лиц для совместной деятельности, при которой ее участники несут ответственность только по своим обязательствам и в пределах своего вклада (пая). Текущее руководство деятельностью общества осуществляется исполнительным органом, созданным на коллегиальной или единоначальной основе. Исполнительный орган подотчетен общему собранию участников общества.

В обществе с дополнительной ответственностью (ОДО) уставной фонд поделен на доли между участниками с указанием размеров в учредительном договоре. Его участники солидарно несут имущественную ответственность по его долгам в кратном размере к сумме своих вкладов. При банкротстве одного из участников его собственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Руководство и управление обществом с дополнительной ответственностью осуществляется на тех же условиях, что и обществом с ограниченной ответственностью.

Корпоративное предприятие (лат corporatio – объединение) – хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Оно имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций. Учредители АО(акционеры) несут ответственность по обязательствам только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Они заключают между собой договор, определяющий обязательственные права по ведению совместной деятельности. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями. Устав должен содержать: основные положения об акционерном обществе, условия о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и порядке размещения, размеры основного капитала, права акционеров, вопросы управления деятельностью общества. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В обществе с числом более 50 акционеров формируется совет директоров. Исполнительный орган, обеспечивающий текущее руководство, может быть коллегиальным (дирекция, правление), или единоличным (генеральный директор, директор). Он подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров. Акционерное общество может быть открытым и зарытым.

Открытое акционерное общество (ОАО) – это фирма, участники которой могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, при этом свободно продавать акции на условиях, устанавливаемых законом. ОАО должно регулярно публиковать сведения о годовом отчете и бухгалтерском балансе.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) - фирма, капитал которой разделен на части и рассредоточен среди собственников. Акции ЗАО распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Оно не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным образом предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.

Открытые и закрытые АО наиболее распространенная форма предпринимательства в нашей стране. Часть таких обществ создана с участием иностранного капитала.

Преимущества и недостатки партнерских и корпоративных организаций представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Преимущества и недостатки организационных форм

деятельности предприятий

Партнерские Корпоративные
Преимущества
- солидарная ответственность учредителей по обязательствам предприятия; - финансовая предрасположенность к достижению относительно высоких темпов развития предприятия; - возрастание реагирования на спрос потребителей. - специализация партнеров по направлениям деятельности. - расширение возможностей в осуществлении стратегии развития предприятия; - неограниченность в формировании финансовых средств за счет эмиссии акций и облигаций; - снижение издержек и удешевление товаров путем закупок больших партий; - ограниченная ответственность акционеров по обязательствам. Имущество корпорации обособлено от имущества отдельных акционеров.
Недостатки
- меньшая оперативность при изменяющейся ситуации на потребительском рынке; - трудности определения доли каждого в доходе или убытке фирмы; - наличие предпосылок для возникновения конфликтов среди учредителей по вопросам деятельности фирмы. - большая величина уставного фонда; - благоприятные условия для экономических злоупотреблений (выпуск акций не имеющих стоимости); - двойное налогообложение. Прибыль облагается налогом; дивиденды полученные акционером с прибыли, также облагаются налогом.

Производственный кооператив, в соответствии с Федеральным законом «О производственных кооперативах», принятым 10 апреля 1998 года, - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Число членов кооператива не может быть менее пяти человек. Учредительным документом данной организации является устав, который, кроме общих положений, должен содержать положения о порядке трудового и иного участия, ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; о размере и условии субсидиарной ответственности членов кооператива за результаты его деятельности; о порядке вступления в кооператив и выхода из него, а также об основаниях и порядке исключения из членов кооператива.

Число членов кооператива, не участвующих личным трудом, может быть не более 25% от общего числа членов кооператива.

Член кооператива имеет право:

§ Участвовать в деятельности кооператива, в работе общего собрания (с правом одного голоса);

§ Избирать и быть избранным в органы кооператива;

§ Вносить предложения об улучшении деятельности;

§ Получать долю прибыли и иные выплаты;

§ Запрашивать информацию по любым вопросам деятельности кооператива;

§ Выйти из кооператива и получить выплаты;

§ Обращаться за судебной защитой своих прав.

Член кооператива обязан:

§ Внести паевой взнос:

§ Участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного взноса;

§ Соблюдать (при участии личным трудом) правила внутреннего трудового распорядка;

§ Нести субсидиарную ответственность по долгам кооператива.

Имущество кооператива образуется за счет паевых взносов, прибыли, кредитов и т. д. Член кооператива вправе передать свой пай другому члену кооператива. Передача пая гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива.

К моменту государственной регистрации член кооператива должен внести не менее 10% паевого взноса. Полностью паевой фонд формируется в течение первого года деятельности кооператива.

Определенная часть имущества кооператива может составлять неделимый фонд, используемый в соответствии с уставными целями. Это имущество не включается в паи членов кооператива.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием и размером паевого взноса. По труду (или иному личному участию) должно распределяться не менее половины прибыли.

Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Общее собрание рассматривает вопросы о принятии и изменении устава, о приеме и исключении членов кооператива, о размере паевого взноса, об избрании исполнительных органов и ревизионной комиссии, утверждении отчетов и распределении прибыли; о реорганизации, ликвидации, участии в других организациях и ассоциациях.

В кооперативе с числом более 50 создается наблюдательный совет для контроля за исполнительным органом. Исполнительным органом является правление во главе с председателем кооператива. Правление руководит деятельностью кооператива между общими собраниями.

Трудовые отношения наемных работников в кооперативе регулируются законодательством о труде. Численность наемных работников не должна превышать 30% от численности членов кооператива.

Член кооператива вправе выйти из него, предупредив за две недели. Исключение из членов кооператива допускается при неоплате паевого взноса, ненадлежащем выполнении обязанностей. Решение об исключении может быть обжаловано в суд. Выплата стоимости пая вышедшему (исключенному) производится по окончании финансового года.

Кооператив может быть ликвидирован по решению общего собрания либо суда. Имущество после расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом или соглашением между членами кооператива.

Коммерческими являются также некоторые предпринимательские объединения, а именно: финансово-промышленные группы, холдинги, объединения предпринимателей в форме простого товарищества.

Правовой основой создания и деятельности финансово-промышленных групп является, прежде всего, Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 года. Ст.2 Закона устанавливает, что финансово-промышленная группа – это форма организационного объединения юридических лиц в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Участники финансово-промышленной группы не утрачивают своей юридической самостоятельности.

Разновидности финансово-промышленных групп:

1) совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество.

Дочерние и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если основное хозяйственное общество или товарищество преобладает в его уставном капитале, или заключает договор о возможности определять его решения. Основное общество (товарищество) в этом случае отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний основного общества. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества), последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Хозяйственное общество признается зависимым, если основное общество имеет более 20% голосующих акций АО, или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

2) совокупность юридических лиц, объединивших полностью или частично свои активы посредством договора о создании ФПГ. В соответствии с договором учреждается центральная компания, которая регистрируется в установленном законом порядке.

Центральная компания может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации (союза). Независимо от формы центральной компании одним из важнейших документов при создании финансово-промышленной группы является организационный проект, в котором отражаются цели и задачи ФПГ, перечень участников, способы их кооперации, основные виды выпускаемой продукции, доли участия и т.д.

На создание ФПГ требуется согласие федерального антимонопольного органа. Решение о государственной регистрации финансово-промышленной группы принимается специально уполномоченным государственным органом (Министерством промышленности, науки и технологий). В России ведется единый Государственный реестр финансово-промышленных групп.

Высшим органом ФПГ является совет управляющих, постоянно действующим органом – центральная компания. Центральная компания действует от имени финансово-промышленной группы как единого хозяйствующего субъекта и в то же время вправе заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью по отдельным договорам с каждым участником группы. Участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате участия в деятельности группы.

Отчет о деятельности ФПГ ежегодно представляется в Министерство промышленности, которое может назначить проверку.

Ликвидация финансово-промышленной группы может быть: по совместному решению участников; в случае истечения срока договора о создании ФПГ; по решению Правительства в связи с несоответствием деятельности группы условиям договора; по решению суда о признании недействительности договора о создании ФПГ.

Финансово-промышленным группам предусмотрена поддержка со стороны государства: зачет обязательств участников группы перед бюджетом, передача в доверительное управление пакетов акций, государственные гарантии при получении инвестиций, возможность льгот для банков-участников группы и т. д.


распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Устав унитарного предприятия должен содержать кроме обычных сведений (наименование, место его нахождения и др.) сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источнике его формирования. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только
  • 19.3. П РО ЦЕДУРА БАН КРОТСТВА НА ОСНОВЕ АНТИКРИЗИСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Определение в законодательном порядке конкретных правил проведения конкурсного производства, формирования конкурсной массы и очередности ее распределения создает условия для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга в конфликтных условиях. Для управления делами признанного банкротом должника, в том
  • 1.3. Предпринимательство как особая форма экономической активности
    распределения власти между достаточно большим числом представителей менеджеров. По своим деловым качествам, ценностям, корпоративным нормам поведения менеджеры представляют собой противоположность индивидуальным предпринимателям. Им чужды индивидуализм, жесткость, способность рисковать, соперничество и властолюбие. Им присущи стремление работать лв команде, коллективизм, осознание ценности
  • 2.4. Влияние организационно-правовых форм и отраслевых особен ностей на финансы предприятий
    распределения доходов (прибыли) и покрытия убытков; ме ра ответственности по обязательствам. Организационно-правовые формы предпринимательства: пре имущества и недостатки. Наличие различных организационно-правовых форм хозяйствова ния, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом го сударстве, в том числе и России.
  • 2.3. Рынок как необходимое условие товарного хозяйства
    распределения и обмена основанием для экономического присвоения становится капитал. В процессе развития общества, усложнения его структуры формируются различные уровни присвоения. Среди них выделяется индивидуальный уровень, групповой (коллективный) уровень и общий (общественный, государственный) уровень. В условиях централизованной экономики основной уровень присвоения общий - государственный. В
  • 3.1. Определение понятия лправа собственности
    распределени ем прав собственности, которыми они обладают. Фрукты и овощи принадлежат продавцу. Покупатель имеет право распоряжаться своими деньгами. Каждой из сторон известно, что любая попыт ка в одностороннем порядке нарушить установленные права соб ственности будет наказана представителем государства, который уполномочен следить за соблюдением прав собственности. А те перь изменим эту
  • 3.4.3. частная собственность
    распределения богатства. При разделе общедоступной собственности могут быть ис-пользованы следующие способы: пропорциональный раздел ресурса в соответствии с той до лей, которую имел каждый из тех, кто сообща использовали этот ресурс в ситуации, предшествовавшей разделу; равный раздел ресурса, в соответствии с которым каждый пользователь получает одинаковую долю общего ресурса; ограничение
  • 5.2. Альтернативные формы деловых предприятий 5.2.1 Частнопредпринимательская фирма
    распределения дохода между текущим и будущим потреблением, что приводит к недостатку инвестиций и завышенной норме потребления; б) для этой формы предприятия характерны высокие из держки несения риска. По сравнению, например, с диверсифи цированным портфелем акционера это предприятие более риско ванное. Нехватка инвестиций обуславливает также недостаточ ную диверсификацию производства, что также
  • 1. Экономическое и правовое содержание собственности
    распределения (перераспределения), обмена и по требления экономических ресурсов общества, также опосредо ванные их присвоением - отчуждением, но уже всеми без ис ключения субъектами общественных отношений (экономичес ких, правовых, политических и социальных). Собственность - многомерное явление, заключающее в себе не только экономическую и правовую, ни и еще ряд составляю щих исторического,
  • 2.1.1. Административно-распорядительные методы государственного управления
    распределения продукции, а особенно контроль за их исполнением не были предельно жесткими, допускались встречное планирование снизу, корректировка планов. В значительной степени формально директивные планы представляли планы-ориентиры, исполнители обладали определенной свободой действий, тем более что плановые показатели утверждались в агрегированном виде и детализировались производителями на
  • Понятие «собственность» имеет сложный характер. Оно выражается по

    Коузу в «пучке» прав, даже если речь идёт о несложных материальных

    Простым примером, иллюстрирующим права и ограничения на

    собственность, является собственность на автомобиль. Собственник имеет

    целый ряд прав и обязанностей: водить свой автомобиль, его ремонтировать,

    давать доверенность на право вождения или на право продажи

    автомобиля и т.п. В то же время владелец ограничен в правах в том смысле,

    что должен иметь водительские права, соблюдать правила дорожного

    движения, проходить техосмотр и пр.

    Не столь просто определить права собственности на сложные активы,

    находящиеся в распоряжении фирмы. В экономической теории принято

    использовать два следующих момента для анализа собственности:

    1. Право принятия окончательного решения;

    2. Право распределять окончательный доход.

    Право принятия окончательного решения означает, что собственник может

    принимать любые решения об использовании того или иного актива, если это

    не противоречит законам и если в соответствии с контрактом актив не

    находится в компетенции других лиц.

    Право распределять окончательный доход (право на остаточный доход)

    означает, что собственник имеет право на весь чистый доход, остающийся

    после расчётов со всеми сторонами.

    В акционерном обществе акционер имеет право собственности в зависимости

    от имеющегося у него количества акций. При этом все основные

    управленческие решения принимаются и реализуются через Совет

    директоров - орган, который избирается всеми акционерами, - и менеджеров,

    непосредственно управляющих организацией.

    Таким образом, процесс принятия и выполнения решений в акционерном

    обществе изначально предполагает расщепление прав собственности между

    различными группами людей.

    В современных условиях на процесс принятия решений, следовательно, и на

    управление собственностью, претендует также и общество, выдвигая

    акционерному обществу требования социальной ответственности.

    Старая прагматическая концепция акционерного капитала, согласно которой

    главная цель руководства акционерным предприятием - стабильное

    повышение стоимости акционерного капитала, высокие дивиденды по

    акциям - подвергается критике.

    В противовес ей выдвинута концепция групп, заинтересованных в успехе

    предприятий. Основу ей составляет идея о том, что результаты

    деятельности предприятия зависят от участия в ресурсах целого ряда групп

    со своими интересами. И управление предприятием рассматривается как

    переговорный процесс с наиболее значимыми группами.

    В России, как известно, к крупным предприятиям предъявляется масса

    требований социального характера. Многие руководители помогают местной

    администрации в обустройстве территории, ремонтируют школы, покупают

    учебники, занимаются широкой благотворительностью. Окружающие часто

    считают, что они обязаны это делать, и даже выдвигают им открытые

    требования.

    Вопросы

    1. Кто в акционерном обществе имеет право окончательного решения в рассматриваемой ситуации?

    2. Какие группы людей участвуют в распределении остаточного дохода?

    3. Как вы оцениваете концепцию групп, заинтересованных в успехе предприятия? Согласны ли вы с этой концепцией?

    4. В чём разница между юридической и экономической трактовкой права собственности в акционерном обществе?

    5. Вспомните, что является правом собственности с точки зрения экономики и с точки зрения права?

    6. Какие формы собственности существуют? В чём их отличия?

    7. Какое законодательство регулирует отношения собственности? Какие положения этого законодательства вы считаете основополагающими?


    В мировой практике для открытых акционерных обществ типичны две базовые модели распределения акций.

    • 1. Модель, в которой 20–30% акций иммобильны, надолго оседают в нескольких руках и фактически формируют контрольный пакет акций, а 70–80% акций распылены по мелким инвесторам, подвижны, часто выносятся на рынок и легко переходят от одного владельца к другому. В этой модели титул собственника как бы размыт, он присущ фактически владельцам крупных пакетов, так как они способны определять решения по основным вопросам деятельности общества или, во всяком случае, блокировать принятие неугодных им решений по важнейшим вопросам. Распространению такой модели в российской экономике содействовала политика приватизации, поощряющая приобретение крупных пакетов акций руководителями приватизируемых предприятий.
    • 2. Модель, в которой постоянным владельцам принадлежат 70–80% акций, а остальные 20–30% принадлежат мелким инвесторам, продаются в розницу и рассматриваются покупателями как способ вложения свободных средств. В этой модели титул собственника вполне определен – это постоянные владельцы крупных пакетов акций. В российской экономике реализации такой модели содействовала ориентация программы "денежной" приватизации на стратегических, в том числе иностранных, инвесторов.

    Для России типична также модель, в которой 51% акций принадлежит трудовому коллективу, владеющему, таким образом, контрольным пакетом акций. Остальные 49% размещены свободно и в большинстве случаев принадлежат внешним акционерам. Эта модель распределения акций сложилась в период чековой приватизации. Однако она не предотвращает глубокого имущественного расслоения участников коммерческих организаций. Крупные пакеты акций оказались на многих предприятиях в руках администрации, которая и является фактическим собственником.

    Модель распределения собственности народного предприятия коренным образом отличается от перечисленных моделей. Эти отличия состоят в следующем.

    • 1. Работникам предприятия принадлежит более 75% акций, внешним акционерам (физическим и юридическим лицам) – менее 25%. Максимальная доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и (или) юридические лица, определяется уставом. Преимущество такого соотношения состоит в том, что работники предприятия играют в этом случае решающую роль в управлении предприятием, в том числе в распределении прибыли. Внешние акционеры при этом не имеют возможности блокировать, вопреки интересам трудового коллектива, принятие общим собранием акционеров решений но важнейшим вопросам деятельности предприятия. Недостатком такой модели является сужение возможностей самофинансирования за счет выпуска дополнительных акций, так как размещение акций среди работников предприятия всегда ограничено их доходами. Это приводит, как уже было сказано выше, к ограничению области распространения данной модели распределения акций производствами, не требующими крупных инвестиций для своего развития.
    • 2. Обеспечивается социальная справедливость распределения акций среди работников предприятия. Это достигается благодаря установлению в Федеральном законе ряда норм:
      • ограничение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия. Эта доля определяется уставом из условия, что номинальная стоимость доли не может превышать 5% уставного капитала (уставом максимальная доля может быть уменьшена). Следовательно, ни один из работников предприятия при принятии решений общим собранием акционеров голосованием по принципу "одна акция один голос" не будет иметь более 5% голосов, а также получать более 5% от общей суммы выплачиваемых дивидендов;
      • доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть в момент его создания работник преобразуемой коммерческой организации, должна быть равна доле оплаты его труда в общей сумме оплаты труда работников за предшествующие созданию народного предприятия 12 месяцев. Договором о создании народного предприятия может быть предусмотрен иной порядок определения этой доли. По такому же принципу распределяются среди работников предприятия дополнительные акции, выпущенные народным предприятием, и акции, выкупленные у его акционеров. При этом порядок определения сумм оплаты труда работников, а также порядок наделения их акциями народного предприятия утверждаются общим собранием акционеров. Решение принимается по принципу "один акционер один голос ";
      • число работников, которые не являются акционерами народного предприятия (работники-неакционеры), за отчетный финансовый год не должно превышать 10% численности работников предприятия, в противном случае народное предприятие подлежит преобразованию в коммерческую организацию иной формы либо ликвидации. Вновь принятые работники, проработавшие в народном предприятии более трех месяцев (уставом НИ этот период может быть увеличен, но не более чем до 24 месяцев), приобретают право наделения их акциями наряду с работниками-акционерами, что создает дополнительные стимулы для поступления на работу в народное предприятие. Предприятие в этом случае получает возможность отбора желающих поступить на работу;
      • уволившийся работник-акционер обязан продать по договорной цене свои акции работникам предприятия либо предприятию, а последнее – обязано выкупить эти акции. Эта норма наряду с защитой прав увольняющегося работника призвана стабилизировать распределение акций и содействовать усилению трудовой мотивации, а также снижению текучести кадров;
      • работник-акционер имеет право продать по договорной цене часть своих акций (до 20%), а акционер, не являющийся работником предприятия, – принадлежащие ему акции акционерам народного предприятия или самому предприятию, а в случае их отказа – работникам народного предприятия, не являющимся его акционерами. Только само народное предприятие имеет право продавать акции физическим лицам, не являющимся его работниками, или юридическим лицам из числа акций, находящихся на его балансе. Эти нормы призваны стабилизировать состав акционеров народного предприятия;
      • не допускается продажа акций народного предприятия, находящихся на его балансе, генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии. Уставом может быть определен дополнительный

    Рис. 4.15.

    УК – уставный капитал, УН 11 – устав народного предприятия, ОС – общее собрание акционеров

    перечень лиц, которым не допускается продажа акций народного предприятия. Эта норма призвана предотвратить возможность создания преимуществ в распределении акций в пользу администрации и тем самым не допустить приобретения администрацией статуса фактического собственника или статуса блокирующего меньшинства.

    Модель распределения акционерной собственности ПП иллюстрируется рис. 4.15.



    Просмотров