Уровни секретности информации. Какие бывают уровни секретности информации и формы допуска к ней

В 1990-е годы ряд документов советской эпохи, ранее находившихся под грифом «совершенно секретно», начали предавать огласке, однако, спохватившись, власти снова закрыли к ним доступ. Видимо, многие тайны СССР так и останутся недоступными.

Под грифом «совершенно секретно»

Гриф секретности накладывается по двум причинам. Первая и главная – большинство хранящихся в архивах документов является государственной тайной. Вторая причина связана с материалами, касающимися известных личностей прошлого, чьи наследники не хотят огласки подробностей их жизни.

В 1918 году произошло то, что сегодня не позволяет нам в полном объеме ознакомиться с документами советского прошлого. В тот год Ленин получил сообщение, в котором его информировали, как красноармейцы без разбора уничтожают рукописи и переписку известных писателей. Вождь немедленно позвонил публицисту Бонч-Бруевичу с просьбой написать брошюру под заглавием «Сохраняйте архивы». Брошюра, разошедшаяся тиражом в 50 тысяч экземпляров, принесла свои плоды.

Однако очень скоро советские чиновники поняли, что важно не только сохранять архивы, но и ограничивать к ним доступ рядовых граждан ввиду конфиденциальности информации, содержащейся в некоторых источниках.

В 1938 году управление всеми архивными делами перешло в ведение НКВД СССР, которое засекретило огромный массив информации, насчитывающий десятки тысяч дел. С 1946 года полномочия этого ведомства получило МВД СССР, а с 1995 года – ФСБ России. С 2016 года все архивы были переподчинены непосредственно президенту России.

Сталинские дела

Несмотря на то что многие документы сталинской эпохи давно рассекречены, некоторые их них до сих пор спрятаны подальше от любопытных взоров в Российском государственном архиве социально-политической истории. В частности, порядка 200 дел из фонда Сталина относятся к категории секретных. Немалый интерес для исследователей представляют дела Ежова и Берии, которые публиковались лишь частями, а полной информации по делам палачей, ставших врагами народа, до сих пор нет.

Сегодня много россиян запрашивают следственные дела незаконно репрессированных граждан, хранящихся в архивах ФСБ и в ГАРФе. Доступ к следственным делам репрессированных разрешен законодательством для родственников, а также для прочих заинтересованных лиц. Правда, последние могут получить искомые документы только по истечении 75-летнего срока со дня вынесения приговора. Зачастую посетители архивов получают неполноценные копии, в частности, с вымаранными фамилиями сотрудников НКВД.

Некоторые исследователи уверены, что дела НКВД в полном объеме не будут рассекречены никогда. В марте 2014 года межведомственная Комиссия по защите государственной тайны продлила срок секретности для документов ВЧК-КГБ за 1917-1991 годы на следующие 30 лет. Под действие этого решения попал и большой массив документов, касающихся Большого террора 1937-1938 годов, чрезвычайно востребованных историками и родственниками жертв репрессий.

Архивы ВОВ

Много тайн на сегодняшний день еще скрывает период Великой Отечественной войны. К примеру, до сих пор в открытом доступе нет сводного труда по операциям РККА в годы войны с приложением карт. С момента выхода в 1998 году в свет сборника архивных материалов «1941 год» новые подлинные документы публикуются очень дозировано. Более того, исследователи не имеют права даже ознакомиться с названиями дел в описях секретного хранения.

Историк Игорь Иевлев по этому поводу замечает: «Видимо, исследователи уже приблизились к барьеру, за которым, если его преодолеть, могут открыться совершенно неудобные и, наверное, даже стыдные и позорные страницы реальной истории страны».

Также современные историки не могут ознакомиться и с подлинными документами учета численности призванных и мобилизованных в военное время и по-прежнему вынуждены основываться на данных сохраненных книг призыва – второстепенном источнике. К сожалению, призывные карты новобранцев, учетные карточки военнообязанных запаса и рядового состава РККА почти все уничтожены.

Не так давно на форуме одного из сайтов, посвященных солдатам Великой Отечественной, один из читателей поделился интересной информацией. По его словам, в одной из бесед бывший работник военкомата поведал ему давнюю историю о поголовном уничтожении в 1953 году после смерти Сталина всех учетно-послужных и прочих первичных документов на рядовой состав с довоенных времен вплоть до окончания войны.

С чем же связано желание руководства СССР спрятать данные, касающиеся мобилизации накануне и во время ВОВ? Исследователи уверены: для того чтобы скрыть реальные потери СССР в первые месяцы войны.

Архивы КГБ

КГБ в СССР, как и ЦРУ в США, – разведывательная служба, которая за время своего существования провела огромное количество секретных операций по всему миру. Любой сотрудник госбезопасности подтвердит, что деловые бумаги КГБ редко рассекречиваются в первоначальном виде. Их предварительно «вычищают», убирая сведения, которые ведомство не желает обнародовать по тем или иным соображениям.

Практически все известные на сегодняшний день тайны советских спецслужб были опубликованы в Лондоне в 1996 году благодаря бывшему сотруднику архивного отдела Первого Главного управления КГБ СССР Василию Митрохину.Объем архива секретных материалов КГБ, которые Митрохин передал Великобритании, составлял 25 тысяч страниц.

В опубликованных материалах содержатся такие сведения, которые в обозримом будущем вряд ли могли быть опубликованы в России. В частности, на всеобщее обозрение было вынесено, как в период с 1959-го по 1972 годы КГБ собирал информацию об американских электростанциях, плотинах, нефтепроводах и прочих объектах инфраструктуры в рамках подготовки к операции, которая могла привести к нарушению электроснабжения всего Нью-Йорка.

Есть там информация, в подробностях описывающая планы КГБ тайного приобретения трех американских банков в Северной Калифорнии в рамках секретной операции, созданной с целью получения сведений о высокотехнологичных компаниях в регионе. Банки были выбраны не случайно, так как все они ранее предоставляли кредиты интересующим КГБ корпорациям. Подставным лицом, на чье имя покупались банки, должен был выступить сингапурский бизнесмен, однако американским спецслужбам удалось раскусить планы КГБ.

Даже этих двух фактов вполне достаточно, чтобы понять, почему КГБ бережно охраняет свои секреты.

Совершенно лично

Для широкой публики закрыты также многие личные фонды, относящиеся к жизни известных персон. Немало того, чего не следует знать, сокрыто в личном архиве Сталина. Но, по крайней мере, известны названия этих материалов. Здесь есть, в частности, исходящие шифротелеграммы Сталина за период 1930-х годов, переписка генсека с Наркоматом обороны СССР и Министерством Вооруженных сил СССР за 1920–1950-е годы, письма граждан и иностранцев, адресованных Сталину, документы о поездке Молотова в Лондон и Вашингтон в 1942 году.

Кроме этого, мы вероятно никогда не узнаем подробности личной жизни Марины Влади и Владимира Высоцкого. Нам не откроет государственные тайны бывший советский премьер Николай Рыжков, и не поведает о своих сокровенных мыслях Александр Солженицын. Личные архивы публичных лиц чаще всего закрывают от открытого доступа их наследники.

Например, личный фонд Александра Солженицына, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства, находится в закрытом доступе, потому что наследник – жена писателя Наталья Дмитриевна - сама решает, предавать документы огласке или нет. Свое решение она мотивировала тем, что нередко в документах встречаются стихи Солженицына, которые не особенно хороши, а ей бы не хотелось, чтобы об этом знали другие.

Сложности рассекречивания

В 1991 году был образован архив президента Российской Федерации, который объединил в себе документы из бывшего архива президента СССР Михаила Горбачева, а позднее и первого президента России Бориса Ельцина. За первые 10 лет существования фонда многие материалы были рассекречены, однако в начале 2000-х этот процесс приостановили, а документы, которые уже успели предать огласке, снова засекретили.

Руководитель Росархива Андрей Артизов в одном из своих интервью отметил: «Мы рассекречиваем документы в соответствии с нашими национальными интересами. Есть план рассекречивания. Чтобы принять решение о рассекречивании, нужны три-четыре эксперта со знанием иностранных языков, исторического контекста, законодательства о государственной тайне».

Чего же боятся руководители страны, рассекречивая документы, многие из которых уже перешагнули полувековой рубеж? Исследователи называют целый ряд причин: В их числе, к примеру, очень непростой вопрос сотрудничества СССР с фашистской Германией накануне Великой Отечественной войны, отраженный в многочисленных документах.

Среди других причин называются: реальный масштаб репрессий сталинской власти против своего народа; дестабилизация мировой обстановки со стороны СССР; факты, разрушающие миф об экономической помощи СССР другим государствам; растранжиривание государственных средств на подкуп правительств стран третьего мира с целью получения поддержки в ООН.

По сути, все запретные материалы могут быть сведены в две основные категории: документы, которые выставляют советский режим в крайне негативном свете, и документы, которые каким-либо образом касаются предков современных политиков, о чем хотелось бы умолчать. Это вполне объяснимо, так как и то, и другое может серьезно пошатнуть репутацию современной России – правопреемницы СССР – в глазах всего мира.

1. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, а также изменение и снятие грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной тайне.

2. При повышении степени секретности изобретения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган. Дальнейшее рассмотрение заявки, рассмотрение которой к моменту повышения степени секретности не завершено указанным федеральным органом, осуществляется уполномоченным органом. При понижении степени секретности изобретения дальнейшее рассмотрение заявки на секретное изобретение осуществляется тем же уполномоченным органом, который до этого рассматривал заявку.

3. При рассекречивании изобретения уполномоченный орган передает имеющиеся у него рассекреченные документы заявки на изобретение в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Дальнейшее рассмотрение заявки, рассмотрение которой к моменту рассекречивания не завершено уполномоченным органом, осуществляется указанным федеральным органом.

Комментарий к Ст. 1403 ГК РФ

1. По мере развития мировой науки и техники некоторые ранее секретные изобретения становятся общедоступными и де-факто перестают быть секретными по своему содержанию. Изменяется со временем и степень секретности таких изобретений. В подобных случаях в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, возможно как изменение степени секретности (в сторону ее понижения), так и рассекречивание отдельных изобретений. Кроме того, в том же порядке допускаются также изменение и снятие вообще грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение.

Закон о государственной тайне (разд. III и IV) и принятые в соответствии с этим Законом Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870) регламентируют вопросы изменения степени секретности и рассекречивания сведений. Указанные Правила являются обязательными для исполнения при разработке развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также при подготовке предложений предприятиями, учреждениями и организациями о включении в перечень сведений, которые они разрабатывают. Нормы действующих Правил позволяют расширительно толковать содержание сведений, которые именно по этим Правилам квалифицируются как сведения, составляющие государственную тайну, и получают соответствующий гриф секретности. Степень секретности может быть изменена в связи с появлением объективных факторов, вызывающих необходимость ее корректировки (изменение международной обстановки, появление новых достижений науки и техники, снятие того или иного изделия с вооружения и т.д.).

2. В случае повышения степени секретности изобретения Роспатент передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган (п. 2 ст. 1403 ГК), который осуществляет дальнейшее делопроизводство. В комментируемом случае для обеспечения непрерывности и преемственности в рассмотрении заявки вместе с собственно документами заявки, перечень которых определен в п. 2 ст. 1375 ГК РФ, передаются и все материалы, содержащиеся в деле заявки на момент передачи (в частности, переписка между федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и заявителем, представленные заявителем дополнительные материалы, отчет об информационном поиске и др.).

3. При понижении степени секретности изобретения документы заявки по-прежнему остаются секретными, и даже если изобретение и заявка стали иметь степень секретности «секретно» и согласно п. 2 ст. 1401 ГК РФ могли бы быть рассмотрены в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, такая заявка продолжает рассматриваться в уполномоченном органе.

4. При рассекречивании сведений следует руководствоваться требованиями ст. 13 Закона о государственной тайне, содержащей нормы, регламентирующие порядок рассекречивания сведений, и нормами ст. 14 указанного Закона, регламентирующими порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну. Рассекречивание сведений и их носителей — это снятие ранее введенных в предусмотренном законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основанием для рассекречивания сведений может явиться, например:

— принятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в России государственную тайну;

— изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

В соответствии с установленным порядком органы государственной власти обязаны периодически, но не реже чем через каждые пять лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен. Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего перечня, на основании которых они были засекречены.

Закон о государственной тайне не содержит положений, касающихся порядка изменения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, а также порядка изменения грифов секретности носителей этих сведений. Рассекречивание изобретений возможно как после выдачи патента на секретное изобретение, так и в процессе рассмотрения заявки на выдачу такого патента.

В рамках комментируемой статьи нельзя не коснуться вопроса о рассекречивании секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или были поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР. Соглашением о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений, подписанным на заседании Совета глав правительств стран Содружества Независимых Государств в г. Минске 4 июня 1999 г. (ратифицировано Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 4-ФЗ), были утверждены Правила, предусматривающие порядок рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР в соответствии с патентным законодательством СССР.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 2. Ст. 169.

В соответствии с указанными Правилами рассмотрение возможности рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР, может быть осуществлено по инициативе любой стороны (государства — участника данного Соглашения).

При этом решение о необходимости рассекречивания секретного изобретения принимается заинтересованной стороной в порядке, предусмотренном ее национальным законодательством, регулирующим рассекречивание сведений, относящихся к государственным секретам.

Рассекречивание сведений о секретных изобретениях с грифом «Совершенно секретно», на которые выданы авторские свидетельства СССР на основании решений министерств и ведомств СССР и сведения о которых распространялись в СССР в специальных отраслевых и межотраслевых изданиях, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

показатель степени секретности документов, издании, специзделий и работ. Степень секретности определяется грифами "особой важности", "совершенно секретно", "секретно", "для служебного пользования".

Гриф "особой важности" или "совершенно секретно" проставляется на документах, изданиях, специзделиях и работах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Гриф "секретно" проставляется на документах, изданиях, специзделиях и работах, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну, но отнесенных к категории секретных в соответствии с ведомственными перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. Гриф "для служебного пользования" дается документам, изданиям и работам, а также различного рода инструкциям, наставлениям и другим материалам, содержащим сведения, которые хотя и не являются секретными, но в соответствии с Перечнем Государственного комитета Совета Министров СССР по печати запрещены к опубликованию в открытой печати, к использованию в передачах по радио и телевидению или опубликование которых может нанести вред Советскому государству.

Гриф секретности проставляется в верхнем правом углу лицевой стороны документа (обложки и титульного листа издания). На документах, подлежащих вручению лично адресату, и на конвертах с этими документами, кроме грифа секретности проставляются отметки "лично" или "вскрыть лично". На документах особой важности и мобилизационных документах проставляется отметка "Серия К". Документы "Серии К" вскрываются только лично адресатом.

Гриф секретности документов и выписок из них определяется исполнителем и лицом, подписывающим документы. Степень секретности работ и специзделий определяется конструкторами, разработчиками или заказчиком и должна соответствовать грифу секретности чертежно-технической документами. Изменение грифа секретности, засекречивание и рассекречивание документов, изданий, специзделий и технической документации производится руководителями учреждений (предприятии), в которых они были выпущены, а также руководителями вышестоящих органов. В соответствии с грифом секретности определяется порядок изготовления, хранения особо важных, совершенно секретных и секретных документов, изданий, специзделий и ознакомления с ними, а также порядок допуска к особо важным, совершенно секретным и секретным работам.

  • - вид груббера, пружинный культиватор, применяемый гл. обр. для борьбы с сорняками и для разрыхления и разработки пластов. Пружинный культиватор-гриф. Конный Г. имеет 5-7-9 пружинных зубьев с оборотными лемешками...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - Gryphus, -gryps, -phis, Γρύψ, -πός гриф, баснословный род зверей, с львиным туловищем и орлиною головою, по сказанию живущих в Рипейских горах, где они между гипербореями и одноглазыми аримаснами стерегут золото...

    Реальный словарь классических древностей

  • - , полуорел, полулев. В античных народных поверьях Г. играл весьма небольшую роль как геральдич. зверь. Считался стражем золотых копей. Изображался на вывесках в средневековье...

    Словарь античности

  • - «ГРИФ» - московское издательство, к которому примыкала крайняя религиозно-мистическая группа символистов, противостоявшая эстетизму брюсовской группы...

    Литературная энциклопедия

  • - птица...

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - совокупность определяемых органами власти и управления правил, которыми ограничивается допуск лиц к секретным материалам и работам, регламентируется порядок пользования секретных материалов, соответствующим...

    Контрразведывательный словарь

  • - установленная государственная или ведомственная степень сокрытия сведений, составляющих государственную и военную тайну...

    Пограничный словарь

  • - надпись на документе или издании, определяющая особый порядок пользования им или круг лиц, для кого он предназначен " и др.)...

    Криминалистическая энциклопедия

  • - - см....

    Энциклопедия моды и одежды

  • - Птица, названная в Синод, пер. грифом,- это вероятно, бородач, или ягнятник...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Амбивалентный образ: с одной стороны, материнская забота, защита и убежище, а с другой - посмертное уничтожение и прожорливость. Считалось, что все грифы - самки: и символизируют женское начало, а ястребы - мужское...

    Словарь символов

  • Словарь юридических терминов

  • - в соответствии с законодательством об охране гос. тайны реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и в сопроводительной документации...

    Большой юридический словарь

  • - специальная отметка, наносимая на носитель информации или указывающая в сопроводительной документации на его использование, соответствующая уровню засекречивания информации...

    Большой экономический словарь

  • - "...гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и в сопроводительной документации на него;..." Источник: Закон РФ от 21.07...

    Официальная терминология

  • - "... - это правовой режим доступа к секретной информации, а также регламентация ее использования, способов и средств обеспечения ее защиты.....

    Официальная терминология

"Гриф секретности" в книгах

Сергей Кречетов и «Гриф»

Из книги Белый коридор. Воспоминания. автора Ходасевич Владислав

Сергей Кречетов и «Гриф» С Сергеем Кречетовым, скончавшимся 14 мая в Париже, познакомился я давно: весной 1902 года. Был он тогда молодым помощником присяжного поверенного, я - гимназистом шестого класса. Ему было тогда двадцать три, мне - шестнадцать. Несмотря на разницу

Глава шестая «Гриф»

Из книги Неизвестная война автора Скорцени Отто

Глава шестая «Гриф» Арденны, политическое наступление - Цели операции «Гриф» и мнение сэра Безила Лиддела Харта - Ошибка ОКВ и «предсказание» - Наступление вязнет - Я бросаю в акцию восемь специальных групп и 150-ю танковую бригаду; безуспешно атакую Мальмеди - Роковое

Операция "Гриф"

Из книги Скорцени. Загадки «человека со шрамами» автора Семенов Константин Константинович

Операция "Гриф" Страх американцев перед людьми Скорцени был так велик, что им всюду мерещились шпионы и диверсанты. Ж.-П. Паллю 22 октября 1944 года в своей ставке Гитлер поведал Скорцени о плане новой крупномасштабной наступательной операции на Западном фронте - "Стража на

Гриф-птица

Из книги Книга примет и суеверий автора Мудрова Ирина Анатольевна

Гриф-птица Наполовину птица (голова и крылья орлиные), наполовину зверь (туловище и ноги льва). Перья у этого птице-зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него - железные. Величиною он - с гору. Эта птица летает быстро, как ветер. Птица-гриф невольно помогает добрым

Гриф

Из книги Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий автора Эндрюс Тэд

Гриф Ключевое свойство: очищение – смерть и возрождение – новое видениеПериод активности: круглый год – лето и зима Гриф-индейка Хотя гриф-индейка сам не убивает своих жертв, он считается хищником. У этой птицы огромный размах крыльев, и она обладает способностью

Гриф «Особой важности»

Из книги Большая игра СМЕРШа автора Тарасов Дмитрий Петрович

Гриф «Особой важности» Серьезное значение имела радиоигра «Туман». Она велась из Москвы от имени двух агентов германского разведывательного органа «Цеппелин» - мужа и жены Покровских. Покровский, сын крестьянина-кулака, расстрелянного красными партизанами в 1918 году, в

«Богиня-гриф»

Из книги Путь Феникса. Тайны забытой цивилизации автора Элфорд Алан

«Богиня-гриф» Еще одним важным египетским божеством была богиня - гриф Некбет, известная по крайней мере со времен 2-й династии. Египтологи ассоциируют образ грифа с материнством, поскольку его иероглифическое имя означает «мать». Одна из богинь - матерей Египта -

Кто такой гриф?

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Кто такой гриф? Гриф - это большая хищная птица. Слово «гриф» стало символом всех птиц, питающихся животными. Грифы принадлежат к тому же классу птиц, что соколы, ястребы и орлы. В Южной и Северной Америке обитают пять видов грифов. Это турецкий, черный, королевский грифы,

Гриф

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гриф Гриф (архит.) – орнамент в виде слегка скоробившегося растительного листа, служивший в романском зодчестве для связи нижнего круглого вала (тора) колонны с ее пьедесталом, или же пучка колонок с находящимся непосредственно под ним цоколем. Чаще всего грифы, в числе

Гриф (музык.)

БСЭ

Гриф (музык.) Гриф (нем. Griff, буквально - рукоятка, захват), у струнных смычковых и щипковых инструментов наклеенная на шейку деревянная пластинка, к которой при игре прижимают струны, укорачивая их длину. У многих инструментов, особенно щипковых, Г. снабжен ладами.

Гриф (печать)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Гриф (печать) Гриф (франц. griffe), печать, штемпель с образцом подписи или каким-либо другим рукописным текстом, а также оттиск этой подписи или текста на документе.

Гриф или Иног

Из книги Нет золота в серых горах [сборник] автора Сапковский Анджей

Гриф или Иног Чудовище свирепое, тело льва, а голову и крылья орлиные носящий. Зело опасный. Прежде чем подойти, дважды подумай. Был он в гербе щецинских и слупских князей, но польский орел грифа ихнего не убоялся - князь щецинский Казька Свентоборовиц, коий с

ПИНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ: ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ СНЯТ

Из книги автора

ПИНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ: ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ СНЯТ Предлагаем вниманию читателей выдержки из докладной записки начальника штаба Пинской флотилии капитана 2-го ранга Г.И. Брахтмана, которая была подготовлена в марте 1942 г. по указанию Управления особых отделов НКВД СССР. Этот

Как держать гриф

Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

Как держать гриф При выполнении становой тяги на прямых ногах со средним или высоким количеством повторений (исключите работу со слишком низким числом повторений – одно, два или три) слабым местом часто оказывается хват. Беритесь за гриф, повернув ладони к себе, и

Беспилотный «Гриф»

Из книги Show/Observer МАКС 2011 автора Автор неизвестен

Беспилотный «Гриф» Белоруссия активно развивает создание в стране беспилотных авиационных систем различного назначения. Одна из беспилотных новинок белорусской промышленности, которая впервые демонстрируется на МАКС-2011, – БЛА самолетного типа «Гриф-1».Беспилотник,

Для большинства служащих ограничения, которые связаны с формами секретности, выражаются в том, что им запрещено пересекать границы страны. Начиная с 3 формы секретности, положены доплаты. Несмотря на это, ограничения многих отпугивают. Есть немало дополнительных условий для категорий лиц, о которых сообщается лишь в отдельных документах. Важно понимать, что сама по себе форма секретности не запрещает выезда за пределы страны.

О допуске к государственной тайне

Допуск к предназначается служащим, которым для выполнения своих функций нужно пользоваться документацией, представляющей собой секретные данные. Кроме того, допуск могут давать и предприятиям, которым также необходимо пользоваться секретной информацией.

Начиная с 3 формы допуска к секретности, его оформляют по месту службы. Предприятиям, чтобы пользоваться подобными данными, необходимо оформить лицензию Федеральной службы безопасности РФ. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Об ограничениях

Первым ограничением, связанным с допуском к государственной тайне, является запрет на выезд за границу. Сроки, на которые накладывается данный запрет, устанавливаются трудовым соглашением. Запрет на выезд за пределы страны является действительным и какое-то время после увольнения сотрудника. Таможенная служба всегда связывается с Федеральной службой безопасности, когда люди с 3 формой допуска к секретности пересекают границу. Однако служащим с этой формой допуска не приходится сталкиваться с более серьезными ограничениями.

О третьей форме

Кроме подписания договора о неразглашении, люди с данной формой практически не сталкиваются с запретами. Нередко 3 форма секретности предоставляется номенклатурным работникам. По факту служащий этой категории не соприкасается с секретными сведениями. По этой причине выезд с 3 формой допуска к секретности за границу разрешается. Федеральная служба безопасности считает лиц, обладающих данным допуском, достаточно безобидными. В 2018 с 3 формой секретности выезд за границу возможен без указания в анкетах ФМС о том, что она имеется.

О первой и второй формах

Гораздо сложнее выезжать за границу лицам с 1 и 2 формами допуска. В отличие от лиц с 3 формой секретности, ограничения по выезду за границу здесь серьезнее. На протяжении 5 лет с момента ознакомления с засекреченными данными такие люди не имеют права покидать пределы страны. Более того, лицам данных категорий запрет могут продлить на срок до 10 лет.

Однако не стоит полагать, что 1 и 2 формы допуска означают обязательный запрет на выезд за границу. Окончательное решение определяется с учетом множества дополнительных факторов. К примеру, при вынесении решения о накладывании ограничений при 3 форме допуска к секретности учитывают, работает ли лицо непосредственно с самой засекреченной документацией.

Также учитывают цели выезда, степень засекреченности сведений на момент пересечения границы.

Если лицо, обладающее 1 либо 2 степенью допуска, выезжает за границу, ему нужно согласовывать это решение с представителями ФСБ. Если же они согласия не дадут, в выдаче паспорта может быть отказано. Если решение Федеральной службы безопасности будет положительным, заграничный паспорт могут оформлять в течение 3 месяцев. В большинстве должностных инструкций прописано, что заграничный паспорт хранят в специальном отделе. Его отдают лишь с согласия представителей ФСБ.

При оформлении допуска к государственной тайне лицо дает согласие на то, что его права могут ограничиваться. По этой причине обжаловать запрет в судебном порядке нельзя. Начиная с допуска к 3 форме секретности, нужно готовиться к тому, что суды встанут на сторону государства при защите государственной тайны. Специалист может добиться сокращения сроков, на которые накладываются ограничения. В таком случае нужно доказать, что срок ограничений необоснованно долгий.

Распространение информации

Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну. Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне. Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах.

Неприкосновенность

Важно учитывать, что даже при оформлении 3 формы секретности может нарушаться право лица на неприкосновенность частной жизни. Так, сотрудники ФСБ проверяют все сделки, операции по банковским счетам, делают запросы во всевозможные органы, чтобы получить информацию о лице. Те, кто проверяет при 3 форме секретности жизнь подопечного, ту же процедуру проводят и в отношении членов его семьи. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни может проявиться лишь во время предварительных проверок. В дальнейшем право могут нарушить лишь по особым основаниям, которые отмечены в законодательстве.

О государственной тайне

Государственная тайна может относиться к военной, экономической, разведывательной сфере. Разглашение сведений данного характера должно наносить ущерб интересам государства. Нужно учитывать, что признак секретности в форме 3 - информ в поле заполняется определенными цифрами.

Ограничения на распространение засекреченных сведений возникает с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты. Существуют официальные перечни информации, которая подлежит засекречиванию. Используя данные перечни, выносят решение о присвоении степени секретности данным, проводят ограничительные мероприятия. Помимо этого, официально составлен перечень сведений, которые никогда не могут быть отнесены к государственной тайне. В него включены данные о чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии, о привилегиях для отдельных категорий лиц, о нарушении прав и свобод, размерах золотого запаса, состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, нарушении законов официальными органами власти.

О степенях секретности

Степень секретности устанавливается с учетом того, какой ущерб государственным интересам нанесет разглашение данных. Всего имеется 3 формы секретности - «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Применение данных грифов для сведений, которые не являются государственной тайной, недопустимо.

О рассекречивании

Среди оснований для того, чтобы рассекречивать сведения, которые ранее являлись государственной тайной, перечисляют взятие на себя РФ обязательств по обмену сведениями. Также это могут совершить из-за изменения текущей ситуации, по причине которой дальше оставлять сведения засекреченными смысла не имеет.

Сроки засекречивания информации не могут превысить 30 лет. Впрочем, встречаются исключительные случаи, когда межведомственная комиссия выносит решение продлить срок засекречивания.

О порядке оформления допуска

Государство утвердило особую инструкцию, регулирующую процедуру оформления допуска к засекреченным данным. Для начала претендент предоставляет целый пакет документации, содержащей сведения о нем. Далее его знакомят с соответствующими законами, чтобы он решил, сумеет ли справиться с работой, связанной с секретными сведениями. Важно, чтобы его согласие было зафиксировано, поскольку в дальнейшем его гражданские права будут ограничиваться.

Уже после этого начинаются тщательные проверки претендента и членов его семьи. Если речь идет о 1 либо 2 форме допуска к секретности, мероприятия проводятся активные. При 3 форме проверки осуществляются, когда появляются сомнения в сведениях, предоставленных претендентом.

Решение о предоставлении допуска принимается военным комиссаром. Если речь идет о руководителях государственных предприятий либо органов, решение принимают те, кто их утверждал в должности.

О социальных гарантиях

Помимо этого, всем, кто допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется перечень социальных гарантий. Среди них перечисляют доплаты к заработной плате, также лицам с допуском предоставляется преимущественное право оставления на работе при проведении штатных мероприятий. Также подобным лицам предоставляют процентные надбавки к заработной плате за трудовой стаж. Нужно учитывать, что минимальными будут доплаты за секретность 3 формы, с повышением степени допуска доплаты будут расти.

Порой допуск к государственной тайне может прекращаться по решению официальных органов. В качестве причины могут выступать расторжение трудового договора, нарушение по обязательствам, связанным с государственной тайной. Также прекращение доступа может спровоцировать расторжение трудового соглашения. Если лицо лишается допуска к засекреченным сведениям, оно продолжает сохранять за собой обязательство по неразглашению данных.

О трудностях

В действительности при оформлении допуска к государственной тайне возникает множество трудностей. Все дело в том, что форм существует немало, а порядок оформления строг.

Так, на первом этапе на предприятии, имеющем отношение к засекреченным сведениям, создается список должностей, которым понадобится допуск к ГТ. Список утверждает руководство предприятия. Здесь могут упоминаться и сотрудники, чей допуск к ГТ может быть связан с выполнением задач в иных организациях, куда они направляются в командировки по распоряжению своего руководства. Список этих должностей пересматривают 1 раз в 5 лет.

На 2 этапе лица, для которых предусматривается допуск к ГТ, проходят анкетирование. Они указывают достоверные сведения о своей личности. Впоследствии эти анкеты заверяют печатями предприятия.

На 3 этапе происходит сверка указанных в анкете данных с личной документацией. В обязательном порядке происходит уточнение ответов на ряд вопросов. К примеру, нужно выяснить, имел ли ранее сотрудник допуск к засекреченным сведениям. Вынеся решение, соответствующие органы информируют о нем руководство организации. Это проделывают как в письменной, так и в устной форме. На 4 этапе предприятие при необходимости проверяет данные о сотруднике, собранные с предыдущего места его работы.

Если оформляется 1 и 2 форма допуска, предприятие в обязательном порядке направляет представителям ФСБ документацию с мотивационным письмом о том, что сотрудника нужно допустить к засекреченным данным. Важно, чтобы там указывалась должность, число лиц, имеющих допуск. Также нужно указывать обстоятельства, которые влияют на вынесение решения о допуске.

На лицо, для которого оформляют 1 либо 2 форму допуска, заводят отдельную карточку. Если он перейдет на работу в иное предприятие, именно эту карточку пересылают туда. Новую переоформляют лишь в случаях, когда предыдущую по какой-либо причине уничтожили. Карточку в обязательном порядке должно утвердить руководство организации.

Система защиты государственной тайны совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. Сте­пень секретности сведений, составляющих государствен­ную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, состав­ляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности (гриф секретности – реквизиты, свидетельст­вующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носи­теле, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводи­тельной документации на него ) для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.

Использование перечисленных грифов секретности для засек­речивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допус­кается. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом (в ред. ФЗ от 06.10.97г. № 131-ФЗ).

Обоснование необходимости отнесения сведений к госу­дарст­венной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреж­дения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соот­ветствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов госу­дарственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Указанные лица несут персо­нальную ответственность за принятые ими решения о целесообраз­ности отнесения конкретных сведений к государственной тайне (в ред. ФЗ от 06.10.97г. № 131-ФЗ).

Для осуществления единой государственной политики в облас­ти засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов госу­дарст­вен­ной власти и в соответствии с Перечнем сведений, состав­ляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В нём указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведе­ниями. Указанный Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости (в ред. ФЗ от 06.10.97г. № 131-ФЗ).

Органы государственной власти, руководители которых Наде­ле­ны полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государ­ственной тайне, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В них включают сведения, полномочиями по распоря­же­нию которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструк­торских и научно-исследователь­ских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдель­ные перечни сведений, подлежащих засекре­чива­нию. Эти перечни утверждают соответствующие руководи­тели органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием (в ред. Федерального закона от 06.10.97г. № 131-ФЗ).

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разра­бо­танных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, пред­приятий, учреждений и организаций, является их соответствие дейст­вую­щим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреж­де­ниях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречи­ванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученных (разработан­ных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предло­же­ния по его дополнению (изменению). Должностные лица, утвердив­шие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев органи­зовать экспертную оценку поступивших предложений и принять реше­ние по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

    о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссыл­кой на соответствующий пункт действующего в данном органе госу­дарственной власти, на данном предприятии, в данных учреж­дении и организации перечня сведений, подлежащих засекречи­ванию;

    об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;

    о регистрационном номере;

    о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указы­вают в сопроводительной документации на этот носитель. Если носи­тель содержит составные части с различными степе­нями секрет­ности, каждой из этих составных частей присваивается соответствую­щий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секрет­ности, соответствующий тому грифу секретности, который присваи­вает­ся его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Кроме перечисленных выше реквизитов, на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополни­тельные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждае­мыми Прави­тельством РФ.



Просмотров