Кади - верховный судья по шариату. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Надежный пример окажется спасительным в устранении некомпетентности при написании официального документа. Это откроет способ сохранить ресурсы на оплате адвоката. Сэкономленные деньги для всех полезны. Прежде чем использовать шаблон, очень советуем хорошо проверить написанные в нем нормы постановлений. Сейчас они вполне могут потерять свою актуальность.

Шариатский суд – в мусульманском государстве, возглавляемый кади, определенный орган правосудия. Юрисдикция и организация шариатского суда, равно как и применяемые им правила рассмотрения дел процессуальной формы, регулируются фикхом, в том числе теми его институтами, касающимися статуса кади, свидетельских показаний, доказательств и записи судебных дел. Шариатский суд был основным институтом, который применял мусульманское право, с самого первого момента становления мусульманского государства. В настоящее время в ряде мусульманских стран шариатские суды сменились общегражданскими, но в некоторых до сих пор продолжают функционировать.

Шариатский суд как орган правосудия исламского государства

Шариат - широкое понятие, объединяющее юридические и нравственные нормы, а также предписания культа: регламентацию религиозных праздников, поста, молитв, других обязанностей мусульман. Шариатский суд - основной институт, применяющий исламское право. До XIX века в подобных системах мусульманских государств суды кади играли главенствующую роль. Позже эти органы правосудия в большинстве восточных стран были вытеснены светскими судами, применяющими законодательство европейского образца. Однако в настоящее время в Иране отдельно от всей системы страны действует Особый духовный суд. В Йемене, несмотря на влияние европейских норм на развитие отдельных отраслей, мусульманско-правовая традиция остаётся преобладающей. Судебная система Афганистана представляет собой сочетание традиционного шариатского права с некоторыми нормами европейских правовых систем.

В Саудовской Аравии и Пакистане шариатский суд в настоящее время остаётся основным органом правосудия. В этих странах положения нормативно-правовой части шариата - фикха - определяют нормы поведения мусульман в обществе, организацию, юрисдикцию суда, в том числе статус кади, порядок предъявления доказательств, слушания свидетельских показаний, протоколирование судебных заседаний.

Статус судьи в шариате

Орган правосудия в исламском государстве возглавляет шариатский судья - кади, назначаемый правителем страны. В должностной иерархии статус чиновника, занимающего должность кади, выше, чем статус имама мечети. На столь ответственную должность назначается специалист по праву, имеющий высшее религиозное образование. По сути, судья в шариате - глава мусульман города или округа. Кади в участковом суде первой инстанции уполномочен принять единоличное решение по любому рассматриваемому делу. Если оно находится в апелляционной инстанции округа, то решение выносят трое судей. Шариатский суд носит персональный характер. Значит, особенности личности кади влияют как на справедливость принятия того или иного решения, так и на степень суровости наказания.

ШАРИАТСКИЙ СУД

См. также в других словарях:

ШАРИАТСКИЙ СУД - орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских… … Юридический словарь

шариатский суд - орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских… … Большой юридический словарь

Федеральный шариатский суд - Federal Shariat Court عدالت عظمیٰ پاکستان Вид шариатский суд … Википедия

Судебная система Израиля - Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Пакистан - Исламская Республика Пакистан Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Южной Азии, на севере… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Структура шариатской судебной системы - Необходимо заметить, что согласно исламской доктрине шариатская судебная система выглядит так: 1. Высшая судебная шура, возглавляемая главой государства назначение судей и высшая апелляционная инстанция по наиболее значимым делам. 2. Система… … Википедия

Рияд-Ас-салихин - Риядус Салихийн, «Исламский (разведывательно диверсионный) батальон шахидов Риядус Салихийн» (араб. «Сады праведников») разведывательно Диверсионная группа, которая, по утверждению одного из лидеров чеченских сепаратистов Шамиля Басаева, была… … Википедия

Риядус-Салихьийна - Риядус Салихийн, «Исламский (разведывательно диверсионный) батальон шахидов Риядус Салихийн» (араб. «Сады праведников») разведывательно Диверсионная группа, которая, по утверждению одного из лидеров чеченских сепаратистов Шамиля Басаева, была… … Википедия

Рияд Салихин - Риядус Салихийн, «Исламский (разведывательно диверсионный) батальон шахидов Риядус Салихийн» (араб. «Сады праведников») разведывательно Диверсионная группа, которая, по утверждению одного из лидеров чеченских сепаратистов Шамиля Басаева, была… … Википедия

ШАРИАТСКИЙ СУД И ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ПРАВО

Шариатские суды, как органы правосудия в мусульманских государствах, скоро могут стать нормой законодательства ведущих стран мира, включая США, Европу и даже Россию. Именно об этом можно судить по многочисленным высказываниям различных должностных лиц и влиятельных СМИ этих стран. Количество мусульман во всех этих странах устойчиво растет из года в год, поэтому не случайно политики уже всерьез обсуждают вопрос о возможностях сочетания процессуальных правил мусульманского и светского мира.

Что такое шариатский суд? Где и когда его нормы и правила де факто уже применяется многие годы в странах ЕС и США? Как изменится мир, если они будут законодательно закреплены в Европе, Америке и России?

  • Что же такое шариат и почему это слово наводит ужас в преимущественно христианской Европе?
  • Шариат опирается на Коран и фикх. а также включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения, пояснили эксперты землячества Турции Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:

    ■ шариат. Значение арабского слова "аш-шариа" переводится как "источник, фундаментальные основы веры". Это слово в значении «прямой путь» или «источник веры» встречается уже в первой суре священной книги Коран, которая носит название «аль-Фатиха». В более широком смысле, шариат - это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина. Шариат основан на положениях, содержащихся в Коране и Сунне. Он включает в себя элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие нормы, установленные в исламском обществе;

    ■ фикх. На основе шариата формулируются конкретные нормы фикха, регламентирующие правоотношения в различных сферах – от семьи до государства и экономики. Он, помимо Корана и Сунны, может также основываться на согласованном мнении наиболее авторитетных мусульманских ученых, а также на суждении известных правоведов о прецеденте. Также он может в себя включать элементы традиционных правовых обычаев некоторых народов. Таким образом, фикх включает в себя всю практику исламского судопроизводства, которая так часто шокирует западного обывателя.

    ■ цели шариата. Главная задача шариата – это защита:

    Человеческой жизни, как бесценного дара и уникальной возможности убедиться в божественной мудрости;

    Религии и способов ее исповедания, контроль за тем, чтобы верующий на протяжении всей жизни не откланялся от истинного понимания своей религии;

    Права человека на собственную точку зрения;

    Имущества, как материального, так и интеллектуального, ибо только оно обеспечивает благосостояние верующего и возможность служения ближнему.

    Семьи, семейных ценностей, преемственности поколений, которая позволяет передавать потомкам священное знание и интеллектуальное наследие.

    Четкое следование приверженца ислама пяти целям религиозного закона означает лучший способ выразить свое благоговение перед Аллахом.

    ■ система запретов и наказаний. Как и любая правовая система шариат строится на предписаниях и запретах. Это:

    Обязательные, строго предписанные обязанности;

    Обязанности, очень близкие к строго предписанным;

    Желательные действия;

    Действия, которые совершаются лишь изредка;

    Нейтральные действия;

    Нежелательные действия;

    Действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие;

    Строго запрещённые действия.

    Последнюю категорию называют «харам» и к ней относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:

    80 ударов плетью за ложное обвинение;

    Отсечение руки за воровство;

    Смертная казнь за вероотступничество.

  • Где в современном мире существует главенство шариатского суда?
  • До XIX в. шариатские суды занимали основное место в правовых системах мусульманских стран. С середины XIX в. в большинстве этих государств были образованы светские суды, которые начали применять законодательство европейского образца:

    ■ роль шариатского суда в жизни мусульманина. Постепенно роль шариатских судов начала уменьшаться и свелась исключительно к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п. До революции 1917 года шариатские суды действовали и в мусульманских регионах Российской империи, но они могли применять только те нормы, которые не противоречили действующему законодательству. После 1917 года кое-где (например, на Северном Кавказе) были восстановлены шариатские суды, но в 1920 годах большевики их полностью ликвидировали;

    ■ шариатские суды в наши дни. Шариат является главной судебной нормой в таких странах, как: Саудовская Аравия, Иран. Иордания, Йемен, Оман и Ливия. В Малайзии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане, ОАЭ, Кувейте, Катаре, Брунее, Бахрейне, Джибути, Египте, Тунисе, Ливии и Мавритании он используется наравне с другими правовыми нормами. В ряде регионов Бангладеш, Нигерии, Судана и Сомали также практикуется шариат. На уровне семейных отношений нормами исламского права вполне официально руководствуются в Марокко, Алжире, Индонезии и на Филиппинах.

  • Шариатские суды в Европе: резонансные высказывания, слухи, предположения
  • На практике в Европе уже многие годы рассматриваются многие судебные иски между гражданами мусульманского вероисповедания в соответствии с нормами шариата. В таких сферах гражданского права, как бракоразводные процессы и наследование имущества применяется так называемое международное гражданское право. И если речь идет о гражданах Ирана или Саудовской Аравии (где в ходу шариат), то суд в Германии учитывает в отношении их иранское или саудовское законодательство, прибегая, таким образом, к шариату.

    ■ Германия. Министр юстиции федеральной земли Рейнланд-Пфальц Йохен Хартлофф в интервью, данному агентству Berliner Zeitung, предложил разрешить в Германии суды шариата. Он считает, что можно применять исламские нормы в спорах, касающихся денежных и семейных отношений. Уголовные преступления он предложил исключить из ведения судов шариата. «Каменный век мы терпеть не будем. Побивание камнями противоречит правам человека» - пояснил свою позицию министр. Его высказывание сразу же вызвало широкую дискуссию в немецком политикуме. Министр юстиции федеральной земли Гессен Йорг-Уве Хан подчеркнул, что правосудием в Германии занимаются немецкие суды и дублировать их функции исламскими не имеет смысла. А один из высокопоставленных представителей блока христианских партий ХДС/ХСС высказался за то, что введение отдельных судов для мусульман поможет их интеграции в германское общество;

    ■ Великобритания. Фактически так же дело обстоит и в Объединенном Королевстве, где минимум с 1982 года местные суды вынуждены учитывать нормы шариата в имущественных спорах иммигрантов. В прошлом году духовный глава англиканской церкви епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс предположил неизбежность введения в Великобритании некоторых норм шариата,в частности в бракоразводных процессах мусульман и решении финансовых споров.Епископ Кентерберийский объясняет свое высказывание тем, что мусульман Великобритании нужно избавить от выбора или быть лояльным своей стране, или своей вере;

    ■ в Англии шариатские суды, по сути, играют роль третейских судов. Так если между двумя мусульманами возникает имущественный спор, они могут по обоюдному согласию обратиться не к светскому судье, а к местному имаму. Точно так же уже более века в Британии действует иудейский суд, но пока никто не поднимал панику по поводу наступления еврейской культуры на старую-добрую Англию;

    ■ Нидерланды. В Голландии судьям разрешено применять нормы шариата, если они не вступают в противоречие с законами страны;

    ■ Бельгия. В Бельгии осенью прошлого года тоже открылся первый шариатский суд – пока он рассматривает лишь гражданские дела;

    ■ США. В американском штате Оклахома судам разрешили учитывать при вынесении решений нормы шариата;

    Российская Федерация. 24 апреля 2012г. в интервью телеканалу РЕН ТВ адвокат Дагир Хасавов заявил о необходимости введения в России шариатских судов. Он сказал, что "мусульмане не хотят ввязываться в судебную систему", что они будут устанавливать свои правила, а "любые попытки это остановить обольются кровью". Высказывание юриста имело мощнейший резонанс, официальные мусульманские организации сразу же постарались дистанцироваться от него. Высокопоставленные духовные лица заявили, что в муллы и так помогают мусульманам разбираться в вопросах, связанных с религией, семьей и наследством, и что исламский суд уже представлен в России религиозными судьями (кадиями), решения которых носят чисто рекомендательный характер и не противоречат светскому суду. Сам же адвокат вынужден был объяснять свои слова, сказав, что его не так поняли.

    Однако, вскоре в интервью «Русской службе новостей» председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин неожиданно сказал буквально следующее: «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы.

    Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины». Его поддержал Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, считающий, что шариатские суды вполне допустимы в России в качестве третейских судов. Естественно, все это привело к очень оживленной дискуссии.

    Как видим, в Европе и России все происходит примерно по одному и тому же сценарию, когда значение вполне привычного и давно интегрированного в общественную жизнь явления вдруг многократно преувеличивается. Тут же возникает новый информационный повод, возможности для спекуляций и скандалов и, как следствие, для приобретения политических очков. Однако особую тревогу вызывает тот факт, что в данном случае затрагивается одна из самых болезненных и взрывоопасных тем – религиозная.

  • Шариатский суд: что можно, а что нельзя мусульманам трейдерам во всем мире?
  • Исходя из особенностей в каждой стране, и строят свою деятельность брокеры и диллинговые центры. Например, в Малайзии. небольшой восточноазиатской стране с населением всего в 30 млн. человек, Национальный совет по исламу обнародовал фетву (решение по вопросу соответствия каких-либо сторон жизни человека и общества канонам ислама), в которой торговля на международном валютном рынке (Форекс-рынке) объявлена противоречащей шариату. Глава совета доктор Абдул Шукор Хусин пояснил, что в самом механизме международного валютного рынка заложена возможность спекуляций, что противоречит законам ислама. Лично у доктора А. Хусина вызывают настороженность еще два факта, тесно связанные с Форекс-рынком: слишком много вариантов торговли, часть которых явно противоречат исламу, а другая часть просто сомнительна, а также то, что на валютном рынке торговля идет через Интернет (подробнее Ислам: в чем особенности брокерских услуг Forex в мусульманских странах?).

    Форекс брокеры нашли выход из даной ситуации, предлагая своим трейдерам исламские счета Форекс, так называемые счета Swap-free, согласно которым проценты за перенос позиций не платятся. Так что, мусульмане могут торговать валютами легко и без всякого беспокойства относительно нарушения законов шариата. Как правило, эти счета предлагаются только для мусульман, чтобы свести к минимуму злоупотребления на замене счетов. Есть небольшой недостаток в том, что большинство брокеров берут плату за эту услугу, чтобы заменить доходы, которые они могут потерять при наличии замены бесплатных аккаунтов, объяснил представитель компании Manors Group Broker, которая входит в ведущий рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V.

    Редколлегия журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме трейдеров форекс. как вы думаете, существует ли реальная возможность учреждения шариатских судов за пределами исламского мира?

  • Слово «шариат» сегодня известно практически каждому, и у большинства людей оно вызывает тревогу. Проблема в том, что чаще всего с этим понятием связывают все самое жестокое, что может присутствовать в человеческой морали. Однако на самом деле он представляет собой прямо противоположное и уж, во всяком случае, справедливое. Стоит разобраться в этом термине и в том, что он в себя включает.

    Определение и характеристика исламского права

    Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и . Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.

    У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.

    Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.

    Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в , часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.

    В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:

    1. Иордании;
    2. Саудовской Аравии;
    3. Пакистане;
    4. Йемене,
    5. Иране;
    6. Ливии;
    7. Омане.

    В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.

    Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен , который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законамрешаются споры о земле, а согласно адату – об , либо о .

    Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.

    Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.

    Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.

    Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия. Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего. Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.

    Законы, нормы и правила шариата

    Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:

    • маликитский;
    • ханафитский;
    • ханбалитский;
    • шафиитский.

    Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.

    Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:

    • обязательные к исполнению (фард, ваджиб);
    • рекомендуемые (мандуб, суннат);
    • не приветствующиеся (макрух);
    • строго запрещенные (харам).

    Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.

    Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.

    Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.

    Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.

    Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.

    Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.

    Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.

    Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.

    Шариатский суд – запреты и наказания

    Если шариат устанавливает нормы, необходимые к соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.

    К хараму относятся:

    • неправомерное убийство;
    • лжесвидетельство;
    • многобожие;
    • воровство;
    • занятия колдовством и гаданием;
    • склонность к азартным играм;
    • прелюбодеяние;
    • клятвопреступление;
    • грубость по отношению к родителям.

    В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.

    Нельзя не отметить и такой харам, как убийство. Здесь рассматривает под запретом не убийство как таковое, а разграничивает его. Например, убить соседа из ревности или мести – это харам. Но существуют условия, при которых убийство не является запретом.

    Согласно исламским нормам можно безнаказанно убить преступника (если убивающий является палачом), нападающего на мусульманина, а также врага, который является неверным. Последний момент относится к .

    За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.

    Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:

    • назидательных;
    • отмщающих;
    • пресекающих.

    Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.

    Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.

    А также предписания культа: регламентацию религиозных праздников, поста, молитв, других обязанностей мусульман. Шариатский суд - основной институт, применяющий исламское право. До XIX века в подобных системах мусульманских государств суды кади играли главенствующую роль. Позже эти органы правосудия в большинстве восточных стран были вытеснены светскими судами, применяющими законодательство европейского образца. Однако в настоящее время в Иране отдельно от всей системы страны действует Особый духовный суд. В Йемене, несмотря на влияние европейских норм на развитие отдельных отраслей, мусульманско-правовая традиция остаётся преобладающей. Судебная система Афганистана представляет собой сочетание традиционного шариатского права с некоторыми нормами европейских правовых систем. В Саудовской Аравии и Пакистане шариатский суд в настоящее время остаётся основным органом правосудия. В этих странах положения нормативно-правовой части шариата - фикха - определяют нормы поведения мусульман в обществе, организацию, юрисдикцию суда, в том числе статус кади, порядок предъявления доказательств, слушания свидетельских показаний, протоколирование судебных заседаний.Статус судьи в шариате

    Орган правосудия в исламском государстве возглавляет шариатский судья - кади, назначаемый правителем страны. В должностной иерархии статус чиновника, занимающего должность кади, выше, чем статус имама мечети. На столь ответственную должность назначается специалист по праву, имеющий высшее религиозное образование. По сути, судья в шариате - глава мусульман города или округа. Кади в участковом суде первой инстанции уполномочен принять единоличное решение по любому рассматриваемому делу. Если оно находится в апелляционной инстанции округа, то решение выносят трое судей. Шариатский суд носит персональный характер. Значит, особенности личности кади влияют как на справедливость принятия того или иного решения, так и на степень суровости наказания.

    Наказания, предусмотренные шариатом

    Шариатский суд назначает за прелюбодеяние раджм - жесточайшее наказание в виде избиения камнями до смерти. Однако такой приговор выносится лишь в том случае, если факт прелюбодеяния подтверждён четырьмя свидетелями, а сами преступники признались в грехе, а также в том, что сделали это без принуждения. Кроме того, приговорённые к смерти должны быть совершеннолетними и находиться в здравом рассудке. Нормы шариатского права позволяют казнить путём отсечения головы мечом. Саудовская Аравия остаётся единственной страной в мире, где публично на площади обезглавливают мужчин и женщин. В шариатском правосудии предусматриваются чрезмерно жестокие меры наказания за воровство: за совершённое впервые - отсекают четыре пальца правой руки, за повторное - половину левой ступни. 100 ударов хлыста полагается неженатому мусульманину, впервые совершившему прелюбодеяние. На 20 ударов меньше - тем, кого уличили в лжесвидетельстве. За непредумышленное убийство суд выносит решение о денежном возмещении.

    О судьбе шариатских судов в Дагестане и причинах их отмены

    Почти 90 лет назад, в 1927 году, было официально отменено действие шариатского права в Дагестане. Совнарком республики издал постановление об упразднении шариатских судов на территории ДАССР. Эта правовая система действовала в Дагестане в течение почти двенадцати столетий и горцы с трудом простились с ней. Вполне ожидаемо это вылилось в восстания и акты гражданского неповиновения в разных частях Дагестана. При этом то, как шариатские суды были инкорпорированы в советское правосудие, является весьма любопытным прецедентом и заслуживает отдельного внимания.

    О роли шариатского правосудия в Дагестане на протяжении веков

    Шариатская правовая система зародилась в Дагестане вместе с распространением ислама. Известно, что поначалу, на протяжении 7 и 8 веков новая религия сумела проникнуть в Южный и частично Центральный Дагестан. Затем, постепенно, на протяжении долгих столетий ислам распространялся по остальным частям Дагестана. Само собой разумеется, что за этим процессом шло и распространение шариатской правовой системы. Исламская доктрина предполагает, что ее правовые нормы являются императивными для мусульманской общины. Этим во многом был обусловлен теократический характер многих государственных образований Дагестана. К таковым можно причислить те общины, руководителем исполнительной власти в которых были духовные лидеры, шариатские судьи – кадии. Наряду с другими духовными лицами – эфенди они осуществляли и судебную и исполнительную власть. При таком разграничении полномочий, можно отметить, что законодательную власть осуществляли руководители родовых объединений – тухумов во время совещаний аксакалов.

    Несмотря на верховенство шариатского права в таких образованиях, помимо него существовало и традиционное право, основанное на местных обычаях и традициях. Как правило, оно уступало шариатскому праву в приоритетности, хотя очевидно, что такие правовые прецеденты, как легитимность обычая кровной мести, свидетельствует о том, что блюсти такой порядок вещей было непросто и традиционное право могло иметь больший приоритет. Также такие примеры свидетельствуют о компромиссном характере локальной правовой системы, в рамках которой шариат с адатами шли на взаимные уступки. В феодальных образованиях – ханствах или бекствах – также имела место смешанная правовая форма, основанная на симбиозе местных обычаев с религиозными канонами ислама. После присоединения Дагестана к Российской империи, новые власти не стали спешить менять привычный для горцев порядок вещей. Было установлено, что уголовные дела решались представителями местной царской администрации – как правило, окружным руководством. А гражданские и имущественные вопросы позволялось решать привычным для дагестанцев образом – согласно их религии и традициям.

    Сталинское обещание

    На рубеже эпох, когда рухнула Российская империя и по стране победоносно шла советская власть, на месте прежней Дагестанской области была провозглашена ДАССР. При этом новые власти учитывали высокую степень религиозности местного населения и проводили осторожную политику по отношению к мусульманскому духовенству, исламу и шариатскому праву.

    Во время провозглашения ДАССР тогдашний нарком по делам национальностей РСФСР Сталин заявил, что Дагестан должен управляться согласно своим особенностям, своему быту и обычаям. «Нам сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьезное значение. До нашего сведения также дошло, что враги советской власти распространяют слухи, что советская власть запрещает шариат. Я здесь от имени правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев. Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию. Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены ».

    Естественно, задача построения нового социалистического общества не могла предполагать существование в стране какой-либо альтернативной или параллельной правовой системы или доктрины помимо советской. Поэтому без риска ошибиться можно отметить, что озвученное Сталиным было не очень искренним. Формально это даже не скрывалось, что становится видно из названия положения о шариатских судах - « Временное положение о шариатских судах в ДССР», в где в первой же статье которой оговорено, что: «В виде временной меры, учитывая особые условия Дагестанской действительности, наряду с народными судами на территории ДССР сохраняется и действует единая система шарсудов, а именно:1) сельский шарсуд, 2) окружной и районный шарсуд и 3) высший шарсуд… ». В статье 11 уточнялся порядок надзора за деятельностью судов: « …Непосредственный надзор за деятельностью сельских шариатских судов принадлежит окружным или районным шарсудам, а надзор за посредниками принадлежит Высшему шариатскому суду; общий надзор за всеми шариатскими судами принадлежит отделу шариатской юстиции... »

    Учитывая такой подход к решению вопроса о шариатских судах, в республиках Северного Кавказа, в том числе в Дагестане, сохранялись шариатские суды. Весьма любопытно взглянуть на то, каким образом было организовано шариатское правосудие органами советской власти. В некоторых случаях вместе с шариатом шло и применение адатов. Доктор юридических наук Исмаилов М.М. отмечает, что регламентация шариатского правосудия осуществлялась местными советскими органами. Сельский шарсуд состоиял из 3-х лиц: одного шариатского судьи, избранного сельским советом, политически благонадежного и двух очередных народных заседателей, кроме того, избирается запасный кандидат в шарсудьи. Шариатские судьи избирались на один год. "… Шариатский суд окружной или районный состоит из одного председателя - знатока шариата, назначаемого окрисполкомами, и двух очередных заседателей по списку, составленному для народного суда... "

    И статья 5 «….Высший шариатский суд находится при шариатском отделе наркомюста, состоит из председателя - знатока шариата, он же заведующий шариатским отделом, и двух членов, из коих один знаток шариата, а другой из трудового элемента населения… »

    В Дагестане шариатские суды рассматривали все категории гражданских, уголовных, наследственных и бракоразводных дел. В случае, если один из участников судебного разбирательства не был мусульманином, то дело подлежало рассмотрению в народном суде. Во всех других случаях, если обвиняемый был мусульманином, то согласно постановлению Дагревкома дело было подсудно только шариатским судебным учреждениям. Говоря о компетенции шариатских судов в Дагестане, следует понимать, что в тот или иной временной период их компетенция сильно различалась. В качестве общей тенденции можно отметить то, что вплоть до полной отмены шариатских судов, их поле применения неуклонно сужалось.

    Шариатские суды могли разбирать не только гражданские дела, но и уголовные, вплоть до самых тяжких преступлений. Разбирались также наследственные, бракоразводные и имущественные вопросы. Но уже в 1920 г. ЦИК Дагестана утвердил «Временное положение о шариатских судах в ДАССР», существенно ограничившее сферу действия шариата. Введение компетенции шариатских судов в более узкое русло произошло, прежде всего, за счет сокращения видов уголовных дел, подсудных им.

    20 октября 1921 г. революционный комитет Дагестана вынес постановление о полном изъятии из компетенции шариатских судов всех категорий уголовных дел. С этого времени за шариатскими органами Дагревком оставил рассмотрение только гражданских, наследственных и бракоразводных дел мусульман. Сельский шариатский судья избирался местным сельским Советом на срок до одного года. При этом кандидат в председатели сельского шариатского суда должен был быть политически благонадежным. Сами шариатские суды находились на государственном обеспечении, что давало им статус государственных органов. Кстати, обходилось они казне в 2-3 раза дороже судов общей юрисдикции.

    Вскоре после отмены шариатских судов в Дагестане стали назревать протестные настроения в обществе. Страну гор охватили локальные восстания тех, кто не желал мириться с отменой шариатского права. Протест назревал тем сильнее, поскольку отмена шариатских судов сопровождалась гонениями на религию, закрытием мечетей и медресе, тотальной пропагандой атеизма. В Юждаге, где советская власть особенно рьяно пыталась насадить атеизм, произошло несколько восстаний против властей.

    Среди них наиболее яркими можно назвать восстание шейха Гаджи Эфенди Штульского и Хновское восстание. Оба восстания были вызваны несогласием общественности с новыми порядками в советском Дагестане. Лидеры повстанцев требовали у советской власти восстановления шариатских судов. Между тем, смотря на события той эпохи с высоты нашего времени, совершенно ясно, что иначе и быть не могло. Советская власть просто не могла допустить существования в стране параллельной правовой системы, да и к тому же имеющей с ней фундаментальные расхождения, и не являющейся даже светской.

    Немаловажную роль играло и то, что советское государство было не просто светским, но и открыто антирелигиозным, проповедовавшим атеизм. При этом, первоначальная лояльность советской власти к мусульманскому религиозному права была продиктована необходимостью получить поддержку мусульман или минимизировать риски восстания с их стороны в период становления советской власти и борьбы с внутренними и внешними врагами.

    Реже - "диван шарий": арабская калька с русских выражений "шариатский суд", "шариатская канцелярия", сокращенно "шарсуд" - судебная инстанция, учрежденная в послереволюционной России для мусульман Северного Кавказа. Основным источником права для шариатских судов признавались нормы шариата. На западе региона махкамы шария следовали ханафитскому толку фикха, на востоке - шафиитскому (среди мусульман-суннитов) и джафаритскому (среди мусульман-шиитов).

    Восстановление шapиaтa в полном объеме было одним из главных лозунгов революции 1917 года на Северном Кавказе. Решение о создании первых махкам шария приняли I Съезд горских народов Кавказа во Владикавказе в мае 1917 г. и I Съезд народов Терека в Моздоке в январе 1918 г. Городские суды (араб. "махаким/дававин ал-мадина") открылись во Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре и других крупных городах, сельские суды (араб. "махаким/дававин ал-карйа") - в отдельных селениях в горах, предгорьях и на равнине. К ним перешли функции так называемых словесных и народных судов, которые до революции разбирали уголовные и отчасти поземельные дела согласно местному обычному праву (адат), а гражданско-семейные и наследственные споры - по шapиaтy.

    В годы гражданской войны эти суды были преобразованы в военно-шариатские суды, игравшие роль военно-полевых трибуналов. "Положение о военно-шариатском суде" утверждено в январе 1919 года Советом министров Горской республики. Эти суды продолжали работать при сменявших друг друга военных режимах: турецких оккупационных властях, под властью полковника Л.Ф.Бичерахова и Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. Независимо от них с сентября 1919 по март 1920 г. в чеченском селении Ведено, дагестанских селениях Анди, Ботлих и некоторых других действовали махкамы шария Северо-Кавказского эмирата шайх ал-ислам Узун-хаджи. На территориях, контролируемых большевиками, в 1919-1920 годах работали революционно-шариатские суды. Махкамы шария использовались для расправы над политическими врагами. Так, в июле 1919 г. главный военно-шариатский суд Темир-Хан-Шуры приговорил к смертной казни У. Буйнакского и других советских работников Дагестана, арестованных деникинцами. В свою очередь, в марте 1920 года при большевиках члены этого суда были расстреляны по приговору Темир-Хан-Шуринского революционно-шариатского суда.

    После окончания гражданской войны в каждой советской автономии была создана своя иерархия шариатских судов. Основные принципы их деятельности закрепили "Положение о шариатских судах" Дагестанского Ревкома и ЦИК ДАССР от июня 1920 и июля 1922 гг., постановление "О введении шариатского судопроизводства" в Горской АССР от апреля 1921 г., законы о шариатских судах, разработанные в Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Северо-Осетинской, Чеченской и Ингушской автономных областях, на которые распались Горская АССР и Кубано-Черноморская республика.

    В Дагестанской АССР организация шариатского правосудия была трехступенчатой. Ее низовой уровень составляли сельские и городские суды - "шариатские тройки" из двух членов и председателея (дибира). Они рассматривали иски о разделе имущества размером до 300 рублей (в ценах 1922 года), гражданские и наследственных споры на сумму до 100 рублей, мелкие уголовные и поземельные дела. Апелляции на их решения подавались в окружные суды (араб. "махаким/дававин ан-нахийа") в составе "шариатской тройки", писца и рассыльного. Эти же суды рассматривали гражданские и наследственные споры, дела о разделе имущества на сумму до 1 тысячи рублей, поземельные тяжбы между селениями, убийства и другие тяжкие преступления. Кассационной инстанцией для махкам шария всех уровней были Шариатский подотдел и следственные комиссии при Народном комиссариате юстиции ДАССР.

    В Горской АССР и образовавшихся из нее автономиях система шариатского правосудия была иной. Основным его звеном были не сельские и городские суды, а окружные "шариатские тройки" во главе с кади (эфенди). Они разбирали гражданские и наследственные споры на сумму до 200 рублей, кражи размером до 50 рублей, другие мелкие уголовные правонарушения, а также составляли "списки порочных лиц", т. е. преступников-рецидивистов, подлежавших административной высылке за пределы региона или заключению в концентрационный лагерь. Наиболее широкими полномочиями шариатские суды обладали в Чечне и Ингушетии, где их решения могли быть обжалованы только в Верховном суде РСФСР, которому был поручен надзор за деятельностью махкам шария. В Кабардино-Балкарии и Адыгее кассационной инстанцией для махкам шария был местный Народный комиссариат юстиции. Наконец, в Кубано-Черноморской республике вместо махкам шария была учреждена должность кади в составе местных народных судов. Шариатские суды ежегодно разбирали от 30-50 (на Северо-Западном Кавказе) до 70-80% (a Дагестане и Чечне) всех судебных дел.

    Если в начале 1920-х гг. Советская власть пыталась привлечь на свою сторону мусульманское большинство населения Северного Кавказа, признав шариат "правомочным обычным правом" (И. В. Сталин), то накануне коллективизации окрепшее Советское государство решило уничтожить шариатское судопроизводство. В Горской АССР махкамы шария несколько раз то запрещали, то вновь открывали, пока окончательно не ликвидироваливали в августе-декабре 1922 года (на территории современной Северной Осетии с мусульманским меньшинством). В остальных автономиях в 1922-1924 годах их сняли с государственного обеспечения и перевели на содержание мусульманских общин, желавших судиться по шариату. Тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд, передавались в народные суды. В январе 1925 года махкамы шария были отменены в Адыгее и Кабардино-Балкарии, в январе 1926 года - в Ингушетии и Чечне, а в апреле-октябре 1927 года - в Дагестане. В 1928 году в УК РСФСР была введена Х глава "О преступлениях, составляющих пережитки родового быта". По ее ст. 203-204 уличенные в участии в махкамах шария на год ссылались в концентрационный лагерь.

    Насильственное объединение крестьян-мусульман в колхозы и гонения на махкамы шария вызвали волну долго не прекращавшихся крестьянских волнений. Крупнейшие из них: движения 1928-1929 годов в Кабарде (Баксанское и Верхнекурповское "дела"), восстания 1930 года в Большом Карачае, Дагестане и Северном Азербайджане (Дидойский и Хновский мятежи, "дело" шайха Штульского), бунты горцев Чечено-Ингушетии и Северного Дагестана в 1934-1936 и 1940-1942 годах. Одним из главных требований восставших было восстановление шариатских судов. Восстания были жестоко подавлены Красной армией при поддержке отрядов НКВД и частей особого назначения. В 1944 году чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Однако, несмотря на репрессии в 1930-50-х годах, во многих сельских районах Северного Кавказа и даже в среднеазиатской ссылке шариатские суды продолжали тайно действовать.

    После распада СССР на волне движения за мусульманское возрождение началось восстановление шариатских судов. Несколько десятков их учреждено в сельских и городских мусульманских общинах Дагестана и Чечни, единичные - в Адыгее, Карачае (Моздок), Кабарде (Нальчик) и Северной Осетии (Владикавказ). В 1996 году из Уголовного Кодекса РФ были изъяты статьи 212 и 235, приравнивавшие применение норм шариата к тяжкому преступлению, однако шариатские суды так и не были признаны в РФ. Их узаконили только в Чеченской Республике Ичкерия, где в 1996 г. рецепирован уголовный кодекс Судана, в целом основанный на нормах шариата, и в Ингушетии, где в декабре 1997 г. принят закон о мировых судьях, обязывающий их "руководствоваться нормами адата и шариaтa" (ст. 3). В отличие от 1920-х годов сегодня шариатский суд чаще всего представляет имам (дибир/эфенди) соборной мечети, который по пятницам председательствует на заседаниях совета старейшин общины и выполняет обязанности местного кади. Обычно эти суды ограничиваются разбором мелких уголовных и брачно-семейных дел, нотариальным оформлением завещаний. Наряду с шариатскими судами у мусульман Северного Кавказа работают российские народные и общественные третейские суды.

    Литература:

    • Мисроков З.Х. Исчезновение шариата в автономиях Северного Кавказа. - М., 1979.
    • Мисроков З.Х. Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа. Автореф. канд. дис. - М., 1979.
    • Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.). Горская республика (1918-1920 гг.): документы и материалы. -Махачкала, 1994.

      Источники:

    • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2., М., 1999.


  • Просмотров