Полномочия прокурора в рассматриваемой сфере. Каковы сроки рассмотрения уголовного дела прокурором? Что может произойти с обращением

Прокуратура нередко служит последней инстанцией, в которую граждане обращаются с целью добиться справедливого решения в спорных ситуациях. Многие, как правило, пытаются урегулировать конфликты мирным путем на уровне местных инстанций, не доводя разбирательство до высших структур.

Кто может подать жалобу или заявление в прокуратуру?

Все российские граждане и иностранцы, проживающие или пребывающие на территории РФ, имеют возможность обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Но, к сожалению, мало кому известно о сроках рассмотрения жалоб в прокуратуре. Что же происходит после прямого обращения к правоохранителям и как долго гражданам ждать ответа?

Представители органов прокуратуры несут обязательства по контролю и надзором за правопорядком и соблюдением законности. О том, на какой срок рассмотрения поданного заявления следует рассчитывать в том или ином случае, можно узнать в законодательных актах соответствующей отрасли процессуального права и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Период ожидания официального решения по обращению может разниться в зависимости от специфики дела, выяснения обстоятельств по данному вопросу и других факторов.

Что нужно обязательно указывать в письменном обращении?

Жалоба в прокуратуру подается в письменном виде или отправляется по электронной почте. Прежде чем заявление гражданина дойдет до компетентного должностного лица, его суть и форма изучается предварительно работниками прокуратуры.

В письменном обращении обязательно нужно излагать его суть, завизировать личной подписью и поставить дату, а также указать:

  • полное наименование территориального органа прокуратуры;
  • данные о заявителе;
  • почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • контактный телефон.

Для подтверждения собственных доводов обратившемуся гражданину следует приложить к письменному обращению документальные источники, дополнительные сведения либо их копии. Ответ на жалобу или заявление, в том числе поступившее в электронном виде, направляется по почтовому или электронному адресу в установленные для рассмотрения жалобы в прокуратуре РФ сроки.

От чего зависят сроки рассмотрения заявлений?

При соответствии установленным требованиям происходит передача жалобы или заявления для рассмотрения в прокуратуре. В какие сроки будет вынесено решение, во многом зависит от следующих условий:

  • необходимости подведомственного изучения дела нижестоящими правоохранительными структурами;
  • полного или частичного удовлетворения интересов обратившегося гражданина, восстановления его нарушенных прав;
  • необходимости проведения разъяснительной работы по требованиям, указанным в жалобе.

Кроме того, обращение может быть отклонено, если в результате проверки правоохранителями выяснится, что указанные в нем требования оказались необоснованными. При опровержении фактов какого-либо нарушения обращение:

  • возвращают заявителю;
  • приобщают к предыдущим материалам, поступившим от того же лица, и отправляют в архив;
  • оставляют без рассмотрения и разрешения;
  • направляют в подведомственные структуры.

Общие и сокращенные сроки на ознакомление с деталями дела

Сроки рассмотрения жалоб в прокуратуре разделяют на две основные категории: общие и сокращенные. «Стандартный» период ожидания для граждан составляет 30 календарных дней. Как правило, большинство подобных обращений не нуждаются в срочном ответе, а потому у правоохранителей есть достаточно времени для того, чтобы сделать необходимые запросы и получить ответы на них, проверить достоверность указанных в обращении фактов, выяснить дополнительные сведения, способствующие успешному разрешению вопроса.

В некоторых случаях до 15 дней сокращается срок рассмотрения обращений (заявлений, жалоб) прокуратурой. На каких основаниях можно получить ответ быстрее, сказано в ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 02.05.2006 года:

  • если поступившее обращение не нуждается в дополнительной проверке;
  • если с заявлением или жалобой обращаются представители корпуса уполномоченных по правам человека;
  • если требуется дать ответ на парламентский или депутатский запрос.

Безотлагательное рассмотрение обращения гражданина

Незамедлительно принимаются к рассмотрению обращения, решения по которым выносятся в течение трех дней. По ходатайству прокурора указанные сроки рассмотрения прокуратурой жалоб, заявлений могут быть продлены, но не более чем на 10-дневный период. Чаще всего к данной категории относят жалобы, возникающие в уголовно-процессуальном производстве. Если контрольный срок рассмотрения жалобы в прокуратуре выпадает на праздничный или общевыходной день, то датой принятия решения по нему станет ближайший рабочий день.

К отдельной категории обращений можно отнести заявления и жалобы, взятые под особый контроль правоохранителей и Генеральной прокуратуры в частности. ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан» в данном случае не применяется, сроки регламентируются в индивидуальном порядке.

Обращение считается принятым с момента регистрации входящего обращения в соответствующем журнале учета. Порядок рассмотрения жалоб органами прокуратуры не уточняет вариант подачи документа. Однако на практике лучшим и проверенным способом является запись на личный прием к компетентному должностному лицу. В этом случае обращение зарегистрируют в этот же день.

При отправке жалобы почтой сроки могут существенно затянуться. Кроме того, подавая заявление в прокуратуру, стоит учесть несколько важных рекомендаций:

  • Правоохранители обязаны уведомлять обратившегося гражданина и возникающих в процессе рассмотрения задержках и их причинах.
  • Обращение может быть составлено как в письменном виде (от руки), так и набрано на компьютере. Главное, чтобы текст читался разборчиво, в нем отсутствовали грамматические и лексические ошибки.
  • В прокуратуре не будут рассматривать заявления, присланные анонимно или повторно, а также те, по факту которых проводились неоднократные проверки.
  • Для уточнения результата рассмотрения обращения или необходимости устного пояснения его сути заявитель вправе записаться на прием к компетентному лицу.

Почему нарушаются сроки рассмотрения дела в прокуратуре?

Как правило, процесс принятия решения по своей продолжительности не выходит за рамки установленного срока рассмотрения жалобы в прокуратуре. Каким бы ни был результат, ответ заявитель должен получить в обязательном порядке. Если же сроки рассмотрения затягиваются, или о результатах проверки обратившегося не сообщается, вероятно, документ не был принят. В большинстве случаев неправильно оформленные обращения возвращают заявителям в недельный срок. В рассмотрение жалобы прокуратурой может быть отказано из-за необходимости разъяснения, и в этом случае правоохранители отправляют гражданину ответ с просьбой дополнить обращение фактами, детализацией изложенных сведений и т. д.

В течение семи дней заявитель получит ответное письмо из прокуратуры, если:

  • его обращение посчитали прямым вмешательством в работу надзорных структур;
  • жалоба или заявление содержит в себе угрозу жизни сотрудникам или третьим лицам;
  • в тексте присутствует нецензурная лексика, бранные оскорбительные слова.

Какие жалобы в прокуратуре не буду рассматривать?

Ответ правоохранителей будет дополнен предупреждением о невозможности и недопустимости впредь подобного обращения в органы государственного надзора. В некоторых случаях недобросовестному адресату может угрожать привлечение к административной ответственности. Сроки рассмотрения жалоб граждан прокуратурой не учитываются при нелогичном и бессмысленном содержании обращения. Если заявитель не согласен с принятым решением по своему обращению, правоохранители укажут ему на возможность обжалования соответствующего решения в вышестоящей или судебной инстанции.

Если направленное заявление гражданина не относится к компетенции органа надзора, такое обращение перенаправляется для рассмотрения в соответствующую структуру. В недельный срок сотрудники прокуратуры обязаны об этом уведомить заявителя.

Особенности подачи обращения в органы госнадзора

При первичном обращении гражданина заявление отправляют в нижестоящий правоохранительный орган в том случае, если ранее проверка по данному вопросу не проводилась. При содержании в тексте информации о совершении уголовного преступления обращение отправляют для начала уголовного производства в полицейское отделение. Перед тем как писать жалобу в прокуратуру, следует сначала уточнить, будет ли разбирательство по данному вопросу относиться к компетенции прокурора, а потому рациональным решением станет получение предварительной консультации у юриста. Специалист, разбирающейся в соответствующей юридической сфере, даст не только ценные советы по дальнейшим действиям, но и сориентирует заявителя в сроках рассмотрения прокуратурой жалоб, заявлений.

Как уже было отмечено, прокуратура не оставляет обращения граждан без ответа. Исключением являются анонимные и прочие составленные неверно документы. После проведения всесторонней проверки по делу заявителю направляется ответ - решение по делу, завизированное прокурором. Рассмотрение жалобы считают завершенным только в том случае, если правоохранители устранили все нарушения, которые были указаны в обращении, или отдали указания по их устранению.

Как и когда можно ознакомиться с прокурорским решением?

При вынесении прокурорского представления заявителю разъясняют, где и в какие сроки он может ознакомиться с результатами исполнения прокурорского решения. При коллективном обращении ответное письмо отсылают либо всем, чьи подписи присутствуют под заявлением, либо тому, чья фамилия указана первой. На этого гражданина и возлагается обязанность оповестить остальных участников обращения о результатах проверки.

Срок рассмотрения жалоб в прокуратуре составляет от 3 до 30 дней, но в случае ходатайства прокурора он может быть продлен на период от 10 до 30 дней. Но обратить внимание стоит также и на другие временные ограничения. К примеру, сроки на обжалование принятых должностными лицами или судом решений в сфере уголовного производства, как правило, не превышают десяти дней. Если заявитель обратился с жалобой в несоответствующее учреждение, то на принимающую инстанцию ложится обязательство направить обращение по предназначению, известив об этом гражданина в семидневный срок и дав ему необходимые разъяснения по поводу совершения последующих юридически грамотных шагов.

Завершение рассмотрения жалобы и официальной переписки

В соответствии с федеральным законом, ни жалоба, ни заявление, поступившие в органы государственного надзора и оформленные в должной форме, не могут остаться без внимания. Однако для прекращения переписки между заявителем и органами прокуратуры необходимо соблюдение следующих условий:

  • Проверяются все доводы, полнота раскрытия поставленных вопросов.
  • Заявитель в течение 7 дней должен получить мотивированное заключение от прокурорского исполнителя том, что дальнейшее ведение переписки нецелесообразно.
  • По завершении переписки поступление новых обращений, не имеющих под собой дополнительных доводов, не служат поводами к ее возобновлению.

. Прокурор в силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004) и ч. 1 ст. 37 УПК осуществляет надзор за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Одна из форм реализации прокурором этой функции – рассмотрение им жалоб на действия и решения, принятые в ходе производства по уголовному делу на досудебных стадиях уголовного процесса.
Жалоба может быть направлена прокурору по почте, через канцелярию прокуратуры или непосредственно передана ему на приеме. Реализация права на поступившую жалобу требует ее точной и четкой регистрации, а также устного или письменного сообщения жалобщику о ее принятии к рассмотрению и сроке, в течение которого она должна быть рассмотрена. Лицу, принесшему жалобу, необходимо сообщить о принятом по ней решении.
Жалоба может быть подана и при производстве следственного действия. В этом случае ее содержание заносится в протокол следственного действия.
Прокурор рассматривает жалобу в течение трех суток со дня получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается ее рассмотрение в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель (ч. 1 ст. 124 УПК).
Проверка прокурором поступившей жалобы предполагает в первую очередь изучение материалов уголовного дела, связанных с изложенными в ней доводами, а также получение объяснений от должностных лиц. Если в жалобе изложены факты, которые дают основание предполагать, что в действиях должностных лиц содержится состав уголовного преступления, рассмотрение жалобы и принятие решения по ней производится по правилам рассмотрения заявлений о возбуждении уголовного дела. Согласно сложившейся практике от заявителя истребуются подробные объяснения, причем он обязательно должен быть предупрежден об ответственности за заведомо ложный донос.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном ее удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении и дальнейшем порядке его обжалования.
Жалобы, поступившие к прокурору в ходе предварительного расследования, и принятые по ним решения приобщаются к материалам уголовного дела (см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 18.06.1997 № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»).
Судебный порядок рассмотрения жалоб
регламентирован ст. 125 УПК. В соответствии с ч. 1 этой статьи постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении либо о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.
К действиям и решениям, затрагивающим конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства или затрудняющим доступ граждан к правосудию, могут относиться, например, действия, связанные с производством незаконного обыска, наложением ареста на имущество, избранием меры пресечения в виде подписки о невыезде, ограничивающей права, гарантированные ст. 27 Конституции (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2000 № 84-О «По жалобе граждан А.В. Лазарева, Е.С. Русановой и О.В. Эрнезакса на нарушение их конституционных прав рядом положений статей 201, 202, 218 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР»).
Решение следователя, дознавателя или прокурора о возбуждении уголовного дела не может быть предметом судебной проверки в порядке, предусмотренном ст. 25 УПК, поскольку оно само по себе не затрагивает конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Ограничения их конституционных прав и свобод при проведении предварительного расследования применяются на основании иных процессуальных действий и решений.
Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование (досудебное производство) по общему правилу служат для подготовки дела к судебному разбирательству – именно там решается вопрос о виновности или невиновности лица в инкриминируемом ему преступлении. Поэтому проверка законности и обоснованности процессуальных действий и решений, имевших место в ходе предварительного расследования, как правило, проводится судом после его завершения и передачи уголовного дела в суд. Это, однако, не означает, что в ходе предварительного расследования действия и решения следователя, дознавателя и прокурора не могут быть обжалованы в судебном порядке.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.03.1999 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части 1 статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кохмана, В.И. Монастырского, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью „Моноком“» разъясняется, что, если соответствующие действия и решения органов расследования не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности, отложение проверки законности и обоснованности таких действий до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым. В этих случаях контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования со стороны суда, имеющий место лишь при рассмотрении им уголовного дела, т. е. на следующем этапе производства, не является эффективным средством восстановления нарушенных прав, и поэтому заинтересованным лицам должна быть обеспечена возможность незамедлительного обращения в ходе расследования с жалобой в суд.
Решения следователя, дознавателя и прокурора об отказе в удовлетворении ходатайств участников процесса об исключении из материалов уголовного дела доказательств, полученных с нарушением УПК, и о дополнении предварительного следствия или дознания затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения и не порождают последствий, выходящих за их рамки. Проверка законности и обоснованности таких решений должна производиться при рассмотрении уголовного дела после завершения предварительного расследования (см. Определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2000 № 84-О).
Заявитель, его защитник, представитель или законный представитель вправе подать жалобу как непосредственно в суд (по почте или в канцелярию суда), так и через дознавателя, следователя или прокурора. УПК не устанавливает порядок и сроки передачи такой жалобы в суд, поэтому предпочтительнее подать жалобу непосредственно в суд.
Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя (если они участвуют в уголовном деле), а также иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. В рассмотрении жалобы участвует прокурор.
Жалоба рассматривается судьей единолично в открытом судебном заседании. В начале заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, затем представляется и представляет всех участвующих в процессе лиц (прокурора, адвоката, секретаря и т. п.) явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Перед началом рассмотрения жалобы судья, при наличии к тому оснований, предупреждает участвующих в судебном разбирательстве лиц о недопустимости разглашения данных предварительного расследования без разрешения следователя, дознавателя или прокурора, о чем отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК. Затем заявитель (если он участвует в судебном заседании) обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
Проверяя законность и обоснованность решений и действий дознавателя, следователя, прокурора, судья не вправе входить в обсуждение вопросов о виновности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Признание судом действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным влечет утрату ими юридической силы, и обязанность должностного лица устранить допущенное нарушение.
Постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в кассационном порядке.

Все отделения прокуратуры РФ имеют единый порядок рассмотрения обращений как юридических, так и физических лиц, который установлен законом. В том числе есть срок и для проведения проверки.

У любого человека есть право обратиться в прокуратуру, если он считает, что каким-либо образом нарушили его права или они могут пострадать в связи с определенной деятельностью прочих лиц. У прокуратуры Российской Федерации есть обязательства по отслеживанию соблюдения законности и устранению нарушений, способных привести к нарушению закона.

Для правильного составления заявления может потребоваться консультация юриста, что поможет в обеспечении скорейшего изучения обстоятельств дела и разрешении сложившейся ситуации.

Рассмотрим срок рассмотрения жалобы в прокуратуре.

Срок рассмотрения заявления или жалобы

Каждый гражданин РФ, человек, у которого нет гражданства, должностное лицо, иностранец имеет право обратиться в прокуратуру РФ и при этом рассчитывать на единые сроки и порядок рассмотрения такого обращения. Заявление можно подать как письменно, так и в электронном виде.

Любое обращение гражданина вне зависимости от его сути и формы должно быть подвергнуто предварительному рассмотрению, после чего будет принято одно из решений, перечисленных ниже, и заявитель в обязательном порядке будет уведомлен о результате рассмотрения.

Существует определенный порядок и срок рассмотрения жалобы в прокуратуре.

Что может произойти с обращением?

Итак, обращение могут:

  • Вернуть заявителю.
  • Принять к разрешению.
  • Приобщить к схожему или более раннему обращению.
  • Оставить без разрешения.
  • Оставить без рассмотрения.
  • Направить в другой подведомственный орган.
  • Передать на разрешение в подведомственный орган прокуратуры.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре интересует многих, поскольку граждане довольно часто обращаются в данную инстанцию.

О решении

В рассмотренном заявлении будет принято одно из решений, которые утверждены в специальной инструкции. И о принятом решении обязательно будет уведомлен заявитель. Обращение могут:

  • направить по подведомственности или на рассмотрение нижестоящего органа прокуратуры;
  • целиком или частично удовлетворить для защиты интересов и законных прав обратившегося человека;
  • разъяснить по факту требований, указанных в обращении;
  • отклонить в случае необоснованности требований, указанных в обращении, если проведение проверки опровергло факты какого-либо нарушения закона.

Как исчисляются сроки?

Существует разделение сроков рассмотрения в прокуратуре обращений на сокращенные и общие в зависимости от необходимости отправки запросов, проверки фактов, получения от заявителя и свидетелей дополнительных сведений и прочих действий, принимаемых для успешного разрешения вопроса.

30 дней

Обращения граждан рассматриваются в течение определенного времени. Многие из них не требуют срочного ответа, поэтому к ним применяется стандартный период - 1 месяц. Итак, данный срок рассмотрения жалобы в прокуратуре бывает у:

  • запросов Общественной палаты;
  • должностных лиц;
  • федеральных и депутатских запросов, не требующих немедленного решения;
  • обращений граждан РФ, иностранцев, в том числе и лиц, не имеющих гражданства;
  • запросов военнослужащих с их семьями.

15 дней

Заявления, не нуждающиеся в дополнительных проверках, обращения уполномоченных по правам человека, парламентские запросы, обращения депутатов органов законодательной власти рассматриваются сроком в 15 дней. Только ли эти сроки существуют?

Безотлагательно

Безотлагательно рассматриваются заявления, которые требуют принятия немедленных мер. Возможно продление срока рассмотрения или разрешения обращений по ходатайству прокурора или его заместителя не позднее трех дней до окончания контрольного срока рассмотрения.

Какой еще бывает срок рассмотрения жалобы в прокуратуре? Статья 12 Федерального Закона № 59-ФЗ данные сроки регламентирует.

Сроки разрешения обращений и рассмотрения заявлений, которые взяты под особый контроль Генеральной прокуратурой, устанавливаются в отдельном порядке. О них далее в статье.

Уголовные дела

Жалобы, исполняемые в порядке уголовно-процессуальной функции, рассматривают в течение трех дней.

Если срок, который был отведен на рассмотрение жалобы, попадает на праздничный или выходной день, то автоматически происходит его перенос на первый же рабочий день, следующий сразу за выходным.

Документы

Документы, регламентирующие сроки рассмотрения жалобы в прокуратуре, - Федеральный закон, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский Кодекс РФ, Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан.

Срок, отведенный на рассмотрение, считается только с момента регистрации обращения в письменном виде. А потому наилучший вариант подачи жалобы - запись на личный прием, поскольку, если вы опустите заявление в приемный ящик или отправите почтой, его могут зарегистрировать на несколько дней позже.

Обратившееся с заявлением лицо должно быть уведомлено органами надзора о любой задержке и ее причинах в обязательном порядке. Рассмотрению не подлежат заявления, написанные неразборчиво, повторные, анонимные и те, по отношению к которым уже были проведены неоднократные проверки, о результатах коих заявителя уведомляли, а в новом обращении новые факты отсутствуют.

Заявитель, которого по какой-либо причине не устроил результат рассмотрения заявления, имеет право записаться на личный прием и пояснить суть требований устно.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре зависит от многих факторов.

Обращения граждан, не получающие рассмотрения

Практически все письма граждан, направленные в прокуратуру, подлежат рассмотрению. После того, как прокурор ознакомился с заявлением, принимают решение о дальнейшем разбирательстве по нему, не выходя за рамки установленного временного срока. Но все же некоторые заявления могут:

  • Вернуть заявителю, указав причину.
  • Не принять к рассмотрению по объективным причинам.
  • Перенаправить для того, чтобы провести проверку в органах местного самоуправления или правоохранительных органах.
  • Передать в нижестоящий орган прокуратуры.

Во избежание перенаправления письма в другие инстанции, сначала необходимо самостоятельно обратиться к руководству той организации, чья деятельность послужила поводом для возникновения жалобы. Обращение к прокурору следует после отказа решить спорный вопрос на месте.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по гражданским делам длительнее, чем по уголовным.

Обращения граждан могут остаться без соответствующего ответа прокуратуры, если:

  • В нем не указаны адрес и фамилия заявителя. Анонимные письма прокуратура оставляет без ответа, кроме тех, которые содержат информацию о возможном готовящемся или уже совершенном преступлении. Такие заявления все-таки могут проверить, чтобы расследовать обстоятельства в правоохранительных органах.
  • Недостаточно сведений, чтобы разрешить вопрос, текст неразборчив и его нереально прочесть. В таких случаях прокуратура за семь дней отправляет заявителю в письменной форме ответ с просьбой о разъяснении своего обращения, повторном обращении или дополнении его фактами.
  • Налицо прямое вмешательство гражданина в область ответственности надзорных органов. В течение 7 дней автор такого письма получает ответ с разъяснениями.
  • В тексте обращения содержится угроза жизни сотрудникам или прочим лицам, а также лексика нецензурного характера. В таком случае заявитель получает письмо с предупреждением о недопустимости злоупотреблять правом обращаться в надзорные органы. В некоторых случаях адресата могут привлечь к ответственности. Тогда не учитывается срок рассмотрения жалоб.

  • Заявление (прокуратура вправе сама проводить оценку) нелогично и бессмысленно, а сам заявитель в установленном порядке признан недееспособным.
  • Заявление, содержащее повторное обращение гражданина в прокуратуру, по которому уже проводилось расследование по факту обращения, в случае отсутствия новых фактов по делу.
  • В порядке рассмотрения обращений требуется разъяснить заявителю принятое прокурором решение. В таких случаях заявителю указывают на возможность обжалования решения в суде или вышестоящей инстанции.
  • Послание анонимно и содержит угрозы или клевету на прочих лиц. Такие заявления прокуратура передает в полицию, чтобы выявить адресата и привлечь его к предусмотренной законом ответственности. Здесь также не учитывается срок рассмотрения жалобы в прокуратуре РФ.
  • Если требования жалобы или заявления гражданина не относятся к компетенции данного надзорного органа и могут быть разрешены другим учреждением или организацией, то такое обращение передается на рассмотрение в соответствующий орган. Заявителя при этом уведомляют в течение 7 дней с момента регистрации.
  • В том числе заявление могут отправить в нижестоящий надзорный орган, если по нему проверка ранее не проводилась, или в полицейское отделение в случае, если в письме содержится информация о совершенном уголовном преступлении.
  • Перед отправлением письменного обращения в прокуратуру следует убедиться в том, что разбирательство по вашей жалобе в компетенции прокурора. Может быть, для этого вам потребуется проконсультироваться с юристом, у него также можно будет узнать срок рассмотрения жалобы в прокуратуре.

Ответ прокуратуры

Прокуратура отправляет ответ после того, как проведет всестороннее разбирательство обращения. Заявитель в любом случае получит письмо с подписью прокурора. Неотвеченными остаются только жалобы и заявления, оставленные анонимно, об этом уже говорилось.

Проверку считают оконченной, если были рассмотрены все указанные в заявлении вопросы. О результатах разбирательства, которое было проведено, обязательно уведомляют заявителя. Если вынесли прокурорское представление, заявителю обязаны разъяснить, когда и где он может быть ознакомлен с результатом исполнения вердикта прокурора.

В случае коллективной заявки ответ могут направить всем заявителям или тому, который указан первым. Этому гражданину потребуется довести до сведения остальных участников заявления информацию о проведенной проверке.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по уголовному делу описан выше.


О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан

В действующем законодательстве предусмотрено право для граждан на обжалование решений и действий должностных лиц и суда, которые осуществляют уголовное судопроизводство.

Если гражданин обратился с жалобой не в то учреждение, например в прокуратуру вместо ОВД, тогда она должна в течение 7 дней направить жалобу по принадлежности, одновременно известив об этом заявителя в соответствии с п. 3.3 инструкции и разъяснив, куда ему нужно обращаться. Извещение должно подписать соответствующее должностное лицо.

Какой срок рассмотрения жалобы в прокуратуре? При обращении не по адресу в течение 7 дней с момента поступления жалобы ее должны направить в соответствующую инстанцию и известить об этом заявителя. Извещение производится в письменной форме почтовым отправлением.

Сроки рассмотрения жалоб граждан прокуратурой должны учитываться в обязательном порядке.

Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?

Согласно п. 4.12 инструкции переписка должна прекратиться, если отсутствуют новые доводы, то, что изложено, уже полностью проверено. Также по изложенному дан ответ в установленном порядке. Мотивированное заключение о прекращении переписки должен дать исполнитель. Автор получает еще до того, как истек срок обращения, сообщение от исполнителя об этом. Когда переписка уже прекращена, а автор отправляет новое обращение без дополнительных доводов, то переписка не возобновляется. При этом исполнитель информирует отправителя в письменной форме.

Возможно ли возобновление переписки? Если нет больше причин, по которым прекращали переписку, то ее возобновляют. А вот при наличии новых данных опять проводится проверка, установленная инструкцией.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по административному делу должен учитываться.

Может ли заявитель просмотреть материалы проверки, когда окончится рассмотрение жалобы?

По просьбе заявителя ему могут предоставить возможность ознакомления с документами, которые затрагивают его свободы и права.

Каков срок рассмотрения заявлений? Жалобы, заявления и предложения граждан должны разрешаться за 15 суток с момента их поступления в прокуратуру, но при необходимости проведения дополнительной проверки срок увеличивается до 30 суток, но не позднее, согласно п. 5.1 инструкции. Но также есть оговорка, предусматривающая случаи, когда федеральным законом установлен другой срок. По УПК РФ максимальным сроком рассмотрения жалоб является 10 суток. Основные документы, регламентирующие сроки рассмотрения жалобы в прокуратуре, рассмотрены.

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

ФЗ "О прокуратуре" (ст. 10) обязывает прокуроров рас-сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об-ращения , содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации " требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре-шению обращений граждан подчинять решению задач за-щиты и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен-ции которой относится решение вопроса. Генеральный про-курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы-вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе-ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Порядок приема и регистрации обращений установлен "Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450.

Органы прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    1. Управ-ление по рассмотрению писем и приему граждан - в составе Генеральной прокуратуры РФ (см. Положение об управлении);
    2. отделы, группы или старшие по-мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан - в проку-ратурах субъектов РФ.

Функции органов прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    • непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж-дан;
    • оказание помощи по рассмотрению и разрешению обращений начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо-дов, оперативным работникам;
    • осуществление кон-троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга-нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про-курорские работники и следователи .

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ-тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу-дарственных интересов.

Виды обращений в органы прокуратуры:

    1. индивидуальные (поданы самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными);
    2. коллективные.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Порядок приема, учета, регистрации обращений в органах прокуратуры

Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.

Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.

Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений:

    • принять заявление или жало-бу к своему производству;
    • поручить ее рассмотрение конк-ретному оперативному работнику;
    • передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру;
    • приобщить к материалам ра-нее поступившей жалобы или заявления;
    • направить в суд для приобщения к материалам судебного дела;
    • направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга-ны и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются . О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходи-мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокура-туру о результатах разрешения.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

    • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре-гионе;
    • о преступлениях и других общественно опасных пра-вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
    • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
    • об органах и должностных лицах, не выполняющих тре-бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокурату-ры поступает информация от граждан о недостатках и нару-шениях в работе самой прокуратуры и органах следственного комитета, в частности:

    1. о процессуальных нарушениях, допускаемых следова-телями в ходе ведения предварительного следствия по уго-ловным делам;
    2. о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
    3. о несогласии с ранее принятыми органами прокурату-ры решениями по жалобам и обращениям;
    4. о недостойном, по мнению граждан, поведении работ-ников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным обра-зом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь:

    • способствует организации их работы на научной основе с учетом состояния законнос-ти, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан;
    • помогает улучшению всей де-ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало-бы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающе-еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Организация работы по рассмотрению и разрешению обращений в органах прокуратуры

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу-ет и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руко-водитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечива-лось правильное и своевременное рассмотрение и разреше-ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, пол-ностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустив-шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо-вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране-нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе-даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера-тивными работниками недобросовестного отношения к это-му участку работы.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест-но, когда, где и кто из прокурорских работников принима-ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы-вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите-лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально-го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини-мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня-тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре-шение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и при-казами Генерального прокурора РФ. В соответствии с дей-ствующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обраще-ний и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре-гистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокурату-ры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа-лобы.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по-рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель-ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша-ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предус-мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату-ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре-шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководите-ля Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопастности РФ, председателей палат РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело-века в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а так-же обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины про-дления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоя-тельств и доводов. При необходимости к проверкам, прово-димым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот-ветствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссыл-кой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв-ления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжало-вания принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя ему предоставляются для озна-комления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо-ваниям законодательства об охране государственной (воен-ной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, вра-чебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполни-тель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе-нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж-дении производства по делу об административном правона-рушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обра-щения, не связанные с вопросами исполнения или наруше-ния законов. Что касается обращений по вопросам, подве-домственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществ-ляется комплексный анализ работы по рассмотрению и раз-решению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступ-ления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незакон-ные действия прокуроров и следователей, нарушения уста-навливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению име-ющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствова-нию правозащитной деятельности прокуратуры.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами является одним из направлений деятельности российской прокуратуры. Такое участие является важной и действенной гарантией обеспечения законности и эффективности правосудия.

Прокурор наделен полномочиями на обращение в суд с заявлением или на вступление в дело в любой стадии процесса, если это необходимо для защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Уголовное преследование в суде прокурор осуществляет в качестве государственного обвинителя.

Комплекс полномочий прокурора в рассмотрении дел судами определяется российским процессуальным законодательством. Основополагающими нормативными актами в этой сфере являются:

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

    Гражданский процессуальный кодекс РФ;

    Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

    Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации исполнения федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства»;

    Приказ Генерального прокурора РФ «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве»;

    Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»;

    Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

8.2. Участие прокурора в судебном производстве по уголовным делам

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение (участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения), тем самым обеспечивает его законность и обоснованность (ч. 4 ст.37 УПК РФ). Под государственным обвинением понимается специальная деятельность прокурора как представителя государства, направленная на поддержание обвинения в суде. В процессуальном статусе государственного обвинителя по уголовному делу могут выступать не только прокуроры, но и иные должностные лица прокуратуры, а также по поручению прокурора дознаватели либо следователи, если они осуществляли предварительное расследование в форме дознания (п. 6 ст. 5 УПК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает также обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве конкретного государственного обвинителя (статьи 61 и 66 УПК РФ).

Вместе с тем нельзя считать участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса только в качестве государственного обвинителя единственно возможным. Прокурор в пределах, очерченных процессуальным законодательством, обязан реагировать на нарушения закона, допущенные в ходе рассмотрения уголовного дела в судебном заседании, кто бы из участников процесса их, и совершил, в том числе и на незаконные, необоснованные, несправедливые судебные решения.

Принимая участие в разбирательстве уголовного дела судом, прокурор призван способствовать всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению всех значимых для принятия процессуальных решений обстоятельств, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора.

Государственного обвинителя по конкретному уголовному делу назначает руководство соответствующей прокуратуры. Сложность уголовного дела может предопределить создание группы государственных обвинителей.

Среди полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве можно выделить несколько групп:

    участие в стадии назначения судебного заседания на этапе предварительного слушания;

    обеспечение законности, обоснованности и справедливости судебных решений по уголовному делу в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции;

    внесение представления на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке;

    участие в заседаниях судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

    участие в производстве по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Государственное обвинение в суде поддерживается только в том случае, когда у прокурора на основании изучения всех обстоятельств уголовного дела сформировалась убежденность в виновности подсудимого. Напротив, государственный обвинитель обязан отказаться от обвинения, если он убедится, что собранные в рамках судебного следствия доказательства не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения. Следствием решения об отказе от обвинения (полном либо частичном) является прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью либо в соответствующей части.

Определяя свою позицию относительно назначения, наказания государственный обвинитель обязан строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности содеянному и справедливости, учитывать характер и степень общественной опасности преступления, параметры личности виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания. В обязанности государственного обвинителя входит и оказания содействия суду в установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, что в конечном итоге может предопределить вынесение судом частного определения (постановления).

Прокурор уполномочен предъявить по уголовному делу гражданский иск в защиту интересов государства, а также, если этого требует охрана прав несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы.

Незаконные действия участников судебного разбирательства должны повлечь за собой действия прокурора по привлечению внимания суда (судьи) к происшедшему через заявление соответствующего ходатайства или внесение представления.

Глава 42 УПК РФ регламентирует особенности производства по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей. Усложненная форма (с участием присяжных заседателей) рассмотрения уголовного дела судом наделяет прокурора рядом дополнительных обязанностей. В частности, необходимость участия прокурора в предварительном слушании дела объясняется тем, что в этой стадии в окончательном виде определяется форма судопроизводства по делу. Судья выясняет у обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных, подтверждает ли он свое ходатайство. Соответственно задача прокурора на стадии предварительного слушания дела проверить, имеется ли в суде указанное выше ходатайство. Также прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам при необходимости может заявить ходатайство.

При возникновении на предварительном слушании вопроса о допустимости собранных по делу доказательств прокурор дает им свою оценку, имеющую непреходящее значение.

Участвующий в предварительном слушании дела прокурор вправе отказаться от обвинения полностью или частично со всеми вытекающими отсюда для судьбы уголовного дела последствиями (полное прекращение или прекращение в соответствующей части).

Процедура формирования коллегии присяжных проводится с участием прокурора. Он должен сделать все возможное для выяснения всех характеристик личности кандидатов в присяжные заседатели, которые (характеристики) могут повлиять на объективность присяжных, и если таковые будут выявлены – инициировать отвод.

Большое значение имеет участие прокурора в судебном следствии и выступление в судебных прениях. Государственный обвинитель имеет право предложить внести поправки либо поставить дополнительные вопросы к сформулированным уже председательствующим для присяжных вопросам (вопросного листа). Прокурор вправе заявить в судебном заседании возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и беспристрастности.

Участие прокурора на стадиях апелляционного и кассационного производства предполагает следующие ключевые моменты: 1) внесение представлений на незаконные, необоснованные, несправедливые, по мнению прокурора, судебные постановления; 2) участие в рассмотрении уголовного дела судом вышестоящей инстанции.

Процессуальный срок подачи апелляционного и кассационного представления прокурора составляет 10 суток со дня провозглашения приговора. Данное представление должно отвечать предусмотренным законом требованиям (ст. 363, 375 УПК РФ). Подача его осуществляется через суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое судебное решение.

Извещение судом прокурора о принесенной по уголовному делу апелляционной (кассационной) жалобе обязывает прокурора рассмотреть вопрос о необходимости представления в суд письменных возражений на поступившую жалобу. Отзыв прокурором поданного уже в суд представления возможен до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции (ч. 3 ст. 359 УПК РФ). Принесший представление прокурор до начала судебного заседания вправе изменить представление или дополнить его новыми доводами.

Участие прокурора в заседании суда апелляционной инстанции является обязательным. Полномочия прокурора в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции тождественны тем, которыми он наделен при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (п.4) прокуроры обязаны принимать участие в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции независимо от того, инициировано оно принесением кассационного представления либо жалобой со стороны защиты. Прокурор в заседании суда кассационной инстанции поддерживает внесенное представление или доводит до суда возражение на кассационную жалобу иных участников уголовного процесса. При обжаловании судебного решения другой стороной и отсутствии оснований для принесения представления прокурор должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений. В своем выступлении прокурор формулирует свою позицию о законности или незаконности обжалованного приговора.

В случае если прокурор, возглавляющий прокуратуру (его заместитель), либо прокурор, участвовавший в уголовном деле в качестве государственного обвинителя, посчитает, что приговор, определение, постановление, вступившие в законную силу, не отвечают критериям законности, обоснованности или справедливости, то он обязан внести в суд надзорной инстанции надзорное представление. Надзорное представление подается непосредственно в суд соответствующей надзорной инстанции и должно отвечать требованиям, сформулированными в статьях 375 и 404 УПК РФ.

Участие прокурора в суде надзорной инстанции является обязательным. Необоснованное отклонение надзорного представления судом надзорной инстанции либо несогласие с принятым судебным решением по жалобе стороны защиты обязывает прокурора поставить вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении соответствующего надзорного представления в вышестоящий суд.

Производство в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств инициируется прокурором. Его целью является восстановление нарушенной судебным решением законности – обнаружение новых или вновь открывшихся обстоятельств, возможно свидетельствует как раз об этом прискорбном факте. Расследование новых обстоятельств или проверка вновь открывшихся могут привести к выводу о необходимости возобновления производства по уголовному делу. В этом случае прокурор направляет уголовное дело вместе со своим заключением, а также копией приговора и материалами расследования или проверки в соответствующий суд. Он в свою очередь рассматривает вопрос о возобновлении уголовного дела в порядке, определенном ст. 407 УПК РФ. В судебном заседании прокурор обосновывает наиболее значимые положения своего заключения.

      Участие прокурора в гражданском судопроизводстве

К предмету деятельности прокурора в гражданском процессе можно отнести: 1) инициирование в необходимых случаях гражданского судопроизводства и участие в нем; 2) обеспечение законности решений, определений и постановлений судов; 3) обеспечение законности процессуальной деятельности до принятия судебного решения по делу.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст.45) предоставляет прокурору право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Причем заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор не несет судебных расходов по заявленному иску.

ГПК РФ установил ряд категорий гражданских дел, участие прокурора по которым в процессе является обязательным: 1) признание гражданина без вести отсутствующим или объявление его умершим; 2) ограничение дееспособности граждан или признание недееспособным; 3) усыновление или удочерение; 4) принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар; 5) восстановление на работе; 6) выселение без предоставления жилплощади.

Прокурор, участвующий в гражданском процессе, имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом.

Отказ прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, не является препятствием для дальнейшего рассмотрения дела по существу, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

Полномочия прокурора на стадии апелляционного производства полностью совпадают с правами стороны, обжаловавшей в апелляционном порядке решение судьи.

Прокурор имеет право на принесение кассационного представления на незаконные или необоснованные судебные решения по гражданскому делу. Субъектами принесения кассационных представлений являются прокурор и его заместитель. Помощники прокуроров могут приносить представления лишь по тем делам, в рассмотрении которых они лично принимали участие.

Право принесения кассационного представления по тем делам, по которым прокурор не принимал участия, появляется только в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Кассационное представление подается через суд, принявший решение в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Виды решений, на которые прокурор может принести надзорное представление указаны в ч.2 и ч.3 ст. 377 ГПК. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться: 1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители; 2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота).

Прокурор или его заместитель, независимо от уча­стия в судебном разбирательстве, вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело, по которому решение, определение или постановле­ние суда вступили в законную силу.

Установив, что решение, определение или поста­новление суда являются незаконными или обоснован­ными, прокурор приносит протест в порядке надзора и обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Закон не предоставляет права принесения протеста прокурором города, района. Они могут только обра­титься к вышестоящему прокурору с представлением о принесении протеста. Протест на решение, опреде­ление или постановление суда до начала его рассмотрения может быть отозван прокурором, принесшим протест. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен.

Участие прокурора в рассмотрении дел в по­рядке надзора является обязательным. Если дело рассматривается по протесту прокурора, то он под­держивает принесенный им или вышестоящим проку­рором протест.

Если протест не был принесен прокурором, то он дает заключение по делу, рассматриваемому по про­тесту председателя суда или его заместителя.

Принесение протеста на решение суда, принятое по жалобе на неправомерные действия должностного лица, ущемляющие права гражданина, приостанавли­вает исполнение решения до окончания производства в порядке надзора.

Решения, определения и постановления, вступив­шие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Заявление проку­рора о пересмотре решения по вновь открывшимся об­стоятельствам подается в суд, который вынес это решение. Возбудить дело по пересмотру решения по вновь открывшимся обстоятельствам прокурор может по соб­ственной инициативе либо по просьбе лиц, участвующих в деле.

Срок для подачи заявления о пересмотре решения для прокурора не установлен. Однако с заявлением он может обратиться только с определенного законом момента. Так, если прокурор просит пересмотреть реше­ние суда в связи с наличием обстоятельств, имеющих су­щественное значение для дела, – со дня их открытия; если по основаниям умышленных действий, устано­вленных приговором суда, – со дня вступления в закон­ную силу приговора по уголовному делу; в случае отмены соответствующего нормативного акта, который послужил основанием к вынесению решения, – со дня вступления в законную силу приговора, решения, опре­деления, постановления суда или вынесения органом государственного управления постановления, противо­положного по своему содержанию приговору, решению, определению или постановлению, на которых были ос­нованы пересматриваемые решение, определение или постановление.

      Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве

Деятельность прокурора в арбитражном процессе имеет обеспечительную направленность – вступление прокурора в процесс имеет целью не только защиту интересов конкретных лиц, предприятий, учреждений, организаций или государства, но и обеспечение законности.

Обеспечение законности в арбитражном судопроизводстве реализуется прокурором по двум основным направлениям: 1) восстановление нарушенной законности в сфере экономических отношений через обращения в арбитражный суд с исками и заявлениями; 2) поддержание законности процедуры судопроизводства и принимаемых решений посредством заявления ходатайств, принесения апелляционных и кассационных жалоб, надзорных представлений и через реализацию других полномочий, предоставленных прокурору АПК РФ.

Арбитражно-процессуальное законодательство рассматривает прокурора как участника судопроизводства, имеющего равный процессуальный статус с иными участниками. Исключением здесь является лишь право прокурора на принесение надзорного представления.

Комплекс полномочий прокурора в арбитражном процессе определен в ст. 41 АПК РФ.

Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

Прокурор правомочен обратиться в арбитражный суд:

    с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

    с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лица­ми, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Рос­сийской Федерации, доля участия субъектов Российской Федера­ции, доля участия муниципальных образований.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлением о признании норматив­ных правовых актов недействующими, если полагает, что такой ос­париваемый акт или отдельные его положения не соответствуют за­кону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граж­дан и организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Если прокурор полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций или иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, неза­конно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные пре­пятствия для осуществления предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности, то он вправе направить заявление в арбитраж­ный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов граждан,

При этом обращение в Высший арбитражный суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в арбитражный суд субъекта федерации – также прокурор данного субъекта федерации или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

По указанным категориям дел прокурор вправе вступить в де­ло, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбит­ражного процесса с процессуальными правами и обязанностями ли­ца, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о необходимости вступления в дело про­курор обязан оценивать его актуальность и сложность. Однако по делам об оспаривании нормативных правовых актов Генеральный прокурор РФ требует обеспечивать обязательное участие проку­рора.

Формами участия прокуроров в арбитражном процессе являют­ся следующие:

    обращение в арбитражные суды с исковыми заявлениями и заявлениями в случаях, предусмотренных АПК РФ;

    участие в рассмотрении арбитражными судами первой ин­станции дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров;

    апелляционное и кассационное обжалование решений, опре­делений и постановлений, принятых в результате рассмотрения дел судами первой инстанции;

    участие в рассмотрении дел судами апелляционной и касса­ционной инстанции;

    принесение уполномоченными прокурорами надзорных представлений на решения арбитражных судов;

    участие в рассмотрении дел надзорной инстанцией.

Прокуроры районов при выявлении правонарушений в сфере экономики должны инициировать обращения в арбитражные суды путем собирания необходимых материалов и подготовки проектов исковых заявлений (заявлений). Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений (заявлений) возложена Генеральным прокурором РФ на начальников управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осу­ществляющих изучение материалов, расследование уголовных дел, участвующих в надзорных стадиях уголовного и гражданского су­допроизводства.

Для наиболее эффективной организации работы прокуроров в сфере арбитражного судопроизводства в прокуратурах субъектов Российской Федерации образованы специальные отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе.

Иски и заявления, подготовленные подразделениями Генераль­ной прокуратуры РФ, предъявляются в арбитражный суд Гене­ральным прокурором РФ или его заместителями.

Основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

    рассмотрение поступивших из других подразделений данной прокуратуры и подчиненных прокуратур материалов, требующих реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные суды;

    оформление исковых заявлений (заявлений); направление исковых заявлений (заявлений) согласно установленным правилам подсуд­ности споров;

    участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заяв­лениям прокуроров, в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам;

    участие в рассмотрении дел в апелляционной и кассационной инстанциях;

    рассмотрение обращений о вступлении в дела, возбужденные по указанным в части 1 ст. 52 АПК РФ искам и заявлениям иных лиц;

    участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заяв­лениям иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором РФ или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке части 5 ст. 52 АПК РФ;

    апелляционное и кассационное обжалование решений, опре­делений и постановлений, вынесенных судами первой и апелляци­онной инстанций;

    участие в рассмотрении дел, возбужденных на основании за­явлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в статье 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привле­ченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

    изучение по поручению Генеральной прокуратуры РФ, про­курора субъекта Федерации (заместителя прокурора) в арбитраж­ном суде дел, указанных в статье 52 АПК РФ, судебные акты по ко­торым могут быть пересмотрены в порядке надзора; подготовка представлений о пересмотре в порядке надзора незаконных судебных актов;

    анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур;

    координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков и заявлений; распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры.

При подаче искового заявления прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины. Прокурор имеет право на обращение в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров, предусмотренного в некото­рых случаях законодательством.



Просмотров