Вредный производственный фактор или вид работы. Вредные производственные факторы. Это может быть

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 12

Предметом договора управления является предоставление управляющей организацией собственникам помещений коммунальных услуг, а также выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества. Как квалифицировать организационную деятельность, которую ведет управляющая компания в рамках договора управления конкретным домом (заключение договоров с подрядчиками, контроль их исполнения, расчет платы, печать счетов, информирование собственников, регистрационный учет граждан)? Можно ли считать эту деятельность самостоятельными услугами управления, которые компания оказывает своим клиентам?

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Фактически это единственная норма в законодательстве, в которой упоминается о работах и услугах по управлению многоквартирным домом . На основании положений п. 2 ст. 152 ЖК РФ в Решении ВС РФ от 25.12.2008 N ГКПИ08-1871 отмечено, что управляющая организация, основной деятельностью которой является управление жилищным фондом, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, получает плату за оказываемые услуги по управлению многоквартирным домом. Однако суд не пояснил, в чем же состоит такая деятельность, как оказание услуг по управлению домом.

В силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Аналогичным образом в перечень работ и услуг, составляющих предмет договора управления, включены только содержание и ремонт общего имущества, а также коммунальные услуги (п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 162 ЖК РФ). Об услуге управления как таковой (конкретной деятельности, осуществляемой по заданию жителей) речь не идет.

В части коммунальных услуг управляющая организация не может получать прибыль, поскольку приобретает коммунальные ресурсы у РСО и предоставляет коммунальные услуги гражданам по одному и тому же тарифу, установленному для населения. Какие-либо расходы управляющей компании не могут быть включены в тариф на оказание коммунальных услуг (Определение ВС РФ от 05.03.2009 N КАС09-43).

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества представлен в п. 11 Правил содержания общего имущества, а также в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. В этом перечне также отсутствуют услуги по управлению многоквартирным домом.

В п. 29 Правил содержания общего имущества продолжена фраза из п. 1 ст. 156 ЖК РФ: плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг . В Определении от 27.02.2007 N КАС07-7 ВС РФ подтвердил, что истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, - одна из функций управляющей организации, направленная на выполнение обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества. Подчеркнем, одна из функций, а не услуга или работа.

Из п. 1 ст. 779 ГК РФ следует, что под оказанием услуги понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика. То есть для заказчика такие действия или деятельность исполнителя имеют конкретную пользу, причем процесс оказания неразрывно связан с процессом потребления услуги. Что могут представлять собой услуги управления многоквартирным домом, чтобы можно было проверить их объемы, качество, периодичность оказания, чтобы собственник помещения потреблял такую услугу одновременно с ее оказанием?

Традиционно услугами по управлению домом называют (см. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30.10.2006 N А33-14256/2006):

  • хранение и ведение технической документации по многоквартирным домам;
  • заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества с подрядными организациями, осуществление контроля качества выполненных работ;
  • заключение договоров на холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение;
  • начисление и сбор платы за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги, взыскание задолженности по оплате услуг;
  • осуществление контроля качества коммунальных услуг;
  • диспетчерское обслуживание;
  • осуществление регистрационного учета граждан;
  • выдача собственникам помещений в многоквартирных домах различных справок;
  • информирование собственников помещений об изменении тарифов;
  • подготовка предложений о проведении капитального ремонта в многоквартирных домах.

Если вспомнить положения Правил содержания общего имущества и Правил предоставления коммунальных услуг, практически все перечисленные функции названы в числе обязанностей управляющей организации по договору управления многоквартирным домом. Но эти действия вряд ли можно считать работами и услугами, выполняемыми и оказываемыми для собственников помещений. Так, например, информирование собственников помещений об изменении тарифов - это обязанность исполнителя согласно законодательству о защите прав потребителей, вытекающая из договора оказания услуг. Начисление и сбор платы, взыскание задолженности по оплате услуг также не являются услугами для собственников помещений, а признаются действиями управляющей организации по надлежащему исполнению договора (например, никому не придет в голову считать, что кассир в магазине оказывает услугу покупателю, суммируя стоимость приобретенных товаров и выдавая кассовый чек). Аналогичным образом ведение регистрационного учета граждан является обязанностью управляющей организации независимо от того, поручали ли ей собственники помещений совершать соответствующие действия (Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713). Заключив договор управления домом, компания не вправе прекратить выполнение перечисленных выше функций, поскольку они рассматриваются как неотъемлемая часть предоставления коммунальных услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества. Осуществление данных функций подразумевается, не требует специального указания в перечне работ и услуг в договоре и не должно оплачиваться отдельно.

Кстати, аналогичный подход продемонстрирован в Правилах проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75. Перед тем как проводить конкурс, орган местного самоуправления должен составить перечень обязательных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества. В примечании Приложения 3 к указанным Правилам отмечено: услуги по управлению, сбору средств с населения в основной и дополнительный перечни работ не включаются, а оцениваются в составе работ и услуг по содержанию и ремонту жилья.

Таким образом, можно сформулировать следующий вывод. В рамках деятельности по управлению многоквартирным домом организация предоставляет коммунальные услуги, а также оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества. Реализация разнообразных функций управляющей компании, носящих вспомогательный характер, осуществляется во исполнение договора управления, в связи с ним и не является самостоятельным обязательством.

Н.В.Сергеева

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

По правилам осуществления деятельности по управлению МКД, утверждённым Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года , управление всеми жилыми домами должно осуществляться на основе действующих стандартов. В 2014 году в соответствии с ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании», а также согласно приказам Росстандарта разработаны и утверждены для добровольного использования национальные стандарты РФ ГОСТ Р .

Национальные стандарты были объединены под общим названием «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами». Документы утверждены Приказом Росстандарта №543 от 11.06.2014 года и введены в действие с 1 июля 2015 года.

Требования национальных стандартов ГОСТ Р к деятельности по управлению МКД

Национальные стандарты ГОСТ Р выработаны для обеспечения более тесного и лучшего взаимодействия между собственниками помещений в МКД и управляющими компаниями. Документы устанавливают конкретные требования к квалификации специалистов УК, порядку ведения и обновления технической документации, формированию состава, определению стоимости и взиманию оплаты выполняемых работ и оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.

Национальные стандарты и правила осуществления деятельности по управлению МКД устанавливаются Правительством РФ. Управляющая компания в целях надлежащего содержания общего имущества в доме должна обеспечивать санитарно-эпидемиологические мероприятия, следить за техническим состоянием МКД и контролировать пожарную безопасность.

Одним из основных условий национальных стандартов ГОСТ Р «Услуги жилищно- коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» является наличие чётко сформулированного заказа на услуги (выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД).

Перечень национальных стандартов «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»

В данный перечень входят следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56037-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования.
  • ГОСТ Р 51617-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги проведения технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56195-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.Общие требования.

Эти стандарт целесообразно применять системно, чтобы оптимизировать процесс управления МКД и содержания общего имущества в доме. Для этого, прежде всего, потребуется утвердить состав общего имущества в доме , которое УК принимает для организации и выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту.

Порядок определения состава работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД

Контроль качества оказываемых работ и услуг

Управляющая компания должна отчитаться перед собственниками жилья за каждый вид работ и услуг, который они заказали (п. 5.21 «Предоставление заказчику отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом» ГОСТ Р 56038-2014).

Кроме того, после введения лицензирования деятельности управляющих компаний по управлению МКД осуществляется лицензионный контроль за их работой. За несоблюдение лицензионных требований управляющая компания может получить административный штраф в крупных размерах, а её руководитель попасть под дисквалификацию.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт проводит технический заказчик, которым может являться региональный оператор, ТСЖ или УК. При выборе на ОСС способа открытия счёта для формирования фонда капитального ремонта в решении собственников необходимо указать, что капитальный ремонт следует проводить по ГОСТ Р 56193-2014 .

Если фонд капремонта формируется на счёте регионального оператора , то именно этот оператор отвечает за организацию и проведение капитального ремонта. При выборе спецсчёта МКД вся процедура по организации и проведению капремонта ложится на плечи собственников помещений в доме.

Переход на управление МКД в соответствии со стандартами

В соответствии со ст.1 и 12 ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» стандартизация деятельности управляющих компаний по управлению МКД основана на добровольном применении регламентирующих документов.

Для перехода на управление МКД по ГОСТ Р, нужно выполнить 3 условия:

  1. На общем собрании собственников помещений нужно принять решение о добровольном переходе управления МКД и выполнении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме на основе национальных стандартов ГОСТ Р. Указать в решении собственников жилья все выбранные национальные стандарты, утверждённые требования и порядок выполнения работ.
  2. Специалисты УК должны изучить национальные стандарты с целью их применения на практике.
  3. Управляющей компании нужно внедрить системы управления, подготовки персонала, оценки и контроля качества. УК предстоит внедрять систему оценки и контроля качества и не реже 1 раза в 5 лет в целях прохождения специалистами повышения квалификации (п. 9 ГОСТ Р 56192-2014).

Однако следует учесть, что стандартизация деятельности управляющей компании по управлению многоквартирными домами не должна противоречить соблюдению лицензионных требований, что является основополагающим принципом её работы.

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) устанавливает обязанность недопущения работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Эти категории работников проходят предварительный (при поступлении на работу) и периодические осмотры в целях определения пригодности для выполнения поручаемой работы и пре­дупреждения профессиональных заболеваний. Так, статья 328 ТК РФ запрещает принимать на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, лиц, не прошедших предварительный медосмотр.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее – Приказ № 302н).

Согласно положениям Приказа № 302н порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях:

– динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;

– выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;

– своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;

– предупреждения несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию.

Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.

На лицо, проходящее предварительный осмотр, в медицинской организации оформляются:

– медицинская карта амбулаторного больного;

– паспорт здоровья работника (в случае если он ранее не оформлялся).

По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляются заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра.

Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых по результатам проведения медицинского осмотра незамедлительно после завершения осмотра выдается лицу, поступающему на работу или завершившему прохождение периодического медицинского осмотра, на руки, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного.

Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом.

Врачебная комиссия медицинской организации на основании указанных в поименном списке вредных производственных факторов или работ определяет необходимость участия в предварительных и периодических осмотрах соответствующих врачей-специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований.

Для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации соответствующие документы.

Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии соответствующих общих медицинских противопоказаний.

Государственный надзор (контроль) за соблюдением порядка проведения медицинских осмотров осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического контроля и его территориальными органами.

Отмечаем, что при применении положений Приказа № 302н необходимо учитывать изменения, внесенные Приказом Мин­здрава Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 296н "О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование, в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Смотрите также пункт 4 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Работник отстраняется от работы до тех пор, пока не пройдет медосмотр. В данный период заработная плата ему не начисляется. Отказ работника от прохождения медосмотра – повод для работодателя его уволить. В таком случае трудовой договор может быть расторгнут работодателем, если сотрудник уже имеет дисциплинарное взыскание (замечание или выговор за совершение дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) (пункт 5 части 1 статьи 81 ТК РФ).

Если работник не прошел медицинский осмотр не по своей вине, его также отстраняют от работы, но это время оплачивается как простой. Таким образом, согласно статье 157 ТК РФ период отстранения от работы по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Если в непрохождении работником медицинского осмотра виноват работодатель, время отстранения от работы оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

За привлечение к работе сотрудников, не прошедших медосмотр в случаях, когда медосмотр для них обязателен, предусмотрена административная ответственность (статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). О нарушении инспекторы могут узнать из жалобы сотрудника или в ходе проверки.

Основной законодательный акт нашего государства установил гарантированное право на осуществление труда в безопасных условиях. Существуют определенные сферы деятельности, в которых таких условий достичь невозможно.

Данный фактор связан с тем, что в стране существует определенное количество рабочих мест, в пределах которых выполнение трудовой деятельности является вредным для человеческого здоровья.

Необходимо более досконально рассмотреть факторы вреда в разрезе определенных профессий, определить уровень негативного их влияния на человека.

Правовое обоснование

В состав правовых актов, осуществляющих регулирование отраслей труда, связанных с наличием вредных факторов производства, а также тех, на основании которых работники могут получить соответствующую компенсацию, включены:

  1. Трудовой кодекс. Основные нормы, регулирующие данный вопрос, отражены в ст. ст. 69, 212, 266, 388. Документ определяет обязательность прохождения медосмотра теми работниками, которые намерены или уже осуществляют работу, для которой характерны вредные условия;
  2. Документы отраслевого значения, которые разработаны и утверждены с целью урегулирования значимых вопросов, возникающих в различных сферах труда;
  3. Приказ Минздрава, зарегистрированный под № 302н от 12.04.2011 г., на основании которого был утвержден перечень вредоносных факторов и опасных работ, которые могут выполняться работниками при наличии у них предварительного и периодического медицинского осмотра.

В последнем документе был приведен перечень работ, которые могут выполняться работниками исключительно при наличии медосмотра. В этом же акте находит свое отражение и порядок получения медицинского разрешительного документа.

Здесь же описаны конкретные факторы, в зависимости от их основных видов.

Что необходимо понимать под этим?

В качестве вредных производственных факторов (ВПФ), необходимо понимать содержание условий и элементов осуществления труда, которые сопряжены с повышенным риском, высокой физической или психологической нагрузкой на показатели здоровья работника. Повышение допустимого уровня определяется в каждом конкретном случае. За основу принимаются сведения, характеризующие иные виды деятельности.

Превышение установленных нормативов ВПФ, зафиксированных на предприятии, свидетельствует о наличии вредных условий, которые присутствуют при осуществлении трудовой нагрузки. Существенное превышение таких показателей дает основание говорить о наличии опасных условий.

Представленный на законодательном уровне перечень ВПФ, является довольно обширным. Он может иметь существенные отличия по профессиональному признаку. Классифицировать ВПФ можно условно на 4 крупные группы:

  • физические, т.е. те, для которых характерны факторы шума, вибрации, радиации, низкого уровня освещенности, высокой влажности, воздействие пониженных или повышенных температурных режимов;
  • химические, т.е. те, которые присутствуют в процессе работы или при потенциальном контакте с веществами, имеющими повышенную опасность и несут существенные показатели угрозы человеку (жизни и здоровью) в процессе: вдыхания, соприкосновения с кожным покровом. В качестве примера можно рассмотреть работу в нефтеперерабатывающем секторе, связанную с едкими веществами, удобрениями, красителями, продуктами, полученными в результате горения и пр.;
  • биологические, т.е такие, которые характеризуются контактом с миром животных или растений, признанных в качестве переносчиков заболеваний, а также теми микроорганизмами, которые являются опасными. В качестве примера микроорганизмов необходимо понимать вирус, бактерию и пр. Такие факторы являются характерными только для специфических видов деятельности;
  • психофизические, включающие в себя ряд факторов, способных оказать воздействие на физические характеристики работника, а также на его психоэмоциональное состояние. В качестве примера можно рассмотреть те виды работ, которые влекут за собой повышенную нагрузку на органы зрения и слуха, высокое умственное напряжение, стресс и эмоциональную перегрузку, высокую интенсивность труда, чрезмерное физическое напряжение. Большинство из указанных факторов являются присущими практически каждой трудовой сфере.

В производственном направлении, как правило, встречается именно та деятельность, которая связана с высоким уровнем физических нагрузок. Для промышленности наиболее характерны химические факторы. Те сотрудники, которые заняты общением с людьми, подвержены психофизиологической нагрузке.

ВПФ в зависимости от профессии

Необходимо уделить внимание наличию ВПФ в отдельных профессиях, которые характерны для большого количества отраслей.

Бухгалтерия

Труд бухгалтера находится в непосредственной взаимосвязи с компьютерной техникой. Этот фактор свидетельствует о том, что вред, присущий данной профессии, является общим для тех лиц, которые занимают должности, требующие проведения большого количества времени за ПК. К основным ВПФ относятся: наличие повышенной температуры поверхности; высокие нормы яркости и контрастности; напряжение зрительных органов; отсутствие необходимого уровня естественного освещения; повышенная монотонность; напряжение нервно-эмоциональной системы; высокий показатель статического электричества.

Данные факторы являются основной причиной высокого переутомления и развития профессиональных заболеваний.

Пожарные

Профессия выражается высоким риском. В ходе выполнения работы на сотрудника могут оказать воздействие: стресс и высокое эмоциональное перенапряжение; высокая температура; вредные вещества, требуемые контакта, а также оксид углерода, вредоносные химические соединения; излучения тепла.

Защита от ВФП достигается путем использования противогазов, отнесенных к средствами индивидуальной защиты лиц.

Промышленный альпинизм

Опасность профессии заключается в осуществлении трудовых функций на больших высотах, что является отклонением от нормы. На работника воздействуют такие факторы, как: высокая физическая нагрузка; перенапряжение эмоционального характера; атмосферные явления; влияние специальных технических средств, используемых в процессе осуществления труда.

Отдельно необходимо отметить и ту опасность, носителями которой являются конструкции с низким уровнем надежности. Именно они являются причиной возникновения высокого риска падения работника, а также падения на него различных предметов, в том числе имеющих недопустимый вес.

Кровельщики

Профессия имеет широкое применение в сфере строительства и монтажа. Характерными являются: высокие температуры, использование веществ, имеющих химическое начало, производственные шумы, вибрации, перегрузки физического характера.

Данные рабочие места должны постоянно аттестоваться. Только проведение аттестации гарантирует установление ВПФ.

Горные мастера

Работники заняты деятельностью горно-рудного промышленного направления, для которого характерна; высокая шумовая и физическая нагрузка, запыленность, низкие температуры.

Машинист, занятый работой на электропоездах

Деятельность имеет связь с вибрационными, шумовыми явлениями, низким уровнем видимости, увеличенной или сниженной влажностью, электромагнитными излучениями, показателями загазованности воздушных масс.

Сварщики

Подвержены: попаданию в органы дыхания аэрозолей сварочного направления; высоким шумовым, яркостным, температурным нагрузкам, работе в условиях сверхнормативной запыленности и загазованности.

Водители

Профессия издавна считается опасной и вредной, в особенности тогда, когда водитель осуществляет перевозки на длительные расстояния. Среди воздействий: шумовые и вибрационные колебания; низкая естественная освещенность; сверхнормативная запыленность и загазованность; воздействие химических элементов (бензин), опасность ожогов и наступления пожаров.

Лица, которые заняты данной профессией на постоянной основе, подвержены профессиональным заболеваниям.

Официанты

Данный вид деятельности кажется безопасным, однако и в нем имеются ВФП, среди которых: высокая шумовая и физическая нагрузка, низкий уровень освещенности, постоянное нахождение в эмоциональном напряжении.

Эмоциональное напряжение таких сотрудников обусловлено регулярным контактом с посетителями (человеческий фактор)

Ветеринарное обслуживание

Специалисты ветеринары напрямую связаны с биологическими факторами риска. Это и высокая концентрация вредоносных микроорганизмов и связь с патогенными микроорганизмами. Кроме того данные специалисты подвергаются воздействию веществ химического происхождения.

В ряде установленных случаев такие работники несут обязанность по прохождению медицинских осмотров. Сроки их проведения устанавливаются в индивидуальном порядке.

Существующие виды медицинского осмотра

Все существующие медосмотры могут быть классифицированы на 2 вида. Данная классификация зависит от наличия ВФП в выполняемой работником трудовой функции.

Первым видом являются те, которые позволяют определить годность лица к исполнению определенных функций. В процессе такого мероприятия осуществляются действия по предупреждению заболеваний профессионального типа;

Второй вид направлен на сохранение здоровья лица и общественную безопасность.

  • предварительного, проводимого до начала работы осмотра медиками;
  • периодического, осуществляемого в законодательно установленные сроки;
  • внеочередного, выполненного на основании просьбы работника или по медицинской рекомендации.

Обязанность по финансированию осмотров возложена на работодателей, которые должены проявлять заботу о показателях здоровья работников.

Можно сказать, что такая забота является выражением дополнительных компенсационных мер, в особенности для тех трудоустроенных, чей труд осуществляется при условии повышенной вредности и наличии неблагоприятных факторов.

Медицинские работники обязаны выявлять и лечить заболевания, возникающие на профессиональной основе, а работодатели - улучшать условия осуществления трудовых функций.

Сохранение жизни и здоровья трудящихся является одной из важнейших задач правового регулирования трудовой деятельности в нашей стране. Для выполнения этой задачи законодательно предусмотрен ряд мероприятий, направленных, в т.ч., на предупреждение и своевременное выявление профессиональных и иных заболеваний, препятствующих осуществлению определенных видов трудовой деятельности. Основным из таких мероприятий является проведение медицинского осмотра соответствующими специалистами. Вредные факторы для медосмотра по профессии утверждены компетентным ведомством. Рассмотрим нормативную базу, регулирующую такие факторы.

Обязанность проведения медосмотра

Соответствующая обязанность закреплена в Трудовом кодексе РФ.

Обязанность организации таких осмотров возложена на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Перечень вредных факторов для медосмотра по профессии

Такой Перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ № 302н).

Он включает в себя следующие вредные факторы:

Перечень представляет собой таблицу, в которой в соответствующих графах отражаются:

  • наименование соответствующего фактора;
  • корреспондирующая ему необходимая периодичность медицинских осмотров;
  • перечень врачебных специальностей, участие которых необходимо при проведении осмотра;
  • перечень требуемых для осмотра медицинских исследований;
  • дополнительные показания к осмотру.

К примеру, такой химический фактор, как использование на производстве природных асбестов, влечет необходимость проведения медицинского осмотра один раз в два года оториноларингологом, дерматовенерологом, онкологом, аллергологом с проведением предусмотренных в соответствующей строке перечня исследований.

К вредным физическим факторам относятся:

К вредным факторам трудового процесса относятся:

Помимо указанных вредных факторов, Приказом № 302н утвержден перечень работ и профессий, в связи с которыми предполагается воздействие неблагоприятных факторов на здоровье.

В их числе:

Ответственность работодателя

Наличие вредных факторов устанавливается в ходе специальной оценки условий труда (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) с использованием классификатора соответствующих факторов (Приложение N 2 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Проведение медосмотра работодатель обязан организовать своевременно и за свой счет.

Нарушение правил допуска работников к труду, выразившееся в допуске лица к трудовой деятельности без прохождения обязательного медицинского осмотра, относится к нарушениям правил охраны труда.

На основании ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ такое нарушение может повлечь штраф:

  • для предпринимателя — от 15000 до 25000 руб.;
  • для организации — от 110000 до 130000 руб.


Просмотров