Позитивное право устанавливается. Позитивное право. Функции права: понятие и виды

Право - это система общеобязательных, формально опре­деленных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интере­сы и волю общества, содержание которых вытекает из природь и характера господствующей в обществе системы экономиче­ских, политических и иных отношений.

Из указанного определения вытекают следующие призна­ки (свойства) права.

Нормативность права заключается в том, что право скла­дывается из норм как правил поведения, имеющих общи? характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения а на все отношения определенного вида.

Общеобязательность права состоит в том, что нормы пра­ва имеют не только общий, но и обязательный характер дл» адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, т


которых распространяются. Общеобязательность права в це­лом и отдельных его норм не зависит от субъективного отно­шения к ним адресатов. Те или иные субъекты права (граж­данин, должностное лицо) могут оценивать нормы права от­рицательно, считать их нецелесообразными, несправедливы­ми и т. д. Однако такое отношение к нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, ис­полнять и применять.

Системность права проявляется в том, что право - это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а строй­ная их система. Право как система норм складывается из та­ких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, со­ставляют единое явление - право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.

Принудительность права. Функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности права, обеспеченности возможностью государственного при­нуждения. Принудительность права, его опора на силу госу­дарства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социаль­ных норм. Государство в значительной мере для того и воз­никает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, ис­полнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.



Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», - провозглашал вождь древних гал­лов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Бо­гиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом - в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча - бессилие права, Изображения мечей мы видим и на отличи­тельных знаках работников правоохранительных органов. Ве­ликий философ И. Кант отмечал, что с правом связано пра-


вомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.

В правовом государстве принуждение как средство обес­печения права не только носит государственно-организован­ный характер, но оно должно быть правовым принуждением. Это означает, во-первых, что могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предус­мотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной про­цедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение за­конности, узурпация государственной власти, превышение власти.

Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обсто­ятельства, субъектов они распространяются, какие юридиче­ские последствия они влекут. Формальная определенность на­ходит свое выражение и во внешних формах существования норм права - нормативных актах.

Волевой характер права. В праве выражена воля. Это при­знается многими мыслителями -- философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда. Первый за­ключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством. Этого взгляда изначально при­держивались еще древнеримские юристы (Папинийн, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права - Са-виньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право - приказ государства) и др.

Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право - это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Но эта классовая воля - не классовый произвол, она обусловлена экономиче­ским базисом - способом производства, свойственным дан­ному обществу, структурой общественных отношений.

Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе- В праве, бесспорно, находит выражение нечто об­щее, необходимое любому члену общества независимо от


классовой принадлежности (защита жизни, чести, собствен­ности любого из его членов, заинтересованность в элементар­ном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает ка­кие-то общие интересы, общую волю. Но с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе спо­соб производства и основанные на нем отношения той или иной превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волю соответст­вующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо, не прикрыта, не заву­алирована (рабовладельческое, феодальное право) или вы­ступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенст­вом.

В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облеченная в определенную форму - закон.

Рассмотренное выше понимание права в отечественной юридической науке подвергается критике как понимание уз-конормативное, сводящее право только к нормам, содержа­щимся в законах; необходимо более широкое понимание пра­ва. На самом же деле представленное понимание права явля­ется пониманием нормативным, но не узко нормативным. Это понимание вполне обоснованно является пониманием соци­ологическим. Это выражается в том, что нормы права, право в целом рассматриваются как социальный феномен (явле­ние), стоящий в ряду других социальных регуляторов (мораль, обычай, корпоративные нормы).

Во-вторых, воля, выраженная в праве, -- это не воля от­дельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выра­зитель общих интересов членов общества и социальных групп.

В-третьих, указанная воля, составляющая сущность пра­ва, рассматривается не как оторванная от общества, помещен­ная в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, систе­мой его экономических, социальных, культурных, нравствен­ных и прочих отношений.

В-четвертых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества - государством.

В-пятых, цели, назначение, ценность, функции права, как будет показано далее, носят социальный характер.


Понимания права, предложенного внастоящей главе, ко­нечно, придерживаются юристы-практики, представители от­раслевойюридической науки. Для них право - это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, преждевсего в законах и иных нормативных актах.

Многие авторы считают, что одни нормы приняты государством, а другие возникли сами по себе. То есть существует естественное и позитивное право. Считается, что к естественному следует относить на равенство и так далее - то есть те права, которые даны человеку от природы. Они являются естественными, а значит, государство посягать на них не может.

В говорится, что создаваемое государством право является производным к тому, которое вытекает из самой человеческой природы. Позитивное право - это нормы, которые были установлены государством. Признаны они могут быть только в том случае, если не противоречат естественного.

Позитивизмом называют одно из направлений юриспруденции. В данном случае акцент делается на словесно-символической форме существования права. Учитываются только фиксированные нормы, то есть важно то, при помощи чего они выражены (их форма).

Позитивное право - институциональное образование. Существует оно в виде внешних институтов (объектированных), норм, которые выражены в законах и так далее.

Позитивное право имеет массу и отрицательных, и положительных потенций. Пожалуй, основное его достоинство заключается в том, что данное право является эффективнейшим нормативно-ценностным регулятором. Именно оно помогает контролировать поведение людей в обществе. Данный регулятор имеет не только нормативный, но еще и ценностный характер. Это утверждение основано на том, что право, входя в жизнь людей, становится ее частью. Нормативные начала помогают дать оценку отдельным жизненным явлениям, именно они делят поступки людей на допустимые и недопустимые.

Позитивное право обеспечено государством. Речь о том, что оно гарантировано, а несоблюдение норм становится причиной наступления санкций. Принудительная сила, которой обладает государство, помогает навести порядок в обществе, устранить своеволие, а также произвол.

Позитивное право отличается от естественного многим. Вот основные различия:

Связано с естественным порядком вещей. Речь о природе человека и мироздании в общем. Естественное право - часть мирового порядка. Позитивное право есть нечто искусственное. Творцом в данном случае выступает именно человек. Все это приводит к тому, что его нормы могут даже противоречить нормам мирового порядка.

Естественное право связано с всеобщим бытием, позитивное - с конкретным государством.

Позитивное право возникло тогда, когда возникло государство. Естественное было всегда.

Нормы права естественного не всегда выражаются в письменной форме, так как могут существовать в традициях и так далее.

Естественное право в отличие от позитивного не тождественно действующему законодательству. Его цель - высшая справедливость, а не интересы государств.

Позитивное право в отличие от естественного не имеет норм, которые могли бы быть обоснованы за счет религии или этики. Они связаны только с волей государства.

Чем плохо позитивное право? В первую очередь тем, что его нормы могут быть несправедливыми. Во все времена наблюдалась тенденция порабощения народа. Речь, конечно же, не о прямом, а именно о косвенном рабстве. Государство навязывает обществу те правила и порядки, которые нужны только ему. По этой причине люди часто оказываются ущемленными в своих правах. Часто действующие нормы являются несправедливыми, негуманными, выгодными только людям, обладающим властью и стремящимся эту власть удержать. Во многих случаях они обеспечивают благополучие одних за счет ущемления других. Вся загвоздка в том, что обязательными к исполнению являются все нормы позитивного права без исключения.

Позитивное (положительное) право - представляет собой право официальное, т. е издаваемое ГО в установленном порядке и соот образом фиксируемое в НПА (законах, указах президента, постановлениях правительства и др.) или иных источниках права.

Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.

Основные признаки позитивного права:

1. Нормативность - свойство права, выявляющее его смысл и предназначение; в ней выражается потребность утверждения в ОО нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общ жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общ жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения.

2. Формальная определенность . Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках.

3. Системность - Право представляет особо сложное системное образование: на естественное, позитивное, субъективное право.

Естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. позитивное право - Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведение людей.

4. Всеобщность - означающий, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кругом опр лиц, во времени и в пространстве.

5. Обеспеченность возможностью гос принуждения . Гос принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы

8. Принципы права: понятие и виды.

Принципы права - это основные, исходные идеи, начала, требования, выражающие сущность права и определяющие общую направленность ПР.

Принципы права выражаются в НПА двумя способами: а) текстуальным (принципы права формулируются в тексте НПА); б) смысловым (принципы права в тексте НПА не формулируются; они выводятся из смысла этого акта путем анализа его текста).

Виды принципов права:

I. Общеправовые (присущи всему праву в целом):

1. Принцип социальной свободы

2. Принцип социальной справедливости

3. Принцип демократизма

4. Принцип гуманизма



5. Принцип равноправия

6. Принцип единства субъективных прав и юридических обязанностей

7.Принцип взаимной ответственности личности и государства

8. Принцип законности

II. Отраслевые (присущи конкретным отраслям права, например принцип свободы договора - в гражданском праве).

III. Межотраслевые (присущи нескольким родственным отраслям права, например принципы состязательности, открытости процесса, государственного языка судопроизводства - в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном, уголовно-процессуальном праве).

IV. Принципы правовых институтов (присущи конкретному институту нрава, например принцип равного доступа граждан к государственной службе - в институте государственной службы).

9. Функции права: понятие и виды.

Функции права - это обусловленные социальным назначением права и выражающие его сущность основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Виды функций права:

I. Общесоциальные (направления правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни; они во многом совпадают с функциями государства, так как последние осуществляются в правовой форме):

1) экономическая

2) политическая

3) социальная

4) воспитательная

II. Специально-юридические (вытекают из самой природы права и обусловлены его социальным назначением):

1) регулятивная (направление правового воздействия, которое выражается в регулировании положительных общественных отношений): а) регулятивная статическая б) регулятивная динамическая

2) охранительная (направление правового воздействия, которое выражается в охране положительных и вытеснении вредных для общества отношений); охранительное воздействие права на общественные отношения выражается: а) в установлении запретов на совершение противоправных деяний; б) в установлении санкций за совершение противоправных деяний; в) в применении санкций к правонарушителям.


Определение понятия
Общее определение права не является однозначным. Это следует из признания международных стандартов основных прав и свобод человека и гражданина, их закрепления в гл. II Конституции РФ, приоритета международных соглашений над внутренним законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Оно выстраивается из блоков представлений об общецивилизованном и позитивном праве.
Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно «живет» и выполняет регулирующую функцию в правосознании, реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине.
В предлагаемом подходе акцентируется внимание на нормативном проявлении феномена права нормативной природе естественного (надпозитивного) права. Оно, как и всякое право, нуждается в юридическом опосредствовании (международные стандарты), переводе на язык внутреннего законодательства и государственной гарантированности. Даже если мы говорим о глубоких корнях и социальной обусловленности надпозитивного права (в частности, на уровне абсолютных общечеловеческих ценностей), тем не менее мы должны признать, что оно имеет внешние формы выражения как международные стандарты и с точки зрения нормативности внутреннего законодательства.
Нормативная характеристика выступает на первый план в позитивном праве в блоке реального законодательства, о чем свидетельствует ряд его признаков.
Во-первых, оно проявляется как система нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов). В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения.
Во-вторых, право исходит от государства. Оно или устанавливается, или санкционируется государством. Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний в международных документах, являющихся фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства.
В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.
В-четвертых, право устанавливает меру свободы в поведении граждан и других субъектов социальных связей.
В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения, угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.
В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной возможностью применения средств государственного принуждения.
В связи с признанием общесоциального компонента и ценностей в современном праве России уместно сформулировать следующее его определение.
Право - это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, на достижение равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.
Важно обратиться к характеристике свойств права как специфического средства урегулирования общественных отношений.
Системность. Право - системное образование, имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.
Общеобязательная нормативность характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсони- фицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.
Формальная определенность - придание государством, создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство - это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпевания лишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.
Государственная обеспеченность (гарантированность). Возведение права в закон, придание правилам поведения официального внешнего выражения означает, что государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом применяет к правонарушителю меры государственного принуждения (см. схему VII).

Еще по теме Признаки позитивного права.:

  1. § 4. Выводы относительно справедливости, позитивного права и проблемы естественного права
  2. Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
  3. Глава II Юридическая антропология позитивного права
  4. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАПАДНОГО ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
  5. Вопрос 7. Социальные регуляторы первобытного общества, возникновение права. Понятие и признаки права

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -


Право - это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.
Из указанного определения вытекают следующие признаки (свойства) права.
Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.
Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на

которых распространяются. .Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов. Te или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к. нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.
Системность права проявляется в том, что право - это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а стройная их система. Право как система норм складывается из таких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление - право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения -самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.
Принудительность права. функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности прара, обеспеченности возможностью государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социальных норм. Государство в значительной мере для того и возникает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.
Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», - провозглашал вождь древних галлов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Богиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом - в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча - бессилие права. Изображения мечей мы видим и на отличительных знаках работников правоохранительных органов. Великий философ И. Кант отмечал, что с правом связано пра
вомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.
В правовом государстве принуждение как средство обеспечения права не только носит государственно-организованный характер, но оно должно быть правовым принуждением. Это означает, во-первых, что могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, узурпация государственной власти, превышение власти.
Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права - нормативных актах.
Волевой характер права. В праве выражена воля. Это признается многими мыслителями - философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда, Первый заключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством. Этого взгляда изначально придерживались еще древнеримские юристы (Папиниан, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права- Ca- виньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право - приказ государства) и др.
Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право - это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Ho эта классовая воля - не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом - способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.
Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе, В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от
классовой принадлежности (зашита жизни, чести, собствен" ности любого из его членов, заинтересованность в элементарном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает какие-то общие интересы, общую волю. Ho с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе способ производства и основанные на нем отношения той или иной превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волю соответствующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо, не прикрыта, не завуалирована (рабовладельческое, феодальное право) или выступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенством.
В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облеченная в определенную форму - закон.
Рассмотренное выше понимание права в отечественной юридической науке подвергается критике как понимание узконормативное, сводящее право только к нормам, содержащимся в законах; необходимо более широкое понимание права. На самом же деле представленное понимание права является пониманием нормативным, но не узконормативным. Это понимание вполне обоснованно является пониманием социологическим. Это выражается в том, что нормы права, право в целом рассматриваются как социальный феномен (явление), стоящий в ряду других социальных регуляторов (мораль, обычай, корпоративные нормы).
Во-вторых, воля, выраженная в праве, - это He воля отдельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выразитель общих интересов членов общества и социальных групп.
В-третьих, указанная воля, составляющая сущность права, рассматривается не как оторванная от общества, помещенная в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и прочих отношений.
В-четвертых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества - государством.
В-пятых, цели, назначение, ценность, функции права, как будет показано далее, носят социальный характер.

Понимания права, предложенного в настоящей главе, конечно, придерживаются юристы-практики, представители отраслевой юридической науки. Для них право - это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, прежде всего в законах и HHbtx нормативных актах.



Просмотров