Прокурорский надзор краткий конспект лекций. · далекой от оптимальной работой судов общей юрисдикции вследствие непродуманного проведения судебной реформы. · перераспределения правозащитных полномочий между судами, прокуратурой, другими правоохранительным

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса прокурорский надзор, с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре» и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по состоянию 10 ноября 2015 года.

Конспект лекций содержит основные положения о прокурорском надзоре в Российской Федерации.

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения прокурорского надзора слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Данная электронная книга разработана на основе следующего пособия:
Батычко Вл.Т., Батычко Вик.Т. Прокурорский надзор. Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.

Лекция 1. Понятие и содержание прокурорского надзора
1.1. Понятие, предмет и система прокурорского надзора
1.2. Возникновение и развитие органов прокуратуры
1.3. Сущность, цели и задачи прокурорского надзора
1.4. Функции прокурорского надзора
1.5. Принципы организации прокурорского надзора

Лекция 2. Система органов и учреждений прокуратуры
2.1. Система органов прокуратуры в Российской Федерации
2.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации
2.3. Территориальные прокуратуры
2.4. Специализированные прокуратуры

Лекция 3. Служба в органах и учреждениях прокуратуры
3.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры
3.2. Назначение на должности в органах прокуратуры
3.3. Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры
3.4. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
3.5. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

Лекция 4. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
4.1. Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов
4.2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
4.3. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ

Лекция 5. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности
5.4. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Лекция 6. Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
6.1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания
6.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
6.3. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
6.4. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела
6.5. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования

Лекция 7. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел
7.1. Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства
7.2. Участие прокурора в стадии подготовки к судебному заседанию
7.3. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
7.4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом инстанций
7.5. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции
7.6. Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел

Лекция 8. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
8.1. Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
8.2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы
8.3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Лекция 9. Иные функции органов прокуратуры
9.1. Участие прокурора в уголовном преследовании
9.2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
9.3. Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве
9.4. Участие прокурора в правотворческой деятельности

Конспект лекций выполнен на основе материалов книг :
1. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов м факультетов с приложением нормативных актов. М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2001;
2. Прокурорский надзор. Ответы на экзаменационные вопросы / A.M. Гатин, И.М. Хужокова. - М: Издательство «Экзамен», 2004;
3. Прокурорский надзор: Учебник/Винокуров Ю.Е. и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005;
4. Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2008.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Таганрогский государственный радиотехнический университет

В. Н. Дранников

КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Учебное пособие
Для студентов специальности
021100 Юриспруденция

Таганрог 2004

Рецензент: канд.юр.наук Зарва Г.Н. (Таганрогский институт управления и экономики).

Дранников В.Н.
Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное
пособие. − Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 120 с.

Настоящее учебное пособие представляет собой набор основных лекций по
общей части учебной дисциплины «Прокурорский надзор», которые систематизированы в определенной последовательности.
Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников высших образовательных учреждений. Может представлять практический
интерес и для широкого круга читателей, интересующихся юриспруденцией.

С Дранников В. Н., 2004

Содержание:
Указатель сокращений……………………….……………………………….. 4
1. Лекция № 1.
Содержание и основные понятия
дисциплины «Прокурорский надзор»…..…………………………………… 5
2. Лекция № 2.
Исторические этапы учреждения,
становления и развития прокуратуры
России…………………………………………………………………………. 8
3. Лекция № 3.
Предмет, функции, направления
и система учебной дисциплины
«Прокурорский надзор»……………………………………………..………. 36
4. Лекция №4.
Цели, задачи и принципы
деятельности прокуратуры РФ……………………………………………… 40
5. Лекция № 5.
Система, структура, организация
и управление деятельностью
прокуратуры РФ ……………………………………….…………………….. 44
6. Лекция № 6.
Правовое регулирование деятельности
прокуратуры РФ……………………………………………………………… 58
7. Лекция № 7. Специализированные прокуратуры в РФ ………………… 63
8. Лекция № 8. Концепция развития прокурорского надзора в РФ………. 69
Приложение
1. Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 года (извлечение)…………………………………………………………………………….. 74
2. Федеральный Закон
«О прокуратуре Российской Федерации»
(в редакции федеральных законов:
от 17.11.95 № 168 – ФЗ, от 10.02.99 № 31
– ФЗ, от 19.11.99 № 202 – ФЗ, от 02.01.2000 № 19 – ФЗ)………………..… 77

Указатель сокращений:

Арбитражно-процессуальный кодекс.

БВС СССР

Бюллетень Верховного Суда СССР.

БВС РСФСР –

Бюллетень Верховного Суда РСФСР.

Бюллетень Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ.

Главная военная прокуратура.

Гражданский кодекс РФ.

Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Министерство внутренних дел РФ.

Исправительное учреждение.

Оперативно-розыскная деятельность.

Оперативно-розыскные мероприятия.

Российская Федерация.

Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Федеральный Закон.

Федеральная служба безопасности.

Лекция № 1. Тема: Содержание и основные понятия дисциплины
«Прокурорский надзор».
1. Краткое содержание курса.

1. Краткое содержание курса.
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в
Российской Федерации, согласно Конституции РФ и Федеральному Закону «О прокуратуре Российской Федерации», рассматривается как одна из самостоятельных
форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач
по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости, а также является одной из наиболее
существенных гарантий по реальной охране прав и законных интересов граждан.
В содержание курса правовой дисциплины «Прокурорский надзор» в первую очередь входят:
- раскрытие задач прокуроров и их полномочий;
- существо актов прокурорского реагирования (протест, представление, постановление – универсальны для всех направлений прокурорской деятельности, но в каждом
из них есть своя специфика), их структура, реквизиты, требования правового и стилистического характера;
- изучение тактики и методики осуществления прокурорского надзора;
- положение о единстве и неделимости прокурорского надзора (акты, равная мера
прокурорского реагирования на любую проблему);
- система и структура органов прокуратуры;
- формы участия прокуратуры в совершенствовании законодательства и правовой
пропаганды;
- взаимодействие с другими правовыми учебными дисциплинами (уголовное и уголовно-процессуальное право, гражданское и гражданско-процессуальное право,
административное право, уголовно-исполнительное право, криминалистика, семейное право, трудовое и др. отрасли права).
2. Общепринятая терминология.
Для успешного усвоения курса прокурорского надзора необходимым условием является освоение терминологии, которая выработана в теории и практике
прокурорского надзора и активно используется в научной, учебной и практической
деятельности.
Коренным практически для всех остальных терминов является понятие
«прокурор». Однако для удобства усвоения курса освещение этих терминов целесообразно разделить на две группы в зависимости от того, является ли то или иное
понятие правовой категорией закона или же не упоминается в нем, но присутствует
в литературе по прокурорскому надзору, разрабатывалось в одноименной теории.
Итак, к первой группе терминов относятся:
прокурор − физическое лицо, состоящее на постоянной (или временной) службе в
органах прокуратуры, принятое на работу в установленном ФЗ «О прокуратуре РФ»

Порядке и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.
«прокурор» имеет два значения:
1) должностное лицо собирательное, обобщающее;
2) другие должностные лица, выполняющие прокурорские
функции.
Прокурорский работник – под ним, согласно Федеральному Закону «О прокуратуре РФ» ст.41, понимается работник органа учреждения прокуратуры, имеющий
классный чин или воинское звание, но выполняющий функции, не связанные с надзором или следствием и др. оперативной деятельностью (научной, педагогической и
др.).
Прокурорский надзор – триединое понятие:
1) основная функция прокуратуры, как самостоятельный и специфический
вид государственной деятельности федеральной государственной службы
(надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел в суде,
участие в правотворческой деятельности, координация борьбы с преступностью и др.).
Важнейшая функция – надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;
2) отрасль юридической науки – сумма знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, методах и средствах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора, проблемах эффективности этой деятельности и т.д. (тесная взаимосвязь с науками: уголовное,
уголовно-исполнительное, гражданское и арбитражно-процессуальное право, криминалистика и др.);
3) учебная дисциплина – часть учебных программ юридических образовательных учреждений, которая по структуре и содержанию делится на общую и особенную части, как и во всех юридических дисциплинах.
В общей части рассматриваются вопросы предмета, метода, системы, целей, задач и
принципов, а также полномочий прокуроров и т.д.
Содержанием особенной части является правовая информация об особенностях осуществления деятельности прокуратур на отдельных направлениях прокурорского надзора, о специфике прокурорского реагирования на различные виды
неточности требований Конституции РФ и всех законов.
Предмет прокурорского надзора – также входит в эту группу (тема 3, вопрос 1).
Полномочия прокурора – совокупность его прав и обязанностей, установленные ФЗ
«О прокуратуре РФ» ст.22 (требования предоставления материалов, статистики и
др. сведений), ст. 30 (исполнение законов при осуществлении ОРД, следствия, дознания, отмены при этом незаконных решений и т.д.). Ряд полномочий предоставляются соответствующими статьями УК, ГК, АрбК, УПК, ГПК, АрПК и др. законами
РФ при обязательном учете должностного положения прокурора и сферы его деятельности.

Вторая группа терминов курса прокурорского надзора содержит следующие:
Объект прокурорского надзора. Под ним следует понимать деятельность, связанную с исполнением законов, государственных органов, учреждений, организаций,
органов местного самоуправления, а также должностных и физических лиц.
Субъект прокурорского надзора – участник прокурорско-надзорной деятельности
(прокурор в узком и широком смысле этого термина), производящий проверку исполнения законов юридическими и физическими лицами (субъектами надзора). И
тех и других может быть несколько в ходе одной проверки.
Правовые средства прокурорского надзора – предусмотренные законами действия
и правовые акты, с помощью которых регулируются полномочия прокуроров
По цели правовые средства прокурорского надзора классифицируются на
следующие группы:
- правовые средства, направленные на выявление нарушений законов (требования от
руководства поднадзорных органов предоставления для прокурорской проверки
необходимых документов, их копий, материалов, статистических и иных сведений);
- правовые средства, направленные на устранение выявленных нарушений законов
(протесты на незаконные действия поднадзорных; внесение представлений об устранении нарушений законов и обстоятельств, им способствовавших; требования об
отмене любых незаконных и необоснованных постановлений органов дознания,
следователей, а также постановлений администрации органов и учреждений);
- правовые средства предупреждения нарушений закона (санкционирование действий и решений должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; дача согласия на совершение определенных действий, предусмотренных законом; принятие
решений; участие в производстве следственных и других процессуальных действиях; дача указаний следователю или дознавателю по вопросам квалификации преступления и т.д., внесение представлений);
- правовые средства привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законов (возбуждение уголовного дела, возбуждение производства об административном правонарушении; представление с предложением о наложении дисциплинарного взыскания);
- правовые средства возмещения ущерба, причиненного нарушением закона (предъявление и поддержание в судах иска в интересах пострадавших; дача письменных
указаний органам дознания и предварительного следствия о принятии мер по обеспечению гражданского иска).
Акты прокурорского надзора (реагирования) – документы, закрепляющие
специальное решение прокурора, которое выражает его реакцию на выявленные
нарушения закона (постановления, протесты, представления, письменные требования).
Методы и тактика прокурорского надзора также относятся к этой группе терминов, но рассмотрению их посвящен второй вопрос настоящей темы.

Контрольные вопросы
1.
2.
3.
4.
5.

Сформулируйте определение прокурорского надзора.
Назовите основные составляющие содержания прокурорского надзора.
По каким признакам определяются составы групп основных терминов
прокурорского надзора?
Приведите состав и понятие первой группы термина прокурорского надзора.
Приведите состав и понятия второй группы терминов прокурорского надзора.

Лекция № 2. Тема: Исторические этапы учреждения, становления
и развития прокуратуры России.
1.
2.
3.
4.

История возникновения прокуратуры в зарубежных странах.
Возникновение прокуратуры в России.
Послепетровский период развития прокуратуры в России.
Губернская реформа 1779 года в России и совершенствование
структуры органов прокуратуры.
5. Судебная реформа 1862 года.
6. Дооктябрьский период деятельности органов прокуратуры.
7. Послеоктябрьский период деятельности прокуратур в России.
8. Учреждение самостоятельных органов прокуратуры в СССР.
9. Военный период деятельности прокуратур.
10. Послевоенное развитие органов прокуратуры СССР (до 1992
года).
11. Развитие прокуратуры Российской Федерации (1992-н/в).
1. История возникновения прокуратуры в зарубежных странах.
На переломном этапе нынешних радикальных преобразований, когда
кризисное российское общество находится в поиске подходящих моделей государственных структур, часто с оглядкой на западный мир, юристы всё с большим интересом обращают внимание на многовековую историю петровского творения – прокуратуру. При этом они отмечают поразительное сходство противоречивой ситуации времен петровских и нынешних. Как и в тот переломный для Отечества период,
прокуратура сейчас подвергается суровому испытанию – от попыток растворения ее
независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного «ока государева».
Указом Петра I от 2 марта 1711 года в России учреждается фискальная
служба, назначение которой состояло в том, чтобы «… над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего». В 1713
году в России вводится должность Генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714
года «О должности фискалов». В Указе получили четкое разграничение компетенции обер-фискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых). К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требова-

Ния. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярна в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и
правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.
За образец этой службы Петр I взял, по мнению некоторых источников,
государственные органы Франции, по мнению других − Германии, но на наш
взгляд, это разногласие не представляется существенным, так как появление первого органа власти, который выполнял функции надзора, связано с процессом утверждения королевской власти во Франции и борьбой королевской власти с феодальными сепаратистскими тенденциями. Как известно, в общеисторический промежуток времени Французское государство являлось одним из наиболее прогрессивных
государств в Европе, развивающихся на пути к установлению абсолютизма и складыванию единого национального государства. В связи с этим логично было бы
предположить, что Германия в дальнейшем позаимствовала у Франции некие черты
государственного устройства.
Следует отметить, что, в отличие от судопроизводства, зародившегося в
далеком прошлом, прокуратура в механизме государственности возникла сравнительно недавно. Считается, что впервые прокуратура была образована во Франции в
XIV веке в период инквизиционного процесса. Король Филипп IV Ордонансом от
25 марта 1302 года учредил прокуратуру как орган представительства интересов
монарха.
С первых лет существования это был сугубо обвинительный, карательный орган. Прокуратура Франции была предназначена для исполнения воли короля,
влияние которого на формирование ее органов и определение направлений в ее деятельности было весьма сильным. (Не без причины прокуратуры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля».)
Сфера деятельности королевских прокуроров постоянно расширялась.
При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения отнюдь не сводились к
сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк
В.И. Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».
Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем»
защищал интересы королевской короны, вплоть до того, что следил, чтобы кто-либо
из вельмож самостоятельно не присваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы
промыслов и торговли, учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначениями королевских чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявленным требованиям, чтобы и здесь не нарушались интересы короля.
Со временем в круг обязанностей прокурора был включен даже контроль
за работой сеньориальных и церковных судов. Велика была роль прокуроров и при
производстве дознания.
В 1586 году был принят Закон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определил место прокуратуры в системе государственных

Органов. В сферу полномочий прокурорского надзора закон включил: деятельность
прокурора административно-политического характера; надзор за производством
следствия; судебно-правовую деятельность.
Очень важное значение для уголовного процесса Франции имел Ордонанс 1670 года, которым разделялось расследование в суде гражданского и уголовного исков, а сторона публичного обвинения в лице королевских прокуроров получила право предъявлять обвинение в совершении преступлений, влекущих за собой
позорящие и мучительные наказания. Однако в те времена, как отмечал Н.Н. Полянский, « прокурор не возбуждал дела самостоятельно: он мог выступать лишь в
качестве изобличителя, тогда как инициативой возбуждения дела и правом расследования обладал судья. Преимущество судьи перед прокурором было очевидным:
даже рассмотрение уголовных дел происходило без участия прокуроров.
В дальнейшем прокуратура Франции претерпела различные преобразования, наиболее интенсивно проходившие в период 1789-1810 годов. Тем не менее, ее
основное предназначение оставалось неизменным: выполнение так называемых
карательных функций, обеспечение незыблемости держателя верховной власти в
государстве. Эти функции прокуратуры были особенно важны в связи с распространением казнокрадства, взяточничества, бороться с которыми представлялось
возможным лишь с помощью специальной государственной службы. Не случайно
именно прокуратура Франции послужила образцом для создания аналогичных правовых институтов в других странах, в том числе в России.
В последующие периоды прокуратура Франции претерпела весьма существенные преобразования (1789-1810 гг.), однако основное ее предназначение осталось прежним – выполнение карательных функций в государстве, обеспечение незыблемости держателя верховн

План:

    Прокуратура в государственно-правовой системе РФ.

    Предмет и система курса «Прокурорский надзор».

    Основные понятия курса «Прокурорский надзор».

Вопрос 1.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. (ст. 10 КРФ).

В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение и в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» (в действующей редакции) представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 Закона).

Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные органы государственной власти, осуществляющие правоприменение. Компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Законом о прокуратуре на нее также возложен надзор за исполнением законов:

    Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

    Судебными приставами;

    Администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, а также координацию деятельности правоохранительных органов.

Названные функции и направления деятельности определяют и основные параметры характеристики отношений прокуратуры с органами исполнительной власти. Особенно это касается ее отношений с иными правоохранительными, а также контролирующими органами.

Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, за соответствием законодательству их действий и решений, направленных на выявление правонарушений, привлечение виновных к юридической ответственности.

Контролирующие органы обязаны предоставлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе для преследования лиц, совершивших преступления.

Прокуратура обязана информировать контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным ими материалам, при необходимости вносить предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои интересы, права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных федеральными законами. В суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, кассационное или частное представление на незаконные либо необоснованные приговор, определение или постановление суда, а в арбитражный суд – апелляционную или кассационную жалобу на незаконное или необоснованное решение.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться к Пленуму ВС РФ, Пленуму ВАС РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, административным, уголовным и иным делам. Т.о. прокурор в судах общей юрисдикции и арбитражных судах выступает в качестве стороны или участника соответствующего судебного разбирательства.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.

При этом следует подчеркнуть, что суд принимает решения независимо от кого бы то ни было и подчиняется только закону.

Прокуратура и Конституционный Суд РФ.

Конституция РФ не указала Генерального прокурора РФ в числе субъектов полномочных обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик, уставов, а также иных законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в законную силу международных договоров РФ (ст. 125). Вместе с тем согласно ФКЗ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» с последующими изменениями постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Генеральному прокурору РФ (ст. 77) как руководителю системы прокуратуры РФ, осуществляющей надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Это связано с юридической силой указанных постановление и заключений, ибо акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Прокуратура РФ и Президент РФ.

Характер задач и полномочий прокуратуры исключает возможность ее отнесения к органам исполнительной власти. Хотя отдельные элементы таких взаимосвязей присутствуют в отношениях прокуратуры с Президентом РФ как с главой государства.

Так, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ только по представлению Президента РФ.

Прокуратура РФ и законодательная власть.

Взаимоотношения прокуратуры как федерального государственного органа, основное назначение которого состоит в надзоре за исполнением законов, и Федерального Собрания – парламента РФ предопределяются тем, что парламент является представительным и законодательным органом РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального собрания и Президенту РФ доклад ос состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.

Генеральный прокурор РФ или иные должностные лица прокуратуры регулярно информируют палаты парламента по различным вопросам законности и правопорядка. Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов о фактах нарушения законов проводят проверку информации и принимают соответствующие меры реагирования.

Согласно закону Председатель Совета Федерации в порядке, установленном этой палатой российского парламента, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

М. П. Поляков, А. В. Федулов

Прокурорский надзор

Принятые сокращения

Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

СК Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

ТК Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ

УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Закон об ОРД – Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

ОРД – оперативно-розыскная деятельность

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

СНГ – Содружество Независимых Государств

РФ – Российская Федерация

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор в Российской Федерации» изучается на всех юридических факультетах вузов РФ. Освоение этого курса происходит, как правило, на завершающем этапе обучения студентов, что вполне обоснованно.

Во-первых, деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов касается практически всех сфер общественных отношений, которые урегулированы нормами права.

Очевидно, что для полного и всестороннего изучения организации работы органов прокуратуры студентам необходимо обладать достаточными знаниями как о системе нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения, так и непосредственно о законности самой деятельности органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций.

Например, рассматривая функцию прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД, необходимо знать систему нормативно-правовых актов, регламентирующих этот вид правоохранительной деятельности. Изучая надзор прокуратуры за законностью деятельности органов предварительного следствия и дознания, студент должен хорошо разбираться в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Рассматривая участие прокурора в арбитражном и гражданском судопроизводстве, необходимы знания арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального прав.

Во-вторых, как правило, на завершающем этапе обучения будущие правоведы уже имеют представление о том, чем они будут заниматься в дальнейшем. Кто-то из них станет представлять интересы граждан и юридических лиц в «судебных баталиях», где прокурор может занимать сторону, противоположную интересам подзащитного. В этом случае знания полномочий прокурора, тактики и методики организации его работы, а также умение вести с ним аргументированный спор в условиях состязательного судопроизводства являются одной из гарантий победы адвоката.

Для тех, кто поступит на службу в правоохранительные органы, прокурор будет являться должностным лицом, координирующим и направляющим деятельность по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Например, осуществляя уголовное преследование, прокурор является руководителем досудебного производства по уголовному делу. Его указания и распоряжения обязательны для исполнения как органами предварительного следствия и дознания, так и лицами, уполномоченными осуществлять ОРД. Знание положений соответствующих законов и ведомственных нормативно-правовых актов позволит избежать неприятных конфликтов с сотрудниками прокуратуры при исполнении ими своих обязанностей. Прочные знания об организации и деятельности органов прокуратуры имеют важное значение для успешной карьеры будущего юриста.

Следует различать прокурорский надзор как отрасль юридической науки и как учебную дисциплину.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» базируется на основах юридической науки, связанных с изучением организации и деятельности прокуратуры. Предметом данного курса являются:

теоретические положения о месте и роли прокуратуры в системе реализации государством своих функций; цели и задачи деятельности органов прокуратуры, а также принципы ее организации и функционирования; историческое развитие учреждений прокуратуры в России;

правовое регулирование организации и деятельности органов прокуратуры; правовой статус прокурора и его полномочия по выявлению и устранению нарушений законности, а также правовые средства и методы прокурорского реагирования для принятия соответствующих мер;

– тактика и методика организации работы органов прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законов в различных отраслях.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изучающих:

– закономерности развития общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за соблюдением законности;

– средства и формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;

– практику применения законодательства о деятельности прокуратуры.

1.2. Прокуратура в системе органов государственной власти

Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторъх, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т. е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Руководствуясь данной книгой, студент сможет в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. В книге с учетом последних изменений в законодательстве РФ в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Прокурорский надзор». Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов. Структура и содержание книги соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов юридических вузов.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.


Просмотров