Какие грузовики должны проходить весовой контроль. Правила перевозки тяжеловесных грузов

С 1 июля 2015 вступило в силу официальное постановление Правительства РФ, касающееся показателей предельно допустимых нагрузок на дорожное покрытие. Вводимые ограничения являются вынужденными и относятся к грузовому автотранспорту, осуществляющему перевозки с превышением весогабаритных нормативов. Согласно постановлению, вводятся предельные значения нагрузок по общей массе транспортного средства, а также по одиночным и сближенным осям.

В качестве средства контроля за превышением допустимых показателей используются специальные системы, фиксирующие нагрузку на дорожное полотно. Дорожный весовой контроль позволяет предварительно выделить из общего транспортного потока потенциальных нарушителей - автомобили, превышающие весогабаритные нормативы. Такая система работает "в паре" со стационарным весовым контролем, на котором осуществляется остановка транспортного средства для последующей проверки на предмет нарушения нормативов, а также для определения ущерба, нанесенного дорожному покрытию.

Автомобильный весовой контроль анализирует вертикальные силы воздействия оси (группы осей) в движении на дорожное полотно. Также система весового контроля на дорогах определяет полную массу транспортного средства, скорость его движения и расстояния между осями. Функциональные возможности такого оборудования позволяют выполнять проверку автомобиля, движущегося с достаточно высокой скоростью. При этом дорожный весовой контроль никак не ограничивает проезд всех остальных транспортных средств, движущихся в общем потоке. Передача данных (результатов измерений) осуществляется посредством беспроводной связи или по оптоволоконному кабелю.

Система весового контроля на дорогах состоит из следующих элементов: устройства передачи данных, шкафа управления и автоматики, а также специального ПО. Силоприемные модули и индикаторы проезда автомобилей встраиваются в дорожное полотно.

Автоматизированная система весового контроля на дорогах

Компания ПАРКТАЙМ.ПРО поставляет на отечественный рынок современные системы дорожного весового контроля UnicamWIM. Эти системы обладают функционалом, существенно превосходящим по эффективности платформы для стационарного весового контроля и низкоскоростные системы динамического взвешивания. Для сравнения:

  • Cистема UnicamWIM проводит дорожный весовой контроль на скорости до 255 км/час, при этом погрешность измерений не превышает 5%.
  • Система может успешно использоваться для автоматического взыскания денежных штрафов на стационарных пунктах весогабаритного контроля (АСК).
  • Комплекс UnicamWIM способен выполнять предварительный отбор нарушителей, а также вести учет и классификацию проезжающих транспортных средств.

Системы дорожного весового контроля UnicamWIM работают в автоматическом режиме. Для их размещения на дороге не потребуется выделение специальной полосы. А для установки силоприемных модулей не нужно обустройство прочного железобетонного основания: эти элементы просто встраиваются в дорожное полотно. Удобно и эффективно!

Основные характеристики системы:

  • высокоскоростной весовой контроль (точное измерение при скоростях от 3 до 255 км/ч
  • точность измерения общей массы ТС с погрешностью не более 5% (позволяет использовать систему для автоматического штрафования)
  • измерение массы ТС в диапазоне от 3 500 кг до 200 000 кг.
  • определение количества осей ТС
  • подходящий для российских погодных условий диапазон рабочей температуры (от -40°С до +70°С) и относительной влажности (до 100%)
  • измерение превышения скорости в диапазоне от 5 до 250 км/ч с погрешностью не более 2%
  • система фиксации государственного номера ТС и фото фиксация всех проездов
  • измерение габаритов ТС (погрешность не более 60 мм)
  • классификация транспорта по типам (более 40 предустановленных с возможностью индивидуальной настройки)
  • контроль скорости на участке
  • ПО для автоматического внесения информации в базу данных без непосредственной необходимости работы оператора

1. При остановке в зоне действия знака «Пункт весового контроля» регулировщиком – сотрудником стационарного поста весового контроля:

1.1. Обратите внимание на наличие форменной одежды, отличительного знака и экипировки.

1.2. В случае их отсутствия, не покидая ТС, укажите регулировщику на незаконность его действий, нарушение ПДД, запишите его фамилию, звание, должность и причину остановки и выразите готовность продолжить движение по маршруту.

1.3. В случае угроз и попыток задержать ТС укажите должностным лицам ПВК на противоправность их действий.

1.4. При задержке ТС, попытке изъять разрешение на перевозку тяжеловесного груза, требованиях предъявить иные документы на груз или ТС, при иных нарушениях сделайте письменное заявление на имя руководителя поста весового контроля о противоправности действий должностных лиц ПВК с привлечением максимального количества свидетелей.

1.5. В случае наличия у регулировщика форменной одежды, отличительного знака и экипировки – запишите его фамилию, специальное звание, должность и причину остановки. Должностное лицо ПВК не только обязано знать наизусть основания остановки ТС, но и предоставить их в письменном виде по требованию.

2. В случае подтверждения полномочий регулировщика на остановку ТС сотрудник ПВК имеет право:

1) проверить наличие разрешения на перевозку тяжеловесного груза;

2) предложить пройти инструментальный контроль в части соблюдения установленных ограничений по полной массе ТС и осевым нагрузкам.

Требовать или проверять какие-либо другие документы сотрудник ПВК не в праве.

3. Прохождение весового контроля по соблюдению установленных ограничений по полной массе ТС и осевым нагрузкам должно быть оформлено актом, в котором должно быть:

  • дата, время и место составление акта;
  • наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта;
  • марка, модель и регистрационный номер транспортного средства;
  • владелец транспортного средства;
  • характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт);
  • маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км);
  • полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая;
  • расстояние между осями;
  • масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии).

В акте отмечаются результаты сравнения:

  • весовых параметров ТС с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении;
  • установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования ТС.

3.1. В случае расхождений акт по результатам взвешивания ТС направляется в территориальное подразделение ГИБДД и Федеральное дорожное агентство.

3.2. Акт подписывается должностным лицом, осуществившим взвешивание ТС, составляется в двух экземплярах, один из них предоставляется водителю ТС.

4. В случае сомнений в правильности измерения веса на пункте взвешивания потребуйте от представителей ПВК:

1) сертификат об утверждении типа средств измерений. В приложении к нему указаны все модели производителя с техническими параметрами, среди которых есть погрешность измерения;

2) свидетельство о поверке весов. Сертифицированные весы проходят очередную поверку раз в год. При поверке на весы (чаще всего на терминал, иногда на соединительные коробки) ставится клеймо, а предприятию выдается свидетельство с указанием срока его действия. По истечению этого срока показания весов считают недействительными.

4.1. Весовое оборудование должно быть, во-первых, сертифицировано, а во-вторых, проверено органами Госстандарта. На пунктах весового контроля должны иметься сертификат и свидетельства о поверке, и любой водитель имеет право получить эти документы. В случае отказа пишите в акте проверке о несогласии с результатами весового контроля и причинах несогласия.

5. В случае несогласия с результатами весового контроля в силу очевидных нарушений со стороны сотрудников ПВК, пишите в акте проверке «Указанные в акте фактические осевые нагрузки (общая масса ТС) не принадлежат управляемому мной автомобилю. Определить весовые характеристики моего ТС невозможно из-за следующих нарушений в работе ПВК (перечислите их!): … (например: «… процедура оформления акта не соблюдена, точность взвешивания, проведенного на весах ХХХ, не может быть признана достоверной ввиду того, что взвешивание спорного ТС производилось на стационарных весах ХХХ в динамическом режиме, при этом погрешность измерений увеличивается за счет динамических ударов по платформе и колебаний кузова, в акте не указана скорость автомобиля движении на платформе, в детализации расчета отсутствуют данные об учете погрешности весов; несмотря на несогласие с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, транспортное средство не было направлено на контрольное взвешивание… и т.д.)

6. При остановке в зоне действия знака «Пункт весового контроля» регулировщиком –представителем ГИБДД:

6.1. Обратите внимание на наличие форменной одежды, отличительного знака и экипировки. Запишите фамилию, звание, должность регулировщика.

6.2. В случае направления на инструментальный контроль в части соблюдения установленных ограничений по полной массе ТС и осевым нагрузкам, необходимо проконтролировать действия сотрудников поста весового контроля и проверить документы, оформленные ими по итогам контроля.

6.3. В случае оформления представителем ГИБДД «Протокола об административном нарушении» по документам, которые были составлены сотрудниками ПВК, действуйте следующим образом:

6.4. Изучите внимательно предоставленный Вам протокол. Начните изучение с графы «Совершил нарушение». Если Вам вменяется нарушение перевозки правил тяжеловесных грузов, то в графе будет указано нарушение п.23.5 ПДД РФ.

6.5. Следующей графой для изучения является «Ответственность, за нарушение, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях», в ней должна быть ссылка на часть 2 статьи 12.21 КоАП РФ.

6.6. Особое внимание обратите на должность сотрудника, рассматривающего нарушение. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе: начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель.

6.7. В случае несоответствия должности, отказывайтесь от подписания данного протокола. О причине отказа укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении». Причину отказа формулируйте следующим образом:

«Сотрудник… (указываете его данные), нарушает п.5 статьи 23.3. КоАП РФ, в связи с чем считаю его действия незаконными. Остановка автомобиля с … по (указываете время) является простоем, совершенным по вине указанного сотрудника. О данном событии составлено заявление на имя старшего (стационарного поста ДПС, наряда и др.)».

6.8. Обратите внимание на наличие фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это – условие рассмотрения административного правонарушения представителями государственной инспекции безопасности дорожного движения и ГИБДД (ст.23.3 КоАП РФ). В случае их отсутствия укажите в протоколе на невозможность по этой причине идентификации нарушения и вменения его вам в вину.

6.9. Забирайте Копию протокола и пишите заявление на старшего поста (наряда, командира полка, начальника ГИБДД). Время, потраченное на написание заявлений и жалоб при их оформлении, юрист Вашего предприятия может оформить как рабочее время, которое по судебному иску должно быть оплачено за счет представителя ГИБДД допустившего незаконное действие/бездействие.

6.10. В пункте протокола «Протокол прошу направить для рассмотрения по месту жительства, учета транспортного средства» сделайте нужную отметку.

6.11. В случае изъятия прав на управление ТС представителем ГИБДД необходимо указать ему о том, что лишение прав не является компетенцией ГИБДД. Решение по данному вопросу может принять только судья (ст. 3.8. КоАП РФ). Поэтому для ускорения решения вопроса о возвращении прав, в протоколе необходимо это отметить.

ЭТО НАДО ПОМНИТЬ!

  • Автомобильные дороги общего пользования подразделяются в зависимости от мощности покрытия (одежд) на четыре категории. Поэтому категория автомобиля, перевозящего груз в течение одного рейса при движении по дорогам разных категорий, может меняться. На одной дороге он «тяжеловесное ТС», на другой – нет.
  • Посты весового контроля, на которых не происходит видео- или фоторегистрация процесса взвешивания ТС, не в состоянии доказать, что зафиксированные в акте данные о превышении веса относятся именно к ТС, указанному в акте (протоколе).
  • Допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленных на территории Российской Федерации или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2% (п.2.4.4 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утв.Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125).
  • Фиксируйте как можно точнее все, что может послужить доказательством вашей правоты в споре с представителями ПВК, по возможности, с привлечением свидетелей. Суд принимает во внимание только задокументированные аргументы.

Невыполнение пользователями автомобильных дорог правил и норм при транспортировке тяжеловесных и создает угрозу жизни граждан. Об этом свидетельствуют данные статистики об аварийности и смертности в ДТП. Кроме того, следствием игнорирования правил и норм являются негативные экономические последствия.

Нарушители наносят существенный ущерб государственному имуществу, в состав которого входят, кроме прочего, и автомобильные дороги, а также транспортным средствам, находящимся в частной собственности. Учитывая эти проблемы, на правительственном уровне была разработана Программа по организации габаритного и весового контроля в РФ. Она была подготовлена во исполнение положений Плана мероприятий, направленных на совершенствование разрешительных и контрольно-надзорных функций, а также на оптимизацию предоставления госуслуг в сфере транспорта. Рассмотрим далее, как осуществляется в России .

Ключевые принципы

Программа организации весового контроля на дорогах направлена на:

  1. Обеспечение безопасности движения и сохранности трасс общего пользования.
  2. Соблюдение пользователями положений законодательных актов в процессе транспортировки грузов, требований к качеству предоставляемых ими услуг.
  3. Соблюдение службами весового контроля установленных требований при надзоре за перевозкой грузов.
  4. Реализацию целевого подхода в процессе планирования и использования средств бюджета по расходным статьям. В частности, особый надзор устанавливается за расходованием денег на строительство и содержание контрольных пунктов (в первую очередь, стационарных).

Весовой контроль , организованный в соответствии с Программой, позволяет снизить удельный вес расходов на ремонт и восстановление трасс, поврежденных и разрушенных вследствие проезда по ним тяжеловесных ТС.

Проблема и решение

Сегодня содержание дорожного полотна обходится достаточно дорого. В некоторых регионах проблема стоит очень остро. Тяжеловесные ТС причиняют значительный ущерб ежегодно. На восстановление полотна требуются миллиарды рублей. Решением проблемы стал весовой контроль. В Ростовской области, например,с 2015 г. были ужесточены правила проезда тяжеловесных ТС по дорогам региона. Были введены штрафы за превышение допустимой (максимальной) нагрузки. При этом, если до 2015 г. допускалось превышение до 15%, то после ужесточения правил процент уменьшился до 5. Правительство региона разработало программу по увеличению количества контрольных пунктов, в том числе и передвижных. Весовой контроль был установлен на оживленных магистралях и в крупных городах региона.

Ситуация в Республике Башкортостан

Руководство региона взялось за решение проблемы в 2012 г. Правительственным распоряжением был сформирован государственный контрольно-надзорный орган. Служба весового контроля РБ:

  1. Оказывает содействие подразделениям ГИБДД Республики в осуществлении контроля и пресечении несанкционированной перевозки тяжеловесного груза.
  2. Выполняет расчет возмещения имущественного ущерба, причиненного ТС, перевозящими тяжеловесные грузы, если их масса либо нагрузка на ось превышает установленные нормами параметры.

На пунктах весового контроля Республики Башкортостан осуществляется взвешивание ТС для определения соответствия их массы установленным нормативам. Стоит сказать, что в работе Службы возникает немало проблем. Так, в 2016 г. в Башкирии на весовом контроле в с. Архангельское несколько фур проигнорировали знак и проследовали мимо пункта. Однако водителей удалось задержать. Как выяснилось, вес перевозимого груза значительно превышал допустимый. К водителям были применены соответствующие меры воздействия. В настоящее время, по словам дальнобойщиков, проблем с весовым контролем в Башкортостане не возникает.

Выборочное взвешивание

Весовой контроль в Москве и других городах страны уже считается нормальным явлением. В настоящее время регулярно осуществляется выборочное взвешивание фур. Называется такой весовой контроль передвижным . Уполномоченные сотрудники используют портативное оборудование. Его можно развернуть на любом ровном участке трассы. Как правило, такой весовой контроль в Москве осуществляется на МКАД.

Стационарные контрольные пункты

Такие посты весового контроля разворачиваются в узловых точках (в том числе на территории, прилегающей к аэропортам, речным/морским вокзалам, ж/д и автотранспортным терминалам, крупным сельскохозяйственным и промышленным предприятиям), а также на погранпереходах. На участках возможного объезда таких пунктов действуют мобильные бригады, располагающие переносными весами. Весовой контроль ТС осуществляет госслужба дорожного хозяйства при содействии сотрудников ГИБДД и подразделений Минтранспорта РФ.

Состав стационарного пункта

На контрольном посту находятся:

  1. Весы, с помощью которых определяется осевая нагрузка ТС в процессе их передвижения по трассе.
  2. Спецплощадка для точного взвешивания.
  3. Стационарные/переносные весы.
  4. Помещение для аппаратуры и персонала.
  5. Охраняемая стоянка для ТС, не прошедших контроль.

Стационарный пункт оснащается средствами связи, регулирования движения. Для сбора, накопления, обработки и передачи данных используется специальная информационная база.

Мобильная группа

Бригада располагает:

  1. Автомобилем.
  2. Средствами связи.
  3. Переносными весами.

Весовой контроль может осуществляться исключительно сертифицированным оборудованием. Нормами предписана обязательная поверка измерительных средств в территориальных подразделениях Госстандарта.

Конструктивные особенности весов

На стационарном оборудовании может осуществляться взвешивание ТС в неподвижном состоянии или во время движения. Весы могут использоваться для поколесного или поосного взвешивания. Переносное оборудование применяется для определения массы (нагрузки) неподвижных ТС. Они представлены в виде весов для поколесного взвешивания. Стационарное оборудование устанавливается непосредственно на проезжем участке дороги или на специальной площадке (для неподвижных ТС).

Параметры

В процессе взвешивания определяются:

  1. Нагрузка на каждую ось (или колесо) ТС.
  2. Общую массу машины.
  3. Расстояние между осями ТС.

Обычно на стационарных контрольных пунктах осуществляется автоматизированный учет состава и интенсивности движения. Взвешивание ТС в процессе их движения производится с целью предварительного отбора машин для более детальной проверки. Отобранные ТС проверяются на спецплощадке. Если водитель не имеет специального разрешения на транспортировку тяжеловесного груза, его автомобиль отправляется на охраняемую стоянку контрольного пункта.

Основные направления развития системы контроля ТС

Существующая сегодня в стране система габаритного и весового контроля автомобилей позволяет проверить не больше 10 % тяжеловесных ТС. В бюджет поступает только 3 % сборов по возмещению ущерба, причиняемого автомагистралям. Эти показатели указывают на необходимость кардинальных изменений в существующую систему. Для достижения целей, поставленных в Программе организации габаритного/весового контроля ТС, необходимо:

  1. Совершенствование логистики для уменьшения числа тяжеловесных ТС в общем объеме автомашин.
  2. Повышение уровня устойчивости и безопасности функционирования транспортной сети.
  3. Совершенствование нормативной базы, регламентирующей деятельность органов контроля.
  4. Развитие информационных, логистических технологий.

Мероприятия по совершенствованию сети СПВК

В настоящее время на автомагистралях, в том числе и на платных, действует более 50 стационарных пунктов весового контроля (СПВК). С 2008 г. осуществляется замена оборудования, выработавшего свой ресурс. В 2010 г. была начата работа по модернизации СПВК. В частности, были установлены автоматические системы предварительного взвешивания, измерения габаритов ТС в потоке (без снижения их скорости). Системы оснащены видео- и фотофиксирующими устройствами. Это оборудование позволяет определить весогабаритные параметры почти без снижения скорости движения.

Оценка эффективности системы

Сегодня вопросами габаритного и весового контроля занимаются два ведомства: ГИБДД и Ространснадзор. На последний орган возложены обязанности по контролю ТС, осуществляющих грузоперевозки, и организации СПВК. Между тем дополнительные кадры для этих целей в УГАДН (Управлении государственного автодорожного надзора) не выделены. Как показывает практика, сегодня взаимодействие ответственных госструктур осуществляется в недостаточном объеме. В настоящее время лишь небольшая часть СПВК совмещены либо расположены в непосредственной близости от стационарных постов ГИБДД. При этом только сотрудники Госавтоинспекции вправе останавливать ТС, проверять наличие специального разрешения и применять к нарушителям административные меры. По мнению ряда экспертов, возложение данных функций на Ространснадзор могло бы повысить эффективность системы контроля. Однако для этого необходимы средства.

Особенности нарушений

Около 80 % от всех нарушений составляет превышение осевой нагрузки. Оно связано с неправильной комплектацией груза. В настоящее время привлечение к ответственности нарушителей существенно затруднено в связи с ограниченным сроком давности рассмотрения административных дел. Он составляет 2 мес. Существующие сегодня нормативные акты не позволяют применять такую меру принуждения, как задержание ТС, в полном объеме. Еще не все контрольные пункты оборудованы специальными стоянками, а вопрос об ответственности за сохранность ТС не урегулирован должным образом. Эти и прочие экономические и правовые факторы приводят к сознательному нарушению перевозчиками и отправителями грузов установленных правил транспортировки. Многие предпочитают уплатить штраф, вместо того, чтобы соблюдать требования.

Недоработки в оснащении СПВК

Стоит также сказать несколько слов и об условиях размещения СПВК. На некоторых из них отсутствуют переходно-скоростные полосы, выделенные полосы для непосредственного взвешивания, площадки для стоянки, а в некоторых случаях и для остановки ТС. Отдельные пункты не оснащены искусственным освещением, прочими необходимыми техническими средствами. Все это, безусловно, не способствует эффективной работе пунктов весового контроля. Более того, часто происходит задержка движения ТС, преждевременно выходит из строя весовое оборудование. Стоит отметить, что практика применения мобильных пунктов контроля не получила сегодня должного распространения. Обусловлено это, прежде всего, пробелами в нормативных актах.

Причины нарушений

К основным факторам, приводящим к несоблюдению установленных требований, можно отнести:

  1. Отсутствие у владельцев автодорог прав на организацию весового контроля.
  2. Отсутствие возможности требовать уплаты штрафа и компенсации ущерба с водителей ТС.
  3. Несовершенство существующей законодательной базы, регулирующей перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и устанавливающей ответственность за нарушения.
  4. Отсутствие надлежащего контроля за весогабаритными параметрами ТС.
  5. Противоправные действия отдельных сотрудников органов контроля.

Заключение

Как видно, в стране система весового контроля ТС, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы, развита недостаточно хорошо.

При этом отмечается ежегодный рост расходов на ремонт и содержание федеральных и региональных магистралей. Несмотря на постоянно увеличивающиеся затраты, состояние дорог в РФ оставляет желать лучшего. Как отмечают эксперты, наблюдается существенное отставание темпа развития сети дорог от интенсивности автомобилизации населения. Особенно активно увеличивается объем тяжеловесных грузоперевозок. Это, в свою очередь, приводит к повышению нагрузки на дороги. При увеличении грузоподъемности ТС, с одной стороны, уменьшаются затраты на транспортировку, а с другой, увеличиваются расходы на реконструкцию, строительство, ремонт автодорог.

Статья Сенянского М.В. в журнале «Дорожная держава» (спецвыпуск "Передовые технологии", 2014г.)

На страницах журналов отрасли ежемесячно публикуются материалы по весовому контролю автомобильного транспорта. Перспективных идей и схем много, однако, в них мало ответов на вопросы, возникающие в ежедневной практике. В данной статье я коснусь некоторых рабочих ситуаций, в которые попадают инспектора и перевозчики

1. Средство измерений

Так сложилось, что передвижные посты весового контроля, оборудованные на базе автофургонов различных производителей, укомплектованы портативными автомобильными весами статического взвешивания всего 3…5 типов. Остановлюсь на одном из них - весах «ВА-20П», разработанных и серийно изготавливаемых крупнейшим в отрасли производителем весоизмерительной техники - ЗАО «Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М». Многие сотни комплектов этих весов в течение ряда лет успешно используются в нашей стране инспекторами-дорожниками, УГАДН и ГИБДД (рис.1). Перечислю их главные достоинства лишь в той мере, в которой это понадобится нам в дальнейшем.

Первое. Это единственные портативные автомобильные весы, сертифицированные в соответствии с ГОСТ-Р 53228-2009 «Весы неавтоматического действия» и включенные в Государственный Реестр средств измерений. Этот факт усиливает «весомость» результатов взвешивания при их рассмотрении в государственных учреждениях.

Второе. Весы имеют наивысшие показатели надежности за счет использования абсолютно герметичных весоизмерительных датчиков из нержавеющей стали со степенью защиты IP68 по ГОСТ 14254 с уникальным гарантийным сроком 4 года.

Третье. Это единственные на момент написания статьи беспроводные портативные автомобильные весы , использующие широко применяемые в мире стандартные интерфейсы «Bluetooth» и «Wi-Fi». Весовыми терминалами являются КПК, нет-бук или портативный компьютер со специализированным, ориентированным на задачи весового контроля, программным обеспечением. Нет кабелей - нет затрат времени на их раскладку и сматывание (рис.2). Нет кабелей - нечему выходить из строя при случайном наезде колеса грузовика или попадании в соленую лужу в межсезонье!


Четвертое. Специальное программное обеспечение (ПО) весов рассчитывает ущерб, наносимый дороге АТС-нарушителем и сумму его возмещения, распечатывает протокол и акт для дальнейшего оформления дела и передачи его в судебные инстанции. Наиболее важным является то, что ПО непрерывно корректируется в соответствии с изменениями законодательства и пожеланиями наших пользователей. Например, к концу года оно будет доработано в соответствии с содержанием Постановления Правительства № 12 от 9 января 2014 г., вступающим в действие с 1 января 2015 г.

Пятое. Недавно ведущим институтом РОССТАНДАРТА - ВНИИМ им. Д.И. Менделеева специально для весов «ВА-20П» разработана методика выполнения измерений (МВИ) полной массы АТС путем суммирования последовательно измеренных его осевых нагрузок . Ее наличие позволяет юридически легитимно определять полную массу АТС на передвижных постах весового контроля с использованием наших весов. Подробнее об МВИ будет написано ниже

2. Результат измерений

Процесс поосного статического взвешивания АТС с использованием весов «ВА-20П» очень прост. Тем не менее, как показывают запросы судей, рассматривающих жалобы перевозчиков, не всегда требования, изложенные в Руководстве по эксплуатации весов (РЭ), выполняются полностью. Часто это затрудняет принятие справедливого решения даже в тех случаях, когда полная масса или осевые нагрузки автомобиля существенно превышают разрешенные.

Иногда инспектора пренебрегают требованиями к площадке, на которой производится взвешивание. Она должна иметь твердое недеформируемое покрытие, выполненное из цементобетона или асфальтобетона согласно требованиям соответствующих ГОСТов. Неплоскостность площадки, определяемая величиной просвета под рейкой, не должна превышать ± 2 мм. Уклон - соответственно не более ± 3 мм/м.

При определении нагрузок на оси, входящие в состав двух- или трехосных тележек, следует обязательно использовать входящие в комплект весов резиновые вставки постоянной высоты. Их укладывается столько, чтобы все оси взвешиваемой тележки находились в одной плоскости (рис.3). Если в составе весов, приобретенных в стандартной комплектации их не хватает, то обращаться к дилерам зарубежных компаний не придется - все производится в Подмосковье!


К нам часто поступают запросы с просьбой дать разъяснения по метрологии процесса взвешивания АТС на весах «ВА-20П». Например, недавно были заданы следующие близкие по смыслу вопросы: «Влияет ли межосевое расстояние на погрешность весов?» и «Как отличаются погрешности взвешивания одиночных осей и осей, входящих в состав тележки?».

Ответ на оба вопроса предельно прост и краток - погрешность весов, как средства измерений , одинакова при измерении осевых нагрузок независимо от числа осей в тележке или величин межосевых расстояний. У исправных, поверенных и правильно установленных весов она не превышает ± 10 кг в диапазоне величин осевых нагрузок от 0,2 до 5 т и ± 20 кг при нагрузках свыше 5 и до 20 т включительно.

Весы измеряют и индицируют в цифровом виде именно ту величину осевой нагрузки, которая на него в настоящий момент действует. Но вот сама величина нагрузки на конкретную ось конкретного автомобиля может меняться в более широких пределах . Оказывается, действуя педалями тормоза, газа, рычагом переключения передач, стояночным тормозом и рулевым колесом, можно добиться перераспределения нагрузок между осями в пределах нескольких сотен килограммов. Таким образом, погрешность результата измерений в каждом конкретном случае может превысить погрешность средства измерений (весов) во много раз!

С целью достижения минимальной погрешности результата измерений осевых нагрузок и полной массы АТС надо следовать указаниям Руководства по эксплуатации весов «ВА-20П». В нем написано, что при измерении осевой нагрузки каждой оси необходимо, чтобы в момент взвешивания водитель не пользовался педалями тормоза и газа, стояночным тормозом, а рычаг переключения передач находился в нейтральном положении. Для предотвращения скатывания оси с платформы весов необходимо пользоваться штатным «башмаком» АТС, который следует подкладывать под одно из колес оси, наиболее удаленной от весов. К сожалению, этим часто пренебрегают, считая этот шаг в технологии поосного взвешивания тривиальным и малозначимым.

3. Полная масса АТС

Методика выполнения измерений разработана в соответствии с Федеральным Законом № 102 «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г. и Приказом МВД № 1014 от 8 ноября 2012 г. «Об утверждении Перечня средств измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним» и другими нормативными документами по весовому контролю.

Проведенными ВНИИМ им. Д.И.Менделеева и ЗАО «ВИК «ТЕНЗО-М» исследованиями установлено, что границы суммарной погрешности определения полной массы АТС путем последовательно измеренных с помощью весов «ВА-20П» осевых нагрузок составляют W = ± 2 %. В суммарную погрешность входят такие составляющие как погрешность самих весов как средства измерения, изменение положения центра тяжести груза АТС, перераспределение осевых нагрузок при перемещении АТС между их замерами и т.д.

При проведении взвешивания необходимо, чтобы перед весами и после них имелись прямолинейные и горизонтальные участки дороги длиной, не менее длины взвешиваемого АТС. Требования к площадке для размещения весов указаны выше (раздел 2). При установке весов необходимо убедиться, что каждая платформа опирается на все 6 опор-датчиков, т.е. нет, так называемого, «эффекта табуретки».

В этой статье я старался акцентировать внимание практиков на том, что портативные автомобильные весы «ВА-20П» являются надежным и высокоточным средством измерений. Для полной реализации их возможностей при осуществлении весового контроля АТС на передвижных постах следует придерживаться описанных выше рекомендаций относительно размещения весов и технологии процесса взвешивания

Библиография:

  1. Государственная система обеспечения единства измерений. Нагрузки на оси, группы осей и масса автодорожных транспортных средств при поосном взвешивании в статическом режиме. Методика измерений. ФГУП ГЦИ СИ ВНИИМ им. Д.И.Менделеева, 2014 г.
  2. Сенянский М.В. Методологические особенности поосного взвешивания автомобилей. «Законодательная и прикладная метрология», №1, 2013 г.

С 1 октября Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) запустит пилотный проект автоматизированного весогабаритного контроля за грузовым транспортом. В Вологодской области в штатном режиме заработают три контрольных поста, на которых будут фиксироваться масса автомобиля с грузом. В случае превышения веса машины ее собственнику в автоматическом режиме будет выставляться штраф за перегруз.

Проект внедрения автоматических весов на трассах страны представили руководитель Росавтодора Роман Старовойт и директор федерального казённого учреждения «Росдормониторинг» Константин Угаров на пресс-конференции в информагентстве ТАСС.
За пять лет систему автоматизированного весового контроля введут на всей территории страны. Она направлена на сохранение дорожного полотна в нормативном состоянии и на уменьшение количества ДТП.

Введение автоматизированного весогабаритного контроля вызвано недостаточным контролем за нарушениями, признал Роман Старовойт. Также он отметил, что автоматика позволит исключить возможность для коррупции и фактор человеческих ошибок. По данным Росавтодора, предыдущая мера, направленная на сокращение количества нарушений - увеличение в июле 2015 года максимального размера штрафа со 150 тыс. до 500 тыс. рублей - не дала результата. Количество нарушений не сократилось.

С 1 января 2016 года зафиксировано свыше 1 млн нарушений весогабаритных параметров. С превышением массы ездит каждый третий грузовик. Средний перегруз составляет 30% от нормы. При этом 83% нарушителей перевозят строительные материалы, то есть делимый груз, который можно распределить по нескольким машинам.

Система работает в тестовом режиме с 2012 года. По состоянию на сентябрь 2016 года установлено 23 контрольных пункта в 17 субъектах РФ. Вологодская область определена в качестве пилотной из-за того, что в ней фиксируется наибольшее количество нарушений. Оборудование установлено на трассах, ведущих из Вологды в Архангельск, Москву и Санкт-Петербург. В 2017 году в «боевой», по выражению Угарова, режим будет переведено оборудование Калининградской, Ленинградской и Московской областей.

Сейчас с информацией с контрольных пунктов работают региональные Центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) в области дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В марте 2017 года будет запущен единый центр автоматической фиксации в области тяжеловесных перевозок по федеральным дорогам. «Мы замыкаем все наши комплексы на этот центр», - сказал Угаров.

За пять лет систему введут на всей территории страны. За это время будет установлено 387 комплексов, которые будут стоять через каждые 100-150 км. Угаров предположил, что для предотвращения объезда стационарных весовых пунктов контроля по альтернативным трассам могут применяться мобильные комплексы.

Затраты на создание одного контрольного пункта составляют от 23 до 48 млн рублей, в зависимости от количества полос движения. Таким образом, их средняя общая стоимость может составить 13,7 млрд рублей.

До конца октября будет завершена научно-исследовательская работа, которая должна дать рекомендацию, за счет каких источников развертывать систему по всей России, уточнил Роман Старовойт: «Делать это за федеральные средства, либо можно привлечь частного инвестора, который создаст эту систему, некоторое время будет ее эксплуатировать, а потом система полностью перейдет в эксплуатацию Федеральному дорожному агентству».

Также глава Росавтодора высказал мнение, что для реализации проекта на всей территории России может быть задействована инфраструктура cистемы «Платон», которая установлена на автодорогах общего пользования федерального значения. «Наверное, было бы целесообразно использовать технические средства системы «Платон», - сказал он.

Информационная система весового контроля разработана IT-компанией IBS. Пункты контроля устанавливают инсталляторы на конкурсной основе.

Взвешивание машин на стационарных контрольных пунктах будет осуществляться в автоматическом режиме без остановки транспортных средств и без участия сотрудников ГИБДД и Ространснадзора. Весы работают с погрешностью до 10% по осям и до 5% по полной массе. При весе машины в рамках этой дельты штраф налагаться не будет.
Согласно федеральному закону N248 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» допускается нагрузка в размере 25 тонн на три оси и 44 тонны на шесть осей.

Информационная система определит вес машины и по номеру проверит, есть ли у собственника разрешение на перевозку грузов (владельцы грузовиков обязаны платить пошлину на возмещение ущерба дорожному полотну в зависимости от массы и расстояния). Это функция реализована за счет совмещения системы весового контроля с системой выдачи спецразрешений.

В случае нарушения собственник транспортного средства получит постановление на уплату штрафа от 150 до 500 тыс. рублей, в зависимости от превышения веса. Если вес будет существенно превышать норматив, то, как рассказал Угаров, сигнал о нарушителе получит мобильная группа ГИБДД и остановит водителя.

В перспективе через несколько метров после весов будет установлено табло, на котором будет отображаться номер машины и уведомление о перегрузе. «Мы работаем над этим», - сказал Угаров.

Если собственник машины будет не согласен с требованием оплатить штраф, то ему нужно будет доказать, что машина проехала контрольный пункт без перегруза, пояснил Роман Старовойт. - «Это аналогично процедуре контроля скорости».

С внедрением системы, по прогнозам Росавтодора, возможно увеличение количества грузовиков на дорогах и перераспределение грузов на другие виды транспорта, в том числе на железнодорожный.



Просмотров