Международная защита прав человека. Международное сообщество и мировой правопорядок

Ход урока

С понятием «государство» вы знакомы из курса истории. Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Появление первых таких образований связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством. Оно призвано было организовать людей, проживающих на определенной территории, решало важные для всего общества вопросы.

Раздаточный материал: «Главным занятием египтян было земледелие. Единственным источником влаги для полей были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому поселку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека - номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории - нома и начинал передавать свою власть по наследству».

В чьих руках находилась власть?

В интересах кого номарх осуществлял свою власть?

Общество признало за теми, кто руководил общественно значимыми работами право управлять, издавать те или иные распоряжения, обязательные для исполнения всеми членами общества, прибегая в случае нарушения их к силовым решениям.

На доске (учащиеся записывают в тетрадь):

Государство - это политическая организация публичной власти, которая объединяет общество для решения общих дел; управляет обществом в интересах какой-то части или всего общества; регулирует отношения между людьми, обладая при этом правом и средствами (армия, полиция, суды и т.д.) для претворения своих решений в жизнь.

Государство осуществляет управление обществом с помощью своих органов власти и управления. Оно опирается на свои силовые структуры: армию, полицию, органы безопасности. Поэтому государство является главным учреждением (институтом) общества, посредством которого власти реализовали свою политику.

Как политическая организация общества государство выражает общий интерес. Например, проведение крупных хозяйственных работ (сооружение ирригационных систем в Древнем Востоке); защита страны от внешней угрозы требовала создания вооруженных объединений и регулярного сбора средств на их сооружение (Киевская Русь, дружина, полюдье), создание механизма власти для сохранения покорности порабощенных (Спарта - илоты, англосаксонское завоевание Британии). Ряд этих примеров показывает, как общий интерес способствовал возникновению государства. Кроме того, оно представляет население страны в отношениях с другими государствами.

В эпоху родовой и соседской общины отношения между людьми регулировали обычаи, традиции, нормы морали, которые поддерживались авторитетом старейшины, вождя, мнением всех ее членов. Развитие хозяйственной деятельности породило более развитые формы совместного существования, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению излишнего продукта, присваиваемого теми, кто пользовался властью. Сначала незначительное, затем более явное неравенство вело к необходимости создания новых норм, правил и органов управления, которые бы регулировали новые отношения между людьми. Возникла необходимость в профессиональных чиновниках-управленцах, выполняющих публичные, то есть общие для всех, функции организации и управления. Эти были люди, составлявшие аппарат управления. Так возникает государство.

С зарождением государства появляются правовые нормы, оформленные в своды законов («Законы Хаммурапи», «Законы Ману», «Русская правда» и т.д.), призванные регулировать отношения между народом и государством. Эти нормы права имели общеобязательный характер для исполнения населением.

Задание: Пользуясь атласом по истории древнего мира, назовите первые государства Древнего Востока и Европы.

Назовите характерные черты, присущие этим государствам.

Признаки государства

1) Единая территория, на которой осуществляется власть государства.

2) Суверенитет - единство, верховенство государственной власти внутри страны, ее способность принимать самостоятельные решения, а также ее независимость в международных отношениях.

3) Наличие органов власти и управления для решения общих дел.

4) Поддержание порядка в стране с помощью законов и специальных органов - армии, полиции, службы безопасности, суда, прокуратуры.

5) Право на взимание налогов, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление общественно значимых дел.

6) Гражданство, т.е. обязательность членства в государстве.

Задание: По приведенным ниже ситуациям определите, о каком из признаков государства идет речь:

Египет - эта страна, которая располагалась в долине реки Нил от ее первого порога до впадения в Средиземное море.

Персидский царь Дарий I разделил свою страну на 20 провинций (сатрапий) во главе с сатрапами.

Во все концы своего государства Дарий I посылал своих людей (их называли «глаза и уши царя»), которые следили за порядком.

Население завоеванных Дарием I стран платило налоги.

Придя к власти в 746 г. до н.э., ассирийский царь Тиглатпалассар создал постоянное, хорошо организованное войско, главную силу которого составляли колесницы и конница. Ассирийцы впервые применили при взятии крепостей осадные машины.

В 525 г. до н.э. Вавилонская держава подчинилась персам.

В 1792 году до н.э. вавилонский царь Хаммурапи издал свои законы. Они были высечены на каменном базальтовом столбе, который поставили перед дворцом.

Функции государства

Внутренние: охранительные (охрана порядка); регулятивные (регулируют наиболее важные общественные отношения).

Внешние: международное сотрудничество; обеспечение обороны страны.

Прочитайте текст «Исторические факты» на стр.37 §6, учебника А.Кравченко. О чем в нем идет речь? О каких причинах происхождения государства мы уже говорили? Существуют и другие теории, дающие свое объяснение происхождению государства. Они выписаны на доске. Я назову суть каждой из них, а вы попытайтесь отгадать, о какой из них идет речь.

На доске: теологическая, договорная, теория завоеваний, общественная теория, расовая, патриархальная, классовая, политико-правовая.

Учитель (зачитывает характеристики данных теорий):

Государство является результатом божественного сотворения мира.

Государство происходит из семьи, это результат разрастания семьи.

Государственная власть есть продолжение отцовской власти.

У одних людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться. У последних развито чувство послушания, повиновения.

Государство есть источник права, которое организует жизнь общества и деятельность самого государства.

Государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа.

Государство возникло как объединение людей на добровольной основе, в результате соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Люди делятся на высшие и низшие расы. Одни призваны господствовать над другими.

Государство возникает как результат завоевания одной части общества другой.

Учитель: Несмотря на общие признаки, государства различаются по своей форме. Форма государства - это совокупность признаков государства, которые показывают, какова организация власти в данной стране, какими органами и какими методами власть осуществляется. Форму государства характеризуют три элемента:

Форма правления (Кто правит, каким образом получил власть?).

Форма государственного устройства (Из каких частей состоит государство, каково их положение, каковы взаимоотношения с центральной властью?).

Политический режим (Каковы взаимоотношения власти и общества, с помощью каких средств - права, авторитета, насилия - осуществляется власть?).

Формы государства

Форма правления: монархия, республика.

Форма государственного устройства: унитарное, федерация.

Политический режим: демократия, диктатура.

О какой из форм государства идет речь:

Государство, где на всей территории действует единая центральная власть. (Это простая форма государства - унитарное.)

Государство, части которого обладают значительной самостоятельностью. (Эта форма сложного государства - федерации.)

Государство, во главе которого правитель, получивший власть по наследству.

Государство, в котором власть принадлежит выборным органам.

Государство, в котором уважаются права человека, а народ участвует в управлении и решении общих дел.

Государство, где власть незаконно захвачена либо осуществляется с помощью жестких мер (армия, полиция, тюрьмы) единоличным правителем, который попирает права граждан, не допускает их к участию в управлении государством.

Прочитайте текст «Исторический факт» на стр. 37. Какие формы правления существуют в современной Голландии и Российской Федерации? Объясните свой ответ. Что вы знаете о формах правления известных вам государств? Что еще можно сказать о форме государства по названию нашего государства - Российская Федерация? Что вы можете узнать о государственном устройстве России из первой статьи Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»?

Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Познакомьтесь с текстом учебника на стр.38-39 и ответьте на вопросы:

Какое государство называют городом-полисом?

Где оно впервые сложилось?

В чем особенности такого государства?

Как была организована жизнь городов-коммун в средневековой Италии?

Учитель: Существует и другая форма государства, сложившаяся примерно 200-250 лет назад - государство-нация.

Прочитайте в учебнике определение «нация», выпишите его в тетрадь.

Приведите примеры наций-государств, многонациональных государств.

Что понимается под мировым сообществом? Какие общие проблемы могут объединить государства для их решения?

Учитель: Известны такие формы объединения независимых государств, как конфедерации, содружества.

Подведем итоги:

А. Государство - это территориальная организация публичной власти, основной институт общества, осуществляющий управление в интересах какой-то части или всего общества, объединяющий общество для решения важных дел, обладающий правом и средствами для претворения своих решений в жизнь.

Б. Государства бывают разные. Они различаются: по территориальному устройству; по форме правления; по политическому режиму.

Все это различные формы государства.

В. По территориальному устройству государства делятся на простые и сложные. Большинство государств мира - простые. Среди сложных государств сейчас больше федераций.

Г. По форме правления различаются монархии и республики.

Д. Больше всего жизнь людей зависит от политического режима, который бывает демократическим и недемократическим (диктатура).

Е. Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Такая форма государства сложилась в Древней Греции и Древнем Риме.

Ж. Примерно 200-250 лет назад стали складываться государства-нации. Людей, проживающих на территории этих государств, объединяют общность языка, культуры, историческая судьба, тесные экономические связи. Помимо национальных государств существуют и многонациональные. В этих государствах живут вместе люди разных национальностей.

З. Государство и общество следует различать. Государство - это система органов, учреждений, занимающихся политическим управлением общества.

И. Мировое сообщество, сложившееся в результате укрепления экономических, социальных и культурных связей, зародилось в ХХ веке как объединение разных народов для решения глобальных проблем современности.

Гарантия защиты человека

«Государство и его граждане»

Основная идея урока: Гражданство - гарантия защиты гражданина, его прав, свобод государством. Взаимная ответственность граждан и государства.

Основные понятия: государство, гражданин, гражданство, паспорт, суверенитет.

Знания, умения, навыки развития личности: соотносить понятия гражданин, человек, гражданство; соотносить положение граждан и неграждан в государстве; называть способы приобретения гражданства, опираясь на текст Закона «О гражданстве»; называть права и обязанности, которыми обладают граждане нашего государства, опираясь на текст Конституции РФ; выделять отличительные черты Российского государства.

Ход урока

Как же назвать тех, кто проживает на территории того или иного государства? (Люди, жители страны, подданные, граждане.)

В истории был период, когда государственная власть высоко стояла над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе, его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей, либо налагало определенные обязанности. (Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного вельможу лишить не только его имущества, но и отправить на плаху.)

В таком случае взаимоотношения между таким государством и людьми будут строиться следующим образом: государство - сверху, внизу - подданные.

Однако в истории были примеры, когда жителей государства называли гражданами.

В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей или работой. Вне его границ каждый грек превращался в бесправного и беззащитного человека, которого можно было ограбить или превратить в раба. И лишь дома гражданин чувствовал себя в безопасности и мог рассчитывать на помощь и поддержку. Кроме того, только полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. На нем решались важные для всех членов общества вопросы: кто будет управлять ими, как будет распределена общественная земля, по каким законам жить... Решая эти вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных. Он оборонял полис от врагов, почитал его богов и древние традиции, был готов пожертвовать жизнью ради его благополучия. Богатые граждане должны были нести и существенные затраты «на общее благо»: они обязаны были оплачивать устройство народных праздников или сооружение новых кораблей, за свой счет купить боевого коня или обзавестись тяжелым пехотным вооружением.

Исходя из данного примера модель взаимоотношений между государством и людьми будет выглядеть иначе: ГОСУДАРСТВО - ГРАЖДАНЕ.

Гражданин - это человек, обладающий правовым статусом (совокупностью прав и обязанностей, определяющей его юридическое положение в обществе). Гражданин - Отечества достойный сын. Гражданин - свободный и равный в правах. Гражданин - не товарищ.

К какому определению мы отнесем следующий исторический пример?

Начало ХVII в. на Руси. Смутное время. Иностранные интервенты в Кремле. Разруха, голод, предательство. Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к согражданам с призывом спасти Отечество, пожертвовать ценности свои на общее дело. Ополчение движется к Москве. Под руководством Минина и князя Пожарского народ изгоняет интервентов. В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином Мининым. За что такая память? За патриотическую инициативу, обеспечившую спасение Отечества. Поднявшись над личными интересами на уровень интересов общенародных, всей страны, посадский житель Кузьма Минин возвел себя в ранг гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Обязательно ли совершать военный подвиг по спасению свободы и независимости государства, чтобы быть достойным сыном своего Отечества? Какими делами можно заслужить такое звание? (Достижениями в учебе, работе, творчестве.) Приведите примеры.

Задание: В ряду приведенных ниже качеств личности отметьте те, которые в наибольшей мере характеризуют человека как гражданина: чувство юмора; лукавство; ответственность; бережливость; чувство чести; работоспособность; смелость; дисциплинированность; красота; доброта; стыдливость; талантливость.

Следующий исторический пример нас относит в революционную Францию.

14 июля 1789 года народ пошел на приступ Бастилии (королевской тюрьмы). Взятие Бастилии символизировало свержение абсолютизма, уничтожение сословного деления людей. «Декларация прав человека и гражданина» от 26 августа 1789 г. - документ, порожденный революцией, провозглашал равенство всех в правах и перед законом независимо от происхождения и имущественного положения. Теперь ко всем обращались со словом «гражданин», значит «равный», «свободный» и преданный делу революции: гражданин Марат, гражданин Мирабо, гражданин Дантон.

В современном понимании, гражданин - это человек, проживающий на территории того или иного государства, пользующийся его защитой, обладающий широкими правами и свободами, исполняющий обязанности, осознающий свою ответственность за свои действия.

Однако государство населяют не только граждане, но и лица без гражданства (апатриды), приезжие из других государств. Чем же отличается их правовое положение в обществе?

В греческом полисе метеки (переселенцы из других областей) не допускались к участию в народном собрании, а за проживание в государстве платили налог. Рабы были лишены не только политических прав (участвовать в управлении государством), но и личных (распоряжаться своей жизнью и свободой, быть неприкосновенным в личной жизни).

Обратимся к тексту Конституции РФ, где во второй главе перечисляются права, которыми обладают все люди, и только те, кто является гражданином нашего государства. (Учитель зачитывает выдержки из Конституции, а ученики распределяют права в две группы: права человека и права гражданина.)

Гражданин обладает всей полнотой прав и свобод, закрепленных в конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать. В свою очередь на гражданина возложены обязанности перед государством. При этом ни права, ни обязанности гражданина не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства.

Гражданин обязан соблюдать законы государства.

Гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.

Гражданин должен защищать Отечество.

Гражданин должен сохранять природу.

Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

Гражданин должен беречь памятники культуры.

Таким образом, гражданство - это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом.

Существуют два принципа определения или приобретения гражданства: принцип «крови» - гражданство человека определяется по гражданству его родителей; принцип «почвы» - по стране места рождения.

Какие существуют основания приобретения гражданства в нашей стране? Об этом говорится в Законе «О гражданстве».

Первоначальным основанием приобретения российского гражданства стало его признание: все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России на день вступления в силу российского Закона «О гражданстве», признавались гражданами России, если в течение одного года после этого дня не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Гражданами России признаются по рождению: ребенок является гражданином РФ, если оба родителя на момент его рождения состояли в гражданстве России. Место рождения значения не имеет. В случае, когда один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок тоже считается гражданином РФ независимо от места рождения. Если гражданином России является только один из родителей, а другой - иностранец, то гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. А если соглашение не достигнуто? Тогда все определяет место рождения: если ребенок родился в России, то он становится ее гражданином. Если ребенок находится на территории России, а оба родителя его неизвестны, он становится гражданином России.

Российское гражданство может быть приобретено в порядке регистрации. Это относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии (отец, мать, дед, бабка) является гражданином России, также дети бывших граждан СССР, достигшие 18 лет, и в течение 5 лет. В порядке регистрации российское гражданство приобретают и апатриды, постоянно проживающие на территории России.

Существует и процедура приема в гражданство на основании ходатайства заинтересованных лиц. С ходатайством могут обратиться достигшие 18 лет иностранцы, прожившие на территории России непрерывно пять лет и более, и лица без гражданства, прожившие там три года и более. Для беженцев этот срок сокращается вдвое.

В приеме в гражданство может быть отказано в следующих случаях: если лицо выступает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых не совместима с конституционными принципами России; осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

Вопрос: Как вы думаете, кто принимает решение о приеме в гражданство (статья 89 Конституции РФ)?

Вопрос о приеме в российское гражданство решает Президент РФ, а подготовительную работу и исполнение решения осуществляет Министерство внутренних дел, а за границей - Министерство иностранных дел. Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт РФ. Этот порядок называется натурализацией.

Разберем следующие ситуации (работа в группах):

Являются ли гражданами России молдаване, проживавшие в Костромской области и в декабре 1992 года выехавшие в Кишинев на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства?

Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ «О гражданстве»?

Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в 1994 году обратился в посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?

Российская гражданка вышла замуж за ливанского гражданина. У них родилась дочь, а через два года брак был расторгнут и отец уехал на родину, а мать с дочерью остались жить в Волгограде. Через пять лет отец без согласия матери забрал дочь и вывез ее к себе в Ливан. На границе он предъявил свидетельство о рождении дочери, из которого было видно, что он ее отец. Гражданкой какого государства является дочь?

Российский гражданин не может быть лишен гражданства. В то же время он может выйти из российского гражданства, подав соответствующее ходатайство. Ему может быть отказано в следующих случаях: если он получил повестку о призыве на срочную службу в армии; если он привлечен к уголовной ответственности или осужден за уголовное преступление; если у него есть обязательства перед другими лицами, например, платит алименты, а он уезжает в ту страну, с которой у России нет договора о правовой помощи, и, следовательно, исполнение этого обязательства не будет обеспечено.

Конституция России допускает и двойное гражданство.

Российское государство имеет свои отличительные черты. Они перечислены в первой главе Конституции РФ (работа с документом):

Демократическое, федеративное, правовое с республиканской формой правления.

РФ признает наивысшей ценностью права и свободы человека, а их защиту - своей обязанностью.

Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Под защитой государства находятся все формы собственности.

Государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Россия - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Государство - это мы».

Ольга СЕВЕРИНА, учитель истории и обществознания, Волгоград

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа -Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека , которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами - участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

ПРОБЛЕМА ОТМЕНЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.



Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как ее отмена ведет к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, «совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств - членов Совета Европы ратифицировали Протокол № 6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своем заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол № б и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол.



Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идет и в России.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Индивид не только имеет права, закрепленные в межгосударственных соглашениях, но и несет ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечества» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму - военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населенных пунктов); к третьему - преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного
уголовного суда отнес свыше 50 различных составов, выражающихся в серьезных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечества неприменим срок давности. Как вы думаете, почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

ПОЛНОМОЧИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА
Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершен в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьезные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута - начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьезная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведет к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства - долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создается в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, при знания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придется отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1. Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципами нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права други х людей.

2 Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека - права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя свое отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

3. Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

4. Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейски й Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

ДОКУМЕНТ
Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средст в воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства - участники настоящей Конвенции, ...признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду...

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений, сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей... согласились о нижеследующем:

Статья 1
1. Каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику...

Статья 2
Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства...

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?
2. Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?
3. Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?
4. Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.
5. Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?
2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чем состоит их главный принцип?
3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?
4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?
5. Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейски й Суд была упразднена Комиссия по правам человека?
6. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чем специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?
7. Каковы причины организации Международного уголовного суда?
8 . Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

ЗАДАНИЯ

1. В России в течение нескольких лет идет дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

2 . Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский Союз? Назовите 3-5 проблем.

3. Конвенция о правах ребенка запрещает:
а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;
б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигши х 15 лет.
Объясните причины каждого из запретов.

4. Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

Вопрос 2. Понятие о структуре санитарных потерь

Потери населения, возникающие в результате применения возможным противником средств вооруженной борьбы, подразделяются на общие, санитарные и безвозвратные.

Общие потери - это совокупные потери среди населения в очаге поражения. Они суммарно состоят из санитарных и безвозвратных потерь.

Санитарные потери - это пораженные, нуждающиеся в оказании медицинской помощи, потерявшие трудоспособность не менее чем на сутки и поступившие на этапы медицинской эвакуации.

Безвозвратные потери - это погибшие на месте до оказания медицинской помощи или пропавшие без вести.

При применении современных видов оружия у населения возможно возникновение изолированных, множественных, сочетанных и комбинированных поражений.

Изолированное поражение возникает при получении одиночного повреждения человека одним поражающим агентом. При одномоментном поражении одной анатомической области несколькими ранящими агентами одного вида травмирующего фактора (например, осколками), возникают множественные поражения.

К сочетанным поражениям относят одномоментные повреждения нескольких анатомических областей человеческого тела одним травмирующим агентом. При воздействии на человека различных поражающих факторов возникают комбинированные поражения (например, ранение и лучевое поражение).

Наибольшее значение для организации медицинского обеспечения населения в очагах поражения военного времени имеют величина и структура санитарных потерь.

Под структурой санитарных потерь понимается процентное отношение различных категорий пораженных к общему числу санитарных потерь среди населения.

В целях планирования лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных санитарные потери подразделяются по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.

Учитывая возможность применения вероятным противником в войнах широкого арсенала средств вооруженной борьбы против гражданского населения, штабам МС ГО следует учитывать в своих планах возможность возникновения на территории России очагов поражения с массовыми санитарными потерями, которые будут характеризоваться сложной и разнообразной структурой с преобладанием тяжелых и комбинированных форм поражения.

Вопрос 3. Роль и место России в мировом сообществе

Политическая значимость России подкреплена ее экономическим потенциалом, что особенно важно в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры многих стран.

Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15 - 17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в "восточном" векторе политики.

Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Уже сегодня Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия - на 32%, Франция - на 30%, Австрия - на 75%, а в целом его получает каждый четвертый европейский потребитель. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих поставок газа в ЕС будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для других видов энергетического сырья.

В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны будет определяться главным образом ее научными и технологическими возможностями. Для преодоления отставания российской промышленности от передового уровня необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную сферу и в развитие инноваций. В сотрудничестве с динамично развивающимися государствами мира Россия имеет все возможности наилучшим образом реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, атомное машиностроение, авиастроение, продукция ВПК.

Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения ее сотрудничества с крупнейшими экономическими и финансовыми институтами мира, беспрепятственного выхода со своей продукцией на международные рынки. Его решение будет способствовать более рациональному участию страны в распределении финансовых потоков, международном разделении труда, получению полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.

Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое.

Она должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Последние десятилетия Россия является заметным поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Так, в постсоветский период из России выехало в промышленно развитые страны более 10 тыс. специалистов только в области разработки программного обеспечения ЭВМ. Для исправления ситуации в последнее время руководством России принимаются решения, в том числе и Национальные проекты, которые направлены на социальную защиту и создание благоприятных условий для созидательной работы ее граждан в самой стране, возвращение соотечественников на свою историческую Родину.

Россия была и остается привлекательной своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской и восточной культур кроется один из важнейших источников внутренней силы и внешней притягательности российского общества, характеризующийся как евразийство.

Общеизвестно влияние русской культуры, особенно XIX-XX веков, на мировую культуру. Вспомним, что образованностью французской королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого или русского дворянства XIX века восхищалась вся Европа своего времени. Творчество А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, К.С. Станиславского, Ф.И. Шаляпина, Д.Д. Шостаковича, И.А. Ильина и т.д. не только вписано золотыми страницами в мировую культуру, но и оказало серьезное влияние на ее дальнейшее развитие. Не забудем о наших научно-технических талантах (Д.И. Менделеев, А.С. Попов, И.И. Сикорский, СП. Королев и т.д.), результаты труда которых давно стали достоянием всего человечества. Нынешнее поколение россиян, продолжая традиции, укрепляет мировой престиж страны (Ж. Алферов, М. Калашников, М. Плесецкая и т.д.).

Толерантность России к другим народам с их культурой и традициями стала характерной чертой восприятия россиянами окружающего многоликого мира. Не подавление, а взаимное обогащение, переплетение культур определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как европейских, так и азиатских. В условиях разрастающейся на планете религиозной конфронтации Россия как многоконфессиональное государство обретает особую миротворческую миссию, подавая остальному сообществу пример возможности единения представителей различных религиозных воззрений и культур на основе общечеловеческих ценностей.

Весь этот огромный культурный потенциал России наделяет ее важнейшей притягательной силой, позволяющей нашей стране занимать одно из центральных мест в мировой цивилизации, играть важнейшую роль в определении ее облика и пути дальнейшего развития. Чтобы не случилось, Россия уже вечна своим культурным влиянием. В этом есть заслуга не только гениев, но и всего народа в целом.

Таким образом, место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. Мощь и источники возрождения величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического потенциала.

Вопрос 4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.


Похожая информация.


Мировое сообщество - это система, которая объединяет государства и народы Земли. Функции заключаются в совместной защите мира и свободы граждан любых стран, а также в решении возникающих глобальных проблем.

Интересы мирового сообщества выражаются в деятельности организаций разных стран, которые имеют общие цели, например ООН, ЮНЕСКО и др. Они как раз и выражают общее международное мнение. Главные цели мирового сообщества: сохранение мира, развитие дружеских отношений между народами, урегулирование и предотвращение споров и конфликтов, контроль за соблюдением человеческих прав и содействие в решении глобальных проблем.

Взаимообмен

В мировое сообщество входит более двухсот стран всего мира, каждая из которых имеет свои политические, социальные и экономические особенности развития. Именно разнообразие потребностей и экономическая выгода приводят страны ко взаимодействию между собой. Торговлю товарами дополняет взаимообмен специалистами, информацией и знаниями.

Благодаря распространению информации экономика другой страны получает необходимые для дальнейшего развития технологии. Обмен знаниями приводит к новым открытиям. И благодаря этому государство намного эффективнее может справляться с возникающими у него проблемами.

Сегодня все страны мирового сообщества совместно регулируют и координируют основные направления экономики. Потребность в знаниями и информацией продиктована совместными разработками проектов. Это, например, освоение других планет, Мирового океана, изучение Антарктиды и т. д. Многие проекты требуют глобальных финансовых затрат, и часто одна страна просто не в силах выделить необходимую для исследований или разработок сумму. И как раз совместная работа с другими государствами дает необходимые капиталовложения и специалистов в разных областях.

Россия в мировом сообществе

Место России в мировом сообществе - одно из ведущих. Она является постоянным членом ООН. Россия - обладатель одного из крупнейших в мире ядерных потенциалов. Также на ее территории расположено огромное количество месторождений нефти и газа, драгоценных металлов.

Россия является самым крупным государством в мире по территории. Федерация граничит с Европой и Азией, это дает стране геополитически благоприятную позицию. Помимо этого, Россия имеет еще и высокий технический потенциал.

Несмотря на то что после распада СССР в России возникло множество проблем, она все же не утратила свои позиции в мировом сообществе. Была потеряна часть важных для страны территорий, но тем не менее место России в мировом сообществе по-прежнему остается одним из лидирующих.

Проблемы

Эволюция не стоит на месте, человечество развивается, параллельно используя в своих нуждах природные ресурсы. В связи с мирового сообщества глобальны. Среди них на первом месте стоит охрана окружающей среды. Эта проблема настолько актуальна, что справляться с нею нужно не в отдельных странах, а совместно с мировым сообществом. Засорение почвы, воздуха и воды все больше приводит к катаклизмам на планете.

Месторождения природных полезных ископаемых также не вечны, и когда-то они закончатся. По расчетам ученых всего мира, это может произойти уже очень скоро, поэтому мировое сообщество пытается найти другие пути добычи необходимых для жизни ресурсов. Разрабатываются новые виды топлива, а химические реактивы пытаются заменить природными соединениями - так, чтобы они не приносили вреда ни человеку, ни природе.

Мировое сообщество государств выделяет множество других глобальных проблем. Это и продовольственный вопрос, остро стоящий еще до сих пор в некоторых странах. Это и демографическая проблема - сокращение численности населения, регулирование международной миграции, смертность. А также болезни, которые не имеют ни национальности, ни гражданства, - алкоголизм, курение, наркомания.

Глобализация

Термин "глобальный" означает "затрагивающий все страны мира", "общемировой". На сегодняшний день практически не осталось ничего, что не попало бы под влияние глобализации. Она затронула финансовые потоки, компьютеры, вирусы, программы, новые технологии, эпидемии.

Мировое сообщество государств беспокоят многочисленные преступления и терроризм, которые ширятся в огромных масштабах. В последнее время ни одна страна уже не может обособить себя от глобализации. Она объединяет все страны не только в экономическом плане, но и социальном, политическом и т. д.

Автаркия

Это понятие является противоположным глобализации. Это процесс хозяйственной обособленности страны. В основном автаркия преобладает в странах, которые находятся на ранних стадиях развития экономики. Причинами ее всегда были ручной труд и низкая производительность, и совсем небольшие потребности населения. Обычно товаров только-только хватало для товарооборота внутри самой страны.

На данный момент таких стран осталось очень мало. Практически все государства, входящие в мировое сообщество, пережили научно-технические революции, которые во много раз увеличили производительность, а значит, и количество товаров. Как следствие - расширилась внутренняя и внешняя торговля.

Потребности людей возросли и стали приобретать более капризный и выборочный характер. В результате для их удовлетворения собственных ресурсов страны стало явно не хватать, отсюда уже возникла потребность выхода на вступление в мировое сообщество.

Интернет в мировом сообществе

Огромное значение оказала на все мировое сообщество которая смогла не только объединить все страны, но и увеличила товарооборот по всему миру. Обмен знаниями и информация передаются практически мгновенно в любую точку земного шара, что значительно облегчает сотрудничество между странами. Благодаря интернету с наибольшей эффективностью решаются многие возникающие глобальные проблемы в мире, и на данный момент он - лишь преддверие еще больших мировых открытий и возможностей.


Под международным сообществом понимается вся совокупность государств, государствоподобных образований, наций и народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, являющихся субъектами международного права, устанавливающих между собой политические, экономические, правовые и иные отношения.

Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Мировой правопорядок следует рассматривать как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания его формирования выявляются в рамках соотношений трех видов: 1) человек – непосредственная среда обитания – страна – планета – космос; 2) человек – коллектив – общество – мировое сообщество; 3) человек – его правовой статус – правовая система общества (государства) – международное право – мировой правопорядок.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления – наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий.

Одним из факторов, обусловливающих возможность становления и развития мирового правопорядка, выступает само право, его общечеловеческие сущностные качества. У разных народов во все времена право - это одно и то же явление, только с разной степенью развитости, оформления, понимания и освоения.

1. Универсальность и абсолютность права в нашем понимании доказывается наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятельное социальное явление, а во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве таковых можно назвать принцип разумности (разума), принцип справедливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свободы воли и поведения.

Принцип разумности, уходя своими корнями в космическую и природную целесообразность, как бы очеловечивает право, определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов. Логику расширения объема круга лиц и гарантий реализации этих принципов, в частности в англосаксонской правовой системе, можно проследить на примере таких актов, как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

Одним из краеугольных камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.

С давних времен было замечено определяющее значение свободы для объяснения феномена права. "Свобода есть возможность делать то, что позволено по праву", – утверждалось в Дигестах Юстиниана. В качестве основополагающего принципа правового государства рассматривал свободу человека Кант. На правовое значение свободы как предела, на юридические формы ее существования в виде закона указывал Маркс. Как взаимное ограничение внешней свободы посредством норм определяли право Б. Чичерин, Е. Трубецкой. Сущностные характеристики права в качестве меры свободы подчеркивает В. Нерсесянц.

Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане выражение получил в современном позитивном праве и международно-правовых актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.).

2. Представляется бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы социального нормативного регулирования у австралийских аборигенов и в странах тропической Африки, на уровне групп охотников-собирателей и в более развитых социальных организациях. Мононормы и нормы – масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хаммурапи, Салической и Русской правдах.

3. Историческую преемственность "общечеловеческого" права можно наблюдать в функционировании различных правовых институтов, конструкций, технологических юридических процессов. Интересна, например, трансформация запретов в праве – от абсолютно категоричного и однозначного "табу" в доклассовом обществе до современного многоканального способа правового регулирования. Во всех правовых системах можно встретить в том или ином виде триаду субъектов права: индивид, коллектив, государство. Типичными выглядят источники (обычай, прецедент, нормативный акт) и этапы формирования права, много общего в сочетании естественных, традиционных и позитивных начал в правовых системах современности.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право – явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формирования мирового правопорядка.

Мировой правопорядок – реальность нашего времени. Если бы дело обстояло иначе, не было бы четко налаженных экономических, культурных и научных связей между государствами, поезда, корабли и самолеты не пересекали бы границы, люди не смогли бы получать информацию о жизни в других странах, на других континентах. Реальный характер мирового правопорядка обеспечивается наличием и функционированием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба. Прежде всего это Организация Объединенных Наций (ООН) – универсальная международная организация, созданная 24 октября 1945 г.

Большое значение для установления мирового правопорядка имеют примыкающие к ООН международные организации: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международная организация гражданской авиации и др.

Реальный характер международно-правовых отношений обеспечивается наличием международных судов, международно-правовых процедур. К рассмотрению Международным судом ООН (Гаага) принимаются все дела, передаваемые ему спорящими сторонами (государствами), и дела, которые возникают по вопросам, специально предусмотренным Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Широкими полномочиями регионального характера обладают Суд Европейского Союза, Европейский суд по правам человека, Экономический суд СНГ.

Мировой правопорядок – это сложная и динамичная система взаимоотношений различных государств, международных организаций, социальных и национальных общностей. Мир постоянно изменяется, меняются и представления о нем, возникает необходимость в совершенствовании международного и национального законодательства, в уделении внимания новым проблемам глобального характера (охрана природы, компьютерные войны, борьба с организованной преступностью и СПИДом и др.).

Мировой правопорядок – это результат согласования интересов государств и народов. Каждое государство член ООН является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности государств, равноправия и самоопределения народов. Поэтому основным источником международного права являются международные договоры, в которых достигается баланс интересов различных государств, происходит взаимосогласование интересов, зафиксированных в международно-правовых и внутригосударственных нормативных актах.

Мировой правопорядок - это условие и гарантия успешного международного сотрудничества в самых различных сферах жизнедеятельности людей.

Непреходящее значение для нынешних и будущих поколений имеет сотрудничество государств по охране окружающей среды. В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплено положение о том, что государства несут ответственность за деятельность, которая причиняет ущерб окружающей среде других государств. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., рамочная Конвенция ООН об изменении климата 1992 г., другие договоры и конвенции подчеркивают необходимость охраны планетарной среды и космоса, устанавливают меры ответственности за соответствующие нарушения, предусматривают процедуры решения этих проблем, решают вопросы возмещения ущерба, оказания помощи в необходимых случаях со стороны других государств.

Организацией международного экономического сотрудничества и содействием ему занимаются: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирная торговая организация, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. На межрегиональном уровне эти вопросы решаются в рамках Европейского экономического сообщества, Экономического союза СНГ. Деятельность в сфере экономического сотрудничества регламентируется как внутригосударственными, так и международно-правовыми нормами. Примером могут служить Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Сеульская конвенция о страховании инвестиций 1985 г. и Закон об иностранных инвестициях в РСФСР 1991 г.

Активно развивается международное сотрудничество государственных и негосударственных профессиональных организаций в сфере культуры, науки и образования. Важную роль здесь играет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), деятельность которой охватывает планирование и сопровождение глобальных и региональных программ и проектов, разработку необходимых нормативных актов и стандартов, оказание помощи конкретным государствам и организациям. По инициативе ЮНЕСКО только за последние годы были приняты десятки международно-правовых актов по самым актуальным проблемам современности: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г. и т. д.

Актуальным сегодня является сотрудничество в борьбе с преступностью. Попытки координации действий государств по борьбе с отдельными видами преступлений известны с давних времен. Так, на Венском конгрессе в 1815 г. был принят первый акт по борьбе с работорговлей, в 1910 г. - по борьбе с распространением порнографических изданий, в 1936 г, - по борьбе с распространением наркотических средств. Социальные, экономические проблемы в отдельных государствах, с одной стороны, и научно-техническая революция, расширение международной интеграции - с другой, обусловили рост числа тяжких преступлений международного характера: угон самолетов, международный терроризм, убийство дипломатических сотрудников, распространение наркотических и психотропных веществ и др. Многие "традиционные" международные преступления (подделка денежных знаков и работорговля, пиратство и другие подобные им преступления) претерпели значительные изменения, стали более усложненными по составу, а применение виновными усовершенствованных и новых образцов технических средств сделало их более разрушительными и потому более опасными. Сами преступники становятся все более изощренными и организованными, происходит интернационализация организованных преступных формирований.

Реальная опасность для жизни и здоровья людей, внесения хаоса в международные отношения, разрушения мирового правопорядка, которую несет международная преступность, требует от государств более активных коллективных усилий по ее предупреждению и борьбе с ней.

Серьезный и труднопоправимый урон мировому правопорядку нанесла агрессия США и НАТО против Югославии. Мировому сообществу потребуется немало времени и усилий для устранения негативных последствий этой антигуманной и антиправовой военной акции.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое мировая политика?

2. Деформируйте определение внешней политики?

3. Что вы относите к глобальным проблемам современности?

4. Какие государства входят в СНГ?

5. Как определять национальные интересы России?

Контрольные вопросы:

1. Какова российская внешняя политика перед вызовами XXI века?

2. Каков мир вокруг России?

3. Каковы внутренние факторы, влияющие на внешнюю политику?

4. Каковы внешнеполитические ресурсы России?

5. Определите внешние угрозы Российской Федерации?

6. Что вы понимаете под "ядерным сдерживанием"?

7. Что такое геополитика?

8. В чем суть пограничной политики России?

9. В чем сущность политического курса России со странами СНГ?

10. Как вы понимаете международные политические процессы сегодня?

11. Дайте определение исламскому фактору.

12. Назовите факторы и условия, определяющие внешнюю политику Российского государства?

13. Каковы, на ваш взгляд, проблемы России и государств НАТО?

14. Что такое глобализация?

15. Каковы проявления нового мирового порядка?

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen



Просмотров