Содержание уголка безопасности в доу. «Уголок безопасности в ДОО». Уголок безопасности в детском саду Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике


Уголок безопасности в детском саду Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач: - развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице; - обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; - формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.


В каждом дошкольном образовательном учреждении рекомендуется оформлять информационный уголок. "Уголок безопасности" представляет собой выставочные стенды (один или два-три), на которых расположены информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие, наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения. Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, для того, чтобы вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечивать безопасность воспитанников.


Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге не совсем комфортно. 1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см). 2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации. 3. Книжка-раскладушка Виды оформления уголка: Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например: «Цена спешки – жизнь вашего ребёнка» «Внимание – мы ваши дети!» «Ребёнок имеет право жить!» «Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»


Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать: 1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в районе. 2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей. 3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге. 4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения 5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.



Безопасное поведение в природе. - Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.). Безопасность собственной жизнедеятельности. - Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. - Знакомить с понятиями «можно нельзя», «опасно». - Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.). I младшая группа


В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть: Набор транспортных средств. Иллюстрации с изображением транспортных средств. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки и т.д.) Атрибуты для игры в гараж - различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвёртки, насос, шланг). Атрибуты для игры «Водитель и автомобиль», «Автомобили и светофоры». Строительный материал для постройки домиков, машин. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».


II младшая группа Безопасное поведение в природе. -Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. -Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Безопасность собственной жизнедеятельности. - Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). - Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). - Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). - Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. - Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.


II младшая группа Безопасность на дорогах. Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить: Дорожный знак особых предписаний «место остановки автобуса или троллейбуса». Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку». Игрушки (мелкие машинки, макеты домов, строитель) для игры «Улица города». Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт». Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть. Макет транспортного светофора (плоскостной).


Атрибуты для с/р игр «Мы – водители», «Транспорт» (пожарная машина, машина скорой помощи; паровоз и вагончики с открытым верхом; грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) рули; полосатый жезл; бензоколонка (крупная.) Атрибуты для игры «Воробышки и автомобили». Д/и «Собери светофор». «Разрезные картинки» по пожарной безопасности. Цветные флажки для подвижной игры «Цветные автомобили». Д/и «Собери светофор», «Расставь все по правилам», Мы пешеходы». Телефон. Крупный строительный набор. Карточки транспортных средств по названию и величине (большой/маленький) - легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус. Наглядное моделирование дорожных ситуаций (в соответствии с возрастом). Альбомы или специальные тетради с заданиями. Художественная литература в соответствии с возрастом.


Средняя группа Безопасное поведение в природе. - Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. - Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. -Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». -Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Безопасность собственной жизнедеятельности. - Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. - Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.). - Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами. - Знакомить с правилами езды на велосипеде. - Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. - Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.


Средняя группа Безопасность на дорогах. - Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. - Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. - Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. - Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). - Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». - Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.


Атрибуты для с/р игр «Автобус», «Пожарные» - автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, пожарная машина, машина скорой помощи, подъемный кран, набор «железная дорога» (средних размеров), автомобили мелкие; полосатый жезл; руль на подставке Бензозаправочная станция - гараж (для мелких автомобилей) Светофор Макет с зеброй, «островком безопасности», фигурки-человечки (объемные, мелкие) Картинки на классификацию транспорта Лото по безопасности Д/и «Кто больше знает?», «Собери знаки» Фотографии «Улицы нашего города», рисунки, схемы.


Старшая группа Безопасное поведение в природе. - Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. - Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. - Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. - Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. Безопасность собственной жизнедеятельности. - Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. - Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). - Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). - Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. - Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения МЧС. - Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». - Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. - Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.


Старшая группа В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться: Макет перекрёстка. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке ПДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. Безопасность на дорогах.


Иллюстрации по правилам безопасности Картотека поговорок и пословиц о безопасности Атрибуты для с/р игр «Трамвай», «Автобус», «Спасатели», «Улица» (жезл, фуражки, шапочки – машины, бинокль/подзорная труба, грузовик, автомобили разного назначения, корабль, лодка, самолет, вертолет (средних размеров); автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.), гараж/ бензозаправка (сборно-разборная) Лото «Основы безопасности» Иллюстративный материал с особенностями движения крупно и малогабаритного транспорта Иллюстрации транспортных средств - больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов Макет «На перекрестке» Макет города (части города, местности); план участка детского сада, улицы Карты поселка (части поселка, местности) Наборы открыток или репродукций с видами, достопримечательностями родного поселка, местности.


Подготовительная группа Безопасное поведение в природе. - Формировать основы экологической культуры. - Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. -Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. - Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях. Безопасность собственной жизнедеятельности. - Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. - Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами. - Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года - Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. - Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». - Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. - Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. - Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». - Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.


Подготовительная группа Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.


Иллюстрации на тему «Один дома», «Безопасность на улице», «Безопасность в лесу» Костюмы, декорации для показа кукольного спектакля «Бездельник светофор» Альбом «Разные виды транспорта» Сюжетно-ролевая игра «Улицы нашего города» Телефон Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль Тематические строительные наборы (для мелких персонажей) город Иллюстративный материал с особенностями движения крупно и малогабаритного транспорта Иллюстрации транспортных средств - больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов Металлический конструктор с изображением поделок транспорта Макет детского сада Макет поселка (части поселка, местности); план участка детского сада, улицы Карты поселка (части поселка, местности) Наборы открыток или репродукций с видами, достопримечательностями родного поселка, местности. Подробная карта-схема района, где находится детский сад Совмещенная карта города и ближайшего пригорода; компас, грифельная доска, мел


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 г.Аши Содержание уголков безопасности в группах ДОУ Всегда нужно помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых! Воспитатель высшей категории С.В. Судкова АША,2014г.

Цели формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ. . Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения “Опасно - не опасно” Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки) Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения Основные направления работы по ОБЖ Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения

Формы образовательной деятельности Рассказ, беседа, чтение, ситуативный разговор Показ, объяснения, обучение, напоминание Решение проблемных ситуаций Личный пример Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные) Этюды и постановки. Наблюдение, экскурсия и др.

Комплексно- тематическое планирование Задачи образовательной области «Безопасность» невозможно решить без интеграции с другими образовательными областями При комплексно – тематическом планировании важным является обор тем для образовательной деятельности. В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста». (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.:Просвещение, 2007) предлагаются темы, разбитые на 6 разделов.

Модели раздевания, одевания, мытья рук, зарядки Набор игрушек: домашние и дикие животные, птицы, рыбы. насекомые Иллюстрации, альбомы: животные, чистые и грязные овощи, фрукты; чистые руки, средства личной гигиены, предметы быта, орудия труда и электроприборы; явления природы Я- девочка, я –мальчик; опасные предметы, посуда и т.д. Схемы: правила поведения с животными, правила кормления животных – с позиции «можно - нельзя», правила безопасного поведения дома, правила поведения за столом Плакаты, книги: мое тело, молочные продукты. витамины в растениях Картотека потешек, стихотворений о здоровом образе жизни, о правилах поведения на дороге и т.д. Дидактические игры «Пошли-поехали», «Можно- нельзя», «Сложи картинку» и Т.д. Сюжетные и предметные картинки, альбомы с изображением общественного транспорта Предметы-заместители зеленого и красного цвета (мячи, шары. кубы. круги и т.д.) Фонотека, библиотека художественной литературы по данному направлению работы Атрибуты для сюж/рол.игр: дом, магазин, скорая помощь, больница, семья, шоферы Альбом «Правила дорожные детям знать положено» Альбом о профессиях: врач, повар, продавец Лото « Парные картинки», «Игрушки», «Магазин» Стенд «Здоровей-ка» МЛАДШИЕ ГРУППЫ

Игры валеологической направленности Картотеку спортивного инвентаря, видов спорта Фотоальбомы, альбомы на темы: я здоровье берегу, я и мое тело, загадки про безопасность в природе, на дороге; витаминные салаты для здоровья, наши домашние питомцы, животные и птицы Южного Урала, горит – не горит и т.д. Макет, схема: «Моя улица» или «Мой детский сад», «Безопасная дорога от дома до детского сада» Оборудование для игр-экспериментов с песком и водой Иллюстрации с явлениями природы Дорожные знаки: пешеходный переход, подземный переход, осторожно - дети! СРЕДНЯЯ ГРУППА

Игрушки для сюж/рол. игры мальчиков и девочек в соответствии с программой образования Дидактические игры: полезно- вредно, витаминные домики, зернотерапия и т.д. Фотоальбом «Вот как дома помогаю» Альбомы: безопасность, чистота- залог здоровья, спорт – это здоровье; мама,папа, я – спортивная семья, безопасность на дорогах, животные России, занесенные в Красную книгу Книги, открытки, марки «Полезные растения» Схемы: правила поведения за столом, телефонные номера безопасности, правила поведения в природе Иллюстрации явлений в природе- дождь, радуга, снегопад, гроза и тд. Дидактические игры по направлению: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» СТАРШАЯ ГРУППА

Иллюстрации: кухонные принадлежности, крупы, керамическая посуда, магазин электротоваров, ремесла на Руси, ядовитые – съедобные: грибы, ягоды, растения Предметы быта для организации хозяйственно-бытового труда Атрибуты для сюж./рол.игры: ГАИ, аптека, фитобар Коллажи: мой город, азбука безопасности, полезные продукты и т.д. Фотоальбом: «Автомобильное кресло – залог безопасного движения», «Опасные ситуации в жизни человека», «Азбука безопасности», «Знаки на дорогах» Сценарии тренингов для детей: чужой в доме, вызываем службу спасения, рядом с тобой(плохо человеку, животному и т.д.) Библиотека специальной художественной литературы,для чтения и слушания детям Видеотека о безопасности на дорогах, на улицах, в природе и т.д. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Формы образовательной деятельности I . БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ Разделы (задачи, блоки) Возраст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 1.Бережное отношение к живой природе Мл., ср., ст. Объяснение, напоминание Продуктивная деятельность Творческие задания 2. Ядовитые растения и грибы Ср., ст. Обучение, рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность Ситуативное обучение 3. В природе все взаимосвязано Ср., ст. Дидактическая игра 4. Правила поведения на природе Ср., ст. Упражнения, тренинги Тематические досуги, рассказы, чтение Объяснение, напоминание 5. Контакты с животными и насекомыми Мл., ср., ст. Рассказы, чтение Объяснения, запреты 6. Первая помощь Ср., ст. Рассказы, чтение Обучение

Формы образовательной деятельности II . БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ ГОРОДА Разделы (задачи, блоки) Возраст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 1. Устройство проезжей части Мл., ср., ст. Тематический досуг Обучение Тематические досуги Беседы, упражнения, тренинги 2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей Мл., ср., ст. Рассматривание иллюстраций Ситуативное обучение, дидактические игры Настольные печатные игры, продуктивная деятельность 3. О работе ГАИ (ГИБДД) Ср., ст. Обучение, чтение Рассказы, чтение 4. Правила поведения в транспорте Ср., ст. Беседы, упражнения, тренинги Объяснение, напоминание, похвала

Формы образовательной деятельности III . СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ Разделы (задачи, блоки) Возраст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 1. Взаимная забота и помощь в семье Мл., ср., ст. Тематические досуги Рассматривание иллюстраций 2. Осторожно! Чужой! Мл., ср., ст. Рассказы, чтение, тренинги Объяснение, напоминание 3. Если ты потерялся Мл., ср., ст. Беседы, упражнения, тренинги 4. Осторожно! Электроприборы Мл., ср., ст. Объяснения Объяснение, напоминание, запреты 5. Огонь – это очень опасно Мл., ср., ст. Рассматривание иллюстраций Творческие задания 6. Правила поведения при пожаре Мл., ср., ст. Беседы, упражнения, тренинги Продуктивная деятельность 7. Конфликты и ссоры между детьми Мл., ср., ст. Объяснение, напоминание Напоминание

В своей работе мы используем: ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ ПЛАКАТЫ

Методическая литература КНИГИ – НАШИ ПЕРВЫЕ ПОМОЩНИКИ

Дидактический материал

Дидактические игры

Методические пособия по теме Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с. Белая К.Ю. формирование основ безопасности у дошкольников. –М.: Мозаика-синтез,2011.-64с. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.:Просвещение, 2007. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1996. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005

Спасибо за внимание!


Давно прошли времена, когда человек был вынужден выживать в суровых климатических и техногенных условиях, претворяя в жизнь принцип о сильнейшем. И тем не менее с потенциальными опасностями на своем пути мы сталкиваемся часто. В связи с этим оформление уголка безопасности особенно актуально. Основная его цель - дать ответ на вопрос о том, как вести себя в экстремальных ситуациях, донести до человека алгоритм действий. Тематика уголка имеет отличия в зависимости от возраста, так как он оформляется как для детей (школы, детские сады и т. д.), так и для взрослых.

Уголок безопасности в детских учреждениях

Дети в силу возрастных особенностей практически лишены чувства опасности, поэтому избежать непредвиденных ситуаций на 100 % еще не удавалось ни одному родителю или воспитателю в детском саду, учителям в школе. Определенный опыт, помогающий избежать неприятностей, приходит с возрастом. Задача родителей и образовательных учреждений состоит в том, чтобы обогатить юные умы информацией о поведении в конкретных опасных и экстремальных ситуациях. С этой целью оформляется уголок безопасности с алгоритмом действий при пожаре, наводнении, переходе дороги, сходе лавин (в горной местности), ледоходе на реках, теракте, работе с электрическими приборами и т. д.

Периодически обращая внимание аудитории на наглядный стенд, взрослые способствуют усваиванию материала детьми.

Требования к содержанию уголка безопасности

Для начала следует сказать, что нет унифицированной формы или вида уголка безопасности. Как правило, он представляет собой большой тематический стенд с постоянным содержимым и местом для размещения обновленной информации (памятки, статистические данные, исторические справки и т. д.). Уголок безопасности в учреждении может быть не один. Главное в этом случае - не объединять сразу две или три темы. К примеру, с алгоритмом Подавайте информацию дозировано, без лишней «воды».

Очень часто в образовательных учреждениях периодический инструктаж о поведении на дорогах подкрепляет уголок дорожной безопасности.

Алгоритм тех или иных действий в опасной ситуации должен быть изложен простым и доступным языком, употребляйте слова непосредственно в их прямом значении, без сложных речевых оборотов. Основной материал можно дополнить статистикой, историческими данными, вопросами из серии «Как правильно?». Основные принципы оформления уголка безопасности для детей - простота, краткость и яркость. Третий пункт особенно актуален для младшего возраста. Старшему и среднему звену больше подойдут тематические буклеты.

Уголок пожарной безопасности

Практически на любом относительно крупном предприятии (в организации) есть специалист, отвечающий за пожарную безопасность. Именно на нем лежит ответственность по обучению персонала и проведению бесед, семинаров, учебных тревог и т. д. Наиболее простым способом привлечения внимания к вопросу пожарной безопасности является создание тематического стенда или специального уголка.

В первую очередь необходимо определить место расположения методического материала. То, каким он будет, зависит от возможностей работодателя. Можно оформить уголок пожарной безопасности, дополнив тематические плакаты средствами пожаротушения, индивидуальной защиты. Если оформляется только стенд, то размещать его нужно на наиболее видном месте, где чаще всего бывают сотрудники (возле отдела кадров, столовой, гардероба и т. д.). Если в здании несколько этажей, то лучше всего сделать это на каждом из них, обязательно добавив план эвакуации.

Рекомендуется разбивать стенд на несколько тематических секций. Например, правила использования огнетушителя, раздаточный материал, при пожаре и т. д. Обязательно следует указать телефонные номера экстренных служб (крупно, заметно и ярко). Не злоупотребляйте исключительно текстовой информацией. Многим попросту лень читать.

Кабинет или уголок охраны труда?

Вопросы, касающиеся безопасности и охраны труда, строго регламентируются законодательством. Поэтому будет нелишним предварительно изучить правовую сторону вопроса. В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ № 7 от 17.01.2001 г. кабинет по охране, а не уголок безопасности труда подлежит созданию в организации в том случае, если численность ее сотрудников превышает 100 человек и (или) если из-за специфики деятельности с ними приходится проводить много методической работы, частое обучение.

В случае когда коллектив сотрудников меньше указанного количества, следует оформить уголок охраны труда. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Оформление уголка по охране труда

Под уголок по охране труда работодатель может выделить отдельный кабинет или часть помещения общего назначения, например в коридоре. Площадь принципиального значения в данном случае не имеет. Как правило, он представляет собой стенд по охране труда и технике безопасности. За оформление и поддержание его в должном состоянии, обновление и пополнение актуальной информацией отвечает специальная служба или специалист по ОТ.

Основная цель уголка по охране труда - это информирование сотрудников об обязанностях и правах в данной области, об условиях труда в целом по организации и на конкретном рабочем месте, о нормативно-правовых актах по данному вопросу. Чем нагляднее и понятнее он будет, тем лучше.

Уголок или стенд по охране труда и технике безопасности делится на два раздела: общий и специальный. Оформлению каждого из них следует уделить особое внимание.

Общий раздел

Общий раздел, как понятно из названия, дает базовое представление. В первую очередь в него включается нормативно-правовая база по охране труда (федеральное, региональное законодательство и локальные акты предприятия). Затем следует отразить информацию об организации ОТ в учреждении (общие сведения о предпринятых и планируемых мероприятиях), опасных и (или) вредных факторах на рабочих местах, используемых средствах индивидуальной защиты, алгоритме действий сотрудников при возникновении аварии или чрезвычайной ситуации.

Специальный раздел

Оформляя уголок безопасности труда, в специальный раздел вы можете поместить нормативно-правовые документы общего плана. Например, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон о СОУТ, ГОСТы, постановления о порядке обучения, прохождении медицинских осмотров, выдаче молока и лечебно-профилактического питания, о несчастных случаях на производстве, нормах выдачи СИЗ и т. д.

Детский сад важная часть жизни каждого человека. В дошкольном образовательном учреждении закладываются первые кирпичики знаний, здесь начинается подготовка маленького человека к взрослой жизни.

В детском саду проводят много занятий, рассчитанных на ознакомление ребенка с правилами безопасности. С ранних лет детям объясняют, как вести себя на дороге, как пользоваться техникой, как защитить себя от пожара.

Пожарная безопасность в детском саду

Один из незаменимых инструментов, помогающих познать окружающий мир – уголок пожарной безопасности. Уголок помогает быстрее обучить ребенка основам пожарной безопасности. С помощью пожарного уголка педагоги предлагают разные игровые ситуации, а дети учатся правильно действовать в случае опасности.

Для улучшения восприятия и вовлечения в процесс, многие преподаватели рекомендуют изготавливать пожарный уголок вместе с детьми.

Виды детских уголков

Уголки безопасности делают для самых разных направлений обучения детей. Основным, по праву считается уголок дорожной безопасности. Конечно, дети редко самостоятельно добираются до садика, но ведь почти все живут во дворах с оживленным движением или у дорог.


Вторым, обязательным к наличию в каждом образовательном учреждении, можно назвать уголок правил поведения в случае пожара. Этот наглядный материал поможет познакомить детей с различными опасными ситуациями, расскажет, как действовать при возникновении ЧС и как их избежать.

Для чего нужен пожарный уголок

Ребенок часто не понимает на сколько опасны игры с огнем. Стенд призван в доступной форме объяснить насколько серьезными могут быть последствия пожара, и как предупредить возгорание. Важной задачей уголка является знакомство детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться. Это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели.

Смотрите видео: Обучение детей дошкольного возраста пожарной безопасности.

Уголок пожарной безопасности содержит информацию о том, как действовать при возникновении пожара. Наглядный материал поможет ребенку выучить наизусть телефон для вызова пожарных. Как не паниковать и правильно вести себя при пожаре. Какие действия помогут дождаться спасателей, если не удалось выйти из здания самостоятельно.

Изготовление своими руками

В детском саду уголки по пожарной безопасности изготавливают своими силами. Но в создании уголка принимают участие не только педагоги. К процессу привлекаются дети и даже родители. Уголок должен не просто ознакомить ребенка со списком опасных ситуаций, важно сделать этот процесс простым и интересным. Поэтому особое внимание следует уделить оформлению стенда.


Для привлечения внимания и интереса со стороны детей, при оформлении пожарного стенда используют яркие цвета и красочные изображения. Не стоит злоупотреблять текстом, ведь многие воспитанники детского сада еще не умеют читать. Нужно постараться преподнести текстовую информацию схематически, в виде изображений.


Лучший способ привлечь внимание ребенка к уголку – яркие тематические игрушки. Используйте пожарные машины, пластмассовые огнетушители, костюмы пожарных. Яркие иллюстрации и игрушки несомненно увлекут детей и помогут процессу изучения материала. Хорошим решением станут стихи, подобранные к теме уголка. Уча стихи, малыш может запомнить основные правила безопасности.


Неотъемлемой частью пожарного уголка являются тематические дидактические материалы, наглядные пособия и развивающие игры. Они помогут приобрести умения по поведению в опасных ситуациях и закрепить знания по пожарной безопасности. Список таких материалов огромен и ограничен только воображением педагога. Для уголка пожарной безопасности делают макеты пожарных частей и пожарных щитов, лэпбуки, папки-передвижки, пазлы, настольные игры и многое другое.

Уголок пожарной безопасности в детском саду играет важную роль в воспитании ребенка. Яркий, красиво оформленный уголок привлекает внимание и интерес детей. Такой стенд в игровой форме донесет до малышей основы пожарной безопасности, научит действовать в случае опасной ситуации.



Просмотров