Основные гарантии обеспечения реализации принципов административного судопроизводства. Принципы российской административной юстиции. Общие черты процесса

Был введен в тот же период, что и золотослитковый для тех стран, которые не имели много золота (Германия, Дания, Австрия). Банкноты их вначале обменивались на валюты других стран (входящих в состав золотослиткового стандарта), а затем на золото. Т.е. золотодевизный стандарт основывался на золоте и валютах, обратимых в золото. Он включал также платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, которые называются девизами.

Золотодоллоровый стандарт .

Валютная система, заложенная в 1944 году на Бреттон-Вудской международной конференции, и основанна на использовании золота и доллара. Золото выступало в качестве окончательного средства международных расчетов. Доллар - главной резервной валютой, т.е. представителем золота.

Почему доллар?

    В этот период создается МВФ и во главе этого процесса - экономическая мощь США со всеми вытекающими из этого последствиями (преимуществами).

В результате Второй мировой войны большинство европейских стран и Япония были основательно разрушены, а производство США не только не понесло ущерба, но и напротив значительно расширилось за счет военных поставок воюющим государствам. Здесь было сосредоточено более 50% всего промышленного производства . США.

    В международной торговли послевоенного периода удельный вес США составлял 34%. Поэтому доллар пользовался повышенным спросом – иметь доллары было равносильно тому, что иметь золото как всеобщий эквивалент международной торговли.

(У большинства стран мира в те тяжелые для их экономики годы складывались пассивные платежные балансы, а США имели огромный активный платежный баланс).

3. При утверждении МВФ, входившие в него страны должны были 25% взносов покрывать золотом, а остальное – своей валютой. Т.о. были созданы золотовалютные резервы для регулирования курса валют в мировом хозяйстве. У США достаточно было и золота и валюты. США еще с 1934 года взяли на себя обязательство обменивать доллары на золото по цене 35 долл. за 1троицкую ункцию (31,035 гр.).

В результате, с образованием МВФ, страны вошедшие в него стали устанавливать курсы своих валют по отношению к долл., а затем пересчитывали его на золото.

В 50-е и 60-е годы экономические взаимоотношения большинства ведущих стран строились на основе Бреттон-Вудской системы - международной валютной системы, в соответствии с которой правительства этих стран согласились на введение фиксированных обменных курсов.

(С 1971 г. США отказались от обмена золота на долл. Доллар был дважды девальвирован. И, с этого времени все операции с золотом стали совершаться по ценам свободного рынка, хотя официальная цена на золото была отменена лишь в 1978 году.)

С 1978 года официально на смену фиксированного валютного курса был введен плавающий курс валют.

Денежная бумажно-кредитная система обращения

Для всех денежных систем , основанных на обороте кредитных денежных знаков, характерно:

1 - вытеснение золота как из внутреннего, так и внешнего оборота и оседание его в золотых резервах (в основном в банках); золото при этом выполняет функцию сокровища;

2 - выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;

    Создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

Ни для кого не секрет, что финансовые кризисы нашего тысячелетия вызваны монетарной политикой развитых стран. В первую очередь финансовый кризис обусловлен практикой печатания денег государств. В связи с этим, все чаще экономисты вспоминают былые времена мировой экономики, когда был золотодевизный стандарт.

Золотодевизный и золотой стандарты в истории обращения денег взаимодействовали и дополняли друг друга.

Первым, естественно, возник золотой стандарт в середине девятнадцатого столетия как необходимая мера торговых расчетов в индустриально развитых странах.

В основе золотовалютного стандарта был заложен принцип быстрого обмена (ликвидности) денежных знаков и монет на золото и обратно органами, которые выпускали и контролировали оборот денег в государстве.

Важной особенностью золотовалютного стандарта является жесткая привязка общего количества денег в стране к национальным запасам золота. Как вы понимаете, с такой системой очень тяжело печатать деньги безнаказанно. Но, что делать, если в стране не добывается свое золото? Не всем же повезло, как ЮАР.

На случай отсутствия собственной добычи золота в стране, правительство вынуждено было накапливать запасы золота за счет прибыли от продажи товаров и услуг. Отсюда и возник еще один принцип обращения денег при золотом стандарте: курс обмена денежных единиц рассчитывался в зависимости от наполнения денег золотом. То есть, валюты разных стран имели разное соотношение присутствия золота в каждой купюре.

Однако, все международные расчеты при золотовалютном стандарте отличались стабильностью курса валют и необходимостью поддержания платежного баланса отдельно взятой страны. То есть, правительство реально отвечало за состояние экономики страны и благосостояние народа определялось золотовалютными запасами.

Ситуация кардинально поменялась при Первой Мировой войне. Историки отмечают, что золотовалютный стандарт стал не эффективен, когда государство вынуждено нести серьезные военные затраты и постоянно брать кредиты в своих же национальных банков. Война способствовала росту инфляции. А государства пытались инфляцию сдерживать фиксированием курса валют.

К краху золотого стандарта привел и научно-технический прогресс. Посудите сами, начало двадцатого века знаменовался развитием промышленности и сельского хозяйства, что в свою очередь обеспечивало рост производства и потребления товаров и услуг. Правительства развитых стран уже не успевали обеспечивать постоянно растущий торговый баланс нужным количеством золота как обеспечения.

На помощь золотому стандарту пришел золотодевизный стандарт.

Золотодевизный стандарт предусматривал возможность мены банкнот на девизы стран, которые имели достаточный запас золота в обеспечении своей валюты.

Таким образом, после Первой Мировой войны страны договорились между собой, что международными деньгами будут те валюты, которые обладают золотовалютным обеспечением.

Так уж сложилось исторически, что на тот момент основными девизами были английский фунт стерлингов и доллар США.

Золото при этом не ушло с мировой арены, и золотовалютный и золотодевизный стандарты начали существовать вместе. Юридическое оформления законности обращения золотодевизного стандарта было закреплено на Генуэзской конференции в 1922 г.

Естественно, золотодевизный стандарт постепенно вытеснил золотовалютный. Практически все участники финансового рынка резко начали скупать британский фунт и американский доллар.

Как вы понимаете, такая расстановка сил на мировых финансовых рынках давали США и Британии определенные привилегии и требовали огромной ответственности.

Печально осознавать, но идиллия в истории золотодевизного стандарта длилась недолго. Монополизм международных валютных расчетов со стороны США и Британии был нарушен в 1929 г., когда начался мировой экономический кризис. Также, выпуск денег с привязкой к золоту стал крайне не выгоден с приходом Второй Мировой войны.

Таким образом, золотой стандарт просуществовал с 1880 г. по 1914 г., также был и в 1925-1931 гг. Конечно, много раз различные страны делали попытку восстановления золотовалютного и золотодевизного стандартов.

Резюмируя основные тезисы данной статьи, хотелось бы отметить, что возврат к золотовалютному или к золотодевизному стандартам серьезно помог бы мировой экономике в борьбе против экономических кризисов. Однако, учитывая ошибки истории, остаются споры по поводу стран – девизов, а также изменилась мерила ценности в целом: уже есть нефть, газ и другие мерила стоимости.

Административное судопроизводство - это деятельность судов по рассмотрению споров граждан и организаций с органами власти. Она регулируется КАС и другими законами.

Понятие административного судопроизводства

Административное судопроизводство - это система рассмотрения споров, возникших на общих основаниях. На деле еще жива дискуссия о сущности и границах административного судопроизводства. Некоторые юристы считают, что его частью являются дела, подлежащие рассмотрению согласно КоАП.

На сегодняшний момент законодатель придерживается иной концепции, которая и реализована путем принятия КоАП и КАС.

Соотношение с гражданским процессом

К сожалению, по формальным признакам сферы действия гражданского и административного судопроизводства сейчас не разграничить. Как определить, к какой сфере относится дело с участием чиновников, если о нем не говорится в процессуальных кодексах?

В 2015 году было издано письмо ВС РФ с подписью председателя коллегии по гражданским делам. В документе достаточно четко описано, к какой категории относить, например, пенсионные споры и дела о бездействии чиновников в вопросе постановке на жилищный учет. Письмо вызвало резонанс в среде практикующих юристов, однако не учитывать его нельзя. К тому же оно заполнило серьезный законодательный пробел.

Административное дело

Административными делами считаются споры, возникающие между органами власти и гражданами либо организациями. В ст. 1 КАС дан полный перечень дел, которые относятся к административному процессу.

Что в него входит? Вопросы:

  • о нарушении избирательных прав;
  • об оспаривании законности действия или бездействия органа власти или военного управления, отдельного чиновника;
  • об оспаривании законности нормативного акта;
  • об оспаривании законности ненормативного акта (индивидуального действия, например, приказа о наложении взыскания на военнослужащего);
  • об оспаривании действий и бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о получении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства;
  • об обязанности уплаты налогов и налоговых санкций;
  • о законности существования СМИ, политических партий и религиозных организаций;
  • о депортации иностранцев или лиц без гражданства;
  • о госпитализации в психиатрическую или противотуберкулезную больницу.

Суды, рассматривающие административные споры

Административное судопроизводство - это деятельность судов всех уровней: мировых, районных, областных, краевых, республиканских и Верховного суда страны.

Основная масса дел рассматривается мировыми и районными судами в первой инстанции.

Истец обязан выбрать суд, исходя из места нахождения ответчика за исключениями, указанными в законе.

Первой инстанцией для некоторых дел служат суды второго уровня (суды области края, республики, В некоторых случаях истцу дается право выбрать, в какой суд обращаться.

В административного судопроизводства включены лишь общие суды. Например, если коммерческая организация желает оспорить действия чиновника или органа власти или законность нормативно-правового акта, она обращается в арбитражный суд. Налоговые споры с участием коммерческих организаций решаются также в системе арбитража. Т.е. если экономическая деятельность предпринимателя или юридического лица затрагивается действиями чиновников, заявление рассматривают исключительно в арбитражном суде.

Принципы рассмотрения споров

Принципы административного судопроизводства - это базовые идеи, заложенные в систему производства. Это идеал, к которому надлежит стремиться. Они непосредственно изложены в кодексе. В перечень включены:

  • независимость суда;
  • равенство участников процесса перед законом;
  • разрешать споры, руководствуясь законностью и справедливостью;
  • рассмотрение споров в разумный срок и исполнение судебных актов, так же в разумный срок;
  • непосредственность разбирательства;
  • состязательность сторон;
  • гласность и открытость разбирательства;
  • активная роль суда.

Независимость суда и равенство сторон

Независимость означает исключение давления на суд со стороны участников процесса либо кем-то посторонним с целью повлиять на принятие решения.

Равенство означает равное положение, равный объем прав и обязанностей участников процесса.

Законность и справедливость разбирательства в разумные сроки

Законность - рассмотрение споров согласно положениям нормативно-правовой базы. Законность часто конфликтует со справедливостью, и их совмещение на практике постоянно вызывает проблемы.

Разумный срок - спор должен решаться в отведенные законом рамки. Так же должно исполняться и решение суда.

Непосредственность разбирательства, и открытости

Непосредственность разбирательства - суд принимает решение исключительно на доказательствах, исследованных при участии сторон в судебном процессе. Запрещено использовать в деле доказательства, которые не рассмотрены в процессе.

Состязательность процесса - каждая сторона обязана обосновывать свои доводы и предоставлять доказательства.

Гласность и открытость дает право любому желающему посетить заседание суда, информация о процессе должна быть общедоступной, решение суда также должно находиться в открытом доступе.

Активная роль суда

Административное судопроизводство - это, прежде всего, особое положение суда в процессе.

Судья вправе выйти за рамки требований иска, истребовать доказательства и вызывать свидетелей на свое усмотрение без ходатайства сторон. Активная роль суда обосновывается фактическим неравенством гражданина и организации перед органами власти.

Цели административного правосудия

Задачи административного судопроизводства включают в себя несколько пунктов:

  • доступ к правосудию;
  • защита нарушенных прав и интересов граждан и организаций;
  • правильное рассмотрение споров в указанные сроки;
  • укрепление законности.

Доступ к правосудию означает отсутствие препятствий для обращения в суд, обжалования его решений и т. д.

Защита нарушенных прав - это то, что обычно служит поводом подачи иска. Интересы - некие гарантии, предоставленные государством, возможность реализации тех или иных прав.

Правильное и своевременное разрешение спора - выполнение судом всех норм закона в рамках сроков, предписанных законом, в ходе рассмотрения дела.

Укрепление законности - пресечение незаконных действий органов власти, чиновников, которые являлись предметом обращения в суд или были выявлены в ходе процесса.

Виды административного судопроизводства

КАС предусматривает две формы судебного разбирательства:

  • исковое производство;
  • выдача судебного приказа.

В первом варианте подается иск и разбирательство производится в судебном заседании. Выслушав доводы сторон и изучив представленные доказательства, судья принимает решение.

Судебный приказ выносится на основе заявления и приложенного к нему пакета документов. Решение выносится без вызова и участия сторон. Если судья согласился вынести приказ, его копия с приложенными материалами отправляется должнику. Предоставляется 10 суток на написание заявления о несогласии с приказом.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Латинское слово principium- основа, первоначало. Они являются руководящими началами процессуальной деятельности. Учеными предложено много определений этого понятия. Остановимся на следующем: принципами административного судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущность организации и деятельности судов РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также дел, вытекающих из административных правоотношений.

Рассмотрим основные свойства принципов:

1. Нормативность. Ни одна правовая идея или доктрина не может быть принципом, пока она законодательно не будет закреплена. Принцип - это требование должного поведения, выраженное в законе, а научные идеи, доктрины таким свойством не обладают. Поэтому трудно согласиться с мнением В.Т. Томина, утверждавшего, что "правовые принципы опережают развитие закона". Отсутствие в нашей стране единого административного процессуального акта определенным образом отражается на многих проблемах административного судопроизводства, в том числе и на вопросах о принципах этого вида деятельности. Тем не менее мы можем констатировать, что принципы административного судопроизводства закреплены в Конституции РФ, ГПК РСФСР, КоАП РСФСР и других нормативных актах. Причем, есть принципы, закрепленные в ГПК, КоАП и не закрепленные в Конституции (коллегиальности и единоличные начала процесса, национального языка).

2. Регулятивность. Принципы - правила поведения, но правила наиболее высокой степени обобщённости. Они определяют собой построение административной юстиции, её устои, фундамент, выражают степень её демократизма.

3. Аксиоматичность. Принципы процесса обладают верховенством по отношению к другим нормам административного судопроизводства. Все иные нормы административной юстиции обусловлены принципами процесса. Содержание отдельных норм не может противоречить принципам. В этом отношении принципы - аксиомы административной юстиции.

4. Ненарушимость. Поскольку принципы выражают собой устои административной юстиции, их нарушение всегда влечет отмену правового акта, оспаривание совершенного процессуального действия, при котором было допущено нарушение. Нарушение других норм не всегда влечет за собой подобные последствия.

5. Универсальность. Действие принципов распространяется на все стадии административного процесса. Поэтому трудно согласиться с учеными, которые считают возможным выделять принципы для отдельных стадий.

Значение принципов:

1. В них выражена сущность административного судопроизводства

2. Служат гарантией достижения целей административного судопроизводства.

3. По зрелости и реальности принципов можно судить о демократичности административной юстиции.

4. Принципы указывают на направление дальнейшего развития законодательства об административном судопроизводстве.

Система и классификация принципов административного судопроизводства. Направления их развития В юридической литературе выделяются различные основания классификации принципов. Для принципов характерна качественная определенность (каждый принцип самостоятелен

и не может быть сведён к другому) и взаимообусловленность (реализация одного принципа

служит средством обеспечения другого). Так принцип материальной истины обеспечивает

реализацию принципа andi partem - недопустимости принимать во внимание доводы только

одной стороны.

Представление о системе принципов дает их классификация, т.е. объединение в

однородные группы (классы) по существенным общим признакам. Основой классификации

является рациональность:

1. Судоустройственые принципы.

Определяют независимость судебной власти и организационное построение суда.

2. Общеправовые принципы.

Обеспечивают охрану Интересов личности и общества в административном

судопроизводстве.(напр., принцип публичности, равенства всех перед законом)

3. Функциональные принципы.

Определяют порядок деятельности суда при разрешении административного спора.

Науке известны и другие классификации принципов:

1. Возможно подразделение принципов на закрепленные в Конституции и в отраслевом

законодательстве.

2.Деление принципов на общие для всего правосудия и на принципы судопроизводства по административным делам.

Можно выделить принципы по степени их общности: некоторые действуют во всех стадиях, а некоторые главным образом в суде - гласность, состязательность и т.д.

Поэтому не отвергая других классификаций, мы будем группировать принципы по их функциональной направленности. Конечно любая классификация относительна, и в предложенных классификациях можно найти пересекающиеся точки. Но все же эти классы в достаточной степени отражают специфику принципов административного судопроизводства на современном этапе развития нашего общества.



Просмотров