Принципы предпринимательского права в конституции рф. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. В качестве основных принципов предпринимательского права могут быть названы следующие.
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.
Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов.
Важно сказать, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.
В силу принципа свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
2. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности- *(источник № 36), действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.
Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности.
Заметим, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.
Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ.
3. Принцип единого экономического пространства, т.е. "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.
4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления и монополᴎϲтической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 37) - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.
5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические.
Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетающей в себе частноправовые и публично-правовые начала.
6. Принцип законности является общеотраслевым, и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.
Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.
Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.
Завершая рассмотрение вопроса о принципах предпринимательского права, отметим, что в научной и учебной литературе называются и иные, не рассмотренные в настоящем учебнике принципы. Так, В.В. Лаптев относит к числу принципов предпринимательского права принцип "получения прибыли как цели предпринимательской деятельности"- *(источник № 38). Как представляется, цель получения прибыли не может быть положена в основу формирования отрасли предпринимательского права и предпринимательского законодательства, а относится к признакам самой предпринимательской деятельности. В этой ипостаси - получения прибыли как цели предпринимательской деятельности - данное понятие и было нами рассмотрено.

Лекция, реферат. 1.3. Принципы предпринимательского права - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер. Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основу экономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иных фундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том числе наша Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить следующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности является, безусловно, основным конституционно-правовым началом для построения всей системы правового регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с положением ч.4 ст.13 Конституции "государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Возможность ограничения свободы предпринимательства "в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц" и "только в случаях, предусмотренных законом" следует и из нормы ч.1 ст.23 Конституции.

В условиях же чрезвычайного или военного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободное предпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом (ч.1 ст.63 Конституции).

На основании изложенного рассматриваемый конституционный принцип целесообразно сформулировать как принцип свободы предпринимательской деятельности в решках правовых предписаний, направленных на охрану общественных интересов. Иными словами, речь идет об ограниченной (государством) свободе.

2. Принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (ч.2 ст.13 Конституции). Данный принцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет о принципе юридического равенства форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения. Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

3. Принцип неприкосновенности собственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст.44 Конституции. Собственность - это ядро экономической и правовой системы, фундамент любой общественно-экономической формации, поэтому собственнику (как частному, так и государственному) необходимо обеспечить стабильности в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. При несоблюдении этого условия никакая экономика функционировать не может. При этом указанный принцип не исключает возможность принудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (ч.6 ст.44 Конституции).

4. Принцип государственного управления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нашел отражение в ч.4 ст.13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и част ной экономической деятельности в социальных целях. При этом ч.5 ст.13 Конституции закрепляет основное требование, которому должно соответствовать государственное управление экономической деятельностью, - его социальную направленность.

5) Безусловно, определенные особенности экономической системы зависят от существования и содержания так называемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом, в данной сфере общественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области комплекс императивов. Так, принцип верховенства права (ст.7 Конституции), являясь общеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой - деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры по обеспечению верховенства права в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст.12 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации.

В системе принципов правового регулирования предпринимательской деятельности кроме вышеперечисленных конституционных принципов следует включить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь.

Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют принципы гражданско-правового регулирования, которые в первую очередь основываются на положениях Конституции, а в отдельных случаях и повторяют их, и выражают сущность гражданско-правовых отношений в целом. В общей форме они сформулированы в норме ст.2 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.

Под методом правового регулирования предпринимательской деятельности понимается совокупность конкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования. Возникновение в процессе осуществления предпринимательской деятельности двух качественно отличных групп общественных отношений позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования предпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов.

Горизонтальные общественные отношения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействия) приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотношения, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров.

Вертикальные же общественные отношения, составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируются способами, характерными чертами которых являются властеотношения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормах правообстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.

Принципы предпринимательского права

Под принципами права понимаются основные положения отрасли права. Они обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет и метод правового регулирования общественных отношений. Они находят свое отражение в самом праве. Будучи нормами права, принципы выполняют регулятивную функцию, т.е. непосредственно регулируют общественные отношения. Например, принципы гражданского права применяются, если есть пробелы в гражданском законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК РФ).

В юридической литературе принято подразделять принципы на: 1) общие и 2) специальные (отраслевые). Кроме того, в юридической науке выделяют принципы правовых институтов.

К числу общих принципов можно отнести принципы: 1) законности, 2) справедливости, 3) юридического равенства, 4) социальной свободы и др.

Отсутствие предпринимательского кодекса не лишает возможности говорить о принципах предпринимательского права. Большинство правовых принципов, которые могут применяться в области предпринимательской деятельности, содержатся в Конституции РФ.

Принципы предпринимательского права с учетом комплексности (частно-публичной) природы включают в себя отдельные принципы гражданского, административного и др. отраслей права.

1. Свобода предпринимательской деятельности основополагающий принцип предпринимательского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Основного закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности».

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна: она может быть ограничена в общественных интересах; в качестве такого ограничения может выступать, например, институт лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательное членство в саморегулиремых организациях.

Свобода предпринимательской деятельности включает следующие составные элементы:

а) свободу объединения для совместной экономической деятельности – выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34);

б) свободу иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и др. природными ресурсами (ст. 34, 35);

в) свободу договора – заключать гражданско-правовые сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75);

г) свободу от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34);

д) свободу заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

2.Принцип свободы договора (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75 Конституции РФ, ст. 1, ст. 421 ГК РФ):

а) граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством. Например, в силу п. 3 ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы; сторона, заключившая предварительный договор, не вправе уклониться от заключения основного договора (ст. 429 ГК);

б) стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами;

в) свобода в определении контрагентов заключаемого договора. В рыночной экономике отсутствуют плановые разнарядки, обязывающие стороны вступить в соответствующие отношения;

г) стороны самостоятельно определяют условия заключаемого договора. В то же время, существенные условия могут быть определены законом.

3. Принцип «свободного перемещения» (ст. 8 Конституции РФ, ст. 1 ГК).В силу ст. 8 Конституции РФ «в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств». ГК (п. 3 ст. 1) предусмотрел, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности (ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ).В соответствии с п. 2 ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В Конституции и ГК РФ (п. 1 ст. 212) частная собственность открывает список форм собственности. Однако это не означает, что именно частная форма собственности обладает каким-либо преимуществом.

Собственность условно можно подразделить на 2 группы: частную (собственность физических и юридических лиц) и публичную (собственность РФ, субъектов РФ и муниципалитетов, а также собственность, находящуюся в ведении государственных и муниципальных предприятий).

5. Свобода конкуренции и ограничения монополистической деятельности (п. 2 ст. 34): «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Аналогичная норма содержится и в п. 1 ст. 10 ГК; она устанавливает пределы осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав. И Конституция РФ и ГК РФ запрещают субъектам предпринимательской деятельности злоупотребление своими правами (например, злоупотребление доминирующим положением на рынке).

6.Принцип государственного регулирования (воздействия) предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Как выше было сказано, государственное регулирование экономики осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным отношениям потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на косвенные экономические.



Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы предпринимательского права, сочетающего в себе частноправовые и публично-правовые начала, которые между собой непрерывно взаимодействуют.

О данном принципе см. более подробно:

Кванина В.В. Принцип «государственное регулирование предпринимательской деятельности» или принцип «достижение баланса государственного и иного социального регулирования предпринимательской деятельности»? / Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: монография, коллектив авторов / МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ // отв.ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М,: Юстицинформ, 2016. С. 240-248.

Кванина В.В. О принципе недопустимости произвольного вмешательства в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов и компенсации причиненного им вреда

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определённых принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в сфере предпринимательского права.

Принципы российского предпринимательского права - основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

2. Принцип признания многообразия форм собственности , юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства , который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное - в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.

7. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Основная цель занятия предпринимательской деятельностью – получение прибыли.

Предыдущая

Вконтакте

Одноклассники


В принципах как бы кристаллизируются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли или подотрасли. Принципы - это то, что пронизывает право, выявляет его содержание. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Сформулированные правовой наукой принципы предпринимательского права отражают его специфику и главные качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования предпринимательского права. Принципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения.

Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:

В сфере правосознания, в том числе профессионального правосознания юристов, должны иметься определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;

Эти представления должны найти закрепление в соответствующих положениях действующего законодательства;

Законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться посредством правоприменения в конкретной сфере общественных отношений.

Наиболее традиционным представляется выделение следующих принципов предпринимательского права.

1. Принцип законности является межотраслевым принципом, то есть существует не только в рамках системы принципов предпринимательского права, но и является принципом всех отраслей российского права. Принцип законности означает, что все действия субъектов права должны основываться на требованиях закона, не противоречить им. При нарушении требований законности любое лицо, считающее, что его права, свободы и законные интересы были нарушены или подвергаются угрозе нарушения, вправе обратиться за защитой в суд.

В рамках предпринимательского права законность воплощается в том, что при осуществлении предпринимательской деятельности ее субъекты должны строго соблюдать законы, не допускать нарушения их требований.

2. Принцип свободы предпринимательской деятельности. Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, конкретизируя содержание этой свободы в статье 34, определяя, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принимает решение о том, заниматься ли ему собственной предпринимательской деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой деятельности, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с другими лицами.

Подавляющему большинству субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и ряда юридических лиц) законом предоставлена общая правосубъектность. Общая правосубъектность означает, что ее носитель (предприниматель) имеет права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Предприниматель без постороннего вмешательства определяет сферу, в которой он будет вести свою деятельность, и вправе поменять эту сферу исходя из экономической целесообразности и прочих факторов, не испрашивая на это разрешение государственных или любых иных органов.

Предприниматель самостоятельно формирует имущественную основу своей деятельности, используя для этого как собственные, так и привлеченные денежные средства, а также любое иное имущество, не изъятое из оборота.

Свобода предпринимательской деятельности неразрывно связана с рядом основных начал гражданского законодательства, закрепленных Гражданским кодексом РФ (ст. 1). Так, элементами свободы предпринимательской деятельности являются свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.

3. Принцип единства экономического пространства . Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Принцип единства экономического пространства приобретает особую актуальность для России как для федеративного государства и является необходимым условием реализации таких общеотраслевых правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом - при отсутствии единства экономического пространства предприниматели и потребители некоторых регионов оказывались бы в привилегированном положении, и принципа верховенства федеральных законов в системе законодательства.

4. Принцип многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты . Собственное имущество предпринимателя является не только необходимой предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, но и гарантией реальной ответственности предпринимателя в случаях необходимости возмещения вреда, причиненного им при осуществлении предпринимательской деятельности.

В советский период развития Российского государства равенство форм собственности отсутствовало: законодательно провозглашались преимущества в защите государственной собственности.

В настоящее же время в соответствии с частью 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Принудительное отчуждение имущества независимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику, в том числе используемого для осуществления предпринимательской деятельности, для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда, причем такое решение может быть обжаловано собственником имущества в суд.

5. Принцип поддержания конкуренции и недопущения деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию . В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ). Государство гарантирует поддержку конкуренции (ст. 8 Конституции РФ).

Законодательное закрепление и реализация принципа недопущения недобросовестной конкуренции является правовым способом поддержания здоровой, эффективной, социально направленной экономики.

Конституционные нормы получили конкретизацию в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и недопущении монополистической деятельности на товарных рынках», который регулирует способы и меры воздействия на субъектов, осуществляющих монополистическую деятельность в сфере предпринимательства.

6. Принцип государственного воздействия на осуществление предпринимательской деятельности . В литературе данный принцип называется также принципом государственного регулирования экономики, что, по нашему мнению, также является справедливым, поскольку государственное воздействие на экономику проявляется в форме регулирования.

На всем протяжении развития экономики государство в тех или иных формах воздействовало на осуществление предпринимательской деятельности, причем спектр форм государственного воздействия простирался от жесткого командного регулирования с провозглашением исключительно государственной собственности на средства производства и практически полным подавлением свободы хозяйствования в тоталитарных государствах, до фактического невмешательства государства в экономические процессы со сведением роли государства к функции «ночного сторожа».



Просмотров