Понятие и содержание профессиональной юридической деятельности. Понятие, структура и особенности юридической деятельности

СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Радачинский Ю.Н.- зав. кафедрой теории и истории государства и права НОУВПО «РСЭИ», к.ю.н., доцент

Структура юридической деятельности является достаточно обсуждаемой темой в современной юриспруденции. Причиной многообразия представлений о ее элементах, их содержании и связях между ними явилось различное понимание основных признаков юридической деятельности, отграничивающих ее от похожих явлений, а также преувеличение значения отдельных ее характеристик.

Полагаю, что она должна содержать такие элементы как субъект, предмет, действия, средства и способы, последствия действий, отраженные на предмете - результат. Каждый из этих элементов имеет собственную систему, структуру и является сложным по содержанию. Вовлечение их в структуру юридической деятельности обусловлено свойствами, которые, взаимодействуя со свойствами других элементов, наделяют юридическую деятельность качествами, позволяющими ей существовать как устойчивое, самостоятельное явление.

Основным элементом структуры юридической деятельности в науке признается субъект. Рубинштейн С. Л. писал, что "всякая деятельность

предполагает действующего субъекта этой деятельности". Ему присуще сознание с соответствующими свойствами (познавательность, способность ставить цели, определять методы деятельности, волевой характер и др.). Он же считается источником активности и преобразовательного воздействия на действительность. Признание субъекта одним из главных элементов

8 Рубинштейн С. Л. "Основы общей психологии". М., 1940, С. 149.

юридической деятельности детерминирует специальное его изучение.9 В литературе зачастую сводят субъект юридической деятельности лишь к государственным органам, наделенным специальными полномочиями либо общественным институтам, которым государство делегировало ряд полномочий. Это неоправданно сужает сферу ее осуществления и ограничивает наши представления о природе юридической деятельности.10

Деятельность физических лиц, направленная на познание и преобразование юридической действительности, соответствует всем признакам юридической. В качестве примера можно привести деятельность родителей по разъяснению ребенку правил дорожного движения. Ее предметом выступает юридическое сознание ребенка, его отношение к установленным государством правилам поведения на дороге. Она характеризуется целенаправленностью, волевым содержанием и предметностью воздействия на конкретные элементы юридической психологии и идеологии ребенка. Объективно действия родителей могут проявиться в вербальной или невербальной форме, путем демонстрации наглядных пособий и т. д. При этом наглядные пособия выступают в качестве средств, а различные варианты их использования определят способы их применения11. К условиям осуществления данного вида деятельности относятся индивидуальные психические и физические способности ребенка, специфика семейных отношений, состояние социальной группы, окружающей как ребенка, так и родителей. В результате этого вида деятельности непосредственно преобразовывается юридическое сознание ребенка и опосредованно общественные отношения. Его поведение, влекущее юридические последствия основывается именно на сознании,

9 Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988, С. 14-15.

10 Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984, С. 17; Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Докт. дис., М., 1990, С. 17; Дюрягин И. Я. "Применение норм советского права". Свердловск, 1983, С. 23-31; Халфина Р. О. "Право как средство социального управления". М., 1988.

11 Овчинников А.И. Правотворческие ошибки в контексте юридической эпистемологии // Северо -Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 13-22.

сформированном родителями. Деятельность родителей в данном примере несет в себе все признаки юридической. В силу этого не обоснованной является позиция авторов, которые исключают из субъектов юридической деятельности физических лиц.

Субъект юридической деятельности может быть исследован с точки зрения следующих его особенностей: 1) индивидуальность, 2) коллективность и 3) институциональность. Это позволяет выявить специфические особенности связей различных свойств внутри субъектного элемента.

Индивидуальный аспект исследования субъекта юридической деятельности предполагает анализ свойств (связей между этими свойствами) данного элемента структуры применительно к отдельно взятому физическому лицу. Речь идет о наделении физического лица такими единством таких свойств как сознательность, целенаправленность, активность, воля и мышление. Ценность представляет совокупность этих взаимосвязанных свойств, а отсутствие хотя бы одного из них приводит к порочности физического лица как элемента структуры и не способности его выступать в роли субъекта юридической деятельности. В силу этого обстоятельства не могут считаться субъектами юридической деятельности недееспособные, поскольку у них отсутствует одно свойство или ряд свойств идеальной компоненты юридической деятельности (воля, способность предвидеть и осознавать последствия своих действий, цель "порождения" юридических последствий и др.).

Свойства индивидуального субъекта юридической деятельности могут быть классифицированы на внутренние и внешние. К первой группе относятся те свойства, которые в процессе осуществления юридической деятельности не получают своего внешнего выражения. В основном это

свойства сознания: постановка цели - воображение желаемого результата12, воля - осознанное возбуждение и направление активности в соответствии с поставленными целями, мышление - способность описания и объяснения явлений юридической действительности, память - способность хранить и воспроизводить юридические знания. Активность представляется особым свойством субъекта. Она присутствует и во внутренней компоненте юридической деятельности и во внешней. Внутри человека она проявляется как система психических процессов, а внешнее выражение получает посредством волевого перевода ее в мышечное движение (совершение внешне наблюдаемых действий, речевое произношение и т. д.). К внешним свойствам субъекта может быть отнесена способность физического, механического воздействия на предметы и возможность их преобразования.

Своеобразие коллективного субъекта юридической деятельности заключается в том, что ее реализация происходит двумя и более физическими лицами. Это в значительной степени влияет на характер связей между свойствами субъектного элемента. В данном случае, требования к качеству свойств субъекта и их составу остается прежним. Расположение же свойств претерпевает существенные изменения. Некоторые из них могут быть присущи одному индивиду, остальные другому (другим). В этой ситуации каждый член группы выполняет определенную деятельность. При этом его деятельность обладает и предметностью, и целенаправленностью, и имеет объективное выражение в виде совершаемых действий, операций. Но, она носит промежуточный, характер, направленный на осуществление групповой цели, с помощью общего сознания и общей воли, коллективных действий. И только в единстве свойств отдельных индивидов коллектива способна проявиться сущность и содержание субъекта юридической деятельности.

12 "Будущий результат... присутствует сначала субъективно, идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, Т. 12, С. 718.

Институциональный аспект рассмотрения субъекта юридической деятельности обусловлен наличием в социальной структуре общества специфических образований (институций), которые самостоятельно вступают в общественные отношения, обладают особым статусом, правосубъектностью.

Институции характеризуются через такие признаки, как: специально предусмотренный юридическими нормами порядок создания; наделение их определенными полномочиями, ответственностью; материально техническая обособленность; наличие собственной структуры, состоящей из конкретных людей; выполнение публичных функций и задач. Институциональное образование - это идеальный феномен, который вне человеческого сознания существовать не может, но, являясь абстракцией, с помощью человека получил объективное выражение, стал и самостоятельным субъектом участником общественных отношений, способным преобразовывать юридическую действительность. Как идеальная абстракция, ни учреждения, ни государственные органы, ни юридические лица, сами по себе не обладают необходимыми для субъекта юридической деятельности свойствами. Такие свойства присущи лишь человеку. Соответственно только люди, являясь элементами структуры институций, наделяют их необходимыми качествами. Специфика расположения свойств институционального субъекта юридической деятельности и характер связей между ними зависят от места и статуса людей в данном образовании, их функций и задач.

Как и коллективному субъекту юридической деятельности, людям, составляющим содержание организации, учреждений и т. д. характерно распределение труда, функций и задач. Однако в отличие от коллектива, здесь конкретные индивиды выступают в качестве представителей институции и действуют в соответствии с целями ее создания, выполняют функции и задачи, предусмотренные законом. Законодательство также определяет методы осуществления их юридической деятельности.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016

В качестве структурного элемента юридической деятельности традиционно выделяют ее предмет. Он обладает собственными свойствами, необходимыми юридической деятельности. Например, способность быть источником информации необходимой субъекту деятельности, способность преобразовываться, способность удовлетворять потребности человека и общества. Предмет определяет своеобразие видов деятельности, отличительные особенности, разграничивающие ее с другими видами социальной деятельности.

Перфильев В. В. к объектам юридической деятельности относит

группы общественных отношений. А. А. Чунаева расширяет понятие объекта, включая в него предметы материального мира и людей.14 Карташов В. Н. допускает существование первичных и вторичных объектов юридической деятельности. К первичным он относит общественные отношения, а к вторичным, предметы, процессы и состояния природной и социальной сред, объективной и субъективной реальностей, материальные и нематериальные блага.15

Я буду придерживаться позиции тех авторов, которые широко толкуют предмет юридической деятельности и включают в его состав юридические отношения, юридические нормы, органы и учреждения, юридические идеи, теории, чувства и переживания по поводу юридических явлений, культуру и др. - все то, что составляет юридическую действительность, как объективную, так и субъективную. В этом плане не соглашусь с Кудрявцевым В. Н., исключающим из сферы юридической деятельности внутреннюю мыслительную деятельность человека и весь его внутренний мир. Критикуя широкое понимание предмета юридической деятельности, он заявляет, что "право бессильно повлиять на те формы человеческой

13 Перфильев В. В. Действие права (понятие, структура, свойства). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1975, С. 7.

15 Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Док. дис., М., 1990, С. 9697.

активности, которые замыкаются в сознании человека".16 Представители узкого понимания предмета юридической деятельности аргументируя свою позицию часто ссылаются на слова Маркса К.: "Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его

объектом". Иной подход, по их мнению, означал бы контроль над мыслями. Для юридического регулирования общественных отношений действительно первостепенное значение имеет внешне наблюдаемое поведение людей, вызывающее юридические последствия. Объективно выраженные действия (бездействия) индивидов либо их групп подлежат упорядочиванию, контролю, они являются основаниями для применения различных юридических норм. Мысли же, по действующему законодательству, не подлежат юридическому регулированию. Но они являются результатом соответствующего мышления субъекта, его отношения к обществу и в том числе юридической действительности. В силу этого юридическая психология и идеология индивидов детерминируют пристальное внимание к ним государства с целью формирования положительного отношения граждан к юридическому регулированию, законопослушанию. Эта деятельность имеет различные формы проявления: введение обязательного изучения правовых дисциплин в школах, различных учебных заведениях, определении принципов законодательства, выделении специальных отраслей и систем законодательства. Она может быть прямо направлена на достижение соответствующего результата или опосредованно, но ее предметом является внутренний правовой мир человека. Кроме этого, мысли, желания человека (субъективная сторона деяния) подлежат юридической оценке и вызывают соответствующие последствия при определении противоправности того или иного действия или бездействия. Все это свидетельствует о том, что сознание

16 Кудрывцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, С. 9.

17 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., Т-1, С. 14.

и внутренний мир человека является предметом юридической деятельности ее субъектов.

Значит, можно утверждать, что предметом юридической деятельности могут являться субъективные и объективные явления юридической действительности, на познание и преобразование которых направлена активность ее субъекта.

Действия, как элементы структуры юридической деятельности, представляют собой сознательную, волевую и целенаправленную активность субъекта преобразовательно воздействующую на предмет. Они относятся к внешним структурным элементам. Для удобства и эффективности изучения юридической деятельности используется группировка действий в операции.

Операции - это комплекс действий, ориентированных на решение

определенной задачи. Юридическая деятельность не может быть отождествлена исключительно с действиями и операциями в силу того, что действия направлены на решение промежуточных задач.

Ценность действий как элементов структуры юридической деятельности в том, что они, образуя активную динамичную ее сторону,

порождают юридические последствия.

В качестве самостоятельных элементов юридической деятельности необходимо выделить средства и способы ее осуществления. Средства - это предметы, явления, с помощью которых обеспечивается достижение цели, получение необходимого результата юридической деятельности.20

Средства осуществления юридической деятельности всегда зависят от свойств и качеств ее предмета. Они обеспечивают преобразовательный характер воздействия и могут быть материальными и идеальными, простыми и сложными, устными, письменными, специально юридическими и

18 Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., Сов. радио, 1974, С. 126.

19 Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, С. 12-13.

20 Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Док. дис., М., 1990, С. 99.

общенаучными, техническими, коммуникативными и т. д. Все средства выполняют обеспечительно-преобразовательную функцию.

Способы совершения юридической деятельности детерминированы средствами ее осуществления, вариантностью их использования. Способ -это конкретный путь достижения намеченной цели с помощью конкретных

средств и при наличии определенных условий и предпосылок юридической

деятельности. В единстве с потребностями субъекта, целями, задачами юридической деятельности ее средства и способы могут быть смоделированы в юридическую стратегию или юридическую тактику, которые определят эффективность деятельности, адаптируя ее к условиям осуществления.

Включение в структуру юридической деятельности ее результата оспаривается рядом ученых. В силу неразрывности причинно-следственных связей между преобразовательным воздействием субъекта на предмет деятельности и ее результатом полагаю он может быть отнесен к структурным элементам. По крайней мере, целесообразностью обладает его исследование в единстве с остальными структурными элементами деятельности. Результат представляется как последствия деятельности, отраженные на явлениях юридической действительности. "Начинаясь с идеального (формального) предвосхищения результата, юридическая деятельность заканчивается получением фактического результата (продукта). В зависимости от степени их совпадения и соответствия решается вопрос о

том, достиг ли субъект поставленной цели, на сколько эффективными были

при этом его действия, средства, способы и методы". Он не может быть определен лишь как практическое осуществление цели юридической деятельности. Цели деятельности могут быть не достигнуты в процессе ее осуществления.

21 Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Док. дис., М., 1990, С. 104.

22 Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Док. дис., М., 1990, С. 108.

Элементы юридической деятельности вне связей между ними не могут создать ее системы и структуры. Для структурирования элементов необходимо установить связи между ними. При этом одни и те же элементы могут содержаться в структурах различных систем, присутствуя в них различными своими сторонами и свойствами.

Представляется, что связи между этими элементами юридической носят последовательный характер. Они опосредованны законами причинно -следственной зависимости: каждый элемент порождается свойствами предыдущего, и детерминирует последующий. Потребности приводят человека в активное состояние, первично эта активность носит внутренний характер и существует на уровне мышления. С помощью воли внутренняя активность переводится в активность внешнюю. Таким образом, действия производны внутренней активности субъекта. Посредством осуществления действий человек преобразует юридические явления и оставляет результат своей деятельности. Такая последовательность связей между элементами структуры юридической деятельности и их свойствами обеспечивает процессуальный характер и форму деятельности.

Структура юридической деятельности характеризуется причинно-следственной, детерминационной связью между ее элементами, а также единством этих элементов (субъект, действия, средства и способы, предмет, результат), которые обеспечивают юридическую деятельность в целом свойствами, определяющими ее как самостоятельное явление способное вступать во взаимоотношения с объектами материального мира, не теряя своего качества и не растворяясь в них (сознательность, целенаправленность, активность, волевой и преобразовательный характер, способность внешнего и внутреннего материального выражения, физического либо мыслительного воздействия на юридические явления общества).

Литература:

1. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988, С. 14-15.

2. Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1983, С. 23-31.

3. Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Докт. дис., М., 1990, С. 17.

4. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., Сов. радио, 1974, С. 126.

5. Кудрывцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, С. 9.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., Т-1, С. 14.

7. Перфильев В. В. Действие права (понятие, структура, свойства). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1975, С. 7.

8. Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984, С. 17.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, С. 149.

11. Халфина Р. О. "Право как средство социального управления". М., 1988.

12. Овчинников А.И. правотворческие ошибки в контексте юридической эпистемологии // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 1322

Юридическая деятельность - это волевые действия юристов, основанные на юридическом мышлении .

Юридическая деятельность связана с юридическим мышлением, которое формируется на основе изучения юриспруденции .

Юридическая деятельность включает в себя как рациональную деятельность, так и моральную. Юридическая деятельность не сводится только к рациональным действиям, которые выполняет профессиональный юрист, специализирующийся в той или иной сфере. Большое значение для юристов имеют кодексы профессиональной этики. В них сформулированы моральные нормы, которыми должны руководствоваться: судьи, адвокаты, сотрудники органов внутренних дел и др. В кодексах этики (чести) судей устанавливаются правила поведения судей, - как в профессиональной деятельности (судьи должны выполнять свою роль неподкупно, с достоинством и честью), так и во внеслужебной деятельности (судья должен избегать любого поведения, которое может сказаться на доверии к нему). В кодексах профессиональной этики адвокатов предъявляется требование осуществлять свою деятельность на основе нравственных критериев.

Существуют различные виды юридической деятельности (судебная, адвокатская и др.). Судебная деятельность имеет свои особенности. Существует точка зрения американского правоведа Дж.Фрэнка (1889-1957), что « работа судьи в судах первой инстанции является гораздо более трудной и сложной и требует значительно большей одаренности, чем работа в высших судах» .

Юридическая деятельность опирается на юридический опыт. Системный анализ юридического опыта провел русско-французский правовед и философ Ж. Гурвич.

Юридическая деятельность обладает важными интегративными свойствами, поскольку служит объединению всех элементов правового пространства. Это позволяет охарактеризовать целеполагание юридической деятельности следующим образом: она всегда направлена на достижение социально значимых целей и служит удовлетворению частных и общественных интересов.

Стоит отметить, что сущность юридической деятельности проявляется в следующих признаках.

Признак первый прерогатива соответствующих компетентных государственных органов.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения.

Органы государства - это один из каналов, через который народ согласно Конституции Российской Федерации статьи 3 осуществляет свою власть.

юридическая деятельности правовая процессуальный

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (статья. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (статья. 96 Конституции).

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (статье. 127) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции Российской Федерации (статьи. 114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных федеральных судов (статья. 128).

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. Конституции РФ (статья. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Все это дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, - уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности органы государственной власти Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (статья. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов Российской Федерации усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (статья. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.

Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев

Вторым признаком является, нормативно одобренная, социально-значимая деятельность

Социальное происхождение и социальная обусловленность юридической работы дают возможность говорить о ее объективную необходимость и практическое значение, благодаря чему обществом удовлетворяется целый ряд специфических потребностей и интересов, которые непосредственно основываются на праве. Интересно, что же право как явление по признакам своего происхождения, развития, существования и реализации также имеет объективный характер и такой же объективностью, с которой оно существует в системе социальных связей, предусматривает существование целой армии специалистов права, которые стоят на защите его нормативов и создают все возможные условия для их эффективной реализации. Таким образом, состоит отделена сфера деятельности общества, что обусловлено фактором объективного существования средств регламентации общественной жизни, в том числе и правовых. Эту ситуацию следует рассматривать как потребность общества, жизненно важный интерес, на реализацию которого оно направляет свой юридический потенциал.

Исходя из выше сказанного и используя уровень философского осмысления проблемы, юридическую деятельность следует рассматривать как вид социальной деятельности, которая является более обобщающим понятием по отношению к юридической.

Социальная деятельность определяется как способ организации и существования социального организма, в процессе чего, путем преобразования и потребления окружающего мира происходит удовлетворение жизненных потребностей и интересов социальных субъектов.

Следует учитывать, что жизненные потребности и интересы общества весьма разнообразны, исходя из его многоуровневой структурной организации и неоднородности состава, а это, в свою очередь, предусматривает соответствующее количество разнообразных средств и действий, которые бы удовлетворяли социальный интерес.

Поэтому, наряду с юридической деятельностью существуют производственная, духовное, культурно-воспитательная, политическая, организационно-управленческая, исследовательская и другие виды социальной деятельности. Попробуем объяснить некоторые из названных видов. Социальный организм - очень сложная система, которая не может функционировать без наличия системообразующего фактора, потому организационно-управленческая работа, как вид социальной деятельности получает в этой потребности свое обоснование. Не может обойтись общество и без фактора материального обеспечения, что является жизненно важной потребностью, для удовлетворения которой осуществляется производственная деятельность. Так, в процессе материального производства создаются предметы одежды, продукты питания, технические приборы, орудия труда, которые удовлетворяют соответствующую категорию потребностей.

Интерес общества в организации и обеспечении более высокого уровня жизни требует от его членов углубленного изучения факторов, помогающих достичь поставленной цели, определение тенденций и закономерностей развития общества, прогнозирования путей его развития на будущее. Такие социальные нужды обусловили наличие исследовательского вида социальной деятельности, а вместе с ней и соответствующую категорию людей - ученых, которые осуществляют научно-исследовательскую работу.

Но существует еще одна весьма важная потребность общественного существования, которая предусматривает наличие фактора регламентации деятельности всех участников общественных отношений, исходя из их социального положения, возможностей обеспечения интереса и т.д. Такая потребность социальной жизни объективно вызывает необходимость существования права, а вместе с ним и всей системы сопутствующих механизмов, средств и явлений, которые обеспечивают функционирование и развитие права. Это означает, что без деятельности юридических учреждений, юристов, без введения правовых институтов и процедур право в условиях общества функционировать не может. Юридическая деятельность, таким образом, нацеливается на объект права, чем и обеспечивает его функционирование, регулятивный влияние на общественные отношения, удовлетворяет социальную потребность регламентации (нормирование, согласования, благоустройство).

Таким образом, не прибегая к глубокого анализа существующих точек зрения, в пределах которых юридическую деятельность сравнивают с правовой деятельностью, правовой активностью, правовой поведением, оказывается возможным на основании указанного выше определить юридическую деятельность как вид социальной деятельности, которая осуществляется юристами специалистами с целью получения правового результата, удовлетворения законных потребностей и интересов социальных субъектов в соответствии с требованиями права.

Третий признак: входит в механизм правового регулирования общественных отношений, являясь важным инструментом государственного, общественно-политического и правового строительства

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на - поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач.

Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования "вооружает" законодателя "набором" инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

Четвертый признак осуществляется с помощью специальных профессиональных приемов, способов и средств, составляющих юридическую технику и тактику

Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов во многом зависят от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, находятся ли они в логической связи и последовательности, насколько единообразно применяются юридические понятия и термины. Этому способствуют правила приемы юридической техники, которые используются законодателем вхоже подготовки нормативных правовых актов.

Объект юридической техники - текст нормативного документа, к которому законодатель прикладывает интеллектуальные усилия, то есть использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Юридическую технику можно разделить: на правотворческую; правореализационную (правоприменительную); интерпретационную.

Юридическая техника в реальной жизни выступает как явление подвижное, динамичное. С целью ее совершенствования следует стремиться: к внедрению новой технологии разработки проектов законов. При этом важную роль играет создание единой сети персональных компьютеров, широкое использование электронной почты, сети Интернет и так далее…

Согласованному действию представителей различных ветвей власти на протяжении всего процесса подготовки и принятия соответствующих проектов;

Проведению на определенных территориях экономико-правовых экспериментов с целью их последующего распространения на другие территории и регионы…

Пятый признак имеет удостоверительно-поисковый и конструктивный характер

Расследование, как и весь процесс установления истины по юридическому делу, имеет две стороны. Во-первых, добывается информация об обстоятельствах расследуемого события. В этом смысле деятельность носит познавательный характер. Во-вторых, установленные обстоятельства дела подтверждаются, документируются, удостоверяются в установленной законом форме. В этом смысле эта деятельность носит удостоверительный характер. Законодатель детально регламентировал обе стороны этого процесса, уделив должное внимание средствам документирования процессуальной деятельности и запечатления собранных по делу доказательств (статьи 102, 141, 142, 151, 160, 166, 176, 182, 184, 186 "Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации).

Соответственно сказанному доказывание в уголовном процессе имеет познавательную и удостоверительную стороны. Доказывание, как познавательный и удостоверительный процесс в судопроизводстве, в отличие от других областей человеческой практики детальнейшим образом регламентировано юридическими нормами. Уголовно-процессуальный порядок доказывания (использование лишь предусмотренных законом источников сведений, обязательная процедура получения и запечатления знаний, строго определенная форма и т.д.), отражая гносеологические и психологические закономерности и достижения общественной практики, является оптимальным, т.е. наиболее эффективным и целесообразным для решения задач уголовного судопроизводства. Этот процессуальный порядок способствует достижению истинного и достоверного знания, обеспечивает правильность принимаемых решений, их общественное признание и должный воспитательный эффект.

Шестой признак связан с правоотношениями и с наступлением юридически значимых последствий (юридическая ответственность).

Под юридической ответственностью следует понимать обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния. Виды и меры юридической ответственности устанавливаются только государством. Поэтому только оно прямо или косвенно (дисциплинарная ответственность в негосударственных структурах) определяет круг органов государственной власти или должностных лиц, наделяемых правоприменительными полномочиями.

Юридическая ответственность является необходимым и самостоятельным элементом механизма правового регулирования, является разновидностью социальной ответственности. Она приводит к определенному изменению правового статуса правонарушителя, состояния его прав и обязанностей. Основанием для возникновения определенного вида юридической ответственности является наличие фактических и юридических обстоятельств. По способу и характеру воздействия на общественные отношения юридическая ответственность предназначена выполнять следующие функции:

Общепревентивные. Устанавливая юридические санкции за определенные виды деяний, государство оказывает психологическое воздействие на сознание, а через него и на характер возможного поведения граждан.

Частнопревентивные. Выражаются в возможности применения к лицу штрафных санкций за нарушение конкретной нормы права с обязательным учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Правовосстановительные. Их действие направлено на восстановление нарушенного права, а также полное удовлетворение законных требований заинтересованных лиц.

Возможность проявления государством императивного волеизъявления осуществляется по широкому кругу правоотношений с целью восстановления норм нарушенного законодательства конкретного вида. По своему характеру юридическая ответственность носит ретроспективный характер, так как представляет собой реакцию государства на уже произошедшее противоправное виновное деяние.

Не рассматриваются в качестве определенного вида юридической ответственности следующие действия, применяемые государством: реквизиция (принудительное, возмездное изъятие определенных видов частной или личной собственности в связи с государственной, чаще оборонной, потребностью); меры профилактического, административно-предупредительного характера, направленные на недопущение или предотвращение возможного правонарушения (введение карантинных мероприятий в условиях эпидемий или эпизоотий, запрещение эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.). Одним из способов предупредительного воздействия на потенциальных нарушителей может быть установление адекватной совершенному правонарушению меры юридической ответственности.

Юридическая деятельность - это волевые действия юристов, основанные на юридическом мышлении. Эта деятельность связана с юридическим мышлением, которое формируется на основе изучения юриспруденции.

Юридическая деятельность включает в себя помимо рациональной стороны еще и моральную. Существуют различные виды юридической деятельности (судебная, адвокатская и др.).

Юридическая деятельность составляет основу существования правовой системы общества. Юридическая деятельность опирается на юридическое мышление, которое позволяет выстроить логическую цепочку: отбор, анализ и оценка правовой информации; оценка ситуации как ситуации, требующей правовых средств решения; выбор оптимальных вариантов решения правовой задачи. Юридическая деятельность - это профессиональная деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая по определенным методикам; с соблюдением требований, закрепленных в соответствующем законодательстве и в кодексах этики; подконтрольная государственным органам или корпорации специалистов; осуществляемая на возмездной основе; обеспеченная гарантиями. Профессионализм юридической деятельности во многом задается содержанием юридического образования.

Юридическая деятельность включает в себя как рациональную деятельность, так и моральную. Юридическая деятельность не сводится только к рациональным действиям, которые выполняет профессиональный юрист, специализирующийся в той или иной сфере. Большое значение для юристов имеют кодексы профессиональной этики. В них сформулированы моральные нормы, которыми должны руководствоваться: судьи, адвокаты, сотрудники органов внутренних дел и др. В кодексах этики (чести) судей устанавливаются правила поведения судей, - как в профессиональной деятельности (судьи должны выполнять свою роль неподкупно, с достоинством и честью), так и во внеслужебной деятельности (судья должен избегать любого поведения, которое может сказаться на доверии к нему). В кодексах профессиональной этики адвокатов предъявляется требование осуществлять свою деятельность на основе нравственных критериев. Юридическая деятельность опирается на юридический опыт. Юридическая деятельность обладает теми характерными особенностями, которые присущи любой социальной деятельности: предметностью, целесообразностью, упорядоченностью, системностью, избирательностью и пр. Объектом ее является право в различных проявлениях правовых норм, правоотношений, правового сознания и правового регулирования, поэтому юридическая деятельность является основой существования правовой системы общества и государства. Она признается таковой не только потому, что объектом ее является право, но и потому, что ее результаты являются юридически значимыми и позволяют создавать новые прецеденты, соответствующие изменяющимся правовым реалиям, или, наоборот, сохранять неизменной правовую реальность. юридическая деятельность вид форма

Осуществляется юридическая деятельность на основе юридических знаний, опыта и способа мышления, позволяющих выстроить логически обоснованную цепочку от отбора, анализа и оценки правовой информации до выбора оптимальных вариантов решения правовой задачи. Эта деятельность содержит в себе как рациональную составляющую, так и моральную.

Юридическая деятельность является показателем гражданской зрелости общества и готовности государства исполнять свои прямые обязанности, обеспечивая в том числе и правовую защиту своих граждан.

  • § 5. Эмпирическая социология права.
  • Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
  • § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
  • § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
  • § 2. Понятие и формы правового сознания.
  • § 3. Юридический механизм правового регулирования.
  • Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
  • § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
  • Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
  • § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
  • § 3. Правовая социализация личности.
  • § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
  • Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
  • § 2. Субъекты правовой политики.
  • § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
  • § 4. Принципы правовой политики.
  • § 5. Формы правовой политики.
  • § 6. Правовая политика в области юридической науки.
  • § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
  • Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
  • § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
  • § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
  • § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
  • § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
  • § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
  • Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
  • § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
  • § 3. Виды юридической деятельности.
  • Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
  • § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
  • § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
  • § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
  • § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
  • Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
  • § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
  • § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
  • § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
  • Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
  • § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
  • § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
  • § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
  • Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
  • § 2. Социальная природа юридического конфликта.
  • § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
  • § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
  • § 5. Структура юридического конфликта.
  • § 6. Разрешение юридического конфликта.
  • § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
  • Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
  • § 2. Понятие социального контроля.
  • § 3. Виды социально‑правового контроля.
  • Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
  • § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
  • § 3. Новизна социально‑правового исследования.
  • § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
  • Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
  • § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
  • § 3. Характеристика целей и задач исследования.
  • § 4. Интерпретация основных понятий.
  • § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
  • § 6. Формулирование гипотез.
  • § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
  • Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
  • § 1. Наблюдение.
  • § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
  • § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
  • § 5. Обобщение эмпирической информации.
  • Глава 18 Исследования эффективности норм права.
  • § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
  • § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
  • § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
  • Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
  • § 2. Исследования престижа права и закона.
  • § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
  • § 4. Исследования правосознания юристов.
  • Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
  • § 2. Этапы прогнозирования
  • § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
  • § 4. Методы юридического прогнозирования.
  • Глава 21 Организация социально‑правового исследования.
  • Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.

    Юридическая деятельность представляет собой один из видов социальной деятельности и характеризуется всеми ее признаками.

    Любая деятельность понимается как целенаправленное воздействие субъекта на объект. Субъектом деятельности могут выступать как отдельные личности, индивидуумы, так и их коллективные образования (организации, учреждения,), социально‑этнические общности (народ, нация) и государство, его органы. Объектом деятельности могут выступать явления и процессы природы или общества, в том числе человек.

    Деятельность состоит из отдельных действий, т. е. деятельности, направленной на выполнение какой‑либо конкретной задачи. При этом выделяют два вида действий: 1) познавательные, направленные на познание объективной реальности или создание духовных благ;

    2) социально‑коммуникативные действия, «направленные на установление, поддержание или прекращение взаимоотношений между людьми или взаимодействия между ними… Некоторая часть социально‑коммуникативных действий, выражающих субъективное состояние человека или его отношение к другим людям, к принятым ими нормам или к их целям и ценностям, составляет поступки, совокупность которых образует поведение» 52 .

    Содержание юридической деятельности определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового сознания и правового регулирования. При этом деятельность признается юридической не только потому, что она направлена на право, а потому, что приводит к юридически значимым результатам, определенным образом меняет, либо, наоборот, сохраняет наличное бытие правовой реальности.

    Юридическая значимость деятельности может характеризоваться двумя результатами: 1) действия вносят определенные изменения, совершенствования в правовую сферу; 2) в обществе создаются порядки, правоотношения, которые хотел видеть законодатель, принимая соответствующую норму права.

    Действующий в правовой сфере субъект, как правило, изменяет наличную правовую реальность, вносит в нее те или иные коррективы. Такая деятельность выражается вовне в форме отдельных действий и приводит к юридически значимым результатам, изменениям в какой‑то отдельной сфере права, правового регулирования: правотворчестве, правореализации или государственном принуждении.

    Юридически значимыми признаются, прежде всего, результаты действия юридического механизма правового регулирования. Так, на стадии правотворчества наиболее значимые результаты выражаются в подготовке проекта нормативно‑правового акта, его экспертных оценках, принятии акта и его опубликовании.

    Стадия реализации норм права сводится к совершению конкретных действий, направленных на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений и совершенствование сложившейся системы правоотношений. Деятельность характеризуется тем, что одни лица вступили в конкретное отношение, правовая связь других прекратилась, а третьи только оговаривают условия, на которых между ними может быть заключено правоотношение.

    Активно действующий субъект в области государственного принуждения ведет успешную борьбу с правонарушениями путем пресечения правонарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к юридической ответственности. Результаты такой деятельности могут быть выражены в виде постановления о возбуждении уголовного дела, задержании правонарушителя, оценки доказательств, вынесения решения о наказании виновного лица.

    Юридическую деятельность могут осуществлять и осуществляют ученые‑юристы, политические и общественные деятели, журналисты и иные лица, которые объективируют свои знания, идеи в виде научных, научно‑популярных и публицистических работ. К юридическим результатам деятельности могут быть отнесены и изменения, которые происходят в общественном и индивидуальном правосознании, правовой культуре общества и государства под влиянием опубликованных работ или правовоспитательной деятельности.

    В правовой сфере деятельность может осуществляться и в форме пассивного поведения. В качестве особой формы деятельности бездействие имеет место там, где действующее законодательство устанавливает субъекту обязанность воздерживаться от совершения преступлений и иных правонарушений. Возможны ситуации, когда обязанность не совершать определенных действий возлагается на субъекта в силу договора. Например, нанимателю жилого помещения запрещается пользоваться балконом или подсобным помещением.

    В случаях неукоснительного соблюдения запретов субъект, на первый взгляд, бездействует, не вносит каких‑либо изменений в правовую сферу, и его поведение нельзя рассматривать как правовую деятельность. Однако такая трактовка одной из важнейших форм реализации норм права была бы неверной. Законодатель запрещает совершать деяния, наносящие вред обществу, и юридически значимые результаты своего запрета он видит в том, что граждане и иные лица не будут нарушать установленные им запреты, будут действовать только правомерно. Правомерное поведение в данном случае предстает как разновидность юридической деятельности, поскольку порождает результаты, которые хотел видеть законодатель, способствует сохранению в обществе стабильного правопорядка и укреплению законности.

    Субъектом юридической деятельности признается лицо, которое своими действиями порождает юридически значимые результаты. По мнению В.Н. Карташова, в этом качестве могут выступать только компетентные органы государства, наделенные государственно‑властными полномочиями. Граждане могут выступать лишь субъектами правового поведения. Свой вывод В.Н. Карташов мотивирует тем, что правовое поведение может носить не всегда осознанный и преднамеренный характер, в то время как юридическая деятельность всегда является целенаправленной. Эта целенаправленность задается тем, что государство в нормативно‑правовом порядке устанавливает компетенцию каждого органа и должностного лица, пределы усмотрения и средства и способы осуществления юридических действий. Юридическая деятельность в отличие от правового поведения имеет официальный характер и часто оформляется в актах‑документах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных) 53 . По нашему мнению, позиция В.Н. Карташова относительно субъектов юридической деятельности проблематична. Конечно, не все граждане выступают субъектами правовой деятельности. Поскольку право, правовое регулирование обращены к лицам, обладающим нормальной психикой и способным верно осознавать социальное значение своих действий, то субъектом правовой деятельности не могут выступать дети и лица, признанные судом недееспособными вследствие психической болезни.

    Юридическая же деятельность, как и деятельность вообще, может быть только осознанной и целенаправленной. А этот признак полностью присутствует у всех дееспособных граждан, а не только у государственных органов и должностных лиц. Вряд ли кто рискнет утверждать, что ученый‑юрист готовит свой научный труд неосознанно или бесцельно, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность нецеленаправленно и бессознательно, что работник не понимает юридического и социального значения своей трудовой деятельности.

    Кроме того, сведение юридических действий граждан только к поведенческому аспекту значительно обедняет формы их воздействия на право. Поведение в социальной психологии понимается как система действий, выраженных вовне по отношению к другим лицам или объектам. При этом поведение может быть вербальным либо реальным. Вербальное (словесное) поведение реализуется в системе высказываний, суждений, тогда как результаты реального поведения влекут какие‑либо изменения во внешнем мире: создание новых предметов, вещей, их усовершенствование, потребление, перемещение объектов или субъектов в пространстве и др.

    Поэтому, если формы правовых действий граждан свести только к их поведению, то можно прийти к абсурду – признанию того, что граждане не могут заниматься познанием права, ибо подобные действия могут совершаться индивидуально, без обращения к другим людям.

    Представляются и малоубедительными аргументы, с помощью которых В.Н. Карташов обосновывает целенаправленность юридической деятельности государственных органов и должностных лиц.

    Установленная государством компетенция, конкретные цели и задачи государственного органа не всегда удерживают должностных лиц, да и сам орган в рамках заданных целей. Значительное число нарушений законности, допускаемых государственным аппаратом Российской Федерации, убедительно свидетельствуют о том, что в процессе деятельности должностные лица могут использовать свое служебное положение в личных целях, для удовлетворения своих узкоэгоистичных интересов, в ущерб интересам и целям государства.

    И если следовать логике В.Н. Карташова, то все факты правонарушений, допускаемые должностными лицами, следует признавать юридической деятельностью. Но такой вывод противоречит его исходному тезису о том, что направленность «на выполнение общественных задач и функций» является отличительным признаком юридической деятельности 54 .

    Действительно, любые правонарушения, кем бы они ни допускались – гражданами или должностными лицами, – к юридической деятельности относиться не могут. Они совершаются с целями, заведомо чуждыми праву, посягают на его устои и принципы, препятствуют эффективному действию норм права и приводят к социально вредным результатам. Поэтому все виды правонарушений составляют особую сферу предметно‑практической деятельности, лежащей за пределами права и квалифицируемой как преступная либо социально вредная, антиправовая деятельность.

    Таким образом, юридическая деятельность понимается как правомерная деятельность граждан и иных субъектов права, направленная на сохранение либо совершенствование юридического механизма правового регулирования, в том числе его компонентов: механизмов правотворчества, правореализации и государственного принуждения.



    Просмотров