Оперативно розыскная деятельность осуществляется. Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка (А. С. Зорин). Органы дознания: задачи, виды, полномочия

Для расследования преступления большое значение имеет ОРД. Что такое важное представляет собой этот вид деятельности? Ответить на данный вопрос довольно просто, если рассмотреть все составляющие ее элементы по отдельности. Главное помнить, какое именно значение ОРД имеет для раскрытия преступления.

Что такое ОРД

ОРД - оперативно-розыскная деятельность - осуществляется органами оперативных подразделений, наделенных таким правом на основания российского законодательства. Реализуется она путем проведения различных мероприятий, которые позволяют достичь поставленных целей и задач.

Оперативники выполняют свои функции в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, общества, его интересов и собственности, а также безопасности. Из этого вытекают и задачи ОРД, что означает и определяет необходимость предотвращать, пресекать и устранять преступность в целом. К таким задачам относятся добыча информации, розыск, установление местополжения какого-либо имущества, выявление преступников.

Принципы

Любая деятельность имеет ряд принципов. Не исключение и ОРД. Что это, понять не трудно, ведь определение ее основополагающих принципов, на основании которых работают оперативники, известно всем. Основными из них являются четыре правила, которые выстраивают фундамент данного вида деятельности:

  1. Законность. Любые действия оперативников должны осуществляться на основании закона и никаким образом не могут ему противоречить.
  2. Гуманизм. Смысл постулата в том, что при осуществлении розыскной деятельности достоинство человека становится выше всего, его унижение недопустимо, этим и должны руководствоваться оперативники.
  3. Равенство прав и свобод. Независимо от каких-либо признаков, каждый человек имеет равные права перед государством и, самое главное, не может быть обделен в защите.
  4. И еще один важный принцип, который вовсе не является последним - конспирация. Оперативники осуществляют свою деятельность сохраняя в тайне различные методы и приемы своей работы, это обеспечивает эффективность их функционирования.

Субъекты ОРД

Что такое розыскная деятельность, определить довольно просто, но вот кто именно ее осуществляет - вопрос достаточно сложный, так как вся эта система соответствующих органов очень разветвленная и представляет собой систему, где переплетается большое количество должностных лиц и их полномочий.

Итак, к субъектам, осуществляющим ОРД, относятся государственные органы власти, а если говорить точнее, то их конкретные оперативные подразделения, наделенные соответствующими необходимыми полномочиями для этого. В систему таких органов входят: ОВД и ФСБ, а также Федеральная служба государственной охраны.

В каждом из них особое место занимает ОРД. Что такое подразделение, занимающееся пресечением и выявлением преступности, может делать в системе, например, Но ведь немало деяний связано с незаконным перемещением товара через границу, а это уже преступление. Точно так же можно найти соотношение с любой из других государственных структур.

Виды розыскной деятельности

Любая деятельность имеет свои формы. В рассматриваемом вопросе выделяют уголовно-розыскные и оперативно-проверочные работы как формы ОРД. Что такое деление означает, можно будет понять рассмотрев каждый из видов отдельно, при этом не забывая и о том, что они так или иначе связаны и взаимодействуют в процессе всей оперативно-розыскной деятельности.

Итак, первая форма - уголовно-розыскная. Она заключается в постоянном поиске, причем не важно чего. В этом списке может быть поиск места преступления, уточнение его событий, орудий и способов преступления, а также лиц, которые потенциально могут являться подозреваемыми или хоть как-то причастными к случившемуся. То есть данный вид подразумевает собирание всех фактов и материалов, необходимых для дальнейшего расследования.

Вторая форма - оперативно-проверочная. Данный вид направлен на осуществление административного режима. Это одно из проявлений ОРД. Что такое этот административный режим, можно понять оценив всю суть его названия.

При осуществлении этой деятельности решается вопрос с вызовом граждан, порядком делопроизводства, сбором информации о тех лицах, которые не связаны с совершенным преступлением.

Значение оперативно-розыскной деятельности

Итак, что такое ОРД, кто осуществляет эту деятельность и какие ее формы можно наблюдать? Все это очень важно как раз для обозначения сути подобного института. Наличие подразделений, занимающихся оперативной деятельностью и розыском, - важный момент, без которого раскрытие преступления просто невозможно. Насколько значима данная деятельность для борьбы с преступностью?

Она представляет собой начальный этап расследования, независимо от его формы. ОРД помогает добраться до истины путем сбора необходимой фундаментальной информации, которая в дальнейшем способна помочь выстроить логическую цепочку событий и определить правильный ход расследования. Грамотно выстроенная начальная работа в итоге приведет к стопроцентному результату, что важно в органов.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено оперативно-розыскной деятельностью. Прежде чем перейти к исследованию мероприятия, следует установить, что такое оперативно-розыскная деятельность, из чего она состоит, чем регламентирована и для чего предназначена.

Оперативно-розыскная деятельность главным образом регламентируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Законом об ОРД), который является своеобразной отправной точкой настоящего исследования.

В соответствии с этим законом, оперативно-розыскная деятельность проводится в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (статья 1 Закона об ОРД). Однако подпункт 4 пункта 2 части 1 статьи 7 того же закона допускает проведение оперативно-розыскной деятельности для розыска без вести пропавших и установления неопознанных трупов. Пункт 5 части 1 той же статьи разрешает осуществление названной деятельности для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Помимо того, согласно части 2 статьи 7 органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; об обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Из сказанного можно сделать вывод, что статья 1 Закона об ОРД не полно отражает цели деятельности. Хотя мы признаем, что именно защита от преступных посягательств, борьба с преступностью является главным предназначением оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность является государственной деятельностью. Ее осуществляют оперативные подразделения исключительно государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД. В соответствии со статьей 13 Закона к таким государственным органам относятся оперативные подразделения:

– органов внутренних дел Российской Федерации;

– органов федеральной службы безопасности;

– федеральных органов государственной охраны;

таможенных органов Российской Федерации;

– Службы внешней разведки Российской Федерации;

– Министерства юстиции Российской Федерации;

– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

– оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации (проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, указанных выше).

Таким образом, одним из участников оперативно-розыскной деятельности всегда является какой-либо из указанных государственных органов. Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Для эффективной борьбы с преступностью указанным органам предоставлены возможности привлечения к конфиденциальному содействию лиц, в том числе на контрактной основе (статья 17 Закона об ОРД); создания предприятий, учреждений, организаций и подразделений (статья 15 Закона об ОРД); ведение специфической финансовой деятельности, заключающейся, например, в закрытых от налогообложения выплатах лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (статья 18 Закона об ОРД). Помимо того, закон разрешает информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности (статья 10 Закона об ОРД), проведение мероприятий по защите сведений о названной деятельности (статья 12 Закона об ОРД). Наконец, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия (статья 6 Закона об ОРД).

Таким образом, в соответствии с Законом об ОРД, оперативно-розыскная деятельность включает:

Здесь следует вновь обратить внимание на нелогичность и непоследовательность законодателя, указавшего в статье 1 Закона об ОРД, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий». При этом в указанных выше других статьях закона, например 12, 15, 17 и т. д., прямо предусмотрено осуществление оперативно-розыскной деятельности не только посредством мероприятий.

Будем рассуждать от противного.

Слово «посредством» в русском языке означает «при помощи чего-нибудь», «используя что-нибудь» . Предположим, что опера тивно-розыскная деятельность, как указано в статье 1 Закона об ОРД, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, то есть при помощи названных мероприятий, используя названные мероприятия.

Из такого тезиса можно сделать несколько выводов.

1. Оперативно-розыскная деятельность проводится только посредством оперативно-розыскных мероприятий. Все остальное, вся другая работа органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к такой деятельности отношения не имеет.

2. Оперативно-розыскные мероприятия являются тем, без чего невозможно достичь результатов оперативно-розыскной деятельности.

3. Каждое из оперативно-розыскных мероприятий является частью оперативно-розыскной деятельности. Совокупность оперативно-розыскных мероприятий образует оперативно-розыскную деятельность. Или: оперативно-розыскная деятельность является совокупностью предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятий.

4. Оперативно-розыскных мероприятий всего четырнадцать, их перечень является исчерпывающим, дополнить его можно только федеральным законом (статья 6 Закона об ОРД), поэтому вся оперативно-розыскная деятельность сводится лишь к проведению четырнадцати предусмотренных Законом оперативно-розыскных мероприятий.

Полагаем, что неточность полученных из формулировки Закона об ОРД выводов сомнений не вызывает. Такое понимание оперативно-розыскной деятельности не соответствует ее истинному, фактическому состоянию. Более того, такое понимание не соответствует и Закону об ОРД, поскольку он предполагает значительно более широкое значение деятельности. Представляется, что формулировка статьи 1 Закона об ОРД требует корректировки и приведения в соответствие с другими статьями закона.

Таким образом, Закон об ОРД, включает в оперативно-розыскную деятельность не только проведение оперативно-розыскных мероприятий, но и другие действия: привлечение к конфиденциальному содействию лиц, создание предприятий, учреждений, организаций и подразделений, ведение специфической финансовой деятельности и т. д. То есть названные действия являются частями оперативно-розыскной деятельности.

Эти части относительно самостоятельны. Они имеют собственное правовое регулирование, включающее не только оперативно-розыскные, но и иные правовые нормы. Например, создание, предприятия, учреждения, организации базируется на нормах гражданского права. Самостоятельность проявляется в том, что каждая из частей оперативно-розыскной деятельности направлена на достижение предусмотренных законом целей деятельности. Так, лицо, оказывающее содействие на конфиденциальной основе, может самостоятельно получить информацию о преступлении и предоставить ее соответствующему органу.

Вместе с тем эти части взаимосвязаны между собой, поскольку результаты одной части деятельности могут достигаться за счет других (например, участие лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, – в проведении оперативно-розыскных мероприятий). Таким образом, при их относительной самостоятельности части взаимообуславливают друг друга.

Относительная самостоятельность и взаимосвязанность частей оперативно-розыскной деятельности позволяет говорить, что они составляют систему и входят в структуру оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность структурно состоит из частей, к которым относятся:

– привлечение к конфиденциальному содействию лиц;

– создание предприятий, учреждений, организаций и подразделений;

– ведение специфической финансовой деятельности;

– информационное обеспечение и документирование;

– проведение мероприятий по защите сведений;

– проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Здесь следует сказать, что практическая деятельность выработала свои, не противоречащие закону действия по борьбе с преступностью, к которым относятся: покупка информации о преступлении или лице, его подготавливающем, совершающем или совершившим; различные оперативные комбинации; засада и многие другие . Более того, закон допускает в рамках оперативно-розыскной деятельности розыск без вести пропавших и скрывающихся от суда лиц, проверочные мероприятия по допуску к государственной тайне, международное сотрудничество. В связи с этим, мы считаем, что в оперативно-розыскной деятельности могут быть выделены и иные части. Однако это требует самостоятельного рассмотрения и в предмет настоящей работы не входит. Нам важно, что оперативно-розыскные мероприятия являются частью оперативно-розыскной деятельности и что эта часть не единственная.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в двух формах: гласно и негласно. При этом значительная часть деятельности составляет государственную тайну. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», сведения о планах, источниках, силах, средствах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, составляют государственную тайну. Государственную тайну составляют также сведения об организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о методах и средствах защиты секретной информации, а также иные сведения.

Синтезировав изложенное, полагаем целесообразным изменить формулировку статьи 1 Закона об ОРД, раскрывающей понятие оперативно-розыскной деятельности, приведя в соответствие с этим же Законом. По нашему мнению, статья 1 Закона должна быть сформулирована так: «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных, предусмотренных настоящим Федеральным законом целях ». Исключение фразы «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий» обусловлено тем, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только посредством названных мероприятий.

Как уже отмечалось, проведение оперативно-розыскных мероприятий является частью оперативно-розыскной деятельности, т. е. оперативно-розыскная деятельность и оперативно-розыскные мероприятия соотносятся друг с другом как целое и часть. Оперативно-розыскные мероприятия входят в структуру оперативно-розыскной деятельности, проводятся в соответствии с ее целями и задачами; регламентируются законодательством оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим на оперативно-розыскные мероприятия полностью распространяются принципы, задачи, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности.

Вместе с тем, оперативно-розыскные мероприятия являются самостоятельной частью оперативно-розыскной деятельности. Самостоятельность выражается в совокупности признаков, позволяющих отличить эту часть деятельности от других.

Многие другие части оперативно-розыскной деятельности нашли своих исследователей. Например, информационное обеспечение деятельности профессионально и подробно рассмотривает В. Ю. Голубовский , содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, тщательно исследуют А. В. Федоров и А. В. Шахматов . Оперативно-розыскные мероприятия также нуждаются в научном осмыслении, теоретическом обосновании концепции правового регулирования. Разрешить такую задачу мы хотим в дальнейших научных изысканиях.

Прежде всего остановимся на правописании основных терминов. В 1998 году специалисты Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук подготовили для Главного государственно-правового управления Администрации Президента Российской Федерации заключение о правописании словосочетания «оперативно-розыскная деятельность». По мнению ученых, приставка раз-/роз-/ рас-/рос- пишется с буквой «о» только под ударением, без ударения в ней пишется буква «а». В качестве примера приводится написание слов: россыпь , но рассыпать и рассыпной; розданный , но раздать . В заключении отмечается: «К этой приставке не применимо общее правило, требующее писать на месте безударного гласного ту букву, которая обозначает звук, слышащийся под ударением. Поэтому в данном случае не действует ссылка на слово розыск юридический термин, обозначающий определенные действия следственных и оперативных органов и сами эти органы (ср. уголовный розыск ), как бы оно ни было близко связано со словом разыскной в таких его употреблениях, как например, разыскная или оперативно-разыскная деятельность. Кстати, лингвистический анализ показывает, что разыскной образовано не от слова розыск, а от глагола разыскать-разыскивать …. Да и по своему значению слово разыскной связано не только с юридическим понятием расследования, оно употребляется шире: так, специальные разыскные (или служебно-разыскные ) собаки предназначены, в частности, разыскивать людей под завалами в чрезвычайных ситуациях» .

На основании этого специалисты пришли к выводу, что принятое ранее написание розыскной (через букву «о») противоречит современным орфографическим нормам и указали на необходимость перехода к написанию с буквой «а» слова разыскной и производных от него слов: оперативно-разыскной, следственно-разыскной, разыскник . Правда, в заключении отмечено, что с конца XVIII века и до 30-х годов XX века слово разыскной вышло из активного употребления, а в дальнейшем употреблялось через букву «о».

У нас не вызывает сомнения обоснованность и правильность заключения ученых по правописанию слова «розыскной », однако пока изменения его правописания не произошло, поэтому необходимо сказать следующее.

С 30-х годов XX века и по настоящее время сложилась практика написания слова «розыскной » через букву «о». К такому его написанию привыкли теоретики и практики. Более того, с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и других нормативных актов написание данного слова через букву «о» фактически закреп лено законодательно. Изменение правописания данного слова может быть расценено юристами как появление нового термина, что лишь добавит противоречий в наши законы. В связи с этим, а также учитывая, что в изменении правописания этого слова нет острой необходимости, считается целесообразным правописание слова «розыскной » не менять (возможно, в виде исключения из правила). Соответственно, писать: «оперативно-розыскная деятельность » и «оперативно-розыскные мероприятия ».

В заключение можно сказать, что оперативно-розыскная деятельность – вид государственной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных, предусмотренных законом целях. Структура оперативно-розыскной деятельности состоит из нескольких частей, предусмотренных Законом об ОРД.

Одной из составляющих оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия.

Федеральный закон от 12.07.1995года " Об оперативно-розыскной деятельности"с измен. ОРД - это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ЗАДАЧИ ОРД: 1) Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. 2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от наказания, а также розыск без вести пропавших лиц. 3) Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. Органы, имеющие право осуществлять ОРД: 1.органы внутренних дел; 2.органы Федеральной службы безопасности; 3.таможенные органы; 4Служба внешней разведки; 5.Федеральная служба охраны; 6.Федеральная служба исполнения наказаний; 7.Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Эти органы в пределах своей компетенции могут производить оперативно-розыскные мероприятия: "1- опрос граждан, которым могут быть известны факты об исследуемом событии или о причастных к нему лицам. 2- наведение справок, получение необходимых данных от различных организаций, органов власти, граждан. сбор образцов для сравнительного исследования, например, образцов почерка. 3. проверочная закупка может проводиться сотрудниками этих органов или по их заданию другими лицами в целях проверки соблюдения правил торговли, выявления фактов сбыта предметов и веществ, оборот, которых ограничен или запрещен. 4. Исследование предметов и документов, сохранивших на себе следы преступления или являвшихся орудиями, совершения преступления, либо результатом преступной деятельности. 6-Наблюдение, например, за лицами, подозреваемыми в совершении преступления 7-Отождествление личности. 8-Обследование помещений, зданий, транспортных средств в целях обнаружения орудий и средств совершения преступлений, предметов, добытых преступным путем, предметов, оборот, которых запрещён или ограничен. 9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных сообщений 10.Прослушивание телефонных переговоров 11.Снятие информации с технических каналов связи (только по суд. решению) 12.Оперативное внедрение в преступные формирования 13.Контролируемая поставка, например, предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещён, в целях пресечения противоправных действий и выявления лиц, причастных к совершению преступления. 14.Оперативный эксперимент, например, воспроизведение действий, обстановки совершения преступлений и т.д. Результаты ОРД могут использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для возбуждения уголовных дел и т.д. * Оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие конституционные права на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров и сообщений, могут проводиться только по судебному решению.

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД)
  • 4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 5 ПРИНЦИПЫ УВАЖЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • 6 ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 7 ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ГЛАСНЫХ И НЕГЛАСНЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 9 РОЗЫСК ЛИЦ, СКРЫВАЮЩИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
  • 10 ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  • 11 СВЕДЕНИЯ О ПРИЗНАКАХ ПОДГОТАВЛИВАЕМОГО, СОВЕРШАЕМОГО ИЛИ СОВЕРШЕННОГО ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЯНИЯ И О ЛИЦАХ, ЕГО ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ
  • 12 СВЕДЕНИЯ О СОБЫТИЯХ ИЛИ ДЕЙСТВИЯХ, СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, ВОЕННОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
  • 13 ВЫНЕСЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОМ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЕМ ИЛИ СУДЬЕЙ О РОЗЫСКЕ ОБВИНЯЕМОГО
  • 14 ОБНАРУЖЕНИЕ НЕОПОЗНАННЫХ ТРУПОВ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  • 15 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  • 16 ЗАПРОСЫ ДРУГИХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  • 17 ЗАПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ
  • 18 ВЫНЕСЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

* * *

компанией ЛитРес .

1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД)

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности.

Основными целями ОРД являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Данное направление деятельности установлено и санкционировано государством.

Основным направлением ОРД является защита интересов граждан и государства.

ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

Осуществление ОРД может быть произведено негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение фор-

мальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников.

ОРД признается гласной в том случае, если ясны содержание и цели ОРМ и если ее участники не скрываются от окружающих.

Гласный и негласный варианты работы определяются непосредственно в ходе выбора цели ОРД.

Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) Федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ (УПК РФ) результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования и доказывания по уголовным делам. При этом сведения, полученные с помощью ОРД, не являются доказательством.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка (А. С. Зорин) предоставлен нашим книжным партнёром -

Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка Автор неизвестен

33. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятия, проводимые в процессе ОРД, нуждаются в организации. От того, насколько тщательно спланировано их проведение, зачастую зависит окончательный результат.

Основой организации данных мероприятий является план проведения ОРМ, в котором должны быть предусмотрены: содержание мероприятий; время и место их проведения; участники проведения (конкретные сотрудники органа, осуществляющего ОРД, а также сотрудничающие с ними граждане); используемые технические и иные средства ОРД; привлекаемые со стороны МВД и других органов силы и средства, с указанием их задач и порядка действий.

План проведения составляется оперативным сотрудником и представляется на утверждение руководству оперативно-розыскного органа.

Организация ОРД на примере проводимого ОВД плана «Перехват» (неотложные ОРМ по задержанию автомототранспорта). Организация и проведение мероприятий по плану «Перехват» обеспечивается группой оперативного управления или дежурным по органу внутренних дел. Разработка плана «Перехват» осуществляется подразделениями ГИБДД совместно со службами обеспечения общественного порядка, уголовного розыска и штабными подразделениями органов внутренних дел. Дежурная часть органа внутренних дел обеспечивает своевременное прохождение информации и ориентирование нарядов, задействуемых в соответствии с планом «Перехват». План «Перехват» утверждается начальником органа внутренних дел.

План «Перехват» содержит текстовую и графическую части. Текстовая часть должна предусматривать разделы: задачи плана; условия и порядок введения плана, поэтапного его расширения, прекращения действия; расчет сил и средств, привлекаемых к проведению мероприятий в соответствии с планом; порядок задействования сил и средств; порядок действий дежурных МВД, ГУВД, УВД, горрайоргана внутренних дел и других должностных лиц, задействуемых по плану и т. д.

Графическая часть оформляется на крупномасштабной карте (1: 50 000, 1: 25 000), плане (схеме) города с нанесением условных знаков и обозначений дислокации заградительных постов милиции, зоны поиска, участков работы поисковых и патрульных групп.

План «Перехват» вводится в действие ответственным от руководства органа внутренних дел, а в случае его отсутствия – дежурным по органу внутренних дел (в строевых подразделениях оперативного подчинения – по его указанию) с последующим докладом руководителю органа внутренних дел.

Прекращение действия плана осуществляется должностными лицами, которыми план «Перехват» был введен в действие.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Федеральный закон «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Федеральный законот 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ«ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»(ред. от

Из книги Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные

Из книги Уголовный процесс: Шпаргалка автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс автора Царева Нина Павловна

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или

Из книги автора

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных

Из книги автора

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные

Из книги автора

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,

Из книги автора

Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам,

Из книги автора

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с настоящим

Из книги автора

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни,

Из книги автора

2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется.Сферы осуществления ОРД:1. Борьба с преступностью: а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и

Из книги автора

3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Правовую основу ОРД составляют международные акты и национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы:

Из книги автора

36. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ходе проведения ОРМ могут использоваться информационные системы. При этом органы, осуществляющие ОРД, для решения возложенных на них законом задач могут создавать и использовать информационные

Из книги автора

4. Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности Уголовный процесс находится в тесной связи с оперативно-розыскной деятельностью, а точнее – с результатами ОРД. Результаты оперативно-розыскной деятельности – сведения, полученные в

Из книги автора

§ 2. Оценка доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности В УПК РФ отсутствуют такие понятия, как относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств. В соответствии со ст. 88 «Правила оценки доказательств» «каждое доказательство



Просмотров