Приговорен к исправительным работам. Наказание в виде обязательных работ: плюсы и минусы. Уклонение от реализации предписаний суда

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 50 УК РФ

Статья 50 УК РФ. Исправительные работы (действующая редакция)

1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

2. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

3. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

4. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

5. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 50 УК РФ

Судебная практика по статье 50 УК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 45-О12-40, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Вместе с тем, в соответствии со ст. 308 ч. 1 п. 4 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора должны быть указаны вид и размер наказания, назначенного подсудимому за каждое преступление, в совершение которого он признан виновным. Согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов...

  • Решение Верховного суда: Определение N 89-О11-6, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Вместе с тем, приговор подлежит изменению ввиду нарушения требований ст.50 УК РФ о назначении наказания в виде исправительных работ. В соответствии с положениями ст. 50 УК РФ наказание в виде исправительных работ устанавливается на срок от двух месяцев до двух лет при этом из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов...

  • Решение Верховного суда: Определение N 47-УД16-1, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Как следует из приговора, признав Кузьмина А.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 139 УК РФ, суд назначил ему наказание в виде исправительных работ сроком на 6 месяцев. Вместе с тем согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет, из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов...

+Еще...

Исправительные работы (ст. 50 УК) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду на срок, определенный приговором суда с удержанием части его заработка в доход государства. При этом осужденный остается в трудовом коллективе, что позволяет осуществлять контроль за его поведением, проводить с ним воспитательную работу в целях исправления.

В соответствии с ч.

1 ст. 45 УК исправительные работы применяются только в качестве основного вида наказания.

Этот вид наказания применяется, как правило, за преступления, не являющиеся тяжкими и особо тяжкими, к лицам, которые не представляют значительной общественной опасности, исправление которых возможно без изоляции от общества и без принудительного удаления из постоянного места жительства. В санкциях значительной части статей Особенной части УК исправительные работы предусмотрены в качестве альтернативы лишению свободы и другим видам наказания. Возможность применения исправительных работ в качестве альтернативы лишению свободы несомненно есть проявление гуманизма российского уголовного законодательства. Однако практическая реализация этого гуманистического потенциала рассматриваемого вида наказания в современных условиях встречает серьезные затруднения в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращением производства, безработицы. Поэтому реальное применение этого вида наказания в последние годы по сравнению с предыдущим периодом сокращается,

В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. В ч. 1 ст. 39 УИК содержится уточнение этого положения УК и говорится о том, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Это означает, что если осужденный в другом месте работает по совместительству, то на эту работу отбывание данного наказания не распространяется. В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, УК РФ 1996 г. не предусматривает такого вида исправительных работ, как отбывание этого наказания в «иных местах». Иные места в соответствии с ч. 1 ст. 27 УК РСФСР 1960 г. определялись органами, ведущими применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного.

По действующему законодательству осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание на предприятиях, в учреждениях, организациях любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, частной), поскольку на них полностью распространяются конституционные гарантии и предписания трудового и иного федерального законодательства.

Существенный элемент кары исправительных работ заключается в том, что из заработка осужденного к этому виду наказания производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда в пределах от пяти до двадцати процентов (ч. 2 ст. 50 УК).

Поскольку отбывание исправительных работ невозможно без трудовой деятельности, они не применяются к лицам, признанным в установленном порядке нетрудоспособными. В таком случае суд, постановляя приговор, может заменить исправительные работы штрафом. Несовершеннолетние могут приговариваться к исправительным работам, начиная с 16 лет, так как ст. 173 КЗОТ установлено, что лица моложе этого возраста, как правило, не принимаются на работу. Исправительные работы не применяются также к военнослужащим. Они заменяются им наказанием в виде ограничения по военной службе (ч. 1 ст. 51 УК).

Исправительные работы не должны назначаться лицам, совершившим преступления, связанные с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, когда пребывание осужденных на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного значения наказания.

Исправительные работы назначаются судом:

а) когда в санкции статьи Особенной части УК, по которой квалифицировано преступление, совершенное подсудимым, исправительные работы предусмотрены в качестве единственной меры наказания или альтернативно одной из двух или нескольких мер наказания;

б) когда суд в порядке ст. 64 УК принимает решение назначить осужденному наказание более мягкое, чем то, которое предусмотрено за совершенное им преступление. Практически это имеет место в случаях, когда суд приходит к выводу о нецелесообразности назначения осужденному наказания в виде лишения свободы, предусмотренного в санкции статьи Уголовного кодекса, по которой он осужден, и заменяет ему лишение свободы исправительными работами;

в) в случаях замены лишения свободы исправительными работами, предусмотренными ст. ВО УК;

г) при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, когда лишение свободы заменяется исправительными работами;

д) в порядке замены штрафа, от уплаты которого злостно уклоняется осужденный, исправительными работами как более строгим видом уголовного наказания (ч. 5 ст. 46 УК);.

Порядок и условия исполнения исправительных работ регламентируются гл. 7 УИК (ст. 39-46).

Обращение к исполнению приговора (определения, постановления) о применении к осужденным исправительных работ возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления указанного решения в законную силу либо возвращения дела из кассационной инстанции суд направляет две копии приговора в инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. Если приговор не был обжалован либо оставлен в силе, то прилагается справка о вступлении приговора в законную силу. Исполнение наказания в виде исправительных работ осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Согласно ч. 2 ст. 39 УИК осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных к исправительным работам. На каждого осужденного заводится личное дело, в котором сосредоточиваются все документы, связанные с назначением и исполнением этого вида наказания. Тщательный персональный учет осужденных необходим для контроля за их трудовой деятельностью, правильностью исчисления срока отбывания наказания и ежемесячного удержания денежных сумм из их заработка.

В соответствии с ч. 6 ст. 173 УИК на уголовно-исполнительную инспекцию возложена обязанность в день окончания срока исправительных работ, а при освобождении от этого наказания по другим основаниям - не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов предложить администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

Закон подробно регламентирует деятельность уголовно-исправительных инспекций по исполнению рассматриваемого вида наказания. Они обязаны разъяснять осужденным порядок и условия отбывания наказания, контролировать соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные (ч. 3 ст. 39 УИК). Непременным условием отбывания рассматриваемого наказания является обеспечение постоянной трудовой занятости осужденных.

Поэтому в центре внимания уголовно-исполнительных инспекций должна быть организация трудовой деятельности осужденных. При необходимости они направляют осужденных в органы службы занятости для трудоустройства.

Законом предусматривается также обязанность уголовно-исполнительных инспекций контролировать поведение осужденных, проводить с ними воспитательную работу. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции располагают наиболее полной информацией о личности осужденного, характере совершенного преступления, семейном положении, поведении до совершения преступления и др. В связи с этим они имеют большие возможности воспитательного воздействия на осужденных в плане корректировки их поведения, отношения к труду, формирования законопослушного образа жизни.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является применение мер поощрения к осужденным, которые добросовестно относятся к труду и выполняют установленные правила поведения. Эффективность воспитательной работы с осужденными повышается, если к ней привлекаются администрация, трудовые коллективы организаций, где отбывают наказание осужденные.

Для достижения цели наказания уголовно-исполнительные инспекции, наряду с мерами воспитательного воздействия, наделены правом применения к осужденным в необходимых случаях также мер принуждения. Так, согласно закону (ч. 3 ст. 39 УИК) они принимают решения о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания; готовят и передают в соответствующую службу материалы об сужденных, местонахождение которых не известно; применяют меры взыскания к осужденным, нарушающим порядок и условия отбывания наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством расширил возможности уголовно-исполнительных инспекций, наделив их правом устанавливать обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК. Согласно названной статье УИК с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного следующие обязанности и запреты:

запретить покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; -

запретить пребывание в определенных местах района (города); -

обязать до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел на регистрацию.

Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6 месяцев. В необходимых случаях этот срок может быть продлен каждый раз еще на 6 месяцев в пределах срока отбывания наказания. Обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК, могут быть возложены на осужденного в полном объеме или отдельные их виды, в зависимости от характера совершенного преступления и его поведения в период отбывания наказания.

Отсутствие работы у осужденного не приостанавливает действие установленных обязанностей и запретов.

Субъектом исполнения рассматриваемого наказания является также администрация организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.

На администрацию предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденным исправительных работ законом возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработка осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденных на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с осужденными; соблюдение условий отбывания наказания. предусмотренных законодательством; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе на другие должности и увольнении (ч. 1 ст. 43 УИК).

В ч. 2 ст. 43 УИК содержится указание о том, что неисполнение перечисленных в законе обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Более детально по сравнению с ранее действовавшим законодательством УИК РФ 1996 г.

Регламентирует правовой статус осужденных к исправительным работам. Основная их обязанность заключается в том, чтобы отработать указанный в приговоре срок с соблюдением порядка и условий, установленных законом для отбывания этого вида наказания.

В ст. 40 УИК сказано, что осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания нака- заимя, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, возложенные на них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову.

В течение срока отбывания наказания осужденным запрещается увольнение по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения на увольнение должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.

Осужденный обязан сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

Поскольку рассматриваемое наказание назначается на определенный срок, то для соблюдения законности при его исполнении и отбывании имеет важное значение правильное исчисление срока исправительных работ. В соответствии со ст. 42 УИК срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания в доход государства. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанное количество дней и отсутствуют основания, установленные Уголовно-исполнительным кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Таким образом, фактический календарный срок отбывания исправительных работ может превышать срок, определенный приговором суда.

Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией предприятия, учреждения или организации, где работает осужденный, копии приговора (определения, постановления) суда и других документов.

В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним сохранялась заработная плата (болезнь, уход за больным, очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, исполнение государственных и общественных обязанностей, например выступление в суде, и др.) (ч. 3 ст. 42 УИК). В соответствии с законом в срок отбывания исправительных работ засчитывается также время, когда осужденный не получал зарплату и не работал по уважительным причинам (время, в течение которого осужденный официально был признан безработным; время, проведенное под стражей по делу, по которому он осужден; время отбывания наказания в виде лишения свободы с момента вынесения определения (постановления) в порядке ст. 80 УК о замене лишения свободы исправительными работами до фактического освобождения лица из мест лишения свободы). Притом время, проведенное под стражей, и время, проведенное до фактического освобождения из мест лишения свободы, в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.

Срок отбывания наказания осужденным, работающим в организациях, где применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (ч. 6 ст. 42 УИК).

Время, в течение которого осужденный не работал, согласно ч. 7 ст. 42 УИК в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 3 этой же статьи УИК, когда осужденный не работал по уважительным причинам. Кроме того, в срок наказания не засчитываются: время болезни, вызванное алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

При наличии у осужденного тяжелой болезни, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания (ч. 4 ст. 42 УИК).

В случае признания лица, осужденного к исправительным работам, инвалидам первой или второй группы, суд досрочно освобождает его от отбывания наказания. При наступлении беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1970 г. до 1992 г. предусматривалось такое серьезное ограничение трудовых прав осужденного к исправительным работам, как невключение в трудовой стаж времени отбывания этого вида наказания и непредоставление ему очередного

отпуска за этот период времени. Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно- трудовой кодекс РСФСР» эти ограничения были исключены из Кодекса. Однако названный закон устанавливал, что период отбывания исправительных работ не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате.

Уголовно-исполнительный кодекс 1996 г. не содержит и этих ограничений. Таким образом, по действующему законодательству трудовой стаж лиц, отбывших наказание в виде исправительных работ, исчисляется на общих основаниях.

В соответствии с ч. 6 ст. 40 УИК осужденный имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Отпуск предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Как отмечалось, существенным карательным элементом рассматриваемого вида наказания является удержание определенной приговором суда части заработка осужденного в доход государства. Закон подробно регламентирует порядок производства таких удержаний (ст. 44 УИК).

Удержания производятся из заработка по основному месту работы независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы.

При производстве удержаний из заработка осужденного учитываются его денежная и натуральная части. Удержанные денежные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания не производятся из пособий, получаемых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного к исправительным работам исчисляются из его заработка за вычетом удержаний, назначенных приговором суда.

В практике возникают вопросы, связанные с определением заработка лиц, работающих в коммерческих структурах, в которых заработная плата выплачивается не регулярно, а по мере получения дохода в связи с выполнением той или иной работы, завершением торговой сделки и т. п. В таких случаях по общему правилу учитывается весь доход, полученный за время отбывания наказания, или та часть дохода, которая приходится на время отбывания наказания.

93І На уголовно-исполнительные инспекции возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.

Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела, суммы, излишне удержанные из заработка осужденного, возвращаются ему полностью.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. впервые предусмотрел положение, согласно которому уголовно-исполнительные инспекции, сам осужденный или администрация предприятия, учреждения, организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из заработка осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Достижению цели наказания в отношении осужденных к исправительным работам служит правильное, основанное на законе применение к ним мер поощрения и взыскания.

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденным к этому виду наказания уголовно-исполнительными инспекциями могут быть сокращены сроки и объем обязанностей и запретов, установленных ст. 41 УИК. Осужденные, доказавшие свое исправление, могут быть представлены уголовно-исполнительными инспекциями к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. При этом должны учитываться минимальные сроки фактического отбытия наказания, установленные ч. 3 ст. 79 УК.

Более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. определил основания ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 УИК нарушениями порядка и условий отбывания осужденных исправительных работ являются:

а) непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение этого же срока;

б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) нарушение установленных Уголовно-исполнительным кодексом и возложенных на осужденного обязанностей и запретов;

г) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За указанные нарушения порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к осужденному взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. Исходя из смысла ст. 41 УИК формой реагирования на допущенные осужденным нарушения (в том числе не указанные в ч. 1 ст. 46 УИК) может быть также увеличение числа или продолжительности обязанностей и запретов, предусмотренных этой статьей.

Согласно ч. 3 ст. 46 УИК злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в ч. 1 этой статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 50 УК.

Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток.

В числе санкций за преступления присутствуют исправительные и обязательные работы. Как вид уголовного наказания они использовались еще в XIX столетии. Однако официальное закрепление в современном УК произошло только в 2005 г. Обязательные исправительные работы как вид уголовного наказания носят воспитательный характер. Однако они имеют свои особенности, влекут разные последствия в случае уклонения от них осужденного.

Обязательные работы как вид уголовного наказания: что это такое?

Указанная санкция предусматривается в 49 статье УК. назначаются вместо штрафа или в качестве смягченной меры пресечения. Суть санкции состоит в привлечении к общественно полезному труду в течение периода, установленного судом. При этом субъект должен отрабатывать наказание в свободное от основной профессиональной деятельности время.

Признаки

Обязательные работы как вид уголовного наказания обладают следующими отличительными чертами:


Исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ происходит по адресу проживания осужденного. Соответственно, гражданина могут видеть знакомые, коллеги, друзья, соседи. Это обстоятельство существенно усиливает эффект воздействия санкции.

Общий порядок

После вынесения постановления судом не позднее 10 дней гражданина привлекают к обязательным работам. Предприятие, на котором будет трудиться субъект, обеспечивает контроль поведения лица. Назначается ответственный сотрудник, который следит за продолжительностью и качеством деятельности. Осужденный обязан:

  1. Добросовестно выполнять задания.
  2. Соблюдать правила распорядка.
  3. Отработать все время, установленное судом.
  4. Предупредить о перемене места проживания.

Если субъект уклоняется от реализации приговора, суд вправе принять решение об ужесточении меры.

Возможные занятия

Род деятельности и место ее осуществления устанавливаются территориальными органами власти. Сфера занятости может постоянно изменяться. Как правило, назначают гражданам, не имеющим специальных умений, знаний или квалификации. Список занятий определяется муниципальными исполнительными структурами. Обычно работы включают в себя мероприятия по благоустройству населенного пункта, в котором проживает осужденный. К основным из них можно отнести:

  1. Озеленение территории.
  2. Уборка помещений или улиц.
  3. Погрузочные или подсобные работы.
  4. Покраску бордюров, замену табличек и пр.

Субъект может привлекаться к трудовой деятельности как в частной организации, так и в муниципальной. Работы назначаются с учетом физического состояния, возрастом и прочими индивидуальными особенностями.

Продолжительность

Обязательные работы назначают на определенное количество часов - от 60-ти до 480-ти. При этом законодательство устанавливает ряд условий реализации санкции. Так, в учебные или рабочие дни допускается привлечение осужденного к деятельности не больше чем на 2 часа. При этом субъект может написать соответствующее заявление, и продолжительность будет увеличена до 4 часов. За полную неделю должно быть отработано не меньше 12 ч. В праздники и выходные длительность деятельности не должна быть больше 4 часов. Продолжительность общественно-полезного труда не зависит от каникул и отпусков.

Обязательные работы как вид уголовного наказания для несовершеннолетних

Для лиц, не достигших 18 лет, предусматриваются специальные правила. Общая продолжительность трудовой деятельности может составлять от 40 до 160 ч. При этом длительность ежедневных работ будет зависеть от возраста:

  • 14-15 л. - не больше 2 ч.;
  • 15-16 - не больше 3 ч.;
  • 16-18 л. - не больше 4 ч.

При наличии уважительных причин продолжительность ежедневного труда может быть сокращена. Уменьшение времени осуществляется исключительно по решению служащего ФССП.

К кому не применяется данная мера?

Законодательство устанавливает перечень граждан, которые не могут быть привлечены к рассматриваемым видам работ. В него включены:

  1. Официально нетрудоустроенные лица.
  2. Инвалиды.
  3. Женщины, имеющие детей до 3 лет.
  4. Беременные.

Кроме этого, предусмотрен перечень профессий, представители которых также не могут быть осуждены на обязательные работы. Среди них:

  1. Военнослужащие.
  2. Должностные лица исполнительных структур.
  3. Сотрудники пожарной охраны.
  4. Полицейские и пр.

Уклонение от реализации предписаний суда

Стоит сказать, что далеко не все лица, осужденные на обязательные работы, раскаиваются. Среди граждан, которым вменена данная санкция, есть и те, которые уклоняются от реализации постановления суда. Если гражданин не явился на предприятие или отказался осуществлять трудовую деятельность, составляется протокол. В него вносятся нарушения, указывается дата их допущения. Уклонение от реализации постановления суда будет расцениваться как отдельный административный проступок. Законодательство предусматривает ответственность за него. В частности, гражданин может быть арестован на срок от 15 суток или получить штраф до 300 тысяч рублей. Если имеет место злостное уклонение от исполнения наказания, санкции ужесточаются. Гражданину может грозить и тюремное заключение. Ужесточение наказания допускается, если осужденный:

  1. Скрылся.
  2. Больше 2 раз за месяц не явился в организацию, где он осуществляет принудительную трудовую деятельность.
  3. Допускал неоднократное нарушение дисциплины.

При этом в новое наказание будет засчитано уже отбытое. В законе также предусмотрен зачет. Например, 8 часов работ приравнивается к дню тюремного заключения.

Заключение

Обязательные работы, как выше было уже сказано, не предполагают выплаты субъекту зарплаты. Также не предусматриваются медицинская страховка, ведение трудовой книжки. Кроме того, отработанное осужденным время не включается в его стаж. Задачей этой меры пресечения является не только физическое воздействие на преступника. Особое внимание уделяется воспитательному аспекту. Непрестижность работы, риск быть замеченным кем-либо из знакомых оказывают значительный эффект на гражданина. Обязательные работы несут в себе двойную пользу. Они оказывают воспитательное воздействие на преступника и являются полезными для общества.

С одной стороны, преступника принуждают к труду , с другой стороны забирают часть заработанных им денег , наказывая его и принуждением и рублем.

Объект, на который направляет уголовно-исправительная инспекция , должен располагаться по месту жительства осужденного.

Особенности

Особенность назначения исправительных работ заключается в том, что их назначают только тем лицам, у которых нет постоянного места работы . Этот вид наказания является .

Кому назначаются?

Выше уже было сказано, что исправительные работы назначаются тем лицам, которые не имеют основного места работы.

Но данный вид наказания, так же, как и предыдущий, нельзя назначать следующим категориям граждан :

  • женщинам, которые находятся на любом сроке беременности, а также у которых есть дети до трех лет;
  • лицам с инвалидностью первой и второй групп;
  • лицам, которые не исполнилось шестнадцати лет;
  • лицам пенсионного возраста;
  • лицам, проходящим военную службу, в том числе и резервистам;
  • лицам, у которых открытая форма туберкулеза, ВИЧ или СПИД.

На какой срок?

При этом один три дня исправительных работ приравнивается к одному дню лишения свободы , два дня работ — к одному дню ограничения свободы.

А один день ареста приравнивается к двум дням исправительных работ.

Таким образом, у граждан, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести, есть возможность не выбывать в места лишения свободы, сохраняя себя для общества, семьи и коллег по работе.

За свои незаконные действия необходимо отвечать и законодатель решил сделать это через принудительные работы , что может быть весьма эффективным средством воспитания для тех, кто оступился единожды, чтобы в дальнейшем они не стали на скользкий путь преступника.

Исправительные и обязательные работы радикально отличаются друг от друга и являются отдельными видами наказания, которые имеют свои особенности, назначаются на разные сроки, и влекут за собой особые последствия, вследствие уклонения осужденного от этих работ.

Общая информация

Согласно статья 49 УК РФ, суть этих работ заключается в том, что осужденный по приговору суда не , он продолжает учиться или работать, проживает на прежнем месте, но в свободное от работы или другой повседневной деятельности обязан бесплатно выполнять общественно-полезные работы .

Суд, вынося приговор, не указывает в нем, какими именно работами должен заниматься осужденный. За него это решают органы местного самоуправления , которые согласуют разнарядку для осужденного вместе с уголовно-исправительной инспекцией.

Как правило, те работы, которые предстоит выполнять осужденному, связаны с благоустройством населенного пункта , где он проживает.

Ему придется убирать мусор, заниматься земляными работами, осуществлять озеленение, высаживать саженцы, принимать участие в ремонте дорог, мостов, домов.

Естественно, что здесь не идет речь ни о какой сложной и ответственной работе. Осужденный будет выполнять все работы, которые могут поручить разнорабочим. Она неквалифицированная и тяжелая.

Сюда относится уборка территории возле многоквартирных домов, а также лестничных площадок в подъездах этих домов, очистка подвалов и чердаков. Осужденного могут заставить ремонтировать такие системы коммунального хозяйства, как канализации, а также системы водоснабжения. На него могут возложить и погрузочно-разгрузочные работы.

Если осужденный нигде не учится и не работает, это не означает, что к нему не может быть применен данный вид наказания . В ходе судебных заседания суд обязан будет установить его трудоспособность. Может оказаться, что он не может выполнять определенные виды тяжелых работ по состоянию здоровья. В таком случае, к нему будет применен другой .

Особенности

повседневная жизнь претерпевает небольших изменений, которые касаются необходимости выделять некоторое время на выполнение обязательных работ.

Во-вторых, осужденный, отбывая обязательные работы, как будто меняет время пребывания в местах лишения свободы на время отбывания на обязательных работах. При чем, для него действует весьма выгодный тариф: 8 часов таких работ за день лишения свободы .

В зачет идет только время, которое бы осужденный мог бы работать, находясь в местах лишения свободы.

Но очевидно, что оставшиеся 16 часов в тюрьме , которые бы осужденный мог бы проводить после работы, отдыхом и приятным времяпрепровождением не назовешь.

Кому назначаются?


Данное наказание назначается лицам, совершивших уголовно-наказуемое деяние небольшой и средней тяжести .

Но их запрещено назначать для следующих категорий лиц:

  • женщинам, которые находятся на любом сроке беременности, а также у которых есть дети до трех лет;
  • лицам с инвалидностью первой группы;
  • призывникам, которые проходят срочную службу, а также военнослужащим-контрактникам, которые на момент назначения наказания не закончили назначенный им срок службы.

На какой срок?

Выше указывалось, что суд, вынося приговор, не указывает вид обязательных работ. В приговоре устанавливается только их размер.

Минимальный размер , на который может рассчитывать подсудимый — 60 часов этих работ , максимальный – 480 часов .

Если суд устанавливает срок этих работ по совокупности различных преступлений, то конечный размер работ не может быть выше, чем это установлено в Уголовном Кодексе. Если в приговоре количество часов обязательных работ будет больше, чем 480 часов , то данный приговор будет считаться незаконным.

Что будет в случае злостного уклонения?


Осужденного в обязательном порядке знакомят с внутренним распорядком организаций, где ему придется работать и отчитываться за свою работу.

Для него составляют график , по которому он будет работать. Все отработанные им часы строго фиксируются и контролируются .

Орган местного самоуправления, организация, предприятие, где будет работать осужденный, обязаны ознакомить его с техникой безопасности и следить за ее выполнением.

О том, как работает осужденный, сколько часов им проработано, его поведении и случаях уклонения докладывается в уголовно-исправительную инспекцию . Если осужденный допускает нарушения или уклоняется от отбывания наказания, то он предупреждается о том, что данный вид наказания может быть заменен на другой.

Если он не реагирует на предупреждения и допускает злостное уклонение от отбывания наказания , то уголовно-исправительной инспекцией направляется в суд представление с ходатайством о замене вида наказания.

Что же законодатель подразумевает под злостным уклонением ?

Под этим понятием понимается невыход более двух раз на протяжении месяца на назначенные по графику работы без уважительной причины , а также, если трудовая дисциплина на протяжении месяца нарушалась более двух раз.

И, наконец, если осужденный скрылся от того, чтобы нести назначенное ему наказание и о его месте нахождения ничего не известно ни администрации учреждения, где ему назначены работы, ни уголовно-исправительной инспекции. Он может быть задержан на срок до двух суток , а по решению суда этот срок может быть продлен на месяц.



Просмотров