Нарушил водитель, а отвечать работодателю? Положение о служебном расследовании дтп

В последние годы в Правила дорожного движения внесены существенные изменения, касающиеся поведения водителей после аварии. Нововведения в закон о ДТП призваны упростить процедуру оформления и ускорить устранение препятствий на дороге после происшествия. В этой статье будут детально расписаны алгоритмы, подсказывающие, как действовать по новым правилам, если произошло ДТП в 2019 году по ОСАГО.

Что нужно делать, если попал в ДТП - первоочередные обязанности водителей

Для каждой подобной ситуации в законе прописаны правила, которые необходимо соблюдать. Порядок действий виновника и потерпевшего в случае ДТП без пострадавших регламентируется пунктами 2.5, 2.6.1 ПДД. Первоочередные меры после столкновения перечислены в п. 2.5 Правил:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил;
  • не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

По ПДД знак аварийной остановки выставляется на расстоянии, позволяющем другим водителям своевременно заметить препятствие. Оно не может быть меньше 15 метров в населенных пунктах, и меньше 30 м за городом (п. 7.2 ПДД РФ).

После выполнения обязательных процедур, водителям следует оценить результаты столкновения. Что делать дальше, зависит от наличия пострадавших в аварии:

  1. При причинении авария . Убрать машины с дороги участники аварии обязаны только в том случае, если невозможно движение других транспортных средств. Освободить проезжую часть следует после фиксации последствий аварии.
  2. Если при ДТП никто не ранен и не умер, а автомобили препятствуют движению, водители обязаны освободить дорогу, не дожидаясь приезда полиции. Положение автомобилей, знаки, светофоры и другие объекты дорожной инфраструктуры предварительно фотографируются или снимаются на видео.

При отсутствии пострадавших участники ДТП самостоятельно решают вопрос о привлечении полиции. Новые ПДД разрешают водителям покинуть место аварии без уведомления ГИБДД.

4 варианта оформления ДТП

Пункт 2.6.1 Правил дорожного движения регулирует поведение водителей после аварии, в которой причинен только имущественный вред. Он допускает 4 варианта развития событий:

  1. Разъехаться, уладив все претензии на месте происшествия;
  2. Проехать до ближайшего полицейского поста для оформления ДТП;
  3. Позвонить в ГИБДД и следовать инструкциям дежурного;

Первые два способа не предусматривают участие инспекторов дорожной полиции. В третьем и четвертом случае оформлением аварии занимаются сотрудники ГИБДД. Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.

Разъехаться без оформления документов по ДТП


Оформлять бумаги о происшествии теперь не обязательно, когда участникам происшествия они не нужны. Такая ситуация может возникнуть, если:

  • вред, причиненный имуществу, незначителен или отсутствует;
  • виновный возместил пострадавшему ущерб на месте;
  • участники урегулировали вопрос дальнейшего возмещения вреда без привлечения полиции и страховой компании, например, виновный написал расписку на сумму ремонта машины пострадавшего лица.

Оформление аварии по Европротоколу

Европротокол - процедура оформления бумаг по ДТП для страховой компании без дорожной инспекции. Так же называют , подаваемое страховщику, заполненное водителями в этом процессе. Использовать Европротокол можно только при выполнении ряда условий (ст. 11.1 Закона «Об ОСАГО»):

  • в аварии участвовало два автомобиля;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • нет пострадавших;
  • ущерб причинен только имуществу участников;
  • между водителями нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия;
  • не превышает лимит выплат по Европротоколу.

Доводилось ли Вам составлять Европротокол после ДТП?

Максимальная сумма выплат по ДТП без подтверждения полицией - 100 тысяч рублей. Если столкновение произошло в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, оформить происшествие по Европротоколу можно при сумме ущерба до 400 тысяч рублей. Увеличение лимита допускается при условии, что автомобили оснащены средствами фиксации с установленной системой ГЛОНАСС, исключающей возможность подделки фото- или видеозаписей.

Оформление происшествия на ближайшем посту ГИБДД


Фиксация происшествия на посту ГИБДД обладает только одним преимуществом перед вызовом инспекции к месту ДТП. Водителям не нужно длительное время ждать полицейских. Однако судить о характере происшествия, устанавливать виновных автоинспекторы будут по фото, видеодоказательствам и бумагам, оформленным на месте аварии. Поэтому важно подробно зафиксировать все детали, имеющие отношение к столкновению, при помощи телефона или другого гаджета:

  • номера транспортных средств;
  • следы шин;
  • места нахождения осколков, запчастей, подтеков жидкостей;
  • положение автомобилей относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры.

Желательно составить на месте ДТП и снабдить её дополнительным описанием. Бумагу подписывают оба участника столкновения. Также не лишним будет сбор контактных данных свидетелей ДТП.

Звонок дежурному

Звонить на пульт дежурному автоинспектору нужно, если со вторым участником не достигнуто соглашение об использовании предыдущих вариантов. Неадекватное поведение, агрессия - основание для звонка.

Даже небольшое транспортное происшествие - стресс для водителя. Попав в аварию, участники часто теряются, ведут себя агрессивно или, наоборот, находятся в шоковом состоянии, забывая совершить элементарные действия. Это может привести к ошибкам при оформлении происшествия и, как следствие, финансовым потерям.

Как поступать, если виноват


Стать виновником аварии можно из-за собственной невнимательности или умышленного нарушения ПДД. Но в любом случае, если столкновение уже произошло, важно не паниковать. Некоторые водители, стремясь избежать наказания, покидают место происшествия. Такие действия усугубят вину. По номеру автомобиля при помощи спутниковых систем и видеонаблюдения машину быстро отыщут. В этом случае водителю придется отвечать не только за происшествие, но и за .

Часто виновники аварии не придают большого значения оформлению документов по аварии. Им не нужно получать выплаты со страховой компании, поэтому они прохладно относятся к заполнению бумаг. Такая позиция ошибочна. И вот почему:

  1. пострадавшему ведет к взысканию средств на ремонт непосредственно с виновника ДТП.
  2. Страховщик может обратиться с регрессным иском к страхователю и , если тот нарушил свои обязанности по договору ОСАГО.
  3. Превышение суммы страхового покрытия оплачивает виновник аварии.

Для того чтобы избежать неприятных последствий, желательно не только правильно оформить бумаги по ДТП, но и проконтролировать процедуру выплаты пострадавшему. Сам алгоритм первых действий виновника после аварии по ОСАГО без пострадавших следующий:

  1. Изначально сохранять спокойствие и не поддаваться панике.
  2. Остановить машину, включить аварийную сигнализацию и установить знак ДТП.
  3. Убедиться в отсутствии пострадавших.
  4. Снять место происшествия на телефон, фотоаппарат или камеру.
  5. Убедиться, что второй участник закончил съемку.
  6. Убрать автомобиль с дороги.
  7. Заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП со вторым участником. Оборотную сторону каждый водитель заполняет самостоятельно в любое время до подачи документа страховщику.
  8. Совместно выбрать способ оформления происшествия.

Дальнейшие действия зависят от выбранного варианта. Виновнику выгодно оформить материалы по аварии без привлечения полицейских. В этом случае его не привлекут к ответственности за нарушение правил дорожного движения. Но пока пострадавшие обычно перестраховываются и не идут на оформление Европротокола.

Тем не менее такая форма регистрации ДТП более удобна для обоих участников, и, несомненно, будет развиваться в дальнейшем.

Схема действий, если не виноват

Пострадавшая сторона часто теряется при ДТП и не знает, как себя вести. Однако правила поведения при авариях на автомобильном транспорте не сильно отличаются для виновного и невиновного лица. Порядок действий аналогичен:

  1. Остановить машину, или не трогать её с места, если произошло столкновение со стоящим авто.
  2. Включить аварийку и выставить аварийный знак.
  3. Оценить последствия происшествия.
  4. Снять место аварии на мобильное или записывающее устройство.
  5. Убрать ТС с дорожного полотна.
  6. Согласовать дальнейшие действия со вторым участником и заполнить Извещение о ДТП.

Рассматривая, какие действия производятся на месте ДТП , если водитель не виноват, нужно отметить, что пострадавшему лицу следует ответственно подойти к заполнению бумаг. Ошибки при заполнении этого важного документа могут привести к отказу страховой компании в выплате возмещения.

Обращение к полицейским не гарантирует оплату ущерба. Оно лишь может подтвердить вину второго лица. Извещение о ДТП, на основании которого производится выплата, полностью оформляется участниками аварии. Пострадавшему лицу следует тщательно проверить данные, внесенные вторым участником в протокол. При выявлении ошибок, исправления заверяются подписями обеих сторон.


При оформлении Европротокола полис ОСАГО желательно проверить. Это можно сделать на сайте РСА в онлайн-режиме. Контролируется период действия страховки, а также внесение водителя в полис. Если сведения вызывают подозрения, лучше обратиться за помощью в ГИБДД.

Оформление аварии может осуществляться в присутствии представителей страховщика. Для этого пострадавший или виновный сообщает в свою страховую компанию о ДТП и месте его совершения. Решение о необходимости выезда на место происшествия страховщик принимает на основании полученных сведений.

Что делать после оформления ДТП

Участники ДТП обязаны уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Порядок и сроки уведомления прописываются в договоре. Лучше сделать это как можно быстрее. Одной из причин регрессного иска к виновнику происшествия является неподача Европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней после ДТП .

Для получения возмещения пострадавший обращается в страховую компанию. При отсутствии пострадавших водитель может выбрать, к кому обращаться - к своему страховому агенту (прямое возмещение) или к страховщику виновника. Прямое возмещение возможно при выполнении следующих условий (ст. 14.1 Закона «Об ОСАГО»):

  • ущерб причинен только автомобилям участников ДТП;
  • гражданская ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.

Зависит от того, как оформляется авария без пострадавших. Если ДТП зарегистрировано по Европротоколу, в перечень бумаг входит:

  • заявление о страховом возмещении;
  • Извещение о ДТП;
  • подтверждающие фото и видеоматериалы.

При оформлении столкновения через дорожную инспекцию, нужно дополнительно получить копию протокола об административном правонарушении виновника аварии. Действовавшая ранее справка о ДТП отменена.

После получения бумаг страховая компания согласовывает с пострадавшим время и место осмотра автомобиля, после которого производится оценка полученного вреда. При необходимости клиенту выписывается направление на . Если страховщик не производит необходимые действия, водитель может самостоятельно провести оценку ущерба и обратиться в суд.

Возместить причиненный вред страховая компания может путем перечисления денег на счет или проведением ремонта ТС. Вред, причиненный легковым авто, возмещается только ремонтом.

Действия после оформления ДТП виновника аварии зависят от способа регистрации аварии. Страховщику необходимо сообщить о страховом случае в установленные договором сроки. При заполнении Европротокола у водителя дополнительно появляются следующие обязанности:

  • подать своему страховому агенту Извещение о ДТП в течение 5 рабочих дней после столкновения;
  • предоставить машину для осмотра и автоэкспертизы по требованию страховщика;
  • не ремонтировать и не утилизировать автомобиль в течение 15 календарных дней после аварии (без учета выходных и праздников).

Неисполнение этих положений ведет к регрессному иску страховщика (пункты ж, з, и ст.14 Закона «Об ОСАГО»).

Штраф виновнику аварии без пострадавших в 2019 году

За нарушение Правил дорожного движения, приведших к аварии без причинения вреда жизни и здоровью, водитель несет административную ответственность. Вот что грозит за ДТП без пострадавших:

  • административный штраф;
  • административный арест до 15 суток;
  • общественные работы до 200 часов;
  • лишение водительских прав - до 3 лет.

Наказание зависит от вида правонарушения. Например, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, карается штрафом в 500 руб. (ст. 12.16 КоАП РФ), а за употребление наркотиков или участником ДТП до освидетельствования штраф составит 30 тыс. руб. (ст. 12.27 КоАП РФ). Полный список правонарушений и наказаний за них содержится в главе 12 КоАП РФ.

Последовательность действий по КАСКО

Основные принципы разных видов страхования не сильно отличаются друг от друга. Модель поведения при дорожно-транспортном происшествии по КАСКО такая же, как и при ОСАГО. Пострадавшему нужно оформить Извещение о ДТП и обратиться в страховую компанию. После осмотра автомобиля и оценки вреда страховщик выплачивает возмещение. Единственное отличие - страхователь получает средства только у своего страховщика. Сроки обращения и порядок регулируются договором.

Срок рассмотрения ДТП без пострадавших

На решение всех вопросов может понадобиться разное количество времени, поскольку срок расследования аварии зависит от множества факторов. Сотрудники полиции могут определить виновного сразу при осмотре места происшествия или оформлении материалов на посту. Но если обстоятельства противоречивы, все документы передаются в Управление. Обычно подготовка решения в этом случае не превышает 15 дней.

Данную памятку советуем всегда иметь в бардачке, поскольку в случае ДТП человек обычно находится в состоянии шока и не всегда может адекватно действовать. Между тем, неправильные показания участников ДТП, незаполнение нужных документов и т.п. нюансы могут сильно повлиять на последствия ДТП. Новые правила оформления ДТП вступили в силу в 2015 году.

Итак, согласно п. 2.5 ПДД водитель в случае ДТП обязан остановится, оказать помощь пострадавшим, потом сообщить о ДТП в ГАИ, записать фамилии очевидцев, обозначить положение ТС на дороге и дожидаться прибытия машины ГАИ.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Дальнейшие действия водителей, участвующих в ДТП, прописаны в пунктах 2.6.1 и 2.6 ПДД. Чтобы не быть голословными, процитируем пункты закона, и ниже разберем их подробнее.

2.6.1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Итак, пункт 2.6.1 предписывает действия по оформлению ДТП, если нет пострадавших лиц. Если же какому-либо человеку причинен физический вред здоровью, оформлять такое ДТП следует согласно п. 2.6 Правил дорожного движения (ниже).

Оформление ДТП без пострадавших по новым правилам 2017 г.

В отличие от ранее действующих правил, теперь первым делом следует зафиксировать на фотоаппарат или камеру мобильного телефона положение автомобилей и причастных к происшествию предметов со всех возможных ракурсов, и освободить проезжую часть. Таким образом, теперь не должно быть ситуаций, когда два слегка соприкоснувшихся автомобиля собирают за собой многокилометровую пробку, так как перегораживают проезд. Не убирать автомобили с дороги можно только в том случае, если они не создают никаких помех движению других транспортных средств. В противном случае приехавший наряд ГИБДД оштрафует обоих водителей за невыполнение ПДД.

Далее, водителям следует выяснить, сходятся ли их взгляды в обстоятельствах ДТП, повреждениях автомобилей. Если они согласны друг с другом — они записывают очевидцев проишествияи либо отправляются в ГИБДД для оформления ДТП, либо оформляют извещения для страховой компании (если выполнены требования к ДТП, по которым допускается оформление так называемого , без справки ГИБДД), либо договариваются о возмещении ущерба «на месте», без ГИБДД. Как видите, обязанность обязательно сообщать о ДТП в ГИБДД теперь отсутствует. Ранее водители боялись покидать место даже мелкого ДТП без вызова ГИБДД, т.к. за оставление места ДТП предполагалось лишение прав. Теперь же можно договориться в соответствии с п. 2.6.1. ПДД и разъехаться, все будет законно. Если виновник передает пострадавшему деньги на ремонт, это обязательно должно фиксироваться распиской.

Если взгляды водителей в обстоятельствах ДТП или повреждениях автомобилей не сходятся, им надлежит связаться с ближайшим отделением полиции, где они получат инструкции, куда им следует прибыть для оформления ДТП. Определять виновного и ущерб будет уже группа разбора ДТП ГИБДД.

Оформление ДТП с пострадавшими по новым правилам 2017 г.

Оформление дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими производится в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Как видите, порядок оформления ДТП с ранеными иной: первым делом, оказываем помощь пострадавшим, или даже отправляем их на попутке в больницу, или даже отвозим на своей машине. Далее: убирать с проезжей части транспортные средства можно только если объезд участвующих в ДТП машин невозможен, не забыв при этом зафиксировать на фото и видео положение авто и всех причастных предметов. Если есть свободная полоса или обочина для движения — оставляем машины неподвижными до приезда ГИБДД.

Иногда вызывать и ждать сотрудников на месте ДТП не представляется возможным (отдаленность места ДТП, отсутствие свободных экипажей ГАИ). Рассмотрим вариант самостоятельного оформления ДТП без пострадавших.

Если Вы решили оформить схему ДТП без участия ГИБДД

Запишите данные свидетелей происшествия

Обсудите с другими участниками обстоятельства ДТП. Все мнения должны совпадать.

Составьте и подпишите схему ДТП

Как самому составить схему ДТП

Не нужно, наверное, объяснять. что от правильности и понятности схемы ДТП будет зависеть решение ГАИ о виновности того или иного участника. Поэтому:

  • Рисуем схему понятную и четкую.
  • Обязательна привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)
  • Указываем длину тормозного пути
  • Обязательно указание даты и времени ДТП
  • Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие и т.п.), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.

На схеме следует обязательно зафиксировать:

  • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления

Если ДТП оформляется сотрудниками ГАИ, они фиксируют следующие сведения:

Сотрудник ГИБДД должен подготовить:

  • Сведения о водителях и автомобилях, участвующих в ДТП;
  • объяснения участников и свидетелей ДТП;
  • перечень повреждений автомобилей в ходе ДТП;
  • рапорт, в котором указываются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия решения по делу;
  • всем участникам ДТП должна быть выдана справка об участии в ДТП, вне зависимости от наличия вины;
  • если имело место административное правонарушение — возбуждается производство по делу об административном правонарушении (выносится определение или составляется протокол);
  • в некоторых случаях сразу может быть вынесено постановление об административном нарушении.

К материалам дела должны быть приложены путевой лист и/или договор аренды автомобиля, доверенность — если автомобилем управлял не собственник.

Добавим, что обычно экипаж приезжает к месту ДТП и составляет схему ДТП, затем участники отправляются в ведомственный отдел ГИБДД, где в спокойной обстановке фиксируются их объяснения, чуть позже (иногда на следующий день) на руки выдается справка о ДТП.

Не лишним будет самостоятельно записать данные свидетелей происшествия, даже если второй участник ДТП признает свою вину. Также запишите все возможные данные об участниках ДТП: ФИО, адреса и телефоны, номера ОСАГО и наименования страховых компаний.

Чтобы не проворонить возмещение ущерба по «ОСАГО»

Составление бланка извещения о ДТП

По Правила ОСАГО для получения возмещения по ОСАГО обязательно должен быть заполнен бланк извещения о ДТП. Такие бланки выдаются при заключении договоров об ОСАГО. Бланк заполняется либо один при двух участниках ДТП, либо каждый участник заполняет свою копию бланка.

В течение пяти рабочих дней эти бланки должны быть отправлены заказным письмом страховщику. Потерпевший одновременно с этим бланком направляет заявление о страховой выплате. К заявлению необходимо приложить справку о ДТП, выданную органами милиции, копию протокола и постановления об административном правонарушении, если таковое было в действиях виновника ДТП.

Также, если во время этого происшествия пострадали люди, то необходимо остаться на месте, чтобы оказать им первую помощь или же срочно вызвать службу скорой помощи, если полученные ранения оказались очень серьёзными.

Если пострадавшему требуется срочная медицинская помощь, то его можно отправить и до ближайшей больницы вместе с одним из попутных автомобилей.

Только потом уже можно вызывать сотрудников ГИБДД. Затем надо зафиксировать расположение абсолютно всех участников происшествия, включая все, находящиеся на месте ДТП инфраструктурные объекты. Это можно сделать при помощи видео или же фотосъемки.

Когда из-за аварии затруднено движение других участников движения, то проезжую часть необходимо освободить. Но, если объехать ТС можно и со стороны обочины, а также есть пострадавшие, то лучше оставить всё как есть. Если есть очевидцы случившегося, также нужно обязательно записать их контактные данные.

При ДТП делать нельзя:

  • покидать место аварийного происшествия;
  • менять местоположение своего ТС после аварии;
  • удалять следы произошедшей аварии;
  • иметь просроченные или поддельные полисы страхования или не иметь их вообще ( или же КАСКО);
  • давать ложные показания сотруднику ГИБДД или же представителю страховой организации;
  • пытаться расплатиться наличными средствами после ДТП;
  • игнорировать получение документации, оформленной предварительно.

За уезд с места аварии участник ДТП может быть арестован или же лишиться своих водительских прав на год — полтора года. Но, стоит заметить, что если сильно пострадавших нет, и скорая не едет, то можно раненого отвезти в больницу и самому. Это не будет считаться преступлением или покиданием места происшествия. Более того, если этого не сделать в данной ситуации, то можно нарваться и на дополнительный штраф.

Какие травмы могут быть получены при ДТП

Отдельно хотим выделить травмы, полученные вследствие ДТП. Они бывают следующих видов:

  • выпадение при движении из самого ТС;
  • сдавливание частей тела элементами автомобиля или удар об эти элементы в самом его салоне;
  • переезд человека одним или же несколькими колесами;
  • зажатие (сдавливание) тела между частями авто и другими предметами;
  • удар, полученный от любого элемента авто конструкции при непосредственном столкновении с самим человеком;
  • и комбинированные виды травм.

Согласно статистике: в 60% всех происходящих случаев ДТП у пострадавших обнаруживаются различные травмы головы (включая сотрясение мозга), в 10% случаев – ушибы и переломы нижних конечностей, и чуть менее распространёнными являются травмы верхних конечностей.

Особенно опасными травмами считаются:

  • травмы позвоночника;
  • головы;
  • груди;
  • раны шеи;
  • органов грудной клетки;
  • рёбер;
  • брюшной полости.

Основные причины смерти при авариях, согласно статистики:

  • черепно-мозговая травма;
  • сочетание сильного кровотечения (особенно внутреннего) и наступившего шока;
  • повреждения, которые уже не совместимы с человеческой жизнью.

Гражданская ответственность за ДТП

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, а именно статье под номером 1079 лицо, нанесшее ущерб другому лицу из-за ДТП, должен его компенсировать. Причём, как в материальном, так и в моральном плане.

Иногда эта обязанность возлагается сразу на нескольких лиц, к примеру, на самого водителя и владельца ТС, который собственноручно его предоставил виновнику ДТП и стал невольным соучастником.

Помните, что передавая управление своим авто другому человеку, даже по доверенности, гражданскую ответственность, в случае причинения ущерба, вы с себя не снимаете.

Административная ответственность

Под административную ответственность подпадают все нарушения дорожных правил, которые угрожают безопасности движения, а соответственно, и жизни, и здоровью окружающих. Но это касается только материального ущерба и нанесения лишь лёгкого или же среднего вреда здоровью пострадавшего.

За причинение вреда лёгкой степени, согласно ст. 12.24 ч.1 КоАП , предусмотрено одно из следующих мер наказаний:

  • штрафные санкции – от 2,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
  • лишение прав на срок от одного года до полутора лет.

За причинение вреда средней степени тяжести, согласно части 2 ст. 12.24 предусмотрено одно из следующих мер наказаний:

  • штрафные санкции – от 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб.;
  • лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Помимо этого, если ущерб составил более полумиллиона, то сумму его превышающую потерпевшему также должен выплатить виновник дорожного происшествия. Поскольку страховая компания, согласно максимальной установленной сумме страхования, компенсирует урон только до 500 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность при ДТП для его виновника, согласно Уголовному Кодексу РФ, наступает, когда в следствии нарушения правил дорожного движения:

  • причинён тяжкий вред здоровью человека;
  • наступила смерть другого человека;
  • авария унесла жизни двух и более людей.

В зависимости от обстоятельств, меры наказания при ДТП с пострадавшими могут сильно варьироваться.

При нанесении тяжкого вреда здоровью, меры наказания следующие:

  • ограничение свободы нарушителя — до трёх лет;
  • принудительные работы для виновника — до двух лет;
  • лишение этого виновника прав – до трёх;
  • его арест – до шести месяцев;
  • лишение виновника ДТП свободы — до двух лет и лишение прав до трёх лет.

За нанесение тяжкого вреда здоровью находясь в состоянии опьянения:

  • принудительные работы — до трёх лет;
  • лишение нарушителя его свободы — до четырёх лет.
  • а также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

За ДТП, повлекшее смерть другого человека, меры наказания для виновника следующие:

  • принудительные работы — до четырёх лет;
  • лишение его свободы — до пяти лет.
  • если в результате ДТП человек погиб, а виновник находился в состоянии опьянения, мера наказания:
  • лишение виновника аварии свободы — до семи лет и лишение его воительских прав до трёх лет.
  • при наступлении смерти двух и более человек в связи с аварией, меры наказания для виновника следующие:
  • принудительные работы — до пяти лет;
  • лишение осуждённого его свободы — до семи лет.

А также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

  • при наступлении смерти двух и более человек в связи с аварией, меры наказания для виновника, находящегося в состоянии опьянения, следующие:
  • принудительные работы — до семи лет;
  • лишение нарушителя его свободы — до девяти лет.

А также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

Если пассажир, пешеход или другой участник движения (кроме субъектов из ст.263 и 264 настоящего Кодекса) нарушил правила эксплуатации транспортного средства или же безопасности, и это в свою очередь, привело к получения тяжкого вреда другому человеку (его здоровью) по неосторожности, меры наказания будут следующими:

  • ограничение нарушителя свободы — до трёх лет;
  • принудительные работы для него — до двух лет;
  • его арест — до четырёх месяцев,
  • лишение нарушителя его свободы — до двух лет.

За нарушения, рассмотренное в первой части данной статьи, если ДТП повлекло смерть другого участника движения по неосторожности, наказание следующее:

  • ограничение нарушителя свободы — до трёх четырёх лет;
  • принудительные работы для него — до четырёх лет;
  • лишение нарушителя его свободы, также — до четырёх лет.

За нарушения, рассмотренное в первой части данной статьи, если оно повлекло смерть двух и более участников движения по неосторожности, наказание следующее:

    • принудительные работы для виновника — до пяти лет;
    • лишение нарушителя его свободы — до семи лет.

Как выявляется состояние пострадавшего

Степень причиненного вреда человеческому здоровью определяется исключительно судебным медицинским экспертом. Он, в свою очередь, основывается на проведённом им осмотре самого пострадавшего и длительности восстановительного периода в результате проведения лечения.

Признаки и классификацию степеней тяжести наглядно можно посмотреть в нижеприведённой таблице.

Таблица. Возможные последствия травм для каждой степени тяжести причинённого вреда здоровью участника движения

Степени тяжести Признаки Результат
Легкая Восстановление более на 95% и более
  • Расстройство здоровья не более чем на 21 день.
  • Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 5 %.
Средняя
  1. Восстановление здоровья на 70% и более.
  2. Нет опасности для человеческой жизни.
  • Расстройство здоровья более чем на 21 день.
  • Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 30 %.
Тяжёлая
  1. Тяжкие
    последствия.
  2. Опасность для жизни.
  • Полные слепота, немота или глухота.
  • Потеря какого-либо органа или же нарушение его работоспособности.
  • Общее тяжелое состояние в результате развития патологий.
  • Бесплодие.
  • Обезображивание лица.

Условия освобождение виновника от ответственности

Давайте теперь посмотрим, в каких же случаях виновник может избежать ответственности. А их всего два: нарушения, допущенные в ходе самого оформления приговора и примирение всех участников происшествия.

Ошибка в приговоре

В ходе рассмотрения дел по ст. 264 УК РФ, судья должен указывать в самом приговоре, что именно привело к наступлению указанных в настоящей статье последствий.

Другими словами, какие конкретно пункты ПДД или же правил эксплуатации ТС были нарушены. Если он этого не сделает по какой-либо причине, то этот приговор можно будет отменить, подав апелляцию.

Бывают ситуации, когда обвинительный акт содержит пункты из вышеуказанных правил, которые на самом деле нарушены не были, и было, выяснено что, то что произошло по факту, в действительности, не соответствует тому, что было установлено в ходе судебного заседания.

В этом случае, согласно положениям ст. 237 Уголовно-процессуального Кодекса , можно подать ходатайство о том, чтобы данное дело было возвращено непосредственно прокурору для того, чтобы тот предъявил обвинение с указанием уже тех пунктов правил, привлёкших к последствиям, указанных в ст. 264 УК, что в ДТП на самом деле имели место быть.

Примирение

Также законодательство РФ допускает, что стороны могут примириться при любом преступном деянии средней тяжести. Но, в любой конкретной ситуации решение о закрытии дела, в связи с примирением сторон, судом принимается отдельно.

Всё зависит от конкретного региона и даже судьи, поскольку это его право, а не обязанность. И в судебном разбирательстве будут рассмотрены и учтены все факторы, влияющие на возможное наказание, несмотря на желание сторон расстаться мирно.

Заключение

Прочитав данную статью, вы узнали, какие и для кого предусмотрены меры ответственности за определённые последствия при ДТП, особенно, предусмотренные Уголовным Кодексом. Так что будьте аккуратны на дорогах, независимо от того, являетесь вы водителем или пешеходом. Не стоит нарушать правила дорожного движения и безопасности.

В современном деловом мире, отличающемся мобильностью и подвижностью, трудно представить организацию, которая не использовала бы в своей деятельности служебные автомобили. Как известно, использование транспортных средств относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. Помимо юридических аспектов данного положения существует и практический момент: автомобиль, как транспортное средство, имеет опасные свойства, которые не поддаются полному контролю человека при его эксплуатации. В силу этих свойств, нередки чрезвычайные ситуации, когда человек, управляющий этим транспортным средством, по разным причинам не справляется с его управлением и происходит дорожно-транспортное происшествие. О дорожно-транспортном происшествии, совершенном работником при исполнении своих служебных обязанностей с использованием служебного автомобиля и будет идти речь. Итак, ваша организация имеет служебный автомобиль. Сразу следует сделать две оговорки. Во-первых, под организацией в рассматриваемом вопросе понимаются юридические лица всех организационно - правовых форм, а также предприниматели без образования юридического лица. Во-вторых, в контексте рассматриваемой проблемы не имеет значения, находится ли служебный автомобиль у организации на праве собственности или на праве аренды.

Вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия.

В большинстве случаев дорожно-транспортное происшествие влечет за собой причинение вреда личности или имуществу гражданина- участника ДТП, либо имуществу юридического лица. По общему правилу, установленному ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом уже упоминавшаяся повышенная опасность автомобиля, который в движущемся состоянии способен причинить вред даже без вины водителя, влияет и на условия возникновения ответственности. По общим правилам для наступления ответственности за причиненный вред необходимо одновременное присутствие четырех условий: наличие вреда; противоправность поведения; причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением; вина лица, причинившего вред. За вред же, причиненный в процессе эксплуатации автомобиля ответственность наступает без вины (кроме случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). Ответственность без вины означает, что владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он правила дорожного движения или нет. Ответственность без вины водителя-участника ДТП установлена ст. 1079 Гражданского кодекса РФ и касается случаев, когда вред причинен одним источником повышенной опасности (например, участником ДТП был автомобиль и гражданин). Если же ДТП произошло в результате столкновения двух или более транспортных средств, то закон (п.3 ст.1079 Гражданского кодекса РФ) в этом случае устанавливает два варианта ответственности. Первый, если в результате столкновения транспортных средств, вред причинен третьим лицам (например, пешеходам или пассажирам), то перед ними владельцы этих транспортных средств несут солидарную ответственность без вины. Вред же, причиненный владельцам столкнувшихся транспортных средств, возмещается на общих основаниях, то есть с учетом всех четырех условий возникновения ответственности, в том числе и вины участников. В этом случае, как показывает обзор судебной практики, вред возмещает тот, кто виноват. Если же виновны владельцы обоих транспортных средств, то вред возмещается соразмерно степени вины каждого из владельцев. А вот когда вина обоих владельцев транспортных средств отсутствует, то вопрос может быть разрешен двояко. Существует такая позиция, что в этом случае никто из владельцев не имеет права на возмещение, и существует другая - ущерб должен быть распределен между ними в равных долях. Понятно, что помимо общих гражданско – правовых условий распределения ответственности по ДТП, существуют и технические условия, на основе которых органами ГИБДД будет устанавливаться наличие нарушения правил дорожного движения и лиц, их нарушивших. Все это говорит о большой важности присутствия представителя организации, водитель которой попал в ДТП, на самых начальных этапах рассмотрения происшествия органами ГИБДД. В этом случае организация сможет в большей степени быть готовой к защите своих прав, ведь вред, причиненный служебным автомобилем, обязана будет возместить именно организация.

Работник на служебном автомобиле – участник ДТП.

Гражданским кодексом РФ (ст. 1068 ГК РФ) установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Таким образом, если ваш работник на служебном автомобиле стал участником ДТП, в вопросах возмещения вреда разбираться будут с организацией, и в судебном разбирательстве ответчиком по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате этого ДТП, будет организация. Конечно, водитель не останется без внимания, он будет привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика, но вот вред придется возмещать организации. При этом совсем не обязательно, чтобы водитель, управляющий вашим служебным автомобилем, работал только на основании трудового договора. Применительно к правилам, установленным ст. 1068 ГК РФ работниками признаются как граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, так и граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию юридического лица или гражданина. Таким образом, для возникновения ответственности организации за действия своего работника необходимы два дополнительных условия: работник должен состоять с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях и при совершении ДТП он должен находиться при исполнении своих служебных обязанностей (обязанностей по гражданско-правовому договору). При этом следует учитывать, что если работник был и не при исполнении своих обязанностей, но во время совершения ДТП выполнял на служебном автомобиле поручение администрации (владельца автомобиля), то и в этом случае считается, что он находился при исполнении трудовых обязанностей.

Действующее законодательство на стороне работодателя.

Да, если ваш водитель попал в ДТП и тем самым причинил вред, возмещать его будет ваша организация. Конечно же, эти расходы причинят организации убытки. Но это не означает, что они не могут быть возмещены. Закон дает право лицу, возместившему вред, причиненный другим лицом, требовать от этого лица возместить выплаченное возмещение (право обратного требования - регресса). Это право закреплено ст. 1081 Гражданского кодекса РФ. При этом требование предъявляется в размере выплаченного возмещения, но имеется оговорка на случай, если законом установлен иной размер. Следует иметь в виду, что если работник не согласен в добровольном порядке возместить размер ущерба, то взыскать его можно будет только в судебном порядке. Удерживать эту сумму из его заработка либо вознаграждения будет в данном случае незаконно. Законодательством предусмотрен ряд особенностей, которые возникают при взыскании с работника, совершившего ДТП, суммы ущерба в порядке регресса. Знание этих особенностей позволит участникам такого спора защитить свои права. Итак, следует помнить, что: Если водитель – участник ДТП работает в организации на основе трудовогодоговора, то при взыскании с него суммы ущерба, суд будет руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ, регулирующими материальную ответственность сторон трудового договора (раздел XI). Если с водителем отношения строятся на основании гражданско-правового договора, то предполагается, что в этом случае вопрос о возмещении вреда в порядке регресса будет регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора. Для возможности взыскания с водителя суммы ущерба в порядке регресса наличие его вины в ДТП обязательно. Это следует из содержания ст. 233 ТК РФ в отношении работников по трудовому договору и ст. 1064 ГК РФ в отношении работников по гражданско-правовому договору. Если водитель работает в организации на основе трудового договора, то внимание следует уделить определению размера ущерба. Дело в том, что по общему правилу, установленному ст. 241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами. Данное правило было закреплено еще Кодексом законов о труде РФ, в настоящее время утратившим свою силу. Но как раньше, так и сейчас трудовое законодательство предусматривает также и случаи материальной ответственности работника в полном размере причиненного организации ущерба. При этом новый Трудовой кодекс РФ содержит положение, которое принципиально меняет ситуацию по взысканию с работника суммы причиненного ущерба. Так, статья 243 Трудового кодекса РФ, устанавливающая случаи полной материальной ответственности по сравнению со ст.121 КЗоТ РФ дополнена пунктом 6. Содержание этого пункта заключается в том, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. То есть, раньше взыскать с водителя сумму ущерба, причиненного ДТП в полном размере можно было только тогда, когда в его действиях по ДТП содержался состав преступления. В других случаях с водителя в порядке регресса можно было взыскать ущерб только в размере среднего месячного заработка. Сейчас же, учитывая положение п.6 ст.243 Трудового кодекса РФ, у организации появилась возможность взыскать со своего водителя, виновного в совершении ДТП, в порядке регресса ущерб в полном размере и тогда, когда его действия не являются преступлением. Для этого необходимо, чтобы по факту дорожно-транспортного происшествия было рассмотрено дело об административном правонарушении в области дорожного движения соответствующим государственным органом (в зависимости от нарушения - судом, мировым судьей либо органами внутренних дел) и по результату рассмотрения в отношении виновного водителя было вынесено постановление об административном правонарушении. Также необходимо, чтобы ущерб, причиненный работником (водителем) реально был возмещен организацией и имелся документ, подтверждающий это возмещение. Итак, имея на руках решение суда, обязывающего организацию возместить ущерб, причиненный ее водителем, документ, подтверждающий возмещение ущерба, постановление об административном правонарушении в отношении водителя, вы можете рассчитывать на то, что решение суда о взыскании с работника причиненного ущерба в полном размере будет в вашу пользу.При этом, будьте все-таки готовы, что в суде вам придется убедительно доказывать вашу позицию, потому что законом установлено: “каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений”.

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ РЕГУЛИРОВЩИКА

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Водитель транспортного средства обязан останавливаться по первому требованию регулировщика — лица, регулирующего дорожное движение.

Напомним, что к регулировщикам относятся:

  1. Работники ГИБДД;
  2. Сотрудники военной автомобильной инспекции (ВАИ);
  3. Работники дорожно-эксплуатационных служб во время проведения дорожных работ;
  4. Дежурные на железнодорожных переездах;
  5. Дежурные на паромных переправах.

Каждый регулировщик должен иметь форменную одежду. В арсенале каждого регулировщика должны быть и средства регулирования движения — полосатый жезл, диск с красным световозвращательным элементом, красный фонарь или флажок. Работники ГИБДД, помимо прочего, имеют и нагрудный жетон — специальный отличительный знак.

Кроме того, водители грузовых автомобилей и автобусов, которые осуществляют международные автомобильные перевозки, должны осуществлять остановку в контрольных пунктах, обозначенных знаком «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» (), если этого потребуют работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

А отличить данных должностных лиц нетрудно: они должны быть облачены в форменную одежду и для остановки транспорта использовать диск с красным световозвращательным элементом (днем) или красным сигналом (ночью). Как и прочие регулировщики, данные должностные лица могут применять дополнительный сигнал-свисток для привлечения внимания водителей.

Все лица, наделенные правом остановки транспортных средств, обязаны по первому требованию водителя предъявлять свое служебное удостоверение.

ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ДТП

Пришло время поговорить о ДТП – дорожно-транспортном происшествии. Авторы этих строк искренне желают всем водителям НИКОГДА НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ теми знаниями, которые они сейчас получат. Но, к сожалению, неукоснительное соблюдение конкретным водителем ПДД не всегда является залогом безаварийной езды.

Спросите, почему? Потому что всегда есть «ДУРАК НА ДОРОГЕ», который чихать хотел на Правила, безопасность и чей-то приоритет.

Знаменитый российский принцип: «Не ты, так тебя!». Это про ДТП. Но… Обо всем по порядку.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Согласитесь, понятие не нуждается в комментариях. Можно сказать только одно — ПЕЧАЛЬНО!

Но смоделируем такую ситуацию: к сожалению, ДТП стало реальностью. И здесь от водителя требуется четкое соблюдение предписанной Правилами процедуры. Иными словами, зададимся вопросом: «Что делать в том случае, если Вы стали участником ДТП?»

Правила дают ответ на этот вопрос.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

1. Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Во-первых, водитель должен незамедлительно остановить свое транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и вставить знак аварийной остановки на предписанном ПДД расстоянии (в населенных пунктах не менее 15 метров, а вне населенного пункта не менее 30 метров до места ДТП).

Согласитесь, «аварийка» и знак нужны не участникам ДТП, которые свое «дело» уже «сделали». Они необходимы для обеспечения безопасности других участников движения и для их своевременного информирования о препятствии, возникшем на их пути.

2. Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.

Во-вторых, водитель, причастный к ДТП, обязан принять все меры к тому, чтобы оказать первую помощь пострадавшим (при их наличии), вызвать машину «Скорой помощи». В случае необходимости следует отправить пострадавших в лечебное учреждение на попутном транспорте.

Однако бывает и так: случай экстренный, помощи ждать неоткуда, и водитель – участник ДТП – может доставить пострадавших только на своем транспортном средстве. Что делать? А Правила предусматривают подобную ситуацию.

Водитель должен в присутствии свидетелей зафиксировать на бумаге положение своего транспортного средства после ДТП, отразить следы и предметы, которые имеют отношение к ДТП, принять необходимые меры к организации объезда места ДТП и к сохранению вышеуказанных следов и предметов.

После этого водитель может смело везти пострадавших в лечебное учреждение. Прибыв к месту назначения, водитель обязан сообщить свою фамилию и регистрационный знак своего транспортного средства, предъявив при этом необходимые документы (например, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства). После выполнения всех указанных процедур водитель должен вернуться к месту ДТП.

3. Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

В-третьих, на водителя налагается еще одна обязанность при ДТП. Представьте себе такую ситуацию: после ДТП движение по участку дороги невозможно, ибо транспортные средства участников ДТП исключают возможность проезда.

Что делать? Водитель обязан принять все возможные меры к тому, чтобы освободить проезжую часть.

А для реализации этого требования существует уже описанная нами немного ранее методика: водителю необходимо в присутствии свидетелей зафиксировать на бумаге положение своего транспортного средства после ДТП, отразить следы и предметы, имеющие отношение к ДТП, а также принять необходимые меры к организации объезда места ДТП и к сохранению следов и предметов, относящихся к ДТП.

4. Сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

В-четвертых, (заметьте! ТОЛЬКО В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ!), участникам ДТП предписывается сообщить о произошедшем в полицию и ожидать прибытия ее сотрудников, а также записать фамилии, адреса очевидцев ДТП.



Просмотров