Принудительные меры медицинского характера основания. Основания применения принудительных мер медицинского характера

Основания применения принудительных мер медицинского характера судом сформулированы в ст. 97 УК РФ исчерпывающими образом. Для их применения необходимо установить: совершение общественно опасного деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ; наличие у лица, совершившего такое деяние, различного рода и степени психических отклонений; возможность причинения этими лицами существенного вреда людям или себе; необходимость лечения лица с различного вида психическими расстройствами, если лицо может совершить общественно опасное деяние. Перечисленные основания представляют собой единое и неразрывное целое, совокупность элементов, отсутствие хотя бы одного из которых исключает возможность применения медицинских мер, предусмотренных законодательством.

Так, для применения принудительных мер медицинского характера необходимо установить, что лицо совершило предусмотренное Особенной частью УК РФ деяние в состоянии невменяемости (п. "а" ч. 1 ст. 97 УК РФ). Статистика показывает, что среди лиц, направляемых на принудительное лечение, невменяемые составляют подавляющее большинство. Применение к ним принудительных мер связано с тем, что неспособность понимать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, с одной стороны, полностью исключает их уголовную ответственность, а с другой – может привести к совершению повторного общественно опасного деяния.

К основаниям применения принудительных мер медицинского характера относится наступление у лица после совершения преступления психического расстройства, делающего невозможным назначение и исполнение наказания (п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ). Здесь встречаются два варианта применения принудительных мер медицинского характера. Первый – когда лицо после совершения преступления заболело неизлечимым психическим расстройством. В этом случае к лицу применяется принудительное лечение, как и в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. Второй вариант – когда лицо после совершения преступления заболело психическим расстройством временно, например, впало в реактивное состояние в связи с уголовным преследованием. В этом случае производство по уголовному делу приостанавливается, а если болезнь затягивается, то такому лицу назначается в установленном порядке принудительное лечение. При выздоровлении лица принудительные меры медицинского характера отменяются, и лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях. Принудительное лечение может быть назначено и лицу, которое заболело психическим расстройством во время отбывания уголовного наказания. Если лицо не выздоравливает, то ему вместо наказания назначается судом принудительное лечение. В отношении выздоровевшего лица, у которого психическое расстройство было временным, принудительное лечение отменяется и возобновляется исполнение приговора.

Основанием применения принудительных мер медицинского характера может быть совершение преступления лицом, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости (п. "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ). Законодатель имеет в виду лиц с дефектами в психике, признанных совершившими преступления в состоянии ограниченной вменяемости. К дефектам психики относятся различного рода структурные или функциональные отклонения стабильного характера, обусловленные нарушением дородового развития, например: психопатия различной степени; олигофрения; остаточные явления органического поражения центральной нервной системы и т.п.

Самостоятельное основание назначения принудительных мер медицинского характера предусмотрено в п. "д" ч. 1 ст. 97 УК РФ. Так, лицу старше 18 лет, страдающему расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, могут быть назначены указанные меры в случае совершения им преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста.

В уголовном законе (ч. 2 ст. 97 УК РФ) сформулировано принципиальное положение, касающееся всех категорий лиц, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера, и всех видов этих мер. Из него следует, что признается незаконным применение принудительных мер медицинского характера к лицам, которые хотя и совершили опасные деяния, но их последующее психическое расстройство не связано с возможностью причинения иного существенного вреда либо опасностью для себя или других лиц.

Согласно ст. 43 УК РФ перед наказанием стоят совершенно конкретные цели, которые заключаются в восстановлении социальной справедливости, исправлении осужденного и превенции. Эти цели могут быть достигнуты посредством изменения приоритетов лица, осужденного за совершенное им преступление. Необходимо воздействие с элементами кары на психику лица, для того чтобы осужденный осознал, понял противоправность своего поступка. Совершенно иные цели стоят перед принудительными мерами медицинского характера. Это прежде всего излечение лиц, страдающих психическими расстройствами, улучшение их психического состояния, а также частная превенция. Хотя указанные цели в законе (ст. 98 УК РФ) раскрыты довольно скупо, общие положения гл. 15 УК РФ позволяют сформулировать их достаточно полно. К ним в теории уголовного права относят: 1) излечение или такое улучшение состояния больного, при котором он перестает представлять общественную опасность; 2) предупреждение совершения им нового общественно опасного деяния или преступления как во время лечения, так и после его завершения; 3) обеспечение безопасности больного для самого себя; 4) проведение мер социальной реабилитации в той мере, в какой эго возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение .

Достижение целей применения принудительных мер медицинского характера в конечном счете является средством реализации предупреждения общественно опасных деяний и преступлений со стороны лиц, направленных на принудительное лечение. В отношении лиц, признанных ограниченно вменяемыми, отбывающих наказание за совершенные преступления, целью применения принудительных мер является также способствование исправлению данной категории преступников.

В современном обществе ежедневно совершается огромное количество преступлений. Они могут иметь разные причины, степени тяжести, последствия. Некоторые из них преступники совершают намеренно, с определенным умыслом. Но есть и такие правонарушения, которые осуществляются неосознанно, вследствие психического расстройства. К таким людям не может быть применено стандартное В этом случае актуальными считаются принудительные меры медицинского характера.

Общее понятие

Итак, это особенная форма принуждения государством, которая содержит в себе юридические и медицинские аспекты. Она заключается в том, что для лиц, совершивших тяжкое преступление в состоянии невменяемости или вменяемости под влиянием психического расстройства, может быть использовано принудительное заключение в лечебное заведение. При этом специалисты осуществляют все необходимые медицинские манипуляции для восстановления психики и общественных связей нарушителя.

Меры принудительного медицинского характера вправе устанавливать только суд после консультации с группой специалистов. Регулируются такие отношения и исполнительным законодательством.

Применение принудительных мер медицинского характера осуществляется к психически нездоровым людям, которые за свои деяния не могут быть заключены в тюрьму. Воздействие имеет характер терапевтического лечения в закрытых учреждениях.

Какие основания для выбора подобных мер существуют?

Этот вопрос очень важен при выборе наказания за преступление. Принудительные меры медицинского характера могут быть установлены судом, если присутствуют такие основания:

  • то деяние, которое совершило лицо, предусматривается Особым разделом Уголовного кодекса и было совершено в состоянии невменяемости;
  • в результате преступления у человека развилось нарушение психики, при котором не может быть назначено тюремное заключение;
  • общественная опасность лица;
  • необходимость в лечении токсикомании, наркомании, алкоголизма или другой патологии, связанной с подобными зависимостями.

Если серьезной угрозы от нарушителя норм законодательства нет, то принудительные меры медицинского характера не назначается.

Цели ПММХ

Теперь следует разобраться в том, для чего суд принимает такое решение. Можно выделить такие цели принудительных мер медицинского характера:

  1. Защитная. Она должна оградить общество от того противоправного поведения психически нездорового лица, которое несет опасность окружающим. Нужно отметить, что действия злоумышленника обусловлены патологическими изменениями в психике.
  2. Социализирующая. Так как нарушитель действует против устоев общества не по своей воле, а вследствие заболевания, то необходимо помочь ему вернуться к нормальной жизни. Самостоятельно он этого сделать не может.
  3. Превентивная. Суд своим решением старается предупредить совершение этим лицом повторных преступлений.

Кроме того, принудительные меры медицинского характера в основном нужны для того, чтобы вылечить расстройство и стабилизировать состояние психики.

Кому может предназначаться такое принуждение?

Существует несколько категорий людей, к которым можно применить такое наказание. Производство о применении принудительных мер медицинского характера справедливо к таким нарушителям:

1. Невменяемым. В момент осуществления действия, преступающего закон, они находились в измененном психическом состоянии вследствие хронического, временного, стационарного расстройства. Вследствие заболевания лицо не могло осуществлять контроль над тем, что делает, или осознавать последствия и характер собственных поступков. Нужно отметить, что основания применения принудительных мер медицинского характера здесь присутствуют, и они более чем достаточны. Уголовная ответственность и наказание в этом случае бессмысленны. Дело в том, что и во время осуществления противоправных действий, и после этого такой человек не может адекватно оценить свои поступки, реально осознать последствия своих действий.

2. Ограниченно вменяемые. То есть такие нарушители имеют психические заболевания и расстройства, которые могли повлиять на поведение и сделать личность социально-опасной. Однако вменяемость они не исключают. Осознание своих действий присутствует, однако оно ограничивается. Основания принудительных мер медицинского характера для таких лиц присутствуют, наблюдение специалистов предписывается вкупе с уголовным наказанием.

3. Лица, у которых расстройство психический функций случилось после осуществления злодеяния или на стадии досудебного следствия (судебного слушания), тюремного заключения. В этом случае нарушитель может быть освобожден от отбывания наказания. При этом он обязан находиться под неусыпным контролем специалистов.

Признаки ПММХ

Применение мер принудительного характера отличается от других типов наказания некоторыми особенностями:

  • Условия, в которых будет пребывать нарушитель, обязательно должны быть такими, чтобы он не смог навредить себе или окружающим в период лечения.
  • Такие меры назначаются в принудительном порядке. При этом мнение самого лица или его законных представителей (опекунов) не учитывается.
  • Их назначение основано на оценке глубины поражения психики, тяжести совершенного деяния, а также на прогнозе последующего развития расстройства. Учитывается также то, насколько опасным для общества может быть нарушитель.
  • Заниматься назначением, изменением или прекращением таких мер может только суд. При этом заключение психиатрической экспертизы не является основополагающим в принятии решения. Судья может принимать эти сведения или отвергать по собственному усмотрению.
  • Применение принудительных мер медицинского характера обязано быть привязано к принципу тактичного и бережного отношения к личности нарушителя. Позволяется только необходимая достаточность принуждения, при которой лицу можно помочь социализироваться и предотвратить повторение негативных действий.

Особенности ПММХ

Итак, по указанию УК, принудительные меры медицинского характера являются той формой государственного принуждения, которая несущественно, но ограничивает права больного. Естественно, применение такого лечения имеет свою специфику:

  • Нет возможности установления срока, на который пациенту потребуется помощь психиатров. Дело в том, что спрогнозировать время и эффективность излечения не возьмется даже самый опытный доктор.
  • Состояние психического здоровья больного на протяжении всего периода терапии может существенно меняться, причем как лучшую, так и в худшую сторону.
  • Правовое регулирование таких решений достаточно проблематично. Очень многое зависит от пенитенциарной службы, мнения и добросовестности докторов.
  • Нет единого документа, в котором точно фиксируются все условия перемещения и содержания лиц с психическими проблемами. Это в некоторых случаях может обусловить нарушение прав больного.

Исполнение представленных мер осуществляется после вынесенного судом постановления в указанном учреждении. Постановление (принудительные меры медицинского характера не могут применяться вечно) часто меняется. Периодически судебно-медицинская комиссия может повторно освидетельствовать нарушителя. Это нужно для того, чтобы постоянно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья пациента и вовремя изменить или отменить представленную меру.

Контроль за исполнением принудительного лечения тоже ложится на плечи судебных органов. Он фиксируется в нескольких документа. Первым из них является решение обоснованности принудительных мер МХ. Во втором фиксируются сроки повторных освидетельствований лица, а также прописывается своевременность дальнейших действий по прекращению, изменению или продлению таких мер.

Виды ПММХ

Теперь же нужно разобраться в том, где и как происходит лечение. Прежде всего, учтите, что места избираются только судом. При этом большое значение имеет состояние психики нарушителя, а также уровень его Производство принудительных мер медицинского характера судья может мотивировать заключением эксперта о здоровье обвиняемого. Хотя он может и не опираться на мнение докторов.

Существуют такие виды принудительных мер медицинского характера:

  1. Оказание помощи и наблюдение в амбулаторном режиме. Оно проводится в рядовой психиатрической больнице или отделении иного учреждения здравоохранения. Здесь не требуется особых условий и дополнительных охранных мер, при этом лицо не находится здесь постоянно. Такое лечение назначается человеку, который по состоянию своей психики не нуждается в стационарном наблюдении. Дело в том, что он не представляет серьезной опасности для окружения. В свою очередь, он обязан регулярно проходить осмотры психиатра и принимать назначенное лечение. Оказывается такая помощь по месту проживания или без отрыва от отбывания наказания. Если больному не назначено лишение свободы, то посещать его психиатр может и на дому.
  2. Принудительное лечение в обычном психиатрическом стационаре. Сюда помещаются те нарушители, которые не могут проходить терапию амбулаторно, однако им не нужно интенсивное наблюдение. Такие люди на свободе сохраняют вероятность совершения злодеяний, даже если общий прогноз их состояния положительный. Однако во время наблюдения нет необходимости в специальных условиях. То есть человек может свободно перемещаться в стационаре. Лечение производится в тех учреждениях, основной функцией которых не является исполнение принудительных мер.
  3. Оказание помощи в условиях специализированного психиатрического стационара. В такое учреждение попадают именно те лица, которые направляются на исправление судом. Они требуют постоянного наблюдения, так как могут быть очень опасными для окружения. Указанное учреждение требует наличия не только дополнительного медицинского персонала, но и собственной охраны.
  4. Лечение в режимном учреждении с особым наблюдением. Здесь содержатся нарушители, которые представляют чрезвычайную опасность для общества и для себя. Они нуждаются в интенсивном наблюдении. Такие лица могут страдать слабоумием или хроническими расстройствами. Они способны неоднократно совершать особо тяжкие злодеяния, нарушать больничный режим и нападать на персонал.

В некоторых странах есть особенный вид принудительного лечения - кастрация. Это относится к лицам, совершившим сексуальное насилие с особой жестокостью, над несовершеннолетними или малолетними детьми. Такая кастрация производится при помощи специальных лекарственных препаратов, которые способствуют угнетению сексуального влечения.

Такие виды принудительных мер медицинского характера часто применяются практически ко всем нарушителям с психическими проблемами. Однако последний тип помощи не может быть назначен детям до 16 лет.

Процедура продления МПХ

Производство о применении мер медицинского характера может возвращаться в суд неоднократно. Дело в том, что при вынесении решения не указывается точный срок завершения лечения. Суд не может точно знать, когда у больного наступит улучшение или полное излечение. Первое освидетельствование после назначения представленных мер производится через полгода. Инициировать его может как лечащий врач, так и сам пациент или его родственник (законный представитель). Заключение комиссии при этом может стать основанием для отмены или продления ранее установленных мер.

Если состояние пациента ко времени освидетельствования не улучшилось, то, скорее всего, будет принято решение о продлении представленного лечения. Нужно отметить, что последующие пересмотры и освидетельствования личности проводятся через год.

Существуют случаи, когда дела о применении принудительных мер медицинского характера пересматриваются во внеочередном порядке. Например, если у человека наступили существенные улучшения в психическом состоянии.

Порядок прекращения ПММХ

Дела о применении принудительных мер медицинского характера могут пересматриваться до тех пор, пока не появится решение об их отмене. Если лицо, совершившее преступление, имеет существенное улучшение состояния психики, то лечение может быть завершено. То есть основания для его применения исчезают.

Нужно отметить, что изменения в состоянии здоровья могут способствовать смягчению решения судьи или назначению более строгого наказания. При этом заключение судебно-медицинских экспертов-психиатров не имеет существенного значения. Суд может принимать или не принимать его к сведению по собственному усмотрению.

Если решение компетентными органами было принято в сторону отмены ПММХ, то соответствующее решение должно быть передано в местные органы здравоохранения. Здесь уже принимается решение о направлении преступника в обычное лечебное учреждение.

Бывают случаи, когда человек, совершивший злодеяние, несмотря на решение суда, может считать, что ему еще требуется медицинская помощь. В этом случае по собственному желанию пациент может остаться для продолжения терапии. При этом у него есть возможность выбора. Больной может проходить лечение там, где и раньше, или выбирать другое учреждение.

После отмены лечения преступник может отбывать более строгое наказание, которое предполагает ограничение или лишение свободы.

Особенности прохождения лечения в совокупности с отбыванием уголовного наказания

Бывают случаи, что расстройство случилось уже после совершения деяния или же оно не исключает вменяемости лица. В этом случае уголовное наказание может быть назначено наряду с принудительным лечением. Чаще всего такие приговоры выносятся частично вменяемым больным, алкоголикам и наркоманам, которым требуется избавление от пагубной зависимости.

После завершения психической реабилитации лицо продолжает отбывать назначенный срок заключения. Однако если преступник продолжал терапию на момент окончания пребывания в тюрьме, то принудительное лечение автоматически не прекращается. Для его отмены необходимо медицинское освидетельствование и решение суда.

Терапия может осуществляться в том учреждении, где отбывает срок преступник, или же в специальном заведении. При этом существует одна особенность. То время, которое преступник пробудет на лечении, засчитывается в уголовный срок при его назначении или восстановлении. Расчет таков: день принудительного лечения - день заключения в тюрьме.

Вот и все особенности этой темы. Будьте законопослушными. Удачи!

1. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

2. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно- исполнительную инспекцию, осуществляющую контроль за применением принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая контроль за применением принудительных мер медицинского характера, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в пункте "д" части первой статьи 97 настоящего Кодекса, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную пунктом "а" части первой статьи 99 настоящего Кодекса, или прекратить ее применение.

3. Изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

4. В случае прекращения применения принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

(см. текст в предыдущей редакции)

Александр Бриллиантов, проректор Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в УК РФ включена ст. 53.1, регламентирующая содержание и правила применения нового вида наказания в виде принудительных работ. Статьей 8 этого Закона определено, что положения Уголовного кодекса и Уголовно-исполнительного кодекса в части принудительных работ применяются с 1 января 2013 г. Однако у прокуроров и судей уже возник ряд вопросов, связанных с назначением этого наказания.

Первое, на что необходимо обратить внимание - принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Что означает это положение уголовного закона? Попробуем найти законодательный аналог, уже апробированный практикой.

Уголовный кодекс содержит два подобных положения. Одно - в ч. 1 ст. 51 УК РФ, регламентирующей вопросы назначения наказания в виде ограничения по военной службе. В этой норме указано, что данный вид наказания назначается, в частности, осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Второе закреплено в ч. 1 ст. 55 УК РФ, содержащей правила назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Данной нормой предусмотрено правило, согласно которому содержание в дисциплинарной воинской части может назначаться, в том числе когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Таким образом, обе приведенные нормы регламентируют случаи, когда санкция статьи Особенной части УК РФ не включает в себя наказания, являющиеся альтернативными, назначаемыми "вместо", но обстоятельства совершения преступления и личность виновного говорят о целесообразности применения именно этих наказаний. При таких обстоятельствах суд назначает виновному наказание, предусмотренное санкцией (исправительные работы, лишение свободы), но, применяя положения соответствующих норм Общей части УК РФ, заменяет назначенные наказания другими наказаниями (ограничением по военной службе, содержанием в дисциплинарной воинской части).

Применительно к принудительным работам ситуация несколько иная. Наказание в виде принудительных работ включено в санкции многих статей Особенной части УК РФ, причем санкции эти альтернативные, а следовательно, суд вправе избрать любой вид наказания, предусмотренный такой санкцией и при определенных условиях выйти за ее пределы. Казалось бы, здесь никаких дополнительных специальных правил назначения наказания не нужно. Но законодатель установил, что принудительные работы применяются только как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Вместе с тем, если в пределах альтернативной санкции судом выбирается один из видов наказаний, то это и есть альтернативный выбор, тем более что никаких иных случаев, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, за исключением указания на принудительные работы, в санкциях в УК РФ не имеется.

Однако в соответствии с законом суд не свободен в выборе наказания в виде принудительных работ как вида наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК РФ. Общее правило ст. 60 УК РФ о том, что наказание назначается в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК, в рассматриваемом случае применимо не в полном объеме. Конечно, принудительные работы могут быть назначены осужденному, но только если будут пройдены определенные этапы. Более того, один из этапов назначения наказания, на наш взгляд, противоречит положению ч. 1 ст. 60 УК РФ о том, что "более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания".

Применительно к принудительным работам все наоборот. Закон требует первоначально назначить более строгое наказание в виде лишения свободы, и лишь затем суд постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами, если: а) совершенное преступление относится к категории преступлений небольшой или средней тяжести либо является тяжким, но совершено впервые; б) назначенное за него наказание не превышает пяти лет лишения свободы; в) если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы. Получается, что принудительные работы назначены судом вообще быть не могут - постановляя обвинительный приговор, суд назначает наказание в виде лишения свободы, а затем заменяет это наказание принудительными работами.

Для примера обратимся к санкции ст. 107 УК РФ "Убийство, совершенное в состоянии аффекта". Это преступление наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Согласно положениям ст. 53.1 УК РФ, суд может, не обращаясь ни к каким другим институтам назначения наказания, назначить виновному любое из следующих видов наказаний: исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы. А вот принудительные работы сразу назначить не может. Сначала суд, желая применить соответствующую санкцию, должен назначить наказание в виде лишения свободы, определить его срок, а затем в соответствии с подп. 7.1 п. 7 ч. 1 ст. 299 УПК РФ решить вопрос о том, имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном ст. 53.1 УК РФ. Естественно, все это должно найти отражение в приговоре, причем как в описательно-мотивировочной части, где согласно подп. 4.1 п. 4 ст. 307 УПК РФ отражаются мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбывания, применению иных мер воздействия, так и в резолютивной, где должны быть указаны вид и размер назначенного подсудимому наказания (п. 4 ч. 1 ст. 308 УПК РФ). В приговоре применительно к лишению свободы, с нашей точки зрения, не следует указывать вид исправительного учреждения, хотя это один из вопросов, которые и связаны с лишением свободы.

Рассматривая правовые аспекты назначения принудительных работ, следует обратить внимание и на вопрос о том, считать ли принудительные работы назначенным наказанием или наказанием, назначенным в порядке замены. Вопрос не праздный, поскольку эти похоже звучащие дефиниции влекут за собой разные правовые последствия.

Формально почти все правовые последствия, связанные с наказанием, закон соотносит именно с назначенным наказанием. К примеру, в ст. 72 УК РФ, регулируя вопросы исчисления сроков наказаний и зачета наказания, законодатель с учетом срока содержания под стражей предусматривает смягчение наказания или освобождение от отбывания наказания только с наказанием назначенным. В ч. 2 ст. 84 УК РФ говорится о том, что лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. В Уголовном кодексе имеются и другие положения, соотнесенные законодателем с назначенным наказанием.

На практике в ряде случаев проводится разграничение между наказанием назначенным и назначенным в порядке замены, что влияет на правовые последствия. Примером такого подхода может служить следующее дело.

По приговору военного суда военного округа от 24 декабря 1992 г. военный строитель рядовой С. признан виновным в самовольном оставлении части продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца и краже с проникновением в жилище и осужден по п. "а" ст. 246 и ч. 3 ст. 144 УК РСФСР к трем годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима с конфискацией имущества.

Военная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 2 сентября 1993 г. в кассационном порядке, признала, что вид исправительно-трудовой колонии, в которой С. должен отбывать наказание, назначен ему с нарушением правил, установленных ст. 24 УК РСФСР.

С. 29 января 1987 г. осужден по ч. 1 ст. 145 УК РСФСР к двум годам исправительных работ, которые в соответствии со ст. 28 УК РСФСР ему заменены лишением свободы. Из мест лишения свободы он освобожден по отбытии срока наказания.

Поскольку по ранее состоявшемуся приговору С. был осужден не к лишению свободы, а к исправительным работам, он по смыслу закона не мог рассматриваться как лицо, отбывавшее наказание в виде лишения свободы, а значит, суд первой инстанции без приведения в приговоре убедительных мотивов не вправе был назначать ему для отбывания наказания исправительно-трудовую колонию строгого режима.

В связи с изложенным Военная коллегия Верховного Суда РФ изменила вид исправительно-трудовой колонии, в которой С. должен отбывать наказание, со строгого режима на общий <1>.

<1> Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 1993 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10.

На наказание, назначенное в порядке замены, указывается и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания". В п. 2 этого Постановления отмечается, что "в тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) суда, при применении условно-досрочного освобождения от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания суду следует исчислять фактически отбытый срок наказания, исходя из срока наказания, установленного актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) вышестоящего суда" <2>.

<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 7.

Так к какому же наказанию - назначенному или замененному - следует отнести принудительные работы? На наш взгляд, принудительные работы в аспекте ст. 53.1 УК РФ являются назначенным наказанием, несмотря на указание в законе о том, что они назначаются в порядке замены. Эта позиция обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, принудительные работы назначаются по приговору суда, а вопросы замены наказаний согласно УПК РФ относятся к категории судебных решений, оформляемых постановлениями, определениями (см., например, ст. 401 УПК РФ). Во-вторых, в ряде случаев закон прямо указывает на правовые последствия принудительных работ как на последствия назначенных наказаний. Так, в ст. 79 УК РФ, регламентирующей вопросы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, говорится о возможности применения этого института только после отбытия именно назначенного наказания, в том числе и принудительных работ.

Итак, принудительные работы прежде всего следует рассматривать именно в качестве назначаемого наказания (хотя оно может служить и наказанием, назначенным в порядке замены по иным, чем указано в ст. 53.1 УК РФ, основаниям). Соответственно и правовые последствия при назначении принудительных работ приговором должны определяться, исходя из того, что это назначенное наказание. Поэтому, к примеру, вопрос о таком правовом последствии, как судимость при назначении принудительных работ, следует решать на основании п. "б" ч. 3 ст. 86 УК РФ, исходя из того, что лицо осуждается к более мягкому виду наказания, чем лишение свободы, хотя в приговоре и будет указано, что лицо осуждено к лишению свободы, которое заменено принудительными работами.

В связи с изложенным представляется не очень ясной позиция законодателя, установившего особые правила и условия назначения принудительных работ, что, безусловно, требует дополнительного осмысления соотношения рассматриваемого вида наказания с применением целого ряда институтов уголовного права.

Так, в теории, да и у практических работников, возникает вопрос о возможности применения условного осуждения в тех случаях, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривает принудительные работы и имеются основания для их назначения, но также имеются и основания применения условного осуждения. Может ли в этом случае суд применить институт условного осуждения или должен назначить принудительные работы? Рассмотрим следующую ситуацию.

Санкция ч. 1 ст. 127 УК РФ "Незаконное лишение свободы" предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. С учетом обстоятельств дела и исходя из санкции указанной нормы, суд назначает наказание в виде лишения свободы сроком на один год. Однако, придя к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Будет ли такой приговор законным?

Частью 2 ст. 53.1 УК РФ установлено, что в тех случаях, когда суд назначив наказание в виде лишения свободы, придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Но такое же указание имеется и в ч. 1 ст. 73 УК РФ. Налицо конкуренция норм. Какой из них следует отдать предпочтение?

С нашей точки зрения, решение этого вопроса должно остаться за судом, поскольку законодатель не устанавливает в этом отношении каких-либо правил. Следовательно, решая возникшую проблему, суд должен исходить лишь из необходимости назначения справедливого наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В этой связи приведенные выше положения ст. 53.1 УК РФ не препятствуют применению к осужденному условного осуждения.

Аналогичные вопросы могут возникнуть и применительно к другим институтам уголовного права, например, к институту отсрочки отбывания наказания (ст. 82 УК РФ). Должен ли суд при наличии в санкции статьи Особенной части УК РФ и лишения свободы, и принудительных работ в обязательном порядке при наличии соответствующих условий заменить лишение свободы на принудительные работы или может применить отсрочку отбывания наказания? На наш взгляд, при решении этого и других аналогичных вопросов, когда имеется конкуренция норм Общей части уголовного закона и отсутствуют положения, обязывающие отдать предпочтение конкретным нормам, вопрос выбора должен решаться на основании убеждения суда, исходя из принципа справедливости наказания.

При решении вопроса о назначении наказания в виде принудительных работ следует исходить из требований закона о возможности назначения этого вида наказания только за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Указание закона о совершении тяжкого преступления впервые следует трактовать как ситуацию, когда совершается именно первое преступление, т.е. когда лицо совершило одно или несколько преступлений, ни за одно из которых оно ранее не было осуждено, либо когда предыдущий приговор в отношении его не вступил в законную силу <3>. При этом, конечно, не учитываются и преступления, судимости за которые сняты или погашены в установленном законом порядке, либо преступления, по которым истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Если же, например, лицо ранее совершало преступления небольшой или средней тяжести, а затем совершило тяжкое преступление, то последнее не будет считаться совершенным впервые и такому лицу не могут быть назначены принудительные работы.

<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 4.

Еще один вопрос относительно применения принудительных работ возникает в связи с обратной силой уголовного закона. В "Ответах на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 г.) указано, что "если при ознакомлении с ходатайством осужденного о пересмотре приговора в связи с изданием закона, имеющего обратную силу, суд установит, что закон не вступил в силу, то в принятии ходатайства должно быть отказано". Соответственно после вступления закона в силу суд должен рассматривать подобное ходатайство по существу.

С практической точки зрения требует решения и вопрос о том, где должно быть закреплено решение суда о замене лишения свободы принудительными работами. В ч. 2 ст. 53.1 УК РФ говорится о том, что, если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

Это положение закона означает, что назначение принудительных работ в обязательном порядке должно быть сопряжено с предварительным назначением наказания в виде лишения свободы, что отражается в приговоре суда. И лишь после того, как суд назначит виновному наказание в виде лишения свободы и придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

Решая вопрос о возможности исправления осужденного без направления его в места лишения свободы, суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, обстоятельства совершения преступления, данные о посткриминальном поведении виновного и т.д. Если перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости реального отбывания осужденным лишения свободы, то суд в приговоре постановляет о замене этого наказания наказанием в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы могут применяться исключительно как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Однако в законе отсутствует указание на такие случаи. Принудительные работы лишь включены законодателем в санкции статей Особенной части УК РФ в качестве альтернативного наказания наряду с другими наказаниями. К примеру, санкция ч. 1 ст. 167 УК РФ предусматривает возможность назначения штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. Аналогичным образом построены и другие санкции статей Особенной части УК РФ, в которые законодатель включил наказание в виде принудительных работ. Поэтому применение рассматриваемого вида наказания возможно, когда оно предусмотрено соответствующей санкцией. Это и есть тот случай, который "предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК РФ".

Однако принудительные работы могут быть не только назначены по приговору суда, но и определены иным его решением в порядке замены одного вида наказания другим. К примеру, обязательные работы в случае злостного уклонения осужденным от их отбывания заменяются принудительными работами или лишением свободы (ст. 49 УК РФ). Аналогичные положения предусмотрены законом и для ряда других случаев.

Поэтому в теории и на практике возникают проблемы соотношения принудительных работ, назначенных не только по приговору суда, но и иными судебными решениями, с другими институтами уголовного права. В частности, вопрос, связанный с заменой наказания более мягким, состоит в том, может ли лишение свободы быть заменено принудительными работами в порядке ст. 80 УК РФ? Дело в том, что ч. 1 ст. 80 УК РФ предусматривает возможность замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания применительно к содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам и лишению свободы. Причем первые два вида наказания являются альтернативой третьему, и эта альтернатива в соответствии с законом реализуется при назначении наказания. Означает ли это, что она не может быть реализована на стадии исполнения наказания? На наш взгляд, нет, не означает - закон не ограничивает правоприменителя в этом аспекте, поскольку указывает лишь на то, что неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания и не связывает замену с конкретным видом наказания. Следовательно, неотбытая часть может быть заменена любым более мягким видом наказания, каковым являются принудительные работы относительно лишения свободы (ст. 44 УК РФ).

Безусловно, практика применения принудительных работ позволит выявить и другие проблемы, связанные с реализацией этого вида наказания. В настоящее же время необходимо определиться и выработать позицию по тем вопросам, которые очевидны и которые нужно будет решать в ближайшее время. Этому будет способствовать их широкое обсуждение.

Основания применения принудительных мер медицинского характера определены в ст. 97 УК РФ. Как вытекает из нее, принудительные меры медицинского характера могут быть применены лишь по решению суда, который может назначать их определенному кругу лиц, обозначенному в указанной статье. Толкование данного положения позволяет сделать вывод о том, что суд не должен принимать решения о применении принудительных мер, во всяком случае, но он может их назначить. Основанием для применения принудительных мер медицинского характера является совокупность следующих обстоятельств:

1) совершение лицом деяния, предусмотренного уголовным законом;

2) совершение деяния в состоянии невменяемости либо наличие у лица в момент производства по делу психического расстройства, влекущего неспособность лица правильно оценивать фактический характер содеянного;

3) опасность, которую представляет лицо для себя и других лиц вследствие особенностей своего заболевания.

Заболевание может развиться и после вынесения приговора, вследствие чего исполнение наказания становится невозможным.

В дальнейшем решения суда будут зависеть от характера заболевания лица, которому назначаются принудительные меры медицинского характера. Так, заболевание может носить временный характер, т.е. временное психическое расстройство. Лицу в этой ситуации назначаются принудительные меры медицинского характера, которые осуществляются до выздоровления, о чем суд извещается администрацией лечебного учреждения. Суд на основании медицинского заключения специалистов принимает решение о прекращении применения назначенных мер, возобновляет приостановленное дело или назначает дальнейшее исполнение неотбытой части наказания, к которому лицо было ранее приговорено.

Если психическое расстройство, наступившее после совершения общественно опасного деяния, является длительным (хроническим), суд прекращает уголовное дело или принимает решение об освобождении лица от наказания.



Если лицо заболевает психическим расстройством в период отбывания наказания, лечение организуется в соответствии с законодательством о психиатрической помощи и нормами уголовно-исполнительного законодательства, за исключением случаев, когда заболевание становится препятствием для дальнейшего отбывания наказания, в связи с чем лицо освобождается в соответствии с ч. 1 ст. 81 УК РФ.

Положения п. "в" ст. 97 УК РФ, касающиеся применения принудительных мер к лицам вменяемым, но страдающим определенными, обозначенными в законе заболеваниями, воспринимаются неоднозначно. Существует мнение о том, что обоснованность применения принудительных мер медицинского характера по отношению к указанным лицам сомнительна, поскольку противоречит принципам добровольности лечения, закрепленным в законодательстве о психиатрической помощи*(242).

Представляется, что законодатель это обстоятельство учел. Именно поэтому он оговорил условие, при котором принудительные меры лечения могут применяться к указанным лицам. Законодатель подчеркивает, что это может иметь место лишь в случаях, когда психические расстройства связаны с опасностью для себя или других лиц либо с возможностью причинения ими иного серьезного вреда. Из этого следует, что, руководствуясь интересами предотвращения возможного большего вреда, законодатель допускает игнорирование принципа добровольности лечения. Хотя в случаях, не связанных с указанными обстоятельствами, предполагается безусловное соблюдение этого принципа.

Если лица, указанные в ч. 1 ст. 97 УК РФ, по своему психическому состоянию не представляют опасности для себя и окружающих, то суд исходя из вывода о нецелесообразности применения принудительных мер медицинского характера может передать материалы о состоянии их здоровья в органы здравоохранения для решения вопроса о добровольном лечении этих лиц или помещение в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.

Применение принудительных мер медицинского характера, хотя и назначается судом, наказанием не является и по содержанию, сущности и целям отличается от него. Наказание применяется только к виновным в совершении преступления, а принудительное лечение назначается душевнобольным, совершившим общественно опасные деяния и в силу своего психического состояния представляющих опасность для себя самого или для общества.

Вопрос о виновности лица и его наказании разрешается в приговоре суда, а о применении принудительного лечения - в определении. Душевнобольного нельзя ни признать виновным, ни оправдать, как и помиловать или амнистировать.

Принудительное лечение не влечет судимости в отличие от наказания.

Хотя уголовное законодательство устанавливает некоторые контрольные сроки применения принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК РФ), в каждом конкретном случае они определяются не судом. Принудительное лечение продлевается, изменяется или отменяется лишь в зависимости от состояния психического здоровья лечащего и устранения его общественной опасности (или уменьшения степени ее).

В отличие от наказания принудительное лечение всегда безусловно, в то время как наказание может быть назначено и условно.

Поскольку применение принудительных мер медицинского характера не является наказанием, то это предполагает наличие иных целей, чем они определены для наказания. Законодатель изложил их в ст. 98 УК РФ, из которой следует, что целями применения принудительных мер медицинского характера являются:

1) излечение или улучшение психического состояния лиц, к которым в соответствии с законом эти меры применены;

2) предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Анализ нормы, изложенной здесь, позволяет отметить, что цели применения принудительных мер медицинского характера различны, они имеют медицинские и юридические свойства. Излечение лиц, к которым указанные меры применяются, или улучшение их психического состояния составляет цель медицинского характера. Излечение предполагает использование различных средств и мер, направленных на восстановление психического здоровья: помещение в психиатрический стационар, психотерапию, трудотерапию и др. Но, так как далеко не всегда возможно полное излечение больного, законодатель говорит о минимальной цели - улучшении психического состояния.

Цели юридического свойства заключаются в том, что принудительные меры медицинского характера применяются, с тем чтобы предупредить совершение новых деяний, предусмотренных уголовным законодательством. Как следует из ст. 98 УК РФ, имеется в виду, во-первых, предупреждение совершения новых деяний в период применения принудительных мер медицинского характера. Это обеспечивается определенным видом принудительных мер, соответствующим режимом, сроком лечения и т.д. Во-вторых, - предупреждение совершения новых деяний после исполнения принудительных мер.

Следует подчеркнуть, что выделение медицинского и юридического характера является условным, так как они неразрывно связаны между собой. Все мероприятия медицинского характера, направленные на излечение или улучшение состояния лица, подвергнувшегося принудительным мерам, осуществляются, с тем чтобы предупредить совершение общественно опасных деяний посредством оздоровления или изменения в лучшую сторону психического состояния. Очевидно, что без достижения целей медицинского характера невозможно даже приближение к целям юридического характера.

Цели применения принудительных мер медицинского характера связаны с двумя сторонами их применения. Они ориентированы на реализацию, с одной стороны, прав и интересов больного, касающихся его здоровья, а с другой - интересов общества, обеспечение его безопасности путем упреждения новых общественно опасных деяний со стороны больного как во время лечения, так и после него.



Просмотров