Возможно ли приостановить течение срока исковой давности. Приостановление течения срока исковой давности. Исковая давность — новые разъяснения Верховного суда РФ: Видео

Судебная власть – подсистема государственной власти, основными функциями которой является осуществление правосудия (разрешения конфликтов на основе законов). Правосудие – вид государственной деятельности, неправленой на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законном судебной системе РФ" (31 декабря 1996 г .), что обеспечивает ее единство, которое устанавливается следующими путями:

· соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных правил судопроизводства;

· применением всеми судами Конституции РФ федеральных конституционных законов;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Конституционные принципы:

1.осуществление правосудия только судом . Суд властно осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2.законность . в неукоснительности соблюдении Конституции РФ и законов, которыми регламентируется организация и порядок их практики.

3.независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральным законам . Суды осуществляют свою власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции.

4.коллегиальность .

5.состязательность и равноправие сторон .

6.гласность судебного разбирательства . за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

7.принцип государственного языка судопроизводства.

8.презумпция невиновности основополагающее начало уголовного судопроизводства. Принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана

9.недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ);

10.право на пользование квалифицированной юридической помощью.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ(Конституционный Суд, Верховный Суд (суды общей юрисдикции), Высший Арбитражный Суд) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ (Конституционный (уставные суды), Мировые судьи)

Конституционный Суд РФ – судебной орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности определяются Конституцией РФ (ст. 125) и №1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. Судья (всего их 19) назначается сроком на 15 лет; второй срок не допускается. В своей деятельности суд руководствуется принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.


1.разрешает дела о соответствии Конституции РФ;

2.разрешает споры о компетенции между: - федеральными органами государственной власти; - федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов; - высшими государственными органами субъектов Федерации.

3.проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном дел, по запросам судов;

4.рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

5.дает заключение по запросу Совета Федерации и соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6.дает толкование Конституции РФ по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов

Суды общей юрисдикции:

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подспудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных только к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные дела и иные дела.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающими под общую юрисдикцию. Возглавляет систему судов общей юрисдикции . Рассматривает дела: - в качестве суда первой инстанции (уголовные дела особой сложности, любые гражданские дела); - в кассационном порядке (по жалобам и протестам на приговоры, решения судов, не вступившие в законную силу); - в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам Генерального прокурора и других уполномоченных законами должных лиц на приговоры, решения судов).

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, т.е. суды общей юрисдикции, правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам. Они рассматривают дело по первой (по жалобе стороны) и по второй (по протесту прокурора) инстанции.

Районный суд первой и второй инстанции, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды:

Арбитражные суды решают споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами в сфере экономики и управления Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят: а) федеральные арбитражные суды округов (проверяют в кассационной инстанции); б) арбитражные суды республики, краев, областей.

Федеральный арбитражный суд РФ рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции , а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций , а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных документов органов государственной власти субъекта РФ, МСУ конституции (уставу) субъекта РФ. Финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

17 декабря 1998 г. принят федеральный закон "О мировых судьях в РФ" . Мировые судьи осуществляют свою власть на участках от 15 до 30 тыс. человек. Рассматривают : - уголовные дела о преступлениях (сроком не более 2-х лет); - дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; - дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; - дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ и другие дела.

!!!Судьи Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном ФЗ. !!!

Третейские суды РФ создаются для рассматривания экономических споров в деловом мире, предлагает альтернативное решение в расчете на добровольное исполнение обязательств по сделкам.

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Функции прокуратуры:

- надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами;

- обеспечение верховенства законов, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

- осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

- проведение расследования по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции;- участие в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров.

Адвокатура – это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение. Задача – оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей.

В научной литературе термин «судебная власть» трактуется в нескольких значениях:

1) это деятельность судебных органов по реализации возложенных на них государством полномочий;

2) это совокупность судебных органов, образующих судебную систему;

3) это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, выполняемых государством в сфере разрешения споров юридического характера.

Главной задачей судебной власти является разрешение различных правовых конфликтов, возникающих как между членами общества, так и между человеком и государством. Характерными отличительными признаками судебной власти являются:

1) особые субъекты ее осуществления – суды, образующие в совокупности судебную систему;

2) специфические способы осуществления: согласно части 2 статьи 118 Конституции РФ судебная власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) специально установленные законом процессуальные формы осуществления: судебная власть осуществляется в четком соответствии с требуемой правовой процедурой;

4) неоспоримая юридическая сила решений, выносимых органами судебной власти: решения судов не могут быть изменены или отменены органами других ветвей власти.

В области осуществления судебной власти выделяются два ключевых аспектаформы осуществления судебной власти :

1) правосудие, т.е. деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет два вида такого контроля – судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые контролируют соответствие законов и иных нормативных актов, издаваемых органами законодательной и исполнительной власти, Конституции РФ. В рамках административной юстиции суды общей юрисдикции и арбитражные суды контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Судебная система Российской Федерации . Правовой основой построения судебной системы в РФ является Конституция РФ (глава 7, статьи 12 – 128) и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 3, 5 февраля 2014 г.). В феврале 2014 года в основы построения судебной системы РФ были внесены существенные изменения.

Федеральным конституционным законом от 3 февраля 2014 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и признании утратившей силу статьи 41 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"» из всех законов о судебной системе и военных судах Российской Федерации было исключено понятие «народный заседатель». Это было обусловлено упразднением института народных заседателей в рамках судебной реформы 2003 – 2004 гг. (в гражданском судопроизводстве этот институт был упразднен с 1 февраля 2003 г., в уголовном – с 1 января 2004 г.). Вместо этого был введен суд с участием присяжных заседателей.

Законом РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ была существенно скорректирована глава 7 Конституции РФ. Вместо прежних двух высших судебных органов – Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ предусмотрено формирование единого высшего судебного органа в виде Верховного Суда РФ. Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а все вопросы осуществления правосудия, находившиеся в его ведении, передаются вновь создаваемому Верховному Суду РФ.

Целью такой реформы поставлено обеспечение единства в отправлении правосудия в отношении граждан и юридических лиц, установление единообразия в судебной практике. Кроме того, снимается возможность отказа в реализации конституционного права на судебную защиту в случае возникновения спора о подведомственности дела.

Высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, становится Верховный Суд РФ. Он также будет надзирать за деятельностью судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики. Реорганизация судов должна быть проведена в течение 6 месяцев с даты официального опубликования Закона.

В составе нового Верховного Суда РФ будет 170 судей. Предусматривается особая процедура для формирования первоначального состава нового Верховного Суда РФ. Для отбора кандидатов на должности судей создается Специальная квалификационная коллегия из 27 членов. В нее войдут по 1 представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальных 24 членов коллегии изберут советы судей регионов из своего состава – по 3 члена от каждого федерального округа.

Кроме того, образуется Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи нового Верховного Суда РФ. Она будет состоять из 11 членов (3 от общероссийских общественных объединений юристов и 8 от советов судей регионов). Одни и те же лица не могут одновременно являться и членами коллегии, и членами комиссии.

Судьи нового Верховного Суда РФ будут назначаться Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Федеральным конституционным законом «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ внесены изменения в Закон о судебной системе, которыми он приводится в соответствии с новой редакцией главы 7 Конституции РФ (в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей его функций вновь создаваемому Верховному Суду РФ). Новый Верховный Суд РФ станет высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам.

При этом сохраняется система арбитражных судов на местах (федеральные арбитражные суды округов, апелляционные суды, региональные арбитражные суды, специализированные). Дисциплинарное судебное присутствие, которое раньше формировалось из судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ), упраздняется, все вопросы, входившие в его компетенцию, передаются Верховному Суду РФ.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство. Согласно статье 3 Закон о судебной системе единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

Установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе;

Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

Применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

Признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

Законодательного закрепления единства статуса судей;

Финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

С учетом вышеуказанных изменений в законодательство о судебной системе система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) Верховный Суд РФ;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

4) арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Судами субъекта РФ являются :

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи, которые рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Конституционно-правовые принципы организации судебной власти в Российской Федерации. К конституционно-правовым принципам организации судебной власти в Российской Федерации относятся основные принципы организации судебной власти, закрепленные в конституционном законодательстве. Принято их классифицировать по трем группам:

Принципы правового статуса судебных органов;

Принципы правового статуса судей;

Принципы судопроизводства (правосудия).

1) Принципы правового статуса судебных органов . К ним относятся:

- осуществление правосудия в Российской Федерации только судом (часть 1 статьи 118 Конституции РФ). Это означает, что никакой другой орган не вправе присваивать себе функции судебной власти по рассмотрению и разрешению дел. Федеральный конституционный закон о судебной системе содержит перечень всех категорий действующих судов. Создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел допускается только путем внесения изменений и дополнений в закон. Особо оговаривается запрет создания чрезвычайных судов ;

- суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (часть 1 статьи 5 Федерального конституционного закона о судебной системе). Важнейшей гарантией независимости суда является правило о финансировании судов только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

- обязательность судебных постановлений . Согласно статье 6 Федерального конституционного закона о судебной системе вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

2) Принципы правового статуса судей :

- принцип независимости суда . Согласно части 1 статьи 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Таким образом закрепляется важнейшая гарантия конституционного права человека на судебную защиту его прав и свобод (статья 46 Конституции РФ). В статье 5 Федерального конституционного закона о судебной системе указывается, что судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, суд принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В случае обнаружившейся неопределенности в вопросе конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

- несменяемость судей . Согласно статье 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. В статье 12 Законе «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. №3132-I (в ред. от 12 марта 2014 г.) указывается, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном настоящим Законом. В Законе указан исчерпывающий перечень оснований, по которым могут быть прекращены полномочия судьи:

Письменное заявление судьи об отставке;

Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

Достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

Прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

Избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

Смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;

Совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

3) Принципы судопроизводства :

- принцип равенства всех перед законом и судом . Это означает, что все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям;

- принцип гласности судебного разбирательства . В статье 123 Конституции РФ закреплено, что разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает, что в зал судебного заседания свободно допускаются граждане, а решения суда всегда провозглашаются публично. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных федеральным законом. Не допускается (кроме случаев, установленных федеральным законом) заочное разбирательство уголовных дел;

- принцип состязательности и равноправия сторон . Это основополагающее положение всех видов судопроизводства в Российской Федерации. Оно выражается в том, что при осуществлении правосудия всегда четко разграничиваются две стороны, которые наделяются законом равными процессуальными правами (в уголовном процессе – прокурор, представляющий государственное обвинение, и подсудимый, его адвокат; в гражданском процессе – истец и ответчик). Состязательность заключается в праве каждой стороны защищать свои интересы, выдвигать требования, представлять доказательства в обоснование своих требований и возражений, доказывать обстоятельства, имеющие значение по делу. При этом суд не связан доводами какой-либо одной стороны, а обязан всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела.

- принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно статье 8 Федерального конституционного закона о судебной системе граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей, что является их гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Перечень случаев, когда дела рассматриваются с участием заседателей, устанавливаются Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами.

- принцип национального языка судопроизводства . Статья 10 Федерального конституционного закона о судебной системе устанавливает общее правило, установленное в отношении языка судопроизводства, - оно ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. На государственном языке республики, на территории которой находится суд, могут вестись судопроизводство и делопроизводство в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей и в конституционных судах республик. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.



Просмотров