Европротокол. Какие выплаты по европротоколу предусмотрены. Как выглядит бланк европротокола

Каждый автовладелец, будь то водитель со стажем либо новичок, теоретически может попасть в аварию. В такой ситуации не всегда нужно вызывать сотрудника ГИБДД, поскольку часто можно самостоятельно оформить дорожно-транспортное происшествие для последующего получения компенсации. Законодательством разрешено использование европротокола, при предъявлении которого страховая компания возместит полученный ущерб, но для этого нужно знать все тонкости процедуры оформления.

Что такое европротокол

При небольшой аварии повреждения ТС бывают несоизмеримыми с тем временем, которое необходимо потратить на оформление происшествия. Во-первых, следует дождаться прибытия сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения. Во-вторых, авария может создать пробку на дороге, причинив неудобства для других водителей. Всего этого можно избежать, заполнив европротокол – специальный бланк, именуемый Извещением о дорожно-транспортном происшествии (далее – Извещение).

Европротокол имеет унифицированную форму и действует на всей территории России. Он не является бланком строгой ответственности, поэтому, допустив ошибку, можно заполнить другой экземпляр. Использование данного документа дает водителям возможность сократить время на оформление всех формальностей. Кроме этого, виновнику ДТП не придется платить штраф. Впоследствии Извещение будет являться основанием для получения компенсационных выплат со стороны страховой компании (СК) по полисам ОСАГО и (или) КАСКО.

Нормативно-правовая база

Основным законодательным актом, который регулирует применение европротокола, является закон № 40-ФЗ (25.04.2002 г.). Последние изменения в него вступили с первого августа и первого октября 2014 года. Дополнительно следует упомянуть и другие документы, которые касаются как самого страхования гражданской ответственности владельцев ТС, так и прав и обязанностей при возникновении дорожного происшествия:

  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 13.02.2018 г.) «О Правилах дорожного движения»;
  • «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утверждены Банком России 19.09.2014 г.№ 431-П) (ред. от 25.12.2017 г.);
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Изменения в законодательстве с 1 июня 2019 года

В конце декабря 2017 года депутатами Государственной думы был принят новый федеральный закон за номером 448-ФЗ, согласно которому вносятся изменения в закон № 40-ФЗ. Текст был одобрен Советом Федерации, но сам документ не вступил в законную силу. Это произойдет только 1 июня 2019 года (определенные пункты – с 01.10.2019 г.). Нововведения будут касаться следующих аспектов:

  • при отсутствии разногласий между участниками аварии предельная сумма по европротоколу возрастает с прежних 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • при наличии разногласий информация об обстоятельствах понесенного ущерба обязана быть зафиксирована участниками при помощи средств фото и (или) видеосъемки и передана в АИС ОСАГО;
  • при отсутствии разногласий между участниками ДТП, которое произошло в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области, и для получения максимальной выплаты в 400 тыс. рублей данные об обстоятельствах нанесения вреда должны быть зафиксированы и переданы в АИС ОСАГО.

Единственный пункт, который вступит в силу позже, не с июня 2019, а с 1 октября 2019 года гласит:

  • обстоятельства причинения ущерба из-за повреждения транспортного средства при ДТП, перечень видимых повреждений и их характер должны фиксироваться непосредственно в самом европротоколе.

В каких случаях оформляется

Европротокол упростил порядок оформления дорожно-транспортного происшествия при причинении небольшого вреда ТС, но согласно законодательству использовать его можно лишь при соблюдении всех нижеперечисленных обстоятельств:

  • В результате аварии ущерб нанесен только транспортным средствам. Вред здоровью или смерть участников ДТП (в том числе и пешеходов) не зафиксированы.
  • Оба участника дорожно-транспортного происшествия застраховали автогражданскую ответственность, оформив полис ОСАГО. Для иностранцев необходимо наличие «зеленой карты».
  • В аварии пострадало не более двух транспортных средств. ТС с прицепом рассматривается как одна единица.
  • Участники ДТП не имеют претензий друг к другу. Это означает, что граждане сошлись во мнении по причинам и обстоятельствам аварии, наличию и характеру видимых повреждений транспортных средств.

Если хоть одно из этих обстоятельств не соблюдено, оформление ДТП по европротоколу становится невозможным. В такой ситуации участникам необходимо вызывать сотрудника полиции. Присутствие представителя ГИБДД обязательно, если вследствие аварии:

  • пострадал водитель, пассажиры или пешеходы;
  • ДТП произошло с участием трех и более транспортных средств;
  • очевидный ущерб от инцидента превышает законодательно установленный лимит возмещения.

Где взять бланк

Частая проблема, препятствующая составлению европротокола – отсутствие у участников ДТП самого бланка. Выдается он в страховой компании (Росгосстрах, Альфа-Страхование, Ренессанс Страхование и пр.), где автолюбитель заключает договор по ОСАГО или КАСКО. Извещение является бесплатным, поэтому оптимальный вариант при оформлении автогражданки или КАСКО – взять сразу несколько экземпляров.

Поскольку при заполнении бланка не допускается исправлений и зачеркиваний, редко кто из водителей, особенно впервые сталкивающихся с составлением европротокола, может безошибочно вписать все необходимые данные. Если бланк отсутствует, можно взять его в любой ближайшей страховой компании или скачать из интернета. Искать образец рекомендуется на проверенных порталах, чтобы в будущем получить причитающуюся выплату по Извещению.

Как выглядит бланк европротокола

Извещение о дорожно-транспортном происшествии имеет единую форму и является законной на всей территории России без исключений. Бланк состоит из трех элементов – основного листа, дополнительного и инструкции. Заполняется только первый экземпляр, поскольку внесенные в него данные копируются на вкладыш. После внесения всех данных листы отсоединяются друг от друга для каждого из водителей. Не имеет значения, кому достанется первый, а кому второй лист – оба они имеют равнозначную юридическую силу.

Форма Европротокола утверждена Приказом МВД РФ от 01.04.2011 года № 155:

  • цвет оформления первой страницы и инструкции – голубой и белый;
  • цвет оформления второй – белый и зеленый;
  • лицевая сторона содержит 18 пунктов;
  • оборотная сторона – 7, данные в которые вносит каждый участник ДТП самостоятельно;
  • документ не имеет серийных номеров, водяных знаком, голограмм и прочих элементов защиты от мошенничества.

Как составить европротокол при ДТП

Перед тем как начинать вносить данные в Извещение, необходимо ознакомиться с прилагаемой инструкцией. Водителями заполняется один бланк, причем для каждого отводится отдельная колонка. Кому какую выбрать – участники аварии решают на свое усмотрение. На лицевой стороне указываются:

  1. Место ДТП. Если авария произошла в городе – название населенного пункта, улицы и номер ближайшего дома. Если на перекрестке – названия улиц, за городом – название трассы (номер), километр и направление движения.
  2. Дата ДТП.
  3. Количество поврежденных ТС. Проставляется цифра 1 или 2. Если пострадало больше – необходимо вызвать ГИБДД.
  4. Количество раненых/погибших. Ставится прочерк.
  5. Освидетельствование участников ДТП на состояние алкогольного и (или) наркотического опьянение. Тоже ставится прочерк. Если же у кого-либо из участников аварии возникло подозрение, что второй человек пьян – необходимо вызвать ГИБДД.
  6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме «А» и «В») и другому имуществу. Ставится отметка «Нет», поскольку европротокол составляют только при участии двух транспортных средств (в бланке они значатся как «А» и «В»).
  7. Свидетели ДТП. Если имеются свидетели аварии, следует указать их контактные данные, а лучше письменные показания об обстоятельствах инцидента.
  8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД. Ставится «Нет», поскольку Извещение составляется без присутствия полиции.

Следующие пункты заполняются каждым воителем индивидуально:

  1. Марка, модель ТС. Данные вносятся согласно Свидетельству о регистрации транспортного средства.
  2. Собственник. Указывается тот гражданин, который является владельцем ТС, его адрес.
  3. Водитель. Вносятся данные о человеке, который управлял машиной в момент аварии. Данные могут не совпадать с информацией, внесенной в пункт 10.
  4. Страховщик. Указывается компания, в которой был оформлен полис ОСАГО, номер документа и дата окончания действия.
  5. Место первоначального удара.
  6. Характер и перечень видимых повреждений. Отражаются все видимые повреждения.
  7. Замечания. Указывается информация о том, кто стал виновником ДТП, и кто является невиновным.
  8. Обстоятельства ДТП. Необходимо выбрать из приведенного списка. Дополнительно следует указать после заполнения количество отмеченных клеток.
  9. Схема ДТП. Обозначаются контуры проезжей части с направлением движения по полосам и названием улиц. Указывается расположение ТС, дорожная разметка, светофоры, дорожные знаки и указатели, остановки – вся информация, которая имеет отношение к инциденту.
  10. Подписи водителей.

Если на оборотной стороне не хватает места для записи всей информации, это можно сделать на чистом листе бумаги с обязательным указанием, к какому документу относится приложение, кто его составил и подписи обеих сторон ДТП. На самом бланке тоже необходимо сделать отметку, что он предоставляется «С приложением». После заполнения европротокола можно покидать место аварии.

Схема ДТП

Единых правил, которым необходимо следовать при прорисовке схемы, не существует. Изображение на европротоколе должно быть понятным и четким, чтобы впоследствии не вызывать сомнений и вопросов у работников страховой компании. Разрешается первоначально составить схему на отдельном листе бумаги, а после согласования ее обеими сторонами инцидента перенести в европротокол. Изображение не должно иметь исправлений, а быть точным и лаконичным.

При составлении схемы стоит придерживаться некоторых правил:

  • Для начала наносится участок дороги, где произошло транспортное происшествие. Если инцидент случился в населенном пункте, обязательно указывают названия улиц. Необходимо отметить, где находится тротуар, есть ли трамвайные пути. Рисуется разметка, дорожные знаки и прочие нюансы, которые смогут стать доказательной базой для установления виновника аварии.
  • Отображается положение транспортных средств и направление их движения при помощи стрелок. Не стоит досконально прорисовывать каждую машину. Как правило, для их обозначения используются простые прямоугольники, которые обозначаются буквами «А» и «В». Место столкновения (удара) обозначается «Х». Все ТС изображаются в горизонтальной плоскости за исключением случаев, когда машина перевернулась на бок.
  • Если причиной аварии стали посторонние объекты, например, другие транспортные средства, открытый колодец, ямы и прочее (все, что могло повредить авто), их тоже наносят на схему.

Фото- и видеосъемка авто и места ДТП

Доказательной базой может служить фото- и (или) видеосъемка. Для этого используются мобильный телефон, фотоаппарат или видеокамера – все доступные средства. Съемка выполняется в первый час после аварии. На снимках должны присутствовать:

  • транспортные средства с установленными на них регистрационными знаками. Если ТС не имеет госномер, необходимо сфотографировать VIN-код (идентификационный номер машины);
  • повреждения;
  • расположение транспортных средств относительно друг друга и с привязкой к окружающим объектам;
  • общее фото аварии;
  • тормозной путь;
  • обломки деталей транспортных средств.

Контакты свидетелей

В европротоколе имеется пункт, где можно указать контакты свидетелей дорожно-транспортного происшествия. Записывается фамилия, имя, отчество, адрес жительства и контактный телефон. По возможности рекомендуется взять свидетельские показания в письменном виде. Впоследствии вся собранная информация может помочь в случае возникновения конфликтных ситуаций, в том числе и со страховой компанией. Графа не заполняется, если таких граждан нет.

Максимальная выплата по европротоколу

Законодательством установлены определенные лимиты по возмещению ущерба при дорожно-транспортном происшествии, для оформления которого используется европротокол. В основу их положен территориальный принцип, который делит все регионы на две категории:

  • Города Москва и Санкт-Петербург плюс Московская и Ленинградская области. Если ДТП произошло в пределах этих субъектов, максимум выплаты по европротоколу составит 400 тыс. рублей. Для этого необходимо соблюсти определенные условия, о которых речь пойдет ниже.
  • Все остальные регионы. Компенсация осуществляется страховой компанией в пределах 50 тыс. рублей – таково требование законодательства.

При дорожно-транспортном инциденте сложно оценить ущерб аварии, поэтому часто граждане сталкиваются с такой ситуацией, что после осмотра на станции технического обслуживания сумма ремонта может значительно возрасти. Страховая компания вправе в таком случае возместить лишь законодательно установленный максимум. Остальная сумма, которая была затрачена на восстановление транспортного средства, может быть взыскана с виновника аварии через суд.

Сумма выплат при наличии данных системы ГЛОНАСС

Выплаты по европротоколу при авариях, произошедших в границах столицы и области, а также города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, могут достигать 400 тыс. рублей. Единственным условием для этого является наличие в транспортном средстве установленной системы ГЛОНАСС – Глобальной навигационной спутниковой системы. С 1 января 2019 года все новые транспортные средства, реализуемые на территории России, должны оснащаться таким устройством.

Принцип действия системы прост. При аварии устройство подает сигнал диспетчеру о силе удара и координатах нахождения ТС. Водитель в течение 10 минут обязан нажать специальную кнопку, после чего установится связь с оператором. Затем в течение часа необходимо сделать фотографии с места аварии (пострадавшие авто, их номерные знаки, повреждения и пр.) и заполнить Извещение. Важным условием является то, что на данный момент допускается факт наличия устройства ГЛОНАСС только в одном автомобиле – участнике аварии.

Новый лимит выплат с 1 июня 2019 года

Согласно принятому закону 448-ФЗ, с первого июня 2019 года в закон № 40-ФЗ вносятся определенные изменения, главным из которых является увеличение лимита суммы, выплачиваемой по европротоколу с нынешних 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Связано это напрямую с тем, что средняя выплата по ОСАГО согласно, официальной статистике, возросла до 76 тыс. рулей, что выше законодательно установленного размера. Лимит в 100 тысяч определен и при разногласиях среди участников ДТП, но в этом случае транспортное средство должно быть оборудовано системой ГЛОНАСС.

Если вместо пострадавшего обращается его доверенное лицо, следует предоставить нотариально заверенную доверенность на право осуществления подобного рода деятельности. Помимо потерпевшего направить свой экземпляр европротокола должен и виновник ДТП – это его прямая обязанность по договору ОСАГО. Если он этого не сделал в положенный срок (пять дней), существует риск того, что страховщик может взыскать с него причитающиеся выплаты по европротоколу.

Для начисления денежных выплат уполномоченный специалист СК должен принять документы от пострадавшей стороны и произвести оценку всех обстоятельств аварии. В ходе проведения процедуры страховщик может затребовать предоставить поврежденный автомобиль для осмотра. По этой причине ремонт ТС можно производить лишь спустя 15 календарных дней после инцидента, если на это нет особого разрешения СК.

Видео

Европротокол – это упрощенный вариант оформления места ДТП, при котором не принимают участие сотрудники дорожной полиции.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для получения компенсации от страховой компании по полису ОСАГО, потребуется грамотно составить документ, не допустив ошибок. Процедура имеет свои особенности и нюансы, которые следует знать перед оформлением места происшествия.

Что это такое

Европротокол – это специальная форма оформления места ДТП, при которой водители самостоятельно составляют необходимые для получения страховой премии документы. При этом способе не вызываются сотрудники правоохранительных служб.

Европротокол в России начал функционировать сравнительно недавно. Его введение помогло решить несколько задач:

  • уменьшение нагрузки на правоохранительные органы и страховых агентов;
  • снижение числа фиксации административных правонарушений (при вызове ГАИ виновнику будет определен штраф);
  • уменьшение количества заторов и пробок, что особенно актуально в крупных городах в часы-пик;
  • достижение взаимопонимания между водителями.

Оформление ДТП по Европротоколу имеет преимущества и для водителей:

  • нет необходимости вызова и ожидания сотрудников ГАИ;
  • сокращается время на оформление происшествия;
  • быстрое разрешение ситуации избавляет от пробок на дороге.

Оформлять аварию по Европротоколу допускается российским и иностранным гражданам. Если автомобиль зарегистрирован в другой стране, то у водителя при себе должен быть .

При его отсутствии вызываются сотрудники ГАИ, поскольку данное обстоятельство является нарушением и оплачивать компенсацию иностранному гражданину (если он виновник в ДТП) придется из своего кармана.

Европротокол может оформляться при соблюдении нескольких условий:

  1. Отсутствие пострадавших лиц. В ДТП не пострадали люди: водители, пассажиры, пешеходы. Если были получены травмы, без вызова ГАИ не обойтись.
  2. В ДТП участвовали только два автомобиля. По Европротоколу нельзя оформлять аварию, если повреждения получили более двух автомобилей. Стоит учитывать, что грузовой транспорт с прицепом – это две машины.
  3. У водителей есть действующий полис ОСАГО. Застрахованы должны быть оба водителя, независимо от того, кто стал виновником происшествия.
  4. Отсутствуют разногласия. Один из водителей готов признать свою вину, о чем указывается в извещении. Если у участников аварии возникли разногласия, потребуется вызвать ГАИ.
  5. Предоставление автомобиля на осмотр. Виновник аварии готов предоставить свой транспорт на осмотр для экспертизы и передать свою часть извещения страховщику.
  6. Автомобиль получил незначительные повреждения. Водителю придется «на глаз» определить размер ущерба. Если он не превышает 50 тысяч рублей, то можно самостоятельно оформлять место происшествия.

Как выглядит

При составлении Европротокола действовать нужно следующим образом:

  1. Убедиться, что в аварии не пострадали люди, и произошло столкновение только двух автомобилей.
  2. Осмотреть автомобиль на наличие повреждений, визуально оценить размер ущерба.
  3. Проверить наличие полиса у обоих водителей, убедиться в том, что они действительны на текущую дату.
  4. Договориться с водителем о самостоятельном оформлении ДТП и определить виновника аварии.
  5. Сделать качественные фотографии места происшествия. Потребуется зафиксировать общее положение автомобилей (чтобы была видна местность, на другом фото – номер ТС), повреждения машин общим и крупным планом.
  6. Попросить свидетелей написать показания и оставить свои контактные данные.

Сам бланк для оформления аварии по Европротоколу представляет собой извещение о ДТП. Он состоит из лицевой, оборотной стороны и вкладыша, который копирует всю внесенную информацию.

Извещение включает в себя несколько вопросов, касающихся обстоятельств дорожного происшествия.

Состоит из разделов:

  • данные об автомобилях и водителях;
  • дата и место ДТП;
  • схема происшествия;
  • полученные повреждения;
  • обстоятельства аварии.

Где взять бланк

Бланк для составления Европротокола выдается страхователям при .

Дополнительно водитель должен получить памятку с правилами заполнения . Посмотреть пример составления документа можно на информационном стенде в офисе страховой компании.

Если по каким-либо причинам бланк был утерян, то следует обратиться в страховую компанию за дубликатом. На месте ДТП допускается заполнение извещения другого водителя.

Не принимается Европротокол, составленный на обычном листе бумаги. Рекомендуется иметь при себе два бланка, чтобы при ДТП не переживать из-за отсутствия документа. Стоит учитывать, что извещение не должно быть порванным, помятым или испачканным.

Изменения в заполнении

С начала функционирования Европротокола и по сегодняшний день не вносились изменения в порядок оформления документа. А вот за нарушение законодательных норм придется заплатить штраф в увеличенном размере.

Так, при оставлении места ДТП и отказе оформлять происшествия с вызовом ГАИ или самостоятельно, предусмотрено наказание в виде лишения водительского удостоверения на полтора года или арест на 15 суток.

Образец бланка и пример заполнения

При самостоятельно оформлении Европротокола следует учитывать несколько важных нюансов:

  1. После ДТП нельзя двигать автомобиль, даже если он мешает передвижению других транспортных средств.
  2. Первым делом, следует сделать фотографии. Для этого подойдет камера мобильного телефона. Важно, чтобы на снимках были видны номера автомобилей.

    Также необходимо сделать приближенные фотографии, отображающие полученные повреждения. Снимается машина не только пострадавшей стороны, но и виновника ДТП.

  3. После сделанных фотографий автомобиль можно отогнать на обочину, если они затрудняют движение других машин.
  4. Отогнав ТС, необходимо сделать фотографии тормозных путей, обломков, если они имеются.
  5. Сразу стоит взять данные свидетелей, по возможности, зафиксировать их показания на отдельных листках бумаги.
  6. После проделанных действиях составить Европротокол. Рекомендуется сначала сделать черновой вариант на пустом листке, затем перенести сведения на бланк извещения.
  7. Нельзя ремонтировать автомобиль до обращения в страховую компанию. Страховщиком будет назначена экспертиза для оценки ущерба.

При составлении Европротокола следует ориентироваться на пример, предоставляемый страховой компанией вместе с бланком при покупке полиса ОСАГО. Нельзя допускать ошибки и помарки.

Если в извещении будут исправления, страховая компания может не принять его к рассмотрению.

Учитываются и другие правила оформления документа:

  1. Заполнять бланк нужно синей шариковой ручкой. Писать следует крупными печатными буквами разборчивым подчерком.
  2. Мысли излагаются грамотно, используя общепринятые термины, без жаргона и лишних слов.
  3. В извещении подписан каждый пункт, информацию следует вносить в соответствующую колонку. Каждый водитель может указывать сведения о своем автомобиле, либо документ заполняется одним человеком под контролем второго участника ДТП.
  4. Не стоит слишком детально описывать происшествие. Но все важные данные указываются обязательно.
  5. Если в извещении допускаются исправления, то они заверяются подписями обоих водителей.

Схема ДТП для Европротокола составляется с максимально точным указанием нюансов расположения автомобилей.

Она должна отобрать информацию:

  • расположение автомобилей относительно друг друга после столкновения;
  • направление движения каждого транспортного средства;
  • особенности и конфигурация дороги, где произошло ДТП (например, поворот, гора, перекресток и т.д.);
  • наличие разметки на дороги;
  • адрес места происшествия (улица и номер дома, рядом с которым произошло столкновение);
  • дорожные знаки, цвет светофора;
  • наличие дефектов дорожного полотна, ставших причиной столкновения автомобилей.

Схема должна выглядеть так:

Чтобы правильно оформить Европротокол, необходимо следовать инструкции:

  1. Место ДТП: указывается точный адрес происшествия.
  2. Дата ДТП: указывается дата и время произошедшего ДТП в отведенные для этого окошки.
  3. Количество ТС: число автомобилей, ставших участниками ДТП. При оформлении Европротокола значение будет «2».
  4. Количество раненых: в первом окошке указывается число людей, получивших травмы, во втором – количество погибших. При оформлении Европротокола оба показателя равны 0.
  5. Освидетельствование на наличие алкогольного опьянения: проводилось ли медицинское освидетельствование водителей. Поскольку не вызываются сотрудники правоохранительных служб, ставится галочка в окошке «нет».
  6. Ущерб, нанесенный другим автомобилям и имуществу: указывается, пострадали ли в ДТП другие ТС и имущество третьих лиц. Указывается «нет».
  7. Свидетели: указываются ФИО и адрес регистрации свидетелей аварии.
  8. Было ли ДТП оформлено сотрудником ГИБДД: указывается «нет».
  • с 9 по 15 пункт каждый водитель самостоятельно вносит информацию об автомобиле, личных данных и страховке;
  • в 14 пункте описываются повреждения, полученные автомобилем в ДТП. Следует внимательно отнестись к данному разделу, чтобы каждый водитель не написал несуществующие повреждения;
  • в пункте 16 описываются обстоятельства ДТП. Указывается только правдивая информация существующими терминами: обгон, смена полосы и т.д.

Каждый водитель ставит подпись на лицевой стороне обеих частей извещений. Предварительно рекомендуется проверить корректность внесенных данных.

Максимальная выплата по Европротоколу при ДТП в 2019 году

Ранее оформлять Европротокол можно было при условии, что размер ущерба составляет не более 25 тысяч рублей.

Сейчас максимальная выплата увеличена до 50 тысяч рублей. Если ущерб превышает данную сумму, то страховая компания не выплачивает компенсацию.

В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области максимальная сумма по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.

При этом у водителей в автомобилях должно быть установлено спутниковое оборудование для установки точного места происшествия.

Срок действия Европротокола при ДТП составляет 5 дней. В течение этого периода водитель должен обратиться в страховую компанию с документами для получения компенсации. Согласно , у страховщика есть 20 дней на возмещение ущерба.

В каких случаях не оформляется

Европротокол не оформляется в нескольких случаях:

  • пострадал только один автомобиль (например, произошло столкновение с оградой);
  • автомобиль задевает другие машины в пробке;
  • водители не могут прийти к обоюдному мнению и решить, кто стал виновником ДТП;
  • невозможно оценить размер ущерба или он превышает установленные законодательством нормы;
  • у одного из автомобилей имеется прицеп, который приравнивается к полноценному транспортному средству;
  • один из водителей находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • в ДТП пострадали люди;
  • происшествие не является .

Самостоятельно оценить ущерб бывает достаточно трудно. Особенно, если столкновение произошло с дорогостоящим автомобилем.

При возникновении сомнений лучше вызывать сотрудников ГАИ, что в дальнейшем не остаться без компенсации. Если же на машине небольшая царапина или вмятина, то можно оформлять происшествие по Европротоколу.

Что делать с документом после ДТП

Составив Европротокол, необходимо внимательно проверить документ на отсутствие ошибок. Обязательно записываются контакты второго водителя.

С полисом ОСАГО и Европротоколом пострадавшему водителю следует обратиться в свою страховую компанию в течение 5 дней и написать заявление на получение компенсации.

После рассмотрения документов выдается направление на экспертизу. На ней должен присутствовать виновник ДТП, а также представить свою машину для осмотра.

После этого устанавливается сумма ущерба. Останется только получить от страховщика направление на ремонт автомобиля или денежную компенсацию.

Не рекомендуется до проведения экспертизы эксплуатировать автомобиль. На нем могут появиться другие повреждения, что будет расцениваться как ошибка в извещении о ДТП. Но данный вопрос следует обсудить в страховой компании.

Если будет получено разрешение на использование автомобиля, то можно продолжать эксплуатацию до экспертизы и ремонта. При этом страховщик должен выдать письменное разрешение, которое необходимо держать всегда при себе.

Европротокол в РФ действует уже несколько лет. Оформить его можно в любом субъекте страны. Европейский протокол предполагает составление бумаг, касающихся ДТП, без участия инспектора ГИБДД. Водители в этом случае самостоятельно фиксируют факт происшествия. Благодаря этому экономится масса времени. Кроме того, оформив документы, водители достаточно быстро освобождают проезжую часть и не создают препятствий для движения других транспортных средств. Законодательством, как и в других "аварийных" случаях, предусматривается . Рассмотрим далее, как оформлять документы, чтобы получить возмещение ущерба.

Когда используется процедура

Самостоятельно зафиксировать факт ДТП можно в установленных законом случаях. При этом в нормах предусмотрены запреты на использование европротокола. Не допускается использование этого метода оформления бумаг, если:

  1. При ДТП есть пострадавшие. Потерпевшими могут являться как пассажиры и водители, так и пешеходы. При этом степень тяжести повреждений не имеет значения.
  2. Столкнулось больше двух автомобилей.
  3. Причинен ущерб другому имуществу (например, столбу, дереву, зданию).
  4. Транспортные средства не застрахованы по ОСАГО или "Зеленой карте".
  5. Есть разногласия между участниками происшествия. Например, водители могут спорить о виновности, характере повреждения и пр.

Во всех указанных случаях необходимо вызвать инспектора.

Действия на дороге

В соответствии с положениями ПДД, водитель должен незамедлительно остановить транспортное средство (если этого не случилось раньше). При наличии пострадавших в аварии или погибших необходимо сразу вызвать экстренные службы. После выставления знаков аварийной остановки можно приступать к оформлению извещения. При его отсутствии выплата ОСАГО по европротоколу не будет осуществлена. Специалисты не рекомендуют вступать в спор с остальными участниками происшествия. Общаться с другими людьми необходимо вежливо. Если же оппоненты проявляют агрессию или создают угрозу, в том числе для окружающих, необходимо вызвать инспектора.

Какие выплаты по европротоколу предусмотрены

До недавнего времени водитель мог получить не больше 25 тыс. руб. Впоследствии была повышена. Она стала составлять 50 тыс. руб. При этом для ее получения необходимо выполнить одно условие - страховка должна быть оформлена после 2 августа 2014 г. Относительно недавно был принят новый нормативный акт, которым внесены изменения в установленные ранее правила. Существовавшие были дополнены. Теперь водитель может получить 400 тыс. руб.

Европротокол: сумма выплат 2016 г.

Получить 400 тыс. руб. можно было при соблюдении ряда обязательных условий. Непосредственное оформление бумаг осуществляется по общим правилам. Но будет осуществлена только при наличии в обоих транспортных средствах, участвовавших в происшествии, систем автоматической фиксации места и факта аварии, работающих на современной спутниковой связи. Список допустимых моделей приводится в регламентах и прочей нормативной документации. Такое требование связано с тем, что файл, полученный при обычной видеосъемке, может быть откорректирован с помощью существующих сегодня компьютерных программ в пользу какого-либо участника происшествия. Соответственно, достоверность таких доказательств ставится под сомнение. Вместе с тем подделать данные, полученные с помощью спутниковой системы, практически невозможно. Это сводит количество случаев мошенничества почти к нулю. Данное требование действовало в течение всего 2016 г. На 2017 г. каких-либо изменений не анонсировалось.

Нюансы

Исходя из сказанного выше, для лиц, которые используют европротокол, размер выплаты при отсутствии спутниковой системы фиксации информации составит не больше 50 тыс. руб. Следует отметить еще один важный момент. Максимальная выплата по европротоколу может быть получена, если авария произошла в Москве и области, а также Санкт-Петербурге и его окрестностях. В других регионах действует общее правило, по которому граждане могут рассчитывать не больше чем на 50 тыс. руб. Кроме этого, для получения 400 тыс. руб. необходимо, чтобы страховка была оформлена после 1 октября 2014 г.

Оформление: общие правила

Выплата по европротоколу назначается при соблюдении указанных выше условий, а также при правильном заполнении бланков. В первую очередь, следует проверить, является ли бумага пригодной к оформлению. Бланк должен иметь лицевую и оборотную стороны. При заполнении используется обычная ручка (не гелевая и не чернильная). Не допускается запись карандашом. Согласно действующим правилам, оформляется один экземпляр извещения. Не имеет значения, бланк какого именно водителя будет оформляться. Участникам следует выбрать свою колонку в извещении и внести в нее необходимые сведения.

Заполнение полей

На лицевой части формы есть отдельные графы. В них заносится вся информация о ДТП. В частности, указывается место, время, обстоятельства, дата, имеющиеся повреждения и пр. С особым вниманием следует отнестись к заполнению п. 14. В нем детально отражаются наличие и характер повреждений в транспортном средстве, возникших в связи с аварией. Описание должно быть подробным и при этом лаконичным. Кроме того, стоит внимательно проверить, не добавил ли второй водитель к информации сведения, не относящиеся к ДТП. В описании можно использовать распространенные термины: вмятина, царапина, трещина и пр. При наличии скрытых повреждений их описание осуществляется при экспертном осмотре. В п. 16 указываются обстоятельства аварии. Описывать их необходимо правдиво, четко, по возможности кратко. В этом пункте должны быть отражены ключевые аспекты ДТП.

Важный момент

В 16 пункте, кроме прочего, описываются маневры транспортного средства. При изложении этой информации следует учесть, что:

  1. Не является остановкой стоянка ТС. Не понимая этой разницы, граждане допускают ошибки при оформлении бланка. Некоторые водители, в автомобили которых врезались во время остановки на красный сигнал светофора, указывают, что находились "на стоянке". Это неверная формулировка. Здесь необходимо более точное описание - "остановка на запрещающий сигнал светофора" (позиция 22).
  2. При обгоне одного автомобиля другим либо при перестроении из одной полосы в другую нужно указать "обгонял" или "менял полосу".

Схема происшествия

Она содержится в 17 пункте бланка. Схема включает в себя разметку проезжей части. При этом отображаются улицы и наименования дорог, конечное положение машин, направления движения. Указываются также позиции светофоров, знаков, прочих предметов, которые имеют непосредственное отношение к аварии.

Дополнительно

Если в пункте, описывающем обстоятельства происшествия, какая-то информация не была указана, дополнить сведения можно в поле "Замечания". Здесь можно дать пояснения. Участники происшествия подтверждают достоверность данных, приведенных в извещении, своими подписями. Соответственно, водители выражают согласие с тем, что указано в бланке. После окончания оформления лицевой стороны, отделяются и подписываются части каждого водителя. При этом роспись ставится и на своем, и на чужом экземпляре.

Оборотная сторона

Здесь отражается любая дополнительная информация о событии. На оборотной стороне допускается делать приписки и заметки. Если места на бланке оказалось недостаточно, можно указать информацию на чистом листе бумаги и приложить его к извещению. В основном бланке необходимо поставить соответствующую отметку. Приложение также заверяется подписями обоих водителей.

Важные моменты

Следует отметить еще несколько правил. Выплата по европротоколу назначается при наличии полной и достоверной информации о происшествии. Это означает, что, если в бланке отсутствуют какие-либо данные, то компания, ответственная за может самостоятельно их собрать. В результате, компания вообще может не принять европротокол. Сроки выплаты также зависят от полноты и достоверности информации. Поэтому водителям необходимо со всей ответственностью отнестись к процедуре оформления.

Следующий этап

Оформленный бланк предоставляется в страховую компанию. Это можно сделать по почте либо лично. Специалисты рекомендуют предоставить документацию как можно быстрее. Нормами установлены некоторые ограничения на дальнейшие действия водителей. В частности, не допускается осуществлять ремонтные мероприятия в течение первых 15 суток поле происшествия. Этот период устанавливается для проверки компанией, ответственной за возмещение ущерба, повреждений, полученных ТС. В некоторых случаях может потребоваться визуальный осмотр. Его выполняют в первые пять дней после получения водителем соответствующего запроса. Если виновный в аварии допустит какие-либо нарушения, к нему могут применяться санкции по КоАП. Ответственность участников происшествия устанавливается по информации, приведенной на лицевой стороне формы.

Негласные правила

По установившейся практике, основной лист формы передается потерпевшему, а самокопир - виновному в аварии. В нормах этот порядок не зафиксирован, и, в принципе, значения не имеет, кто какой лист получит. Негласное правило обуславливается тем, что оригинал проще сканировать и отправлять компании, ответственной за компенсацию убытков. В результате может быть рассчитана быстрее.

Оспаривание извещения

Бывают случаи, когда водитель неправильно оценил ситуацию и признал вину за аварию. Спустя время, посоветовавшись с юристом, он пришел к выводу о необходимости отмены процедуры. Как быть в ситуации, когда извещение уже оформлено и отправлено компании, ответственной за возмещение? Как отмечают эксперты, в России в целом осуществляется достаточно редко. Поэтому особой практики по процедуре еще не сложилось. В любом случае специалисты рекомендуют обратиться в страховую компанию с этим вопросом. Из-за недостаточной распространенности таких ситуаций случаи оспаривания рассматриваются индивидуально с учетом всех обстоятельств и новых сведений. Для перестраховки эксперты рекомендуют заручиться поддержкой юриста.

Заключение

Выплата по европротоколу, несмотря на относительно давнее ее введение в нормативную базу, еще не имеет четкого механизма реализации и оспаривания. Общие правила, несомненно, выполняются. И, как показывает практика, водители получают положенные им деньги без каких-либо проблем, если ситуация ничем не осложняется. Стоит отметить, что корректировки в заполненный бланк извещения вносить не допускается. Стороны аварии оборотную часть формы заполняют самостоятельно. Разрешается сделать это в домашней обстановке, чтобы не создавать препятствия для других автомобилей на дороге. Извещение считается оформленным, когда информация присутствует во всех необходимых графах, а экземпляры получил каждый участник происшествия. В некоторых случаях, сведения, которые описаны на обратной стороне, не принимаются специалистами во внимание. Однако это не значит, что их не нужно вносить. Не стоит забывать, что отсутствие информации в обязательных графах выступает как основание для отказа в возмещении ущерба. Бланки извещений, не подписанные участниками ДТП, считаются недействительными.

Система самостоятельного оформления документации по транспортному происшествию для страховой компании без привлечения сотрудников дорожной полиции именуется европротоколом.

Так же называется и стандартная форма, необходимая для заполнения непосредственно на месте ДТП.

Упрощённая схема документирования инцидента возможна при соблюдении определённых условий только в том случае, если водители транспортных средств могут договориться без вмешательства автоинспектора.

Участники ДТП должны знать и учитывать, оформляя и подписывая европротокол, до какой суммы возможно возмещение и в каких случаях такая схема не будет считаться действительной. Даже незначительное несоответствие ситуации требованиям европротокола является основанием для вызова на место происшествия ГИБДД.

ФЗ №40 об ОСАГО 2002/25/04 редакция 2016/03/07 ст.11.1 от 2014/21/07 ФЗ №223

ПП №1002 2014/01/10 редакции 2016/25/04 и 2016/31/12

Главным преимуществом европротокола является быстрое разрешение сложившейся ситуации собственными силами и оперативное заполнение документов, что позволяет в сжатые сроки покинуть место столкновения, не провоцируя пробку.

Зафиксировать самостоятельно обстоятельства дорожного инцидента и передать документ страховщику для получения возмещения по факту транспортного происшествия возможно при наличии ряда условий:

  1. В происшествие вовлечены всего два автомобиля. Большее или меньшее количество участников аварии не позволяет технически оформить бланк европротокола (не соответствует требованиям).
  2. Отсутствуют человеческие жертвы и пострадавшие. В аварию не вовлечены пешеходы. Визуальные повреждения получили только ТС автомобилистов-участников дтп.
  3. Оба водителя застрахованы (или имя человека за рулём фигурирует в действующем полисе). Осаго обоих водителей датированы 2.08.2014 или позже (ФЗ №223 2014/21/07 редакция 2016/23/06 ст.5 п.8). Последнее обстоятельство – лишь требование закона, не актуальное в настоящее время, так как осаго заключается на год (максимум).
  4. Повреждения получили исключительно транспортные средства. Иному имуществу (городскому или частному), людям и сторонним объектам не нанесено вреда.
  5. Картина происшествия в глазах участников не разнится, нанесённый ущерб согласован, характер повреждений на машинах не вызывает споров и сомнений, в т.ч. относительно их происхождения.

Европротокол оформляется при наличии всех названных обстоятельств. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, обойтись без вызова автоинспекции не получится.

Присутствие представителей дорожной полиции потребуется и в том случае, если поведение хотя бы одного из участников аварии агрессивно и провокационно, что является препятствием для объективной оценки происшествия и достижения консенсуса.

Алкогольное опьянение и демонстративное нежелание подписывать европротокол также потребуют вызова автоинспекторов.

Съёмка места происшествия (видео и фото), показания регистраторов и данные навигаторов приветствуются и учитываются при подписании европротокола и расследовании обстоятельств аварии страховыми компаниями.

Обязательность использования техсредств и представления подобной информации страховщикам для объективной оценки происшествия и определения виновника вводится с октября 2019 (Закон об осаго ст.11.1 пп.6 и 7; ФЗ №223 2014/21/07 ст.5 п.7).

Европротокол при ДТП 2017 – какая сумма выплат предусмотрена?

ФЗ №40 об ОСАГО 2014/21/07 ст.11.1 пп.2-5

При заполнении европротокола существуют ограничения по выплатам в зависимости от региона, где совершено ДТП.

По Осаго закон предусматривает два лимита возмещений при ДТП:

  1. Для всех российских регионов, кроме Москвы (+ область) и Санкт-Петербурга (+ область) , верхняя граница причинённого ущерба, которая может покрываться по европротоколу, очерчивается 50 тысячами. Если дтп, соответствующее требованиям европротокола, визуально оценивается в большую сумму, это не означает, что страховщик вправе отказаться от возмещения ущерба. Следует учитывать, что водителям «навскидку» точно оценить повреждения практически нереально и ошибки +/- вполне естественны. Согласно закону, СК покрывает не более 50 тысяч убытков по европротоколу, а превышающая сумма после оценки подлежит взысканию непосредственно с виновного в инциденте.
  2. Для ДТП, имевших место в Москве, Санкт-Петербурге и их областях , верхняя граница возмещения по европротоколу определена в 400 тысяч (Закон об осаго №40 стт.5, 7б). Если обстоятельства дорожного инцидента позволяют претендовать на страховку, превышающую среднероссийский лимит (50 тысяч), то представление страховщику фото- и видеосведений, а также технических данных системы ГЛОНАСС является обязательным условием. Иными словами, с 01.2017 авто, втянутые в дтп в границах Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, для возмещения ущерба в полном объёме должны быть оборудованы видеорегистраторами и навигационными приборами с использованием данных системы Глонасс. Требования к техсредствам, которыми должны быть оборудованы авто, и к необходимой для выплаты по европротоколу страховки информации описаны в ПП №1002 2014/01/10 редакция 2016/25/04.

Оформленный бланк европротокола подлежит передаче в 5-дневный срок в СК, оформившую Осаго. При этом каждая из сторон дорожного инцидента передаёт свой экземпляр извещения в свою компанию (1й экземпляр основной, 2й экземпляр самокопир).

Закон обязует автовладельцев, оформивших и подписавших европротокол, представить ТС, причастные к аварии, для осмотра и независимой экспертной оценки ущерба по требованию СК. Ремонт или утилизация колёсного транспорта, причастного к аварии и отмеченного в европротоколе, допускается только по истечении 15 дней, отсчитываемых со дня инцидента.

Типовой бланк европротокола (Приказ МВД №155 2011/01/04 регистрация в МЮ №20670 2011/05/05) должен быть выдан страховщиком вместе с полисом Осаго (2 штуки). Ограничений в выдаче бланков европротокола не установлено.

Заполнение полей

Типовой бланк европротокола заполняется шариковой ручкой, гелевая ручка и карандаш не допускаются.

Лицевая сторона (совместное заполнение)

Основная сторона бланка заполняется обоими участниками происшествия (каждый заполняет свою колонку) и содержит детальную информацию о ДТП и участниках, свидетелях, страховщиках.

Перечисление и характер видимых повреждений (п.14) описывают доступными и понятными терминами.

Краткость и точность формулировок важны.

Необходимо избегать неточности при описании обстоятельств (п.16): стоянка и остановка отличны друг от друга, а обгон и смена полосы обычно идут вместе.

Схема (п.17) должна содержать границы проезжей части, расположение машин, знаки, названия улиц, светофоры, нумерацию домов, разметку и направление движения. Любые предметы, имеющие отношение к инциденту, указывают на рисунке.

Пустые графы прочёркивают. Лицевая сторона заверяется подписями двух сторон.

Инструкция по заполнению

Оборотная сторона

Заполняется индивидуально после разъединения бланка европротокола. Рекомендуется разборчивым почерком (лучше печатными или полупечатными буквами) внести в текст сообщения максимум подробностей происшествия, чтобы сократить сроки выплат.

При нехватке места допускается использование чистого листа, который прикрепляется к основному документу.

Оборотная сторона протокола

Любые исправления и дополнения вносят с согласия второй стороны. Они заверяются двумя подписями. Отказ одной из сторон подписать заполненный европротокол требует немедленного вызова на место аварии дорожной инспекции, так как в этом случае упрощенный вариант документирования дтп не применим.

Подписи обоих участников происшествия должны быть проставлены на двух экземплярах. Перед подписанием европротокола следует перечитать текст и убедиться, что в документ не внесены сведения, не имеющие отношения к конкретному ДТП.

Европротокол считают оформленным после заполнения титула, его подписания обеими сторонами и разъединения. Оборот может быть заполнен позже.



Просмотров