Хозяйственное ведение гк. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Что такое право хозяйственного ведения

Термины «ВВП» и «ВНП» возникают в обсуждении вопросов экономики и иногда кажутся взаимозаменяемыми. Но что такое ВВП и ВНП и в чем разница между ними?

Оба оценивают общий экономический результат нации в течение определенного периода (обычно один год), а также служат барометром для измерения уровня и направления экономической деятельности страны.

Определения

ВВП – валовой внутренний продукт , общая стоимость которого оценивается в валютных ценностях производства нации в данном году, в том числе сферы услуг, научных исследований и разработок. Это переводится на сумму всего промышленного производства, работ, продаж, бизнеса и сферы обслуживания по всей стране. Обычно это рассчитывается в течение одного года, но может быть анализом краткосрочных и долгосрочных тенденций, использованных для экономического прогноза. Валовой внутренний продукт исчисляется на душу населения, чтобы дать относительный пример экономического развития наций.

ВНП – валовой национальный продукт . В общих чертах, ВНП означает объем всего бизнеса, производства и сектора сферы услуг в стране, а также его прибыль от зарубежных инвестиций. В некоторых случаях ВНП рассчитывается путем вычитания прироста капитала заработанным иностранными гражданами или компаниями на внутреннем рынке. Через ВНП точный портрет ежегодной национальной экономике анализируется и изучается на предмет выявления тенденций, поскольку ВНП рассчитывает общий доход всех граждан страны.

Валовой национальный продукт также может быть рассчитан на душу населения, чтобы продемонстрировать потребителю покупательную способности индивидуума, а также оценку средней заработной платы и распределение собственности в обществе.

Расчет

Как ВВП рассчитывается

ВВП определяется как общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период (как правило, календарный год). Кроме того, считается сумма добавленной стоимости на каждом этапе производства (промежуточные стадии) конечных товаров и услуг.

Наиболее распространенный подход к измерению и пониманию ВВП – методом применения расходов:

ВВП = потребление + инвестиции + (государственные расходы) + (экспорт-импорт) или

ВВП = C + I + G + (XM)

Как ВНП рассчитывается

Существуют различные способы расчета ВНП :

  1. По расходам (метод конечного использования). Определяет совокупный спрос или валовые национальные расходы, путем суммирования потребления, инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта.
  2. По доходам (распределительный метод)
  3. По добавленной стоимости (производственный метод)

Эти три метода дают одинаковый результат, потому что общие расходы на покупку товаров и услуг (GNE) равны стоимости товаров и услуг, производимых (ВНП), который равен общей сумме доходов, производимых товаров и услуг (ВНД).

Сравнительная таблица

ВВП по сравнению с ВНП
ВВП
Что это Валовой внутренний продукт Валовой национальный продукт
Определение Оценочная стоимость продукции и услуг той или иной страны в пределах ее границ, произведенной ее гражданами и иностранцами, рассчитанные в течение одного года Оценочная стоимость общей стоимости продукции и услуг, гражданами страны, на своей земле или на чужой земле, рассчитывается в течение года
Формула для расчета ВВП = потребление + инвестиции + (государственные расходы) + (экспорт — импорт). ВНП = ВВП + NR (Чистый приток доходов от активов за рубежом или Чистая прибыль расписок) — NP (Чистый отток платежа иностранных активов).
Польза Бизнес. Экономическое прогнозирование.
Применение (контекст в котором используются эти термины) Чтобы увидеть силу местной экономики определенной страны. Экономическое состояние граждан
Использование Общая стоимость продуктов, услуг, произведенных в рамках территориальной границы страны. Общая стоимость товаров и услуг, производимых всеми гражданами страны (будь то внутри или за пределами страны).
Страна с самым высоким показателем на душу населения Катар ($ 102785) Люксембург ($ 45360).
Страна низкими показателями Малави ($ 242). Мозамбик ($ 80).
Страна с самой высокой накопительной системой США ($ 17,42 трлн). США (~ $ 11,5 трлн).

Критика

ВВП широко используемый показатель для измерения экономики. Но некоторые экономисты утверждают, что ВВП некорректный метод, потому что не измеряет экономическое благополучие общества. Например, вполне возможно, что ВВП идет вверх, но средний показатель дохода снижается, и уровень бедности растет. ВВП также не измеряет рост воздействие на окружающую среду. Другие важные показатели не охвачены ВВП:

  • Состояние здоровья населения.
  • Младенческая смертность.
  • Недоедание.

Индекс социального прогресса

SPI (индекс социального прогресса) предназначен для измерения неэкономических показателей благосостояния: уровень грамотности, уровень детской смертности, жилье, доступ к воде и т. д.

В целом, чем выше ВВП, тем выше SPI. К примеру, Иран и Коста-Рика имеют сходные ВВП. Тем не менее, Коста-Рика заботиться значительно лучше, чем Иран о мерах социального прогресса. Другой пример – Бразилия и ОАЭ. Оба они подобны в оценках SPI, хотя ОАЭ имеет значительно более высокий ВВП.

ВВП и ВНП учитывают сумму экономических благ (товаров и услуг) созданных и реализованных за год. Можно выделить 3 главных отличия ВОП от ВВП и ВНП:

Отличие ВВП от ВНП:

  • ВВП рассчитывается по территориальному признаку, ибо в учет берется продукт, созданный на территории данной страны независимо от национальной принадлежности предприятий.
  • ВНП рассчитывается по национальному признаку , ибо в учет берется продукт, созданный национальными предприятиями независимо от их местонахождения в своей стране или за рубежом.

Недостатки ВВП и ВНП:

  • оба содержат в себе амортизацию – результат прошлого труда
  • не учитывают самообслуживания
  • не учитывают результатов теневой экономики
  • не учитывают результатов загрязнения окружающей среды
  • не учитывают эффекта свободного времени.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ - показатель объема общественного производства в течение года за вычетом из него потребленных сырья и материалов. Основными элементами, из которых складывается стоимость конечного продукта, являются: национальный доход, амортизационные отчисления и чистый экспорт (разница между стоимостью годового экспорта и импорта).

Конечной называется продукция, которая идет в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи.

Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.)

Конечная продукция измеряется с помощью показателей валового внутреннего продукта и валового национального продукта (ВВП/ВНП)

ВВП по расходам

При расчете ВВП на основе расходов или потока благ (этот метод также называют производственным методом) суммируются следующие величины:

– потребительские расходы населения (С); товары текущего потребления, товары длительного потребления, услуги

– валовые частные инвестиции в национальную экономику (I);

Частные – негосударственные, внутренние - чисто национальные, валовые – сумма возмещения затраченных средств производства (амортизация)+прирост инвестиций.



– государственные закупки товаров и услуг (G); включает все гос расходы, в том числе на конечную стоимость товара и прямые покупки ресурсов, особенно трудовых. Не включены трансферты.

– чистый экспорт (NX),который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.

ВВП = С+ I+ G+ X.

ВВВ по доходам

Вторым способом расчета ВВП является распределительный метод или метод расчета по доходам. В этом случае ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов (домохозяйств), т.е. как сумма факторных доходов. Факторными доходами являются:

Заработная плата и жалование служащих частных фирм, представляющая собой доход от фактора «труд», т.е. оплату услуг труда и включающая все формы вознаграждения за труд, в том числе основную заработную плату, премии, все виды материального поощрения, оплату сверхурочных работ и т.п. (жалование государственных служащих не включается в этот показатель, так как оно выплачивается из средств государственного бюджета (доходов бюджета) и является частью государственных закупок, а не факторным доходом);

Арендная плата или рента – доход от фактора «земля» и включающая в себя платежи, полученные владельцами недвижимости

Процентные платежи или процент, являющиеся доходом от капитала, платой за пользование капиталом, используемым в процессе производства

Прибыль, т.е. доход от фактора «предпринимательские способности». В системе национальных счетов прибыль делится на две части в соответствии с организационно-правовой формой предприятий:

Прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего индивидуальные фирмы и партнерств («доходы собственников»);

- «прибыль корпораций». Прибыль корпораций делится на три части: 1) налог на прибыль корпораций (выплачиваемый государству); 2) дивиденды (распределяемая часть прибыли), которые корпорация выплачивает акционерам; 3) нераспределенная прибыль корпораций, остающаяся после расчетов фирмы с государством и владельцами акций и служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций, что является для корпорации основой для расширения производства, а для экономики в целом – экономического роста.

Кроме факторных доходов, в ВВП, подсчитанный методом потока доходов, включаются два элемента, не являющиеся доходами собственников экономических ресурсов.
Первым таким элементом выступают косвенные налоги на бизнес.

Еще одним элементом, который следует учитывать (добавить) при подсчете ВВП по доходам является амортизация, поскольку она также включается в цену любого товара. Итак, ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата (включая условно-начисленную арендную плату) + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизац

Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП) – это основные маркеры экономического развития государства. От указанных величин зависит рейтинг страны на мировой арене. Данные показатели рассчитываются как в абсолютном выражении, так и на душу населения. Лидерами по ВВП и ВНП по объёму сегодня являются США, Германия, Китай, Индия и другие страны. Надо заметить, что Россия в этом списке идёт в первой десятке. Кто-то берёт количеством («азиатские тигры»), а кто-то – качеством («старая Европа»).

Определение

ВВП – это совокупный объём всей продукции в её стоимостном выражении, произведённой на территории государства субъектами экономики независимо от их национальной принадлежности. Территориальный признак важен для оценки перспективности экономики, расчёта уровня инвестиций в неё. В объём произведенных материальных благ входят как товары, так и услуги – их стоимость в момент потребления.

ВНП – это совокупный объём всех материальных благ, произведённых субъектами хозяйствования государства независимо от того, где они находятся. Иными словами, валовой национальный продукт России будет состоять из суммы стоимости всей продукции, выпущенной резидентами страны: как на территории государства, так и за рубежом.

Оба понятия являются взаимосвязанными, но не взаимозаменяемыми. Так, ВВП – это стоимость продукции национальных предприятий плюс стоимость продукции иностранных компаний, расположенных на территории страны. ВНП – это, опять же, материальное выражение продукции фирм-резидентов и отечественных предприятий, находящихся за рубежом. Таким образом, для расчёта ВНП и ВВП необходимо знать 3 цифры, влияющие на конечный результат.

К примеру, в России ВВП традиционно выше ВНП, а значит, иностранные фирмы зарабатывают на территории страны больше, чем российские – за её пределами. Такое положение дел непременно ведёт к тому, что зарубежные государства активно используют экономические возможности страны, выкачивая из неё ресурсы. Политикам и экономистам нужно стремиться к тому, чтобы национальный продукт в абсолютном выражении был выше внутреннего.

Выводы сайт

  1. Территория. ВВП – это стоимостное выражение товаров и услуг, произведённых в стране. ВНП – стоимость всех материальных благ, произведённых субъектами хозяйствования государства независимо от их фактического местонахождения.
  2. Национальность предприятий. Для подсчёта ВНП учитываются лишь те компании, которые формально относятся к государству (Россия). Чтобы узнать величину ВВП, нужно знать лишь местонахождение производителей (в России).
  3. Методы расчёта. Чтобы узнать величину ВВП, нужно узнать абсолютную стоимость продукции отечественных предприятий и иностранных фирм на территории государства (по географическому расположению). Чтобы узнать ВНП, требуется лишь совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведённых компаниями-представителями одной страны.

Статья 294. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

1. Название анализируемого вещного права изменено: исключено слово "полное", что означает стремление законодателя сузить границы права.

Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 "О реформе государственных предприятий" (СЗ РФ, 1994, № 5, ст. 393) было признано нецелесообразным, начиная с 1994 г.,

учреждение новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними имущества на праве хозяйственного ведения. Однако на практике это выразилось лишь в сокращении числа вновь создаваемых предприятий, но не привело к полному отказу от их создания (см., например, п. 2 Постановления Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 89 о создании государственного унитарного предприятия "Юнко" – СЗ РФ, 1996, № 6, ст. 579).

2. Субъектом права хозяйственного ведения является государственное или муниципальное предприятие. Право хозяйственного ведения на государственное имущество за акционерным обществом, созданным в процессе приватизации, признано быть не может (п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).

Государственное предприятие – субъект права хозяйственного ведения нужно отличать от государственного унитарного предприятия (УП), владеющего имуществом на праве оперативного управления (казенного предприятия). В случае с казенным предприятием собственником передаваемого имущества вправе выступить исключительно РФ в целом (см. ст. 115 ГК и коммент. к ней). Кроме того, круг правомочий обладателя права хозяйственного ведения значительно шире, чем круг правомочий, составляющих право оперативного управления.

3. Объектом данного вещного права являются те виды имущества, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, права требования и т.д., которые переданы предприятию и предназначены для его деятельности.

4. Предприятие – обладатель права хозяйственного ведения может владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению в пределах, определяемых ст. 294, 295 ГК.

В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными (п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8). Так, ничтожными являются отдельные условия договоров с конкретными предприятиями города Москвы, которые были заключены на основании п. 3.4.2, 3.2.3, 2.4 Типового договора о закреплении государственного имущества г. Москвы на праве хозяйственного ведения за государственным (муниципальным) предприятием (Постановление правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. № 908 – Вестник мэрии Москвы, 1995, № 22, с. 43–46).

5. Одним из пределов осуществления прав предприятия являются предмет и цели его деятельности (п. 1 ст. 113 ГК). В частности, специальный характер правоспособности УП в сравнении с правоспособностью других юридических лиц подчеркивается в ст. 49 ГК.

Поэтому когда действия УП, владеющего имуществом на праве хозяйственного ведения, приводят к невозможности использовать имущество по назначению (отчуждение или предоставление в долгосрочное пользование др. лицам) либо ограничивают возможности предприятия в выполнении уставных задач, соответствующие сделки по иску собственника имущества или уполномоченного им лица могут быть признаны судом недействительными (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности" – Вестник ВАС РФ, 1993, № 1, с. 78 – 79).

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося

в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

1. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда УП не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.

Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за УП на праве хозяйственного ведения, без его согласия (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г.). В частности, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо распоряжаться иным образом имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

2. Перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в п. 1 коммент. статьи и в иных законах. Закон о государственных и муниципальных предприятиях до настоящего времени не принят. Поэтому процедура реализации собственником (уполномоченным им органом) предоставленных правомочий определяется иными правовыми актами, действующими впредь до его принятия.

Собственник вправе:

а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п. 15 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря

1991 г. № 3020-1 и Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" (СА РФ, 1994, № 8, ст. 593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.

Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст. 125 ГК. Так, в соответствии с п. 1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г. Москвы, государственных учреждений г. Москвы и коммерческих организаций с участием г. Москвы от 31 октября 1995 г. № 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г. Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;

б) реорганизовать предприятие. Решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменения формы собственности, принимаются ГКИ РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ, Минэкономики РФ и (или) ГКАП РФ. Правомочия федеральных органов по преобразованию предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимаются в соответствующем порядке;

в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных УП предоставлено Правительству РФ и уполномоченным им федеральным министерствам и ведомствам. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" (Вестник ВАС РФ, 1994, № 8, с. 25) с указанными лицами должны быть заключены контракты, регулируемые гражданским законодательством. Общие требования к условиям контракта содержатся в п. 2 Указа. При этом условия контракта о социальном обеспечении руководителя не должны быть хуже тех, которые он ранее имел по трудовому законодательству.

Применительно к предприятиям, находящимся в государственной собственности субъектов РФ, см. также Типовой контракт с руководителем государственного (муниципального) унитарного предприятия, утв. Постановлением правительства г. Москвы от 31 октября

1995 г. № 908;

г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. В отношении федеральных предприятий функцию такого контроля вправе осуществлять ГКИ РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ГКИ РФ федеральные министерства и ведомства. При выявлении фактов неэффективного использования переданного УП имущества ГКИ РФ, а также соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе предъявлять иски о признании сделок, нарушающих права собственника, недействительными;

д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на то, что данное правомочие было закреплено за собственником еще ст. 5 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (Ведомости ВС РСФСР, 1990, № 30, ст. 416), на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что в дальнейшем собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, не будут прибегать к тому, чтобы заключать договоры (вносить в учредительные документы условия) о перечислении части прибыли в распоряжение собственника. Такие договоры не следует отождествлять с договорами между собственником и предприятием, которые могли бы ограничить право распоряжения имуществом последнего (см. коммент. к ст. 294 ГК).

3. В п. 2 коммент. статьи содержится перечень действий, которые УП, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества. В отношении федеральных предприятий правом давать такое согласие наделены ГКИ РФ и его территориальные агентства. Они же дают его в случае создания федеральным предприятием своего дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК).

От лица субъекта РФ или муниципального образования подобное согласие вправе дать комитет по управлению имуществом субъекта РФ или комитет по управлению имуществом муниципального образования.

4. Государственное или муниципальное УП, получив в соответствии со ст. 295 ГК согласие на это от комитета по управлению имуществом, вправе выступить арендодателем закрепленного за ним недвижимого имущества. Данное положение отменяет норму Указа Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду" (Ведомости РФ, 1992, № 43, ст. 2429), согласно которой единственным арендодателем такого имущества выступали соответствующие комитеты по управлению имуществом.

5. По общему правилу собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п. 3 ст. 56). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП. Аналогичным образом отвечает само УП по долгам созданного им дочернего предприятия.

Статья 296. Право оперативного управления

1. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

1. Субъектами данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое лицо) выступает их собственником. Объект права – имущество казенного предприятия и имущество учреждения.

3. Значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника этого имущества. Собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.

Однако в том случае, если учреждение или казенное предприятие обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных собственников органов об изъятии их имущества, бремя доказывания обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на этот орган (п. 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

4. Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст. 115 ГК), так и учреждения (ст. 120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие – всем своим имуществом.

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

1. Коммент. статья конкретизирует содержание права оперативного управления федерального казенного предприятия на закрепленное за ним имущество. О целях, порядке создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий см. ст. 115 и коммент. к ней.

2. Впредь до принятия закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях правовое положение казенных предприятий помимо ст. 113, 115, 297 ГК определяется рядом нормативных актов: Указом Президента РФ "О реформе государственных предприятий"; Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" (СЗ РФ, 1994, № 17, ст. 1892); Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)" (СЗ РФ, 1994, № 28, ст. 2989).

На практике число созданных в соответствии с Указом Президента РФ "О реформе государственных предприятий" федеральных казенных предприятий на базе ликвидированных УП весьма ограничено (см., в частности, Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г.

"Об утверждении устава федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" – СЗ РФ, 1996, № 4, ст. 331; № 15, ст. 1635), что объясняется особыми характеристиками этих предприятий, а также обязанностью собственника нести за них субсидиарную ответственность.

3. Казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование закрепленное за ним в оперативное управление недвижимое и другое имущество без согласия Правительства РФ или ГКИ РФ.

4. Деятельность казенного предприятия подразделяется на основную, предмет которой установлен при его создании, и дополнительную, разрешение на которую дает соответствующее министерство или ведомство РФ. Они же либо Правительство РФ утверждают устав казенного завода (фабрики, хозяйства).

Вне зависимости от вида деятельности казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок распределения прибыли закреплен в уставе каждого конкретного предприятия.

5. О возможности собственника (органа, уполномоченного собственником) изъять у казенного предприятия принадлежащее ему имущество см. п. 3 коммент. к ст. 296 ГК.

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

1. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

1. Статья конкретизирует содержание права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, в чьей бы собственности это учреждение ни находилось.

2. По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Из общего правила существует ряд исключений. В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4135) высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 марта 1997 г. № 342 "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду" (Вестник ВАС РФ, 1997, № 5, с. 8) научные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года) аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое.

И хотя законность предоставления отдельным видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.

3. Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

4. ГК исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными (см., например, Договор о порядке использования закрепленных за государственным образовательным учреждением федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от

26 марта 1996 г. № ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. № 908).

Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заклю-чен – обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность, ничтожными.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения

и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

1. В п. 1 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления при создании УП или учреждения. По общему правилу, имущество становится объектом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению. Понятие "передача" раскрывается в ст. 224 ГК (см. коммент. к ней).

2. На практике факт закрепления государственного или муниципального имущества на балансе УП или учреждения признается передачей имущества и создает презумпцию наличия у этих юридических лиц одного из рассматриваемых прав. Аналогичное правило должно действовать в отношении учреждений, создаваемых иным собственником. При этом необходимо учитывать следующее:

а) из законодательного или иного правового акта либо из решения собственника может следовать, что имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;

б) коммент. норма носит диспозитивный характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.

3. В п. 2 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления после создания предприятия (учреждения), т.е. в процессе их хозяйственной деятельности. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности. При этом имущество, приобретенное УП за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия (информационное письмо ВАС РФ от

31 июля 1992 г. "О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности" – Вестник ВАС РФ, 1993, № 1, с. 96).

4. Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

В случае приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось (п. 13 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия

или учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. Поскольку правом хозяйственного ведения могут быть наделены исключительно государственные и муниципальные предприятия, это право сохраняется за предприятием в пределах государственной или муниципальной собственности.

3. Право хозяйственного ведения сохраняется за предприятием в целом как имущественным комплексом (см. ст. 132 ГК и коммент. к ней). Переход права собственности на отдельное имущество предприятия (напр., передача здания, которым предприятие владело на праве хозяйственного ведения, из государственной собственности субъекта РФ в муниципальную) прекращает право хозяйственного ведения предприятия на это имущество.

4. Право оперативного управления имуществом, как и в случае с предприятием, сохраняется за учреждением при передаче его в целом от одного собственника к другому. В отличие от УП новым собственником учреждения может быть любой субъект (гражданин, юридическое лицо, государственный и муниципальный собственник).



Просмотров