К актам гражданского законодательства не относятся. Гражданское законодательство находится в ведении

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами.

1. Конституция Российской Федерации . Конституцией РФ провозглашаются основные принципы судопроизводства в Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). Это означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве дел должны непосредственно руководствоваться Конституцией РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора" (ч. 2 ст. 1 ГПК РФ).

Международные договоры. Правила международного договора Российской Федерации, а не нормы внутреннего законодательства, регулирующие иначе, чем в договоре, аналогичные правоотношения, применяются, если решение о согласии на обязательность данного договора для России было принято в форме федерального закона.

3. Федеральные конституционные законы . В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, является ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Отношения в области гражданского судопроизводства регулируются и ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ . Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2003 г.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ГПК РФ, другими федеральными законами, а также ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" определяет требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения (избрания) на должность, срок полномочий и компетенцию мирового судьи, прекращение и приостановление его полномочий и др.

Иные федеральные законы. Существует значительное число федеральных законов, которые могут быть отнесены к источникам процессуального права. Например, ФЗ "Об исполнительном производстве" , ФЗ "О судебных приставах".

В законах материально-правового характера содержатся процессуальные нормы, которые регулируют отношения, связанные с подведомственностью дел судам общей юрисдикции, распределением обязанностей по доказыванию, допустимостью доказательств и т.д. Это, например, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и др.

Положения всех федеральных законов могут применяться в гражданском судопроизводстве только в части, не противоречащей ГПК РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ . В науке вопрос о юридической природе постановлений Конституционного Суда РФ является дискуссионным. Эти постановления не являются законами, но их правовой статус по отношению к действующему законодательству дает основание рассматривать такие акты применительно к проблеме источников гражданского процессуального права.

Судебный прецедент - вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору.

Однако нельзя не сказать о том, что в современной науке гражданского процессуального права выдвигаются предложения о признании права судебных прецедентов. По мнению некоторых авторов, в России существуют потребность и возможность перехода к праву судебных прецедентов, под которыми понимаются (для судов общей юрисдикции) постановления Верховного Суда РФ по конкретным делам, что в значительной степени способствовало бы обеспечению правильного и единообразного применения федерального законодательства всеми судами Российской Федерации и облегчило бы их работу.

Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 3 ГК РФ

1. Понятие. Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, действующих в Российской Федерации. Кроме законов и подзаконных актов к источникам гражданского права также относятся:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;

Обычаи делового оборота.

В буквальном смысле, в соответствии с комментируемой статьей, гражданское законодательство включает в себя лишь:

а) Гражданский кодекс;

б) принятые в соответствии с ним федеральные законы.

2. Основной принцип. По Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это значит, что вопросы гражданского права определяются и в основном регулируются федеральными правовыми актами.

3. Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ. Кодекс подготовлен и принят в середине 1990-х - начале 2000-х гг. в трех частях и охватывает основное содержание гражданского права (кроме интеллектуальной собственности), соответствующее современным мировым стандартам. В связи с содержанием ГК РФ и местом, занимаемым им во всей системе источников гражданского права, все иные нормативные акты по гражданскому праву должны приниматься в соответствии с ГК РФ.

4. Правовые акты в соответствии с комментируемой статьей можно представить в виде следующей схемы (по убыванию юридической силы):

│ Законы │

│(Конституция, Гражданский кодекс,│

│ федеральные законы) │

┌──────────────────────────────────┐

│ Подзаконные нормативные акты │

└──────────────────────────────────┘

┌──────────────────────┐┌───────────────────────────┐

│ Указы Президента ││Постановления Правительства│

└──────────────────────┘└───────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┐

│ Ведомственные нормативные акты │

└──────────────────────────────────┘

Судебная практика.

Изданный субъектом Российской Федерации или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом, как противоречащий нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59).

По вопросам гражданского законодательства в нашей стране есть и проблемы, требующие дальнейшей разработки и решения. Один из таких вопросов - это судебные прецеденты. Высококвалифицированная работа юристов - это деятельность, строго основанная на законе и в то же время учитывающая опыт (практику) применения законодательства. Принято считать, что этот опыт выражается в правоположениях, закрепляемых, как правило, в актах высших судебных инстанций (в частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ). Вместе с тем, возможно, есть основания в соответствии с мировым опытом для признания в качестве источника гражданского права также и судебных прецедентов как таковых - образцов правового решения своеобразных случаев жизни, которые берутся за основу решения аналогичных жизненных случаев другими судами.

Другой проблемный вопрос - это договоры. В соответствии с принципом диспозитивности договоры в гражданском праве являются не только юридическим фактом, но и источником прав и обязанностей для данных субъектов. В этом отношении они являются категориями, близкими к источникам права. В ряде случаев договоры могут продолжать действовать и в тех ситуациях, когда по соответствующему вопросу издается закон (если, понятно, закон не касается именно данных конкретных отношений - п. 2 ст. 422).

Другой комментарий к Ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет состав законодательства, регулирующего отношения, указанные в ст. 2 ГК, устанавливает четкую иерархию входящих в него нормативных правовых актов. Само гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

2. В сфере гражданско-правового регулирования ГК является актом высшей юридической силы.

Федеральные законы должны соответствовать ГК, и в случае коллизий между законами и ГК преимущество должно отдаваться нормам ГК.

Указы Президента РФ, которыми также могут регулироваться гражданско-правовые отношения, не должны противоречить ГК и федеральным законам.

Акты Правительства РФ, в которых могут устанавливаться нормы гражданского права, могут иметь исключительно форму постановлений, принятых на основании и во исполнение ГК, федеральных законов и указов Президента РФ. По собственной инициативе Правительство РФ издавать такие акты не вправе.

Наиболее ограничена компетенция федеральных органов исполнительной власти, структура которых определяется указами Президента РФ. Они вправе издавать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и пределах, предусмотренных иными правовыми актами из числа упомянутых в п. п. 2 - 6 ст. 3 ГК.

  • Вверх

Гражданские отношения затрагиваются также и в ряде других статей Конституции. Так, в соответствии со ст. 53 каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это положение развито в ст. 1069-1071 ГК.

3. Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно, является Гражданский кодекс, который состоит из четырех частей, две из которых приняты в ХХ в. (в 1994 и 1995 гг.), а две - в ХХI в. (в 2001 и 2007 гг.). В них вносились изменения и дополнения.

4. Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права , очень много. Их можно классифицировать по разным основаниям.

Можно назвать федеральные законы, прямо указанные в тексте Кодекса: Закон об актах гражданского состояния (ст. 47), Закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87), Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 51) и др.

Кроме того, нормы гражданского права зачастую встречаются в федеральных законах, принятие которых не было «запланировано» в Гражданском кодексе прежде всего потому, что это нормативные правовые акты публичного права. Например, ст. 76 Закона об исполнительном производстве определяет правила обращения взыскания на «дебиторскую задолженность». По существу эти положения устанавливают специальные основания и порядок перехода прав кредитора к третьему лицу, т.е., безусловно, являются нормами гражданского права.

Возможность существования таких положений следует из ст. 387 ГК, содержащей не закрытый перечень случаев перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.

Особо следует выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Лесной, Воздушный, Водный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и некоторые другие.

5. В силу правила, установленного в абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Очевидно, есть основания рассматривать это правило как презумпцию верховенства Гражданского кодекса над другими законами, содержащими нормы гражданского права. Соотношение норм гражданского права, содержащихся в ГК и в иных законах, подчеркивает Е.А. Суханов.

Рассуждая о значении Жилищного кодекса в регулировании гражданско-правовых отношений, он отмечает, что рассматривать этот Кодекс в качестве специального по отношению к ГК оснований нет, поскольку ЖК был принят не «в соответствии с ГК», имеет собственный предмет и принципы, поэтому «Жилищный кодекс имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (п. 8 ст. 5 ЖК), но должен уступать ГК в сфере регулирования жилищных отношений , являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК получат не только Жилищный и Земельный кодексы, но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования , банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации».

В целях предотвращения случаев внесения изменений и дополнений несистемного и фрагментарного характера в ст. 3 ГК РФ были даны изменения, исключающие возможность внесения поправок наряду с изменениями других законодательных актов. Установлена норма (п. 2.1), на основании которой внесение поправок в ГК возможно только отдельным (специальным законом)2.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права

1. Гражданские отношения могут регулироваться не только законодательными актами, но и указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ . Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права , именуются иными правовыми актами (п. 6 ст. 3 ГК). Такие акты должны приниматься на основании Кодекса, других федеральных законов и не противоречить им.

По общему правилу, основанному на ст. 6 названного Федерального закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, однако в самой статье есть оговорка: «...если самими законами или актами обеих палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Зачастую в тексте закона говорится о вступлении в силу с момента опубликования, иногда указывается дата.

Часть первая Гражданского кодекса была опубликована в «Российской газете» 8 декабря 1994 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части первой ГК введена в действие 1 января 1995 г., за исключением гл. 4, посвященной юридическим лицам (вступила в силу 8 декабря 1994 г.), и гл. 17, посвященной праву собственности на землю (вступила в силу 23 апреля 2001 г.). Часть вторая ГК была опубликована 29 января 1996 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части второй ГК введена в действие 1 марта 1996 г. Часть третья ГК была опубликована 28 ноября 2001 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части третьей ГК введена в действие 1 марта 2002 г. Часть четвертая ГК была опубликована 21 декабря 2006 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части четвертой ГК введена в действие 1 января 2008 г.

Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения верховных судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.

Обычай. Аналогия. Действие гражданского законодательства по кругу лиц и в пространстве

2. Аналогия гражданского законодательства возможна, а иногда просто необходима, поскольку все ситуации в экономическом обороте и в частной жизни урегулировать юридических лиц . Так, Гражданский кодекс содержит специальные нормы по поводу участия в гражданском обороте частично и ограниченно дееспособных, а также недееспособных граждан.

Второй фактор связан с тем, что территория российских дипломатических представительств , а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию России. Соответственно, действия гражданских законов подчинены этому законодательству.

4. Действие гражданско-правовой нормы по общему правилу ограничено территорией Российской Федерации. К территории Российской Федерации следует добавить территорию российских дипломатических представительств, а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации.

Исключения из общего правила могут быть указаны в федеральном законе. Например, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 310- ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр…» были внесены изменения в Закон о введении в действие части первой ГК и установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр регулируется Гражданским кодексом, если иное не предусмотрено указанным Законом.

1. Гражданское законодательство как основная группа источников отечественного гражданского права представляет собой систему нормативных актов, состоящую из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, регулирующих отношения как предмет гражданского права.

Гражданское законодательство основывается на тех же принципах и осуществляет те же функции, что и гражданское право. Во многом схожи и находятся в постоянном взаимодействии их системы.

2. Центральное место в системе гражданского законодательства занимает кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс.

"Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу" (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК, других федеральных законах и, тем более, других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное.

Положение о верховенстве кодифицированного акта воспроизводится и в иных кодексах. Например, ч. 9 ст. 5 ТК гласит: "Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс", что дословно повторяет формулировку гражданского законодательства некоторых стран СНГ.

В настоящее время действуют части первая, вторая и третья Гражданского кодекса РФ 1994 - 1995, 2001 гг. <*>

Гражданский кодекс детально регулирует все имущественные и личные неимущественные отношения, входящие в предмет гражданского права, устанавливает принципы их правового регулирования, оставляет в ряде конкретных случаев возможность их дополнительного урегулирования иными федеральными законами и правительственными актами, содержащими нормы гражданского права, четко очерчивая границы этого дополнительного урегулирования и показывая соотношение этих законов и правовых актов с самим Кодексом.

3. Наряду с ГК источниками права являются иные законы. Под законом понимают нормативный акт, принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом РФ.

Статья 76 Конституции РФ различает по юридической силе, объектам регулирования, порядку принятия, опубликования и вступления в силу федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Однако формулировка п. 2 ст. 3 ГК сужает круг федеральных законов до принятых в соответствии с ГК. Кроме того, Кодекс определил круг отношений, регулирование которых осуществляется федеральными законами (ст. ст. 1, 2 ГК). Принятие некоторых федеральных законов прямо предусмотрено в ГК (ст. ст. 47, 107, 131 и др.).

Законы, как и все нормативные правовые акты, классифицируются по содержанию. Выделяют акты, содержащие нормы только одной ветви (отрасли) права (гражданское законодательство), и акты, которые носят комплексный характер, включают нормы различных ветвей (отраслей) права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное законодательство). Одновременно говорят о законах общего характера - охватывающих несколько крупных групп общественных отношений, - и специальных законах - по одному узкому вопросу. Федеральные законы не только регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права, но и могут - при определенных условиях <*> - ограничивать гражданские права.

4. Гражданское законодательство выделяется из числа других источников гражданского права по порядку принятия, опубликования, вступления в силу и действия. Техника принятия законов, предусматривающая специальный субъект, специальный порядок и стадии, не относится к предмету гражданского права. Отметим только, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции <*>. Нас же интересует вопрос о законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области гражданского права.

Согласно п. "о" ст. 71 Конституции и п. 1 ст. 3 ГК, гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации. Однако п. "к" ст. 72 Конституции относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов такие комплексные отрасли законодательства, как семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Из сопоставления ст. 71 и ст. 72 Конституции следует, что нормы, являющиеся, по сути, нормами гражданского права, но вследствие специфики регулируемых ими общественных отношений входящие в комплексные по характеру отрасли законодательства, могут издаваться как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом согласно ч. 2 ст. 76 Конституции и п. 2 ст. 3 ГК такие нормы, принимаемые на уровне субъекта Федерации, должны соответствовать федеральному законодательству и прежде всего ГК РФ.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 9 января 1998г. N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, по смыслу ст. ст. 72 и 76 Конституции до издания федерального закона по тому или иному предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принять собственный закон и иные нормативные акты, но после издания федерального закона такие акты должны быть приведены в соответствие с ним <*>.

Наряду с этим Российская Федерация вправе делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Действие гражданских законов исчисляется с момента вступления их в силу. Обязательным условием вступления федеральных законов в силу является их официальное опубликование <*>.

Под официальным опубликованием следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных действующим законодательством официальными. Для федеральных законов - первая публикация полного текста в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. ст. 3, 4 Закона от 14 июня 1994г. N 5-ФЗ).

В п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996г. N 17-П <*> на примере конкретного дела указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования в связи с тем, что она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты официальных источников и самостоятельно делать вывод о том, какая дата является реальной датой обнародования закона.

Официально опубликованные федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Помимо общего порядка существуют следующие варианты вступления в силу федеральных законов:

1) порядок вступления в силу определен в самом документе (указывается конкретная дата или дается формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования");

2) порядок вступления в силу закона определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.

В отношении законов, принятых ранее 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ), следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13 июля 1990 г. "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" <*>.

5. Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие (вступления их в силу) (ст. 4 ГК). Это правило определяется необходимостью обеспечения стабильности торгового оборота и жизни гражданского общества.

ГК устанавливает исключения из этого правила, предусматривающие более отдаленный срок введения акта в действие (например, по образцу ст. 13 Вводного закона к части первой ГК), или придание обратной силы закону или его отдельным нормам по отношению к определенным гражданско-правовым связям (как правило, в связи с отсутствием ранее правового регулирования определенных общественных отношений или его недостаточной полнотой, или неэффективностью применения старого закона в современных условиях и т.д.).

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется только к правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу (общее правило, п. 2 ст. 4 ГК). Но "если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров" (специальное правило, п. 2 ст. 422 ГК).

Придание обратной силы в отношении федеральных гражданских законов допустимо лишь в порядке исключения, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 ГК). Например, обратная сила придана ст. 234 ГК (ст. 11 Вводного закона к части первой ГК). О придании обратной силы иным правовым актам в ГК не упоминается.

Важное значение имеет также момент прекращения действия акта гражданского законодательства. Если в самом законе установлен срок его действия, то нормативный акт утрачивает юридическую силу с наступлением этого срока. Но в большинстве актов гражданского законодательства срок их действия заранее не определен, и они прекращают действие в результате их прямой отмены или принятия и вступления в силу нового нормативного акта, отменяющего или изменяющего содержание действовавшего ранее закона.

6. Общее правило о действии гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу, т.е. на всей территории Российской Федерации. Из этого правила есть два исключения. В силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм могут быть ограничены. Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникающих между ними споров по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другой страны.

7. Общее правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права <*>. Кроме того, на лицо - гражданина, подданного или юридическое лицо одного государства может распространяться действие гражданского законодательства другого государства.

8. Суды общей компетенции, арбитражные и третейские суды, правоохранительные органы наряду с другими правоприменительными органами могут выступать субъектами толкования гражданского законодательства применительно к рассматриваемым ими делам. Под толкованием гражданского законодательства понимаются установление и уяснение его содержания (смысла) путем устранения обнаруженных в нем неточностей <*>. Пример и порядок толкования приведены в ст. 431 ГК.

9. Применение гражданского законодательства в случае "пробелов" в нем (ст. 6 ГК) осуществляется путем применения аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - способ восполнения "пробелов" в законодательстве, когда правоприменитель использует норму, относящуюся к сходной ситуации. Применение закона по аналогии допустимо при наличии следующих условий:

1) гражданско-правовой характер отношения, связанного с необходимостью применения аналогии закона;

2) неурегулированность гражданско-правового отношения гражданским законодательством или соглашением сторон;

3) отсутствие применимого к этому отношению обычая делового оборота;

4) наличие сходных отношений и регулирующего их гражданского законодательства, которое могло бы быть применено по аналогии;

5) непротиворечие применения аналогии закона существу подлежащих урегулированию отношений.

В сравнительно редких случаях может сложиться такая ситуация, когда нет закона, регулирующего сходные отношения, т.е. нет закона, который мог бы быть применен по аналогии. В таких случаях права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Общие (или основные) начала гражданского законодательства сформулированы в ст. 1 ГК. Под "смыслом гражданского законодательства" обычно понимают его характерные черты, закрепленные в предмете и методе соответствующей ветви (отрасли) права (ex tota materia emerget resolution, т.е. толкование должно исходить из общего содержания законодательства). Критерии "добросовестности, разумности и справедливости" являются оценочными и составляют общеупотребительную формулу при характеристике пределов осуществления гражданских прав (см., например, п. 3 ст. 10 ГК).

В отличие от ранее действовавшего законодательства ГК передал применение аналогии закона и аналогии права из исключительной компетенции правоохранительных органов (судов) в ведение всех субъектов правоприменения.



Просмотров