Прокурор в арбитражном процессе не пользуется правом. Постановления пленума вас рф

Все о налогах на лотерею. Рассматриваются налоги на выигрыш в лотерею в России и других странах. Налогооблажение серьезно различается в зависимости от страны, есть даже страны, где лотерейные выигрыши вообще не облагаются налогом.

Налоги с лотереи в России

Играя в лотерею, каждый игрок, разумеется, стремится сорвать джекпот. Но всегда необходимо помнить, что в соответствии с текущим законодательством России он обязан заплатить налог. Вкратце говоря, каждый гражданин РФ, выигравший в обычную (не стимулирующую – это принципиально!) лотерею, обязан заплатить налог на доходы физических лиц в размере 13% от сумы выигрыша. При этом он обязан самостоятельно представить декларацию о доходах с указанием своего выигрыша до 30 апреля следующего года в налоговую инспекцию по месту прописки, и самостоятельно же до 15 июля заплатить эти самые 13%. Если же этого не сделать, то Вас могут оштрафовать, и в конечно счете арестовать Ваше имущество. А в случаи больших сумм, может наступить и уголовная ответственность. Таким образом, выигрыш в лотерею облагается налогом и этот налог разумнее заплатить .

Вышеприведенное справедливо так же и для случая, когда гражданин России играет в иностранную лотерею , причем не важно, покупает он билеты самостоятельно либо играет через лотерейных посредников . В некоторых случаях существует опасность двойного налогообложения, то есть когда Вы заплатите налог с выигрыша в лотерею и в стране, в которой выиграли, и в России. Если Вы налоговый резидент в России, то есть проживаете, грубо говоря, в стране больше полугода, то обязаны заплатить подоходный налог, в том числе и с лотерей, даже с дохода, полученного за пределами страны.

Но, вместе с тем, такие случаи редки. Дело в том, что Россия заключила договоры о двойном налогообложении практически со всеми развитыми странами. А это значит, что налог платится только один раз – либо в стране, где Вы выиграли, либо в РФ. Есть и еще одна возможность, дело в том, что в некоторых странах налоги с лотерейных выигрышей отсутствуют. О лотерейных налогах в других странах читайте во второй части этой статьи.

Разъяснения по вопросу двойного налогообложения лотерейных выигрышей освещены в письме Управления Федеральной налоговой службы по г. Москва №20-14/38701 от 2 мая 2012 года. Так как этот документ не всегда можно легко найти в свободно доступе, то мы выложили его на сайт. Вот ссылка .

Если Вы хотите ознакомиться с темой налогообложения лотерей подробнее, с юридической точки зрения, то читайте ниже:

Основным законом, регулирующим лотереи в России является ФЗ №138 от 11.11.2003 года, который так и называется – «О лотереях». Основными субъектами правовых отношений, прописанными в нем, считаются организатор, оператор и участник лотереи. Организатор – это организация, имеющая право проводить лотерею на территории РФ либо самостоятельно, либо с помощью сторонней организации – оператора.

Под проведением лотереи понимается распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками, розыгрыш призового фонда, а так же заключение договоров при необходимости соответственно с оператором, производителями билетов, необходимого оборудования и так далее. Проведение лотереи предполагает также выплату или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В законе прописано два вида лотерей:

Обычная, когда для участия нужно заплатить (купив лотерейной билет). Призовой фонд в этом случае формируется из этих средств. И стимулирующая, когда оплата за участие не требуется и призовой фонд формируется отдельно (такие лотереи часто проводятся крупными магазинами в рекламных целей. Так же этот вид лотерей используют в целях легализации своей деятельности владельцы игорного бизнеса).

Налогообложение выигрышей в лотереи регламентируется 23-й статьей Налогового кодекса «Налог на доходы физических лиц». Иными словами, это подоходный налог с лотереи.

В соответствии с 32-й главой Налогового кодекса, и платить и отчитываться по доходам от лотерейных выигрышей обязаны получатели дохода, то есть физические лица, и делать это они должны самостоятельно. Это следует из пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ, в которой сказано, что самостоятельно исчисление и уплату налогов производят физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Сумма выигранных денежных средств и является налоговой базой. Ставка налога стандартная – 13%. В инспекцию ФНС по месту учета физическое лицо обязано подать декларацию до 30 апреля года, следующего за отчетным. Уплатить же налог нужно не позднее 15 июля. Следует отметить, что налог на выигрыш в лотерею далеко не самый высокий в мире. Однако лотерейные налоги в других странах мы обсудим ниже.

Возвращаясь к 23-й главе НК, ни организаторы, ни операторы не должны ни считать, не уплачивать налоги, с выигрышей. То есть, иными словами, подоходный налог с лотереи рассчитывает и платить непосредственно сам выигравший.

Вопрос налога на лотерею в случае стимулирующих лотерей сложнее. Как мы уже отмечали ранее, подобные лотереи часто проводятся рекламными целями.

По мнению Налоговой службы, стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, то организатор таких лотерей фактически является налоговым агентом, и должна сама удержать налог с выигрышей (Письма Минфина №03-04-05-01/181, 03-04-06-01/37). Налоговая ставка по данной категории доходов, в соответствии с п.2 ст. 224 НК равна 35% процентов. Помимо этого, если выигрыш - это не денежная сумма, а некий вещественный приз, то организатор обязан сообщить о невозможности удержания налога в ФНС, а так же победителю.

Что касается ответственности за неуплату лотерейных налогов, то с точки зрения НК РФ это статья 122: в соответствии с п. 1 за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий или бездействия налагается штраф до 20% от невыплаченных сумм налога. Необходимо отметить, что штрафуются только те, кто подал неверную налоговую декларацию о доходах. Но если декларация подана правильной и с соблюдением сроков, то штрафа нет. В этом случае надо выплатить недоимку и, возможно, пеню. Если же декларация не подавалась вовсе, то уплачивается штраф в 5% от неуплаченной суммы.

При обнаружении неуплаты либо не полной уплаты налогов ФНС отправляет требование, в котором указывается сумма и сроки оплаты. При дальнейшей неуплате начинается процесс взыскания, при котором в первую очередь списываются средства должника, находящиеся на банковских счетах. Если их недостаточно, то арестовывается имущество. Естественно, в случае взыскания на счет имущества, в первую очередь арестуют автомобили, недвижимость и т.д. Вместе с тем, следует помнить, что если квартира является единственным жильем должника, то она не подлежит аресту.

При крупных задолженностях по налогам, ФНС передает материалы в МВД, которая, после доследственной проверки, может уже передать их в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела. В Уголовном кодексе есть три статьи, которые касаются неуплаты налогов – 198, 199, 199-1.

Поэтому, еще раз подчеркнем, что налог на выигрыш в лотерею лучше заплатить, и сделать это своевременно .
О других законах, касающихся лотерей, читайте в статье лотерейное законодательство.

Лотерейные налоги в других странах

Начнем с Европейских лотерей. В разных странах Евросоюза налоговое законодательство в отношении выигрыша в лотереи различается. Ниже кратко приведены налоговые ставки на лотерейные выигрыши.

В Испании до 2013 года выигрыши в лотерею налогом вообще не облагались. Однако под влиянием кризиса, с 1 января 2013 года налог был введен. Следует отметить, что выигрыши меньше 2500 евро не облагаются налогом. В противном случае налоговая ставка составит двадцать процентов. Это касается всех, а не только граждан Испании. То есть если Вы выиграете через интернет, то платить все равно придется.

В Великобритании и Германии лотерейный выигрыш не облагается налогом. Так же нулевая ставка налога на лотерейный выигрыш в Финляндии.

В Италии налог на лотерейные призы равен шести процентам. Сумма при этом должна превышать пятьсот евро. В Болгарии победители лотерей платят десять процентов, в Чехии – двадцать процентов.

Вообще, попытаемся ниже ответить на вопрос, какой налог придется платить россиянам, которые решили сыграть не в российские лотереи, а в иностранные.

Повторимся, что если между Россией и страной, где был куплен билет, существует договор об избежании двойного налогообложения, то выигравший платит налог только в той стране, где выиграл. А вот если такого договора нет, то налог необходимо платить два раза.

В Австралии так же нет налогов на лотерейные выигрыши.

И в заключении об одной из самых лотерейных стран – США. Самый высокий налог на выигрыш платится с американских лотерей. Он зависит от штата, где был куплен билет. Минимум – это двадцать пять процентов, что является ставкой федерального налога. К нему может прибавится локальный – налог штата, или даже отдельного города. Например в Мичигане дополнительный налог на выигрыш в лотерею - 4,35%, в Иллинойсе – 3%, в Нью-Джерси – 10,8%, а в штатах Калифорния, Техас и Невада он вообще отсутствует.

В итоге, учитывая все налоги, счастливчик может лишиться почти сорока процентов от суммы выигрыша. Если Вы - гражданин России выиграли в Американскую лотерею, причем не важно, покупая билеты лично, либо через интернет, то Вы заплатите по максимуму – 35 процентов - это прописано в Американском законодательстве.

Например, Вы единолично выиграли 640 миллионов долларов в мегамиллионы. Из 42 штатов – участников этой лотереи, в пяти – Нью Хемпшир, Теннесси, Техас, Вашингтон и Южная Дакота налогов на лотерейный выигрыш штата вообще нет. Остается федеральный налог – 35%. Т.е. со свих 640 Вы отдадите 161 миллион долларов. А если вы, например житель Нью-Йорка, то 8,8% уйдут с бюджет штата, 3,9 – в бюджет города. Федеральный налог так же придется платить. Таким образом, Вы лишитесь уже 199 миллионов долларов.

Налог на выигрыш - средства, которые должны быть оплачены в государственную казну. Каждый гражданин, принимающий участие в каких-либо играх, должен помнить об этом.

Элементарные правила налогообложения просты и не требуют никакого специального образования. В них нужно самостоятельно разобраться, дабы избежать ошибок в будущем. Единственное отличие налогов - регуляторы.

В РФ игорный бизнес считается региональным. Другими словами, ставка рассчитывается, исходя из внутренних законопроектов субъектов федерации. При отсутствии их расчет происходит из минимального значения, которое указано в статье.

Максимальная сумма для уплаты налога рассчитывается из той же статьи, что и минимальная. В ней же прописаны объекты налогообложения. Но каждый вид имеет свои нюансы и особенности, в которых необходимо разобраться.

Налогообложение бизнеса

Организации, работающие в сфере игорного бизнеса, платят определенный налог. Рассчитывается он по конкретной формуле, исходя из вида налога.

Легкий расчет позволяет быстро оплатить государству положенную сумму, которая определяется в соответствии с фиксированной ставкой.

Плательщиком становятся либо ООО, либо ИП, владеющие игровыми автоматами и столами. Также к таким организациям относятся букмекерские компании и тотализаторы.

Все виды игорного бизнеса имеют нюансы по оплате. Например, если говорить об игровых столах, то налогом облагается каждая зона.

Букмекерские конторы оплачивают налог за процессинговый центр. Такие налогоплательщики обязаны оплатить 25 тыс. руб. за центры и 5 тыс. руб. за кассы приема ставок.

Налогообложение физических лиц

Помимо самих организаций, которые обязаны платить за свою деятельность, еще приходится платить гражданам, желающим получить легкий доход.

Выигрыши облагаются разными видами налогов, но ответственность за их неуплату одна.

И поэтому многие граждане задаются вопросом, а какой налог с выигрыша в лотерею?

  • Налог с выигрыша в лотерею по российскому законодательству не взимается. Но если только это стимулирующая лотерея. Исключением является сумма, превышающая 4 тыс. руб. В данной ситуации нужно оплатить 35 % от разницы.

Например, человек участвует в телевизионной лотерее в честь открытия супермаркета, и выигрывает автомобиль стоимостью 100 тыс. руб. Оплатить в государственную казну он обязан сумму процента от 96 тыс. руб.

  • В других ситуациях, таких как выигрыш, в букмекерской конторе или лотерее без стимуляции, придется заплатить подоходный налог. Некоторые организации самостоятельно исчисляют эту сумму, удерживая ее из выигрыша.

Но, желая оплатить денежные средства самостоятельно, необходимо подать декларацию в Налоговую. Как только инспекция одобрит действие, гражданин оплачивает квитанцию.

Не стоит забывать, что в России за каждый день просрочки начисляются штрафные санкции. Поэтому сумма оплаты зависит не только от налоговой инспекции, но и от расторопности самого победителя.

Отчитываться о сумме выигрыша нужно до конца апреля следующего за отчетным годом. Другими словами, если выигрыш был получен 1.01.2016, то налог необходимо оплатить до 30.04.2017 года.

Налогообложению подлежит прибыль в казино. При такой удаче гражданину необходимо оплатить 13% от полученной суммы. При этом оплачивается налог только с полученных средств, а не с потраченных для выигрыша.

Например, если для получения прибыли в 30 тысяч рублей клиент внес 60 тысяч рублей, все равно придется отдать средства в государственную казну.

Налоговую инспекцию не интересуют способы получения и то, что игрок потерпел убытки.

Необходимо сразу оплачивать налог, иначе дело вправе передать в суд . После нескольких судебных заседаний судья обяжет гражданина оплатить долг в кратчайшие сроки или передаст дело судебным приставам.

В их обязанности входит изъятие и арест имущества для дальнейшей реализации. Средства, вырученные от продажи, пойдут на погашение долга.

Во избежание таких проблем нужно оплачивать налоги своевременно и в полном объеме.

В век высоких технологий людей интересует уплата налога при выигрыше в онлайн-казино. Ведь этот доход не с телевизионной лотереи. В таком случае гражданину нужно уплатить НДФЛ в размере 13% от выигранной суммы, а с дополнительных бонусов и фрироллов - 35% от суммы.

Зачастую игроки, давно получающие прибыль, таким образом, пользуются схемами по выводу средств в обход Налоговой инспекции. И многие из этих действий существуют в рамках правового законодательства.

Люди, желающие получить выигрыш без оплаты декларации, пытаются составить свои схемы, но те, у кого это не получается в рамках закона, привлекаются к ответственности.

Если вы решили не платить в государственную казну налог с выигрыша, нужно знать все аспекты правового поля и размер прибыли, который облагается этим налогом.

Например, сумма в несколько тысяч, выведенная на электронный кошелек и переведенная на карту, не привлечет полицию. Конечно, большую сумму перевести из онлайн-казино на электронный кошелек не получится, нужно будет как минимум подтверждение личности для отправки сведений в Налоговую инспекцию.

При переводе крупной денежной суммы в финансовое учреждение она облагается НДФЛ в размере 13%.

Существуют другие методы ухода от оплаты, но все они караются законом.

  1. Сумма до 100 тыс. руб. за 3 года будет считаться административным правонарушением.
  2. При превышении этой суммы на человека заводится уголовное производство, которое уже карается штрафом, арестом и лишением свободы.
  3. Если сумма приближается к отметке в миллион рублей, то наказанием является лишение свободы на соответствующий срок.

Поэтому, если вы получили выигрыш, необходимо сразу задуматься об оплате налога.

1. В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством. Таким образом, арбитражным судам при определении полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) либо по вступлению в дело, рассматриваемое арбитражным судом, следует руководствоваться статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).

С учетом части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ, поскольку главой 25 Кодекса не установлено иное, полномочия прокурора на участие в делах об административных правонарушениях определяются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражным судам следует иметь в виду, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в частности, с требованием о ликвидации юридического лица вследствие неоднократного или грубого нарушения этим юридическим лицом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а также с требованием о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов (статьи 1253, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях если прокурор обращается в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) по делам, не предусмотренным федеральным законом, суд прекращает производство по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

2. По делам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, прокурор вправе вступить на любой стадии процесса применительно к части 5 статьи 52 АПК РФ.

Если прокурор обращается в арбитражный суд с заявлением о вступлении в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ по делам, не предусмотренным федеральным законом, суд отказывает во вступлении прокурора в дело, о чем выносит определение. К такому определению применяются правила, установленные соответственно статьей 50 или 51 АПК РФ.

3. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ).

Если при рассмотрении заявления прокурора об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд установит, что оно предъявлено в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, суд со ссылкой на пункт 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта.

В этом случае заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением на основании статьи 4 и части 1 статьи 198 АПК РФ.

Разъяснения относительно оспаривания ненормативных правовых актов, содержащиеся в настоящем постановлении, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

4. При обращении прокурора в арбитражный суд по делам, перечисленным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, если в договоре содержится положение о передаче споров из этого договора на рассмотрение третейского суда, прокурор обязан обосновать, каким образом нарушаются публичные интересы в связи с заключением данной сделки.

Арбитражный суд оставляет заявление прокурора без рассмотрения применительно к пункту 5 части 1 статьи 148 АПК РФ, если установит, что оспариваемой сделкой не нарушаются публичные интересы, на которые указывает прокурор в своем обращении.

5. В случае если после принятия арбитражным судом заявления прокурора к производству и возбуждения производства по делу, стороны в соответствии с частью 6 статьи 4 АПК РФ заключили соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда, суд продолжает рассмотрение дела по существу, не оставляя заявление прокурора без рассмотрения.

6. Если дело, возможность обращения по которому предусмотрена в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, рассмотрено третейским судом, прокурор вправе оспаривать решение третейского суда либо возражать против его принудительного исполнения, если решение затрагивает интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (далее - публично-правовое образование), не участвовавших в третейском разбирательстве.

7. Применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором по уважительной причине срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора в том случае, если до истечения указанного срока или в иной разумный срок прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. При этом позднее выявление прокурором нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов само по себе не является уважительной причиной пропуска срока подачи заявления.

Отказ прокурору в восстановлении пропущенного срока не лишает заинтересованное лицо права самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением на основании статьи 4 и части 1 статьи 198 АПК РФ с ходатайством о восстановлении пропущенного этим лицом срока.

8. При рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.

9. При обращении в арбитражный суд в порядке части 1 статьи 52 АПК РФ, а также при обжаловании судебных актов прокурор обязан соблюдать требования к форме и содержанию обращений в арбитражные суды, предусмотренные Кодексом (статьи 125, 193, 199, 209, 263, 274, 294 АПК РФ).

Применительно к статье 125 АПК РФ прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, - указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования. В случае несоблюдения этих требований арбитражный суд оставляет заявление без движения в соответствии со статьей 128 АПК РФ.

Уполномоченным органом публично-правового образования является орган, который от имени публично-правового образования приобретает и осуществляет права и обязанности в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус данного органа.

10. Предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования. В связи с этим суд извещает соответствующее публично-правовое образование, в интересах которого предъявлен иск, в лице уполномоченного органа о принятии искового заявления прокурора к производству и возбуждении производства по делу. Такое публично-правовое образование в лице уполномоченного органа вправе вступить в дело в качестве истца.

11. Истец в деле, производство по которому возбуждено на основании искового заявления прокурора, пользуется всеми процессуальными правами истца, извещается судом о времени и месте рассмотрения дела, вправе приводить свои доводы и соображения относительно требований, предъявленных прокурором, в том числе поддерживать требования прокурора либо возражать против их удовлетворения.

Арбитражный суд вправе по ходатайству прокурора истребовать от истца и иных лиц необходимые доказательства с соблюдением требований статьи 66 АПК РФ.

Истец и другие лица, участвующие в деле, производство по которому возбуждено на основании заявления прокурора, представляют арбитражному суду свои объяснения об известных им обстоятельствах, имеющих значение для дела, в письменной или устной форме в порядке, предусмотренном статьей 81 АПК РФ.

Дело, производство по которому возбуждено на основании заявления прокурора, может быть окончено заключением мирового соглашения при условии участия в нем всех заинтересованных лиц, в том числе прокурора.

12. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца или ответчика права требовать рассмотрения дела по существу. В случае если истец или ответчик заявит о рассмотрении дела по существу, дело подлежит дальнейшему рассмотрению. Ходатайство о продолжении рассмотрения дела по существу может быть заявлено устно; в этом случае оно заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписью заявителя (пункт 6 части 2 статьи 155 АПК РФ).

Отказ истца от иска по делам, предусмотренным абзацами вторым и третьим части 1 статьи 52 АПК РФ, не препятствует рассмотрению дела, производство по которому возбуждено по заявлению прокурора.

13. Участие в деле истца не является основанием для освобождения прокурора от участия в судебном разбирательстве и выполнения им обязанностей, установленных процессуальным законодательством. В силу статьи 65 АПК РФ прокурор, вне зависимости от формы его участия в деле, должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд вправе потребовать от прокурора объяснений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в соответствии со статьей 81 АПК РФ.

Встречный иск по делу, производство по которому возбуждено на основании заявления прокурора, может быть предъявлен истцу. В этом случае арбитражный суд привлекает истца в качестве ответчика по встречному иску.

14. Выплата денежных сумм, причитающихся экспертам и свидетелям, привлеченным к участию в деле по ходатайству прокурора, производится за счет средств федерального бюджета применительно к части 3 статьи 109 АПК РФ.

В случае удовлетворения требований прокурора расходы федерального бюджета по выплате денежных сумм экспертам и свидетелям взыскиваются по правилам статьи 110 АПК РФ со стороны, против которой принят судебный акт.

15. Если по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления прокурора принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

16. Возмещение убытков или выплата компенсации ответчику и другим лицам, чьи права и законные интересы нарушены обеспечением иска, принятым по ходатайству прокурора, осуществляется за счет казны Российской Федерации (статья 98 АПК РФ).

17. В случае применения арбитражным судом последствий недействительности сделки по делам, указанным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, взыскателями являются участники такой сделки. Вместе с тем по ходатайству прокурора исполнительный лист, взыскателем по которому является лицо, в чьих интересах прокурор обращался в арбитражный суд, выдается прокурору, который предъявляет его к исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Прокурор вправе осуществлять контроль за
исполнением решения суда, в том числе обращаться в суд, оспаривая решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению такого исполнительного листа.

18. Полномочия прокурора на обращение в арбитражный суд (часть 2 статьи 52 АПК РФ) не могут быть переданы по доверенности иным лицам.

Прокурор участвует в деле на основании служебного удостоверения. Иные работники прокуратуры участвуют в деле на основании служебного удостоверения и доверенности, оформленной в соответствии с федеральным законом и подписанной прокурором.

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления. При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

Следует иметь в виду, что участие прокурора в арбитражном процессе полностью подчиняется регламенту, установленному АПК РФ, и происходит в соответствии с ним. Прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации"*(76), согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

2. Формы участия прокурора в арбитражном процессе

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены 2 формы участия прокурора в арбитражном процессе.

Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы.

Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В доктрине процессуального права и по аналогии с ГПК РФ (ч. 3 ст. 45) можно говорить о даче прокурором заключения по делу. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

Еще по теме § 4. Прокурор в арбитражном процессе 1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе:

  1. Билет 5 1. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе. Участие прокурора в суде первой инстанции.
  2. § 1. Основания и цели участия прокурора в гражданском процессе
  3. Участие в арбитражном процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих в защиту прав других лиц, и иных заинтересованных лиц


Просмотров