Особо охраняемых природных территорий местного. Особо охраняемые природные территории в России. Досье

1

Статья посвящена актуальным вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. Проведен критический анализ законодательных документов, регулирующих создание и развитие особо охраняемых природных территорий. Установлены несоответствия положений федерального закона об особо охраняемых природных территориях положениям Земельного кодекса РФ в части отдельных прав собственности на земельные ресурсы. Рассматриваются основные характеристики разных категорий особо охраняемых природных территорий. Выявлены наиболее общие проблемы эффективного функционирования особо охраняемых природных территорий. Особое внимание уделяется вопросам управления земельными ресурсами в границах особо охраняемых природных территорий и поискам возможных путей привлечения дополнительных источников финансирования посредством развития познавательного экологического туризма. Обоснована необходимость разработки стратегического документа по развитию особо охраняемых природных территорий как составной части стратегии социально-экономического развития региона и Российской Федерации.

особо охраняемые природные территории

земельные ресурсы особо охраняемых природных территорий

землепользование

проблемы развития особо охраняемых природных территорий

познавательный экологический туризм

1.Закон Республики Бурятия от 29.12.2005г. №1438-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/29509190/ (дата обращения 11.08.2015).

2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 №136-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_33773/(дата обращения 02.09.2015).

3.Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2011г. №2322-р Оконцепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124870/ (дата обращения 27.08.2015).

4.Перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minpriroda-rb.ru/content/oopt/ (дата обращения 15.09.2015)

5.Федеральный закон РФ от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10107990/ (дата обращения 02.09.2015).

В соответствии с действующим законодательством к особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) является одним из механизмов обеспечения долгосрочного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как на национальном, так и на региональном и международном уровнях.

Регулирование отношений в сфере особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) в России в первую очередь осуществляется Федеральным законом РФ от 14марта 1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Федеральным законом РФ от 10января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельным кодексом Российской Федерации от 25октября 2001 №136-ФЗ, рядом законов субъектов РФ и подзаконных актов.

Особо охраняемые природные территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Сучетом возрастания угроз природных катастроф и изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности, основным предназначением особо охраняемых природных территорий является:

Поддержание экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;

Воспроизводство в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов;

Поддержание здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;

Реализация эколого-просветительских программ;

Проведение фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.

ООПТ подразделяются на объекты федерального, регионального и местного значения. Федеральным законом РФ от 14марта 1995г. №33-ФЗ установлены следующие категории ООПТ федерального и регионального значения (таблица).

До 28декабря 2013г. Федеральным законом РФ от 14марта 1995г. №33-ФЗ предусматривалась еще одна категория ООПТ федерального, регионального и местного значения - «лечебно-оздоровительные местности и курорты». Тем не менее в ряде субъектов РФ эта категория пока еще сохраняется в качестве ООПТ регионального и местного значения, что закреплено в нормативных актах субъектов РФ.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены категории ООПТ местного (муниципального) значения, а также дополняющие Федеральный закон №33-ФЗ категории ООПТ регионального значения. Состав и особенности дополнительных категорий ООПТ определяются природными и социально-экономическими условиями, культурно-историческими особенностями и др.

В настоящее время дополнительные категории ООПТ регионального и местного значения установлены примерно в трети субъектов Российской Федерации. Суммарно по России дополнительных категорий ООПТ регионального значения насчитывается около 30, местного значения - около 50. Ктаким дополнительным категориям относятся: ресурсный резерват; охраняемый ландшафт; уникальные озера; зона покоя; сакральные природные объекты; детский экологический парк, городской лес, заповедный участок и др. Например, в Республике Бурятия действуют: рекреационные местности регионального значения; рекреационные местности местного значения; природные микрозаказники регионального значения; природно-исторические комплексы регионального значения .

В структуре российских ООПТ основную часть составляют ООПТ регионального значения, на долю которых приходится около 85 % от общего числа ООПТ и около 60 % от суммарной площади. Для ООПТ местного (муниципального) значения эти показатели составляют примерно 13 и 14 %. Среди ООПТ регионального и местного значения в РФ по числу абсолютно преобладают памятники природы, которые в совокупности составляют более 8тыс. ООПТ. При этом их доля в общей площади ООПТ очень мала - менее 0,2 %.

В систему ООПТ федерального значения на сегодняшний день входят 103 государственных природных заповедника, 47национальных парков, 65федеральных заказников. Общая площадь федеральных ООПТ составляет около 2,7 % территории России без учета многочисленных ООПТ регионального значения.

В состав земель данной категории входят особо охраняемые природные территории, занимаемые государственными природными заповедниками, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами. Кроме природных территорий, в категорию земель входят земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры. Для этой категории земель установлен режим особой охраны. Вцелях обеспечения их сохранности они изымаются из хозяйственного использования полностью или частично. Правовой режим земельных участков, отнесенных к данной категории, зависит от правового режима территорий, на которых они находятся, или объектов, которые на них располагаются.

В истории заповедного дела России Бурятия занимает особое место. Именно на территории современной Бурятии был основан в 1916 году первый государственный заповедник России - Баргузинский. Он фактически заложил основу современных особо охраняемых природных территорий России. Внастоящее время Баргузинский заповедник является комплексным. В1986году решением ЮНЕСКО ему был присвоен статус биосферного.

Созданная в Бурятии развитая сеть ООПТ, в которую входят государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, охватывает наиболее ценные и слабо трансформированные ландшафты республики. Главная задача ООПТ Бурятии - охрана Байкала и Байкальской природной территории.

Природно-заповедный фонд ООПТ в Республике Бурятия включает ООПТ :

а)федерального значения - общей площадью 2412,122тыс.га, что составляет 6,86 % территорий республики. ВБурятии насчитывается восемь особо охраняемых природных территории федерального значения. Тригосударственных природных заповедника, общей площадью 778,16тыс.га: - «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» - в Селенгинском, Кабанском и Джидинском районах - 165,7тыс.га, государственный природный биосферный заповедник «Баргузинский» - в Северо-Байкальском районе площадью 374,3тыс.га, государственный природный заповедник «Джергинский» - в Курумканском районе - 238,1тыс.га; два национальных парка общей площадью 1452,664тыс.га: «Забайкальский национальный парк» и национальный парк «Тункинский». Атакже три государственных природных заказника федерального значения, общей площадью 181,3тыс.га: «Кабанский» «Алтачейский» и «Фролихинский»;

б)регионального значения - 13заказников и 1природный парк, 1рекреационная местность, 62памятника природы. Из них 11расположены на Байкальской природной территории, в том числе4 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории;

в)5рекреационных местностей местного значения.

В целях совершенствования региональной нормативно-правовой базы по ООПТ был принят и вступил в силу с 1июля 2006г. Закон Республики Бурятия от 29.12.2005г. №1438-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия», регулирующий отношения в области организации, охраны и использования ООПТ Республики Бурятия. Всоответствии с этим законом утверждены и вступили в силу «Порядок организации ООПТ регионального и местного значения на территории Республики Бурятия» (постановление Правительства РБ от 11.07.2006г. №213) и «Порядок охраны ООПТ регионального значения Республики Бурятия» (постановление Правительства РБ от 21.12.2006г. №408).

С2005года функции дирекции особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляет созданное Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15июля 2005года №231 государственное учреждение «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» (ГУ «Бурприрода»).

Сегодня исследование современного состояния и перспектив развития ООПТ приобретает особую актуальность, и потому 2016год назван годом особо охраняемых природных территорий.

Крайне важным условием успешной реализации стратегии управления и развития ООПТ является выявление и признание существующих препятствий и ограничений. Необходимо выделить основные проблемы, препятствующие эффективному функционированию сети ООПТ:

Отсутствие эффективного государственного управления системой ООПТ как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также координации деятельности между этими уровнями;

Недостаточность финансирования мероприятий по защите, развитию системы ООПТ;

Низкая эффективность привлечения в ООПТ иных источников финансирования, в т.ч. частных инвестиций;

Несовершенство нормативной и правовой базы управления системой ООПТ, отсутствие законодательного закрепления таких базовых понятий, как «система ООПТ», структура управления ООПТ; наличие пробелов и противоречий в действующем законодательстве;

Отсутствие среднесрочных и долгосрочных документов стратегического планирования развития ООПТ;

Нерешенные вопросы управления земельными ресурсами в границах ООПТ;

Недостаточный уровень экологической сознательности общества.

Среди вышеизложенных проблем особую роль занимает проблема управления земельными ресурсами ООПТ как базиса их функционирования. Следует отметить слабую разработанность и недостаточное количество научных исследований данного аспекта. Ввиду широкого правового поля представляется необходимым рассмотреть вопрос землепользования в границах определенной принадлежности ООПТ, например федеральных ООПТ.

Земельные участки особо охраняемых природных территорий характеризуются особым гражданско-правовым режимом.

Закон №33-ФЗ устанавливает следующие правила о правах на земельные участки в составе тех или иных категорий ООПТ: земельные участки (втом числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление данными ООПТ, в постоянное (бессрочное) пользование .

Следовательно, не все земли в границах той или иной ООПТ предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования тем или иным учреждениям, осуществляющим управление теми или иными ООПТ. Это подтверждается, в частности, тем, что в границах определенных ООПТ могут находиться земельные участки, принадлежащие и вовсе иным лицам. Важное значение имеет положение закона о том, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

В литературе, равно как и взаконодательстве, игнорируются проблемы приобретения, осуществления, прекращения и защиты прав на данные земельные участки, хотя при создании многих особо охраняемых природных территорий затрагиваются имущественные интересы многих граждан, прежде всего проживающих в ее пределах и владеющих земельными участками на различных правах.

В ст.95 Земельного кодекса РФ отмечено, что на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1)предоставление садоводческих и дачных участков;

2)строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3)движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4)иные виды деятельности, запрещенные федеральнымизаконами .

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота, а в соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, относятся к имуществу, изъятому из оборота.

Вызывает вопросы положение п.2 ст.6 Закона об ООПТ о запрете прекращения прав на земельные участки и другие природные ресурсы (в том числе путем изъятия), которые включаются в государственные природные заповедники.Скорее всего, речь идет о запрете на права частных собственников, которые проживали на момент создания заповедника в пределах территории ООПТ.

В спорном состоянии находятся земельные участки государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (образованных до 2013г.), которые могут быть отнесены как к ООПТ федерального значения, так и к ООПТ регионального значения.Ввиду того что земельные участки, принадлежавшие на момент создания ООПТ другим собственникам, не были изъяты, зачастую в пределах территории одной ООПТ присутствуют различные формы собственности.

В зависимости от степени ограничения права пользования и распоряжения земельными участками РФ, субъектов РФ, муниципальных образований система ограничений включает:

Полное ограничение (государственные заповедники);

Частичное ограничение (ограниченные земельные участки, находящиеся в определенных функциональных зонах национальных и природных парков, могут передаваться отдельным субъектам на праве аренды) и только для осуществления тех видов деятельности, которые допускает целевое назначение и разрешенное использование главного земельного участка, на котором расположен национальный парк);

Отсутствие ограничений по распоряжению публичными земельными участками (дендрологические парки, ботанические сады).

В Российской Федерации ввиду стихийного развития в 90-е гг. практически всех сфер экономики и, следовательно, несовершенного законодательства и особенностей менталитета граждан сложилась сложная ситуация с нерешенными проблемами надлежащего оформления в собственность или иных прав на земельные ресурсы в границах ООПТ.

Сложная ситуация по вопросам урегулирования земельных отношений остается в национальном парке «Тункинский»: 25тыс. жителей Тункинского района РБ в 35поселениях лишены права собственности на землю, т.к. ранее не оформили свои права. В1991году был создан данный национальный парк, сегодня, его площадь занимает 80 % муниципального района. С2012года Управление Росреестра по РБ не регистрирует права собственности на земельные участки для лиц, проживающих на данной территории.

В настоящее время в Государственную Думу РФ внесены законодательные инициативы: в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предлагается внести новое положение, благодаря которому территории заповедников станет возможно признавать утратившими природную ценность и исключать из списка охраняемых объектов. Действующим законодательством изменение границ заповедников запрещено. Утрата заповедниками или отдельными их территориями охранного статуса станет возможна по итогам государственной экологической экспертизы. После этого решение будет принимать исполнительная власть: правительство РФ, региональные власти или органы местного самоуправления соответственно - в зависимости от статуса заповедника.

На наш взгляд, последствия принятия планируемых поправок в законодательство неоднозначно отразятся на совершенствовании системы управления земельными ресурсами ООПТ. Содной стороны, муниципальные образования получат возможность развивать и обустраивать свои территории, не нарушая действующего законодательства. Сдругой, в возможности изменить границы заповедников заинтересованы экономические субъекты хозяйствования, которые претендуют на охраняемые территории. Принятие такой нормы может привести к росту незаконных оснований для признания территорий, утративших природную ценность, например пожаров.

Если говорить о вновь образованных ООПТ, то здесь необходимо подходить взвешенно с позиции имеющегося опыта землепользования. Может применяться процедура предоставления земельных участков и жилых помещений взамен изымаемыхдля формирования границ ООПТ; проведение на создаваемых и уже существующих ООПТ экологического зонирования по типу функционального зонирования в национальных парках.Таким образом, это позволит сформировать зоны, занятые населенными пунктами, и граждане смогут оформить права собственности.

К решению проблемы недостатка финансирования ООПТ можно отнести стимулирование экологического познавательного туризма в ООПТ. Стратегия развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального значения на период до 2020года одобрена Минприроды РФ. Важно, что развитие познавательного туризма не должно входить в противоречие с ключевым предназначением ООПТ - сохранением биологического и ландшафтного разнообразия, научной работой. Всвязи с одобрением стратегии будут внесены дополнения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Поправки позволят гармонизировать природоохранное законодательство с подходами программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Вчастности, изменения коснутся вопросов функционального зонирования территорий, входящих в международную сеть биосферных резерватов. Вреспублике Бурятия разработан проект по развитию экотуризма на ООПТ «Заповедное ожерелье Байкала». Правительство России ставит задачу по развитию экотуризма на Байкальской природоохранной территории, в первую очередь туризма внутреннего. Вфедеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» одна из ключевых задач - повышение эффективности использования рекреационного потенциала ООПТ. Внынешних условиях это еще своеобразное импортозамещение дорожающего заграничного отдыха. Заповедники и национальные парки уже решают эту задачу, создавая визит-центры, прокладывая экологические тропы, обустраивая туристические стоянки. Исейчас очень важно, чтобы их усилия поддержали туроператоры и бизнес, который мог бы на условиях частно-государственного партнерства заняться расширением туристической инфраструктуры в интересах для регулируемого отдыха и экологического туризма на заповедных территориях.

Выделенные основные проблемы требуют незамедлительного решения, во многом способствовать этому будет разработка и реализация Стратегии развития ООПТ РФ и принятых на ее основе региональных концепций развития региональных сетей ООПТ.

Реализация стратегического документа позволит достигнуть следующих важнейших результатов:

Создание единой, пространственно и функционально связанной управляемой системы ООПТ как действенного механизма сохранения в естественном состоянии эталонных, типичных и уникальных природных комплексов и экосистем, исторического, этнического, культурного, биологического и ландшафтного разнообразия, среды обитания объектов животного и растительного мира, их генетического фонда в границах самих ООПТ и обеспечения устойчивого качества окружающей среды прилегающих территорий;

Принятие пакета нормативно-правых актов, направленных на совершенствование системы государственного управления системой ООПТ, в т.ч. в сфере земельных отношений;

Интеграция системы ООПТ в процессы социально-экономического развития региона посредством формирования комплекса необходимых условий для экономического роста и развития на основе рационального использования природно-ресурсного потенциала региона, поддержания экологически стабильной и здоровой среды обитания, высокого качества жизни, сохранения объектов национального природного и культурного наследия для будущих поколений;

Повышение качества и расширение спектра и доступности эколого-просветительских, рекреационных, оздоровительных, информационных и иных услуг, предоставляемых населению на территории ООПТ;

Развитие механизмов частно-государственного партнерства, создание благоприятного климата для развития экологически ориентированного предпринимательства, привлечение частных инвестиций на ООПТ для создания объектов инфраструктуры;

Обеспечение экологической стабильности урбанизированных экосистем и территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;

Выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере сохранения биологического разнообразия и среды обитания объектов животного мира;

Повышение роли ООПТ в формировании позитивного имиджа РФ и Республики Бурятия на российском и международном уровнях.

Статья подготовлена при поддержкепроекта РГНФ №15-32-01247 «Экологический аудит на особо охраняемых природных территориях: разработка научных основ и экономического инструментария» Код ГРНТИ 06.61.33.

Библиографическая ссылка

Яковлева И.А. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-2. – С. 438-443;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39435 (дата обращения: 05.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 сентября - 1 октября 2017 года в Сочи (Краснодарский край) пройдет Всероссийский форум по особо охраняемым территориям.

Он проводится Министерством природных ресурсов и экологии РФ и приурочен к 100-летию системы российских заповедников. Станет одним из важнейших мероприятий Года экологии в России.

История российского заповедного дела

Первый государственный заповедник в России был создан в 1917 году на северо-восточном берегу озера Байкал. Проведенные в 1913-1915 годах экспедиции под руководством Георгия Доппельмаира выявили, что в этих районах охотники за пушниной почти полностью истребили популяцию соболя.

Решением иркутского генерал-губернатора Александра Пильца в мае 1916 года было решено запретить любую охоту на части Баргузинского уезда. Постановлением царского правительства от 11 января 1917 года (29 декабря 1916 года по старому стилю) был создан Баргузинский соболиный заповедник. Первым его директором стал Константин Забелин. В настоящее время заповедник входит в состав ФБГУ "Заповедное Подлеморье" вместе с Забайкальским национальным парком.

16 сентября 1921 года был подписан декрет "Об охране памятников природы, садов и парков", который возложил на Наркомат просвещения задачи по созданию заповедников и нацпарков. В них запрещалась охота, рыбалка и прочее использование естественных богатств. В 1920-1930-х годах на территории РСФСР были созданы порядка ста заповедников, их задачи уже не ограничивались восстановлением популяции промысловых зверей - заповедники стали полноценными научными учреждениями по исследованию и сохранению природы.

Многие из заповедников были уничтожены или лишены охраны во время Великой Отечественной войны, а также в период послевоенного восстановления промышленности - до 1953 года. С середины 1950-х годов в РСФСР были воссозданы или организованы впервые более 70 заповедников, в современной России, с 1992 года, - 28.

Особо охраняемые природные территории

К 1970-х годах в СССР появились охраняемые территории, имевшие различный статус: природные заповедники, микрозаповедники, заказники (охотничьи, ботанические и т. д.), национальные и природные парки, биологические станции, природные ландшафты, курортные зоны и т. д.

В конце 1970-х годов ученые-биологи Николай Реймерс и Феликс Штильмарк предложили создать единый законодательный режим - особо охраняемых природных территорий (ООПТ). 27 ноября 1989 года Верховный совет СССР принял постановление "О неотложных мерах экологического оздоровления страны", в котором союзному правительству поручалось создать систему ООПТ. Из-за распада СССР эти планы не были реализованы.

Российский закон об ООПТ

Российский закон об ООПТ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 14 марта 1995 года. Согласно документу, ООПТ - объекты общенационального достояния. Это могут быть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение. На них частично или полностью запрещена хозяйственная деятельность, запрещается или усложняется изменение целевого назначения земельных участков.

Закон предусматривает шесть категорий ООПТ федерального значения:

  • государственные природные заповедники (в том числе биосферные) - в них полностью запрещается экономическая деятельность (за исключением некоторых оговоренных случаев);
  • национальные парки - в них могут быть зоны, где разрешается, например, деятельность в рекреационных целях;
  • природные парки - в них выделяются отдельные зоны имеющие экологическое, культурное или рекреационное значение, а остальные природные ресурсы только ограничиваются в гражданском обороте;
  • государственные природные заказники - могут иметь различный профиль, например, для сохранения природных ландшафтов или восстановления отдельных видов растений и животных;
  • памятники природы - локальные комплексы, где запрещена любая деятельность, которая может привести к нарушению их целостности;
  • дендрологические парки и ботанические сады.

В документе оговаривается, что могут быть созданы также охраняемые природные территории регионального и местного значения, в том числе иных видов (например, лечебные курорты, памятники истории). Закон вводит уголовную ответственность за нарушение режима ООПТ и т. д.

ООПТ в России, статистика

Всего по данным информационно-аналитической системы "Особо охраняемые природные территории России", в РФ существуют 13 тыс. 32 ООПТ, из них 304 - федерального, 12 тыс. 728 - регионального и местного значений. Кроме того, утраченными или реорганизованными числятся 3 тыс. 138 ООПТ (в основном - памятники природы регионального и местного значения).

Общая площадь российских ООПТ составляет 1 млн 950 тыс. кв. км или около 11% всей территории Российской Федерации. Самым большим из 107 российских федеральных заповедников является Большой Арктический государственный природный заповедник (организован в 1993 году) - его площадь составляет 42 тыс. кв. км.

Ряд ООПТ входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Путоранский, Печоро-Илычевский, Сихотэ-Алинский заповедники, национальный парк "Югыд ва" (Республика Коми), природный парк Ленские столбы (Якутия), остров Врангеля и др.

В бюджете РФ на 2017 год на нужды ООПТ и охраны животного мира выделено 130,3 млрд руб.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» в нашей стране созданы особо охраняемые природные территории различных форм. Наиболее разнообразны они на региональном и местном уровнях. Центральное место занимают самые крупные по площади природные парки и наиболее многочисленные - заказники и памятники природы.

Природные парки - сравнительно новая категория особо охраняемых природных территорий в России. Эта форма, несмотря на исключительную актуальность как с природоохранной, так и с рекреационной точек зрения, реально вошла в практику лишь совсем недавно - в 90-х гг. Согласно ст. 18 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

В круг конкретных задач этих парков входят:

  • сохранение природной среды, природных ландшафтов;
  • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
  • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории.

Ключевое отличие природных парков состоит в подчиненности не федеральной структуре, а региональной. Это логично вытекает из той идеи, что наиболее ценные природные объекты подлежат охране на самом высоком (федеральном) уровне в статусе парков национальных, а менее значимые сохраняются под региональным патронажем, то есть в статусе природных или региональных парков.

Согласно Закону «Об особо охраняемых природных территориях», природные парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

К настоящему времени в стране насчитывается 54 природных парка, причем они практически поровну распределены между Европейской и Азиатской частями России.

Их общая площадь составляет 15,4 млн га, или 0,9 % площади страны. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации леса природных парков относятся к лесам первой группы.

Заказниками называются территории (или акватории), имеющие особое значение для сохранения, либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов), биологические (ботанические и зоологические) - для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении), гидрологические (болотные, озерные, морские, речные) - для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экосистем, геологические - для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы, палеонтологические - для сохранения ископаемых объектов и др.
В заказниках хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не нарушает покоя и не наносит вреда охраняемым объектам.

В настоящее время в России насчитывается 2831 природный заказник регионального уровня. Общая их площадь составляет 72,4 млн га, или 4,4% площади страны В некоторых регионах они единичны, в других, наоборот, насчитывают по несколько сотен. Так, например, в одной только Тверской области число заказников достигает почти 600.

Основная масса заказников относится к категории охотничьих, находящихся в ведении Минсельхоза России. Наиболее распространены видовые заказники на бобра, лося, кабана, косулю, соболя, ондатру, боровую дичь и пр. Именно видовые заказники сыграли значительную роль в сохранении и восстановлении наиболее ценных промысловых животных в нашей стране.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Впервые данный термин ввел знаменитый естествоиспытатель А. Гумбольдт. Как и заказники, эта категория особо охраняемых природных территорий наиболее распространена на региональном уровне - более девяти тысяч объектов общей площадью 4,0 млн га, или 0,2 % площади страны. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая состояние и охрану памятника. Так же, как и заказники, памятники природы крайне разнообразны по типам охраняемых объектов. Они могут быть как комплексными, включающими целый ряд охраняемых объектов различных категорий, так и узкоспециализированными. Наиболее распространены ландшафтные, ботанические, дендрологические, зоологические, гидрологические, геологические, палеонтологические, геоморфологические, спелеологические, педологические (почвенные) памятники природы. Особое место среди них занимают природно-исторические памятники природы. В эту категорию особо охраняемых природных территорий включаются памятники садово-паркового искусства, старые усадьбы, имеющие мемориальное и художественное значение, комплексы городских парков и садов.

Среди форм особо охраняемых природных территорий, предназначенных для сохранения природно-исторических комплексов, необходимо отметить музеи-усадьбы, музеи-заповедники, мемориальные музеи. Все они связаны с именами великих русских писателей, поэтов, художников, скульпторов и др. Как правило, эти музеи под открытым небом образуют неразрывное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшафтами. Во многих музеях-заповедниках природа принадлежит к числу основных ценностей. В частности, это относится к дворцово-парковым ансамблям окрестностей , Соловецкому музею-заповеднику, природно-археологическому музею-заповеднику «Дивногорье» и др.

Помимо рассмотренных выше форм, в группу особо охраняемых природных территорий регионального и местного уровней, по решению администрации региона или муниципального образования, могут входить такие формы, как лечебно-оздоровительные местности, дендрологические парки и ботанические сады, зеленые зоны населенных пунктов, зоны покоя в , водоохранные зоны малых рек и родников, байрачные леса противоэрозионного значения, рекреационные зоны городов, природно-ресурсные резерваты, охраняемые природно-антропогенные ландшафты и т. п.

Анализ структуры особо охраняемых природных территорий России показывает, что наиболее представительной по площади является группа заказников. Они составляют 37% всей площади страны. Примерно по четвертой части приходится на долю природно-ресурсных резерватов (25%) и государственных природных заповедников (23%). Национальные и природные парки занимают 3% и 9% соответственно. Дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и охраняемые природно-антропогенные ландшафты в сумме составляют около 1%.
Доля всех территорий федерального значения составляет 28%; остальная площадь приходится на особо охраняемые природные территории регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории - земельные участки, гидрофитной поверхности и воздушного пространства над ними, где находятся охраняемые территории и спецобъекты, которые имеют природное, научное, культурное значение. По решению органов государственного правления данные территории были частично или полностью исключены из экономического пользования, а также для соответствующих участков был установлен режим особой охраны.

Главным нормативно-правовым актом, который устанавливает нормы, связанные с охраной территорий национального достояния, является Федеральный закон 33 «Об особо охраняемых природных территориях». (Узнайте также последние изменения, внесенные в ФЗ 219 « «).

Настоящий Федеральный закон от 14.03.1995 года регулирует взаимоотношения в сфере особо охраняемых природных территориях в целях защиты исключительных природных комплексов и спецобъектов, важных природных образований растительного и животного мира, их генетического ресурса. Ведется изучение соответствующих процессов в биосфере и контроле за изменением ее положения, а также природоохранного воспитания населения.

Государственная Дума приняла закон об ООПТ 15 февраля 1995 года, который был одобрен Советом Федерации 20 февраля того же года.

Структура документа подразделяется на 12 глав:

  • глава 1 (статьи 1-5). Основные положения закона;
  • глава 2 (ст 6-11). Общегосударственные охраняемые заповедники;
  • глава 3 (ст 12-17). Государственные парки;
  • глава 4 (ст 18-21). Природные парки;
  • глава 5 (ст 22-24). Национальные природные заказники;
  • глава 6 (ст 25-27). Мемориалы природы;
  • глава 7 (ст 28-30). Дендрологические парки и агроботанические сады;
  • глава 8 (ст 31-32). Оздоровительные местности и курорты;
  • глава 9 (ст 33-35). Защита особо охраняемых природных территорий;
  • глава 10 (статья 36). Ответственность за несоблюдение режима особо охраняемых природных территорий;
  • глава 11 (статья 37). Международные соглашения в сфере ООПТ;
  • глава 12 (статья 38). Заключительные положения.

Список ООПТ

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ ведется специальный госреестр об особо охраняемых природных территориях, который содержит всю информацию о статусе данных территорий, об их географическом положении и границах. Также в реестр включают данные относительно уникальных животных, постоянно или временно проживающих на особо охраняемой территории.

Правительством Российской Федерации официально определены 7 категорий ООПТ:

  • государственные охраняемые госзаказники (заповедники), в том числе и биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • мемориалы природы;
  • дендрологические парки и агроботанические сады;
  • оздоровительные местности и курорты.

Администрация РФ, служба исполнительного правления субъектов РФ, служба областного самоуправления имеют право устанавливать и другие разновидности особо охраняемых природных территорий.

Госзаказники - учреждения, целью которых является сохранение и исследование естественного роста природных процессов и явлений, генетического ресурса растительного и животного мира, отдельных подвидов и сообществ растений и животных. Согласно закону о заповедниках, национальными охраняемыми биосферными заповедниками считают территории, входящие в международную систему биосферных резерватов, которые осуществляют глубокий экологический мониторинг.

Национальные парки - учреждения, включающие в себя охраняемые природные комплексы и территории, которые несут особенную общеэкологическую, историческую и эстетическую значимость, предназначенные для применения в природоохранных, научных и культурных целях, а также для развития туризма. Закон о национальных парках устанавливает, что в определенных случаях в границах парков могут находиться участки земли других собственников или пользователей.

Природные парки - организации, которые находятся в ведении субъектов РФ, включающие растительные охраняемые комплексы и территории, которые имеют большую общеэкологическую и эстетическую значимость. Данный вид акватории предназначен для применения в природоохранных, просвещенных и восстановительных целях.

Главные задачи природных парков:

  • сохранение рельефа;
  • создание хороших условий для отдыха, в том числе и массового;
  • защита рекреационных резервов.

Государственные природные заказники - территории, имеющие особенное значение относительно сохранения или восстановления охраняемых комплексов или их компонентов, а также поддержания общеэкологического баланса. По ФЗ о заповедниках и заказниках, данные территории имеют право находиться в ведении только федеральных служб исполнительного правления в сфере защиты окружающей среды. Госзаказники имеют финансовую поддержку со стороны федерального бюджета.

Мемориалы природы - исключительные, ценные в природоохранном, научном, культурном и общеэстетическом отношении комплексы. В границах их охранных зон строго запрещена любая деятельность, которая может повлечь за собой нарушение сохранности мемориалов.

Дендрологические парки и агроботанические сады. Главной задачей данных учреждений является создание специализированных коллекций растений, чтобы сохранить разнообразность растительного мира. Акватории, находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов, приватизации не подлежат.

Оздоровительные местности и курорты - учреждения, занимающиеся лечением и профилактикой заболеваний, на территории которых есть специальные уникальные растительные резервы. В границах соответствующих местностях и курортов строго запрещена деятельность, которая может привезти к ухудшению качеств ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Скачать ФЗ 33

Защита растительного и животного мира проводится специальной общегосударственной инспекцией. Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вводит уголовную ответственность за несоблюдение режима ООПТ. Ущерб, причиненный охраняемым территориям, подлежит возмещению в соответствии с утвержденным в установленном порядке таксами и способами исчисления размера вреда.

Скачать ФЗ об ООПТ в последней редакции .

Последние изменения, внесенные в закон об ООПТ

Как и большинство законодательных актов, ФЗ №33 «Об особо охраняемых природных территориях» также подвергался изменениям, поправкам и дополнениям. Последние изменения Госдума приняла 18 декабря 2013 года, которые были одобрены Советом Федерации 25 декабря того же года.

Изменениям и дополнениям подвергались следующие статьи:

Статья 1

Было принято решение в пункте 3 ст 1 текст документа «, организации и функционирования национальных охраняемых заповедников и других природоохранных организаций» — исключить. Слова «Федеральным законом» заменить на «настоящим Федеральным законом».

Статья 10

В пункте 1 ФЗ об ООПТ слова «, осуществляющих глобальный экологический мониторинг» — исключить. А в пункте 3 ст 10 слова «о нем» заменить следующим текстом: «о национальном природном биосферном заповеднике».

Статья 15

Был изменен пункт 1 подпункта «б». Согласно новой редакции было заменено слово «природоохранного» на «федерального национального бюджета». Пункт 3 утратил свою правовую силу.

Статья 19

Изменить и изложить в следующей редакции: «Формирование природных парков реализовывается на основании решений высшей исполнительной службы государственной власти РФ.

Статья 29

Слова «дирекциями дендрологических парков или агроботанических садов» в пункте 2 заменить на «соответствующими службами и организациями, выполняющие управление дендрологическими парками и агроботаническими садами».

Нововведения касаются не только изменений и дополнений, некоторые пункты и статьи утрачивают законную силу. В конце декабря 2013 года нормативно-правовую силу утратили следующие статьи, пункты и подпункты: 3 статья; пункты 2, 3 и 4 статьи 8; пункт 3 ст 15; пункт 5 ст 21; глава 8; пункт 2 статьи 30.

ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

А.Г. ПЫРКОВА,

соискатель

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

И ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

В статье раскрывается многоуровневая система российского законодательства об особо охраняемых природных территориях и природных объектах, в частности природоохранное и природоресурсное законодательство, а также административное и уголовно-экологическое законодательство в части обеспечения защиты и предотвращения вреда данным территориям (объектам).

Российское законодательство об особо охраняемых природных территориях (объектах) имеет длительную историю и, пожалуй, является наиболее устойчивым и структурно сбалансированным. Оно образуется системой законодательных и подзаконных актов, выдержанной в достаточно строгой последовательности .

Принципы обеспечения экологической безопасности и функционирования особо охраняемых природных территорий (объектов) (далее - ООПТ) базируются на основных положениях Конституции РФ1, а также на нормах экологического (природоохранного, природо-ресурсного) и иных отраслей права.

См. "Российская газета" от 25.12.1993. № 237.

В целом, система российского законодательства об ООПТ представляет собой многоуровневое образование. На федеральном уровне центральная роль отводится Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" . Лишь с его принятием стало возможным говорить о формировании полноценной системы законодательства, регулирующего отношения в области организации, охраны и использования ООПТ.

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений законом предусмотрены следующие их категории: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности

и курорты; а также иные категории ООПТ, установленные Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в пределах их компетенции .

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ расширил перечень категорий ООПТ в сравнении с ранее действующим законодательством, включив в него природные парки (регионального значения), а также дендрологические парки и ботанические сады. Впервые в правотворческой практике предусмотрено право Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления устанавливать и иные категории ООПТ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" помимо названных выше категорий природных территорий (объектов), подлежащих особой охране, выделяются также объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы, места их обитания.

В ст. 66 Водного кодекса выделяется еще одна категория ООПТ - особо охраняемые водные объекты. К таковым относятся водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры, то есть отнесены к ООПТ.

На региональном уровне принято значительное число правовых актов, расширяющих федеральный перечень категорий ООПТ в пределах территорий соответствующих субъектов РФ. Так, Законом Республики Тыва "Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва" предусматриваются этноприродные парки, государственные природные микрозаповедники и охраняемые водно-болотные угодья; Законом Республики Хакасия "Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия" устанавливаются эколого-этнические, ландшафтно-исторические и эколого-рекреаци-онные зоны; Законом Республики Саха (Якутия) "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" могут создаваться национальные природные и ресурсные резерваты, охраняемые ландшафты ; Законом Оренбургской области "Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области" предусматриваются генетические резерваты, ландшафтные парки, лесопарки ; Законом Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" могут создаваться государственные природные микрозаповедники и микрозаказники, охраняемые водно-болотные угодья, биологические станции (учебно-научные стационары), охраняемые водные объекты, городские леса и городские парки; Законом Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях Свердловской области" образуются ландшафтные парки, этноприродные зоны, генетические резерваты; Законом Пермской области "Об историко-культурном природном наследии Пермской области" предусмотрены природные заповедные территории областного значения, а также природные резерваты областного и местного значения.

Из наиболее удачных примеров создания специальных категорий ООПТ на муниципальном уровне - экологический парк "Черное озеро" (г. Ульяновск), ландшафтный природный парк "Голубые озера" (Камчатка).

Возвращаясь к федеральному блоку законодательства об ООПТ, отметим, что не менее значимым законодательным актом, определяющим

основы природоохранной деятельности, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" . И в том, что касается законодательно закрепленных методов охраны окружающей среды, основных направлений регулирования природоохранной деятельности, этот закон, в сравнении с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ, имеет высшую юридическую силу. Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ учитываются нормативно установленные особенности правового режима ООПТ, закрепляется положение, согласно которому режим их охраны обеспечивается законодательством об ООПТ, а также определяются требования по обеспечению охраны.

Помимо названных федеральных законов к правовым актам, устанавливающим правовой режим охраны ООПТ, относятся также Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" , Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и ряд других.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов ООПТ, регулируются соответствующим природоресурсным законодательством РФ, а именно: Земельным кодексом, Водным кодексом, Лесным кодексом, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" , Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" .

Так, Лесным кодексом определены способы рубок, допускаемых в лесах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы. Статья 125 устанавливает, что государственные природные заповедники осуществляют функции государственного управления на закрепленных за ними участках лесного фонда. Этой же статьей, а также ст. ст. 126 и 127 установлено, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и природных парков осуществляется в соответствии с

Лесным кодексом и законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях.

Статья 95 Земельного кодекса относит к землям ООПТ земли государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Этой же статьей установлен запрет определенных видов хозяйственной деятельности на землях ООПТ федерального значения. В ст. 27 Земельного кодекса устанавливается запрет на изъятие земельных участков, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О животном мире" на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других ООПТ охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий (объектов).

Составляющими рассматриваемой системы законодательства следует признать и иные акты федерального значения, так или иначе затрагивающие вопросы охраны ООПТ, в частности, федеральные законы от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ; от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ; от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" ; от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ; от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ; от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" ; от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" ; от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" ; от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" ; от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии" ;

от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ "О карантине растений" ; от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохими-катами" ; от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе РФ" , соответствующие указы Президента и постановления Правительства РФ.

На федеральном уровне урегулированы вопросы природопользования ООПТ. Так, в рамках кадастровой деятельности постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249 утвержден порядок ведения государственного кадастра ООПТ ; постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. № 822 утверждены правила представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы ; приказом Минприроды РФ от 27 ноября 2008 г. № 315 утверждено положение о выдаче именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на ООПТ федерального значения ; приказом Минприроды от 6 февраля 2008 г. № 31 определены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на ООПТ ; приняты другие правовые акты.

В части природопользования отдельными постановлениями Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 47 утверждены правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка ; от 7 декабря 1996 г. № 1425 утверждено положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения ; от 7 декабря 1996 г. № 1426 утверждено положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения ; приказом Минприроды РФ от 25 июня 2009 г. № 167 определен порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников .

Принят ряд базовых правовых документов, на основе которых разрабатываются и прини-

маются соответствующие положения для каждой категории ООПТ с учетом их специфики. В числе таких документов Положение о памятниках природы федерального значения РФ , утвержденное приказом Минприроды РФ 25 января 1993 г. № 15; Положение о национальных природных парках РФ, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства РФ 10 августа 1993 г. № 7692 ; Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в РФ, утвержденное приказом Минприроды РФ от 25 января 1993 г. № 143 ; Положение о государственных природных заповедниках в РФ от 18 декабря 1991 г., в редакции постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 5274 .

На основании типовых положений федеральные органы исполнительной власти принимают и утверждают положения для отдельных категорий ООПТ федерального значения. Так, приказами Министерства природы РФ от 19 февраля 2009 г. № 36 утверждено положение о заказнике "Муромский" ; от 19 марта 2009 г. № 64 - об охранной зоне заповедника "Большая Кокшага" ; от 9 июня 2009 г. № 148 -о заказнике "Клетнянский" ; от 19 августа 2009 г. № 253 - о заказнике "Малые Курилы" ; от 19 августа 2009 г. № 254 - о заказнике "Южно-Камчатский" ; от 1 сентября 2009 г. № 274 - о заказнике "Цейский" ; от 1 сентября 2009 г. 276 - о заказнике "Хингано-Ар-харинский" и др.

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других ООПТ регулируются соответствующими статьями Гражданского кодекса - в части особенностей функционирования юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, объектов гражданских прав, материальных и немате-

Использованы нормативные материалы СПС "Консультант Плюс".

Там же. Там же.

риальных благ и их защиты, регулирования сделок, прав собственности и других вещных прав, обязательственного права и отдельных видов обязательств. Гражданское законодательство предусматривает также определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве. Так, согласно ст. 129 Гражданского кодекса, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Согласно этой же статье, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Напомним, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

На региональном уровне система законодательства об ООПТ подразделяется на законы и подзаконные акты республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Региональные органы государственной власти в рамках предоставленных им полномочий устанавливают правовой статус и режим соответствующих ООПТ республиканского (областного) значения, запреты (ограничения) хозяйственной деятельности на указанных территориях (объектах), закрепляют меры по обеспечению общей и специальной их охраны и пр. С учетом правовых актов регионального значения в рамках федерального законодательства разрабатываются положения о конкретных ООПТ.

Например, постановлениями Правительства г. Москвы от 19 октября 2004 г. № 714-ПП утверждено положение о заказнике "Долина реки Сетунь" ; от 2 ноября 2004 г. № 769-ПП -о природном парке "Долина реки Сходни в Кур-кино" ; от 5 декабря 2006 г. № 944-ПП -о природно-историческом парке "Тушинский" ; от 4 августа 2009 г. № 733-ПП - о заказнике "Тропаревский" . Постановлениями Пра-

вительства Республики Марий Эл от 18 марта 2000 г. № 102 утверждено положение о заказнике "Тогашевский" ; от 31 декабря 2002 г. № 398 - о заказнике "Холодный ключ" ; от 20 июня 2007 г. № 159 - о заказнике "Горное заделье" ; от 4 апреля 2008 г. № 84 - о заказнике "Лебедань" и др.

На республиканском и муниципальном уровнях принимаются правовые акты, регламентирующие вопросы организации и размещения ООПТ, ведения государственного кадастра ООПТ, утверждающие типовые положении ООПТ. Так, для примера, Законом г. Москвы от

6 июля 2005 г. № 37 утверждены схема развития и размещения ООПТ в г. Москве, перечень существующих ООПТ и планируемых к созданию ; постановлениями Правительства Москвы от 19 февраля 2002 г. № 139-ПП утверждено положение о порядке ведения государственного кадастра ООПТ г. Москвы ; от 9 апреля 2002 г. № 262-ПП утверждены типовые положения о природных парках г. Москвы, государственных природных заказниках г. Москвы ; в Республике Марий Эл - законом от

7 марта 2008 г. № 8-З урегулированы вопросы пользования землями ООПТ;32 постановлениями Правительства от 7 июля 2008 г. № 174 утвержден Порядок организации ООПТ местного значения ; от 14 июля 2008 г. № 182 утверждено Положение о памятниках природы республиканского значения и др.

Учитывая право РФ и субъектов РФ осуществлять взаимное делегирование полномочий, в ряде случаев практикуется заключение соглашений (договоров), предусматривающих такое делегирование. К их числу относятся следующие соглашения - о порядке взаимодействия между Правительством Республики Башкортостан и Госкомитетом РФ по охране окружающей среды по управлению государственными природными заповедниками "Башкирский" и "Шульган-Таш" от 25 июня 1999 г.; о передаче части полномочий и взаимодействия в области управления ООПТ между Госкомитетом РФ по охране окружающей среды и администрацией Чукотского автономного округа от 7 июля 1997 г.; о Волжско-Камском государственном заповеднике между Минприро-

ды РФ и Минприроды Республики Татарстан от 29 августа 1994 г; о разграничении и передаче осуществления полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов между Правительством РФ и Правительством Республики Саха (Якутия) от 28 июля 1995 г. № 3; о взаимоотношениях по обеспечению деятельности национального парка "Пле-щеево озеро" между Минприроды РФ и Администрацией Ярославской области от 1 февраля 2001 г .

Проблема обеспечения экологической безопасности населения РФ является важнейшей составляющей национальной безопасности страны. Повышенный интерес к экологической проблематике обусловлен современной экологической обстановкой в России, которая, к сожалению, небезупречна.

Охрана природы и рациональное природопользование во многом зависят от согласованных действий многих государств, особенно сопредельных, а нередко и всего мирового сообщества. В этой связи особую значимость приобретают принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

К числу основных международных договоров, касающихся вопросов ООПТ РФ, относятся Конвенция о водно-болотных угодьях; Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия; а также соглашения о создании и функционировании ООПТ, примыкающих к государственной границе, такие как Соглашение о создании международного природного резервата "Дружба" между Правительством СССР и Правительством Финляндии от 26 октября 1989 г, Соглашение о создании международного заповедника на озере Ханка между Правительством РФ и Правительством КНР от 26 апреля 1996 г. .

За нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ предусматривается административная ответственность (ст. 8.39 КоАП) и уголовная ответственность за нарушение режима ООПТ (ст. 262 УК).

Целью ст. 262 УК является обеспечение защиты ООПТ, предотвращение причинения им, а равно населяющему их животному миру, произрастающим на их территориях лесам и иной растительности вреда. В целом блок уголовно-экологического законодательства в УК представлен гл. 26. При применении уголовного закона и возложении на лицо, совершившее преступление, уголовной ответственности необходимо учитывать тесную связь норм уголовно-экологического блока с нормами смежных отраслей права в силу отсылочного характера диспозиций экологических составов преступлений.

Уголовно-экологическое законодательство и иные правовые акты образуют единый массив, хотя, разумеется, составные части этого массива являются различными по своей юридической природе и месту в структуре отраслей российского законодательства. Соответственно уголовно-экологическое законодательство в целом, помимо гл. 26 УК, включает и "нормы, восполняющие бланкетность или являющиеся адресатом отсылки", закрепленные в названных выше правовых актах, а также соответствующие "административно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за административные проступки" .

Несмотря на столь обширную и многогранную систему законодательства опыт правоприменения свидетельствует о том, что сложившаяся система не лишена недостатков.

Как справедливо отмечено Виби Даумом, "формально экологическое законодательство России охватывает все вопросы охраны окружающей среды, однако на практике не обеспечивает предупреждения экологических последствий хозяйственной деятельности и охрану здоровья" .

В силу бланкетного построения экологических составов преступлений правоприменителям, готовящим и принимающим решения о привлечении к уголовной ответственности, как правило, непросто ориентироваться в системе, структуре, уровне правовой урегулированнос-ти охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения и территорий .

Список литературы

1. Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ. - М., 1998.

2. Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 12. -Ст. 1024.

3. Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. -Ст. 133.

4. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 16. - Ст. 834.

5. Никитин В.В. Правовые основы охраны особых природных территорий в субъектах РФ. - М., 2005. - С. 115.

6. Хамидулина Д.Ф. Некоторые проблемы правового режима особо охраняемых природных территорий // Аграрное и земельное право. - 2005. - № 4. - С. 114.

7. Степаницкий В.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ "Об особо охраняемых природных территориях". - М., 2001.

8. Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 9. -Ст. 713.

9. Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 26. -Ст. 2519.

10. URL: http://ecology.gpntb.ru/useiullinks/oficialdoc/ zakonrf/zakons_federalzak/zakons_237/

11. URL: http://ecology.gpntb.ru/useiullinks/oficialdoc/ zakonrf/zakons_federalzak/zakons_211/

12. URL: http://www.ecolife.org.ua/laws/ru/17.php

13. URL: http://www.ecoguild.ru/docs/expertiselow.htm

14. URL: http://ecology.gpntb.ru/usefullinks/oficialdoc/ zakonrf/zakons_federalzak/zakons_251/

15. URL: http://www.securpress.ru/documents/23.htm

16. URL: http://www.securpress.ru/documents/5.htm

17. URL: http://www.securpress.ru/documents/10.htm

18. URL: http://rospotrebnadzor.ru/documents/ zakon/458/

19. URL: http://www.medinfo.ru/medzakon/zdrav_rf/ zakoni/zdrzak15.phtml

20. URL: http://www.mcxpx.ru/base_gvc/vetzac/ document/111.html

21. URL: http://www.tamognia.ru/laws/law_1564.html

22. URL: http://www.chem.isu.ru/pest/low.html

23. URL: http://www.rg.ru/2006/11/08/shelf-doc.html

24. Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 44. -Ст. 5014.

25. Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 46. -Ст. 5344.

26. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - № 4.

27. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 38.

28. Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 6. -Ст. 758.

29. Собрание законодательства РФ. - 1996. - №2 51. -Ст. 5798.

30. Собрание законодательства РФ. - 1996. - №2 51. -Ст. 5799.

31. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - №2 36.

32. Российские вести. - 1993. - №2 33.

33. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - №2 17.

34. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - №2 22.

35. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - №2 33.

40. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2004. -№ 61.

41. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2004. -№ 65.

42. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2006. -

43. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2009. -№ 46.

44. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2000. - № 4 (часть II). - Ст. 107.

45. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2003. - № 1. - Ст. 38.

46. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2007. - № 7. - Ст. 355.

47. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2008. - № 5 (ч. II). - Ст. 274.

48. Ведомости Московской городской Думы. - 2005. -№ 8. - Ст. 165.

52. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2008. - № 8 (ч. II). - Ст. 411.

53. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2008. - № 8 (ч. II). - Ст. 419.

54. Виби Даума. "Евроремонт" российского законодательства // Экология и жизнь. - 2004. - №2 5. - С. 24.

В редакцию материал поступил 25.01.10

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории и природные объекты, уголовно-экологическое законодательство.



Просмотров