Московский государственный университет печати. Способы изложения материала (исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический)

Лекция № 2.

Структурно-тематическая организация научного текста: его логическая схема и композиция

1. Логическая схема и композиция научного текста

2. Способы изложения информации

3. Стилевые черты научной речи и средства их создания.

I. Логическая схема и композиция научного текста.

Логичность научной речи ярко проявляется в организации текста. В научной и учебно-научной литературе, главная цель которой заключается в передаче объективных знаний об окружающей действительности, последовательном раскрытии системы понятий. Существуют устойчивые закономерности в характере и способах предъявления этих понятий, раскрытии их существенных сторон, связей друг с другом, что определяет логико-смысловую специфику научных и учебно-научных текстов и относительную жесткость в расположении их компонентов.

Для научного текста характерна стройная композиция . В каждом тексте присутствуют заголовок, введение, основная часть, заключение. Введение должно быть кратким, точным. В нем обосновывается выбор темы, называются цель, задачи, методы, материал исследования. Основная часть крупного текста (монографии, дипломной и курсовой работы) членится на главы и параграфы в соответствии с задачами. В небольшой статье и тезисах части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац (Н.В. Орлова. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей. 2-е изд., перер и доп. – Омск: «Вариант-Омск», 2014. - 56с.).

Научные тексты (тексты собственно научного подстиля) отражают путь мышления. Этапы, или фазы, мышления – проблемная ситуация, гипотеза, доказательство, вывод. Эти структурные элементы , и именно в такой последовательности, выражаются в научном тексте независимо от индивидуальной манеры письма:

1) проблема – вопрос , требующий разрешения. Проблема возникает тогда, когда о предмете исследования что-то известно, поэтому проблема – противоречие между знанием и незнанием.

3) этап доказательства , где гипотеза превращается в научную теорию или теоретическое положение. Аргументация считается научной, если она основана на достаточном фактическом материале и адекватных методах и методиках анализа.

4) вывод содержит аналитическую оценку результатов.

Таким образом, в научном тексте есть некая основная мысль, которая выражается в нем несколько раз (в виде гипотезы, аргументов, выводов). Но это не простое повторение. М.Н. Кожина указывает, что специфическим способом развертывания научного текста являются так называемые развернутые вариативные повторы , когда центральный в концепции автора тезис многократно повторяется, семантически углубляясь и развиваясь. Такова логическая схема научного текста.


Способы изложения информации

В научном стиле речи большую роль играет способ изложения информации. Информация может быть изложена (передана, представлена) следующими способами - это описание, определение (дефиниция), повествование, инструкция (правило), рассуждение и доказательство . Каждый из этих способов имеет четкую структуру построения текста.

Описание – это способ изложения, цель которого – информировать об объекте, о процессах и явлениях.

«А вместе съ темъ усложняется и процессъ ассимиляцiи. Расчленяя его, мы должны будемъ взаимовлiянiя различныхъ этническихъ группъ представить въ слѣдующей схемѣ: 1) взаимная ассимиляцiя туземныхъ племенъ; 2) ассимиляцiя послѣднихъ съ кореннымъ русскимъ населенiемъ; 3) ассимиляцiя коренныхъ сибиряковъ и переселенцевъ; 4) ассимиляцiя въ средѣ переселенцевъ, представляющихъ не менѣе пестрый составъ. Но ассимилированiе – слишкомъ узкое понятiе и оно не можетъ съ достаточной полнотой охарактеризовать тѣ измѣненiя, какiя происходятъ въ обликѣ даннаго племени» (август 1915 г.)).

Определение (формулировка) – это максимально краткое описание, цель которого – назвать главные и отличительные признаки объекта; текст определения обычно представляет собой одно, как правило, сложное предложение.

Время (tempus)–«грамматическая категория глагола, являющаяся специфическим языковым отражением объективного времени и служащая для темпоральной (временной) локализации события или состояния, о котором говорится в предложении» (ЛЭС, 1990. С. 89).

Инструкция – это описание, цель которого – дать правила, определяющие обязательную последовательность действий при выполнении определенной работы, руководство к действию. Текст-инструкция оформляется повторением одной и той же синтаксической конструкции.

Правило по образованию сравнительная степень (gradus comparatīvus). Сравнительная степень образуется от основы genetīvus singulāris при помощи суффикса -ior- для имён мужского и женского рода, - ius- для имён среднего рода, при этом форма nominatīvus singulāris имеет нулевое окончание и изменяется как существительные III согласного склонения.

Повествование – это способ изложения, цель которого – представить объект в развитии. Повествование характеризуется строгой последовательностью и логичностью.

«Едва ли еще въ какой другой области положительныхъ наукъ объектъ изученiя столь непостояненъ, какъ то можно видѣть въ этнографiи. Въ самомъ дѣлѣ, возьмемъ ли мы геологiю, бiологiю, химiю и т. п., мы всюду находимъ положенiя, вытекающiя изъ самой природы предмета, которыя выполняя законъ мiровой эволюцiи, все же постоянны настолько, что не лишаютъ изслѣдователя возможности получить полную картину въ любой моментъ» (Очерк А. Е. Новоселова «Задачи сибирской этнографiи» (авг. 1915).

Рассуждение – это способ изложения, цель которого – показать процесс получения нового знания о любых объектах действительности и сообщить само это знание (как результат) путем логического вывода. Предметом изложения при рассуждении выступает процесс получения знания.

«Ив. Як. Словцовъ, въ сочиненiи «Путевыя записки изъ поѣздки въ Кокчетавскiй уѣздъ Аккмолинской области въ 1878 г.» сравниваетъ напластованiе при берегахъ Ишима и Иртыша…и находитъ полное тождество «какъ въ залеганiи, такъ и въ составѣ пластовъ… », таким образом «Въ обвалахъ береговъ Иртыша около Омска…лежитъ сероватожелтый суглинокъ, зключабщiй въ себе органическiе остатки…(Записки Зап.-Сиб. Отдѣла, кн. 3) .

Доказательство – это особый способ изложения материала, посредством которого подтверждается (или опровергается) истинность знаний. «Даже при бѣгломъ знакомствѣ съ повседневными проявленiями общественной жизни страны мы на каждомъ шагу наталкиваемся на тотъ или другой фактъ, краснорѣчиво свидѣтельствующiй о коренной реорганизацiи поколѣнiями налаженнаго уклада…многогранный процессъ ассимилированiя находится въ полномъ расцвѣтѣ. … задача настоящей статьи – не разобраться въ немъ, а только отмѣтить тѣ главныя вѣхи, по которымъ онъ (процессъ ассимилированiя) идетъ и на которыхъ неизбѣжно придется остановиться этнографу-изслѣдователю » (Очерк А. Е. Новоселова «Задачи сибирской этнографiи» (август 1915 г.)).

3. Стилевые черты научной речи и средства их создания

Композиционная стройность научного жанра обусловлено абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, Сфера научного общения требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. Поэтому общими стилевыми чертами являются:

обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения . Почти каждое слово выступает как обозначение общегопонятия или абстрактного предмета . Язык науки – проявление групповой речевой деятельности, т.е ничего не пишется от своего имени . По сути, вы продолжаете чьи-то исследование, придерживается чьей-то точке зрения. Поэтому отвлеченно-обобщенныйхарактер речи проявляется в отборе лексического материала(существительные преобладают над глаголами, используютсяобщенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения Известно, что … Данной проблемой занимались такие ученые как … ;пассивные конструкции: Нами было изучено… ).

логичность изложения . Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

точность изложения . Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

доказательность изложения . Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

объективность изложения . Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

насыщенность фактической информацией , что необходимо для доказательности и объективности изложения. Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля.

Способы изложения норм права.

Правильное понимание структуры нормы права предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта :

Одной статье содержится одна норма права;

Одной статье содержится несколько норм права;

Одна норма права расположена в нескольких статьях.

Способ изложения норм права имеет важное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного правового акта͵ относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении нормы права, постановке под сомнение или даже отрицанию ее трехэлементной структуры, затрудняет процесс применения права.

Норма права далеко не во всœех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Анализ такого соотношения показывает, что здесь возможны и в действительности существуют различные варианты.

1. Одни из них состоит по сути в том, что при подготовке, а затем принятии и издании нормативного правового акта законодатель излагает структуру нормы права таким образом, что всœе ее составные части – гипотеза, диспозиция и санкция – полностью совпадают со структурой статьи или даже всœего нормативного правового акта. Этот способ изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов в юридической литературе называют прямым способом .

Вместе с этим, в действующем законодательстве России (и других стран) полное совпадение структуры нормы права и статьи имеют место далеко не всœегда. При этом возможны самые различные комбинации. К примеру, в одной статье нормативного правового акта может содержаться несколько полных правовых норм или в одной статье должна быть только одна или две составные части нормы или норм.

2. Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распространенотсылочный способ изложения правового материала (так как имеется отсылка к другой статье). При котором одни составные части нормы права формулируются в полном объёме, другие же – лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье, а содержат отсылку к другой или к другим родственным статьям.

3. Отсылочный способ изложения нормы права следует отличать от бланкетного. Особенность последнего состоит по сути в том, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться. Бланкетный способ предполагает получение сведений об остальных элементах нормы права в других нормативных правовых актах.

15.4. Классификация норм права .

Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет: четко определять место каждого вида норм права в системе действующего в государстве права; лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов и др.

Все нормы права подразделяются на:

- Отправные (исходные, первичные, учредительные) – определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы; закрепляют правовые категории и понятия. Οʜᴎ в свою очередь делятся на:

1. Нормы-начала конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства.

2. Нормы-принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.

3. Определительно-установочные – предписания, определяющие цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия.

4. Нормы-дефиниции – предписания, содержащие определœение правовых понятий и категорий

5. Коллизионные нормы – предписания, принимаемые с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

- Нормы-правила поведения – нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. В свою очередь они классифицируются на:

1. В связи с делœением отраслей права на отрасли материального праваи отрасли процессуального права выделяются:

а) Нормы материального права - ϶ᴛᴏ нормы первичной правовой регуляции общественных отношений. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

б) Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав.

2. В зависимостиот их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права. По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданской: уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права .

3. В зависимостиот характера содержащихся в них предписаний .

а) Под запрещающими нормами при этом имеются в виду нормы, содержащие запрет совершать те или иные противоправные действия (проступки или преступления). Такие нормы характерны, прежде всœего, для уголовного права и административного права, значительная часть положений которых определяет запрещенные деяния (соответственно - преступления и административные проступки). Но запрещающие нормы есть и в других отраслях права. Так, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает (не допускает) приобретать права и обязанности под именем другого лица.

б) К обязывающим нормам относятся нормы, предписывающие субъекту права обязанность совершать определœенные правомерные действия. Так, согласно ч. 2 п. 3 ст. 922 ГК РФ, банк обязан осуществлять контроль за доступом в помещение, где находится предоставленный клиенту сейф.

в)Управомочивающие нормы содержит положение, предоставляющее субъекту права определœенное правомочие (возможность совершить определœенное юридически значимое действие). Так, п. 1 ст. 502 ГК РФ содержит управомочивающее положение, согласно которому покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, в случае если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на другой аналогичный товар, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

4. Учитывая зависимость отвремени действия нормы права:

а)на нормы постоянного действия , или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке);

б) нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

5. По месту действия нормы права:

а)нормы, распространяющиеся на всю территорию страны ,

б)нормы, действующие на части территории. В России это нормы, действующие на всœей территории Федерации, нормы, действующие на территории ее субъектов, нормы местного значения (в пределах определœенной административно-территориальной единицы или региона, скажем, Крайнего Севера).

6. По кругу лиц, на которые распространяется действие норм права:

а)общие нормы охватывают собой всœех лиц, проживающих на данной территории.

б)специальные нормы распространяют свое действие лишь на определœенную категорию субъектов права, к примеру на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

7. По методу правового регулирования нормы права:

а) диспозитивные нормы , такой согласно п. 4 ст. 491 ГК РФ, является норма, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Стороны могут своим соглашением исключить применение такой нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

б) Положения императивной нормы категорически обязательно для сторон, и последние не вправе изменять их (см. ст. 422 ГК РФ).

8. По функциям:

а) регулятивные;

б) охранительные.

9. По юридической силе:

а) нормы законов

б) нормы подзаконных актов

Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии делœения правовых норм. При этом следует иметь в виду, что при всœей ценности подобных классификаций не одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, исходя из решения определœенных теоретических и практических задач, должна быть отнесена к нескольким различным видам правовых норм.

Способы изложения норм права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способы изложения норм права." 2017, 2018.

  • - Вопрос 1. Понятие, структура и способы изложения норм права

    Тема 7: Нормы права Отрасли российского права Вопрос 2. Предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования. 1. Это те общественные отноше­ния, которые регулируются правом, т.е. – правоотношения. 2. Особенности правоот­ношений:... .


  • - Структура и способы изложения норм права

    Средства юридической техники В качестве средств правотворческой техники, в частности, используются: 1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль... .


  • - Способы изложения норм права в тексте нормативного правового акта.

    Классификация норм-предписаний (непосредственно содержаться права и обязанности). Классификация исходных норм. Содержание норм права. Понятие и признаки нормы права. Структура норм права. Виды норм права. Способы изложения норм права в... .


  • - Вопрос 3. Способы изложения норм права

  • -

    Как известно, норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовых актов. При этом норма права не всегда совпадает со статьей акта. Иначе говоря, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется рядом... .


    -
    -

    Норма права – это содержащаяся в нпа, общеобязательные, структурно организованные. Государственно властные веления субъектов правотворчества, регулирующие общественные отношения. Соотношение нормы права и статьи нпа: 1. В одной статье содержится одна норма права; 2. В... .


    -

    Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует искать в других статьях или в ином нормативно – правовом акте. Норма права – это правило поведения,... .


    -

    Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы... .


    Иностранные языки, филология и лингвистика

    Традиционная классификация принятая в теории и практике редактирования выделяла три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование описание и рассуждение в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения Цель повествования передать движение событий во времени. Традиционная трёхкомпонентная повествование описание рассуждение схема бесспорно справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Своё место в ней должно найти сообщение структура...

    Способы изложения и виды текста


    1.
    2. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

    1. Классификация способов изложения и видов текста

    Работа редактора над композицией литературного материала не исчерпывается оценкой его целостности, анализом отдельных частей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приёмов. Редакторский анализ подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения избрал автор. Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определённая последовательность элементов смысловой структуры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведения, приёмы, которыми достигается их связность, смысловая и структурная полнота и целостность. Выбор способа изложения диктуется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

    Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование, описание и рассуждение (в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать движение событий во времени. Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент. Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определённых положений.

    Наблюдения над живой речью и соответственно над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Традиционная трёхкомпонентная (повествование, описание, рассуждение) схема, бесспорно, справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы – и таких большинство – имеют дело с материалами информационными, справочными, литературой научной, научно-популярной, учебной, работают в широкой и разветвлённой системе средств массовой информации. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении. Своё место в ней должно найти сообщение , структура которого обычно предопределена хорошо известной всем журналистам формулой – ответом на вопросы: что? где? когда?; информационное описание, которое отражает не только внешние признаки предметов и явлений, но и знание существенных, часто недоступных внешнему, чувственному восприятию свойств; умозаключение – выведение нового суждения из суждений известных, не осложнённое агитационными задачами. Научно-техническая революция, интерес к проблемам социальным, небывалая общественная активность, присущие нашему времени, обогатили речевой обиход огромным количеством новых понятий и терминов, которые редактору надо уметь ввести в текст и оценить их целесообразность и точность. В связи с этим возникла необходимость специально рассмотреть такие тексты, в которых раскрывается содержание понятий, даётся их определение и объяснение.

    Система видов текста, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующим образом * :

    Изобразительные виды текста

    Логизированные виды текста

    повествование

    описание

    Рассуждение

    объяснение

    сообщение

    Информационное описание

    Умозаключение

    определение

    Структура текстов первого ряда типична для материалов убеждающих, агитационных, рассчитанных на эмоциональное воздействие. Композиционные приёмы их организации близки к принятым художественной литературой. Здесь ясно прослеживается риторическая традиция, а отсюда закономерен подход к анализу формы «по закону читателя».

    Во втором ряду – тексты информационных материалов прессы, официальных документов, научных публикаций. Для них характерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений. Предметом и повествования и сообщения служит событие, но сообщение не прослеживает ни движения событий во времени, ни их развития. Описание и информационное описание фиксируют признаки предметов и явлений, но в отличие от традиционных описаний, свободных в выборе приёмов их построения, описания информационные строятся по определённой схеме. Умозаключение как вид текста в отличие от рассуждения, богатого по своим изобразительным и конструктивным возможностям, имеет в своей основе строгую логическую формулу. В информационных публикациях умозаключение обычно представлено его сокращённой формой – энтимемой.

    Определение раскрывает содержание понятий в обобщённой форме, тогда как объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчётливое представление о предмете или явлении (форма его свободна).

    Следует подчеркнуть, что всё сказанное выше относится к монологической форме изложения. Монолог как форма построения речи от первого лица наиболее обусловлен функционально в журналистском произведении. Он представляет основной массив публицистической речи как «организованная система облечённых в словесную форму мыслей». 3 Форма речи, для которой характерна смена высказываний двух (диалог) или нескольких (полилог) персонажей, в текстах массовой информации присутствует обычно как включение в основной монологический текст. Исключение представляют лишь тексты интервью и бесед. Причём в материалах первого ряда диалог и полилог служат средством выразительности. Взаимодействие монологических и диалогических форм речи – актуальная проблема для редактора публицистических произведений.


    2. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

    Логические структуры повествования и описания однотипны. Их составляющие (узлы повествования и элементы описания) равноправны, а связь между ними сочинительная. Для синтаксической структуры повествования характерна опора на глагольные формы, прежде всего на формы прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глагольные формы обладают наиболее отчётливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел. Исчерпав себя, действие прекращается и уступает место другому. Таков механизм сочетания глаголов совершенного вида, передающих в повествовании последовательность событий. Эту функцию прошедшего времени совершенного вида отмечал В.В. Виноградов, говоря, «что оно толкает – по разным линиям или по прямому направлению – сюжет к развязке, к заключительному финалу. Прошедшее время совершенного вида, свойственное быстрому рассказу, повествованию, отличается динамизмом». 1

    Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в прошедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Не случайно одна из функций настоящего времени глагола в грамматике имеет название «настоящее изобразительное». Оно называет действие, но само по себе лишено движения. Лишь в речи, в смене глагольных форм настоящее время глагола приобретает свойство передавать движение. Сошлёмся снова на наблюдения В.В. Виноградова: «...динамичность настоящего времени – не непосредственная, а композиционно-обусловленная... Оно совмещает в себе и номинативную и семантическую функции. Вот почему даже надпись к картине может быть означена формой настоящего времени». 2 И тогда, когда в описательных текстах употребляются другие формы сказуемых – ими могут быть различные глагольные формы, – они семантически близки к настоящему изобразительному времени и только называют действия, не определяя ни последовательности, ни длительности их.

    Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинативных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок.

    В речи повествование и описание взаимодействуют самым непосредственным образом, отражая разнообразные формы пространственно-временных отношений, существующих в действительности. Не случайно в старой риторической традиции было принято рассматривать повествование и описание как единство, «род слова». Ломоносов считал повествование разновидностью описания, представляющей «деяние». В определённых условиях линейная последовательность в перечислении событий может быть нарушена, могут возникнуть добавочные линии повествования, появиться их обрывы, могут включаться фрагменты, в которых описываются результаты действия. В качестве основы текстовой конструкции может выступить и описание: «постоянное взаимодействие повествования и описания создаёт возможность включить отдельный эпизод в более широкий контекст пространства и времени, подводит к необходимости понять общий смысл отдельного события». 3 Однако психология создания автором этих видов текста и психология восприятия их читателем различны, и это существенно для редактора.

    Повествование представляет собой, на первый взгляд, наиболее простой способ изложения. Не случайно, видимо, древнейшие образцы народного творчества – это в основном повествования, рассказы о событиях. Психологи установили, что дети, учась говорить, первую свою связную речь строят обычно как повествование. Педагогические методики учитывают это. «Первые темы, которые самым естественным путём пришли нам в голову, –свидетельствуют воспоминания преподавателей Яснополянской школы Толстого, – были описания простых предметов, как-то хлеба, избы, дерев и т. п.; но, к крайнему удивлению нашему, требования эти доводили учеников почти до слёз, и, несмотря на помощь учителя, они решительно отказывались писать на темы такого рода. Мы попробовали предложить описание каких-нибудь событий, и все обрадовались, как будто им сделали подарок. Столь любимые в школах описания так называемых простых предметов – свиньи, горшка, стола – оказались, без сомнения, труднее, чем целые, из воспоминаний взятые рассказы».

    В чём причина относительной сложности описания? При чтении мы постепенно движемся по тексту, от одного элемента описания к другому, но в результате этого поэлементного знакомства с предметом описания мы должны представить себе его как целое, как определённое единство, составить о нём целостное представление. Отсюда – конструктивные особенности описаний, характер приёмов, организующих их структуру.

    Строя повествование, каждый узел его мы представляем отдельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов. Строя описание, мы ищем характерные черты предмета, олицетворяющие в нём главное, помогаем читателю преодолеть психологические трудности, апеллируя к его чувствам, вводим в действие дополнительные импульсы, способствующие созданию целостной картины. Очевидно, как важно учитывать это при работе над текстом.

    Логическая и синтаксическая структуры информационных публикаций направлены на то, чтобы выявить для читателя смысл и новизну события или факта, извлечь из текста точное и адекватное действительности знание. Этому способствуют выработанные практикой стереотипы построения. Привычность, закреплённость формы и конструктивных приёмов помогают сконцентрировать внимание на фактическом наполнении материала.

    Сообщение как композиционно-речевая форма констатирует факт или представляет его как то, что должно обязательно свершиться. Задача отразить временные и пространственные отношения, как в повествовании и описании, передать динамику смыслового развития, как в рассуждении, перед сообщением не стоит. Его логическая структура отражает лишь отношения общего и частного. Самый краткий вариант сообщения – одно распространённое предложение, содержащее, однако, много сведений, и поэтому его синтаксическая структура обычно усложнена. Если в сообщение входит несколько предложений, они могут быть оформлены как самостоятельные абзацы, но первая фраза всегда ведущая, смысловой центр сообщения, остальные – зависимы от неё, хотя между собой равноправны. Связь между ними осуществляется через ключевые слова, часто их повтором.

    Информационное описание – в научной, справочной, учебной литературе выявляет признаки, присущие его объекту как признаки родовые. Достаточно обратиться к любому справочному пособию или учебнику, чтобы убедиться в этом. Так, в описание реки будут включены сведения об её длине и ширине, акватории, местах, где она протекает, экономическом значении и т. д. В описание города обязательно войдёт упоминание об его географическом положении, количестве жителей, истории, достопримечательностях. Последовательность этих элементов предопределена и логически обоснована, нарушать её не положено. Эти композиционные схемы облегчают читателю извлечение информации из текста, помогают сопоставить данные с приведёнными в однотипных описаниях, легко запомнить их. Цель информационных описаний в журналистских текстах – сообщить читателю новое знание, полезные сведения.

    Рассуждение – самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Журналист далеко не всегда может ограничиться повествованием о событиях или их описанием. Непосредственная реакция на то, что было увидено или почувствовано им в определённый момент, часто свидетельствует лишь об интересе к событию, и, даже передав этот интерес читателю, он ещё не выполнит свою задачу – установить связь между явлениями, обобщить их, сделать вывод.

    Логические и синтаксические особенности рассуждения предопределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. Рассуждение – это процесс выведения нового знания. Этим обосновано требование логически строгой последовательности суждений и точности логических связей между ними, которые имеют подчинительный характер. Логическая структура рассуждений – «цепь суждений, которые все относятся к одному предмету или вопросу и которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». 5 Особенности логических, смысловых связей находят своё отражение и в синтаксической структуре рассуждения. Если для описания и повествования характерен синтаксический параллелизм, выражающийся в строении предложений, в подборе форм сказуемых, то основная единица «рассуждающей речи» – прозаическая строфа с цепной связью. 6 Главное в смысловом отношении слово предложения, заключающее в себе новое знание о предмете мысли и являющееся предикатом суждения, в следующем предложении повторяется. Таким образом синтаксическая структура рассуждения отражает движение, развитие, сцепление мыслей.

    Временной план, соотнесённость сказуемых, которые обращали на себя наше внимание при анализе описаний и повествований, в рассуждениях играют второстепенную роль, главное при этом способе изложения – сам субъект или объект мысли. Лингвистами установлено, что в газетных статьях, написанных от имени редакции и являющимися обычно по способу изложения рассуждениями, количественно преобладают имена существительные. Это можно объяснить тем, что задача такой статьи – раскрыть содержание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о событиях или описать их.

    Рассуждение, так же как повествование и описание, в тексте редко существует в «чистом виде». В публицистике оно всегда бывает осложнено включениями фрагментов других видов текста, облегчающих читателю постижение подчас весьма сложной логической конструкции.

    В информационных материалах определения и объяснения могут быть представлены как целостными конструкциями, так и их фрагментами, когда читатель встречается с новым для него термином или возникает ситуация так называемого «непонятного слова» (в текст введены слова профессиональной или диалектной лексики, архаизмы и т. п.).


    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    7822. Позитивизм как направление философии 74.5 KB
    Позитивизм Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30-е - 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия...
    7823. Философия и ее предмет 68.5 KB
    Философия и ее предмет. Философия зародилась на заре человеческой цивилизации (где-то на рубеже 8-6-го века до новой эры) в Индии, Китае и Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Термин философия впервые объяснил греческий фил...
    7824. Смысл человеческого существования 36 KB
    Смысл человеческого существования. Смысл в том, чтобы стать личностью. Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным...
    7825. Возникновение христианства 66.5 KB
    Возникновение христианства Период по 14 век включительно. Со 2-3 века по 14 век. Христианство возникает на окраине Римской Империи. Возникает как еретическое движение в иудаизме. Иуда (перевод прославленный) - четвертый сын библейского Иакова...
    7826. Философия Фейербаха 58.5 KB
    Философия Фейербаха Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейербах и Карл Маркс. Людвиг Фейербах (1804-1872) Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828). Мысли о смерти и бессмертии. Основные выводы...
    7827. Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.) 43 KB
    Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.). Первоисточники. Философские воззрения представлены в Ведах (санскритское веда - буквально знание) и Упанишадах (сидение подле), примыкающим к Ведам текстам. Махабхарата - древнеиндийский эп...
    7828. Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры 35.5 KB
    Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры. 1.Первоисточники. (1 тыс. до н.э.). Книга песен (Ши цзин) - сборник древнейшей народной поэзии. Книга истории (Шу цзин) - сборник официальных документов, описывает некоторые исторические собы...
    7829. Философия истории. Культура и цивилизация 76.5 KB
    Философия истории. Культура и цивилизация. Термин Философия истории впервые употребил Вольтер (1694-1778), имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. Философскому рассмотрению подлежат многие явления: Философия права, ...
    7830. Философия личности. Значение слова личность 46 KB
    Философия личности Значение слова личность Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии). В европейских языках слово личность восходит к латинскому понятию персона, что означало маску актера...

    Введение

    риторический текст изложение

    «Риторика -- искусство хорошего выражения, а истина ли выражена или ложь, это уже не так существенно.» У.Эко[Умберто Эко- итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист.]

    Выявление таких единиц текста, как высказывание и межфразовое единство, дает представление о формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста. Однако текст как единица прежде всего информативная и коммуникативная нуждается и в характеристиках своего строения в ином плане - функциональном, смысловом. Функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте, причем обязательно соотносительно с характером текстовой информации.

    Способы изложения текста

    риторический текст изложение

    1. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему, к обобщениям и выводам.

    2. Дедуктивный - изложение от общего положения к частным, объясняющим смысл общего конкретными примерами, фактами.

    3. Метод аналогии - сопоставление (параллель) различных явлений, событий, фактов, обычно новое сопоставляют с уже известным.

    4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, автор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

    5. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим.

    6. Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в чем-то с течением времени.

    Индуктивный метод

    Индукция - это движение мысли от частного к общему, от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. Композициционно индуктивное рассуждение строится следующим образом: во вступлении определяется цель исследования; в основной части излагаются накопленные факты, рассказывается о технологии их получения, проводят анализ, сравнение и синтез полученного материала; на основании полученных результатов делаются выводы, устанавливаются закономерности, определяются свойства какого-либо объекта, признаки того или иного процесса и т. п. Индуктивное рассуждение активно используется в научных сообщениях, монографиях, квалификационных работах, научных отчетах.

    Изложение на основе проблемного принципа - разновидность индуктивного метода. Оно предполагает выстраивание определенной последовательности проблем, исследуя (рассматривая) которые, автор может прийти к теоретическим обобщениям, формулированию правил и закономерностей. В ходе лекции, доклада, в процессе написания монографии, статьи, дипломного проекта, диссертации автор формулирует ту или иную проблему и предлагает ряд возможных путей ее решения (исследования). Выбрав оптимальный путь, автор подробно анализирует проблему (вскрывает ее внутренние противоречия, приводит данные, подтверждающие высказанные предположения, аргументированно опровергает другие точки зрения, не состоятельные, по мнению автора).

    Метод аналогии (умозаключение по аналогии) основывается на следующем посыле: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер. Этим можно объяснить их меньшую распространенность в жанрах собственно научного стиля речи.

    При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в их структуре. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) и имплицитные (традуктивные) структуры.

    В текстах, имеющих индуктивную структуру, обобщение расположено в конце, изложение информации идет от частного к общему. Тексты с дедуктивной структурой начинаются с обобщения. Далее в тексте конкретизируется, объясняется или доказывается ключевое положение. В текстах с рамочной структурой выделяют два фокуса: первый - обобщение, с которого начинается изложение (оно детализируется или развивается на материале частных положений), второй -обобщение информации в конце текста. В текстах со стержневой структурой изложение начинается с частных положений, за ними следует обобщение, которое затем уточняется и конкретизируется. В тексте, имеющем имплицитную структуру, обобщающий блок отсутствует (вербально он не выражен): предполагается, что читающий способен прийти к выводу, заключению или обобщению самостоятельно. Ведущими типами в научной речи считаются дедуктивный и дедуктивно-индуктивный.

    Начиная с Античности и до относительно недавнего времени выделялось три основных способа изложения и вида текста: повествование, описание и рассуждение. В повествовании рассказывается о событии как процессе в хронологической последовательности, и обязано оно своим появлением памяти, восстанавливающей ход событий. Классическая фраза: Споткнулся, упал, очнулся гипс – самый короткий пример повествования. Описание изображает ситуацию как единовременную картинку и отражает чувственное, прежде всего зрительное и слуховое восприятие ситуации. Типичный пример такого текста: Шепот. Ровное дыханье. Трели соловья. Серебро и трепетанье сонного ручья. Рассуждение устанавливает связи между предметами и явлениями и направлено на получение нового знания из известного. Ну что, если хоть одна половина из того, что он [Хлестаков] говорит, правда? – рассуждает гоголевский городничий. – Да как же и не быть правде? Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на языке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши, не годится никакая речь.

    Выделение трех способов изложения и видов текста обусловливалось тем, что долгое время изучались преимущественно художестч венная публицистика и литература, в которых они преобладают. Но в последние десятилетия исследовательский интерес обратился и к научным, справочным, учебным текстам, материалам массовой информации, выявившим неполноту такой классификации.

    Были описаны схематизированные, информационные варианты описания и повествования – соответственно информационное описание и краткое сообщение. Пример информационного описания:

    ЦКБ – многопрофильная клиника XXI века. Амбулаторно проводит все виды диагностического обследования: УЗИ, эндоскопию, рентгенологию, лабораторную и ДНК-диагностику. Стоматологическая помощь – лечение и зубопроте-зирование – в полном объеме. В стационаре в отделении хирургии лапароскопические операции в 80% случаев заболеваний брюшной полости и легких, в урологии – дробление камней в почках, травматологии – артроскопические операции.



    Цель приведенного описания – дать представление об услугах клиники, и строится оно по стандартной схеме: называется учреждение и дается перечень его услуг.

    Пример сообщения:

    Руководство компании «BMW AG» официально сообщило о том, что новый завод по выпуску автомобилей Rolls Royce будет построен в городе Гудвуд на юге Англии. На строительство будет потрачено 60 млн фунтов стерлингов. Завод должен начать работу в 2003 году. Проектная мощность предприятия, на котором будет занято 350 человек, – 1000 автомобилей в год.

    Цель сообщения – в предельно краткой форме рассказать о совершившемся или будущем событии, и строится оно таким образом, чтобы ответить на ключевые вопросы, «что, где и когда» произошло или произойдет.

    Из рассуждений было выделено логическое определение, например: лексика – совокупность слов какого-либо языка, диалекта или речи отдельного человека (используется в научной, учебной и справочной литературе, когда нужно раскрыть содержание какого-либо понятия), и его более свободная и легкая для восприятия разновидность – объяснение:

    В 1709 году немцы открыли в Угличе первые колбасные цехи, и тогда же вклинилось в русскую речь слово «ерунда». Готовя под руководством немцев фарш, угличане постоянно спрашивали своих учителей, куда девать сухожилия и отходы. «Хир унд да» (туда и сюда), – поучали наставники, подбрасывая понемногу отходы в кучки с отборным мясом.

    Объяснение используется в научно-популярных текстах и текстах средств массовой информации.

    Кроме того, как самостоятельный способ изложения было описано умозаключение – логическая операция получения вывода из нескольких посылок.

    Одна из наиболее полных на сегодняшний день классификаций* содержит восемь способов изложения и видов текста, различающихся по предмету, цели, способу группировки смысловых элементов, степени схематизации, проявлению авторского Я, логическому и языковому оформлению. Среди них выделяют схематизированные способы изложения и виды текста, в структурной основе которых лежит заранее определенная схема (может незначительно варьироваться), а позиция автора никак не проявляется, – информационное описание, сообщение, определение, умозаключение, и те, в которых организующим началом служит прежде всего авторское видение ситуации. В последнем случае изложение строится в соответствии с закономерностями чувственного восприятия, памяти, логического мышления: описание, повествование, рассуждение и объяснение. Кроме того, по целеустановке и предмету выделяются логизированные способы изложения и виды текста, цель которых – установить связи предметов и явлений, из известных знаний получить новые или раскрыть содержание неизвестных понятий: определение, объяснение, умозаключение и рассуждение, и изобразительные, стремящиеся передать последовательность событий или дать представление о каком-либо предмете, опираясь прежде всего на его внешние, наблюдаемые признаки: повествование, сообщение, описание и информационное описание.

    * Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. С.91; см. также: Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974; Золотарев Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.

    У каждого способа изложения и вида текста, основанного на авторском видении и понимании ситуации, есть схематизированный информационный вариант: у повествования – сообщение, у описания – информационное описание, у объяснения – определение, у рассуждения – умозаключение.

    Работа редактора с текстами, относящимися к различным способам изложения, продолжает композиционную правку и является частью правки-обработки. Рассмотрим каждый из них в отдельности.



    Просмотров