Позитивное право устанавливается. Позитивное право. Функции права: понятие и виды
Право - это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природь и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.
Из указанного определения вытекают следующие признаки (свойства) права.
Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общи? характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения а на все отношения определенного вида.
Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер дл» адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, т
которых распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов. Те или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.
Системность права проявляется в том, что право - это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а стройная их система. Право как система норм складывается из таких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление - право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.
Принудительность права. Функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности права, обеспеченности возможностью государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социальных норм. Государство в значительной мере для того и возникает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.
Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», - провозглашал вождь древних галлов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Богиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом - в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча - бессилие права, Изображения мечей мы видим и на отличительных знаках работников правоохранительных органов. Великий философ И. Кант отмечал, что с правом связано пра-
вомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.
В правовом государстве принуждение как средство обеспечения права не только носит государственно-организованный характер, но оно должно быть правовым принуждением. Это означает, во-первых, что могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, узурпация государственной власти, превышение власти.
Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права - нормативных актах.
Волевой характер права. В праве выражена воля. Это признается многими мыслителями -- философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда. Первый заключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством. Этого взгляда изначально придерживались еще древнеримские юристы (Папинийн, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права - Са-виньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право - приказ государства) и др.
Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право - это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Но эта классовая воля - не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом - способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.
Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе- В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от
классовой принадлежности (защита жизни, чести, собственности любого из его членов, заинтересованность в элементарном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает какие-то общие интересы, общую волю. Но с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе способ производства и основанные на нем отношения той или иной превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волю соответствующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо, не прикрыта, не завуалирована (рабовладельческое, феодальное право) или выступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенством.
В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облеченная в определенную форму - закон.
Рассмотренное выше понимание права в отечественной юридической науке подвергается критике как понимание уз-конормативное, сводящее право только к нормам, содержащимся в законах; необходимо более широкое понимание права. На самом же деле представленное понимание права является пониманием нормативным, но не узко нормативным. Это понимание вполне обоснованно является пониманием социологическим. Это выражается в том, что нормы права, право в целом рассматриваются как социальный феномен (явление), стоящий в ряду других социальных регуляторов (мораль, обычай, корпоративные нормы).
Во-вторых, воля, выраженная в праве, -- это не воля отдельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выразитель общих интересов членов общества и социальных групп.
В-третьих, указанная воля, составляющая сущность права, рассматривается не как оторванная от общества, помещенная в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и прочих отношений.
В-четвертых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества - государством.
В-пятых, цели, назначение, ценность, функции права, как будет показано далее, носят социальный характер.
Понимания права, предложенного внастоящей главе, конечно, придерживаются юристы-практики, представители отраслевойюридической науки. Для них право - это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, преждевсего в законах и иных нормативных актах.
Многие авторы считают, что одни нормы приняты государством, а другие возникли сами по себе. То есть существует естественное и позитивное право. Считается, что к естественному следует относить на равенство и так далее - то есть те права, которые даны человеку от природы. Они являются естественными, а значит, государство посягать на них не может.
В говорится, что создаваемое государством право является производным к тому, которое вытекает из самой человеческой природы. Позитивное право - это нормы, которые были установлены государством. Признаны они могут быть только в том случае, если не противоречат естественного.
Позитивизмом называют одно из направлений юриспруденции. В данном случае акцент делается на словесно-символической форме существования права. Учитываются только фиксированные нормы, то есть важно то, при помощи чего они выражены (их форма).
Позитивное право - институциональное образование. Существует оно в виде внешних институтов (объектированных), норм, которые выражены в законах и так далее.
Позитивное право имеет массу и отрицательных, и положительных потенций. Пожалуй, основное его достоинство заключается в том, что данное право является эффективнейшим нормативно-ценностным регулятором. Именно оно помогает контролировать поведение людей в обществе. Данный регулятор имеет не только нормативный, но еще и ценностный характер. Это утверждение основано на том, что право, входя в жизнь людей, становится ее частью. Нормативные начала помогают дать оценку отдельным жизненным явлениям, именно они делят поступки людей на допустимые и недопустимые.
Позитивное право обеспечено государством. Речь о том, что оно гарантировано, а несоблюдение норм становится причиной наступления санкций. Принудительная сила, которой обладает государство, помогает навести порядок в обществе, устранить своеволие, а также произвол.
Позитивное право отличается от естественного многим. Вот основные различия:
Связано с естественным порядком вещей. Речь о природе человека и мироздании в общем. Естественное право - часть мирового порядка. Позитивное право есть нечто искусственное. Творцом в данном случае выступает именно человек. Все это приводит к тому, что его нормы могут даже противоречить нормам мирового порядка.
Естественное право связано с всеобщим бытием, позитивное - с конкретным государством.
Позитивное право возникло тогда, когда возникло государство. Естественное было всегда.
Нормы права естественного не всегда выражаются в письменной форме, так как могут существовать в традициях и так далее.
Естественное право в отличие от позитивного не тождественно действующему законодательству. Его цель - высшая справедливость, а не интересы государств.
Позитивное право в отличие от естественного не имеет норм, которые могли бы быть обоснованы за счет религии или этики. Они связаны только с волей государства.
Чем плохо позитивное право? В первую очередь тем, что его нормы могут быть несправедливыми. Во все времена наблюдалась тенденция порабощения народа. Речь, конечно же, не о прямом, а именно о косвенном рабстве. Государство навязывает обществу те правила и порядки, которые нужны только ему. По этой причине люди часто оказываются ущемленными в своих правах. Часто действующие нормы являются несправедливыми, негуманными, выгодными только людям, обладающим властью и стремящимся эту власть удержать. Во многих случаях они обеспечивают благополучие одних за счет ущемления других. Вся загвоздка в том, что обязательными к исполнению являются все нормы позитивного права без исключения.
Позитивное (положительное) право - представляет собой право официальное, т. е издаваемое ГО в установленном порядке и соот образом фиксируемое в НПА (законах, указах президента, постановлениях правительства и др.) или иных источниках права.
Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.
Основные признаки позитивного права:
1. Нормативность - свойство права, выявляющее его смысл и предназначение; в ней выражается потребность утверждения в ОО нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общ жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общ жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения.
2. Формальная определенность . Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках.
3. Системность - Право представляет особо сложное системное образование: на естественное, позитивное, субъективное право.
Естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. позитивное право - Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведение людей.
4. Всеобщность - означающий, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кругом опр лиц, во времени и в пространстве.
5. Обеспеченность возможностью гос принуждения . Гос принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы
8. Принципы права: понятие и виды.
Принципы права - это основные, исходные идеи, начала, требования, выражающие сущность права и определяющие общую направленность ПР.
Принципы права выражаются в НПА двумя способами: а) текстуальным (принципы права формулируются в тексте НПА); б) смысловым (принципы права в тексте НПА не формулируются; они выводятся из смысла этого акта путем анализа его текста).
Виды принципов права:
I. Общеправовые (присущи всему праву в целом):
1. Принцип социальной свободы
2. Принцип социальной справедливости
3. Принцип демократизма
4. Принцип гуманизма
5. Принцип равноправия
6. Принцип единства субъективных прав и юридических обязанностей
7.Принцип взаимной ответственности личности и государства
8. Принцип законности
II. Отраслевые (присущи конкретным отраслям права, например принцип свободы договора - в гражданском праве).
III. Межотраслевые (присущи нескольким родственным отраслям права, например принципы состязательности, открытости процесса, государственного языка судопроизводства - в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном, уголовно-процессуальном праве).
IV. Принципы правовых институтов (присущи конкретному институту нрава, например принцип равного доступа граждан к государственной службе - в институте государственной службы).
9. Функции права: понятие и виды.
Функции права - это обусловленные социальным назначением права и выражающие его сущность основные направления правового воздействия на общественные отношения.
Виды функций права:
I. Общесоциальные (направления правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни; они во многом совпадают с функциями государства, так как последние осуществляются в правовой форме):
1) экономическая
2) политическая
3) социальная
4) воспитательная
II. Специально-юридические (вытекают из самой природы права и обусловлены его социальным назначением):
1) регулятивная (направление правового воздействия, которое выражается в регулировании положительных общественных отношений): а) регулятивная статическая б) регулятивная динамическая
2) охранительная (направление правового воздействия, которое выражается в охране положительных и вытеснении вредных для общества отношений); охранительное воздействие права на общественные отношения выражается: а) в установлении запретов на совершение противоправных деяний; б) в установлении санкций за совершение противоправных деяний; в) в применении санкций к правонарушителям.
Определение понятия
Общее определение права не является однозначным. Это следует из признания международных стандартов основных прав и свобод человека и гражданина, их закрепления в гл. II Конституции РФ, приоритета международных соглашений над внутренним законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Оно выстраивается из блоков представлений об общецивилизованном и позитивном праве.
Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно «живет» и выполняет регулирующую функцию в правосознании, реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине.
В предлагаемом подходе акцентируется внимание на нормативном проявлении феномена права нормативной природе естественного (надпозитивного) права. Оно, как и всякое право, нуждается в юридическом опосредствовании (международные стандарты), переводе на язык внутреннего законодательства и государственной гарантированности. Даже если мы говорим о глубоких корнях и социальной обусловленности надпозитивного права (в частности, на уровне абсолютных общечеловеческих ценностей), тем не менее мы должны признать, что оно имеет внешние формы выражения как международные стандарты и с точки зрения нормативности внутреннего законодательства.
Нормативная характеристика выступает на первый план в позитивном праве в блоке реального законодательства, о чем свидетельствует ряд его признаков.
Во-первых, оно проявляется как система нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов). В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения.
Во-вторых, право исходит от государства. Оно или устанавливается, или санкционируется государством. Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний в международных документах, являющихся фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства.
В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.
В-четвертых, право устанавливает меру свободы в поведении граждан и других субъектов социальных связей.
В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения, угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.
В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной возможностью применения средств государственного принуждения.
В связи с признанием общесоциального компонента и ценностей в современном праве России уместно сформулировать следующее его определение.
Право - это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, на достижение равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.
Важно обратиться к характеристике свойств права как специфического средства урегулирования общественных отношений.
Системность. Право - системное образование, имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.
Общеобязательная нормативность характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсони- фицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.
Формальная определенность - придание государством, создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство - это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпевания лишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.
Государственная обеспеченность (гарантированность). Возведение права в закон, придание правилам поведения официального внешнего выражения означает, что государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом применяет к правонарушителю меры государственного принуждения (см. схему VII).
Еще по теме Признаки позитивного права.:
- § 4. Выводы относительно справедливости, позитивного права и проблемы естественного права
- Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
- Глава II Юридическая антропология позитивного права
- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАПАДНОГО ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
- Вопрос 7. Социальные регуляторы первобытного общества, возникновение права. Понятие и признаки права
- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -
Право - это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.
Из указанного определения вытекают следующие признаки (свойства) права.
Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.
Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на
которых распространяются. .Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов. Te или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к. нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.
Системность права проявляется в том, что право - это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а стройная их система. Право как система норм складывается из таких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление - право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения -самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.
Принудительность права. функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности прара, обеспеченности возможностью государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социальных норм. Государство в значительной мере для того и возникает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.
Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», - провозглашал вождь древних галлов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Богиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом - в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча - бессилие права. Изображения мечей мы видим и на отличительных знаках работников правоохранительных органов. Великий философ И. Кант отмечал, что с правом связано пра
вомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.
В правовом государстве принуждение как средство обеспечения права не только носит государственно-организованный характер, но оно должно быть правовым принуждением. Это означает, во-первых, что могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, узурпация государственной власти, превышение власти.
Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права - нормативных актах.
Волевой характер права. В праве выражена воля. Это признается многими мыслителями - философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда, Первый заключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством. Этого взгляда изначально придерживались еще древнеримские юристы (Папиниан, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права- Ca- виньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право - приказ государства) и др.
Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право - это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Ho эта классовая воля - не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом - способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.
Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе, В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от
классовой принадлежности (зашита жизни, чести, собствен" ности любого из его членов, заинтересованность в элементарном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает какие-то общие интересы, общую волю. Ho с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе способ производства и основанные на нем отношения той или иной превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волю соответствующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо, не прикрыта, не завуалирована (рабовладельческое, феодальное право) или выступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенством.
В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облеченная в определенную форму - закон.
Рассмотренное выше понимание права в отечественной юридической науке подвергается критике как понимание узконормативное, сводящее право только к нормам, содержащимся в законах; необходимо более широкое понимание права. На самом же деле представленное понимание права является пониманием нормативным, но не узконормативным. Это понимание вполне обоснованно является пониманием социологическим. Это выражается в том, что нормы права, право в целом рассматриваются как социальный феномен (явление), стоящий в ряду других социальных регуляторов (мораль, обычай, корпоративные нормы).
Во-вторых, воля, выраженная в праве, - это He воля отдельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выразитель общих интересов членов общества и социальных групп.
В-третьих, указанная воля, составляющая сущность права, рассматривается не как оторванная от общества, помещенная в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и прочих отношений.
В-четвертых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества - государством.
В-пятых, цели, назначение, ценность, функции права, как будет показано далее, носят социальный характер.
Понимания права, предложенного в настоящей главе, конечно, придерживаются юристы-практики, представители отраслевой юридической науки. Для них право - это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, прежде всего в законах и HHbtx нормативных актах.