Меры поддержки материнства и детства. Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства

Поддержка материнства

Мне кажется, что в последнее время произошел разрыв между понятиями: семья и родительство. То есть слово «семья» уже не вызывает сразу ассоциации с детишками: муж и жена – вот уже и семья. Все больше молодые, вступив в брак, хотят пожить сначала для себя, откладывая детей на более поздний срок.

Само государство до последнего времени не поддерживало материнства. Детское пособие в размере 70 рублей на ребенка в месяц в течение долгих лет было словно плевок в душу всех родителей. «Вы, мол, рожайте там сами, потом воспитывайте, а на нас не рассчитывайте, мы вас не заставляли рожать. Ваши дети, вы и мучайтесь». В результате такого отношения материнство было абсолютно не престижным, особенно психологически нелегко было многодетным. Сколько незаслуженных упреков услышали многодетные матери за то, что «нарожали, а теперь везде без очереди лезут», «нищету наплодили, а теперь ходят за пособиями и льготами, побираются».

И удивительно, казалось бы, деньгами не заставишь людей рожать. Ведь кто хочет детей, он и без финансовой поддержки родит, а кто не хочет, так он и за деньги не захочет лишиться тихой и беззаботной жизни. Но вот звучит обращение президента к российским гражданам, где обещается серьезная финансовая поддержка родителям, и вдруг ситуация резко меняется. Еще не выплатили ни одного из обещанного рубля, а отношение к материнству уже изменилось. Я сам был свидетелем, как у людей вдруг менялось отношение к многодетным семьям. Те, кто вчера с усмешкой смотрел на многодетную семью, теперь говорит, что очень хорошо, что кто-то решается рожать. А все это оттого, что теперь государство сказало: «Ваши дети – наши дети. Нам нужны ваши дети, мы будем помогать их растить». Теперь многодетные не «нищету плодят», а растят будущих граждан страны, в которой она так нуждается. Теперь труд простой матери по воспитанию ребенка рассматривается государством, как высококвалифицированный труд, который надо оплачивать. Помощь обещана всего лишь финансовая, а при этом помощь оказана еще и психологическая. Теперь рожать детей, если еще не модно, то, по крайней мере, не стыдно.

Одна из специалистов, постоянно работающая с неблагополучными семьями, отмечала, что в последние год-два произошли изменения в отношении к матерям-одиночкам. Если раньше на оформление соответствующего пособия женщины приходили, стесняясь своего положения, то теперь своим одиночеством стали гордиться. «Приходят, чуть ли не ногой дверь открывают, и сразу заявляют, что мы их должны обеспечить пособием, а то они матери-одиночки», – рассказывала эта женщина. И действительно, наметилась тенденция, что пара специально не расписывается, они живут «гражданским браком» для того, чтобы потом можно было оформить пособие для матери-одиночки. Быть матерью-одиночкой стало выгоднее, чем быть обычной матерью с законным мужем. Молодые женщины бьют себя в грудь, чуть ли не героями стараются выглядеть, что, мол, мы на себя взвалили такой груз быть матерью-одиночкой. А на самом деле прежде чем взвалить, они умудрились развалить – развалить свою семью или не дали ей создать правильно (в случае «гражданского брака»). Кроме того, что взвалили на себя этот груз, взвалили его еще и на ребенка, который лишился отца. А это уже давно известно, что большинство хулиганов – из неполных или пьющих семей, что дети из неполных семей хуже учатся, что детям из неполных семей труднее создавать семью. И получается что еще вовсе не известно, на кого больше «взвалилось» на мамочку-одиночку или не ребенка.

Конечно, я говорю об этом не потому, что надо лишить матерей-одиночек помощи от государства. Просто государство должно принимать меры, чтобы и нормальные родителя получали не меньшую помощь, чтобы лишать ребенка отца было невыгодно.

Государство должно не только помогать родителям, но и подстегивать тех, кто не хочет рожать и воспитывать детей. Например, нет у тебя детей – пожалуйста, вот тебе налог на бездетность. А то ведь как получается? Два человека, например, два соседа получают одинаковую зарплату, платят одинаковые налоги. Но один воспитывает трех детей, а другой – ни одного. Первый, во-первых, меньше тратит деньги на себя, тратя их на детей. Во-вторых, он в два раза больше трудится дома. Воспитание детей – это вторая и более ответственная работа. Польза от этой работы будет всему обществу, но каждая семья несет этот подвиг по своей инициативе, не получая за этот тяжелейший труд от государства практически ничего. Второй человек, не имеющий детей, тратит все деньги на себя, имеет кучу свободного времени, вообще живет припеваючи. А когда он состарится, то его пенсию будут выдавать государство из денег, заработанных теми тремя соседскими детьми.

Ведь это только кажется, что мы зарабатываем пенсию себе сами. Нынешних пенсионеров кормят те, кто относится к среднему поколению. Когда они состарятся, их будут кормить те, кто сейчас относится к младшему поколению.

Если вернутся вновь к двум соседам, то видим, что первый пока работал, то перечислял деньги в пенсионный фонд на выплату пенсию тогдашним пенсионерам, а когда состарится, то на его пенсию перечислять деньги в Пенсионный фонд будет соседский сынок, на воспитание которого он не потратил ни копейки. Но это не справедливо. Справедливо это будет, только тогда, когда с первого человека в течение всей его трудовой деятельности будут взимать налог за бездетность в некий особый фонд, из которого будут выплачиваться пособие для родителей, особенно многодетных.

Кстати в советское время существовал налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, то есть налогом облагались не только бездетные, но и малосемейные.

Серьезной поддержкой материнству будет возможность матери сидеть с ребенком до трех лет. Не просто, что имеешь право уйти в декретный отпуск на три года, а именно так уйти, чтобы не жалеть об этом. Многие сейчас вынуждены выходить раньше времени на работу ради зарабатывания денег.

Конечно, финансовые меры важны, но только ими одними проблему не решишь. Во многих странах Европы родителям выплачиваются достаточные пособия, чтобы жить безбедно. Если у тебя три ребенка, то ты можешь жить полностью на эти пособия не работая. Но в этих странах нет демографического взрыва. Конечно, в этих странах рождаемость больше. В среднем по Европе рождаемость составляет 1,7 ребенка на семью. Но для поддержания стабильного уровня населения, когда нация не сокращается, необходимо 2,2-2,3 ребенка на семью. У нас ситуация еще хуже у нас количество детей на семью – 1,17. Благодаря финансовой поддержке западные страны хоть и меньше вырождаются, но все равно вырождаются.

Из книги Опора на духовного учителя: построение здоровых взаимоотношений автора Берзин Александр

Поддержка работы наставника В соответствии с классическим объяснением, первый способ осуществления отношений с духовным наставником через действия – это поднесение материальной поддержки. Во многих текстах прямо говорится, что ученики должны подносить наставникам

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ПОДДЕРЖКА Когда равви Вольф был в одной из своих поездок, к нему подошел молодой хасид, очень бедный, и попросил о денежной поддержке. Цадик порылся в кошельке, достал оттуда крупную монету и положил ее обратно; потом достал мелкую монету и дал ее нуждавшемуся юноше.

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Из книги Таинство Жизни автора (Мамонтов) Архимандрит Виктор

ДАР МАТЕРИНСТВА Бог сотворил человека для великого предназначения любить и быть любимым.Но почему один из нас мужчина, а другой женщина?Это разные лики Божьи. Женщина и мужчина дополняют друг друга. Вместе они полнее отображают сущность Божьей любви.Особая сила любви

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Из книги Миссия возможна автора Коллектив авторов

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Мотивация и поддержка взрослых Почему я не доброволец? (Исповедь бывшего добровольца)Однажды я почувствовала, что сегодня не участвовать в одной из добровольческих программ – дикость. Но, как и многие другие подруги-домоседы, у меня есть соображения, по которым я

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

§15. Поддержка священства 3. Более основательная поддержка священства стала еще одним преимуществом, полученным от нового положения христианства в империи.Прежде священники полностью зависели от добровольных пожертвований христиан, а христиане по большей части были

Из книги 2 Послание к Коринфянам автора Барнетт Пол

Поддержка семьи Часто Арсений видел, как мать плачет и переживает за его братьев, сражавшихся на войне. В это время он был утешением и поддержкой матери и на время отложил мысль о монашестве, потому что родные сильно нуждались в его присутствии. Позже Старец

Из книги Учебник по христианскому душепопечению автора Адамс Джей

1) Поддержка христианского наставника От галатов мы знаем, что те, кто наставляются в Слове, должны делиться «всяким добром» со своим наставником. В послании к коринфянам Павел говорит, что те, кто сеют «духовное», должны собирать «телесный» урожай. «Господь повелел

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

2) Поддержка миссионера Павел благодарит Бога за участие филиппинцев в «благовествовании от первого дня даже доныне» (Флп. 1:5). Промежуток времени, о котором говорится в данном стихе, охватывает более десяти лет. В самом начале этого периода филиппийцы послали ему деньги в

Из книги Непраздные рассказы автора Сердюк Вероника Владимировна

16 ПОДДЕРЖКА, СИМПАТИЯ И ЭМПАТИЯ Современные идеиПодобно современным концепциям о любви, идеи о поддержке, эмпатии и симпатии, которых придерживаются многие душепопечители, так же слабы. Весьма распространенным стало мнение, что пастор, как душепопечитель (особенно,

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Молитвенная поддержка Апостолов и равноапостольных 4/16 Марта 1888. Пятница на МасленойГулял в Уено, в моей любимой тихой широкой аллее; изредка только прохожие прерывают течение мыслей; а шум верхушек почтенных сосен или разом брызнувший сноп лучей на прогалинах… такие

Из книги автора

СЕКРЕТЫ СЧАСТЛИВОГО МАТЕРИНСТВА Часто молодая мамочка приходит из роддома со своим драгоценным свертком и... понимает, что ничего не умеет, не успевает, не хочет. То ли из-за гормональных перепадов, то ли от недосыпания и усталости, а только порою мама не чувствует

Из книги автора

Потеря культуры материнства. Но прервалась сохранявшаяся веками цепочка. Главными причинами этому послужили индустриализация и урбанизация общества. Молодые семьи перебирались в города, оставляя родителей в деревне. И когда появлялся ребенок, некому было закрепить

Из книги автора

Поддержка во время химиотерапии Я больна онкологией и прохожу курсы химиотерапии. Два курса мне дались тяжело. Перед третьим курсом мы ездили в Москву на консультацию, и перед отъездом я написала письмо матушке Матронушке с просьбой помочь мне через это все пройти.

Внимания отечественного законодателя заслуживает то, что в последние два десятилетия в ряде стран уравнены в социальных правах полностью и частично занятые, в том числе в выплате пособий по безработице (Канада, Германия), в предоставлении налоговых льгот (Франция) Вишневская Н.Т. Новая стратегия занятости в странах ОЭСР / Н.Т. Вишневская // Труд за рубежом. 2007. № 2. С. 13.. Согласно части 3 статьи 93 ТК РФ, работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Но в соответствии со статьями 29, 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" условия выплаты безработным гражданам стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, а также пособий по безработице зависят от того, являлась ли занятость безработного полной или неполной.

В современной России с очевидностью подтверждается значимость положения Конвенции МОТ № 156 о том, что государство должно развивать и содействовать развитию государственных или частных служб быта, таких, как учреждения и службы по уходу за детьми и оказанию помощи семье (подпункт "b" статьи 5). Дефицит данных учреждений и служб в российской практике, а также участия государства и работодателей в решении связанных с этим вопросов особенно ощутим при решении задачи поддержки материнства и детства.

В США, например, уже в начале 90-х гг. более половины американских малышей находились не на родительском попечении, а посещали детские учреждения, которые должны использоваться как инструмент раннего развития ребенка. Предусмотрены налоговые льготы для работодателей, которые либо создают собственные центры для детей сотрудников, либо заключают контракты с уже существующими дошкольными учреждениями о предоставлении услуг своим работникам. Родители также имеют право не платить налоги с субсидий, не превышающих 5 тыс. долларов, которые предоставляются им работодателями для оплаты детских дошкольных учреждений Никольская Г.К. Новые тенденции в использовании труда женщин / Г.К. Никольская // Труд за рубежом. 2002. № 3. С. 66 - 67.. В Австралии, Японии, Великобритании и США многие организации предоставляют работникам, имеющим семьи, гораздо больше льгот, чем это предусматривается действующим законодательством См. подробнее: Чубарова Т.В. Совмещение работы и семейных обязанностей: опыт развитых стран / Т.В. Чубарова // Труд за рубежом. 2004. № 2. С. 48 - 66..

Положительный пример поддержки материнства и детства демонстрируют прежде всего крупные российские корпорации. Например, в компании "ВСМПО-АВИСМА" оказывается помощь многодетным семьям, предоставляются бесплатные путевки для семейного отдыха на одного из родителей и пособия в начале учебного года См.: Социальные технологии российских корпораций. М., 2005. С. 14 и др.. В деятельности социально ориентированных организаций преобладает внимание к вопросам материальной поддержки, охране здоровья женщин-матерей.

Согласно Конвенции МОТ № 156, необходимо принятие компетентными властями и органами каждой страны соответствующих мер по поощрению развития информации и образования, содействующих более широкому пониманию общественностью принципа равного обращения и равных возможностей для трудящихся мужчин и женщин и проблем трудящихся с семейными обязанностями, а также по поощрению общественного мнения, способствующего разрешению указанных проблем (статья 6).

В Великобритании, например, правительство исходит из того, что люди, которые растят детей или ухаживают за больными и инвалидами, должны цениться обществом и иметь шанс для того, чтобы работать. Растет понимание того, что общество выигрывает от снижения уровня безработицы и малообеспеченности. Усиливается, в частности, поддержка трудовых прав одиноких родителей (что по преимуществу относится к женщинам) Чубарова Т.В. Поддержка работников с семейными обязанностями: взаимодействие государства и работодателей (опыт Великобритании). С. 105 - 108 и др.. В Дании при высокой рождаемости детей высоким является также показатель занятости женщин. Здесь в текущем десятилетии основными целями социальной политики в сфере трудовых отношений стали смешение "мужских" и "женских" областей профессиональной деятельности, введение стандартов тендерного равенства на этапе подбора персонала и профессиональной переподготовки, развитие идеологии рабочего места, совместимого с домашним трудом (введение особых требований к графику работы специалистов, имеющих семью) См.: Шмидт В.Р. Обеспечение трудовых прав женщин: Сравнительный анализ международного и национального законодательства / В.Р. Шмидт // Труд за рубежом. 2003. № 4. С. 133 - 135 и др.. Наметившийся в России поворот к решению проблем демографической политики, провозглашение 2008 г. годом Семьи создает предпосылки для комплексного решения проблем занятости работников с семейными обязанностями и улучшения положения женщин на рынке труда.

занятость правовой женщина семейный

Социально-экономические события, происходящие в нашей стране за последние годы, выявили множество проблем семьи и детей, и нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества. Однако, как показывают статистические данные, семьи с детьми в России в большей степени по сравнению с остальными группами населения подвержены риску бедности. Доля детей в численности населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет более 24 %, что выше удельного веса детей в общей численности россиян, что составляет примерно 20,0 % (2014 год). Величина прожиточного минимума в 2014 году на ребенка в возрасте до 15 лет составила - 7738 руб. (8885 - трудоспособное население). Следовательно, уровень бедности детей выше среднего в целом по населению .

Значение социальной защиты и социального обеспечения семей с детьми сегодня возрастает из-за низкого размера оплаты труда и, как следствие, парадоксальной ситуации, когда двое работающих родителей не в состоянии прокормить двоих детей, поскольку все эти состояния создают для семьи угрозу материальной необеспеченности, ведь с появлением каждого ребенка уровень жизни семьи резко снижается. Ввиду отсутствия эффективных мер социальной защиты, семья рискует оказаться за чертой бедности. Более того, бедность воспроизводит бедность: дети, лишенные возможности жить достойно, вытесняются из социума, опасным следствием бедности является дезинтеграция населения (алкоголизм, наркомания, беспризорность и социальное сиротство). Тенденции нарастания в российском обществе «застойной» бедности и воспроизводства ее в новых поколениях убедительно доказывают необходимость признания материнства и детства социальными рисками.

Да и появление новых видов социального обеспечения, изменение размеров и порядка предоставления социальных выплат и услуг также не всегда приводит к позитивным результатам. Так, наряду с введением материнского (семейного) капитала; индексацией размеров пособий гражданам, имеющим детей; установлением компенсации части средств, потраченных на содержание ребенка в ДОУ, законодателями принимаются спорные решения. Например, такие как:

Перевод ежемесячных пособий на ребенка на региональный уровень,

Отмена льгот детям-инвалидам в связи с «монетизацией льгот»,

Сокращение сроков выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случаях ухода за больным ребенком,

Изменение порядка исчисления размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, приведшего к значительному сокращению размера пособий.

Одним из направлений поддержания экономической устойчивости семьи, повышения уровня ее доходов является создание условий занятости. Проблема совмещения родителями семейных и профессиональных обязанностей для семей, имеющих малолетних детей тесно связана с обеспечением доступа к услугам дошкольных образовательных учреждений.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации очередь в дошкольные учреждения для детей от трех до семи лет ликвидирована. Однако, как показывает практика, число детей, находящихся в очереди на получение места в детском саду, все еще значительна. Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей раннего возраста оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем такая потребность для детей старше этого возраста. Здесь путями решения проблемы может стать создание негосударственных дошкольных образовательных учреждений и повсеместное развитие вариативных форм ухода и присмотра за детьми.

Особо актуальным вопросом в жизнеобеспечении семьи является высокая нуждаемость в улучшении жилищных условий, приобретение собственного жилья. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи. Согласно результатам комплексного наблюдения условий жизни, семьи с детьми в 2,5 раза чаще, чем семьи без детей, испытывают стесненность жилищных условий, семьи, имеющие 3 и более детей, - чаще почти в 4 раза.

Жилье - одна из основных предпосылок молодых семей к рождению детей, наиболее значимое социальное благо, о чем свидетельствует востребованность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми. Только один факт более 95,0% от всех получателей материнского капитала направляют его на улучшение жилищных условий.

В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса и внедрение мер поддержки семей при приобретении жилья самостоятельно.

В ряде субъектов Российской Федерации предоставляется региональная поддержка молодых и многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, например, в 23 регионах предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения. Но, очевидно, что принимаемые меры пока не привели к желаемому результату. Потребность семей в улучшении жилищных условий в целом по стране остается высокой.

Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов, прежде всего, от трудовой деятельности. В связи с этим, для граждан с высокой семейной нагрузкой, развиваются формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также поддержка семейного предпринимательства и фермерства.

Трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей. В свою очередь, материальная и жилищная необеспеченность влекут за собой проблемы, лежащие в плоскости человеческих взаимоотношений (социальное сиротство, безнадзорность детей, преступные посягательства со стороны взрослых). При этом, проблемы семьи не зависят от ее социального статуса, они затрагивают самые различные социальные группы, могут быть присущи как обеспеченной, интеллигентной, так и малообеспеченной или малообразованной семье .

Важным элементом в преодолении таких ситуаций является предоставление социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия. В системе поддержки данной категории семей в настоящее время ведущую роль играет монетарный подход, который не в полной мере решает проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства. Однако, недостаточный уровень поддержки социально уязвимых семей с детьми все еще остается одной из острых проблем, характерной для большинства регионов страны. Об этом говорят и низкие темпы снижения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в численности детского населения.

Все вышесказанное свидетельствует о неэффективности настоящей семейной политики и системы социальной поддержки семей с детьми, прямым следствием которой является отказ семьи от выполнения воспитательной функции, из-за преимуществ бездетности дети вытесняются из семьи, с каждым годом нарастают тревожные тенденции увеличения социального сиротства . Очевидно, что нужны действенные технологии сохранения социальной, воспитательной, экономической функции семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, такие, когда поддержка семье предоставляется комплексно.

В Концепции демографической политики РФ до 2025 года , одной из задач по укреплению института семьи является «повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка», при этом о роли государства в сохранении и укреплении семейных отношений умалчивается. Но, низкий уровень жизни российских семей с детьми не позволяет им существовать без «вмешательства государства в дела семьи». При этом государство должно не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, не дистанцируясь от существующих проблем, а создавать поле для их разрешения, направленное на повышение уровня и качества жизни семьи.

Как справедливо отмечал Президент РФ Владимир Путин, выступая на заседании президиума Государственного совета по вопросу повышения эффективности реализации государственной политики в сфере семьи, материнства и детства, «необходимо изменить вектор настоящей семейной политики, направив его с заботы о лицах, нуждающихся в социальной защите, на создание условий для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи и ее общественного престижа».

Такую же позицию высказывает Т.С. Гусева в своем диссертационном исследовании, посвященном исследованию социального обеспечения семьи, материнства, отцовства и детства в России: «наличие на иждивении детей должно стать непременным условием дифференциации всех видов социального обеспечения, адресованных лицам с семейными обязанностями. Это позволит стимулировать выполнение семьей воспитательной функции, что особенно актуально в условиях роста социального сиротства».

Т.С. Гусевой установлено, что «у законодателя отсутствует четкая стратегия поддержки семьи с определенным количеством детей. Если для простого воспроизводства населения достаточно рождения двух детей в семье, то для обеспечения прироста населения необходимо стимулировать появление семей с тремя детьми, и для достижения указанной цели такой критерий дифференциации как очередность рождения ребенка в семье должен получить большее развитие». Ею предложено «дифференцировать размеры «детских» пособий в зависимости от возраста детей с учетом их изменяющихся потребностей: чем старше ребенок, тем выше размер пособия».

Кроме того, Гусевой Т.С. отмечается, что пока не получила должного отражения в законодательстве дифференциация социального обеспечения в зависимости от типа семей с учетом специфики свойственных им потребностей (молодые семьи, многодетные семьи, неполные семьи, малообеспеченные семьи и т.д.), в то же время это позволит добиться адресности и повысит эффективность социального обеспечения семьи.

Таким образом, исследование показало, что современная система социального обеспечения не способна эффективно защитить семью с детьми в состоянии социального риска: в законодательстве явно доминирует публичный интерес государства, что выражается в преобладании экономических мер, стимулирующих принятие решения о рождении ребенка, при этом меры, поддерживающие благосостояние семей с детьми, развиты недостаточно.

Эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни. Именно отсутствие системного подхода к проблеме социальной защиты семьи, материнства и детства влечет его низкую эффективность и непрогнозируемые социальные последствия, а иногда и нарушение прав семей с детьми на социальную защиту.

Выводы по 1 главе

В современных социально-экономических условиях проблема социальной защиты и поддержки материнства и детства признаны важнейшими во всем цивилизованном мире, и относятся к приоритетной сфере в национальных проектах любой страны.

В Российской Федерации защита семьи, материнства и детства также является одной из ведущих направлений государственной семейной политики. Согласно исследованиям, семьи с детьми в России в большей степени по сравнению с остальными группами населения подвержены риску.

Выделяют следующие ключевые проблемы в сфере семьи, материнства и детства: низкие доходы семей с детьми; нехватка мест в детских дошкольных организациях; семейное неблагополучие; обеспечение жильем детей-сирот; недостаточный уровень поддержки социально уязвимых семей с детьми; девальвация традиционных ценностей семьи. Поэтому, в обеспечении жизнедеятельности семей и детей, государственная социальная политика имеет определяющее значение. Такое положение семьи, материнства и детства в РФ обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими все аспекты жизни семьи: экономические, правовые, социальные и психологические.

Семья в России охраняется как международными актами, гарантируя оказание ей помощи, в особенности, при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несовершеннолетних детях и их воспитании, так и Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами. Так, в Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», признавая этим, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

При этом, современное российское законодательство не только закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи, но и стремиться создать все условия и разработать механизмы для реализации такой защиты, путем совершенствования семейного законодательства, принятия и реализации на практике разнообразных государственных мер поддержки. Наиболее обширной формой социальной защиты семьи и детей является комплекс денежных выплат. Безусловно, предоставление материальных средств служит формой защиты, однако, этим защита сама по себе не исчерпывается. Защита семьи и детства должна быть направлена не только на материальную компенсацию неблагоприятных последствий, но и на предотвращение тех событий, которые их влекут.

В последние годы в России в целях укрепления семьи как основы государства и формирования условий, при которых семья могла бы чувствовать себя защищенной и уверенной в будущем, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства. Данные меры позволили улучшить положение дел в сфере охраны здоровья женщин и детей, семейного устройства детей-сирот, повысить доступность дошкольного образования. Важной и результативной мерой поддержки, предоставляемой как на федеральном, так и на региональном уровне, стал материнский капитал. В развитие федеральных мер в большинстве субъектов Российской Федерации введены дополнительные меры поддержки в виде пособий в повышенном размере на ребенка из многодетной семьи, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и иные меры поддержки.

В настоящее время в стране реализуется «Государственная семейная политика», целями которой являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций- рождением, воспитанием, содержанием и социализацией детей, сохранением их физического, психологического и эмоционального здоровья, повышение качества жизни семей, обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов. Эти меры распространяются на все семьи независимо от их состава, социально-экономического положения и социального статуса.

Современная ситуация в России характеризуется активным поиском путей повышения уровня благосостояния семьи и детей. Проблемы создания наиболее благоприятных условий для этого рассматриваются как на федеральном, так и на региональном уровнях социальной политики. При этом, ответственность за реализацию законов, контроль их исполнения и оказание соответствующей поддержки, включая финансовую, возложены на органы регионального и муниципального управления. Именно муниципальный уровень социальной политики социальной защиты детей и их семей позволяет учитывать их наиболее острые проблемы, индивидуальные особенности города, его ресурсы, потенциал, что способствует поиску наиболее целесообразных методов реализации социальной политики в области материнства и детства, семьи дает возможность определять масштабы проводимой политики, выделять приоритетные направления. Но, несмотря на позитивные тенденции, мероприятия только экономической поддержки семей с детьми не смогут предотвратить указанных проблем, смогут лишь смягчить его, а значит, система государственной поддержки семьи и детства нуждается в дальнейшем совершенствовании. Государство обязано сопровождать семью, принимая во внимание приоритет интересов ребенка, осуществлять профилактику семейного неблагополучия, в том числе средствами социального обеспечения. Это очень важно, так как от того, насколько эффективными будут меры социальной политики, зависит структурный потенциал населения страны.

В последнее десятилетие наблюдается рост активности регионов не только в выполнении указаний, исходящих из федерального центра, но и в разработке собственной стратегии в концепциях семейной политики, базирующихся на научном анализе положения семей в регионе. Децентрализация семейной политики позволяет полнее учитывать местную специфику, а также соответствует общим тенденциям распределения ответственности между всеми субъектами социального взаимодействия, включая семью. Поэтому проблемы социальной защиты семьи и детей все большую значимость приобретают на уровне муниципальной власти, которые, участвуя в реализации государственной политики в сфере защиты материнства и детства, семьи создают им дополнительные гарантии.

В следующей главе проведем анализ функционирования системы социальной защиты семьи, материнства и детства в городе Зеленодольске.

Заявил во вторник о ряде поистине революционных инициатив, которые позволят улучшить демографическую ситуацию в России. Во-первых, программа материнского капитала, срок которой должен был истечь в конце 2018 года, будет продлена до конца 2021 года. Однако, программа материнского капитала теперь будет адресной, и направляться она будет прежде всего тем семьям, доходы которых не превышают более, чем в 1,5 раза величину прожиточного минимума.

Во-вторых, что не менее важно, с 1 января 2018 года в России будет введена программа ежемесячных выплат из госбюджета на рождение первенца. Данная программа будет действовать, пока ребенку не исполнится полтора года. Размер данного пособия будет зависеть от величины прожиточного минимума в данном регионе, а в 2018 году размер такого пособия в среднем по России составит 10 523 рубля. При этом выплаты будут адресными и распространятся только на 60 субъектов Федерации, в которых в среднестатистической семье рождается не более одного или двух детей.

В-третьих, семьи, в которых после 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок, смогут получить льготный ипотечный кредит, где государство профинансирует выплаты процентов по ипотеке свыше 6% годовых.

Целью такой программы является забота о будущем страны, причем не только о благосостоянии семей с детьми, но и в целом о демографической ситуации. На Западе в качестве одной из наиболее слабых сторон российской экономики называют сокращение численности населения. На 1 октября 2017 года по данным Росстата численность населения в России составляла 146,9 млн человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года всего на 0,03%. А в 2016 году прирост населения составил всего 0,2% к 2015 году. При этом в России ежегодно умирает гораздо больше людей, чем рождается. Согласно разным сценариям демографического прогноза, подготовленного Росстатом, к 2035 году в случае реализации «умеренного» сценария население России составит всего 147 млн человек, то есть практически не изменится по сравнению с 2017 годом. А в случае пессимистичного прогноза будет наблюдаться убыль населения, и к 2035 году численность населения по отношению к 2017 году упадет почти на 6%. Впрочем, есть и оптимистичный прогноз, предполагающий, что государственные программы, поощряющие рождаемость, будут по-прежнему работать. В этом случае в 2035 году население вырастет на 4,5% по сравнению с 2017 годом и превысит 153 млн человек.

В краткосрочном периоде данные программы будут способствовать росту бюджетных расходов и дефициту, который заложен в бюджете на три ближайших года. Однако долгосрочная цель является той самой целью, которая оправдывает средства, в том числе расходы средств из бюджета: при слабой демографии Россия не может быть сильной страной. В краткосрочном аспекте предложенные президентом меры позволят оживить потребительский спрос и розничные продажи, так как у малоимущих семей будет больше денег на покупку, к сожалению, весьма недешевых товаров для детей.

Льготная ипотека, соответственно, может стимулировать дальнейший рост в строительстве и, соответственно, поддерживать экономический рост в стране в целом. Конечно, у предложенных мер есть и свои ограничения: они не могут сразу решить все проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно в небольших городах и селах. Имеет большое значение доступность медицинского обслуживания для детей и социальная инфраструктура. В любом случае ясно, что политика государства в области защиты материнства и детства должна быть нацелена не только на раздачу денег из бюджета, но и на другие меры, направленные на повышение благосостояния небогатых семей с детьми.

Ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Об этом он заявил на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о господдержке матерей в России.

Господдержка

Конституция РФ (1993) гарантирует обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7). Пункт 1 статьи 38 Основного закона гласит: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Господдержка матерям в России оказывается в виде различных пособий. Вставшим на учет в медицинское учреждение на раннем сроке беременности выплачивается единовременное пособие в размере 613,14 руб. (здесь и далее данные на 2017 год), вышедшим в декретный отпуск - пособие по беременности и родам (рассчитывается исходя из среднего заработка женщины).

При рождении ребенка предоставляется разовая выплата в размере 16 тыс. 350,33 руб., в случае рождения двух и более детей она выплачивается на каждого ребенка.

По уходу за ребенком предоставляется оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Размер выплат составляет 40% от среднего заработка. Для неработающих матерей предусмотрено пособие, его минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет 2 тыс. 908,62 руб. в месяц, за вторым и последующими детьми - 5 тыс. 812,24 руб. Также мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. (данная норма установлена указом президента РФ от 30 мая 1994 года "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" и действует с 2001 года). Она оформляется только по заявлению (по месту работы, службы или в орган соцзащиты по месту жительства) и выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Кроме того, с 2007 года действует такая форма поддержки семей с детьми, как материнский (семейный) капитал. Размер этой единовременной государственной субсидии составляет 453 тыс. 26 руб. Программа действует до 31 декабря 2018 года. Президент РФ Владимир Путин 28 ноября 2017 года предложил продлить ее до конца 2021 года и ввести дополнительные возможности использования маткапитала.

Госнаграды

В 1944-1991 гг. в систему государственных наград СССР входил орден "Мать-героиня". Он вручался женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Одновременно им присваивалось почетное звание "Мать-героиня" (его получили свыше 400 тыс. женщин). Кроме того, существовал орден "Материнская слава" (с 1944 года), его удостоились свыше 5 млн женщин.

13 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев своим указом учредил орден "Родительская слава". "За большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей" могут награждать как мать, так и отца. Орден вручается родителям или усыновителям, имеющим не менее семи детей. Первое награждение состоялось в январе 2009 года. Всего в 2009-2017 гг. награждены 347 многодетных семей. В 2017 году ордена были вручены 38 семьям, в том числе одному отцу-одиночке.

Кроме того, во многих регионах вручаются собственные медали "Материнская доблесть".

Статистика

В Российской Федерации - 78,7 млн лиц женского пола (54% от общей численности населения - 146,8 млн; данные Росстата на 1 января 2017 года). По данным на 2016 год, 35,2 млн женщин работают (48,7% от всего занятого населения - 72,3 млн). Среди экономически активных женщин 22,3 млн (63,5%) состоят в браке, 4,9 млн (13,9%) не замужем, 2 млн (5,8%) - вдовы, 5,9 млн (16,8%) - в разводе.

Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010), в России насчитывалось 65,5 млн женщин в возрасте 16 лет и старше. Из них 33,3 млн состояли в браке (28,9 млн - в зарегистрированном, 4,4 млн - в незарегистрированном), 10,8 никогда не были замужем, 6,4 млн - официально разведены, 11,8 млн - вдовые, остальные при опросе не сообщили о своем статусе.

По ВПН-2010 среди опрошенных женщин в возрасте 15 лет и старше 49 млн являлись матерями.

В 2016 году, по предварительным данным Росстата, в России было зарегистрировано 985,8 тыс. браков и 608,3 тыс. разводов, родились 1 млн 893,3 тыс. детей. Численность детей в возрасте до 14 лет (включительно) - почти 25 млн.

Всего в России насчитывается около 42 млн семей: половина не имеет детей, чаще в семье воспитывается только один ребенок (данные были озвучены на конференции "Семья и актуальные проблемы современной семьи", состоявшейся 6 мая 2014 года в Карачаево-Черкесии).

По состоянию на начало 2017 года, число полных семей с детьми - 11 млн 600 тыс. 5,6 млн семей являются неполными, из них 5 млн - матери-одиночки. Число многодетных семей - 1 млн 566 тыс. (рост на 25% по сравнению с ВПН-2010). В детских домах, по данным на начало 2017 года, озвученным уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой, находятся около 60 тыс. детей. На опеку взяты 237 тыс. детей, усыновлены 115 тыс.



Просмотров