Подряд для государственных и муниципальных нужд. Обязательства по производству работ. Поставка товаров для государственных нужд

Менеджмент

Нарвойш Юлия Александровна

Лямперт Александр Евгеньевич

Тема1: Введение в менеджмент

1. Управление и менеджмент: соотношение понятий

2. Основные элементы менеджмента

3. Менеджмент как наука и искусство управления

1

Управление – это целенаправленная деят-ть, обеспечивающая перевод объекта управления из фактического состояния в желаемое. В основе данных действий находится цель, как результат состояния которого необходимо достигнуть. И именно цель будет определять приемы и способы оказания воздействия.

Управление достаточно широкое понятие подразумевающее возможность управления хим.процессами, ТС, временем, людьми.

В данной дисциплине, управление будет рассматриваться, как процесс управления людьми, действующих в составе орг-ции, а также иными организационными ресурсами.

В управлении под организацией

Менеджмент – это вид управления. Он осуществляется в коммерческих орг-циях, деят-ть которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы следует учитывать, что управление шире.

Менеджмент как отдельная дисциплина возник в конце 19 века по мере становления и развития крупных промышленных производственных предприятий, где собственник (группа собственников) передали полномочия профессионально подготовленным наемным рук-лям. Наемный руководитель осуществляет управление в границах полномочий, в интересах собственника.

2

Основные элементы:

· Организация как объект управления;

· Цели менеджмента;

· Персонал управления, трудовые ресурсы;

· Принципы управления;

· Функции управления;

· Методы управления;

· Организационные структуры управления;

· Управленческие решения.

Все элементы связаны друг с другом, дополняют друг друга и являются неотъемлемой частью дисциплины менеджмента.

3

Менеджмент, как наука – это система знаний об управлении деловыми организациями в рыночных условиях.

Менеджмент, как практика – это деятельность, осуществляемая на базе научных исследований и достижений, обеспечивающая эффективное функционирование деловой организации.

Менеджмент, как искусство – это умение объединить науку и практику, создав что-то новое, соответствующее постоянно изменяющимся условиям функционирования деловой организации.

Т2: Организация, менеджер, менеджмент

1. Сущность организации, ее свойства.

2. Миссия организации.

3. Организация как открытая система.

4. Внешняя среда организации, ее характеристики.

4а. Внешняя среда прямого воздействия.

4б. Внешняя среда косвенного воздействия.

5. Внутренняя среда.

6. Менеджер и его роли.

7. Разделение менеджеров. Аппарат управления.

1

В управлении под организацией понимается группа людей, объединенных для достижения как минимум одной общей цели и использующий принцип разделения и кооперации труда.

Организации позволяют в разы увеличить результативность действий, благодаря возникновению, так называемого, организационного эффекта (ОЭ).

Организационный эффект:

· Разделение труда;

· Взаимодополняемость;

· Согласованность действий.

Организации создаются для того, чтобы 1+1 было больше чем 2. От эффективности управления зависит результат.

Любая организация обладает ограниченными ресурсами. Менеджмент обеспечивает их максимально эффективное использование.

2

Миссия – это смысл существования организации; ее предназначение. Миссия определяется собственником организации с учетом интересов сотрудников организации, для удовлетворения потребностей общества в целом и конкретных групп людей. Миссия информирует внешнее окружение об основных принципах деятельности организации. Во внутренней среде организации она способствует объединению сотрудников и возникновению чувства принадлежности к определенной группе.

3

Любая организация представляет собой открытую систему.

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и упорядоченных определенным образом (структурированных) элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого (способствует возникновению организационного эффекта).

Из внешней среды во внутреннюю поступают ресурсы, а из внутренней во внешнюю – продукт и услуги.

4

Среда косвенного воздействия – макросреда; среда прямого воздействия – микросреда.

Прямое воздействие на внутреннюю среду:

· Конкуренты;

· Поставщики;

· Потребители;

· Государство и органы государственного управления.

Косвенное воздействие на внутреннюю среду:

· Политические факторы;

· Экономические факторы;

· Социально-культурные факторы;

· Международные события.

Возможны ситуации, в которых факторы среды прямого и косвенного воздействия поменяются местами. Например, для компании, действующей в сфере высоких технологий, НТП относится к среде прямого воздействия.

Внешняя среда организации, как правило, состоит из множества взаимосвязанных и динамично-изменяющихся факторов, поэтому элементы внешнего окружения должны рассматриваться с учетом их возможного усиления/ослабления взаимовлияния.

Внешняя среда организации находится вне управленческого контроля, однако при принятии управленческого решения менеджер должен учитывать ее влияние, а само решение зачастую направлено на адаптацию организации к внешнему окружению.

5

Внутренняя среда организации представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов наиболее значимые из которых образовывают следующие подсистемы :

· Структура организации и структура управления организацией;

· Персонал;

· Техника и технология;

· Финансы;

· Информация;

· Сырье и материалы.

Во внутренней среде организации можно выделить 2 крупные подсистемы: управляющая и управляемая.

Управляющая подсистема (субъект управления) дает команду, осуществляет целенаправленное воздействие; управляемая (объект управления) – дает результат.

Внутренняя среда организации, не смотря на то, что состоит из определенных подсистем (см. выше), для каждой конкретной организации представляет собой уникальный набор отношений, элементов и процессов.

6

Менеджер – наемный руководитель; профессионально-подготовленное должностное лицо, наделенное ограниченным правом пользования и распоряжения организационными ресурсами – полномочиями и принимающее в их рамках управленческие решения. Управленческое решение является продуктом труда менеджера.

Основным ресурсом, с которым работает менеджер, является информация, характеризующая состояние управляемой подсистемы, а в некоторых случаях и внешнего окружения.

Менеджер, работая в первую очередь с людьми, должен обладать целым рядом личных качеств, позволяющих воздействовать, опираясь не только на должностные полномочия, но и на авторитет лидера, опыт эксперта, благоприятные межличностные отношения.

Роли менеджера:

1. Лицо, принимающее управленческие решения;

2. Лицо, решающее и предотвращающее конфликты;

3. Представитель организации;

4. Дипломат;

5. Лицо, ведущее переговоры.

7

Результатом разделения труда менеджеров является аппарат управления – организационная структура управления. При ее формировании соблюдается принцип иерархичности, а также разделение полномочий. Формирование аппарата управления происходит с учетом следующих факторов:

· Размер организации;

· Технология работ;

· Квалификация персонала;

· Стратегический выбор.

Традиционно выделяются три уровня управления: высший, средний, низший.

Т3: Цели менеджмента

1. Сущность цели менеджмента.

2. Требования к формулировке целей.

3. Цели коммерческих организаций.

4. Основы целевого управления (МВО).

1

Цель – это конкретный результат, который должен быть достигнут.

Цели менеджмента – это конкретные показатели состояния, которые должны быть достигнуты организацией, как объектом управления (элементами и подсистемами ее образующими) с использованием организационных ресурсов.

Классификация целей:

1. По срокам достижения: кратко-,средне-,долгосрочные.

2. По уровням иерархии: общеорганизационные, отдельных структурных подразделений, локальные и индивидуальные.

4. По степени повторяемости: рутинные (стандартные), нестандартные.

5. По степени сложности: многошаговые (сложные), одношаговые (простые).

6. По степени обеспеченности информации: цели, определяемые в условиях полной информационной обеспеченности; цели, определяемые в условиях риска; цели принимаемые в условиях неопределенности.

2

Требования к целям:

· Четкость

· Однозначность толкования

· Своевременность

· Объективность

· Документальная фиксация

· Определение сроков достижения

3

Формирование системы целей любой коммерческой организации предполагает обязательный учет ориентации ее деятельности на достижение прибыли, т.о. все цели коммерческой организации в той или иной степени способствует достижению основной цели – получению прибыли. Процесс целепологания осуществляется сверху вниз: от собственников к руководителям высшего уровня, от руководителей высшего уровня по иерархии на средний и низший уровень управления.

Параллельно с этим при формировании системы целей учитывается специфика каждой из подсистем, образующих организацию.

4

Согласно концепции целевого управления предполагается вся система управления организации и осуществляемые ей управленческие воздействия, как отправную точку использ. цели, т.е. алгоритм управления выглядит: формирование иерархии целей – планирование (создание модели) – организация реализации планов и достижения целей – контроль.

Т: Научная и административная школы

1. Сущность и основные концепции школы научного управления.

2. Административная школа в менеджменте и ее вклад современную теорию управления.

1

Школа научного менеджмента (научной организации труда - НОТ) входит в классическую школу менеджмента, начала развиваться в конце 19 века и пиком ее развития считаются 10-30-е гг. 20 века.

Основной акцент в исследованиях представителей данной школы был сделан на создание условий для повышения производительности труда исполнителей. Это обеспечивалось за счет правильной организации рабочего места, рационализации и оптимизации трудовых движений, а также эффективного взаимодействия рабочих друг с другом при осуществлении циклов производственных операций. Для выполнения данного круга работ и исследований применялись методы наблюдения, эксперимента, фотоаппарат, кинокамера, часы для хронометража и выделения отдельных трудовых движений и оптимальных способов их выполнения. Основоположником данного направления считается Фредерик Уинслоу Тейлор – автор множества работ об управлении на производстве. С его участием возникла и была реализована идея конвейерного производства, им был сформулирован ряд принципов (см.стр.7), в соответствии с которыми можно было организовать высокоэффективную деятельность и которые не потеряли своей актуальности по сей день.

Генри Лоуренс Гантт – является родоначальником календарного планирования производственного процесса.

Генри Форд – на своих предприятиях активно использовал все наработки и предложения, обеспечивающие увеличение объемов производства, на его предприятиях использовалась конвейерная сборка, рабочие и специалисты получали спец. образование, позволяющие им более качественно выполнять трудовые движения и операции.

Практически все что было предложено и создано в рамках школы НОТ используется по сей день, в первую очередь на производстве, а также в других предприятиях и организациях для обеспечения рациональной организации труда.

2

Административная школа также входит в классическую, только предметом ее исследований стала деятельность руководителя, т.е. субъекта управления. Возникновение данной школы связано с именем Анри Файоль . Именно он сформулировал функции менеджмента, т.е. определил суть управленческой деятельности: целепологание, планирование, организация, мотивация, контроль. Также Файолем были сформулированы 14 принципов управления, среди которых: принцип единства руководства и единоначалия, принцип разделения управленческого труда (специализация), принцип иерархичности управления и скалярной цепи начальников (руководителей должно быть не больше и не меньше, чем это требуется ситуацией) и т.д.

Отдельно следует выделить теорию идеальной бюрократии Макса Вебера, в соответствии с которой организация предполагает обезличенный подход, базирующийся лишь на определении функций каждого из участников организации и обеспечении их эффективного взаимодействия.

Т: Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

1. Основные концепции школы человеческих отношений (ШЧО).

2. Школа поведенческих наук.

1

ШЧО дополнила наработки классической школы за счет ориентации на учет влияния человеческого фактора на деятельность организации. ШЧО относится к неоклассической школе, так же как и поведенческий подход. Представители данной школы на первое место ставили человека как личность, как носителя социальных интересов, как основной ресурс организации. Одним из родоначальников является Элтон Мэйо. С его участием проводились эксперименты, получившие название Хотторнских, доказавшие роль малой группы в составе организации, а также обосновавшие необходимость формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. В рамках данной школы рассматривались проблемы утомляемости и несчастных случаев на предприятии, а также психологической пригодности к выполнению разного рода работ. Также здесь рассматривались различные подходы к мотивации сотрудников. Так было найдено применение теории потребностей Маслоу в менеджменте.

2

Со временем ШЧО трансформировалась в поведенческий подход. Акцент в исследованиях был перенесен с системы межличностных взаимоотношений и психологических факторов на изучение того как ведет себя человек и распределяет свои усилия, действуя в составе организации. Так были сформированы два типа работников:

работник типа Х – отсутствует инициатива, нуждается в стимулировании, не способен к самоорганизации, труд рассматривает как средство достижения целей связанных с удовлетворением базовых потребностей;

работник типа У – способен к самомотивации, инициативен, труд для него является средством самовыражения, способен организовать свою деятельность.

Представители данного направления рассматривали возможность использования различных моделей поведения руководителя по отношению к подчиненным и влияния этого поведения на деятельность этой организации.

Теория ожидания заключается в том, что сотрудник, совершая действия, рассчитывает на определенное вознаграждение. Если ожидаемое вознаграждение совпадает с полученным – модель поведения изменятся не будет, если полученное вознаграждение будет отличаться от ожидаемого, то сотрудник изменит свое поведение.

Теория справедливости заключается в том, что работник получив вознаграждение, как правило, будет сравнивать его с вознаграждением коллеги, выполнявшего аналогичную работу и при наличии расхождений изменит модель своего поведения.

В рамках данного направления была сформулирована и определена роль руководителя как лидера, опирающегося не на формальные полномочия, а на авторитет опыта, знаний, возраста и т.д. В идеале руководитель должен быть лидером, при расхождении может быть конфликт.

Наработки данной школы по сей день используются и легли в основу таких дисциплин как управление персоналом и психология управления. На сегодняшний день все затраты, связанные с формированием коллектива организационной структуры, системы ценностей рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

Т: Подходы к менеджменту

1. Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте.

2. Многофакторные теории управления.

3. Реинжиниринг бизнес-процессов.

1

Процессный подход в менеджменте по мере формирования менеджмента как отдельной науки трактовался следующим образом:

1. Планирование – организация – мотивация – контроль. Т.е. процесс управления рассматривался как ряд последовательно выполняемых функций менеджмента.

2. Процесс управления стал рассматриваться как процесс коммуникаций, обеспечивающих принятие управленческого решения, организацию его исполнения и контроль за ходом реализации.

3. Процесс управления стал рассматриваться с точки зрения бизнес-процессов. Бизнес-процесс – это отдельный вид деятельности, осуществляемый с использованием определенного вида ресурсов и технологий результат которого (продукт, услуга) реализуется на определенном конкурентном рынке.

Системный подход

Система – это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Следствием того, что любая организация представляет собой открытую систему, является необходимость учета следующих факторов:

1. Воздействие на один из элементов системы дает результат на всей совокупности;

2. В рамках системы существуют подсистемы, как объединение элементов по родственным признакам;

3. Большинство систем способно к самоорганизации;

4. От эффективности организации взаимосвязи элементов системы зависит эффективность деятельности всей системы, причем срабатывает равенство 2+2=5,6,7,8…

Ситуационный подход имеет два варианта применения:

1. Руководитель должен быть знаком со всеми приемами и способами, а также принципами оказания управленческих воздействий и в зависимости от ситуации комбинировать их применение. Данный подход также требует от руководителя правильно интерпретировать ситуацию;

2. Заключается в обучении руководству на конкретных примерах и ситуациях применительно к которым предлагается определенный готовый набор управленческих воздействий. Ограничением данного подхода является невозможность рассмотреть все ситуации, с которыми сталкивается руководитель.

2

Многофакторные теории управления возникли как попытка учесть все организационные элементы, процессы и отношения между ними. Особенностью данной концепции является то, что организация разбивается на подсистемы и процесс управления ею рассматривается с точки зрения системы…

Так Барнард на 1-ое место ставит цели организации и связанные с ней социальная ответственность

Друкер на 1-ое место вынес предпринимательские функции менеджера в организации.

Майкл Портер является одним из родоначальников концепции стратегического подхода к управлению организации.

Также широкое применение получили маркетинговый подход, количественный подход, подход учитывающий роль человека как участника организации…

Также к многофакторным моделям можно отнести модель 7S:структура, организационная культура, организационные ценности, стратегия и квалификация сотрудников.

3

Реинжиниринг – это коренное переосмысление сути осуществляемых бизнес-процессов, направленное на поиск новых ранее неиспользуемых, как правило, приводящее к изменению как самого бизнеса (ресурсы, технологии, продукт, рынок), так и философии его ведения.

Реинжиниринг – вынужденная мера, осуществляемая под воздействием изменения конкурентного окружения, дающая возможность перейти на новый более высокий уровень деятельности.

Тема блока: функции управления

1. Сущность функций менеджмента и их классификация.

2. Основное содержание и взаимосвязь общих функций управления.

3. Специальные функции управления и их взаимосвязь с общими.

1

Функции менеджмента – это структурно-обособленные, объективно-необходимые виды управленческой деятельности , выделившиеся в результате специализации управленческого труда.

Анри Файоль первым выделил общие функции управления.

Функции менеджмента делятся на: общие, характеризующие процесс управления во времени и специальные, характеризующие процесс управления в пространстве.

Данная классификация позволяет выделить общее в деятельности руководителей и в то же время объясняет различие в содержании управленческого труда, зависящее от специфики деятельности субъектов управления.

К общим функциям относятся: целепологание, планирование , организация , координация, регулирование, мотивация , учет, контроль , анализ.

Специальные функции управления по содержанию в значительной степени отличаются друг от друга, т.к. зависят от особенностей объекта управления. Например, управление сбытом как специальная функция управления будет присутствовать на производственных предприятиях и в торговых организациях, и отсутствовать в сфере услуг, например, образовательных.

Взаимосвязь общих и специальных функций можно объяснить следующим образом: на практике руководителями осуществляются специальные функции (т.к. руководитель всегда управляет конкретной организацией под системным процессом), но в их основе находятся общие функции, т.к. руководитель вначале планирует, потом организовывает и контролирует.

2

Целепологание – деятельность, связанная с формированием системы целей (см.лекцию цели менеджмента).

Планирование – формирование модели будущего состояния организации.

Организация – упорядочение, систематизация всех ресурсов, входящих в состав организации.

Координация – деятельность, связанная с обеспечением согласованности, взаимодополняемости всех элементов и процессов, образующих организацию.

Регулирование – деятельность, направленная на изменение порядка функционирования, взаимодействия элементов, образующих организацию.

Мотивация – деятельность, связанная с побуждением себя и других к совершению каких-либо действий.

Учет – деятельность, связанная со сбором информации, характеризующей состояние объекта управления.

Контроль – деятельность, предполагающая сравнение, сопоставление достигнутых результатов с запланированными (из целепологания и планирования).

Анализ – деятельность, направленная на выявление причин, определение основных тенденций изменений.

3

На примере производственного предприятия можно выделить следующие специальные функции управления: управление снабжением; управление производством; управление сбытом; управление маркетингом; управление бух. учетом; управление персоналом; управление финансами; управление складским хозяйством; управление вспомогательным производством.

Изменение объекта управления, ресурсов, технологий и процессов его образующих приводит к появлению новых специальных функций управления, при этом значение общих функций остается неизменным, а их содержание дополняется содержанием специальных. Например, появление информационных технологий и информационных систем повлекло за собой появление таких специальных функций: планирование ИС, орг-ция и контроль ИС.

Выполнение специальных функций управления предполагает обязательное знание руководителем специфики деятельности объекта управления.

Т: Общие функции управления

2. Основные этапы планирования.

3. Результат выполнения функции планирования.

4. Стратегическое планирования и управление.

1

Плани рование предполагает рассмотрение предыдущего развития, анализ настоящей ситуации и постановку задач на будущее. Планирование можно определить, как деятельность, связанную с выбором целей и составлением плана их достижения.

Процесс планирования и содержание функции планирования можно раскрыть через такие действия как прогнозирование, моделирование и программирование.

Этап прогнозирования должен обеспечить лицо… о состоянии всех элементов, процессов, как в организации, так и в ее внешнем окружении, а также предсказать (желательно со 100 % вероятностью) тенденции их развития.

Моделирование предполагает на базе собранной при прогнозировании информации формирование «виртуальной» модели, описывающей все связи и взаимодействия объекта управления.

Программирование – определение порядка осуществления планов; действия, описанные в нормах, правилах, инструкциях, регламентах.

2

Процесс реализации функции планирование можно осуществлять в следующей последовательности:

1. Устанавливается система целей и задачи организации и ее структурных подразделений;

2. Определяются и разделяются по целям, задачам и подразделениям необходимые ресурсы;

3. Устанавливаются временные рамки выполнения целей и задач;

4. Отбираются критерии для контроля и оценки выполнения задач;

5. Разрабатываются стратегии, программы и планы для достижения целей;

6. Планы доводятся до исполнителей и лиц, ответственных за их реализацию;

7. Контролируется и анализируется выполнение плана, оцениваются достигнутые результаты;

8. Вносятся изменения, дополнения (при необходимости) корректирующие, регулирующие в действующую систему плана.

По сути, планирование осуществляется постоянно, т.к. реализуется какой-либо из вышеперечисленных этапов. Повторяемость этой последовательности действий на разных уровнях управлении разная: чем выше уровень управления, тем длиннее срок реализации процесса планирования (с п.1 до п.8).

3

Результатом выполнения функции планирования является план как документ, содержащий: цели, задачи, способы их достижения, исполнителей и ответственных за исполнение лиц, а также соответствующий порядок распределения организационных ресурсов.

Цели и являются критериями реализации планов.

Результатом выполнения функции планирования является система планов, в которой долгосрочные стратегические планы дополняются среднесрочными тактическими и краткосрочными оперативными.

Любой план должен удовлетворять следующим основным требованиям (составляться с учетом следующих принципов):

Быть экономически-обоснованными, рациональными и способствовать достижению основной цели деятельности коммерческой организации – извлечение прибыли;

Планы должны составляться с учетом специфики деятельности организации и ее реальных возможностей;

Планы должны быть достаточно гибкими, чтобы в процессе реализации можно было вносить соответствующие изменения и дополнения.

4

1. Стратегические – определяющие основные направления развития организации на длительный период времени и содержащие, как правило, качественные показатели (от 3 до 7 лет);

2. Тактические – содержащие планы действий и методы реализации стратегии на среднесрочный период времени (1 – 3 года);

3. Оперативные – связанные с порядком выполнения повседневных задач и оптимизации использования организационных ресурсов (до 1 года), содержат количественные показатели.

Стратегическое планирование обеспечивает «адаптацию» организаций к конкурентному окружению, т.к. позволяет, учитывая внутренний потенциал организации и ситуацию во внешнем окружении обеспечит, долгосрочную конкурентоспособность предприятия.

Стратегический план – это документ, содержащий описание мероприятий по реализации стратегии. Его разработка предполагает следующую последовательность действий: анализ внешней среды организации с целью выявления возможностей и угроз; анализ внутренней среды организации с целью выявления сильных и слабых сторон; сопоставление потенциала организации с внешними условиями и выбор стратегических целей; последовательность действий..

Стратегические планы дополняются и конкретизируются тактическими и оперативными.

Т: Общие функции – организация.

1. Сущность и задачи функции организации.

3. Нормы управляемости.

4. Централизация и децентрализация.

5. Основные организационные регламенты.

6. Основы проектирования организационных процессов: операции, процедуры, правила.

7. Методы и принципы проектирования организационных структур.

8. Основные типы организационных структур.

9. Новые подходы к проектированию организационной структуры.

1

Термин организация (от латинского organize – сообщаю устроенный вид, упорядочиваю, устраиваю) в менеджменте…

В этом смысле организация – это процесс создания, сохранения и развития структуры предприятия и его отдельных частей. Например, организация системы управления, организация производства, организация исполнения управленческих решений.

Как функция, организация управления обеспечивает упорядочение научно-технической, экономической, социальной и других сторон деятельности предприятия. Организация непосредственно направлена на упорядочение деятельности менеджеров и сотрудников. Она позволяет определить, кто именно и что должен делать статус, задачи, полномочия и ответственность каждого должностного лица и структурного подразделения предприятия. Данная функция является средством достижения целей и выполнение плана предприятия.

Принципы организационной деятельности:

1. Целенаправленность, т.е. организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели предприятия;

2. Эластичность организации, т.е. при определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных сотрудников и административными предписаниями;

3. Устойчивость, т.е. система управления необходимо строить так чтобы ее структура не разрушалась под влиянием внутренней и внешней среды;

4. Непрерывное совершенствование предполагает необходимость процесса систематизации организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации управленческих решений;

5. Объем контроля, т.е. менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;

6. Соизмеримость, т.е. соответствие ответственности задачам и полномочиям;

7. Приоритет функций, т.е. управленческая функция, порождает орган управления, а не наоборот.

Цель функции организации – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также взаимосвязи между ними.

2

Департаментализация (от англ. department) – это группировка родственных функций и главных видов работ, приводящие к образованию структурных подразделений.

Различают следующие виды департаментализации:

1. По функциям:- функциональные подразделения..(плановый. фина);

2. По продукту или группе продуктов: отдельные производства (мужской, женской, детской);

3. По потребителю: отделения по производству товаров массового спроса и работе по индивидуальным заказам;

4. По времени: смены;

5. По территории: филиалы, представительства и т.д.

На практике используется смешанная департаментализация. Основной задачей проектирования организационной структуры управления является выбор и оптимальное сочетание рассмотренных видов департаментализации. Результатом исполнения становится структура отделов, служб и иных подразделений.

3

Нормы управляемости – это, как правило, количественно определенное число сотрудников (элементов отношений и процессов), которыми может эффективно руководить один менеджер.

Нормы управляемости (диапазон контроля) не постоянны и зависят от конкретных условий, однако можно выделить некоторые закономерности: чем сложнее выполняемые работы и ниже квалификация сотрудников привлеченных к их исполнению, тем меньше нормы управляемости. Высокая квалификация исполнителей и стандартность выполняемых операций ведет к увеличению норм управляемости.

Ограниченность диапазона контроля является причиной многоступенчатости организации и ее структуры. Количество уровней и степень «крутизны лестницы» зависят от принятых на предприятии норм управляемости. Чем ниже норма управляемости, тем больше ступеней появляется в иерархии управления.

На современных предприятиях диапазон контроля колеблется от 4 – 8 человек на высших уровнях управления до 6 – 25 – на средних и низших уровнях.

4

Централизация и децентрализация определяется степенью сосредоточения полномочий на высшем (централизация) либо среднем и низшем (децентрализация) уровнях управления.

Полномочия – это ограниченное право распоряжения и пользования организационными ресурсами предприятия. Процесс передачи полномочий называется делегированием. Руководитель организации, получив от собственника право распоряжения и пользования ресурсами, осуществляет их делегирование на нижестоящие уровни управления. Чем ниже уровень управления, тем меньшим объемом полномочий обладает управленец.

Полномочия всегда сопровождаются ответственностью – обязательством выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Централизация (децентрализация) определяется степенью сосредоточения у руководителей различных иерархических уровней полномочий по принятию и реализации управленческих решений.

Преимущества централизации:

Реализация принципа единоначалия;

Возможность концентрации материальных, финансовых и иных ресурсов на ключевых направлениях деятельности предприятии;

Возможность полного контроля.

Недостатки централизации:

Отсутствие гибкости и динамизма, позволяющих быстро адаптироваться к изменениям;

Подавление инициативы.

О том преобладает централизация либо децентрализация можно судить по следующим признакам:

1. Количество решений, принимаемых на нижних уровнях управления;

2. Важность, значимость решений, принимаемых на нижних уровнях управления;

3. Объем контроля за деятельностью сотрудников нижних уровней управления.

5

Регламентация является заключительным этапом организационной деятельности. Результатом выполнения регламентации становится система организационных регламентов:

1. Общеорганизационные регламенты: устав предприятия; штатное расписание; организационная структура; правила внутреннего трудового распорядка и т.д.;

2. Локальные организационные регламенты: положение об отделе; должностные инструкции; нормы выработки (человеко-часы, единицы изделий и т.д.); регламенты проведения отдельных работ.

Регламенты вводятся в действие приказами, распоряжениями, указаниями. Как правило, регламенты носят обязательный для исполнения характер. Это обеспечивает согласованность и взаимосвязанность действий всех участников организации.

Операции – это отдельные действия, совершаемые в процессе производства продукции (оказания услуг). Помимо самого действия операции важна последовательность их решения. Поэтому содержание операции порядок осуществления и последовательность выполнения описываются в процедурах. Правила регламентируют порядок осуществления операции и процедур.

В идеале операции, процедуры и правила дополняют друг друга, способствуя повышению эффективности деятельности в составе организации.

На предприятиях при проектировании организационных процессов в первую очередь отталкиваются от используемой технологии производства.

В результате проектирования организационных процессов происходит регламентация отдельных операций и связывающих их процессов в процедурах и правилах.

Методы проектирования организационных структур управления (ОСУ) - это приемы и способы, используемые для упорядочения, систематизации элементов отношений и процессов, из которых состоит внутренняя среда организации.

Принципы построения ОСУ – это правила, в соответствии с которыми осуществляется данная деятельность.

Организационная структура (ОС) – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, образующих организацию, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Именно от правильности формирования ОСП (предприятия) во многом зависит успех, эффективность его функционирования.

ОСУ (управления) является частью ОС и представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющих функции элементов.

По-сути проектирование ОС и структуры управления организации осуществляется одновременно, т.к. над созданными структурными подразделениями (результат департаментализации) для управления ими ставится руководитель.

Методы формирования организационных структур предполагают оказание организационного и распорядительного воздействия. Также обязательно применяются экономические методы.

Принципы:

1) Вначале определяется технология достижения цели необходимые для этого ресурса последовательность действий и лишь затем формируется структура (не ставить телегу впереди лошади).

2) Структура управления должна включать в себя не больше и не меньше руководителей, чем это требуется ситуацией (то же самое для всей структуры организации).

3) Сбалансированности, с учетом технологии + соблюдение общих принципов менеджмента (экономичность, эффективность, системность, научность)

Основные типы организационных структур

Организационные структуры делятся на:

Бюрократические (традиционные, механистические)

Адаптивные (органические)

Бюрократическим ОС присущи:

1) Четкое разделение полномочий, прав и обязанностей, как между руководителями разных уровней управления, так и между руководителями и подчиненными.

2) Соблюдение принципов единоначалия и единства руководства.

3) Власть руководителя в организации имеет формальную основу и может быть использована только в рамках его организационных полномочий.

4) Инициатива не приветствуется, все действия совершаются строго в соответствии с организационными регламентами

В основе функционирования данного типа структур управления положены принципы Макса Вебера , сформулированные им в теории идеальной бюрократии.

Органические структуры изначально на этапе формирования предполагают возможность «наслоения» организационных полномочий и принятия решений, с учетом организационных регламентов, проявляя инициативу.

К бюрократическим структурам относятся:

1) Линейная

2) Функциональная

3) Линейно- штабная

4) Линейно- функциональная

5) Дивизиональная

К адаптивным структурам относятся:

1) Проектная

2) Программно- целевая

3) Матричная

Адаптивные структуры управления получили свое развитие виде сетевых структур.

На практике встречаются чаще бюрократические структуры, реже бюрократические с элементами адаптивными, это связано с тем, что управление базируется на отношениях власти-подчинения…Руководитель

Факторы влияющие на выбор орг. Структуры предприятия:

1) Технологий (производства)

2) Размер организации

3) Персонал (численность и квалификация)

4) Стратегический выбор

Директор

Зам. По производству зам. По персоналу зам по мат.- тех снабжения

2.конструкторскийотдел 4. Кадров 1.снабжение

Основным ограничителем роста организации является ограниченность ресурсов и их стоимость, но даже включив ресурс в состав организации, его необходимо содержать, затрачивая также определенные ресурсы.

Возник новый подход к формированию организационной структуры, построение так называемых виртуальных орг. Структур. Например бухгалтер, работающий дома.

Также к новым подходам можно отнести формирование сетевых организационных структур. Их главной отличительной особенностью является то, что часть взаимоотношений власти - полномочий меняется на договорные взаимоотношения.

Т: Общая функция – мотивация

1. Сущность и содержание функции мотивация: мотивы стимулы, вознаграждения

3. Процессуальные теории мотивации

4. Основные методы мотивации персонала

Мотивация, как функция менеджмента – это побуждение себя и других к совершению определенных действий. В менеджменте мотивация направлена на побуждение сотрудников организации к совершению действий, обеспечивающих достижение целей.

Так как управление предполагает разделение на субъект (принимает управленческие решения, определяет цели и задачи, распределяет организационные ресурсы) и объект (используя организационные ресурсы, совершая действия, направленные на достижение целей и реализацию управленческих решений) именно мотивация позволяет достичь результат, используя чужой труд.

Мотивация базируется на таких понятиях как мотивы, стимулы, потребности, вознаграждения.

Мотив – это внутренняя побудительная причина поступков и действий человека.

Стимул – это побудительная сила, побуждающая средства.

Потребность – это нужда в чем-либо, в менеджменте удовлетворение потребности связывают с вознаграждением.

Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.

Выполняя функцию мотивации, руководитель действует в рамках своих организационных полномочий.

Пирамида Маслоу


Переход на вышестоящий уровень осуществляется после удовлетворения потребностей предыдущего. Применяя данную иерархию потребностей, руководитель может определить актуальный для исполнителя уровень потребностей и предложить их удовлетворение взамен на совершение действий, ведущих к достижению целей организации.

Теория Мак Клелланда согласно которой, все люди делятся на испытывающих потребность либо во власти, либо в успехе, либо в причастности. Процессуальные теории основывается на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения (действий).

Теория ожидания Врума базируется на том, что совершая действия, сотрудник ожидает вознаграждения. Если ожидаемое вознаграждение совпадает с полученным - модель поведения сотрудника не изменяется. Изменение содержания и размера вознаграждения влечет за собой изменение модели поведения.

Теория справедливости Адамса базируется на том, что сотрудники, выполняющие схожую работу, сравнивают полученное вознаграждение не только с ожидаемым, но и с полученным коллегами.

Модель Портера- Лоулера по сути является комбинацией основных положений теории ожидания и теории справедливости.

Используя классификацию методов менеджмента, методы мотивации персонала можно разделить на:

1. Организационно- распорядительные (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, приказы, распоряжения, указания, ответственность).

2. Экономические методызаработная плата (премии), социальные и другие выплаты, участие в прибыли, удержание из зарплаты, лишение премии.

3. Социально – психологические методы мотивации персонала – грамоты, дипломы, звание лучшего работника, корпоративные мероприятия.

Методы мотивации персонала используются системно, комплексно, обеспечивая максимальное воздействие и дополняя друг друга. Выбор методов мотивации зависит от ситуации, потребностей объекта мотивации и полномочий субъекта мотивации

Т: Контроль как функция менеджмента

1. Понятие контроля как функции менеджмента: его сущность и содержание

2. Процесс контроля, характеристика и содержание основных этапов

3. Взаимосвязь контроля с общими функциями менеджмента

В процессе управления контроль является последней завершающей стадией, результаты которой является исходным этапом для осуществления очередного управленческого цикла.

Цель контроля – обеспечение достижения, целей организации, путем систематического предоставления информации о действительном состоянии дел по выполнению плановых решений, анализа этой информации и проведения соответствующих корректировок.

В менеджменте контроль это – деятельность, направленная на сравнение, сопоставление запланированных результатов с фактически достигнутыми.

Учет – сбор информации и сведений, количественно, реже качественно характеризующих состояние объекта управления, отдельных элементов его образующих.

Мониторинг – постоянное наблюдение за контролируемым процессом динамики, определение тенденций и перспектив изменения.

Анализ – направлен на выявление причин расхождения между фактически достигнутыми и плановыми показателями.

Регулирование и координация – действия, направленные на обеспечение согласованности и приведение объекта управления к желаемому состоянию.

Выделяются следующие виды контроля :

1. Предварительный

2. Текущий

3. Заключительный (итоговый)

По периодичности проведения: плановый, внеплановый.

Контроль направлен на обеспечение руководителей полной, достоверной, своевременной информацией. Об объекте управления.

Этапы процесса контроля:

1. Выработка и установление критериев и стандартов. Также определяется на этом этапе объект и субъект контроля.

2. Сравнение результатов с установленными показателями. Данный этап может осуществляться не руководителем, а специалистами либо исполнителями, прошедшие соответствующую подготовку. На этом же этапе осуществляется обобщение полученной информации, и ее передача руководителям.

3. Принятие корректирующих решений. Осуществляется руководителями в рамках их полномочий.

Таким образом, результаты выполнения функции контроля через систему корректирующих и регулирующих воздействий становится началом следующего цикла управленческих воздействий.

Современные системы управления строятся на постоянном, всеобъемлющем контролем за деятельностью организации. Исходной предпосылкой является тот факт, что именно контроль позволяет своевременно выявить отклонения и предупредить возникновение кризисных ситуаций. Чем больший срок прошел от момента возникновения отклонения до его выявления, тем сложнее воздействие, оказываемое для регулирования и координации.

На практики выполнение специальной функции контроля (финансовый контроль, контроль качества) обеспечивает эффективное функционирование системы под названием организация, т.е. ее способность достичь поставленных целей.

Не смотря на то, что контроль связан с остальными функциями менеджмента его выполнение может осуществляться отдельными должностными лицами либо специально созданными структурными подразделениями. Вместе с тем это не исклюет самоконтроля. Считается, что контроль со стороны является более объективным.

Эффективная система контроля – это система, обеспечивающая руководителей полной, своевременной, достоверной информацией, затраты на которую меньше, чем ценность полученные в результате ее функционирования информации

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.

Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки о управлении.

Данная курсовая работа направлена на изучение сущности менеджмента и его значение на предприятии в условиях современной рыночной экономики, особенности требований предъявляемых к менеджменту, сущности его работы и его функций.

Теоретической базой исследования являются учебные пособия, периодические издания, Интернет-ресурсы.

Для достижения поставленной цели необходимо ответить на следующие вопросы: каковы исторические предпосылки менеджмента, соотношение понятий «менеджмент» и «управление», какова корпоративная природа менеджмента, какие, по сути, современные подходы к управлению, управление в условиях рыночной экономики.

В качестве объекта исследования в практической части курсовой работы была выбрана рекламно-производительная фирма «Апельсин».

Задачи практической части работы заключаются в следующем:

Сформировать общее представление о коммерческой деятельности как неотъемлемой части деятельности предприятия;

Определить принципы организации коммерческой деятельности на предприятии;

Провести анализ коммерческой деятельности изучаемого предприятия;

Основными методами достижения цели работы являются:

Анализ документов (научной литературы, статистических данных, данных хозяйственной деятельности предприятия, документации фирмы);

Наблюдение, в основе которого лежит фиксация мероприятий и их анализ в системе коммерческой деятельности;

Опрос менеджмента, персонала, клиентов в рамках коммерческой деятельности предприятия.

СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение

В широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве. Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет.

Управление предприятием призвано решать две основные задачи:

1) Поддерживать нормальный ход производства, поддерживать его цикличность и стабильность.

2) Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.

Суть управления заключается в следующем:

1. Сборка, хранение, обработка и передача информации.

2. Разработка и принятие управленческих решений.

3. Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту.

4. Контроль исполнения принятых решений.

Это можно представить следующей формулой:

У - Управление. И - Информация. В - Воздействие. К - Контроль.

Труд управленцев заключается в том, чтобы собирать, хранить и обрабатывать информацию, вырабатывать и принимать управленческие решения, выдавать воздействие на объект управления, контролировать выполнение управленческих решений.

При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.

2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления.

Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.

3. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнениями основных управленческих операций.

Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.

Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.

Теперь рассмотрим понятие «менеджмент».

Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage"(лат."manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки о управлении.

На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент". Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

Как явление, менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс, менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент, как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, информация, струтура и т.п. Основными задачами менеджмента, как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач. Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы. Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности. Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла становилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.

Менеджмент- это вид управления. Он осуществляется в коммерческих организациях, деятельность которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы, следует учитывать, что управление шире.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Предмет изучения науки менеджмента

Наука менеджмента относится к экономико-организационным, социально-психологическим наукам, поскольку изучает отношения в связи людей в процессе управления производством.

При определении предмета изучения науки менеджмента исходят из сущности управления как особой деятельности, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.

Задача науки менеджмента – выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства, раскрытие сущности рассматриваемых явлений, определение законов, управляющих изучаемыми процессами; создание системного представления о механизме организации управления.

Цель науки менеджмента – помочь формированию оптимального процесса управления; обеспечить бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Сущностью любого управления является воздействие.

Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория – сведения, несущие в себе что-то новое.

Результатом труда менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления.

Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления. Решение как научная категория – выбор оптимального вари анта из ряда альтернатив.

Объектом менеджмента являются предприятия и организации.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

В российской экономике в широком употреблении слово «менед­жмент» появилось в связи с переходом на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономи­ки в управлении российскими предприятиями. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками, приня­то называть менеджментом.

Другие ученые рассматривают менеджмент как науку об эффек­тивном управлении предприятием, которая включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о страте­гии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (соци­ологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологи­ческая часть); главным в менеджменте является выделение, определе­ние и применение на практике всеобщих принципов управления.

Иными словами, менеджмент - это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работника­ми, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

Управление же - функция организованных систем различной при­роды (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаи­модействия внутрисистемного и межсистемного.

Управление понятие более широкое, чем менедж­мент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персо­нальный, международный, экологический, производственный, снаб­жения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управ­ления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.

В зарубежной теории и практике термин «управление» объединяет все множество форм (точнее, форм объектов, на которые могут быть направлены управляющие воздействия) - от управления простейшими механизмами до управления государствами. Таким образом, управление представляет собой обобщающее понятие, хотя его применяют и для обо­значения воздействия людей на технические системы. Менеджмент же обозначает управление объектами только социально-экономической природы. При этом изначально менеджмент вообще сводили к управ­лению только «социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании». Управление же государством, административно-территориальными единицами, другими организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на узость изначального толкования понятия «менеджмент», под ним вместе с тем понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы или манеру общения отдельных руководителей со своими подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций, и еще многое-многое другое. В Оксфордском словаре английского языка термин «менеджмент» толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Питер Друкер, один из известных американских теоретиков менеджмента, утверждает: «Термин „менеджмент" исключительно труден для понимания... Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и английский язык Британских, островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах». Хотя в последнее время подавляющая часть американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Эта оговорка относится к соотношению понятий «менеджмент» и «администрирование». Что же касается понятия «управление», то его употребляют в основном как обобщающее, впитывающее в себя все формы управленческой деятельности людей. В частных же случаях его применяют только для обозначения воздействия людей на технические системы с целью изменения их движения или состояния (например, управление кораблем, станком и т.п. или управление химической реакцией). А «менеджмент», подчеркнем еще раз,- это управление исключительно в организационных системах.

Вопрос 1. Менеджмент как самостоятельная экономическая дисциплина. Актуальность изучения менеджмента. Понятие управления и менеджмента.

Менеджмент –

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительно работающую группу.

Хотя менеджмент и переводится с английского как управление, это более узкое понятие, связанное только с деятельностью организации. В соответствии с тремя областями объективного мира – неживой природой, биосферой, обществом – можно выделить три основных класса управления: управление в неживой природе; управление в организмах, живой природе; управление в обществе.

Объект теории управления, который мы будем рассматривать, в обществе – это управление организацией, состоящая из людей, каждый из которых – личность с ее неповторимыми характеристиками.

В центре исследований в теории управления находится человек, осуществляющий производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель.

Основными сферами данного вида деятельности являются: управление производством, управление персоналом, управление бизнесом, управление в государственных и муниципальных структурах, формирование конкурентных преимуществ в организациях разного типа.

1) Менеджмент как наука;

2) Менеджмент как процесс управления в организации;

3) Менеджмент как управляющее звено в организации.

Задача менеджмента заключается в том, чтобы деятельность организации велась максимально эффективно и результативно.

Первая причина для изучения такой дисциплины, как менеджмент, заключается в том, что сегодня в процессе принятия эффективных управленческих решений, как организациями, так и индивидами заинтересованы абсолютно все.

Вторая причина заключается в том, что большинству из нас после окончания учебного заведения и начала трудовой деятельности придется либо руководить, либо подчиняться. И для тех, кто планирует карьеру менеджера, понимание процессов управления станет основой для формирования соответствующих навыков.

Вопрос 2. Сущность и содержания понятий управление и менеджмент.

Менеджмент – вид деятельности, связанный с формированием хозяйствующего субъекта для достижения поставленных целей, координации всех видов ресурсов, имеющихся у субъекта, а также искусство получения необходимых ресурсов

По Друкеру, «управление – это особый вид деятельности превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительно работающую группу».

Хотя менеджмент и переводится с английского как управление, это более узкое понятие, связанное только с деятельностью организации. Управление имеет более широкий смысл и, как явление объективного мира, имеет 3 формы: управление в обществе, управление в неживой природе, управление в живой природе.

В данном курсе мы изучаем управление в обществе с целью приобрести навыки и знания для принятия эффективных управленческих решений, а так же руководства или подчинения.

Понятие «менеджмент» может рассматриваться в трех аспектах:

4) Менеджмент как наука;

5) Менеджмент как процесс управления в организации;

6) Менеджмент как управляющее звено в организации.

Предметом изучения науки о менеджменте является совокупность инструментов, которые позволяют проводить эффективную управленческую деятельность. К ним относятся законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели.

Парадигма любой общественной науки, и в частности менеджмента, основывается на представлениях о реальности. Их формируют ученые, писатели, преподаватели и практики. Для общественной науки, каковой является менеджмент, представления о действительности гораздо важнее, чем для естественных наук. Парадигма не влияет на объективный физический мир. Следовательно, практики от менеджмента действуют так, как им подсказывают представления о действительности, лежащие в основе теории менеджмента. Еще важнее то, что реальность, на которую опираются естественные науки - физический мир и его законы, - неизменна (точнее, для ее изменения требуются эпохи, а никак не столетия, не говоря уже о десятилетиях). В социальном мире нет аналогичных "естественных законов". Предмет изучения меняется непрерывно. А это означает, что представления, которые были справедливы вчера, могут буквально в один момент стать несостоятельными и, более того, ложными.

Объектом изучения менеджмента является процесс управления в организации. Субъектом изучения менеджмента являются работники предприятия, которые занимаются управлением.

Существует три подхода к изучнию менеджмента: 1) системный; 2) ситуационный; 3) процессный.

К основным функциям менеджмента относятся: 1) планирование; 2) организация; 3) руководство; 4) мотивация; 5) контроль.

Они являются базовыми функциями в модели менеджмента (другими словами составляют механизм, структуру, процесс и кадры управления) , на них оказывают влияние внутренняя и внешняя среды, из них в свою очередь вытекает стратегия, зависящая от теории и методологии управления, совокупность этих механизмов выражается в результате организации.

В зависимости от объекта выделяются следующие основные виды менеджмента: организационный, стратегический, тактический (текущий), оперативный менеджмент.

В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента: бурное развитие культуры организации; стратегическое управление и стратегическое планирование применяются во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.

Вопрос 3 . Менеджмент как наука, как искусство, как функция, как процесс, как аппарат управления.

Менеджмент – вид деятельности, связанный с формированием хозяйствующего субъекта для достижения поставленных целей, координации всех видов ресурсов, имеющихся у субъекта, а также искусство получения необходимых ресурсов

Мы можем рассматривать менеджмент как:

1) Науку. Это область поведенческих знаний. На базе практической деятельности по управлению организациями возникла наука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

2) Искусство. Это практика выполнения работы. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет кот требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Менеджмент нередко рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, методы.

3) Функция. Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

4) Процесс. Это решение проблем и задач организации. Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя (т.е. менеджера) и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий.

5) Аппарат управления. С помощью него организуется и координируется работа всех подразделений и использование ресурсов. Поэтому аппарат управления является составной частью любого хозяйствующего объекта.

Современные тенденции менеджмента: повышение важности клиентов, новаторство, глобализация, этика, многообразие трудовых ресурсов, предпринимательство, электронный бизнес, менеджмент знаний и обучающиеся организаций, всеобщее управление качеством.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Из содержания § 5 гл. 37 ГК РФ следует, что законодатель объединяет два контракта: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Общим для этих контрактов является прежде всего предмет договора, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд.

Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) - отдельный вид договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ). В то же время исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Подобный вывод основан на формулировке п. 1 ст. 702, содержащего отсылку к ст. 740 и ст. 758 ГК РФ.

Гражданский кодекс РФ - основной правовой акт, регулирующий отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Однако он содержит нормы общего характера, особенности же этих отношений должны определяться специальным федеральным законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК РФ), который пока не принят. В настоящее время специфика таких контрактов отражена в следующих правовых актах: БК РФ, федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Ряд особенностей заключения и исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ закреплен в Основных положениях порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации .

Из формулировки п. 1 ст. 763 ГК РФ следует, что особенности государственного или муниципального контракта связаны с проведением строительных, проектных и изыскательских работ. Их предназначение - удовлетворение государственных или муниципальных нужд.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ в работах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов РФ). Так, федеральные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. Потребности Российской Федерации в строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципальных образований в работах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ (ст. 3 Закона о размещении заказов).

Порядок формирования, исполнения муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными правовыми актами (ст. 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 71-73 БК РФ).

Сторонами государственного или муниципального контракта являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик. Подрядчик - юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное. Действовавшие ранее жесткие ограничения на привлечение иностранных подрядчиков к выполнению работ для государственных и муниципальных нужд (их привлечение допускалось лишь в случае, если производство работ отсутствует в Российской Федерации либо нецелесообразно) были сняты Законом о размещении заказов (ст. 13). В отношении работ, выполняемых иностранными лицами, указанным Законом устанавливается национальный режим, если иное не предусмотрено законом. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать условия допуска работ, выполняемых иностранными лицами, при размещении заказов на выполнение работ для нужд обороны страны и безопасности государства (п. 1-5 ст. 13 Закона о размещении заказов). Так, иностранные юридические лица вправе участвовать в подрядных конкурсах на выполнение работ по обеспечению оборонного заказа (а значит, и выступать подрядчиками), если соответствующие работы не выполняются российскими предпринимателями либо выполнение ими работ экономически нецелесообразно.

Государственный или муниципальный контракт должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, выполняющим соответствующие работы. Учитывая сказанное, подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение строительных работ вправе выступать лишь предприниматель: юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или гражданин, имеющие к тому же лицензию или сертификат на осуществление соответствующего вида деятельности. Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение проектных и изыскательских работ могут быть юридические лица - специализированные изыскательские, проектные, проектно-изыскательские организации (проектировщик, изыскатель). Исполнитель в случаях, предусмотренных законом, должен иметь лицензию на соответствующую проектно -изыскательскую деятельность.

Подрядчик должен также отвечать специальным требованиям, предъявляемым к участникам размещения государственного или муниципального заказа. Подобные требования (как основные, так и дополнительные) установлены, в частности, Законом о размещении заказов (ст. 11): ненахождение в стадии ликвидации или банкротства, обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды, наличие производственных мощностей, технологического оборудования и др.

Государственный или муниципальный заказчик - лицо, в соответствии с бюджетным законодательством наделенное необходимыми финансовыми ресурсами из средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Государственными, муниципальными заказчиками вправе выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ, ст. 4 Закона о размещении заказов).

Так, государственным заказчиком оборонного заказа выступает Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). На основании полномочий, предоставленных Правительством РФ, государственными заказчиками строек и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, могут быть наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации .

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта. Согласно ст. 765 ГК РФ основания и порядок заключения рассматриваемых контрактов определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ об основаниях и порядке заключения контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Это правило призвано обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования оснований и порядка заключения государственных или муниципальных контрактов. При этом, если заключается контракт на выполнение работ для федеральных нужд, применяется Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Важно подчеркнуть, что отправная идея, пронизывающая все современное законодательство о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд (как и при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд), состоит в том, что выполнение подрядных работ осуществляется исполнителем на добровольной основе. Принуждение подрядчика к вступлению в договорные отношения на выполнение указанных работ допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом, и при условии, что ему будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2 и 3 ст. 527 ГК РФ).

Государственный или муниципальный контракт заключается на основании заказа государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527). Под государственным или муниципальным заказом понимается задание государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядчиком строительных либо проектных и изыскательских работ.

Размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется заказчиком в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов и иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов (п. 2 ст. 72 БК РФ, ст. 2 Закона о размещении заказов).

Согласно названному Закону размещение заказов может производиться следующими способами: посредством проведения конкурса; посредством проведения аукциона; посредством проведения запроса котировок; путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; путем размещения заказа у единственного подрядчика. Первые два способа относятся к конкурсным формам, а последние три - к внеконкурсным. При размещении заказов названными способами создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (ст. 7 Закона о размещении заказов).

При этом размещение заказа у единственного подрядчика - такой способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт лишь одному подрядчику. Закон о размещении заказов (ст. 55) содержит исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком, в том числе: отнесение выполняемых работ к сфере деятельности субъектов естественных монополий; возникновение потребности в работах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказов, требующих затрат времени, нецелесообразно, и др.

В течение трех дней после заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют сведения о нем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления для внесения в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, в реестр государственных контрактов, заключенных от имени субъекта РФ, в реестр муниципальных контрактов. Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ст. 18 Закона о размещении заказов).

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Так, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления фактов, названных в п. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов. Среди таких фактов: проведение ликвидации участников размещения заказа или проведение в отношении них процедур банкротства, предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений и др.

Для подрядчика заключение государственного контракта является обязательным, как уже отмечалось, лишь в случаях, предусмотренных законом и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены исполнителю в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ). Однако если право на заключение государственного или муниципального контракта было предметом конкурса или аукциона, то в случае уклонения подрядчика, выигравшего конкурс, от заключения контракта, государственный или муниципальный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Для федеральных казенных предприятий Правительство РФ может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 1). Более жесткое правило действует при размещении оборонных заказов. Так, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, оборонный заказ обязателен для принятия государственным унитарным предприятием, а также иными организациями, обладающими монополией на выполнение работ по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный правительством уровень рентабельности производства этих работ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» ).

Содержание государственного (муниципального) контракта. В п. 2 ст. 766 ГК РФ подчеркивается, что в случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, его условия предопределены для обеих сторон. Контракт заключается на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене, предложенной победителем конкурса, либо на условиях документации об аукционе и по цене победителя аукциона, либо на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной участником размещения заказа в котировочной заявке. Отступление не только подрядчика, но и заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии от объявленных условий торгов или запроса котировок цен и предложений подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы, недопустимо, поскольку в этом случае утрачиваются критерии для определения победителя (ст. 17, 57 Закона о размещении заказов).

Существенными условиями государственного или муниципального контракта являются: его предмет, объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательства.

Размер (объем) финансирования, как отмечалось выше, определяется сторонами с учетом предельной суммы расходов на финансирование бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующим бюджетом. Поэтому государственные и муниципальные заказчики при заключении контрактов исходят как из итогов проведения торгов и запросов котировок цен на работы, так и из лимитов бюджетных обязательств, установленных им на соответствующий год, не допуская превышения их максимального размера. Порядок финансирования и оплаты работ определяется государственным контрактом на основании БК РФ, закона о федеральном бюджете на соответствующий год и иных правовых актов. Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта. При выполнении оборонного заказа может предусматриваться поквартальное или поэтапное авансирование работ в размере не менее 40% их стоимости.

Надлежащее исполнение обязательств обеспечивается любым из предусмотренных законом или договором способов: неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством, банковской гарантией и др. В настоящее время все чаще применяется банковская гарантия возврата подрядчиком суммы аванса при неисполнении работ либо банковская гарантия уплаты подрядчиком определенной суммы на случай повреждения переданного для монтажа оборудования и др.

Обеспечение исполнения обязательств заказчика, однако, не ограничивается применением гражданско-правовых способов в том их значении, в каком они понимаются в гл. 23 ГК РФ. Так, при выполнении оборонного заказа подрядчику гарантируется фиксированный уровень рентабельности по видам работ, обеспечивающий создание устойчивой финансовой базы исполнителя работ посредством использования механизма формирования цены работ, либо в связи с инфляционными процессами гарантируется ежеквартальная индексация ассигнований, выделяемых на оплату оборонного заказа. Правовым средством обеспечения своевременного финансирования служат и нормы об административной и уголовной ответственности руководителей государственных органов, органов местного самоуправления за неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств (ст. 293 БК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта. Строится по общим правилам договорной ответственности. В развитие общего правила ст. 453 ГК РФ о возмещении убытков, вызванных изменением или расторжением договора, п. 1 ст. 767 ГК РФ предусмотрено, что в случае изменения условий государственного (муниципального) контракта о сроках в связи с уменьшением финансирования подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Вместе с тем особой значимостью этого вида подрядных работ обусловлена повышенная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ряда обязанностей. Так, при необоснованном уклонении от заключения договора подряда на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов системы государственного резерва в случае, когда обязанность заключения договора установлена законодательством, подрядчик уплачивает штраф в размере годового объема капитальных вложений, определенного в договоре 1 . В случае просрочки по вине подрядчика ввода в действие объектов им уплачивается штраф в размере 1/1000 части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства .

Изменение или расторжение государственного или муниципального контракта. В ст. 767 ГК РФ отражена воплощенная в ст. 451 ГК РФ доктрина о неизменности обстоятельств, в силу которой стороны предполагают исполнять договор. Если же по не зависящим от сторон причинам эти обстоятельства изменились, они вправе расторгнуть договор или изменить его содержание. При этом основанием для изменения или расторжения договора является не всякое обстоятельство, а только существенное. Согласно п. 1 ст. 767 к специальным основаниям для изменения государственного (муниципального) контракта отнесено уменьшение соответствующими государственными органами средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ. Подобное обстоятельство служит основанием изменения условия договора о сроке выполнения работ путем его удлинения либо сокращения. Изменение в силу данного обстоятельства других условий договора возможно лишь в том случае, если в подобном изменении возникает необходимость. Так, в связи с уменьшением финансирования и сокращением сроков выполнения работ, как правило, необходимо уменьшение объемов работ либо изменение их характера или замена применяемых материалов либо технологий на более дешевые и проч.

Вместе с тем в качестве общего правила в п. 2 ст. 767 устанавливается недопустимость как одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, так и изменения его условий по соглашению сторон. Как исключение из указанного правила признается возможность изменения условий контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон в случаях, предусмотренных законом. Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (ст. 328, 405), так и специальными нормами, посвященными государственным или муниципальным контрактам. Так, в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (п. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).

  • См. п. 9 Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в РоссийскойФедерации.


Просмотров