Китай миграции населения. О влиянии миграции в китае на центральную азию. К экономическим причинам относятся

Китай на протяжении многих веков представлял собой государство, регионы которого были значительным образом разобщены между собой, а все население преимущественно характеризовалось чрезвычайно низкой и нетипичной подвижностью.

За время бурного развития по строгому социалистическому пути в Китае сложились устойчивые и основательные миграционные потоки из некоторых густонаселенных провинций, которые расположены в междуречье Янцзы и Хуанхэ, и также из самых больших городов - Пекина, Шанхая, Тяньцзиня. Данные миграционные потоки преимущественно направлены в провинции Северного, Северо-Западного, Северо-Восточного и отчасти Юго-Западного направления Китая. Как видим, главные направления миграции в Китае это восток-запад и юг-север.

Наиболее крупными когда-либо были миграции, которые носили принудительный характер и которые осуществлялись в строгом директивном порядке. Среди которого приток более чем 30 миллионов крестьян в города, потом перемещение их назад в сельскую местность в период "большого скачка", заселение 20 млн городской "образованной молодежи" в сельские провинции и в горные регионы республики в период с 1966 по 1976 гг.

Вследствие проведенной экономической реформы и возрастания материального благосостояния китайцев подвижность населения страны значительно возросла. По своему характеру миграция в Китае делится на постоянную, сезонную и временную (двух типов - "маятникового" и "челночного"). По существующему направлению миграция в Китае делится на: из села в город, из пригорода в город и из одного города в другой город. Примерами "маятниковой" и "челночной" (сроком до трех месяцев) миграций может являться перемещение освободившихся из сельскохозяйственной сферы работников в поисках прочих форм и вариантов сельскохозяйственной деятельности.

Заметно увеличился приток крестьян в крупные города, причем в ряде населенных пунктов крестьяне уже стали насчитывать наиболее многочисленную прослойку среди всех мигрантов. Появление настолько огромного числа крестьян в и без того до предела перенаселенных китайских городах сотворило дополнительные трудности с жильем и обеспечением всех требуемой работой.

Главные причины современной миграции в Китае - экономические, социальные и семейно-приватные. К числу экономических факторов относятся поиски достойной работы или перемена одного вида трудовой деятельности на иной, служебные командировки, реализация одержанной продукции на рынках в крупных городах. К числу социальных относятся учеба, оздоровление, отбывание школьных или студенческих каникул. В перечень семейно-приватных входят традиционное проведывание родственников в праздничные дни и по прочим причинам, свадебные туры, просто туризм и, наконец, краткосрочные поездки за необходимыми покупками в большие города.

Особо заметно увеличивается поток мигрантов во время "чуньцзе" – традиционного китайского Нового года, тогда, по имеющейся традиции, навещают своих родителей, остальных родственников, родные и любимые места. Поезда в этот период просто забиты народом, причем преимущественно путешествуют китайцы в общих вагонах, несмотря на то, какое количество времени им придется пребывать в дороге.

Значительный поток трудовых мигрантов направляется в свободные экономические зоны Китая (СЭЗ). Массы людей привлекают сюда комфортные условия проживания и более привлекательная зарплата.

За несколько десятилетий сильно изменилась доля городского населения КНР. Процесс урбанизации в стране охватывает все новые и новые регионы, так появляются новые города, возрастает население в большинстве старых городов. Но в основном, рост такого показателя связан с переменами содержания количественных и качественных факторов города, с вхождением в состав города сельских уездов, с включением в состав городского населения не только городов, но и городских поселков. Зачастую, в расчет берется трехуровневая структура подсчета количества населения: 1) население городов и поселков; 2) население городов, вместе с пригородом; 3) собственно само городское население.

Среди основных особенностей состава населения крупных городов Китая большой удельный вес сельских обитателей, временно проживающих в составе городов и поселков. Члены сельских семей составляют около 1/3 всей численности городского населения государства (их число колеблется в зависимости от размеров города: в населенных пунктах с числом проживающих более 2 млн человек их показатель 16%, в городах с 1-2 млн человек – 24%, а там где менее 200 тыс. человек – вообще 52%). Нужно подчеркнуть, что в 34 китайских городах-миллионерах сконцентрировано более чем 40% общего городского населения Китайской Народной Республики.

Новая волна китайской миграции в условиях современной России

2. Миграционная обстановка в Забайкальском крае

Согласно данных Управления по делам миграции УВД Забайкальского края на территории края имеет две важных особенности:

1. Поток внутренней миграции направлен в старообжитые районы Российской Федерации и более благополучные соседние районы. В основе причин оттока населения лежат социально-экономические проблемы. В связи с этим для территории области остается характерной миграционная убыль. По этой причине в среднем ежегодно население области уменьшается на 5,4 тыс. человек. Одновременно, как это бывает в кризисные периоды, резко ухудшились все демографические показатели - снизилась рождаемость, возросла смертность. За 9 лет, с 1993 года по 2001 год, население области сократилось на 66,4 тыс. человек.

2. В последние несколько лет значительно изменились характеристики потока внешней миграции на территории Российской Федерации и Читинской области. По направлению поток идет из стран со сложной социально-экономической обстановкой, регионов национальных конфликтов и войн в наиболее благополучные страны. По отношению к странам Средней, Центральной, Юго-Восточной Азии и Закавказья к благополучным странам относится Российская Федерация. Поток стал значительно интенсивнее, в структуре изменилось соотношение иностранных граждан, въезжающих по визам и безвизовому туристическому обмену. Доля граждан КНР среди мигрантов из дальнего зарубежья составляет 98,7%.

На территорию области ежегодно прибывает несколько тысяч граждан из стран СНГ, которые в большинстве своем незаконно занимаются трудовой деятельностью.

Как и для всей страны, нет точных данных о динамике численности прибывающих в Забайкалье граждан КНР. До 1995 года, как и сейчас, в значительной мере, власти не контролируют ситуацию. Областные власти определили численность китайцев - в 2000 году через пункты пропуска на Читинском участке государственной границы въехало 167474 гражданина КНР; в 2001 году - 123683 китайских гражданина, при этом количество граждан, прошедших иммиграционный контроль, сократилось на 12,4%; в 2003 году - 93156 гражданина КНР. Вообще, из числа иностранных граждан, прошедших иммиграционный контроль, въехало на территорию России по коммерческим и деловым видам 70,9%. Часть (62%) миграционного потока из КНР носит "маятниковый" характер, так как большинство граждан этой страны не следует к месту, указанному в визе, а совершают ежедневные поездки из КНР в Россию (п. Забайкальск и обратно) с целью организации доставки товаров.

Нижеследующая статистика по данным УВЭМС администрации Читинской области свидетельствует о тенденции увеличения количества граждан, пересекающих российско-китайскую границу.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

пропуска граждан через пункты пропуска, расположенные на территории Читинской области за период 1998-2001 гг.

по целям поездок

трансп. средств

служебная

на пост место жительства

Обслуж. персонал трансп. средств

автомобильный

ж/дорожный

граждане РФ, выехавшие в КНР

граждане КНР, въехавшие в РФ

Из иностранных туристов, принятых на территории Читинской области, преобладают жители Китая - 96,9 %.

Анализ данных компьютерной системы поста иммиграционного контроля "Забайкальск" показывает, что приглашения для граждан КНР в основном оформлялись организациями и лицами в других регионах России. При существующей системе контроля на государственной границе и территории страны, въезд иностранных граждан по коммерческим и деловым визам становится более удобным способом легализации на территории Российской Федерации и Читинской области. Данная категория иностранных граждан при пересечении государственной границы практически не проходит проверку на соответствие заявленных целей въезда фактическим. Большая часть китайских граждан приезжает в Читу в качестве челноков и гастарбайтеров на короткий промежуток времени. Таким образом, большая часть маятниковых мигрантов прокладывает дорогу для формирования постоянной общины. Пути для этого весьма разнообразные: покупка и аренда недвижимости, создаются смешанные предприятия с многочисленным и чисто китайским персоналом. Вдобавок к тому же обучение в высших и средних учебных заведениях, работа на неприемлемых для местного населения условиях, смешанные браки, нелегальное пребывание. граждане КНР нарушают сроки пребывания, самовольно меняют свой статус, что приводит к обострению проблем незаконной миграции.

Что касается китайских студентов, то их цели - неоднородны, только 20% из них стремятся получить образование, для остальных же главное - выучить язык. Анализ их учебной деятельности показывает, что они настойчиво осваивают русский язык, интересуются историей и не скрывают своего стремления надолго остаться в Чите.

Очевидно, именно выпускники наших учебных заведений станут важной составной частью формирующихся китайских общин, их элитой. Что до китайских "челноков", то по оценке руководителей Восточно-Сибирского управления китайский торговец поступает так: он ввозит партию товара, продает сам либо через посредника, выручку несет в "подпольный китайский банк", где получает расписку, на основании которой получает расписку, на основании которой получает в Китае эквивалент в юанях. Рубли же идут на покупку сырья, недвижимости, но чаще всего - конвертируются в доллары для нелегального вывоза.

Важная сфера экономической деятельности китайцев - гастарбайтерство. Первое упоминание о применении китайской рабочей силы в сельском хозяйстве относится к 1989 году. Они выращивали ранние фрукты и овощи, которые пользовались большим спросом. Сейчас овощи выращивают единицы китайских овощеводов. В основном они завозятся на Читинских оптовых рынках по весьма умеренным ценам.

Экономический рост, усиление деловой активности на территории области, развитие внешнеэкономических связей и усиление контроля за присвоением иностранных работников привели к увеличению объема международного обмена рабочей силы. Начиная с 1993 года наблюдается рост числа привлекаемой иностранной рабочей силы: 1999 год - 1444 человек, 2000 год - 2056, 2001 год - 2494 иностранных работника, среди них более половины - граждане КНР.

Использование иностранных работников по отраслям экономики области выглядит так:

строительство - 41,4%;

лесное хозяйство - 24,9%;

промышленность - 17,9;

торговля и общественное питание - 4,6%;

сельское хозяйство - 2,9%;

жилищно-коммунальное хозяйство - 2,5%;

прочие - 2,8%.

Что касается китайских рабочих в настоящее время - они востребованы, представители таких специальностей как строители, овощеводы, повара приносят нашему городу лишь пользу и поэтому нашему государству необходимо выработать долгосрочную политику, которая позволила бы оптимальным образом использовать деятельность китайцев в России в обоюдных интересах, что способствовало бы укреплению добрососедских отношений с КНР.

Программное сотрудничество Забайкалья с провинциями КНР имеет благоприятные перспективы для придания им новой динамики и качества развития.

Государственная миграционная политика на современном этапе

Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе (Красноярский край)

Освоение территории края русскими переселенцами началось в XVII в., заселение ограничивалось южной частью, где помимо Красноярска было основано несколько городов (Ачинск, Канск и Минусинск)...

Охрана здоровья и социальная защита населения в России

Итоги работы Министерства в 2013 году и задачи на год нынешний стали предметом обсуждения на заседании коллегии министерства здравоохранения края. Особое внимание было обращено на дальнейшее повышение качества медицинского обслуживания...

Проблема трудоустройства сельской молодежи на современном этапе

Отсутствие свободного жилищного фонда в крае...

Реализация миграционной политики в Еврейской автономной области

Система социальной защиты в условиях рынка

Социальная защита населения включает рассмотрение следующих вопросов: - предоставление гражданам из числа жителей города Перми с хронической почечной недостаточностью ежемесячных денежных муниципальных выплат за проезд в медицинские...

Современный процесс миграции населения

Бытует мнение, что после распада СССР его жители все вдруг поехали куда-то, в основном - в Россию. Раньше мы будто бы жили в обществе, где люди ездили мало, а если и ездили, то по комсомольским путевкам или туда, куда их направляло государство...

Социальная адаптация мигрантов: сущность, проблемы

Политический словарь Политический словарь. М.Большая Российская энциклопедия, 2001.с45. дает такое определение миграционной политике государства - это комплекс мер и ограничений...

Социальная работа с мигрантами

Социальная работа с подростками, склонными к совершению правонарушений

Проблемы, стоящие перед российским обществом, наиболее остро ощущают на себе незащищенные слои населения. И в первую очередь дети и подростки, не имеющие ни жизненного опыта...

Социальная структура Красноярского края

В демографической ситуации Красноярского края за последнее десятилетие произошли глубокие изменения -- край из региона с устойчивым расширенным воспроизводством населения превратился в регион устойчивой депопуляции...

Социальное проектирование в системе государственного управления миграционным поведением населения в современной России

Осознание демографических проблем Российской Федерации стало повсеместным. В возрастной структуре все меньше становится доля лиц трудоспособного возраста, возрастает количество пенсионеров, в том числе по состоянию здоровья...

Социология миграция

миграция население регион иностранец По данным Организации Объединенных Наций за 2013 г., Россия занимает второе место в мире (после США) по числу мигрантов. В настоящее время на территории РФ постоянно находятся около 11,5 млн иностранных граждан...

Сравнительный анализ социальной работы в Санкт-Петербурге, Россия и Финляндии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Основные аспекты международной миграции

1.1 Понятие миграции населения и ее виды

1.2 Международная миграция рабочей силы

1.3 Особенности китайской миграции

Глава 2. Особенности китайской миграции в Россию

2.1 Механизм привлечения и использования иностранной рабочей силы и несовершенство нормативно-правовой базы

2.2 Современная ситуация с китайской миграцией в Россию

2.3 Вклад китайской миграции в экономику России

2.4 Незаконная миграция и аспекты безопасности

Заключение

Список литература

Введение

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это - добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. миграция население китайский иностранный

В данной работе рассмотрим проблемы и перспективы миграции рабочей силы на примере Россия- Китай.

Глава 1. Основные аспекты международной миграции

1.1 Понятие миграции населения и ее виды

Понятие «миграция населения», произошедшее от латинского migratio, этимологически означает переселение, перемещение. Однако современное значение этого термина значительно шире. Он используется для обозначения различных социальных явлений, неоднозначных по своему характеру, обусловливающим факторам и последствиям. В наиболее широкой трактовке к миграциям относят все виды движения населения, имеющие общественную значимость, то есть не только пространственные перемещения населения, но и текучесть кадров, профессиональное движение, различные социальные перемещения. Согласно другому подходу, миграции - это «такой процесс пространственного движения населения, который, в конечном счете, ведет к его территориальному перераспределению». Существующие в научных публикациях разногласия по этому поводу указывают на необходимость уточнить, какие процессы и явления скрываются за термином «миграция населения».

В первую очередь, необходимо обозначить, что миграции - это движение населения, которое обладает определенными признаками. Определим наиболее существенные из них, выявив отличие миграционного процесса от других видов движения населения..

Миграция населения в широком смысле охватывает четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные. Перечисленные виды специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует самые разные цели.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией населения в строгом значении слова, т.е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям:

Во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Статистика ООН признаёт мигрантами лиц, проживающих на новом месте более 6 мес. Иногда к миграциям населения относят туризм, курортные поездки, паломничество и др., что, однако, неправильно, ибо здесь нет смены места жительства. Маятниковая миграция населения создаёт условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные. От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми. Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграция населения порой бывают предшественниками безвозвратной миграции населения, так как они создают условия (в первую очередь -информационные) для выбора постоянного места жительства. Каждый из названных видов миграции населения может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение. В межтерриториальных миграциях населения обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские, внутри- и межрайонные. В межпоселенных миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т.е. между городами и посёлками городского типа; внутри сельской местности, т.е. между сельскими поселениями, а также междусельскими и городскими поселениями, причём в одном случае это сельско-городское миграционное движение, а в другом - городско-сельское. Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией .

Миграцию классифицируют в зависимости от нескольких признаков: причины, территориальной направленности, продолжительности смены места жительства, степени «добровольности» переезда, числа переезжающих и т.д.

По целям смены места жительства мигранты делятся на выезжающих для работы, учебы, а также в связи с переездом семьи, из-за неблагоприятных природных или экологических условий и т.д.

По территориальной направленности мигрантов разделяют на иммигрантов (людей, въезжающих в страну) и эмигрантов (выезжающих из нее). Внутри страны по территориальной направленности различают миграцию из сельской местности в города и наоборот.

По степени добровольности различают миграцию добровольную, вынужденную и принудительную (выделяются группы беженцев, депортированных лиц и пр.).

По числу переезжающих выделяют индивидуальную и семейную миграцию.

Кроме того, существуют эпизодические миграции, которые не носят регулярного характера. Отдельно рассматривают маятниковую миграцию, при которой не происходит смены места жительства.

Можно выделить два основных вида международной миграции:

1. международная переселенческая миграция;

2. международная трудовая миграция.

1.2 Международная миграция рабочей силы

Процесс перемещения трудоспособного населения из одной страны в другую для трудоустройства на более выгодных условиях называется международной

странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной трудовой миграцией . На международную трудовую миграцию в рамках теории мировой экономики существуют различные точки зрения.

На практике выделяют две группы причин международной трудовой миграции . Самые распространенные - это экономические причины , например поиск работы, повышение доходов, уровня жизни. Кроме экономических, существует и масса других причин: политические, религиозные, расовые, национальные, семейные. Все последние причины можно объединить в одну группу -неэкономические причины .

К экономическим причинам относятся:

Различный уровень экономического развития стран, что влечет за собой и различную оплату труда рабочей силы. Естественно, что рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем жизни, т. е. с более высоким уровнем ВВП на душу населения;

Наличие безработицы на национальном рынке труда. Существование безработицы в некоторых странах становится важным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, поэтому всегда рост безработицы внутри страны заставляет людей искать работу за пределами ее национальных границ;

Зарубежная деятельность транснациональных корпораций. Функционирование транснациональных корпораций предполагает перемещение части рабочих к рабочим местам, расположенным за границей в зарубежных филиалах транснациональных корпораций.

К неэкономическим причинам относят политические, религиозные, экологические, политические, расовые, национальные, семейные. Каждая из неэкономических причин способна привести к крупным межстрановым перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная трудовая миграция, возникшая по экономическим причинам.

Международная трудовая миграция включает два встречных потока : эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция (экспорт рабочей силы) - выезд трудоспособного населения из данной страны за границу.

Иммиграция (импорт рабочей силы) - это въезд трудоспособного населения в страну из-за границы.

Для оценки масштабов международной трудовой миграции используются следующие статистические показатели:

- масштабы выбытий - число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж с целью трудоустройства за определенный период;

- масштабы прибытий - число иммигрантов, прибывших в страну с целью трудоустройства за определенный период;

- сальдо миграции (чистая миграция) - разница между числом прибытий в страну и числом выбытий из страны за определенный период. Сальдо миграции может быть положительным, если число прибытий превышает число выбытий, и может быть отрицательным, если число прибытий меньше числа выбытий;

- валовая миграция (общая миграция) - сумма числа прибытий и выбытий в стране за определенный период.

Международная трудовая миграция осуществляется по следующим основным направлениям.

1. Из развивающихся стран в развитые . В индустриально развитых странах более высокий уровень жизни, чем в развивающихся странах. А это одна из основных причин международной трудовой миграции. В развитых странах, как и в любых других странах, есть непрестижные с точки зрения местного населения рабочие места, без которых, однако, невозможен нормальный производственный процесс. Эти места, как правило, и занимает иностранная рабочая сила.

2. Между развитыми странами. Международная трудовая миграция, существующая в рамках промышленно развитых стран, обусловлена в большей степени неэкономическими причинами, чем экономическими. В этом случае международная миграция рабочей силы происходит, например, из-за возможности обеспечить профессиональный рост, сделать карьеру, занять место в престижной фирме в другой стране.

3. Из развитых стран в развивающиеся. В этом случае квалифицированные специалисты едут на работу в развивающиеся страны по приглашению правительства или отдельных фирм.

4. Между развивающимися странами . В подобном варианте основной причиной международной трудовой миграции становится повышение уровня жизни. Международная миграция рабочей силы между развивающимися странами осуществляется в основном между новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) и странами - экспортерами нефти (ОАЭ, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт), с одной стороны, и иными развивающимися странами - с другой.

1.3. Особенности китайской миграции

Такое сложное явление, как китайская миграция, не может быть однозначно оценено, с какой- либо одной точки зрения. В анализе этого явления нужно придерживаться объективности во всем. Конечно, коренным жителям той местности, которая испытывает массовый приток мигрантов трудно придерживаться объективности. Но китайская миграция, как часть мирового процесса движения населения земного шара, есть явление естественное, необратимое и взаимовыгодное для обеих сторон. Достаточно проследить историю формирования китайской диаспоры, что бы понять, препятствовать этому явлению можно только с помощью полной изоляции, что, конечно же, неприемлемо в современных условиях. Самым первым направлением китайской миграции стала Юго-Восточная Азия. Сюда китайцы начинают проникать в XV веке. В результате этого, на сегодняшний день, по разным оценкам, в регионе насчитывается 21-23 млн. этнических китайцев. К примеру, в Сингапуре они составляют примерно 77% населения (3,339 млн.), в Малайзии - 32% (5,645 млн.). Следует отметить, что китайская культура во многом явилась определяющей для развития всего региона. А китайская миграция в этом направлении продолжается и сегодня.

Начиная с XIX века, китайская миграция получает новое направление. В это время формируются китайские общины в странах Западной Европы, США, Канада, Австралии, Новой Зеландии, а также в Южной Америке. На сегодняшний день самая крупная китайская община за рубежом - порядка 13 млн. человек располагается на западном побережье США. Появление китайских мигрантов в США - это отдельная и довольно интересная тема для изучения. Дело в том, что ситуация во многом напоминает сегодняшнюю российскую. Появившись на западном побережье, китайцы сразу вызвали снижение стоимости труда. Это привело к известному «законопроекту Кэрри», который серьезно ограничивал китайских мигрантов в правах, которые гарантировались им Конституцией Соединенных Штатов Америки. Возникло столкновение интересов коренного населения, если так можно выразиться о белых американцах, и китайских мигрантов. Нередко это приводило к тому, что на китайцев устраивали облавы. Такая ситуация является показательной для развития отношения к мигрантам по всему миру.

Следующая группа китайских мигрантов сосредоточена на пространстве бывшего СССР, главным образом, в Российской Федерации. Она активизировалась после распада Советского Союза и открытия российско-китайской границы. На сегодняшний день невозможно точно определить численность проживающих в России китайцев. По разным оценкам их она составляет от 400 тыс. до 1 млн. человек. Подробнее речь о китайской миграции в Россию пойдет в следующем разделе. Говоря о китайской миграции невозможно обойти ее причины. Дело в том, что основную проблему во взаимоотношениях китайских мигрантов и коренного населения представляет массовость этого явления. Именно большое количество китайцев и рождает всевозможные разговоры и слухи о «желтой угрозе», китайской экспансии и т.п. С другой стороны, такая массовость вызвана вполне объективными причинами. В настоящее время Китай находится на первом месте в мире по числу населения. Кроме того, политика сокращения рождаемости привела к тому, что в стране создался огромный перекос в сторону мужского населения. Около 50 миллионов китайцев ни при каких условиях не найдут себе жен внутри страны. Не последнюю роль в процессе миграции из Китая играет политика, которая проводилась правительством этой страны. Реформы Дэн Сяопина привели к тому, что миллионы крестьян устремились в города в поисках заработка. Произошло перенасыщение рынка рабочей силы и резкое падение ее стоимости, что обеспечило конкурентоспособность китайских товаров. Тем не менее, в стране оставалось большое количество безработных. В таких условиях правительство негласно поощряло миграцию. Мигранты зарабатывали деньги за границей, но тратили их в КНР, это обеспечило приток валюты и повышения стоимости труда. Хотя это и дало ощутимый результат, на сегодняшний день в Китае насчитывается 200 миллионов безработных. Около 100 тысяч из них каждый год уезжает из страны в поисках заработка. Но кроме незанятости есть еще проблема общего перенаселения. Средняя плотность населения составляет 130 человек на 1 км. Кроме того, ежегодный прирост составляет 10-15 миллионов, и это явно заниженные цифры, так как вторые и третьи дети в Китае зачастую не регистрируются. Все это создает очевидные предпосылки для миграции. Причем как трудовой, так и эмиграции вообще. В дальнейшем количество мигрантов будет только увеличиваться. Многие страны мира имеют опыт по созданию китайских общин на своей территории. Примерно 45-50 миллионов этнических китайцев проживает за рубежом. Точное число трудовых мигрантов из Китая, работающих за рубежом, установить невозможно. Это связано с постоянными изменениями официальных данных и большим процентом нелегальной составляющей трудовой миграции.

Глава 2. Особенности китайской миграции в Россию

2.1 Механизм привлечения и использования иностранной рабочей силы и несовершенство нормативно-правовой базы

Использование иностранных работников широко и прочно вошло в практику отечественного рынка труда. В то же время надлежащее оформление таких отношений имеет место в очень немногих случаях.

Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а работник имеет право на осуществление трудовой деятельности при наличии разрешения на работу. Территориальные органы Федеральной Миграционной Службы России оформляют и выдают разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы выдается в течение 30 календарных дней со дня приема документов, при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 6.1 Федерального закона № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Россию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в ФМС следующие документы:

1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

5) медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем инфекционных заболеваний.

6) сертификат об отсутствии у иностранца заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

7) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого работника;

8) копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Сохраняется внутренняя противоречивость российского законодательства в сфере регулирования порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, причем коллизии наблюдаются и в системе правовых актов федерального и регионального уровня, и между различными правовыми актами одного уровня публичной власти, а подчас и в рамках одного федерального закона. Наблюдается отставание темпов развития российского законодательства от характера и динамики соответствующих отношений, что приводит к пробелам в их правовом регулировании. В ряде случаев нарушается внутрисистемная согласованность правовых норм. Во многом такое положение обусловлено отсутствием общей государственно-правовой стратегии регулирования миграционных отношений, которая должна затрагивать, в том числе и концепцию регулирования порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Иностранная трудовая миграция в России тесно связана с демографическими процессами внутри страны. Потребность в эмигрантах определяется уровнем развития, как населения, так и экономики в целом. Низкий уровень рождаемости, наряду с высокой смертностью, обостряют проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами всех отраслей страны.

Согласно абзацу 2 п.4 ст.13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», иностранный гражданин имеет право на осуществление трудовой деятельности только при наличии разрешения на работу. Данное ограничение, за исключением отдельных категорий, касается только иностранных граждан временно пребывающим на территории РФ.

Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.

По оценкам экспертов, внешняя трудовая миграция стала неотъемлемым фактором устойчивого экономического развития России. Успешное развитие ряда отраслей экономики не представлялось возможным без использования иностранной рабочей силы. Например, в строительной отрасли существенный прирост объемов производства во многом был обеспечен именно за счет привлечения труда иностранных работников.

Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что она абстрагируется от проблем экономического развития страны. Между тем рыночная экономика предъявляет очень жесткие требования к миграции, поскольку высокая мобильность рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития. Поэтому повышение мобильности населения должно находиться в центре внимания миграционной политики. Непременным условием высокой мобильности населения является свобода передвижения. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий, требующих для полного осуществления больших затрат и продолжительного времени. Отмена ограничений на уведомительную регистрацию по месту жительства, которые существуют во многих субъектах РФ, является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.

Приняты ряд законов, созданы и функционируют различные комиссии и рабочие группы, так или иначе, регулирующие миграционные отношения в целом и внешнюю трудовую миграцию в частности. При этом, рассматривая вопросы в сфере внешней трудовой миграции, следует отметить, что субъектом данных правоотношений является трудящийся-мигрант, под которым в российском законодательстве понимается иностранный работник, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора.

Трудовых мигрантов, легально находящихся на территории РФ, можно разделить на три категории:

1) прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы;

2) прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (высококвалифицированные специалисты);

3) въехавшие в Россию в безвизовом порядке, с целью, найти работу по найму.

Признаки внешней трудовой миграции:

Внешняя трудовая миграция сочетает реализацию лицом таких основных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, как право на свободный труд и право свободного выбора места пребывания или жительства;

Трудящийся-мигрант - это физическое лицо, которое осуществляет добровольную оплачиваемую трудовую деятельность в стране, которая не является страной его гражданской принадлежности. При этом данное лицо осуществляет трудовую миграцию в личном качестве; условия выбытия из страны проживания, допуска в страну трудоустройства рассматриваются в строго индивидуальном порядке: трудящийся-мигрант должен получить разрешение на выполнение трудовой деятельности и, как физическое лицо, осуществляет данную деятельность по трудовому договору или гражданско-правовому договору;

Внешняя трудовая миграция носит срочный и возвратный характер: время пребывания мигранта в стране трудоустройства ограничено сроком контракта либо сроком выполнения конкретной работы, независимо от способа его прибытия в страну; время действия контракта также может быть ограничено законодательством. В-четвертых, выполнение трудящимся-мигрантом условий контракта регулируется самим контрактом (в соответствии с законодательством страны трудоустройства), где предусматриваются права, обязанности и ответственность сторон за нарушение условий контракта (при этом трудящийся-мигрант должен обладать определенной квалификацией для прохождения теста и отбора на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к выполняемой работе).

2.2 Современная ситуация с китайской миграцией в Россию

Среди современных проблем миграционной безопасности особое внимание привлекают тенденции и перспективы китайской миграции в России. Миграция из КНР является важнейшей составляющей не только внешней политики России по отношению к восточному соседу, но и внутреннего развития самой Российской Федерации. В связи с широким распространением разнообразных видов торговых и трудовых поездок экономическая миграция из Китая уже сейчас оказывает заметное влияние на региональные рынки труда.

При попытке оценить масштабы китайской иммиграции, ее социально-экономические, демографические и геополитические последствия складывается неопределенная картина, что во многом объясняется наличием противоречивой информации о реальных процессах в сфере миграционного взаимодействия России и КНР, получаемой из различных источников - переписей населения, текущей ведомственной статистики, экспертных заключений, средств массовой информации.

Существующая в стране система контроля за въездом в Российскую Федерацию, выездом из РФ и пребыванием китайских граждан на ее территории не позволяет надежно отслеживать процессы миграции из Китая. Необходимые данные о численности отдельных категорий китайских мигрантов и их социально-демографических характеристиках отсутствуют. Официальная статистика не отражает всего многообразия перемещений граждан КНР, не раскрывает их истинные масштабы, виды и направления. Более того, она искажает реальную картину китайской миграции в России.

Данные государственной статистики свидетельствуют о том, что сегодня китайцы представляют собой относительно небольшую часть мигрантов, прибывающих в РФ, особенно в сравнении с притоком населения из стран СНГ. Согласно имеющимся оценкам российских ученых и специалистов, общая одномоментная численность китайцев на территории России не превышает полумиллиона человек и находится в диапазоне 200 - 400 тыс. человек. Это значительно меньше в сравнении с численностью китайцев во многих странах мира. Среди них можно назвать не только страны Юго-Восточной Азии - такие, например, как Индонезия, Малайзия, Таиланд, но и страны Америки - США и Канаду, а также Австралию, Японию и Южную Корею.

При этом надо учитывать, что подавляющая часть выходцев из Китая приезжает в Россию не на постоянное место жительства, а на время. Они находятся на российской территории в краткосрочном режиме - в служебных поездках, по временным трудовым контрактам, на учебе или просто в качестве туристов, мелких бизнесменов или торговцев-"челноков".

Характерно, что количество китайцев, въезжающих в Россию, устойчиво превышает количество ее покидающих. В результате прослеживается ярко выраженная тенденция роста китайского присутствия в стране. Сокращение производства, уменьшение числа рабочих мест, изменение поведенческих характеристик населения, связанное с отказом потенциальных мигрантов к переселению в условиях кризиса, не могли не повлиять на динамику потоков китайских граждан, прибывающих в Россию. По данным Росстата, в 2009 г. в сравнении с 2008 г. общее число прибывших из Китая в Российскую Федерацию уменьшилось с 815,5 тыс. человек до 718,6 тыс. человек, т.е. на 96,9 тыс. человек, или на 11,9% (в целом по РФ - на 9,9%).

Можно утверждать, что современные направления миграционных потоков из Китая в Россию в значительной мере связаны с географией китайских провинций. Большая часть китайских мигрантов приезжает в Россию из приграничных северо-восточных провинций - Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, а также Автономного района Внутренняя Монголия, которые характеризуются замедленным экономическим развитием. Именно эти территории являются основным источником китайской рабочей силы как для регионов европейской части России, так и для восточных районов страны. Как показывает анализ, в период 2000-х годов в миграционных потоках из Китая выделялись также провинции центральной части КНР - Цзилин, Цзянсу, а также быстроразвивающиеся города приморских территорий, в первую очередь Шанхай.

Среди китайских мигрантов, прибывающих в Россию, заметную роль играют лица, проживавшие в малых городах и сельской местности, поскольку здесь сосредоточена значительная часть демографического потенциала КНР, а масштабы безработицы и бедности получили наибольшее распространение.

Говоря о демографической структуре китайских мигрантов, можно отметить, что их состав по полу во многом типичен для трудовых мигрантов, циркулирующих во всем мире. В их общей структуре преобладают мужчины, являющиеся основными кормильцами своих семей. Среди китайских мигрантов доля лиц мужского пола достигает 70%, что в значительной мере отражает специфику спроса на иностранную рабочую силу и характер ее занятости на территории Российской Федерации.

Следует учесть, что возрастной состав китайских мигрантов является благоприятным для развития российской экономики, ибо большинство прибывающих из КНР граждан находится в молодом, наиболее активном трудоспособном возрасте. По данным наших исследований, трое из четырех мигрантов входят в возрастную группу 20 - 39 лет, при этом их наибольшее число сосредоточено в возрастном диапазоне от 30 до 39 лет, а средний возраст составляет 31,3 года, что существенно ниже среднего возраста населения РФ.

Надо сказать, что в настоящее время между Китаем и Россией наблюдаются все основные типы и виды миграционных перемещений. Развитие экономических отношений Российской Федерации с КНР способствовало быстрому росту китайской трудовой миграции.

Экономических мигрантов из Китая можно подразделить на три группы: во-первых, это лица, которые до приезда в Россию учились, прежде всего студенты; во-вторых, работники низкой и средней квалификации (сельскохозяйственные и промышленные рабочие, строители, занятые в торговле и сфере обслуживания, бригадиры, мастера); в-третьих, профессионалы, инженерно-технические и руководящие работники, специалисты и служащие. В общей структуре миграционного потока преобладает вторая группа, представители которой концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости, связанной с применением ручного неквалифицированного и физически тяжелого труда, выполнением грязной и опасной работы.

Основная сфера занятости граждан КНР в России - это торговля, где в настоящее время работает свыше трети китайских трудовых мигрантов. Кроме коммерции и мелкого бизнеса, значительная их часть сосредоточена в строительстве (32%) и сельском хозяйстве (15%).

Другой спецификой занятости китайцев на территории Российской Федерации является крайне низкая доля лиц, работающих в государственном секторе (до 10% от числа трудовых мигрантов).

Привлечение китайской рабочей силы в России имеет ярко выраженный локальный характер. Главные центры ее использования находятся на Востоке, куда направлен наиболее динамичный поток миграции из КНР. Около 70% общей численности китайцев, работающих на российской территории, заняты в экономике регионов Сибири и Дальнего Востока.

Основные факторы, стимулирующие миграцию из Китая, - демографическое давление, низкий уровень жизни значительной части населения и увеличивающаяся безработица.

2.3 Вклад китайской миграции в экономику России

Свое влияние на стимулирование миграции из Китая оказывают и факторы притяжения, связанные с особенностями современного демографического и социально-экономического развития России. В условиях России предприятия во все большей мере адаптируются к требованиям рынка, их развитие находится в прямой зависимости от снижения издержек производства. В связи с этим решающую роль в системе "привлекающих" факторов играет экономическая выгодность использования китайской рабочей силы.

Большая часть китайской миграции направлена в трудонедостаточные районы России. Такой приток дополнительной рабочей силы становится фактором роста производительности общественного труда и увеличения национального дохода. Рабочая сила из Китая характеризуется высокой производительностью труда, ее использование сопровождается развитием отдельных сфер производства, прежде всего строительства, сельского хозяйства, поступлением от предприятий налогов и пошлин в местный и федеральный бюджеты (за право использования иностранной рабочей силы).

Непосредственным работодателям использовать труд китайцев экономически выгодно. Социальные затраты на них, по сравнению с затратами на местные кадры, несравнимо ниже. Даже бытовая неприхотливость китайцев оборачивается снижением издержек на их обустройство.

Миграция из Китая - объективный процесс, который приводит к неоднозначным последствиям. Он позитивен потому, что китайские работники вносят свой определенный вклад в развитие национальной экономики. Потоки мигрантов из КНР обеспечивают большую сбалансированность на региональных рынках труда и содействуют решению ряда острых проблем на потребительском рынке России. Китайская миграция может стать важным элементом решения долгосрочных проблем социально-экономического развития Российской Федерации, особенно в условиях предстоящего резкого уменьшения трудового потенциала страны. Для населения позитивные экономические последствия иммиграции и занятости граждан КНР в России связаны с насыщением рынка дешевыми и нужными товарами и услугами.

С другой стороны, особого внимания заслуживают и негативные стороны увеличения масштабов миграции из Китая. В экономической сфере наиболее важными из них являются следующие:

1) латентная составляющая китайской миграции содействует развитию теневой экономики. В результате нелегальной миграции все большее число граждан КНР оказывается в теневой сфере занятости. Растут потери для бюджета из-за недополучения платы за использование иностранной рабочей силы, уклонения от уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Китайская нелегальная иммиграция способствует расширению незаконного оборота денежных средств, сокрытию доходов, криминализации структуры капитала. Теневые стороны миграционных потоков представляют реальную угрозу экономической и национальной безопасности страны;

2) китайский бизнес на Востоке страны успешно вытесняет российский в торговле, производстве продуктов питания и строительстве. В результате коммерческой и экономической экспансии происходит захват отдельных экономических ниш. В условиях незащищенности внутреннего рынка товаров и услуг происходит вытеснение товаров местного производства. Массовый завоз сельскохозяйственной продукции с территории Китая негативно отражается на развитии сельскохозяйственной отрасли в восточных регионах;

3) в результате экономической активности китайцев происходит хищническая эксплуатация природных ресурсов страны. Практически бесконтрольный вывоз леса китайскими коммерсантами с восточных территорий приводит к огромным экономическим потерям.

2.4 Незаконная миграция и аспекты безопасности

Среди основных проблем китайской миграции в России, тесно связанной с проблемой обеспечения экономической и миграционной безопасности, - проблема ее теневой составляющей. В России основной контингент нелегальных мигрантов из Китая формируют следующие группы лиц:

Китайские граждане, попадающие на территорию России нелегально, в обход или минуя паспортный и иммиграционный контроль, пользуясь значительной протяженностью Государственной границы на востоке страны, а также ее "прозрачностью" с республиками бывшего СССР;

Граждане Китая, прибывающие в Россию легально, по действительным туристическим документам, частным приглашениям, гостевым и служебным визам, но с иной целью, нежели указано при их оформлении (чаще всего с целью занятия челночным или иным мелким бизнесом либо незаконной экономической деятельностью, включая криминальную);

Транзитные мигранты с просроченными визами, въезжающие в Россию легально с конкретной целью проследовать в другие страны мира;

Граждане КНР, обучавшиеся ранее в учебных заведениях России и после завершения учебы не пожелавшие вернуться на родину в силу различных обстоятельств;

Китайские граждане, не прошедшие на российской территории в установленные законодательством сроки регистрацию по месту жительства или пребывания;

Граждане КНР, работающие с нарушением установленных российским законодательством правил занятости, в т.ч. работающие по межгосударственным соглашениям и контрактам, срок действия которых уже истек, но не имеющие возможности или не желающие выехать из страны.

Что касается каналов проникновения нелегальных китайских мигрантов на российскую территорию, то они традиционные. Прежде всего активно используются возможности подписанного соглашения между РФ и КНР о безвизовых туристических поездках. При этом преобладающая часть китайских мигрантов, въехавших по туристическим спискам, использует безвизовый режим для коммерческих целей. До 60% так называемых туристов не спешат вернуться в родные края и начинают заниматься бизнесом, опираясь на помощь соотечественников, уже осевших на российской территории.

Другой канал незаконной миграции - активное использование новых возможностей легального въезда в страну по линии совместных российско-китайских потребительских, сырьевых или сельскохозяйственных предприятий.

При анализе последствий миграции из Китая весьма важное значение имеет оценка миграционных намерений граждан КНР. Принципиальный вопрос при этом связан с выявлением одной из трех стратегий, которых придерживается основная часть китайских мигрантов:

1) поиск путей для оседания в РФ на постоянной основе;

2) временное пребывание в стране с дальнейшим возвращением на родину и

3) временное пребывание на российской территории с дальнейшим переездом в другие страны.

Большинство китайцев хотело бы легально находиться в России длительное время и каким-либо способом закрепиться здесь на постоянной основе. По данным наших исследований, вернуться в КНР хотели бы менее половины китайских мигрантов, и при том чем западнее район их пребывания на российской территории, тем больше среди них лиц, ориентированных на долгосрочное пребывание в России. Незначительная часть (около 3%) граждан КНР, проживающих, работающих и получающих образование в Российской Федерации, рассматривают ее как "стартовую площадку" и свои планы связывают с переездом в третьи страны.

Оценивая миграционные планы граждан КНР, одновременно следует отметить, что они находятся в тесной связи с длительностью пребывания китайских мигрантов в России. При этом имеет место обратная зависимость между продолжительностью проживания китайцев на российской территории и их намерениями возвратиться к себе на родину. Чем дольше живут китайцы в России, тем меньше они ориентированы на возвращение в Китай.

Как показывает анализ, в перспективе миграция из КНР и экспорт китайской рабочей силы в Россию будут возрастать. Расширение этого притока обусловлено перспективами демографического развития страны, ситуацией на российском и китайском рынках труда, открытостью во внешней политике обоих государств, углублением их сотрудничества в политической и экономической сферах.

Оценивая тенденции китайской миграции и ее последствия, следует иметь в виду, что миграционное движение из Китая в Россию - это не столько проблема сегодняшнего дня, сколько крупная социально-экономическая и геополитическая проблема перспективного развития страны. Увеличение китайской трудовой миграции и усиление ее влияния на национальный рынок труда в контексте перспектив демографического развития российского государства неизбежны.

Противоречивость роли, которую играет в современной России китайская миграция, требует от государства дифференцированного регулирования в этой сфере. В перспективе существует потребность более активного вмешательства государства в управление процессами трудовой миграции из Китая. С одной стороны, необходима политика поддержания законной китайской трудовой иммиграции с учетом национальных и геополитических интересов страны, того положительного, что вносят китайские работники в ее экономическое развитие, а с другой - политика, направленная на ограничение нелегальной миграции и незаконной занятости граждан КНР, снижение социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с расширением притока китайских мигрантов.

Для дифференцированного регулирования необходимо расширить информационную базу о миграционных потоках из Китая, более глубоко знать само явление, его специфику и динамику, а также социально-экономические и геополитические последствия китайской иммиграции как для отдельных регионов, так и для страны в целом.

Заключение

Подводя общий итого курсовой работы следует отметить, что миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Принимающая иностранную рабочую силу Россия используют ее как фактор развития своих производительных сил. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации. В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых рабочей силы, а на другом - иностранной.

Население России выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами.С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты.

Список литературы

1. Абрамов В.А. Правила регистрации граждан по месту пребывания и жительства. - М., 2002. - С.20-35.

2. Бадыштова, И.М. Трудовая миграция в России как средство выживания семьи в России. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2001. - С.28-37

3. Бондырева, С. К. Миграция. Сущность и явления. - М.: МПСИ. - 2004. -301 с.

4. Дмитриев, А.В. Миграция: конфликтное измерение: учебник. - М.: Юнити, 2004. - 345 с.

5. Иванов, С. Трудовая миграция: факторы и перспективы// Россия в глобальной политике. - 2006. - № 3. - С. 38-42

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Международная трудовая миграция, ее социально-экономические последствия. Использование китайской рабочей силы для реализации концепции замещающей трудовой миграции. Оценка масштабов привлечения иностранной рабочей силы в экономику Амурской области.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2012

    Основные факторы привлечения рабочей силы из-за рубежа. Характер и особенности воздействия миграции на экономику страны. Основные причины и динамика данного процесса, подходы к управлению им. Регулирование миграции в Китайской народной республике.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2017

    Место миграции в международных проблемах мировой экономики. Правовой вопрос миграции. Процесс миграции трудовых ресурсов. Национальная миграционная политика. Социально-экономические последствия миграции. Преимущества экспорта и импорта рабочей силы.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2010

    Понятие международного рынка рабочей силы. Основные направления международной миграции рабочей силы и отличия ее от эмиграции. Влияние миграции рабочей силы на экономику принимающей страны и той, которую она покидает. Проблемы трудового оттока в России.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2013

    Проблемы международной трудовой миграции. Виды трудовой миграции, ее экономические эффекты. Масштабы и направления миграции рабочей силы. Государственное регулирование и механизмы контроля миграции. Экономические последствия международной миграции.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Место миграции в международных проблемах мировой экономики. Причины и последствия миграции рабочей силы. Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы. Анализ динамики миграционных процессов в России. Национальная миграционная политика РФ.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2012

    Общее понятие и виды миграции рабочей силы, ее в национальной экономике. Структура и основные направления внешней трудовой миграции населения в Республике Беларусь за последние годы. Инструменты государственного регулирования миграционной политики.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2015

    Причины международной миграции населения, ее основные виды. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы. Основные центры международной трудовой миграции. Конкурентоспособность украинской рабочей силы. География украинского труда. Дефицитные про

    дипломная работа , добавлен 28.03.2005

    Мировой рынок рабочей силы – часть всемирных экономических отношений, сформировавшаяся в XIX веке. Понятие миграционного сальдо. Мировые центры рабочей силы. Количественные показатели международного перемещения трудовых ресурсов. Особенности миграции.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2013

    Виды, причины, масштабы и экономические мотивы миграции рабочей силы. Анализ иностранной рабочей силы в экономике России. Влияние миграции на экономику. Проблемы законодательного регулирования миграционных процессов. Проблемы контроля трудовой миграции.

Начавшаяся в 1992 году массовая эмиграция из Китая в целом была выгодна государству: она превратилась в средство модернизации страны, так как её итогом стал приток финансов и новых технологий, а также возможность организовать обмен специалистами из разных областей, которая впоследствии превращается в «утечку мозгов».

В эмиграционной политике КНР можно выделить следующие направления:

    постепенная либерализация правил выезда;

    организация экспорта рабочей силы по контрактам;

    борьба с нелегальной эмиграцией;

    воздействие на «утечку мозгов» в сочетании с работой по возвращению их на родину.

Специалисты КНР подчеркивают, что китайская эмиграция является закономерным явлением, независимо от размеров. Оно обладает бесспорным правом на существование и играет конструктивную роль в жизни международного сообщества.

Важно отметить, что наиболее важной частью стратегии развития Китая становится создание идеологической опоры, нацеленность на стабильность. Провозглашается политика, направленная на возрождение китайской нации, а также на укрепление взаимопонимания и дружбы между китайским народом и народами всего мира.

Неотъемлемой частью политики Пекина является сплочение китайской общины, укрепление связей с китайским зарубежьем. Правительство добивается того, чтобы эмигранты ощущали постоянную связь со своей родиной, гордились возвышением Китая и стремились к дальнейшему его процветанию. Руководители государства присутствуют на посвященных общине мероприятиях, а при выездах за границу включают в программы своих визитов встречи с представителями землячеств. Этот факт показывает, что политика КНР в отношении китайских мигрантов в России базируется на тех же принципах, что и в других странах.

Альтернативные меры совершенствования миграционной политики России.

В современной публицистике по вопросам миграционной политики России существует множество подходов к решению её проблем.

Некоторые из них были представлены ранее.

Товарищ предлагает следующий вариант развития – наиболее сложный с точки зрения применения на практике – управление миграционным процессом. Он считает, что нужно необходимо понимать неизбежность внешней миграции, более того осознавать вклад в развитие региона. Для этого нужно всяческими способами готовить общество, формировать общественное мнение, а также создавать соответствующую законодательную и институциональную базу. Стратегия включает в себя:

    Тщательный и постоянный мониторинг процесса;

    поощрение расширения миграционных потоков, использование максимально большого числа источников иностранной рабочей силы, создание конкуренции на рынке;

    создание комплексной системы социокультурной адаптации, а иногда ассимиляции мигрантов и их детей;

    создание гибкой законодательной базы (прежде всего, миграционного законодательства);

    эффективная государственная защита гражданских прав гастарбайтеров;

    борьба с нарушителями российского законодательства;

    создание правовых и административных условий для жизни и работы временных и сезонных иммигрантов.

Автор подхода отмечает, что осуществление перечисленных мер требует колоссального труда, каждодневной работы. Однако, по его мнению, эта работа необходима для налаженного функционирования экономического механизма и развития региона в целом.

Подводя итог, отмечу, что в миграционной политике России и Китая 1990-х гг. некоторым образом отличаются методы регулирования процессов. В России правительство делает больший упор на разработку федеральных программ, которые не всегда приводят к планируемым результатам. Власти Китая же делают ставку на идеологическую составляющую: их усилия направлены на формирование национального самосознания китайских эмигрантов, а также на сплочение китайской общины в принимающем государстве.

Так или иначе, власти обоих государств изо всех сил стараются решить обоюдные проблемы в проявлении противозаконной деятельности китайских мигрантов, «утечки мозгов», адаптации мигрантов в российском жизненном пространстве.

1 Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. – М.,; Восточная книга, 2009. С.

2 www.immigration.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/expert-2/migrant

3 Шереметьева Е.В. Миграционная политика России в условиях глобализации: автореф. дис.... д-ра соц. наук. / Е.В. Шереметьева. – М., 2005. С. 5.

5 Шлычкова Т. Особенности разработки миграционных программ // Миграция. – М., 1997. - №1. – С.14

6 «Социальная защита» / Миграция в документах, № 11.

7 Титова Т. Миграционная политика Российской Федерации: подходы к правовому регулированию // http://www.materik.ru.

Заключение

Исследуемый период 1990-х гг. представляет собой один из самых насыщенных сюжетов в истории китайской миграции в Россию. Именно в это время наблюдается небывалое увеличение миграционного потока в Россию, китайского в большей мере. Этот подъём обусловлен рядом предпосылок, наиболее значимые из которых:

    улучшение межгосударственных отношений РФ и КНР в начале 1990-х гг.;

    демографический кризис во многих регионах России (особенно да Дальнем Востоке), и, как следствие, нехватка рабочих кадров;

    резкое увеличение количества безработных в китайских городских окраинах;

    подъём туризма в Китае (введение безвизового туристического обмена, свободная выдача паспортов);

    большие надежды китайских предпринимателей на быстрое обогащение в России.

Наиболее точным ответов в вопросе о численности китайской общины является следующий: оценка в 400-500 тыс. человек, включающие в себя и нелегальную часть. Квазидиаспору 1 составляют представители различных социальных слоёв китайского населения. В первую очередь её представляют мелкие и средние коммерсанты, рабочие и студенты. Китайские предприниматели занимают особое положение среди других иностранных граждан на российском рынке. Главными препятствиями, возникающими у них на пути, становятся вымогательство и взяточничество, высокие налоги и большой экономический риск. Сюда же можно прибавить частые проявления мигрантофобии со стороны российского населения.

Что касается адаптации китайских мигрантов в России, то большинство опрошенных россиян выражают беспокойство по поводу преобладания китайского влияния на Дальнем Востоке, которое в будущем может проявиться в масштабах «демографической экспансии». На отношение к мигрантам из КНР сказывается распространенная в обществе ксенофобия. Вместе с тем среди россиян к мигрантам наблюдается очень важный потенциал – растущее осознание полезности труда мигрантов, готовность принимать временных рабочих при условии регулировании их деятельности.

Больным вопросом в рамках темы китайской миграции оказывается нарушение мигрантами российского правопорядка. Власти двух стран тесно сотрудничают друг с другом в этом вопросе и ведут активную борьбу с трансграничной преступностью, такой, как нелегальное пересечение границы, контрабанда, наркотрафик и др. Благодаря их совместной работе к концу 1990-х гг. незаконный въезд в Россию был практически прекращён.

Но вместе с тем имела место «серая растаможка» - полулегальный ввоз груза при содействии российских брокерских компаний, наносящий серьёзный ущерб

государству. Правительство КНР, как и РФ выступает против «серых» схем растаможки. Это касается и других не менее распространенных видов нарушений закона, совершаемых китайскими мигрантами. Во-первых, это нарушение правил пребывания и занятий трудовой деятельностью; во-вторых, незаконная хозяйственная деятельность: нелегальное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, браконьерство и т.д. Примечательно то, что правительство КНР настойчиво рекомендует своим предпринимателям соблюдать все российские законы. Но надо признать, что это, прежде всего, входит в компетенцию российских властей, и соблюдение мигрантами наших законов возможно только при улучшении системы управления обществом.

Как отмечает В.Г. Гельбрас 2 , китайская миграция породила в России треугольник противоречий. С одной стороны, она стала источником развития «серо-черных» схем транзитных операций, контрабанды других незаконных действий подобного характера. Она способствовала развитию промышленного шпионажа. Соответственно, эти явления породили к обществе реакцию недоверия к китайцам, стали предпосылкой к появлению в СМИ идеи «желтой опасности». С другой стороны, сами китайские мигранты часто становятся объектом посягательств на их честь, собственность со стороны и должностных лиц, и националистов. Мигранты нуждаются в защите со стороны российских властей, а часто – в полном покровительстве с их стороны. И наконец, китайцы могут сыграть огромную роль в преодолении демографических проблем России, в подъеме экономики страны и в решении многих социальных проблем. Массовая миграция из страны полезна государству, поэтому правительство проводит политику постепенной либерализации выезда за рубеж. Китайские ученые оценивают наращивание китайской миграции «вовне» в 1990-е гг. как закономерное явление, имеющее право на существование.

Известный российский китаевед и дипломат С.Н. Гончаров совершенно справедливо заявляет: «Главный вывод заключается в следующем: появление китайской общины в России – свершившийся факт, реальность нашей жизни. Мы сможем сделать подобное сожительство интересным и полезным для себя, и для китайцев только в случае, если будем вести себя реалистично…» 3 .

Проблема китайской миграции требует большого внимания со стороны государства, которое способно регулировать ее течение и предвидеть ее последствия. Именно налаженный механизм регулирования внутренних процессов российского общества является необходимым условием развития дружеских отношений с КНР.

1 Квазидиаспора (по А.Г. Ларину) – характерное название китайской общины, отражающее специфику её организации.

2 Гельбрас В.Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции. – М.; Муравей, 2004. – С.172.

3 Гончаров С.Н. О Китае средневековом и современном: Записки разных лет. – Новосибирск, 2006. С.356.


«Slon.ru» об отъезде экспатов из России
«Gazeta.ru» о вреде эмиграции
«Независимая газета» о гражданстве для русских Туркменистана
«РБК» о демографическом прогнозе до 2050 года
«Новые известия» о естественном приросте в России
«Forbes» о сокращении абортов в России
«Foreign Policy» об избирательных абортах в Китае
«Gazeta.ru» о влиянии неграмотности на незапланированные беременности

о влиянии миграции в Китае на Центральную Азию

Карта китайского мигранта — особое место Казахстана

В настоящее время Китай сталкивается с серьезными проблемами в сфере регулирования миграционных процессов. Важным фактором китайской внутренней и внешней миграции в условиях замедления темпов роста экономики в Китае становится стремительный рост безработицы в стране. По данным министерства труда и социального обеспечения (МТСО) КНР, в Китае число безработных к концу прошлого года составило около 20 млн человек.

Внутренние миграционные процессы в Китае
Процесс миграции, в условиях растущей урбанизации с одной стороны и увеличения «избыточной рабочей силы» — с другой, становится одной из самых злободневных проблем современного Китая. В настоящий момент на ситуацию оказывает большое влияние беспрецедентный рост числа безработных в связи с рецессией китайской экономики. Количество трудоспособного сельского населения КНР определяется в 510 млн человек, в числе которых более 160 млн официально считаются «излишней рабочей силой». По прогнозам китайских специалистов, к 2020 г. данный показатель достигнет 250 млн человек.
На современном этапе наблюдается тенденция к интенсификации процесса внутренней миграции в Китае. Число мигрантов стремительно растет. Для сравнения в 70-х годах численность мигрирующего населения оценивалась в 100 тыс. человек, в 80-х годах — 2-3 млн, в 90-х — в 5-7 млн, а в 2012 г. достигла 150 млн человек, что составило более 11% от общего количества населения КНР. Подобная тенденция оказывает значительное влияние на экономику и политику КНР, что делает проблему трудовой миграции одной из ключевых и сложных задач для китайского руководства.
Китайские исследователи отмечают, что более 80% составляют «нунминьгун», так называемые крестьяне-мигранты, стремящиеся трудоустроиться в городах. Наиболее интенсивно «нунминьгун» переселяются из центральных и западных провинций в крупные города, приморские регионы и свободные экономические зоны. По данным МТСО КНР основными провинциями исхода крестьян-мигрантов являются — Сычуань, Хунань, Фуцзянь, Цзянси, Хубэй, Хэнань и Аньхой, а городами достижения миграционных потоков — Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Чаньчунь, Харбин, Нанкин, Ухань.
Самое большое число сельских мигрантов отмечается в провинции Гуандун, где крестьяне-мигранты составляют более 10 млн. В Шанхае около 3,3 млн, в Пекине — более 2 млн и в провинцию Цзянсу мигрировало 2,5 млн рабочих преимущественно из сельскохозяйственных провинций Аньхой и Сычуань. Согласно переписи населения 2000 г., содержащей наиболее полные данные о мигрантах, 131 млн китайцев — 1/10 часть всего населения страны проживало вне мест постоянной прописки. С учетом ежегодного прироста населения демографическая и миграционная обстановка в настоящее время в Китае еще более обострилась.
Ситуация с переселенцами ухудшается также в связи с тяжелым социальным положением крестьян-мигрантов. В силу «сельскохозяйственной прописки» крестьянство не имело возможности покинуть деревню. Только в 2000 г. по мере постепенной ее отмены крестьянству представился шанс на миграцию в города, в результате чего стал наблюдаться быстрый рост городского населения. К примеру, в 2001 г. 37% населения Китая проживало в городах, согласно прогнозам китайских демографов, к 2030 г. в мегаполисах будет проживать 50% населения страны, к 2050 г. — уже 70%. Данная тенденция в среднесрочной перспективе может превратить Китай в страну с преобладающим городским населением. Согласно докладу, обнародованному исследовательским центром Госсовета КНР, в городах и мегаполисах в настоящее время насчитывается более 210 млн подавшихся на заработки крестьян-мигрантов, а соотношение горожан и сельчан составляет 39,1% — 60,9% соответственно.
Учитывая сложившуюся ситуацию, исследователи выделяют следующие основные факторы, влияющие на рост миграционных потоков в Китае:
— данный процесс обуславливается естественным движением трудовых мигрантов вследствие экономических преобразований в стране, межрегионального дисбаланса в развитии, уровня доходов населения и их качества жизни. К тому же миграцию стимулирует хроническая отсталость развития деревни от города;
— нерациональное использование земли и неравенство в распределении пахотных земель. На основе статистических данных за прошедшие 5 лет 80% всей земли, выделенной на строительство новых промышленных объектов (3100 млн га), были получены нелегально. В стране не прекращается массовое изъятие пахотных земель под городское, промышленное и транспортное строительство. К 2012 г. в Китае насчитывалось около 100 млн лишившихся земли крестьян. Острая ограниченность земель пригодных для обработки в сельском хозяйстве порождает для крестьян и для общества в целом как экономические, так и социальные проблемы:
— естественный прирост населения. Ежегодно в Китае в трудоспособный возраст вступают около 10 млн человек.
Одновременно с этим, следует выделить основные последствия интенсификации миграционных процессов в Китае. По оценке специалистов, масштабная миграция сельского населения в экономически развитые районы имеет как позитивные, так и негативные последствия:
- с одной стороны, данный процесс эффективно способствует избавлению от низкодоходного способа аграрного производства, сложившегося на базе мелкого крестьянского хозяйства. Кроме этого, крестьяне-мигранты удовлетворяют спрос на рабочую силу в городах, в основном в строительной индустрии. Часть мигрантов нанимаются на работу в крупные сельскохозяйственные кооперативы, расположенные в пригородах мегаполисов;
- с другой стороны, несмотря на потенциальную возможность принятия большого числа населения в промышленно развитых районах, необходимо учитывать, что миграционный процесс обостряет там социальную обстановку. Крайне напряженная ситуация ощущается в сфере занятости населения, наблюдаемый рост числа мигрантов приводит к увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру и росту правонарушений. Именно преступность сегодня является наиболее негативным моментом миграции. К примеру, в провинции Гуандун более половины преступлений совершаются рабочими из сельских районов, в СЭЗ на их долю приходится 70-80% правонарушений.
Следует отдельно выделить, что крестьяне-мигранты, проживающие в городах, не имеют полноценного доступа к системе образования и медицинскому страхованию, получают меньшую зарплату и не обладают гарантированным пенсионным обеспечением, а также не могут закрепиться на постоянной основе по месту работы.
Отметим, что только с 2001 г. правительство КНР обратило внимание на проблему миграции и начало принимать конкретные меры по улучшению условий жизни крестьян. Вслед за этим в период с 2001-2005 гг. последовал ряд правительственных решений, значительно упрощающих процедуру трудоустройства переселенцев. В конце 2008 г. по требованию МТСО КНР, всем соответствующим ведомствам на местах было поручено обеспечить рабочих-мигрантов медицинской страховкой, при этом особо выделяются обрабатывающая, строительная и другие производственные отрасли, где сосредоточены рабочие-мигранты.
Помимо естественных потоков миграции в Китае так же существует санкционированный правительством проект по управлению миграционными процессами или так называемая стратегия масштабного освоения запада.
В целях решения ряда накопившихся проблем, в том числе демографических и миграционных, китайское руководство с 2001 г. в рамках реализации данной стратегии направляет часть населения из восточных провинций в национальные окраины. В качестве конкретной цели реализации концепции в течение 50 лет (2000-2050 гг.) планируется повысить уровень жизни населения в западных районах более чем на 5% в год, что, по мнению китайских специалистов, позволит довести качественные и количественные показатели до среднего уровня по стране.
Важным направлением данного курса является кадровая политика, согласно которой для квалифицированных специалистов и членов их семей при согласии на переезд в западные части страны создаются льготные условия для жизни и обучения детей. То есть, в западные районы привлекаются технические специалисты из восточных и центральных районов Китая. За последние 50 лет количество мигрантов в одном только СУАР возросло с 4% до 40%, причем основная их часть переселилась с началом реализации программы «большого освоения запада».
Инициированная Цзян Цзэминем стратегия и реализуемая уже нынешними лидерами КНР программа переселения части населения в западные регионы КНР призвана перенаправить естественный поток миграции в противоположную сторону. Вследствие этого, проводимый компартией Китая курс сталкивается с определенными препятствиями. Так, например, масштабное переселение этнических ханьцев в западные провинции Китая приводит к обострению социально-политической ситуации в Тибете и СУАР. Более того, следует обратить внимание на то, что одновременно с техническими специалистами, в западные районы также активно переезжает масса людей из наиболее бедных центральных провинций, не имеющих определенную рабочую квалификацию. В этой связи ряд казахстанских и российских экспертов считают, что это не столько решение проблемы недостатка людских ресурсов в западных районах КНР, сколько преднамеренная разгрузка перенаселенных областей.
Руководство Компартии КНР в поисках решения миграционных проблем может также рассматривать вопрос о стимулировании эмиграции населения за пределы Китая. В этом плане, вместе с российским Дальним Востоком не исключается и центральноазиатский вектор потенциальных маршрутов китайских миграционных потоков.

Влияние на Центральную Азию
Существующие и планируемые центральноазиатско-китайские крупные проекты, а также наличие совместных предприятий формируют возрастающую тенденцию иммиграционных, прежде всего, трудовых и нерегулируемых потоков миграций из Китая в ЦАР. Так, в последние годы в странах региона наблюдается заметный рост присутствия китайских граждан в сфере услуг, строительной, торгово-экономической, сельскохозяйственной, промышленной и транспортной отраслях.
На официальном уровне, Пекин придерживается позиции, при которой всячески отрицает явное стимулирование эмиграции китайских граждан из страны. Однако можно предположить, что есть вероятность поощрения выезда китайских граждан за границу, несмотря на то, что в правительственных источниках и заявлениях высокопоставленных китайских чиновников не отмечается явная поддержка эмиграции китайцев.
Так, например, в 2002-2003 гг. в 50 городах Китая был введен свободный порядок оформления заграничных паспортов, вследствие чего возникло более 200 компаний, которые нанимают китайских граждан на работу за рубежом. В результате, это способствовало росту эмиграции нелегальной рабочей силы за границу, прежде всего в соседние страны. При оценке потенциальных рисков, связанных с миграцией граждан КНР в страны ЦА, следует обратить внимание на то как в течение 30-40 лет будет изменяться социально-экономическая и демографическая ситуация в граничащем с Казахстаном СУАР КНР.
В настоящее время Казахстан занимает особое место в центральноазиатском векторе китайской миграции. Специалисты выделяют следующие типы миграционных потоков из Китая в Казахстан:
1) репатрианты (оралманы), на долю которых приходится основная масса мигрантов из КНР в республику;
2) трудовые и коммерческие мигранты;
3) нерегулируемые потоки мигрантов.
Во вторую группу входит наибольшее число ханьского населения Китая. В результате развития малого китайского и совместного казахстанско-китайского бизнеса количество трудовых и коммерческих мигрантов, приезжающих из КНР в Казахстан постепенно увеличивается.
Число трудовых мигрантов из Китая растет, в частности, в результате проводимой Китаем политики. При реализации казахстанско-китайских крупных проектов китайская сторона традиционно старается предоставлять максимальное количество требуемых рабочих. В итоге получается, что при реализации совместных проектов на территории Казахстана более 60-70% рабочих составляют китайские граждане. Сейчас в Казахстане легально работают около 10-15 тыс. китайских граждан.
Основную массу третьей группы составляют нелегальные трудовые мигранты. По данным исследовательского совета по миграции стран СНГ при Центре миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в Казахстане число нелегальных рабочих превосходит легальных трудовых мигрантов. Кроме этого, нелегальная миграция практически всегда сопровождается ростом криминализации многих сфер общества и усиливает коррупцию среди регулирующих миграцию служб. Так же данный тип миграции стимулирует рост теневого сектора экономики в силу того, что нелегальные мигранты вынуждены трудиться без временной регистрации и уплаты налогов.
Таким образом, оценивая современную миграционную ситуацию в Китае в условиях зарождающегося нового экономического кризиса, необходимо обратить внимание на потенциальную возможность роста эмиграции китайских граждан за рубеж. В этом плане, восточные регионы России, Казахстан и центральноазиатские страны могут стать вероятными маршрутами миграционных потоков из Китая.



Просмотров