291 прим 2 ук рф. Мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп, как самостоятельные составы преступлений


Проблема коррупции остается до сих пор главным врагом социально-экономического развития и политической стабильности в обществе и государстве. Недобросовестность и произвол государственных чиновников и должностных лиц вливается в серьёзную проблему взяточничества, как общественно опасного преступного поведения.

Понятие взяточничества

Современное отечественное уголовное законодательство квалифицирует любое оговорённое деяние либо отказ от совершения действия за вознаграждение как взяточничество. Вознаграждением как объектом взяточничества могут выступать:

  1. Денежные средства;
  2. Материальные блага;
  3. Ценности;
  4. Услуги.

Субъектами рассматриваемого состава преступления выступают взяткодатель и взяткополучатель. Должностное лицо любых государственных или муниципальных органов может являться получателем взятки. А взяткодателем - любое лицо.

Действие или бездействие, которое совершается за получение определенного вознаграждения, должно выступать как один из элементов служебной компетенции должностного лица. Уголовный кодекс также допускает форму взяточничества, когда взяткодатель обещает попустительство либо служебное покровительство.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Взяточничеством считается и оказание помощи взяткодателю при разрешении спорных вопросов, хотя решение которых не входит в полномочие чиновника, однако он имеет возможность повлиять на исход ситуации.

Сумма взятки

Наказание, назначаемое по приговору уголовного суда, во многом зависит от размера взятки. Также важным аспектом считается обстоятельство дачи взятки - было ли это вознаграждение на противоправные действия должностного лица или это являлось своеобразным проявлением «благодарности» за оказание помощи при разрешении вопроса.

Как ранее указывалось, взятка может иметь форму не только наличных денег. Перечисление на счет безналичной суммы денег и иных материальных ценностей также образует состав рассматриваемого преступления.

При квалификации преступления и определении санкции выделяют следующие виды коррупционных выплат:

  1. Мелкая взятка (размер - до 10 тысяч рублей);
  2. Взятка в значительном размере (её сумма должна превышать 25 тысяч рублей);
  3. Взятка в крупном размере (которая должны быть больше 150 тысяч рублей);
  4. Взятка в особо крупном размере (минимальная сумма составляет 1 миллион рублей).

Важно отметить, что уголовное законодательство не различает минимальную сумму взятки, соответственно, как «коррупционное» деяние квалифицируются предоставление любой суммы денег, оказание услуг вне зависимости от их стоимости, а также передача материальных ценности без различия их оценочной стоимости.

Мелкое взяточничество

Начиная с лета 2016 года в уголовном законодательстве появился новый юридический термин - мелкое взяточничество. Законодатель определил, что мелкой взяткой будет считаться взятка суммой до 10 тысяч рублей.

Теперь взяткополучатели, которые получали коррупционные выплаты в размере до 10 тысяч рублей, будут нести наказание по отдельной статье, а не по общей уголовно-правовой норме за получение взятки. Мелкое взяточничество считается преступлением небольшой тяжести.

За новый состав преступления уголовный суд может применить следующие виды санкций:

  1. Штраф размером до 200 000 рублей;
  2. Штраф размером до 3-месячной зарплаты или реальных доходов лица за указанный период;
  3. Ограничение свободы до 2-летнего срока;
  4. Исправительные работы до 12 месяцев;
  5. Лишение свободы до 12 месяцев.

Отечественный законодатель предусмотрел также вторую часть статьи 291.2 УК РФ. Под регламентацию данной статьи подпадают действия лиц, совершивших раньше другие коррупционные преступления по статьям 290 и 291 УК, и имеющих не снятый или неоконченный срок судимости. Соответственно санкции за такие деяния ужесточены: размер штрафа увеличен до 1 миллиона рублей, срок лишения свободы и исправительных работ - до 3 лет, а ограничение свободы увеличено до 4 лет.

Провокация взятки и как её избежать

Мелкое взяточничество несмотря на незначительную сумму существенно портит авторитет и причиняет урон чести и достоинству должностного лица. Нередки случаи, когда добросовестные государственные служащие становятся частью махинаций и жертвой группы провокаторов. Уголовный кодекс в статье 304 предусматривает ответственность недобросовестных лиц за провокацию взятки. Передача взятки без согласия государственного служащего либо в низменных целях создать ложную ситуацию совершения преступления по статье 291.2 УК РФ подпадает под определение провокации взятки. Чтобы избежать ответственности за получение взятки, чиновник не должен давать согласия условиям провокатора и получать деньги либо иные материальные ценности взамен за отклонение от служебных обязанностей.

Как избежать уголовного наказания за мелкое взяточничество?

Взяткодатель не будет нести уголовную ответственность по соответствующей статье УК РФ, если он выполнит одно из нижеуказанных действий:

  1. Активно содействовать раскрытию преступления;
  2. Добровольно заявить в правоохранительные органы о совершенном им преступлении;
  3. Доказать факт вымогательства со стороны должностного лица либо доказать, что инициатива взяточничества исходила непосредственно от чиновника.

Отличие мелкой взятки от подарка

Обычные подарки, которые дают за добросовестное выполнение служебных обязанностей должностных лицом, не следует отождествлять с мелкой взяткой. Так, Гражданский кодекс содержит норму, согласно которой запрещается дарение подарков, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей. Под исключение подпадают подарки дороже 3 тысяч рублей:

  1. Между коммерческими организациями;
  2. От имени недееспособных и малолетних граждан их законным представителям;
  3. Лицам, которые замещают государственную службу в государственных и муниципальных органах субъектов РФ;
  4. Работникам образовательных, социальных и медицинских учреждений.

Наказания за мелкое взяточничество регламентируются действующим Уголовным кодексом. В университете я несколько раз платил деньги за экзамены, считая, что данная несущественная сумма не является взяткой. Однако, исходя из текста законодательного акта под номером 291.2, который расположен в УК РФ, я ошибался.

В данной статье я расскажу о мелком взяточничестве, чтобы предостеречь физических лиц от уголовной ответственности. Также речь пойдет о наказаниях, ожидающих осужденных. Кроме того, будет рассказано то, что грозит за дачу взятки физическим лицам, у которых уже имеется судимость.

Если денежные средства либо какие-то имущественные объекты предоставляются должностному физическому лицу в качестве подкупа, то данная процедура расценивается, как взяточничество. Помимо того, ответственность за деяние подобного рода грозит не только тому физическому лицу, которое давало взятку, но и человеку, являющемуся ее получателем. Может быть и так, что материальные средства, выступающие в качестве взятки, были переданы не напрямую, а через посредника. В данном случае уголовной ответственности также не избежать, причем абсолютно всем участникам.

Взятки бывают разных размеров, собственно от которых и зависит форма наказания. Если сумма равна меньше десяти тысяч рублей, то это мелкая взятка.

Наказания за мелкое взяточничество

Если физическое лицо было замешано во взяточничестве, то в качестве наказания с нарушителя будет удержан штраф. Наибольшая сумма данного удержания может составлять двести тысяч рублей. Размер штрафа определяется судьей. Акцент делается на том, как часто человек давал либо получал взятки. Если данный проступок был замечен за осужденным всего лишь один раз, то сумма штрафа будет минимальной. Если же взяточничество (хоть и мелкое) осуществлялось систематически, то размер штрафных санкций утвердят в максимально возможном размере.

Еще с нарушителей закона могут удерживать их основной доход (в большинстве случаев это заработная плата). Денежные средства нужно предоставлять на протяжении трех месяцев. Также за взяточничество заставляют трудиться на принудительных работах. Осужденному требуется исполнять определенные обязанности в течение одного года, а часть выручки отдавать в государственную казну.

Помимо того, за взятки могут ограничить в свободе либо вовсе лишить ее. В первом случае наказание действует не более двух лет, а во втором — утверждается максимум на один год. Лишение свободы подразумевает тюремное заключение и соответственно полную изоляцию от внешнего мира. Ограничение же свободы означает наложение запретов и отмену некоторых прав.

Наказания для ранее судимых лиц

Второй пункт все той же статьи номер 291.2 посвящен регламенту наказаний для физических лиц, которые были замешаны во взяточничестве и уже имеют судимость. Если быть точнее, то данные наказания актуальны в случае нарушения правил статьи номер 290 УК РФ (о получении взяток), законодательного акта под номером 291 этого же источника (дача взяток) либо же статьи 291.1 (соучастие во взятках).

Ранее осужденные физические лица в случае совершения взяточничества будут выплачивать гораздо больший штраф. Его сумма может достигать одного миллиона рублей. Что касается выплаты заработных плат, то их будут удерживать около года. Также на три года могут присудить исправительные работы. Ограничивать в свободе преступников, которые уже имеют судимость, могут на целых четыре года, а лишать свободы — на три года.

Обращаю внимание на то, что формы перечисленных наказаний применяются исключительно в случае совершения взяточничества в мелких размерах. Если взятка была крупной либо особо крупной, то наказания ужесточаются.

В каких случаях освобождают от ответственности

Иногда даже если физическое лицо и виновно во взяточничестве, совершенном в мелком размере, оно может быть освобождено от ответственности. Перечень ситуаций, в которых наказание не применяется, зафиксирован в примечании акта № 291.2. Это следующие случаи:

  1. Если преступник содействовал раскрытию дела. Может быть и так, что физическое лицо оступилось, дав либо получив взятку, однако вовремя одумалось. Например, мой знакомый участвовал в предоставлении групповой взятки. Студенты всего курса собрали сумму равную восемь тысяч рублей и передали ее преподавателю с целью получения ответов на определенное задание. Действия подобного рода выполнялись неоднократно. Данная информация дошла до соответствующих органов, и было заведено уголовное дело. Знакомый не захотел рисковать репутацией, подвергая при этом себя уголовной ответственности, и соответственно начал активно способствовать раскрытию преступления;
  2. Если с преступника вымогали взятку . Иногда физические лица совершают такое правонарушение, как мелкое взяточничество не по своей вине. Другие люди могут всячески оказывать давление и вымогать дачу взятки. Если человек поддался дурному воздействию и совершил преступление, то уголовная ответственность с него снимается. Однако факт оказания давления обязательно должен быть подтвержден (документально, с помощью свидетельских показаний, аудио либо видео материалов и так далее);
  3. Если преступник признался самостоятельно . В некоторых случаях физических лиц, нарушивших закон о взяточничестве, начинает терзать совесть и страх уголовной ответственности. Тогда они самостоятельно приходят в органы, имеющие полномочия возбуждать соответствующие дела, и сообщают о своем проступке. Если человек признался самостоятельно, то вина с него снимается автоматически. Однако если уголовное дело уже было возбуждено и физическое лицо числилось в кругу подозреваемых, то чистосердечное признание не освобождает от наказания.

Кроме того, если физическое лицо выступало в роли посредника в делах, связанных со взятками, его также ожидает уголовная ответственность. Данному вопросу посвящен акт под номером 291.1, который расположен в действующем УК РФ. Если человек каким-либо способом способствовал даче/получению взяток, то он автоматически является посредником. Кроме того, если при этом он использовал свое служебное положение, то для утверждения соответствующего наказания в силу вступает второй пункт статьи.

В качестве наказаний применяется штраф, размер которого не может превышать одного миллиона рублей. Кроме того, могут заставить выплатить сумму, равную произведению размера взятки на коэффициент от двадцати до пятидесяти. Еще вдобавок к штрафной санкции лишают права нахождения на определенной должности и соответственно исполнения служебных обязанностей. Однако данную дополнительную меру наказания утверждают не всегда. Также могут лишить свободы (минимум на трехлетний период времени, а максимум на семь лет) и наложить штраф равный до тридцатикратного размера суммы взятки.

Следует отметить, что физических лиц, которые выдвигали предложения о посредничестве во взяточничестве, также ожидает ответственность (пункт 5 статьи 291.1 УК РФ).

Основные выводы

  1. За дачу и получение мелких взяток, а также соучастие в данной процедуре предусмотрена уголовная ответственность по статье 291.2;
  2. Под мелким размером подразумевается взятка на сумму, которая не превышает десяти тысяч рублей;
  3. Осужденного за мелкие взятки в качестве наказания ожидают штрафные санкции, исправительные работы либо лишение свободы. Форму наказания утверждает судья;
  4. Для физических лиц, нарушивших правила статьи 291.2, у которых уже имеется судимость, предусмотрены более ужесточенные наказания;
  5. Посредников также ожидает уголовная ответственность. Виды и срок действия наказаний регламентированы законодательным актом под номером 292.2.

Фундаментальные изменения в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни, наряду с положительными результатами, инициировали негативные процессы в обществе, создали благоприятные условия для ранее неизвестных социально опасных форм поведения. Среди многих социально опасных форм поведения коррупция занимает особое место. Коррупция как массовое негативное широко распространенное антиобщественное явление в условиях российской действительности представляет собой реальную угрозу национальной безопасности государства, препятствует его прогрессивному развитию. Ущерб, связанный с коррупционными преступлениями, заключается в том, что они подрывают основы государственного управления, дискредитируют власти, создают социальную напряженность в обществе и оказывают негативное влияние на государственные и социальные институты. В этих условиях особое внимание следует уделять организации борьбы с коррупционными преступлениями. Законодатель, решающий проблему борьбы с этими общественно опасными действиями, расширяет возможности правового влияния, где наряду с другими применяется уголовное право. Это может быть подтверждено правилами об ответственности за коррупционные преступления.
Одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел руководство МВД России, определяя стратегию действий, признало борьбу с коррупцией.
1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции», закрепивший антикоррупционные полномочия российских полицейских. Рассматривая статью 291.2 уголовного кодекса «Мелкое взяточничество», введенная Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 324-ФЗ, включает две части и примечание. В части 1 указы как «Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей» (основной состав). А во второй части раскрывается, какая ответственность предусматривает за «те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей» (квалифицированный состав). Деяния, указанное в части 1, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или заработной платой, или другим доходом осужденного на срок до трех месяцев или исправительными работами на срок до одного года, или ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. Часть 2 предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или заработную плату, или другой доход осужденного на срок до одного года, или исправительные работы на срок до трех лет, или ограничение свободы на срок до четырех лет, или тюремное заключение на срок до трех лет. В примечания к статье 291.2 УК РФ, в которой предусматривались обстоятельства освобождения от уголовной ответственности, и изложил ее следующим образом: «лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о даче взятки» Как и в случае взятки, как действие, так и бездействие или помощь в принятии решения в пользу лица, дающего взятку, могут быть вознаграждены при условии, что это входит в официальную компетенцию получателя взятки. Исследование показало, что за рассматриваемое преступное деяние законодатель предусматривает: во-первых, более легкое наказание по сравнению со статьями 290, 291 и 291.1 уголовного кодекса; второе — относится к преступлениям незначительной тяжести, поскольку срок лишения свободы в части 1 статьи 291.2 уголовного кодекса не превышает одного года, а часть 2 — три года, что является юридически значимым обстоятельством при определении степени общественной опасности совершенного деяния, выбора примитивных мер против подозреваемого (обвиняемого), а также вынесения приговора .
Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица . Особую актуальность приобретает борьба с коррупционерами в самой системе правопорядка. В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел и противодействия коррупции руководством МВД России приняты ведомственные нормативно-правовые акты. В ходе реализации Национальной стратегии была проведена реформа органов внутренних дел, в том числе в июле 2011 года в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения «Экономической безопасности и противодействия коррупции» вновь созданного подразделения в июле 2011 года после тщательного отбора и проверок были отобраны сотрудники, основные задачи которых и являлось предупреждение, выявление и пресечение коррупционных деяний, минимизация их последствий, обеспечение экономической безопасности РФ, на федеральном уровне в Министерстве внутренних дел РФ данным подразделением являлось Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности органов внутренних дел применительно к противодействию бытовой коррупции отнесено следующее: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств (подп. 1 п. 1ст. 2), предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (подп. 2 п. 1 ст. 2), выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (подп. 3 п. 1 ст. 2), государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (подп. 11 п. 1 ст. 2) и др. Значительные полномочия предоставлены российским полицейским по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере быта (глава 3). Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, координация работы правоохранительных органов по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности, надзор за исполнением законодательства РФ о противодействии коррупции, надзор за исполнением законодательства РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия при возбуждении ,
Вопрос о квалификации действий взяткодателя в случае перевода им денег в размере не более 10 тысяч рублей за незаконное бездействие должностного лица остается спорным. Типичными примерами таких преступлений являются факты передачи сотрудникам ГИБДД или миграционных подразделений взятки за освобождение от административной ответственности. Ранее, до внесения поправок в уголовное законодательство, такие действия были квалифицированы в соответствии с частью 3 статьи 30 части 3 статьи 291 Уголовного кодекса в качестве попытки подкупить за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), которые относятся к категории серьезных преступлений и, следовательно, заслуживает более сурового уголовного наказания. В настоящее время судебная практика формируется путем квалификации этого вида преступлений по части 3 статьи 30, статья 291.2 уголовного кодекса как попытка мелкого взяточничества. Такие примеры вызвали многочисленные вопросы правоохранительных органов. В попытке устранить недопонимание Верховный суд отметил «специальность» положений статей 204.2 и 291.2 уголовного кодекса в отношении положений статей 204, 290 и 291 Уголовного кодекса и указал, что они не предусматривают таких условий их применения, как отсутствие квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных в частях 2-4, 6-8 статьи 204, части 2-6 статьи 290 или частей 2-5 статьи 291 уголовного кодекса. На основании этого коммерческого взяточничества в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, получение взятки, дача взятки в размере, не более 10 тысяч рублей влекут ответственность по части 1 статьи 204.2 или части 1 статьи 291.2 уголовного кодекса независимо от времени совершения (до 15 июля 2016 года или после этой даты); действий (законное или незаконное); состава участников (индивидуально или группой лиц) и другие отягчающие обстоятельства коммерческого взяточничества и подкупа. Кроме того, Верховный суд заявил, что после 15 июля 2016 года совершившее небольшой коммерческое подкуп или мелкое взяточничество, лицо, осужденное по соответствующим статьям, влечет ответственность по части второй статьи 204.2 или части 2 статьи 291.2 уголовного кодекса Российской Федерации . Примером может служить приговор в отношении гр. Ю., обвиняемого в совершении преступления в марте 2017 года, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 291.2 УК РФ. Гр. Ю., управляя транспортным средством, явно нарушая требования Правил дорожного движения, был остановлен находящимися при исполнении служебных обязанностей старшими инспекторами ДПС, которыми в свою очередь были выявлены административные правонарушения со стороны гр. Ю., предусмотренные статьями 12.6, 12.20, 12.36.1 КоАП. С целью избегания административной ответственности, осознавая, что инспектор ДПС является должностным лицом и исполняет служебные обязанности, путем дачи взятки решил побудить последнего отказаться от выполнения возложенных на него обязанностей и совершить заведомо незаконное бездействие. Гр. Ю., находясь на переднем пассажирском сиденье патрульного автомобиля, осознавая, что им допущены административные правонарушения, за которые он может быть привлечен к административной ответственности, имея умысел на мелкое взяточничество, действуя умышленно, будучи предупрежденным об уголовной ответственности своих действий, с целью дачи взятки должностному лицу — старшему инспектору ДПС, находящемуся при исполнении своих должностных обязанностей, за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия), то есть за несоставление материала об административном правонарушении с целью избегания установленной законом ответственности, действуя умышленно, положил на пластиковую панель между водительским и передним пассажирским сиденьем денежные средства в размере 1 тыс. рублей, предложив инспектору службы ДПС принять их в качестве взятки за совершение заведомо незаконного бездействия, однако действия гр. Ю. не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, так как инспектор данную взятку не принял .
Проблема для правоохранительных органов — это также оценка незаконного действия как полноценной части мелкого взяточничества или его оценки как попытки защитить эти социальные отношения. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 разъясняет в пункте 12, что в случае отказа принять взятку или предмет коммерческого взяточничества должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, действия лица, непосредственно передающего, квалифицируются как покушение на преступление и если установленная передача ценностей не происходит в силу обстоятельств, не зависящих от воли лиц, действия которых непосредственно направлены на их передачу или получение, акт должен быть квалифицирован как попытка дать или получить взятку, посредничество во взяточничестве или коммерческом взяточничестве .
В свою очередь правоохранительные органы ищут все возможности, для того чтобы избежать получение взятки, заботясь о гражданах, выданный момент времени внедрение технических средств и систем с использованием фото- и видеофиксации оказали положительное влияние на складывающуюся ситуацию на дорогах. В том числе уменьшает попытки дать взятку сотрудником ГИБДД. Заметно активизировалась информационно-пропагандистская и разъяснительная работа, призывающая водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения. Формирование правового сознания рассматривается сегодня в качестве основного направления деятельности МВД России. Наиболее сложные вопросы в применении новых составов создают условия конкуренции части 1 статьи 290 и части 1 статьи 291 с частью 1 статьи 291.2 Уголовного кодекса. Существует общее правило квалификации преступлений в случае конкуренции общих и специальных правил: в случае конкуренции общих и специальных правил следует применять специальное правило . Верховный суд правильно разъяснил вышеприведенный случай применения статьи 291.2, как, казалось бы, содержание отягчающих обстоятельств статьи 290 или статьи 291, статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации в сумме, не превышающей 10 тысяч рублей. Проблема заключается в том, что новые составы в уголовном праве появились только как тенденция криминальной политики, направленной на противодействие коррупционным преступлениям, согласно статистике, сумма взяток не превышает 10 тысяч рублей, а часто составляет 1 тысячу рублей, 500 рублей. Показателем общественной опасности этого деяния и его последствий не является размер взятки. Нововведения в уголовном праве не в полной мере способствуют улучшению борьбы с взяточничеством и требуют тщательной и систематической переработки, в связи с чем породило массу проблем и вызвало неоднозначную оценку как ученых, так и практиков. Сотрудники правоохранительной системы тщательно способствуют нововведениям для уменьшения коррупции.

Добрый вечер, Анатолий.

В данном случае, если лицо хочет дать взятку инспектору ДПС (не более 10 000 рублей), а инспектор ДПС деньги не берет, то получается, что это покушение на дачу взятки, соответственно, действия этого лица квалифицируются по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, ч. 3 ст. 30 УК РФ .

При этом обвинение будет звучать примерно так: такого-то числа при таких-то обстоятельствах в таком-то месте такой-то пытался передать деньги инспектору ДПС в размере таком-то, однако, преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица причинам (инспектор ДПС не взял деньги).

УК РФ, Статья 30. Приготовление к преступлению и покушение на преступление

1. Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

2. Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.

3. Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Что касается получения взятки. Состав преступления, предусмотренного ст. 291.2 УК РФ предусматривает 2 возможных варианта:

1) получение взятки

2) дача взятки.

Между словами "получение" и "дача" стоит запятая, то есть возможно либо получение, либо дача. В Вашем случае дача взятки.

УК РФ, Статья 291.2. Мелкое взяточничество

1. Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1настоящего Кодекса либо настоящей статьей, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Что касается состоявшейся дачи взятки, то естественно, что ст. 291.2 УК РФ предусматривает ответственность за оконченное преступление (в этом случае квалификация действий будет просто ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), НО в Вашем случае, т.к. преступление не окончено, то есть не дача взятки, а покушение на дачу взятки, то квалификация уже будет выглядеть так ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, ч. 3 ст. 30 УК РФ .

ПРИ ЭТОМ наказание за покушение будет меньше, при назначении наказания будет применяться ст. 66 УК РФ .

УК РФ, Статья 66. Назначение наказания за неоконченное преступление

1. При назначении наказания за неоконченное преступление учитываются обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца.

2. Срок или размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса за оконченное преступление.

3. Срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса за оконченное преступление.

4. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы за приготовление к преступлению и покушение на преступление не назначаются.

Таким образом, за покушение на дачу взятки максимальное наказание 2 года 3 месяца.

Если у Вас еще остались вопросы, пишите. Буду рада помочь.

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

ч 1. Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

ч 2. Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание . Лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к ст. 291.2 УК РФ

Статья указывает на такое правонарушение, как:

  • Дача взятки;
  • Получение;
  • Передач в качестве посреднических услуг.

Упоминается также о том, что размер взятки должен быть минимальным. Если размеры такого незаконного вознаграждения будут более значительными, то предусматривается ответственность по иным статьям законодательства. В рассматриваемой статье четко указано, что минимальные меры ответственности в виде штрафа предусмотрены в случае, если взятка была незначительной, осуществлялась впервые, и действия не повлекли негативных последствий. В случае формирования существенных последствий может быть назначен срок лишения воли, но не более года. Если же действия совершаются повторно, то есть, лицо, которое осуществляет посреднические действия, получает или же предоставляет денежные средства в виде незаконного вознаграждения, применяются более серьезные меры ответственности.

В тоже время, в законодательной базе определено, что если лицо, которое предоставляет средства, активно сотрудничает с правоохранительными инстанциями, с целью разоблачения преступной деятельности, например - вымогательства, освобождается от уголовного наказания.

Взятка - средства, или же денежный эквивалент, предоставляемый в качестве вознаграждения лицу, занимающему определенную должность, с целью осуществления противозаконных действий, выгодных тому человеку, который предоставляет такое вознаграждение. Такие действия считаются незаконными, так как формируется нарушение основных принципов конкуренции или же установленных правил, что провоцирует возможность применения в такой ситуации норм уголовного законодательства.

Мелкая взятка - в законодательной базе данное понятие может иметь различные значения. В рассматриваемой норме определено, что мелкими размерами может считаться вознаграждение, сумма которого не будет превышать десяти тысяч рублей. Если же сумма будет более существенной, то формируется возможность применения иных статей законодательства.

Восстановить объективную действительность по таким делам крайне непросто, именно по этой причине устанавливается, что лицо, которое активно помогает правоохранителям в процессе расследования, сбора улик и доказательств, может быть освобождено от установленного наказания.

Посредничество - предоставление определенных услуг третьим лицом, с учетом того, что одна сторона передает ему вознаграждение, которое посредник предоставляет иному лицу. Такие услуги являются весьма популярными, так как позволяют основным действующим лицам преступной схемы избежать заслуженного наказания. Законодатель определил, что такие посреднические действия также являются правонарушением, причем действия будут учтены со всеми нюансами, но все равно наказание будет равным, как для тех кто предоставляет и получает, так и для тех, кто просто осуществляет банальную передачу. Таким образом, законодатель стремится оптимизировать структуру борьбы со взяточничеством, предотвратив деятельность посредников, с целью выявления основных схем вымогательства. Такие серьезные варианты наказания призваны остановить посреднические услуги, как таковые, чтобы в дальнейшем, они не являлись преградой для расследования дел.



Просмотров