Психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего. Судебно-психатрическая экспертиза несовершеннолетних. Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения комплексной судебно- психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Что представляет собой электронный дневник школьника? Кто и как может пользоваться электронным дневником школьника?

Технический прогресс и современные IT-технологии все настойчивее проникают в нашу жизнь. К счастью, большинство из них призвано упростить и значительно облегчить наше существование. Таким вот изобретением в сфере образования является электронный дневник.

Электронный дневник — это цифровой аналог обычного школьного дневника. Подобный сервис позволяет родителям быть ежеминутно осведомленными об успеваемости своего чада. Помимо оценок в электронном дневнике содержится вся необходимая информация, как для ученика, так и для его близких. К такой информации относятся:

  • смена расписаний уроков
  • дата родительских собраний
  • отчет учителей о проделанной работе
  • рейтинг учащихся
  • успеваемость каждого ученика, класса и школы в целом
  • домашние задания
  • внутришкольная социальная сеть
  • блоги учителей
  • новости школы


К положительным сторонам электронного дневника можно отнести:

  1. Невозможность потери дневника.
  2. Постоянный контроль родителями оценок и посещаемости своего ребенка.
  3. Невозможность исправить оценки.
  4. Усиленное чувство ответственности школьников.
  5. Простота интерактивного общения между учителем и родителями.
  6. Удобство для учителей — избавление от бумажной волокиты.
  7. Экономия на канцелярских товарах для школы — бумага, ручки, папки и т.д.
  8. Упрощение анализа успеваемости для учителей.
  9. Простота использования.
  10. Конфиденциальность индивидуальной информации.

Но, не смотря на целый ряд преимуществ, есть у данного сервиса и несколько недостатков:

  1. Слабая осведомленность учителей (особенно старшего поколения) в компьютерных технологиях.
  2. Не у всех учителей и родителей есть доступ к интернету.
  3. Возможность взлома системы (продвинутыми учениками).
  4. Вероятность утери информации в результате взлома или вируса.

Кто может пользоваться услугой электронного дневника?



Услугами электронного дневника могут пользоваться все те, кто имеют к нему доступ. Доступ осуществляется администрацией школы путем предоставления логина и пароля каждому ученику. Таким образом, пользователями электронного дневника являются:

  • ученики
  • родители учеников
  • учителя
  • администрация школы
  • высшие органы системы образования
  • медицинский работник школы

Как войти в школьный электронный дневник школьника родителям?



Как родителям войти в электронный дневник школьника?

Для того чтобы войти в электронный школьный дневник ученика его родителям необходимо пройти регистрацию на сайте, а также узнать у классного руководителя индивидуальные логин и пароль их чада. Логин и пароль ученику присваивают IT-работники школы. Именно они отвечают за подключение школы к системе электронного дневника. Они же и проводят разъяснительные работы для администрации учебного заведения по поводу того, как пользоваться подобной системой. Задачей учителей также является информационная работа с родителями, ведь не все родители могут самостоятельно разобраться с такой, довольно сложной задачей.

Электронный дневник школьника — школьная образовательная сеть: вход в систему, на свою страницу



  • Входим на сайт http://dnevnik.ru.
  • Знакомимся с устройством и правилами сайта во вкладке «О проекте».
  • Заходим на страницу авторизации.
  • Вводим код, предоставленный классным руководителем.
  • Нажимаем кнопку «Далее».
  • Заполняем поля в 3 окнах — ФИО, логин и пароль.
  • ФИО — вводим свои.
  • Логин — название личного электронного ящика.
  • Пароль — придумываем сами.
  • Подтверждаем информацию.
  • По предложенной ссылке переходим на свой электронный ящик.
  • В электронном письме от сайта подтверждаем регистрацию нажатием на предложенную ссылку.
  • По ссылке опять возвращаемся в электронный дневник.
  • Вводим свой логин и пароль.
  • Нажимаем кнопку «Войти».
  • Успешно пользуемся ресурсом.


Стоит отметить, что для жителей Москвы процедура регистрации и посещения электронного дневника немного отличается от процедуры регистрации в других регионах:

  • Входим на сайт PGU (портал городских услуг).
  • Регистрируемся на сайте (логин/пароль на PGU и логин/пароль в электронном дневнике — это абсолютно разные вещи).
  • Находим услугу «Электронный дневник школьника» (МРКО).
  • В поле «Учетная запись» создаем новую запись — можно просто назвать ее «Дневник».
  • Вводим логин и пароль.
  • Логин МРКО — это логин, выданный классным руководителем.
  • Пароль МРКО — пароль, выданный классным руководителем.
  • Нажимаем кнопку «Готово».


Внимание! Родителям при выдаче администрацией школы личного пароля и логина желательно просить для себя индивидуальные родительские логин/пароль. Дело в том, что ученический доступ к сайту значительно ограниченней родительского доступа.

Как родителям войти в электронный дневник: Видео

Как войти в электронный дневник: Видео

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фощеватовская средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

Электронный журнал

как средство оптимизации учебного процесса.

Выполнила:

учитель обществознания МБОУ «Фощеватовская СОШ»

Филиппова Надежда Антоновна

2014 год

Медленно, но верно входят в повседневную жизнь школ. Образование не должно отставать от других сфер жизни, ведь школы воспитывают людей, которым предстоит жить в обществе будущего. А представить завтрашний день без компьютеров, интернета и других технических средств нового века уже невозможно. Среди прочих должностных обязанностей учителя указывается: "Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся )."

Зачем нужен электронный журнал в школе

Электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников.

Рассмотрим базовые возможности классного электронного журнала, которые позволяют определить его необходимость в учебном процессе.

Программа имеет интуитивно понятный интерфейс, повторяющий традиционный классный журнал. Основные приемы работы очень просты, что значительно облегчает освоение программы пользователями с самыми разными навыками работы с ПК. Можно отметить значительную экономию времени при работе с программой и освобождение учителя от рутинных операций. Программа автоматизирует процесс тематического планирования и дает возможность, как учителю, так и администрации отслеживать прохождения программы и при необходимости осуществлять ее корректировку.

Отличительной особенностью программы является возможность работы программы, как локально, так и в сети интернет. Программа работает на основе уже имеющейся в школе базы данных, что освобождает школу от необходимости ведения нескольких баз данных.

Использование в деятельности всех учителей-предметников электронного классного журнала завершает построение единого информационного пространства школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители. Целью внедрения «электронного классного журнала» является постепенный переход от бумажной к электронной форме учета успеваемости учащихся, автоматизация рутинных вычислительных процессов.

Зачем нужен Электронный журнал для школы

    Доступность журнала в любое время в любом месте, где есть интернет

    Удобный автоматизированный контроль за успеваемостью

    Контроль над количеством и полнотой выставляемых оценок

    Представление расчетных показателей (средней оценки, % успевающих, СОУ и т.д.)

    Составление любых отчетов полностью автоматизировано (в т.ч. посещаемость и причины пропусков)

    Инструменты для прямой связи между учителями и родителями школьников

    Домашнее задание и замечания попадают напрямую в электронный дневник ученика

    Возможность снабжать д/з дополнительными электронными материалами (файлами)

    Централизованный способ оповещения – о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д.

    Возможность проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно (через интернет)

    Помогает школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ

Мы реализовали все эти и многие другие возможности, и постарались, чтобы работать вЭлектронном журнале было легко и удобно.

И самое главное – наша система позволяет добавлять в нее новый функционал, необходимый именно для вас и вашей организации!

Поэтому, если в вашей практике используются особые формы отчетов или ведется дополнительная статистика, мы готовы предоставить вам эти инструменты.

Преимущества «электронного классного журнала» :

    "прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса,

    объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;

    возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом;

    облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;

    высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности

В первую очередь необходимо создать условия для работы учителя-предметника с «ЭЖ» на рабочем месте. В школе все рабочие места учителей-предметников должны быть оснащены компьютером. Единая локальная сеть объединит все эти компьютеры и все компьютеры, которые использует администрация школы.

Моя принципиальная позиция заключается в том, что учитель-предметник должен работать с электронный журналом только на своем рабочем месте в режиме реального времени. Информационные технологии должны на деле облегчать труд учителя, а не усложнять его. Учитель должен видеть реальные преимущества работы с электронным журналом для автоматизации рутинных процессов учета успеваемости учащихся и облегчения своего труда. Работа с электронным журналом должна экономить время педагога.

Но для того, чтобы это все начало работать администрация школы провела семинар, основной идеей которого был показ конкретных возможностей программы «ЭЖ» для реального облегчения труда учителей-предметников и классных руководителей. В ходе этого обучения осваиваются основные технологические приемы работы с программой. Особенно важно чтобы навыки работы получили все учителя школы, так как все учителя будут работать с программой самостоятельно.

Серьезным препятствием для внедрения «электронного журнала» является то, что электронный документ в школе не имеет официального статуса и не может быть полноценной заменой традиционному журналу. Таким образом, возникла необходимость ведения двух копий классного журнала - в электронной и традиционной форме (бумажный журнал).

Так как работа с «ЭЖ» обязательна для всех учителей, показателем результативности можно считать своевременность занесения информации, объективность вывода итоговых отметок. Хочется подчеркнуть, что информационные технологии в нашей школе не самоцель, а всего лишь средство для повышения качества нашей деятельности.

Сейчас электронный классный журнал в нашей школе - это комплекс программных средств для ведения учета текущей успеваемости учащихся и контроля их посещаемости.

Электронный журнал учителем используется для решения следующих задач:

    • автоматизация учета и контроля процесса успеваемости и посещаемости учащихся;

      планирование, фиксирование и контроль этапов и уровня фактического усвоения учебных программ;

      оперативный доступ классного руководителя к оценкам учащихся класса за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время;

      повышение объективность выставления промежуточных и итоговых отметок.

При ведении электронного журнала программа автоматически рассчитывает средний балл с возможностью изменять вес каждой отметки (контрольная работа, самостоятельная, практическая и т.д.). Данный средний балл для учителя является ориентиром, итоговую отметку учитель ставит сам. Таким образом, устраняется возможность ошибки и необъективности выставления итоговой отметки. Кроме того, в случае если средний балл у ученика на

уровне отметки «2» , то учитель сразу понимает с каким учеником нужно поработать.

В то же время современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности получения информации о том или ином объекте без посещения места расположения объекта. Как использовать возможности современных электронных систем коммуникации на пользу образовательному процессу? Как сделать так, чтобы виртуальная реальность не разъединяла, а объединяла учителей, учащихся и их родителей? Что чаще всего интересует каждого участника образовательного процесса? За какой информацией обращается каждый из них в школе, что ему приходится делать, чтобы получить необходимую информацию, сколько времени приходится затратить на это?

Ученик также может пользоваться инструментами Электронного журнала

    Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен

    Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем

    Следить за своей средней оценкой

Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.

Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.

Преимущества использования Электронного журнала для родителей

    Родители узнают об оценках в день их выставления

    Немедленно информируются о прогулах своих детей

    Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.

    Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью

    Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку

    При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту

    Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни

    Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки

    Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания

Ученика интересует информация о расписании уроков, о своих успехах, о домашнем задании. Многим школьникам хотелось бы получить сведения, на основе которых он может соотнести свои успехи с успехами других учащихся класса или школы, понять, надо ли ему что-то менять в своей учебной деятельности. Ученики часто заглядывают в бумажный журнал, чтобы посмотреть, как учатся другие. К сожалению, иногда случается так, что по каким-то причинам не все отметки выставлены в дневник. Часто на переменах вместо того, чтобы отдохнуть, школьники толпятся у учительского стола с журналами и дневниками или торопятся списать домашнее задание. Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный числовой код учащегося в системе.

«Электронный дневник» – это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией школы. Родители получают возможность сверять правильность записи домашнего задания и контролировать его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с учащимся его текущую успеваемость.

Возможности «Электронного дневника» учащегося:

первая вкладка «Дневник» полностью дублирует бумажный вариант дневника школьника и включает в себя перечень занятий по дням недели, сведения о домашнем задании, а также результаты отметочной деятельности.

на второй вкладке «Оценки» отображаются отметки учащегося за все учебные периоды. Отображение отметок возможно как в упрощенном, так и в расширенном виде, который позволяет отобразить отметки учащегося с учетом дат уроков. В столбце итогов рядом с итоговой отметкой отображается рейтинг учащегося в классе по каждому предмету.

третья вкладка «Сообщения» предназначена для возможности прочитать запись в электронном дневнике учащегося, которую может оставить классный руководитель, учитель или администрация школы.

Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный пароль. Логин имеется у каждого учащегося. Далее, введя логин и пароль, родители и учащиеся получают доступ в электронному дневнику своего ребенка.

Родители нашей школы получают информацию об итогах текущей успеваемости, посещаемости только своего ребенка, содержания домашнего задания за определенный период времени через школьный сайт на своем рабочем или домашнем компьютере.

Таким образом, родители получают возможность реально влиять на процесс обучения своего ребенка и тем самым вместе со школой решать проблему повышения качества образовательного процесса не на словах, а на деле. Доступ к электронному дневнику по коду доступа возможно только к данным своего ребенка. Реализация программы имеет ярко выраженную социальную направленность, т.к. отсутствуют затраты со стороны родителей.

Введение электронного журнала и электронного дневника- это новый стандарт информатизации школы в ближайшем будущем. Он позволяет школе встать на современную ступень Информационно-коммуникативных технологий(ИКТ ), соответствовать всем ее требованиям.

Электронный школьный журнал – новый бесплатный инструмент учителя и администрации, прекрасный помощник для родителей и учеников.

Практическая работа учителей с Электронным журналом

(ЭМОУ Белгородской области)

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних связаны, во-первых, правовыми положениями, касающимися применения к ним уголовного наказания и других мер пресечения, во-вторых, они зависят от характера психических нарушений, которые наблюдаются у несовершеннолетних, направленных на судебно-медицинскую экспертизу. Она проводится в соответствии с общими нормами производства судебно-психиатрической экспертизы, установленными процессуальным законом, но подчинена также своим, специфическим для подросткового возраста правилам, связанным с некоторыми особенностями законодательства, методологией обследования и экспертной квалификацией.

Из-за трудностей, возникающих при установлении диагноза психического заболевания в подростковом возрасте, судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних является сложным видом судебно-психиатрической экспертизы, требующим преимущественно стационарного обследования. Однако в большинстве случаев проводится амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза.

Изучение и анализ 200 актов показали, что проведение амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза не решает поставленных следствием вопросов, что приводит к назначению дополнительной стационарной судебно-психиатрической экспертизы (количество назначенных дополнительных экспертиз составляет 60% от общего количества проводимых экспертиз, т.е. количество дополнительных экспертиз превышает количество первичных).

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних должна служить не только правосудию, но и реализации права подростка на социальную и медицинскую защиту. При производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних производство судебной экспертизы может потребоваться:

а) для установления возраста несовершеннолетнего, если документы о возрасте вызывают сомнение;

б) для определения уровня психического развития несовершеннолетнего или иных особенностей его личности;

в) для установления факта психического расстройства или отставания в психическом развитии при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, достигшего 16 лет.

При этом, несмотря на выраженную тенденцию к омоложению преступности и росту ее среди несовершеннолетних правонарушителей до 14 лет, вопросы правового положения лиц младше этого возраста законодательно практически не разрешены.

Не определены также особенности проведения экспертиз, в частности психиатрических, в отношении них. Не попадая под действие статей УПК, они не могут быть освидетельствованы комиссией судебных психиатров, направлены на принудительное лечение.

В судебной психиатрии освидетельствуются только такие несовершеннолетние, которые достигли возраста уголовной ответственности.

Несовершеннолетние в силу их возрастных особенностей проявляют меньшую способность сопоставлять, связывать факты, предвидеть ход событий, управлять своим поведением. Все эти особенности учитываются законодателем при установлении возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность.

Однако здесь возникает определённая проблема. Часть 3 ст. 20 УК сформулирована таким образом: если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то он не подлежит уголовной ответственности. Введение критерия "не в полной мере" приравнивает этот пункт к ч. 1 ст. 22 УК, в которой говорится, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

При этом, как показывает практика, большинство следователей не ставят вопрос об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего. Эксперт же не может проявить инициативу и выйти за пределы своей компетенции. Таким образом, вопрос об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии зачастую вообще не рассматривается. Это затрудняет применение статьи на практике, тем самым нарушаются права несовершеннолетних, что приводит к Судебным ошибкам. При этом в первую очередь необходимо уточнить понятие "отставание в развитии" несовершеннолетнего. Ведь именно его неопределённость ведёт к тому, что этот вопрос фактически следствием и судом не ставится и не рассматривается, а при вынесении решения используется только ст. 22 УК. Однако, если вопрос о применении ч. 3 ст. 20 будет решён положительно, суд может освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых направлена на решение вопросов о том, имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, и если имеется, повлияло ли оно таким образом, что он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Для оценки психического и личностного развития подэкспертного в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы необходимо исследование в беседе, проективных и полупроективных методиках общего характера мотивации, интересов, его социальной направленности и сформированности самосознания. Индивидуально-психологические особенности также должны быть изучены более детально. На выявление этих данных должны быть направлены минимум 3 методики.

При групповых правонарушениях, в случаях, когда подросток играл подчиненную роль, следует определять внушаемость несовершеннолетнего при помощи специальных проб.

В направленной беседе выясняется субъективное отражение подэкспертным ситуации правонарушения, его мотивов, оценок, прогноза последствий. Ответы на экспертные вопросы даются на основе сопоставления данных анализа объективных обстоятельств по материалам уголовного дела и результатов экспериментального психологического исследования.

Обстоятельства дела

известны эксперту в объёме, изложенном в постановлении о назначении комплексной (по документам) несовершеннолетнему потерпевшему Борисову П.А., 30.09.2011 г.р., от 13.10.2015 г. по материалам уголовного дела №500890.

Следователь-криминалист следственного отдела по 1-му району ГСУ СК России капитан юстиции Румянцев О.Д., рассмотрев материалы уголовного дела №500890.

Установил:

Настоящее уголовное дело возбуждено 03.09.2015 г. в следственном отделе по 1-му району ГСУ СК России по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, в отношении Власова П.Л.

В ходе предварительного следствия установлено, что Власов П.Л., в период времени с 22 ч. 15 мин. 02.09.2015 г. по 08 ч. 00 мин. 03.09.2015 г., имея умысел на совершение насильственных действий сексуального характера в отношении малолетнего Борисова П.А., 30.09.2011 г.р., не достигшего четырнадцатилетнего возраста, находясь в квартире 244 дома 6 корп. 19 по ул. Новой 1-го района г. Санкт-Петербурга, руководствуясь низменными побуждениями, с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей, используя беспомощное состояние потерпевшего Борисова П.А., выразившееся в его малолетнем возрасте и недостаточной осведомленности последнего в вопросах взаимоотношения полов, а также в его не информативности о риске сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых, способах избегания опасных ситуаций и действий в подобных случаях, совершил в отношении Борисова П.А. иные насильственные действия сексуального характера, а именно целовал в губы, ввел ему палец своей руки в заднепроходное отверстие, причинив последнему физическую боль и нравственные страдания, а также нарушив его право на половую неприкосновенность.

К уголовной ответственности по данному уголовному делу привлечен Власов Пётр Леонидович, 18.11.1988 г.р., уроженец гор. Ленинград, зарегистрированный по адресу: г.

Санкт-Петербург, Красный бульвар, д. 90, кв. 6, на момент совершения преступления проживал по адресу: г. Санкт-Петербург, 1-ый район, ул. Новая, д. 36, корп. 19, кв. 244, работающий санитаром патологоанатомического отделения «Главная городская больница N», холост, не судим, который 03.09.2015 г. задержан в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ. (фактически задержан 03.09.2015 г. в 19 ч. 50 мин.).

В качестве потерпевшего признан и допрошен малолетний Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., который в ходе допроса с применением видеозаписи для фиксации хода следственного действия пояснил обстоятельства совершенного в отношении него насильственных действий сексуального характера.

В настоящее время для определения индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего потерпевшего Борисова П.А. необходимо назначить и провести комплексную психолого-психиатрическую судебную экспертизу (по документам).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 38, 196 и 199 УПК РФ.

Постановил:

Назначить комплексную (по документам) несовершеннолетнему потерпевшему Борисову П.А.

Поставленные перед экспертами вопросы:

  1. Каков уровень когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка – несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует ли развитие данного ребенка его возрасту?
  2. Каково психическое здоровье и психосексуальное развитие ребенка - Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р.?
  3. Соответствует ли соматосексуальное развитие Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р. усредненной возрастной норме? Если нет, то чем это несоответствие проявляется? Как оно могло повлиять на поведение несовершеннолетнего в момент совершения преступления?
  4. Каков уровень осведомленности несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., о сексуальности человека и отношении полов, а также о сексуальных взаимоотношениях Борисовой У.Д. и Власова П. Л.?
  5. Может ли Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., по уровню своего психосексуального развития или в силу возможных аномалий сексуальности правильно воспринимать иные насильственные действия сексуального характера по отношению к нему со стороны Власова П. Л. и давать о них показания с правильным воспроизведением событий и обстоятельств?
  6. Имелись ли для Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., какие-либо непосредственные и отдаленные последствия в результате совершения с ним указанных сексуальных действий? Если да, то какие и какова степень тяжести наступивших расстройств психической и сексуальной сфер?
  7. Какова степень эмоционального благополучия ребенка – Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., на текущий момент?

Поставленные перед экспертами вопросы, заявленные стороной защиты:

  1. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего Борисова П.А., его психологическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли подэкспертный адекватно воспринимать происходящие события, сохранить их в памяти и давать показания?
  2. Соответствует ли уровень развития несовершеннолетнего Борисова П.А. его возрасту?
  3. Имеются ли у Борисова П.А. признаки повышенной внушаемости, фантазирования?
  4. Каков уровень интеллектуального и речевого развития ребенка, учитывая его возрастные и индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья?
  5. Каковы особенности семейного воспитания ребенка, привязанности его к матери, ее значимости для ребенка?
  6. Есть ли в характеристике ребенка такие особенности как эмоциональная неустойчивость, внушаемость, эгоцентризм, склонность к фантазированию?
  7. Каковы особенности взаимоотношений ребенка с обвиняемым и его место в жизненном сценарии ребенка?
  8. Каков уровень осведомленности ребенка о сексуальных взаимоотношениях матери и обвиняемого, о сексуальных взаимоотношениях полов вообще?
  9. Каковы особенности реагирования ребенка в исследуемой стрессовой ситуации, учитывая его отношение к обвиняемому, уходу матери ночью и оставление его матерью впервые ночью, взаимоотношения матери и обвиняемого?
  10. Каков уровень и динамика психической адаптации ребенка в период следственных действий?
  11. Соответствует ли уровень речевого развития ребенка лексико-грамматическим и словарным характеристикам его ответов в процессе следственных действий (допрос)?

На исследование представлены:

  • копия постановления;
  • копия из материалов уголовного дела №500890;
  • видеозапись допроса несовершеннолетнего потерпевшего Борисова П.А;
  • заключения специалистов №48/2015-КПЛ.

В исследовании применялись следующие методики:

Для решения поставленных задач был применен психолого-сексолого-психиатрический анализ материалов представленного дела (анамнез, катамнез, описание психического состояния, анализ имеющихся симптомов психических расстройств и психического и сексуального здоровья, клинико-психопатологическое и патопсихологическое исследования), а также заключения специалистов №48/2015-КПЛ.

Выводы по результатам исследования:

По вопросу 1.

Как следует из заключения специалистов №48/2015-КПЛ эмоциональный фон у ребенка ровный; к незнакомым людям он относится доброжелательно, и в то же время с любопытством. В контакт вступает с охотой, наблюдает за психологом и процедурой исследования. Высказывает желание к взаимодействию с бабушкой, также проявляет желание к общению с мамой, дядей Петей, папой Лёшей, бабушкой Людой. Для Павла характерны исполнительность, бережное отношением к бабушке, маме; к Пете он также относится доброжелательно и хотел бы, чтобы он проживал с ними. Развитие психики Павла осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности – учения и игры.

Согласно данным заключения №48/2015-КПЛ в процессе обследования ребенок больше любит говорить. Инструкции понимает и выполняет. В целом мотивация к выполнению заданий относительно устойчивая. Мышление преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное: привлекают манипуляции с игрушками. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.

Отмечаются элементы ролевой игры. Словарный запас достаточный, фразы развернутые. Речь в целом грамматически правильная. Общая осведомленность и бытовые навыки соответствуют возрастной норме. Интересуется материалами психолога: перебирает цветные кубики (называя правильно их цвета), играет с машинками. Задает много вопросов. Отмечаются начальные навыки счета, не автоматизированные. Внимание и память в большей степени непроизвольны: концентрация на ярких, эмоциональных событиях. Для восприятия Павла характерно использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета). Таким образом, можно сделать вывод о высокой адекватной самооценке Павла.

По данным заключения №48/2015-КПЛ Павел в психолого-психиатрическом плане соответствует своим возрастным нормам. Признаков задержки психического развития не обнаружено. В целом интеллектуальное развитие соответствует возрасту. В своём поведении Павел доброжелателен, с доверием относится к маме; к бабушкам Ане и Люде, дяде Пете и папе Лёше; лживость в его показаниях не обнаруживается. Речь понятная, имеет достаточный словесный запас, выражения носят вполне конкретный характер.

Внимание при разговоре и в моделируемой игровой ситуации вполне достаточное.

В эмоционально-волевой и личностной сфере отмечаются легкий уровень тревоги, в связи с тем, что дядя Петя сейчас в тюрьме и он не может с ним общаться.

Таким образом, у Павла отсутствуют признаки задержки психического развития; в целом уровень когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка – несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует возрастному этапу развития.

По вопросу 1.2.

В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствия заболевания или неполноценности».

Г.К. Ушаковым были предположены следующие критерии психического здоровья:

  1. причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность в соответствии с возрастным этапом развития (имеется у Павла);
  2. соответствующая возрасту человека зрелость чувств (имеется у Павла);
  3. максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношение человека к ней (имеется у Павла);
  4. соответствие реакций силы и частоты внешних раздражителей (имеется у Павла);
  5. критический подход к обстоятельствам жизни в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  6. способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  7. адекватность реакций общественным обстоятельствам в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  8. чувство ответственности за близких членов семьи в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  9. постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  10. способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  11. самоутверждение в обществе (коллективе) без ущерба для остальных его членов в соответствии с возрастом (имеется у Павла);

Возникающие представления (понятия) о половых различиях лишены специфической чувственной окраски. Постепенно Павел осознает, что и взрослые, и его товарищи по играм разделяются на мужчин и женщин, мальчиков и девочек по внешним признакам (одежда, прическа и т. д.), а также по тому, что половые различия связаны с разницей в телосложении и в строении половых органов. Проявляемый интерес Павла к гениталиям детей противоположного пола совершенно не имеет специфически чувственной окраски и является, по сути, чисто исследовательским интересом.

Таким образом, психические познавательные процессы, волевые и эмоциональные процессы, интеллект и мышление Борисова П.А. находятся в пределах средних нормативных значений; у него отмечается сохранность критических и прогностических способностей в соответствии с возрастным этапом развития, то есть Павел психически здоров.

Следует отметить, что Павел четко идентифицирует самого себя с определенным полом - мужским. Он знает, что он мальчик и умеет различать пол других людей (делит их на мужчин и женщин), понимает, в чем мужчина и женщина различается по физической основе сексуальных различий. Он стремится играть в мужские игры (с машинками), стать в дальнейшем врачом. Проявляет в соответствии со своим возрастным этапом развития большое любопытство к вопросам секса, очевидный интерес к гениталиям.

Павел находится на стадии психосексуального развития, связанной с усвоением основных представлений о своей роли, поведении, взаимодействии с взрослыми с точки зрения пола, он осознаёт половую принадлежность, у него возникает любопытство, направленное на половые признаки, половые органы (формируется половое самосознание).

По вопросу 1.3.

Соматосексуальное развитие Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует усредненной возрастной норме.

По вопросу 1.4.

По вопросу 1.5.

В силу возрастного этапа развития Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., по уровню своего психосексуального развития не может правильно воспринимать иные насильственные действия сексуального характера по отношению к нему со стороны Власова П.Л. и давать о них показания с правильным воспроизведением событий и обстоятельств.

По вопросу 1.6.

Объективных данных о том, что для Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., имелись какие-либо непосредственные и отдаленные последствия в результате совершения с ним указанных сексуальных действий не обнаружено.

По вопросу 1.7.

На текущий момент Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., находится в состоянии эмоционального благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Он уверен в себе, легко общается со сверстниками и взрослыми, принимает активное участие в познании окружающего мира, у него высокий уровень самочувствия, активности и настроения.

По вопросу 2.

Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего Борисова П.А., его психологическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, подэкспертный не мог адекватно воспринимать происходящие события, сохранить их в памяти и давать показания.

По вопросу 2.1.

Как уже отмечалось выше, у Павла отсутствуют признаки задержки психического развития; в целом уровень когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка – несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует возрастному этапу развития.

По вопросу 2.2.

Под внушаемостью понимают индивидуальную восприимчивость к внушениям, или прививание чужой идеи, помимо сознания человека. В последнее время внушаемость рассматривается как свойство личности, динамичный характер которой, прежде всего, детерминирован отношениями, складывающимися в процессе общения между людьми. Внушаемость отличается от конформности как сознательного изменения (подстройки) своего мнения под влиянием группы или значимого человека.

Обладая высокой внушаемостью, Павел как бы чувствует себя обязанным оправдать ожидания взрослого – мамы, подтверждая положительным ответом, содержащееся в ее поведении (невербальном проявлении) при возвращении 03.09.2015 г.из ночного клуба негативное отношение из-за возникшего у них конфликта к Власову П.Л. Внушающим эффектом в этом случае являлось совпадение (резонанс) мнения значимого другого – мамы, с собственным мнением, во многом основанным в данном возрасте на чувстве эмоциональной близости и боязни наказания.

Результаты исследования показали, что Борисов П.А., обладает повышенным уровнем фантазирования, что проявляется в стремлении дорисовать картинки; кроме того, он сам, демонстрируя высокую привязанность к Власову П.Л., говорит с сожалением, что не может общаться с ним, так как он сидит в тюрьме из-за того, что он, боясь разгневанную вернувшуюся из ночного клуба маму, наговорил на дядю Петю, что он его целовал и совал в попу палец, хотя такого и не было.

По вопросу 2.3.

Уровень интеллектуального и речевого развития Павла находится в пределах средних нормативных значений и соответствует возрастному этапу развития ребенка.

По вопросу 2.4.

Павел отдает большое предпочтение общению с папой Лёшей, мамой, бабушками Аней и Людой, а также с дядей Петей. При выборе подарков на картинках Павел всегда их адресовал всем перечисленным лицам. Такое поведение Павла отражает возникающие общности с папой Лёшей, мамой, бабушками Аней и Людой, а также с дядей Петей, когда ребенок воспринимает себя и перечисленных лиц как единое, неразрывное целое.

По данным заключения № 48/2015-КПЛ при выполнении методики «Лесенка» Павел поставил на первую ступеньку робота (признак большой фантазии), на четвертую (вторым по порядку) – себя, что свидетельствует о его высокой адекватной самооценке; а вторую ступеньку (четвертым номером) он поставил дядю Петю, на третью – (третьим номером) маму, затем на четвертую – тетю, на пятую (под пятым и седьмыми номерами – бабушку Аню и папу Лёшу, на шестую – бабушку Люду. Таким образом, у Павла сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность; в его семье отмечаются хорошие отношения между ним, мамой, бабушками Аней и Людой, дядей Петей и папой Лёшей, он бережно относится к ним, сожалеет, что дядя Петя в тюрьме (как он говорит), хотя он ему ничего и не делал.

На момент обследования Павел в психолого-педагогическом плане соответствует своим возрастным нормам. Признаков задержки психического развития не обнаружено.

При выполнении методики «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллера в модификации Т.В. Румянцевой) Павел отразил в нарисованном кругу последовательно сначала себя в центре и кружком относительно большой величины, затем рядом с собой по окружности папу Лёшу, маму, бабушку Аню, бабушку Люду (несколько в стороне, хотя и на четвертом месте и шестом месте соответственно), затем - на пятом месте и рядом с собой дядю Петю.

Полученные данные свидетельствует о его большой привязанности в первую очередь к папе Лёше и маме; при этом для него очень важную ценность в плане общения имеют также бабушка Аня, бабушка Люда и дядя Петя и он также привязан к ним и хочет с ними общаться.

Таким образом, в семье Павла реализуется преимущественно демократический стиль воспитания; в то же время имеются признаки гиперопеки ребенка со стороны матери – Ульяны; он находится под бдительным надзором, он постоянно слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, свои интересы. Полученные данные свидетельствует о его большой привязанности в первую очередь к папе Лёше и маме. Мама очень значима для ребенка.

Во время исследования получены объективные данные о том, что мать – Ульяна, находясь в нетрезвом состоянии по возвращению из ночного клуба 03.09.2015 г., будучи уставшей, задавая вопросы, навела сына Павла на эхо-ответы в соответствии со своими ожиданиями, тем самым формируя негативный образ Власова П.Л., в глазах ребенка.

По вопросу 2.5.

Как уже отмечалось выше, у Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., отмечается высокий уровень внушаемости и склонности к фантазированию в силу возрастного этапа развития, незрелости психики; с высокой внушаемостью высоко связана эмоциональная неустойчивость. Также у Павла имеется и высокий уровень эгоцентризма в силу возрастного этапа развития. Эгоцентризм – это ощущение ребенка, что весь мир крутится вокруг него. Это мешает понять, что у окружающих могут быть свои собственные чувства, желания и потребности, и может приводить эгоцентриста к конфликтам. В детстве каждый ребенок – эгоцентрик, но естественно каждый в разной степени. Очень ярко эгоцентризм у большинства детей проявляется в раннем детском возрасте, и это является нормой, в том числе и для Павла.

По вопросу 2.6.

Павел тепло отзывается о Власове П.Л., говорит, что наговорил на него о том, что он его целовал и совал в попу палец, переживает, что Петя сейчас в тюрьме из-за него, и что ему не хватает общения с Петей, и он хочет с ним жить и общаться.

По вопросу 2.7.

Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., осведомлен о сексуальных взаимоотношениях Борисовой У.Д. и Власова П.Л. в соответствии с возрастным этапом своего развития – что у них отношения как у папы с мамой. Он также знает, что у него есть свой папа – Лёша; а это – дядя Петя.

По вопросу 2.8.

Как уже отмечалось выше, во время исследования получены объективные данные о том, что мать – Ульяна, находясь в нетрезвом состоянии по возвращению из ночного клуба 03.09.2015 г., будучи уставшей, задавая вопросы, навела сына Павла на эхо-ответы в соответствии со своими ожиданиями, тем самым формируя негативный образ Власова П.Л. в глазах ребенка.

По вопросу 2.9.

Как уже отмечалось выше, на текущий момент Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., находится в состоянии эмоционального благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Он уверен в себе, легко общается со сверстниками и взрослыми, принимает активное участие в познании окружающего мира, у него высокий уровень самочувствия, активности и настроения. Ребенок достаточно адаптирован и не находится в стрессе.

По вопросу 2.10.

Уровень речевого развития Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует лексико-грамматическим и словарным характеристикам его ответов в процессе следственных действий (допроса). Павел в соответствии со своим возрастным этапом развития в достаточной мере понимает и употребляет глаголы с различными лексическими значениями (эмоционального состояния человека, движения, предметных действий, антонимов - приставочных глаголов с противоположным значением, глаголов с разными основами, глаголов-синонимов, возвратных глаголов и др.); различает единственное и множественное число; обладает умением завершать незаконченную фразу и умением составлять предложения из слов в начальной форме (при постепенном усложнении синтаксической структуры предложений).

Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка Автор неизвестен

52. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

При рассмотрении данного раздела необходимо учитывать бурное развитие организма подростка (юноши и девушки) от 12 до 18 лет. Перестройка охватывает в целом все органы и системы и приводит их к психическому и половому созреванию, изменению физиологических и биохимических процессов и нередко к пубертатному кризу. Последний хотя имеет решающее значение в становлении характера, поведении и действиях несовершеннолетних, в то же время может способствовать превращению отдельных психических отклонений в стойкие патологические черты личности, обусловливающие антиобщественное поведение. Нарушения же темпа полового созревания могут у них стать источником патологического формирования психики со всеми вытекающими из этого социальными последствиями.

Следует указать на такую особенность, как резкая динамичность психопатологического состояния подростков с еще формирующейся психопатией. Поэтому так довольно часты неидентичные экспертные заключения психиатров на состояние здоровья психически больных подростков. Необходимо также признать и то, что судебно-психиатрическая экспертиза частных форм психических заболеваний у подростков представляет значительные трудности. Подростки значительно чаще, чем взрослые, подвергаются комплексным судебным психолого-психиатрическим экспертизам, так как именно психологи дают наиболее объективные данные об уровне умственного развития подростка, особенностях и структуре познавательных процессов, эмоционально-мотивационной сфере, волевой устойчивости, умственной работоспособности и т.п. Также следует указать и на то, что вопрос об использовании психологических исследований в качестве параклинического метода в процессе судебно-психиатрической экспертизы решает не суд и следственные органы, а судебно-психиатрический эксперт.

Рассматривая судебно-психиатрическую экспертизу, необходимо специально выделить положение о том, что при данных экспертизах из-за сложности оценки их результатов судебно-психиатрическими экспертами допускается определенный субъективизм. На это влияют установки и взгляды различных психиатрических школ, неодинаковые знания и личный опыт. Именно поэтому в судебной психиатрии принято коллегиальное экспертное исследование подэкспертных для достижения более объективного и правильного заключения. Этим достигается большая авторитетность и доказательность судебно-психиатрических экспертных заключений.

Законодатель в ст. 195 УПК РФ определил порядок назначения экспертиз. В то же время практика говорит о некоторых трудностях у юридических работников при вынесении постановления (определения) о производстве судебно-психиатрической экспертизы и постановке конкретных вопросов, на которые судебно-психиатрическим экспертам необходимо дать ответы.

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВОЛОС Волосы в качестве вещественных доказательств фигурируют в делах об убийствах, изнасилованиях, нанесении телесных повреждений, кражах, хищениях животных и т.д.В зависимости от характера и особенностей преступления волосы могут

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

35. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСКУССТВЕННЫХ И ПРИТВОРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ Судебно-медицинскому эксперту приходится проводить исследования по поводу подозрения на искусственную или притворную болезнь в тех случаях, когда такие болезни являются основанием для привлечения

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

43. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУПА В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения № 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» экспертное исследование

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

44. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КРОВИ Следы крови играют важную роль в следственной практике, поскольку они часто являются следами происшествия или совершенного преступления Вопросы, разрешаемые при экспертизе следов крови, определяются как обстоятельствами дела,

Из книги автора

45. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЛА Материалы уголовного или гражданского дела являются одним из объектов судебно-медицинской экспертизы. Порядок производства этих экспертиз регламентирован Приказом Минздрава «Об утверждении Инструкции по

Из книги автора

49. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Судебно-психиатрическая экспертиза является основным разделом и приоритетным направлением судебной психиатрии. Исходя из актуальных потребностей правосудия она преследует цель: оценить и дать экспертное заключение психическому

Из книги автора

120. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы Почти по каждому уголовному делу проводится судебно-психологическая или судебно-психиатрическая экспертиза для определения вменяемости обвиняемого. В случае возникновения при производстве судебной

Из книги автора

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве Одним из источников доказательств в гражданском процессе является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.К

Из книги автора

13.2. Судебно-психологическая экспертиза: пели и задачи Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом - экспертом - на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после

Из книги автора

13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в

Из книги автора

13.4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении

Из книги автора

13.7. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных

Из книги автора

13.8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза Необходимость проведения посмертной судебно-психологической экспертизы может возникнуть при расследовании дел различных категорий. Прежде всего она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда

Из книги автора

13.12. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе Последние годы в гражданском судопроизводстве установилась практика проведения судебно-психологических экспертиз для решения вопросов, относящихся к компетенции

Из книги автора

13.13. Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде Данный вид экспертизы проводится как в уголовном, так и в гражданском процессе.В ст. 151 ГК РФ моральный вред определяется как «физические или нравственные страдания». Толкование этого понятия дано в

Из книги автора

13.14. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза К компетенции этой экспертизы относится решение следующих задач:? квалификация психического состояния испытуемого, определение природы, вида и типа психической патологии, ее тяжести и личностного выражения,



Просмотров