Порядок банкротства КФХ и сельскохозяйственных предприятий. Как избежать? Актуальные вопросы практики

Неспособность выполнять поставленные кредиторами условия может служить основанием для признания субъекта банкротом. Процедура банкротства крестьянско-фермерского хозяйства имеет свои особенности. Несмотря на то, что при этом банкротом признается физическое лицо - фермер, по факту речь идет обо всем фермерском хозяйстве. Для подачи заявления о начале процедуры банкротства требуется наличие письменного согласия всех участников данного крестьянско-фермерского хозяйства. С заявлением представляются следующие документы:

Список должников и кредиторов с указанием задолженности и реквизитов;

Список с указанием имущества и состава крестьянско-фермерского хозяйства;

Список имущества участников крестьянско-фермерского хозяйства с указанием источника получения денежных средств, за счет которых приобретено имущество;

Расчет доходов, которые могли бы быть получены хозяйством по окончании текущих сельскохозяйственных работ;

При наличии в хозяйстве наемных работников к документам прикладывается протокол собрания работников, на котором избирался представитель для участия в процессе, если собрание проводилось до подачи заявления.

При инициировании процедуры банкротства кредитором , вышеуказанные документы предоставляются к отзыву на это заявление. При рассмотрении банкротства крестьянско-фермерского хозяйства к нему применима процедура внешнего управления. При этом главе хозяйства дается право предоставления плана восстановления платежеспособности в срок до двух месяцев с момента принятия заявления. Арбитражным судом в связи с этим может быть принято решение о внешнем управлении КФХ, если предоставленный план позволяет погасить требования по кредиторским обязательствам и обязательным платежам.

Внешнее управление, возможно, ввести на срок соответствующего периода проведения работ по выращиванию и последующей реализации сельскохозяйственной продукции. Данный срок может составлять до 12 месяцев с возможностью продления еще на полгода. При возникновении форсмажорных ситуаций (эпидемии, стихийные бедствия) в период внешнего управления срок его может быть продлен еще на один год.

Имуществом КФХ считается имущество, находящееся в общей собственности его участников. К нему относится недвижимое имущество - хозяйственные постройки, мелиоративные сооружения, насаждения, а также движимое имущество - сельскохозяйственная и другая техника, транспортные средства, инвентарь, сельскохозяйственный скот и птица, приобретенные на общие средства крестьянско-фермерского хозяйства. Помимо этого, при определении имущества КФХ учитываются права аренды недвижимости, земельных участков и другие права, имеющие финансовую оценку.

В имущество КФХ не включается частное имущество главы и участников крестьянско-фермерского хозяйства, кроме того имущество, приобретенное на доходы, не являющиеся средствами хозяйства. Доказательство приобретения имущества на средства, не относящиеся к деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, должен предоставить сам собственник имущества.

Обязательным условием при продаже имущества КФХ в связи с процедурой банкротства является дальнейшее его использование по прямому назначению. Продажа всего имущества хозяйства должна проводиться только на конкурсной основе. Земельные участки, принадлежащие КФХ, могут отчуждаться в пользу другого лица, а также переходить в собственность государства в соответствии с земельным кодексом. С того момента, как процедура банкротства крестьянско-фермерского хозяйства исполнена, глава КФХ автоматически теряет статус индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 16, 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», проверив наличие и размер задолженности должника перед заявителем, исходил из того, что лицо, являясь поручителем, исполнило кредитное обязательство должника, в связи с чем само стало кредитором должника. При этом факт исполнения поручителем обязательств перед кредитором по основному обязательству никем из сторон не оспаривался.

Признавая сделку недействительной, суды руководствовались статьями 61.2 и 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и разъяснениями, содержащимися в пунктах 5, 6 и 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы 111.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» при рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом,

Банкротство в общем смысле — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов.
Гражданин становится предпринимателем после государственной регистрации в этом качестве, т.е. со дня внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации).
В этой связи возникает вопрос о банкротстве гражданина, фактически занимающегося предпринимательством, но не зарегистрированного в качестве ИП.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ), и суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако банкротство — это не сделка. Поэтому нормы о банкротстве индивидуального предпринимателя подлежат применению только при наличии у должника регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Примечание. Предприниматель без образования юридического лица не застрахован от банкротства так же, как и организация. В конце концов ИП — полноправный участник предпринимательской деятельности, более того, в отличие от организаций имущество предпринимателя не обособлено. Банкротство предпринимателей имеет свои особенности, о чем мы сейчас и поговорим.

В случае если после принятия заявления о признании ИП банкротом арбитражный суд на основании представленных документов установит, что должник не имеет статуса индивидуального предпринимателя или утратил его, то заявление подлежит возвращению (ст. 44 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон N 127-ФЗ). Если после принятия заявления о признании должника банкротом выяснится, что статус индивидуального предпринимателя был утрачен должником до подачи заявления, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). Если статус ИП был утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, то производство по делу не прекращается, но признание должника банкротом в таком случае не влечет последствий, предусмотренных п. 1 ст. 216 Закона N 127-ФЗ.
Особенностям банкротства ИП посвящены ст. 25 ГК РФ и параграф 2 гл. X «Банкротство гражданина» Закона N 127-ФЗ.
Основные положения таковы. Предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда . С даты вынесения решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Основанием для признания ИП банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 214 Закона N 127-ФЗ). Признаки банкротства ИП содержатся в ст. 3 Закона N 127-ФЗ.
Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Если такой признак присутствует, то производство по делу о банкротстве ИП может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к индивидуальному предпринимателю в совокупности составляют не менее 10 000 руб.

Примечание. ИП, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 000 руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества (см. разъяснения, данные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей»). Обратите внимание на сумму долга, при котором ИП может быть признан банкротом. Эта сумма составляет 10 000 руб., а не 100 000 руб., и это прямо предусмотрено ст. 6 Закона N 127-ФЗ.

Признать предпринимателя банкротом вправе лишь суд. Обратиться с таким иском может:
— сам предприниматель;
— любой его кредитор;
уполномоченный орган (например, ИФНС) (ст. 215 Закона N 127-ФЗ).
Уполномоченные органы вправе предъявить такое требование независимо от того, какая деятельность должника послужила основанием возникновения долга (ст. 215 Закона N 127-ФЗ).
Не могут потребовать признания ИП банкротом кредиторы по гражданско-правовым обязательствам, требования которых не связаны с осуществлением должником предпринимательской деятельности. Такие кредиторы вправе вступить в дело о банкротстве после возбуждения дела о банкротстве.
При принятии заявления о признании ИП банкротом арбитражным судом проверяется, не утратил ли должник статуса индивидуального предпринимателя до подачи в суд указанного заявления.
Если статус утрачен, то заявление подлежит возвращению на основании п.

1 ст. 44 Закона N 127-ФЗ как поданное с нарушением п. 2 ст. 38 этого Закона.
Если статус индивидуального предпринимателя утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, то производство по делу подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
Если данных об исключении предпринимателя из ЕГРИП не представлено, то производство по делу о банкротстве прекращению не подлежит.
При банкротстве ИП его кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования (п. 2 ст.

215 Закона N 127-ФЗ).
Каковы последствия признания ИП банкротом (ст. 216 Закона N 127-ФЗ)?
Так, с момента принятия судом решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
К слову, ИП, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован снова в качестве предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в этом качестве.
Требования кредиторов ИП в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности, установленной п. 3 ст. 25 ГК РФ.
КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», далее — Закон о КФХ).
Заявление ИП — главы КФХ о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов КФХ (ст. 218 Закона N 127-ФЗ). При этом само заявление подписывается предпринимателем — главой КФХ.
Наряду с документами, предусмотренными общими правилами Закона N 127-ФЗ, в данном случае должны быть приложены документы:
— о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;
— составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;
— размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Указанные документы также прилагаются главой КФХ к отзыву на заявление кредитора.

Примечание. Свои особенности имеет и банкротство главы крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Главы КФХ признаются предпринимателями в силу прямого указания п. 2 ст. 23 ГК РФ. Поэтому основания для признания главы КФХ банкротом аналогичны основаниям признания банкротом ИП. В то же время есть некоторые особенности (параграф 3 гл. X Закона N 127-ФЗ).

Статья 219 Закона N 127-ФЗ устанавливает особенности финансового оздоровления КФХ и внешнего управления им.
Так, главой КФХ в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении КФХ наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
Если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит КФХ, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.
О введении финансового оздоровления КФХ суд выносит определение.
Финансовое оздоровление КФХ вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности КФХ арбитражным судом вводится внешнее управление. Внешнее управление КФХ вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
Внешнее управление КФХ может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:
— невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
— наличия иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности КФХ.
Досрочное прекращение внешнего управления КФХ влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства. Для проведения внешнего управления КФХ арбитражным судом утверждается внешний управляющий.

Примечание. В случае если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния КФХ в связи со стихийными бедствиями и другими обстоятельствами чрезвычайного характера, срок внешнего управления может быть продлен на год.

В случае признания арбитражным судом КФХ банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу включаются находящиеся в общей собственности членов КФХ:
недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения;
— племенной, молочный и рабочий скот, птица;
— сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;
— транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество;
— право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка;
— иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права.
В случае банкротства КФХ земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.
Имущество, принадлежащее главе КФХ и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами КФХ, не включается в конкурсную массу.
Гражданин, вышедший из КФХ, в течение двух лет после этого несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента его выхода из КФХ (п. 3 ст. 9 Закона о КФХ).
При продаже имущества КФХ арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника путем проведения торгов (ст. 222 Закона N 127-ФЗ).
Если предприятие должника не было продано на торгах, то продажа имущества должника осуществляется в соответствии со ст. 111 Закона N 127-ФЗ; например, преимущественное право приобретения имущества КФХ имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему КФХ земельному участку.
Для обеспечения реализации преимущественного права на приобретение предприятия должника, иного имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия и иного имущества лицам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также публикует информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника, выставляемого на торги.
Если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава КФХ осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Со дня принятия решения о признании КФХ банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы КФХ в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании КФХ банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Сельхозпредприятие: понятие, особенности трактовки

Применимые в российском законодательстве понятия сельскохозяйственных товаропроизводителей и кооперативов (ст.1 ФЗ № 193 от 08.12.95 г. «О сельскохозяйственной кооперации», ст.3 ФЗ № 264 от 29.12.06 г. «О развитии сельского хозяйства») имеют разное содержание и приспособлены для их использования в этих формах для целей определенного специального законодательства.

Таким же специальным статусом, необходимым в процедурах несостоятельности, обладает и понятие сельскохозяйственной организации, наведенное в ст.177 ФЗ-127 «О банкротстве (несостоятельности).

Как показывает уже сформировавшаяся судебная практика, относительно должника могут быть применены процедуры банкротства, регламентированные § 3 Главы IX ФЗ-127 (определяющей особенности банкротства сельскохозяйственных организаций), только в случае наличия у него в совокупности всех характеристик с/х организации, предусмотренных законом:

  • — статус юрлица;
  • — цели создания и деятельности – изготовление, выпуск и переработка товаров сельскохозяйственной направленности;
  • — размер выручки, полученной в результате реализации (изготовления/переработки и последующей реализации) с/х товаров (продукции), должен быть не менее половины (50%) общей суммы вырученных средств.

В случае отсутствия у предприятия хотя бы одного из выше приведенных признаков, суд посчитает это основанием для применения общих положений о банкротстве.

Нормы § 3 Главы IX ФЗ-127 распространяются и на рыболовецкие артели (колхозы) при наличии данных о том, что размер получаемых в результате их деятельности средств (за продажу изготовленных/переработанных с/х товаров и уловов) равен или превышает 70% их общей прибыли.

Внимания заслуживает тот факт, что ряд положений о банкротстве с/х кооперативов, с отсылкой к ФЗ-127 «О несостоятельности», содержатся в ст.42 «О сельскохозяйственной кооперации». В частности в ней оговариваются следующие моменты:

  • — банкротство сельхоз кооператива, как причина ликвидации;
  • — обязанности кооперативного правления при появлении кризисных признаков;
  • — обязанности органов правления и наблюдательного совета при необходимости инициирования дела о банкротстве в арбитраже, а также на случай, когда процедура уже инициирована кредиторами (госорганами).

Признаки финансовой несостоятельности сельскохозяйственных организаций.

Критерии несостоятельности, наличие которых дает суду основания констатировать банкротство сельхозорганизации, несколько отличны от общих кризисных признаков, применимых относительно юрлиц.

Предпосылками для возбуждения дела о банкротстве с/х предприятия в суде считаются (ст.177 ФЗ-127):

  • — просроченная задолженность перед кредиторами (просрочка должна составлять не менее трех месяцев);
  • — совокупная сумма долгов должна равняться или превышать 500 тыс.

    рублей (для ЮЛ – 300 тыс.руб. – ст.6 ФЗ-127).

Банкротство сельскохозяйственных организаций: применимые стадии, отличительные черты

Прописанные в Законе о несостоятельности особенности банкротства сельскохозяйственных организаций обусловлены отличительными характеристиками деятельности последних:

  • — земельные участки, используемые в данном секторе бизнеса, в большинстве своем – с/х назначения;
  • принадлежащие имущество и недвижимость (постройки и сооружения) отличаются специфическими чертами;
  • — влияние сезонности и внешних факторов (в т.ч. негативных) на прибыльность и результаты бизнес-деятельности.

Этими же факторами руководствовался законодатель при принятии Закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (83-ФЗ от 09.07.02 г.), положения которого направлены на реанимирование сельхозпредприятий, с целью реструктуризации долгов и во избежание банкротства (до применения его процедур).

Отличительные черты этапов банкротства сельскохозяйственных организаций (ст.178 ФЗ-127):

  • — наблюдение: мониторинг финансового состояния должника необходимо осуществлять, принимая во внимание сезонные факторы с/х деятельности, ее зависимый от внешних условий (природных, климатических) характер; следует также учитывать вероятность погашения кредиторской задолженности за счет перспективы прибылей, получение которых возможно по завершении определенного периода сельхозработ;
  • — срок веденного финансового оздоровления напрямую связан с окончанием соответствующего периода сельхозработ и временем, которое потребуется предприятию для продажи полученной (полученной/переработанной) продукции; на случай кризисных явлений в финансовом положении должника, непосредственно связанных с форс-мажорными обстоятельствами (действие стихий, эпизоотий и т.д.), эта стадия может продлеваться до года, с обязательной корректировкой графика погашения задолженностей (применяется порядок, установленный ст.85 Закона);
  • — аналогичные факторы и характерные условия деятельности с/х предприятий учитываются и при внешнем управлении, граничный срок введения которого законом установлен на уровне двух лет и трех месяцев (ст.ст.92, 178 Закона); его пролонгация возможна на год только при возникновении и воздействии на деятельность с/х должника перечисленных выше форс-мажорных факторов, и в случае появления предпосылок для оказания господдержки, предусмотренных специальным законодательством.

Конкурсная реализация имущества сельскохозяйственных организаций

Анализ ст.179 Закона о несостоятельности, описывающей особенности банкротства сельхозпредприятий, в частности, при продаже имущественного комплекса (прав), дает возможность выделить следующие, характерные для этой категории должников, требования:

  • — установлена обязанность управляющего выставить на торги предприятие в целом, а если таковое не продано – выставить единым лотом производственно-технологический комплекс сельхозорганизации (порядок продажи в этих случаях регулируется п.п.4-19 ст.110 ФЗ-127, а оценивания –ст.130);
  • — если выше названным способом предприятие (комплекс) не реализовано, его продажа проходит в порядке и на условиях, определенных в ст.111 и п.4 т.139 Закона;
  • — приоритет на приобретение имущества банкрота (сельхозпредприятия) будут иметь с/х субъекты, осуществляющие деятельность на участках, непосредственно прилегающих к земле должника; если таковых нет – приоритет на покупку имущества с/х назначения, принадлежащего банкроту, отдается сельхозпроизводителям из той же местности;
  • — арбитражный управляющий, с целью обеспечить приоритетные права на приобретение имущества банкрота – сельхозорганизации, обязан проинформировать выше перечисленных лиц о такой продаже и опубликовать сведения об этом в местном печатном издании (с указанием стартовой цены на предприятие/имущество);
  • — реализация приоритетному покупателю осуществляется по цене, сформировавшейся в ходе торгов (в случае поступления нескольких заявок от таких покупателей – имущество/предприятие по той же цене продается тому, кто первый подал заявку управляющему);
  • — если приоритетные покупатели в течение месяца не подали заявок с намерением пробрести имущество (имущественные права) банкрота, реализация такового проводится на общих условиях, в предусмотренном ФЗ-127 порядке.

Банкротство фермерских хозяйств, что очевидно из названия, наступает как результат их неплатежеспособности. Процедуры не миновать, если КФХ не способно выполнять обязательства, взятые перед организациями-кредиторами, и осуществлять выплаты денег по договорам.

Банкротом по закону становится физическое лицо – . На практике банкротство постигает КФХ в целом.

Процедура банкротства

Особенности банкротства крестьянского фермерского хозяйства подробно описаны в ФЗ № 127-ФЗ . Согласно этому документу, ИП, глава КФХ, должен составить и подать в арбитражный суд о том, что признает себя банкротом. Все работники, входящие в КФХ, подтверждают факт неплатежеспособности письменно.

Кроме основного документа, прилагается пакет, который включает следующие бумаги:

  1. Стоимость с указанием состава. В общем владении КФХ пребывают недвижимость, растения, а также техника, инвентарь, животные и пернатые.
  2. Опись и стоимость собственности, принадлежащей членам КФХ, с указанием источников доходов.
  3. Сумма ожидаемой выручки от продажи продуктов к дате окончания сезонных работ.

Второй экземпляр указанных документов прилагается к ответу на обращение кредитной организации, выступившей инициатором банкротства.

Процесс восстановления платежеспособности КФХ

После окончания процедуры рассмотрения дела о банкротстве судебной инстанцией назначается . Базовой причиной для такого шага служит решение, принятое на общем собрании кредиторов.

Наблюдение заинтересованными лицами за финансовым восстановлением через внешний контроль распространяется на срок, достаточный для проведения сезонных работ в сельском хозяйстве, включая переработку и продажу продукции. Как правило, это 12 месяцев.

Индивидуальный предприниматель, возглавляющий КФХ, после определения порядка наблюдения за крестьянским хозяйством не позднее чем в двухмесячный срок представляет план по оздоровлению предприятия с указанием сроков погашения финансовых задолженностей.

На основании положений плана, позволяющего выполнить все денежные обязательства, арбитражный суд выносит решение о процессе финансового оздоровления.

Назначенный внешний управляющий, в свою очередь, имеет право передать полномочия главе КФХ. Это должно привести к ускорению выполнения взятых обязательств. Все указанные сроки должны быть соблюдены точно.

Продажа на конкурсной основе

Внешний контроль может быть продлен на год, если форс-мажорные причины (например, пожары, неурожаи) привели к ухудшению ситуации. Однако за назначенный судом период от внешнего арбитражного управляющего или одного из кредиторов могут поступить заявления о невозможности восстановления платежеспособности хозяйства в силу объективных причин.

В таком случае контролирование хозяйственной деятельности досрочно прекращается, а КФХ окончательно признается банкротом. Следующим шагом становится конкурсное производство с проведением торгов.

Арбитражный управляющий выставляет на торги все имущество хозяйства как , в качестве единого лота. Земельный надел также может отойти другому владельцу или возвратиться государству в соответствии с Земельным кодексом.

Продаваемое на конкурсной основе имущество КФХ должно использоваться по своему прямому назначению. Если имущество находится в личной собственности членов хозяйства или приобретено на доходы, не относящиеся к средствам хозяйства, оно не включается в торги. С этого момента глава КФХ перестает быть индивидуальным предпринимателем автоматически.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта .

Каковы условия взыскания долгов при банкротстве главы КФХ

В 2017, по заявлению кредитора, поданном в 2016.

Процедура банкротства еще длится, трибунал принял решение о начале конкурсного производства. Могу ли

я попросить Вас дать ссылки на статьи закона, которые я могу выслать приставам в обоснование неправомерности их постановления? В этом постановлении числится компенсация кредитору процессуальных издержек по делу о банкротстве главы КФХ, взыскиваются они с пенсии физлица.

Как проходит банкротство КФХ

Процедура несостоятельности крестьянского хозяйства имеет ряд собственных соответствующих особенностей, которые нужно учесть. Особенности затрагивают перечень нужных документов, ход подачи заявления и сам ход дела о банкротстве.

Особенности банкротства стратегических компаний и организаций описаны здесь.

О банкротстве главы кфх и физического лица

Согласно статьи 221 Закона о банкротстве в конкурсную массу КФХ врубается имущество обретенное на доходы от КФХ. Остальное имущество, в отношении которого будет подтверждено, что оно приобреталось на другие доходы в конкурсную массу не врубается. Т.Е. КФХ отвечает по своим обязанностям, в отличие от ИП (и/либо ФЛ), не многим своим имуществом.

Целью таких процедур банкротства как конкурсное создание либо реализация имущества (активов) должника является соразмерное ублажение требований кредиторов. Но ситуация, когда должник "прикрываясь" статусом КФХ сумеет "спасти" часть собственного имущества (активов) указывая, что это имущество приобреталось на другие доходы не дозволит достигнуть целей этих процедур. Вот, чтоб иметь возможность удовлетворить свои требования за счет всего имущества (активов) ФЛ кредитором и подается заявление о банкротстве ФЛ.

Последние статьи

Банкротство ИП с задолженности ми – специализация юридической компании «Антей». Наши бывалые юристы проанализируют все аспекты ситуации, в какой вы оказались, и подберут лучшую схему реструктуризации заложенности. Для КФХ будут учтены все специальные моменты, соответствующие для ведения личного бизнеса в сфере сельского хозяйства. Банкротство ИП с задолженности ми по налогам отдельный вид судебного производства, которое также заходит в специализацию юридической компании «Антей».

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Право на воззвание с заявлением в арбитражный трибунал есть у самого должника в статусе ИП и у его кредиторов. Банкротство КФХ инициируется главой хозяйства с письменного согласия всех его членов.

Банкротство крестьянского фермерского хозяйства (КФХ): процедура, условия документы (материалы) для банкротства и как его избежать

Поданное заявление должно быть поддержано участниками хозяйства.

Инициировать функцию могут как кредиторы, так и глава крестьянско-фермерского хозяйства.

Порядки банкротства

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются создание либо создание и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет более чем 50 процентов общей суммы выручки.

Каждый последующий параграф обрисовывает особенности банкротства особых субъектов.

Банкротство КФХ

  • Наличие задолженности перед кредиторами, которая не погашена в протяжении срока в 90 дней и больше;
  • Общая сумма задолженности составляет 500 тыщ р. Либо больше. До того времени, пока ситуация не отвечает перечисленным аспектам, речь о банкротстве как официальной процедуре идти не может.

В случае подачи пакета документов не самим его главой, а кредитором либо назначенным приставом, все перечисленные документы (материалы) также должны быть поданы заявителем.

Банкротство КФХ

Назначенный внешний управляющий, в свою очередь, имеет право передать возможности главе КФХ. Это должно привести к ускорению выполнения взятых обязанностей. Все обозначенные сроки должны быть соблюдены точно.

В таком случае контролирование хозяйственной деятельности досрочно прекращается, а КФХ совсем признается несостоятельным (банкротом) . Последующим шагом становится конкурсное создание с проведением торгов.

Банкротство индивидуального предпринимателя

В течение г. С того момента, когда вступает в легитимную силу решение арбитражного суда о признании Личного бизнесмена несостоятельным (банкротом) , должник не может быть зарегистрирован опять как личный бизнесмен. Трибунал направляет копию вступившего в силу решения о признании ИП несостоятельным (банкротом) , также об открытии конкурсного производства в орган местной власти, который в свое время зарегистрировал должника как ИП.

Муниципальная регистрация ИП утрачивает силу с того момента, когда арбитражный трибунал признает должника несостоятельным (банкротом) и воспринимает решение об открытии конкурсного производства. Также сразу с этим аннулируются любые лицензии, выданные должнику на воплощение тех либо других видов деятельности.

Банкротство ИП и признание несостоятельным (банкротом) в 2018 г.У

Если задолженности появились в итоге деятельности физ. Лица, а не ИП, то оснований для принятия дела о банкротстве не будет.

Конкурсный кредитор должен признать себя контрагентом ИП и представить подтверждения нарушения интересов и легитимных прав. Требования основываются на гражданско-правовых обязанностях, появившихся во время коммерческой деятельности.

1 Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Особенности порядка признания индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом:

1. Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом (далее - заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. К заявлению кроме документов, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона, должны быть приложены документы о:

Составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;

Составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;

Размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Указанные документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора.

Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством:

1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

2. В случае, если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства 1 .

О введении финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано.

3. Финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

В случае, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона.

4. На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом вводится внешнее управление.

Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца.

В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

5. Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:

невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.

Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства 1 .

Внешний управляющий. Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитражным судом утверждается внешний управляющий. Внешним управляющим может быть утверждено лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к арбитражным управляющим. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.

Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства. В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права 1 .

В случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства. При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов. Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона, оценка имущества должника - в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. В случае, если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 настоящего Федерального закона. 2

Преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.

Для обеспечения реализации преимущественного права на приобретение предприятия должника, иного имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, иного имущества должника лицам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника, выставляемых на торги.

В случае, если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу 1 .

Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве характеризуется особенностями, которые в обязательном порядке должны учитываться законодателем при решении многих вопросов, включая налогообложение и процедуры банкротства 2 .

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет особенности, касающиеся, во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.

Согласно Закону о банкротстве 2002 г. под сельскохозяйственной организацией следует понимать юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции 3 . Это один из критериев признания сельскохозяйственной организации в качестве таковой. Другой критерий касается стоимостного выражения общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции в данной организации, который не может быть менее 50% общей суммы выручки (ст. 177 Закона о банкротстве 2002 г.). Только наличие двух этих критериев позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сельскохозяйственной организации и, следовательно, в этом случае применимы положения Закона о банкротстве 2002 г., касающиеся особенностей процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.

Особенности процедур банкротства применяются также к рыболовецким артелям, но лишь к тем, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п. 1 ст. 178) 1 .

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции (п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве 2002 г.).

В зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления: внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать максимально допустимого законом срока для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности, более чем на три месяца.

При определенных обстоятельствах (если в период финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями) срок внешнего управления может быть продлен еще на один год.

Следует заметить, что законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации (ст. 179 Закона о банкротстве 2002 г.).

Преимущественным правом приобретения имущества должника по оценочной стоимости законодатель наделяет лиц, занимающихся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника; постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081 "Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций" предписывается учитывать данные балансов сельскохозяйственных организаций за последние 3-5 лет для реальной оценки их финансового состояния. Это касается хозяйствующих субъектов агропромышленной сферы, расположенных в зонах влияния неблагоприятных природных и эпидемиологических факторов, финансовое состояние которых в связи с этим ухудшилось.

Дополнительно законодатель предусматривает, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности.



Просмотров