Обеспечение безопасности обучающихся в школе. Безопасность в ОО: как и кто обеспечивает

Перечень нормативных документов

по обеспечению комплексной безопасности образовательного процесса МБОУ СОШ №3

а) Комплект нормативных документов по безопасности и антитеррористической защищённости:

1. Паспорт антитеррористической защищенности.

2. Паспорт по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Комплексный план безопасности.

4. План подготовки к новому учебному году по вопросам безопасности.

5. План деятельности по обеспечению антитеррористической защищённости.

6. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

7. Акт обследования антитеррористической защищённости и противопожарной безопасностигимназии.

8. Приказ «О назначении лиц за организацию безопасной работы».

9. Приказы о назначении внутрипроверочных комиссий по:

  • проверке антитеррористической защищённости и противопожарной безопасности;
  • проверке чердачных, подвальных и подсобных помещений;
  • проверке состояния стадиона, спортивного зала, спортивного и игрового оборудования;
  • проверке состояния здания школы;
  • проведению санитарно – профилактических мероприятий;
  • проверке ключей 1-го и 2-го комплекта;
  • проверке медицинского имущества и лекарственных препаратов; проверке состояния запасных выходов, аварийного освещения;
  • проверке организации хранениярадиоактивных веществ;

10. Приказ «О введении контрольно – пропускного режима».

11. Должностные инструкции по безопасности.

12. Пропуска на работников и учащихся.

13. Должностная инструкция заместителя директора по безопасности.

14. Документация пункта охраны:

  • журнал учёта посетителей;
  • журнал приёма и сдачи дежурства;
  • журнал замечаний;
  • журнал выдачи ключей от служебных помещений;
  • журнал регистрации инструктажей работников по антитеррористической защищённости;

15. Инструкция работнику, осуществляющему контрольно-пропускной режим.

16. Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему.

17. Инструкция по порядку действий при возникновении аварийных ситуаций.

18. Инструкция по использованию системы видеонаблюдения.

19. Инструкция по пользованию системы подачи тревожных сигналов.

20. Инструкция о порядке пользования тревожной сигнализацией.

21. Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.

22. Инструкция по пожарной безопасности в учреждении.

23. Инструкция по правилам пользования автоматической пожарной сигнализацией.

24. Инструкция по мерам пожарной безопасности при проведении праздничных мероприятий.

25. Порядок действий в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

26. Предупредительно – защитные меры при признаках террористической угрозы.

27. Перечень признаков, свидетельствующих о возможных диверсионно-террористических устремлениях в отношении объекта.

28. Памятка о поведении персонала при получении письменного анонимного сообщения об акте терроризма.

29. Памятка о порядке действий при пожаре.

30. Система обходов помещений и территории школы должностными лицами и дежурными работниками.

31. Алгоритм действий дежурного работника при обходах здания и территории гимназии.

32. Схема антитеррористического обхода гимназии дежурными работниками.

33. Схема оповещения учащихся и сотрудников МБОУ СОШ №3 при возникновении чрезвычайных ситуаций в рабочее время.

34. Схема оповещения учащихся и сотрудников МБОУ СОШ №3 при возникновении чрезвычайных ситуаций в нерабочее время.

35. Контрольный лист наблюдения при получении угрозы по телефону.

36. График несения службы дежурными работниками.

37. Список номеровтелефонов дежурных и аварийных служб, руководящего состава школы и Управления образования.

б) Комплект нормативных документов по пожарной безопасности:

1. План противопожарных мероприятий на год.

2. Планы эвакуации.

3. Памятка-инструкция по эксплуатации АПС для руководителя и ответственных лиц.

4. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений.

5. Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов.

6. Акты о проведении учебных тренировок.

7. Акты осмотров помещенийсогласно требований ППБ (1 раз в квартал).

8. Акт проверки работоспособности системы оповещения о ЧС

(1 раз в месяц).

9. Акт обработки огнезащитными средствами деревянных несущих конструкций.

10. Акт проверки замера сопротивления изоляции электросети(в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно).

11. Приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность».

12. Приказ « О противопожарном режиме в школе».

13. Приказ «О назначении ответственных лиц за эксплуатацию систем АПС».

14. Приказ «О назначении ответственных лиц за противопожарное состояние школы».

15. Приказ «О создании добровольной пожарной дружины».

16. Приказ «О соблюдении мер пожарной безопасности

в спортивном зале».

17. Приказ о назначении лица, ответственного за средства пожаротушения.

18. Приказ «О назначении ответственных лиц за электрохозяйство».

19. Приказы о назначении внутрипроверочных комиссий по:

  • проверке противопожарной безопасности;
  • проведению технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов;
  • проверке чердачных, подвальных и подсобных помещений;
  • проверке ключей 1-го и 2-го комплекта.

20. Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе.

21. Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара.

22. Инструкция о порядке действий администрации на случай возникновения пожара.

23.Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей при пожаре.

24. Журнал учёта первичных средств пожаротушения.

25. Журнал регистрации противопожарного инструктажа.

26. Журнал проведения занятий по противопожарной безопасности.

28. Нормы оснащения помещений первичными средствами пожаротушения.

29. Порядок действий при пожаре.

в) Комплект нормативных документов по охране труда:

1. Устав школы.

2. Коллективный договор.

3. Соглашение по охране труда между администрацией и профсоюзным комитетом.

4. Правила внутреннего трудового распорядка.

5. План организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда.

6. План работы комиссии по охране труда.

7. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

8. План ремонтных работ.
9. План противопожарных мероприятий.

10. План мероприятий по подготовке теплопотребляющих установок и тепловых сетей к работе в отопительном сезоне.

11. Акт проверки выполнения соглашения по охране труда (оформляется два раза в год).

12. Акт общего технического осмотра зданий и сооружений (оформляется два раза в год).

13. Акт готовности учреждения к новому учебному году (оформляется ежегодно перед началом учебного года).

14. Акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских.

15. Акт-разрешение на проведение занятий в учебных мастерских и спортивных залах (оформляются ежегодно перед началом учебного года).

16. Акт-разрешение на проведение занятий в специализированных кабинетах (оформляются для вновь организованных или реконструированных).

17. Приказ «О назначении специалиста по охране труда».

18. Приказ «О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы».

19. Приказ «Об утверждении инструкций по охране труда».

20. Приказ «О продлении срока действий инструкций по охране труда».

21. Приказ «О создании комиссии по охране труда».

22. Приказ «О состоянии охраны труда» (оформляется один раз в три месяца).

23. Приказ «О назначении ответственного за эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей».

24. Приказы о назначении внутрипроверочных комиссий по:

  • проверке знаний по охране труда;
  • готовности кабинетов, учебных мастерских, спортивного зала на проведение занятий:
  • создании аттестационной комиссии для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • назначении комиссии для расследования профессионального заболевания;
  • назначении постоянно действующей квалификационной комиссии для проверки знаний правил по электробезопасности;
  • назначении комиссии для расследования несчастного случая на производстве;
  • назначении комиссии для расследования несчастного случая, происшедшего по пути на работу (с работы);
  • назначении комиссии для расследования несчастного случая с обучающимся;
  • проверке соблюдения техники безопасности и охраны труда в кабинете химии.

25. Перечень профессий и должностей работников, освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте.

26. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по охране труда.

27. Перечень работ и профессий, по которому должны выдаваться средства индивидуальной защиты (СИЗ).

28. Программа вводного инструктажа по охране труда.

29. Программы первичного инструктажа по охране труда для сотрудников гимназии.

30. Тематический план и программа обучения по охране труда.

31. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.

32. Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.

33.Журнал инструктажа учащихся по технике безопасностипри организации общественно полезного,производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

34. Журнал учёта выдачи удостоверений по охране труда.

35. Журнал учёта выдачи инструкций по охране труда.

36. Журнал административно-общественного контроля по охране труда.

37. Журнал технической эксплуатации здания.

38. Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств спортивных залов.

39.Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися.

40. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

41. Экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда.

42. Протокол заседания комиссии по проверке знаний по охране труда.

43. Удостоверения по проверке знаний по охране труда руководителей и сотрудников.

44. Протокол собрания профсоюза по выборам уполномоченных лиц по охране труда.

45. Соглашение между администрацией и профсоюзным комитетом по охране труда.

46. Личные карточки учёта выдачи средств индивидуальной защиты.

47. Инструкции по охране труда:

  • Инструкцияпо охране труда директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3.
  • Инструкцияпо охране трудазаместителя директора по безопасности.
  • Инструкцияпо охране трудазаместителя директора по учебно-воспитательной работе.
  • Инструкцияпо охране трудазаместителя директора по воспитательной работе.
  • Инструкцияпо охране трудазаместителя директора по АХЧ.
  • Инструкцияпо охране трудаклассного руководителя, учителя.
  • Инструкцияпо охране труда воспитателя ГПД.
  • Инструкцияпо охране труда гардеробщика.
  • Инструкцияпо охране трудасторожа.
  • Инструкцияпо охране труда дворника.
  • Инструкцияпо охране труда делопроизводителя.
  • Инструкцияпо охране труда секретаря.
  • Инструкцияпо охране труда педагога-психолога.
  • Инструкцияпо охране труда лаборанта химии.
  • Инструкцияпо охране труда лаборанта физики.
  • Инструкцияпо охране труда рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений.
  • Инструкция по охране трудадля уборщика служебных помещений.
  • Инструкция по охране трудадля повара учреждения.
  • Инструкцияпо охране труда воспитателю оздоровительного лагеря дневного пребывания на базе учреждения образования по обеспечению пожарной безопасности в спальных корпусах.
  • Инструкцияпо охране труда Сторожу детского оздоровительного лагеря дневного пребывания на базе учреждения.
  • Инструкцияпо охране труда воспитателя.
  • Инструкция по охране труд при эксплуатации электроустановок до 1000 В.
  • Инструкция электробезопасности для персонала 1-й квалификационной группы.
  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии.
  • Инструкция по охране труда при работе в учебных кабинетах.
  • Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии.
  • Инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии.
  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете физики.
  • Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике.
  • Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике.
  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии.
  • Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии.
  • Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии.
  • Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по биологии.
  • Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке.
  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете информатики.
  • Инструкция по охране труда при работе на видеодисплейных терминала (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ).
  • Инструкция по охране труда при работе на копировально-множительных аппаратах
  • Инструкция по охране труда заведующего учебным кабинетом, мастерской,спортзалом, руководителя общественно-полезного труда, кружка, спортивной секции, мастера производственного обучения.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах начальных классов, математического и гуманитарного циклов.
  • Инструкция по технике безопасности на уроках труда в начальной школе.
  • Инструкция по охране труда в библиотеке
  • Инструкция по охране труда при проведении учебных (учебно-полевых) сборов
  • Инструкция по охране труда при проведении стрельб.
  • Инструкция по охране труда при проведении практических занятий по курсу ОБЖ.
  • Инструкция по охране труда припроведении занятий по гимнастике.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий по легкой атлетике.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий по лыжам.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий по плаванию.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.).
  • Инструкция по охране труда при проведении спортивных соревнований.
  • Инструкция по охране трудадля учителя физкультуры, тренера, руководителя спортивной секции, организатора спортивных мероприятий.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в тренажерном зале.
  • Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей,конкурсов, конференций, слетов, брейн-рингов и др.).
  • Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.
  • Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, встреч с ветеранами ВОВ и труда, дискотек и др.).
  • Инструкция по обеспечениюбезопасности перевозок автобусами обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Московской области.
  • Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения.
  • Инструкция по охране труда при обучении вождению автомобиля.
  • Инструкция по охране труда при выполнении полевых работ.
  • Инструкция по охране труда при уборке помещений.
  • Инструкция по охране труда при работе электрифицированным инструментом.
  • Инструкция по охране труда при работе с электромясорубкой.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии (кулинарии и швейного дела).
  • Инструкция по охране труда приработе с кухонной электроплитой.
  • Инструкция по охране труда при мытье посуды.
  • Инструкция по охране труда при использовании проектора.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии учебных мастерских.
  • Инструкция по охране труда при ручной обработке древесины.
  • Инструкция по охране труда при работе на сверлильном станке.
  • Инструкция по охране труда при работе на заточном станке.
  • Инструкция по охране труда при токарном станке по металлу.
  • Инструкция по охране труда при работе на токарном станке по дереву.
  • Инструкция по охране труда при паянии.
  • Инструкция по охране труда при работе с муфельной электропечью.
  • Инструкция по охране труда при выполнении электромонтажных работ.
  • Инструкция по охране труда при работе на циркулярном станке.
  • Инструкция по охране труда при работе на лестницах и стремянках.
  • Инструкция по пожарной безопасности в учебных кабинетах и мастерских.
  • Инструкция по охране труда при работе с применением переносных электроинструментов.
  • Инструкция по охране труда при ручной обработке металла.
  • Инструкция по охране труда при работе с тканью.
  • Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом.
  • Инструкция по охране труда при кулинарных работах.
  • Инструкция по охране труда при работе на тестомесе.
  • Инструкция по охране труда при работе на картофелечистке.

г) Комплект нормативных документов по гражданской обороне:

1. План проведения основных мероприятий гражданской обороны на учебный год.

2. План гражданской обороны школы.

3. План действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Календарный план основных мероприятий ГО и ЧС.

4. План занятий с сотрудниками и учащимися по действиям в ситуациях террористического характера.

5. Календарный тематический план занятий с учителями и сотрудниками по гражданской обороне на год.

6. План текущейработы комиссии по чрезвычайным ситуациям и штаба гражданской обороны на год.

7. Приказ «О создании объектовых звеньев городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны».

8. Приказ «О назначении сборного эвакуационного пункта».

9. Приказ «О подготовке и проведении Дня защиты детей».

10. Приказ «О состоянии работы по гражданской оборонеи задачах на следующий год».

11. Инструкции по действиям персонала школы в чрезвычайных ситуациях и при выполнении мероприятий гражданской обороны.

12. Функциональные обязанности начальника гражданской обороны.

13. Функциональные обязанности начальника штаба по делам ГО и ЧС.

14. Функциональные обязанности председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

15. Журнал учёта занятий по гражданской обороне.

16.Схемы оповещения постоянного состава школы.

17.Документация сборного эвакуационного пункта (СЭП).

18. Схема организации гражданской обороны в школе.

д) Комплект нормативных документов по электробезопасности:

1. Приказ «О назначении ответственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в период длительного отсутствия».

2. Журнал учёта присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу. (Оформляется один раз в год).

3. Перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей необходимо иметь квалификационную группу по электробезопасности. (Утверждается директором гимназии).

4. Перечень должностей и профессий для неэлектротехнического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей требуется иметь 1 квалификационную группу по электробезопасности.(Утверждается директором гимназии).

5. Перечень видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок. (Утверждается директором гимназии).

6. Протоколы проверки сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования. (Составляется ежегодно проверяющей организацией).

7. Однолинейные схемы электроснабжения потребителей. (Должны быть на внутренней стороне дверец всех электрощитов).

8. Журнал учёта и содержания средств защиты. (Заполняется один раз в 6 месяцев).

9. Список ответственных лиц, имеющих право вести оперативные переговоры с энергоснабжающей организацией в случае аварийных ситуаций в электроустановках. (Подаётся ежегодно в энергоснабжающую организацию).

10. Акт разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон между энергоснабжающей организацией и образовательным учреждением.

е) Положения:

1. Положение «О контрольно - пропускном режиме».

2. Положение «О дежурстве».

3. Положение «О проведении инструктажа по охране труда».

4. Положение «О проведении противопожарного инструктажа».

5. Положение «О гражданской обороне гимназии».

6. Положение «О службе охраны труда».

7. Положение «Об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса».

8. Положение «Об уполномоченном лице по охране труда».

9. Положение «О комиссии по охране труда».

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Статья 1 Закона РФ «О безопасности»

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.

Безопасность образовательного учреждения складывается из многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.

Целью работы школы – в области безопасности является обеспечение безопасности воспитанников и работников образовательного учреждения во время их учебной деятельности с использованием современных достижений в этой области.

Главная задача, решаемая в области безопасности - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей

Направления работы:

1. Комплексная безопасность образовательного учреждения.

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков.

3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Военно-патриотическое воспитание воспитанников.

5. Организация медицинского освидетельствования юношей допризывного возраста и их постановки на первичный воинский учет.

Пожарная безопасность.

1. Реализация комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и исключение пожаров в школе.

2. Развитие знаний и навыков поведения воспитанников и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров.

3. Поддержка в исправном состоянии систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре.

4. Обеспечение укомплектованности школы первичными средствами пожаротушения; периодическая их проверка, выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки, путей эвакуации.

5. Обеспечение наличия и исправности источников наружного противопожарного водоснабжения, периодическая их проверка.

Безопасность дорожного движения.

1. Реализация плана работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий.

2. Исключение случаев дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников.

3. Пропаганда знаний правил дорожного движения среди воспитанников.

4. Развитие в школе движения ЮИД.

Антитеррористическая защищенность.

1. Реализация плана по антитеррористической деятельности.

2. Подготовка воспитанников и сотрудников школы к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма в образовательном учреждении.

3. Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий.

4. Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Для формирования навыков воспитанников и педагогов действовать в экстремальных ситуациях в школе регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности, по безопасности дорожного движения, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Традиционно в День знаний, День защиты детей, в канун школьных каникул в школе проводятся игры, эстафеты, практические занятия и тренинги, направленные на формирование сознательного отношения к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В обеспечении условий безопасности учебного заведения школа руководствуется Федеральными законами, постановлениями правительства РФ, городскими, окружными и внутренними нормативными актами.

Как обеспечивается безопасность учеников в школе?

За организацию безопасности в школе отвечает - заместитель директора школы по безопасности Дуравкина Полина Ивановна.

Пропускной режим и охрану здания школы осуществляет ЧОП.

Охрана школы располагает всем необходимым для экстренного вызова необходимой и квалифицированной помощи при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе, кнопкой тревожной сигнализации, осуществляющей связь с управлением вневедомственной охраны. В школе установлена система автоматической пожарной сигнализации, для вызова по тревоге расчета пожарной команды.

Ежегодно контролирующими организациями проводится приемка готовности школы к новому учебному году - осуществляется проверка систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Чрезвычайных ситуаций в школе не было.

Во время учебного процесса выполнение установленных норм и правил поведения в школе контролируются учащимися дежурных классов и педагогами, дежурными на этажах. Общий внутришкольный контроль осуществляет дежурный администратор.

Порядок входа в школу и выхода из школы учеников и посетителей.

Учащиеся школы проходят в здание свободно при визуальном контроле. Выход учащихся из школы осуществляется после окончания учебных занятий. Руководители кружков и секций встречают своих воспитанников у входа в школу, провожают их на занятия и обратно.

На основании приказа директора школы о пропускном режиме родители воспитанников пропускаются в школу в заранее согласованное время на переменах или после занятий по предъявлению документа, удостоверяющего личность, в сопровождении дежурного администратора или педагога, к которому они прибыли. Сотрудник охраны заносит данные о посетителе в журнал регистрации.

Запрещен вход в школу любых посетителей, если они отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность, и объяснить цель посещения.

Воспитанники школы не могут покинуть здание во время учебного процесса без особого разрешения воспитателя или дежурного администратора.

Безопасность ребенка в школе зависит от работников школы, от внимательного участия родителей в школьной жизни и, самое главное, от дисциплинированности и внимательности ученика.

В песне, звучащей во всех школах на торжественной линейке первого сентября, поется про «школьные годы чудесные». Как всем знакома и дорога эта удивительная мелодия. Родители действительно мечтают о благополучных, счастливых школьных годах для своего подросшего малыша.

К сожалению, не всегда это время столь безмятежно и родители не могут постоянно находиться рядом со ребенком, но научив детей основным правилам поведения в опасной или нестандартной ситуации, можно уберечь их от ошибок.

Основные правила поведения школьника

  • Незнакомец!

Самое главное правило безопасности поведения детей, которое должен соблюдать абсолютно каждый ребенок по пути в школу, это не разговаривать и никуда не ходить с незнакомыми людьми . Нельзя садиться в машину к незнакомцу, который предлагает подвести до дома, даже если он говорит, что дружен с родителями и это они попросили подвести ребенка домой.

Чтобы не предлагал незнакомец - конфету, котенка или прогулку в парк, малыш не должен вступать в разговор, а если человек настойчиво навязывает свое общество, то тут нужно научить ребенка действовать, например, громко кричать, привлекая внимание прохожих. Объяснить ребенку, что в этой опасной для жизни ситуации нельзя бояться и стесняться, здесь безопасность жизни гораздо важнее правил приличия.

  • Вместе с другом

Лучше всего в школу ходить компанией одноклассников , по тем улицам, где ребята будут на виду у прохожих.

«Скажи мне кто твой друг…» Дружба - это важная часть школьной жизни, и следует внимательно относиться к тем, кто находится рядом с ребенком.

Школьник должен осознавать, что одноклассник, который носит опасные вещи (острые колющие предметы, оружие, взрывчатые, наркотические вещества), не может быть хорошим человеком и верным другом.

Отдельной темой следует обсудить с ребенком тему наркотиков, кто и как их может предлагать попробовать или продать.

Задача родителей- научить школьника рассказывать обо всех опасных ситуациях, происходящих с ним в школе или по дороге, а им научиться его слушать и понимать.

  • Местные хулиганы

В каждой школе присутствуют охранники, контролирующие пропускной режим, но они не могут оградить детей от школьников, которым не свойственна воспитанность и дисциплинированность. К сожалению, такие ученики в школе есть. Расскажите доходчиво своему ребенку, что он должен находиться рядом с учителем и учениками из класса, нельзя одному оставаться в безлюдных школьных местах, категорически запрещено забираться в подвальные и чердачные помещения.

После урока, проведенного на улице, следует со всем классом идти в школу, нельзя задерживаться на спортплощадке.

Школьные драки могут возникнуть из-за любой мелочи. Если же драка обращена в сторону самого ребенка, то нужно уметь постоять за себя, руководствуясь элементарными приемами самообороны. Но если есть возможность убежать от драки, то лучше убежать. Физическая безопасность крайне важна для каждого человека.


Ответственность школы

Прилегающие к школе дороги должны быть оборудованы светофорами, пешеходными переходами, лежачими полицейскими и, конечно, все дороги должны хорошо освещаться. На первых этажах здания должны быть установлены металлические решетки. Следует напомнить родителям, что на верхней одежде ребенка и его портфеле обязательно наличие светоотражающих элементов , которые могут сыграть решающую роль в предотвращении ДТП.

В школе должны проводиться спецуроки, направленные на безопасность учащихся, правил дорожного движения, а также о правилах безопасности во время ЧС. Только постоянное повторение правил поведения при ЧС способно помочь школьнику сориентироваться в момент наступления такой ситуации.

С момента, как ребенок вступил на территорию образовательного учреждения, школьная администрация несет за него полную административную и юридическую ответственность.

Администрация школы должна уделять особое внимание пожарной безопасности и вовремя проводить все мероприятия, направленные на предотвращение несчастных случаев.

Обязанности школьного охранника

В каждой школе существует пропускной режим. Если внутри здания оказался посторонний, то охранник должен отвечать за его присутствие на территории школы со всей ответственностью. Помимо этого охранник обязан пресекать начинающиеся драки, следить за тем, чтобы школьники не нарушали устава школы, не проносили опасные предметы, соблюдали правила и требования безопасности.

Охрана детского здоровья в школе

Меру ответственности администрации школы в ситуациях, где был нанесен вред здоровью ребенка, определяет компетентный следственный орган.

Администрация учебного заведения обязана следить за прививочными листами каждого из своих учеников, вовремя делать вакцинацию и ревакцинацию.

При возникновении резкого всплеска какого-либо заболевания школьная администрация должна немедленно ввести карантин.

Если школьнику причинен вред на уроке, то ответственен за это педагог, который проводил урок. При возникновении инцидента на перемене вся ответственность возлагается на дежурного учителя. Ответственность за все нарушения, произошедшие на территории школы, несет директор.

Травматизм, несчастные случаи, насилие, воровство, к сожалению, хотя бы один пункт из этого списка присутствует в каждой школе. Тесная работа родителей и педагогов, учеников и преподавателей может, если и не исключить полностью эти опасные ситуации, то свести к минимуму их последствия.


Безопасность детского питания

Не менее важным для безопасности школьников является питание в школьной столовой. Последнее время этому уделяется особое значение. Важно, чтобы повара, которые готовят питание детям, были здоровы. Для этого им необходимо контролировать следующии анализы:

1) Посев из зева
2) Кал на яйцеглист
3) Анализ на фермент печени - гамма глютамилтранспептидаза (гамма-ГТ)

Вмешиваться ли в школьную жизнь ребенка

Если нет прямой угрозы жизни ребенка, то позвольте все конфликты решать ему самому. Поговорите с ребенком, как он видит эту ситуацию, что он может предпринять для благоприятного разрешения конфликта. Почему это произошло и как себя вести, чтобы впредь такой ситуации не возникло. Разумное невмешательство укрепит уверенность ребенка в собственных силах, научит правильному общению и положительной социализации.

Помните, что даже незначительный случай, для взрослых кажущийся пустяком, для школьника имеет масштаб трагедии. Выслушайте ребенка, поговорите с ним. Каждый день спрашивайте как дела, не обижают ли его другие школьники, не «цепляются» ли к нему учителя, не происходит ли за стенами школы чего-то противозаконного.


Конфликт с учителем

Конфликт может возникнуть не только со сверстниками, но и с учителем. Чтобы ни произошло, вы всегда должны оставаться на стороне своего ребенка, но направить его поведение в созидательное русло . Если ребенок не согласен с учителем, то свое недовольство он может высказать родителям или директору.

Для выяснения деталей конфликта отлично подходит беседа в составе учитель – ученик – родитель . В таком диалоге вам станет ясна суть проблемы.

Если у вас возникли серьезные подозрения в компетенции преподавательского состава, обратитесь в управленческий совет школы. Контроль родителей в этом деле никогда не бывает лишним.

Каждая школа должна быть оборудована системой видеонаблюдения . Если в вашей школе еще не установлены камеры контроля, этот вопрос следует обсудить на совете школы.


Подведем итоги.

  • Научить детей поведению, безопасному для их жизни.
  • Опасаться посторонних, не вступать в диалог.
  • Личная недисциплинированность может быть опасна.
  • Дети во всем берут пример с поведения взрослых.

Совокупность мер и мероприятий учебного заведения называется комплексной безопасностью школы. Данные меры осуществляются при взаимодействии с правоохранительными органами, органами самоуправления, другими службами.

Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, в первую очередь, заботится о его безопасности. Особенно сегодня? как никогда ребенок обязан находиться в безопасности, начиная от дороги из дома до самой школы, и особенно внутри общеобразовательного учреждения. Конечно, в первую очередь, безопасность детей в школе должны обеспечивать администрация и охрана. Каждая школа периодически проводит различные общешкольные собрания, в которых принимают участие как учителя, так и родители. На таких собраниях уделяется большое внимание обучению детей о том, как правильно вести себя в различных ситуациях. Цель учебного общеобразовательного учреждения — научить ребенка параллельно с повышением качества образования преодолевать возникающие на его пути трудности: знать правила эвакуации из здания школы и не поддаваться панике, выучить правила дорожного движения, не брать в школу дорогие вещи и другое.

Каждая школа обязана защитить здоровье ребенка и отвечать за его сохранность, соблюдать технику безопасности, а также обучать учащихся способам обеспечения личной безопасности, а также безопасности окружающих. В школе должны быть предусмотрены меры по пожарной и антитеррористической безопасности, контроль за здоровьем школьников, состоянием здания, а также обеспечить ознакомление общественности с мерами безопасности. Не реже двух раза в год организуются тренировки с персоналом, а также учащимися по эвакуации людей, ознакомление их с действиями в чрезвычайных ситуациях. Должны проводиться ежедневные осмотры состояния территории, ограждения, спортивных площадок. Необходим контроль за продуктами. В школе разрабатывают планы, маршруты по эвакуации, инструкции и брошюры по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

С целью обеспечения безопасности детей разработаны специальные паспорта, в которых включены правила безопасности дорожного движения. Практически в каждой школе регулярно проводятся мероприятия и классные часы, обучающие детей поведению на дороге. Очень важно ознакомить детей с планом эвакуации школы.

Обеспечение безопасности детей в школе руководствуется Федеральными законами, а также постановлениями правительства и другими нормативными актами.

В каждой школе должна быть установлена противопожарная сигнализация. Все этажи должны быть оснащены огнетушителями, а также установлена специальная кнопка вызова наряда полиции. Абсолютно во всех школах существует круглосуточная вахта, которую несут работники охранного агентства. В случае пожара, все действия коллектива должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, немедленную эвакуацию и их спасение. Эвакуация не должна занимать больше семи или десяти минут.

Особое внимание нужно уделить электробезопасности. Все электрощитовые приборы должны быть закрыты на замки. Электрические приборы должны постоянно проходить проверку.

С существующей террористической опасностью проводятся меры по недопущению на территорию учебного заведения посторонних лиц. Эти меры проводят охрана, администратор, дежурный учитель. Ведется постоянный учет посещающих школу граждан. При возникновении угрозы взрыва в школе разработан соответствующий план эвакуации, с которым предварительно знакомят также и учащихся школы. В школах должны осуществлять ежедневные дежурства администрации, а также дежурного класса. Каждую неделю руководство школы выделяет дежурный класс, который во главе с классным руководителем следит за порядком в школе, предупреждает обо всех ситуациях и возникающих опасностях администрацию заведения.

Важным элементом безопасности ребенка в школе является его питание, которое должно соответствовать всем нормам. Еда должны быть качественной. Для исключения случаев отравления каждый день должна проходить проверка продуктов питания. Важно исключить из меню вредные и запрещенные продукты такие, как чипсы, газировка и другие.

Опасность может грозить ученикам со стороны и технического оборудования. Правила безопасности существуют почти в каждом кабинете общеобразовательного учреждения. В кабинете химии необходимо соблюдать инструкции перед тем, как начинать опыты и согласовать их с учителем. Очень важно ознакомиться со свойствами различных веществ, не пробовать их на вкус. В кабинете физики не притрагиваться к оголенным проводам, не включать приборы в сеть, предварительно не обговорив с учителем. На уроках физкультуры проверять тренажеры, страховаться при упражнениях на гимнастических снарядах. Во время уроков по технологии не направлять колющий и режущий предмет в сторону тела, следить за тем, чтобы части одежды не попадали под режущий инструмент.

Безопасность целиком и полностью зависит также и от родителей, которые сами в первую очередь должны знать правила безопасности детей в школе, а затем и научить ребенка следовать им. Невозможно оградить ребенка от всех неприятностей. Нужно объяснить ему, что еще никто не окачивал школу без того, чтобы не попасть в неприятности. Подготовить ребенка правильно реагировать на любые неприятности и чрезвычайные ситуации.

Существует несколько основных правил, о которых родители обязательно должны поговорить с детьми.

Научить ребенка ходить в школу исключительно в компании друзей, если же выбирать дорогу, то только людную.

Находиться постоянно возле учителей, одноклассников, друзей. Не ходить одному в такие школьные помещения, как чердак, подвал. Никогда не задерживаться на спортивной площадке.

Сообщать обо всех случившихся неприятностях учителю или охраннику.

Научить детей никогда не принимать предложений незнакомых людей проводить или подвезти. Не соглашаться ни в коем случае, даже если незнакомец утверждает, что он друг родителей.

Ребенок не должен оставлять в раздевалке деньги и сотовый телефон и быть внимательным к своим вещам. Не нужно давать ребенку много карманных денег, не разрешайте брать в школу дорогую технику и драгоценности.

Очень важно, научить ребенка не общаться с теми, кто приносит в школу наркотики или оружие. Опасность здоровью несут также алкоголь и табак. Родители должны постараться объяснить ребенку то, что школа является не местом удовольствий, а получения знаний. Ребенок не должен скрывать от родителей любую неприятность или мелочь.

Родители должны постоянно интересоваться тем, как проводит ребенок время в школе. Познакомиться с учителями, выяснить у них, как он ведет себя при возникащей ситуации. Безопасность детей в школе полностью зависит также и от родителей. Ребенок может не всегда рассказать о том, что на него напали хулиганы, однако взрослые обязаны заметить это. Любые перемены, происходящие в поведении детей необходимо внимательно проверять, не отказывать детям во внимании. Проблемы, кажущиеся нам несущественными, могут быть достаточно серьезными для ребенка.

Комплексное обеспечение по безопасности учеников должно своевременно осуществлять руководство школы. Родители же должны следить за тщательностью их выполнения. В различных школах с целью повышения безопасности детей проводится месяц безопасности, в течение которого детей учат правильному поведению на дорогах, в транспорте, реагированию на угрозу возникновения пожаров. На уроках детей учат распознавать, а также оценивать опасные ситуации, выбирать способы защиты. Проходят учения, на которых учеников обучают правилам эвакуации при случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров.

Большое внимание уделяется оказанию первой помощи. Очень интересно, если детям поручат сделать стенгазету на тему «Безопасная дорога до школы», важны разные буклеты и брошюры по мерам и способам безопасности. Проводить внеклассные часы по обучению правил безопасности на дороге. Например, чтобы ребенок следил за тем, чтобы он в автомобиле всегда был пристегнут ремнем безопасности, а также формирования у ребенка внимательности на улицах города. Особенно важно это делать в начальных классах.

Единым неразрывным процессом считается воспитание ученика, как в школе, так и воспитание его в семье. Роль учителя в организации воспитания очень велика. Следует отметить, что здесь очень важно именно с первого года обучения привлечь родителей и сделать их соучастниками педагогического процесса.

Вся работа с родителями в общеобразовательном учреждении имеет огромное значение и ведется в целостной системе. Для того, чтобы родительская помощь была существенной и действенной, необходимо научить их обмениваться опытом, пытаться обсуждать все возникшие проблемы, искать совместные пути и способы решения.

Все знают, что в школе дети учатся и конечно же, общаются со сверстниками. Однако, ребенок остается без присмотра взрослого именно по дороге из дома в школу и из школы домой. Задача родителей, а также преподавателей знать, где находится ребенок и когда он окажется под присмотром взрослых.

Важно везде, всюду и всегда соблюдать осторожность. Будь то дом или школа, главное не забывать, что опасные ситуации могут поджидать, где угодно. Нужно быть бдительным и не теряться, стараться взять себя в руки и не паниковать.

Все столичные школы, вузы и детсады к новому учебному году проверены на антитеррористическую защищенность, а 1 и 2 сентября будут взяты милицией под особую охрану, сообщил РИА Новости начальник управления информации столичного ГУВД полковник милиции Виктор Бирюков.

Основными видами мер безопасности, применяемыми в школах , согласно программе Минобразования «Безопасность образовательного учреждения» и действующей редакции закона РФ 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» являются противопожарная безопасность, антитеррористическая безопасность, защита от преступлений против личности и имущества, поддержание общественного порядка на территории образовательного учреждения, экологическая безопасность, безопасность труда и обучения (охрана труда и учебы).

Согласно действующей редакции закона РФ 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры:

1. Приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоемы и т. д.);

2. Обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара;

3. Обеспечение учреждения телефоном;

4. Приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации;
устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).

Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения обеспечивается техническими и организационными мерами, которые включают в себя:

1. Обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);

2. Обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;

3. Охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право

4. Осуществления данной деятельности, на основании договора;
формирование и содержание в учреждении собственной службы безопасности (может быть использована в качестве подразделения по борьбе с пожарами).

5. Ограждение учащихся от влияния криминогенной среды и преступных элементов, в том числе и во время их нахождения в учебных заведениях;

6. Ограничение прохода на территорию школы;

7. Обеспечение сохранности применяемых в обучении дорогостоящих технических средств и опасных веществ;

За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения .

Согласно этим документам здания школ стали оснащаться системами наружного и внутреннего видеонаблюдения и так называемыми «тревожными» кнопками (по сигналу с которых сотрудники милиции обязаны прибыть на место происшествия в течение трех минут).

21 августа 2009 года министр образования Андрей Фурсенко сообщил журналистам, что вопрос безопасности школ 1 сентября решается на уровне каждого региона, при этом он «очень жестко» контролируется и на федеральном уровне и «находится под постоянным и пристальным вниманием президента» .

Так, в Воронеже в 2005 году в ряде школ было опробовано нововведение - пейджеры, настроенные на волну МЧС РФ. Устройство в случае возникновения опасности принимает поступающую для администрации школы информацию.

Также в 2005 году в Кабардино-Балкарском государственном университете и школе №1 г. Баксана был проведен эксперимент по внедрению идентификационных карточек для учащихся и преподавателей . На такую карточку может быть занесена практически любая информация о ее владельце (например, данные студенческого билета с фотографией и прочими атрибутами). Временный пропуск в здание осуществлялся по снабженному штрих-кодом бумажному пропуску.

По состоянию на август 2009 года практически все московские школы взяты под охрану милиции , в обязательном порядке установлена «тревожная кнопка», во многих школах уже появились многофункциональные системы наблюдения и оповещения; деньги на это были выделены из городского бюджета.

В сахалинских школах в 2009 году также появились «тревожные кнопки» , были выполнены основные мероприятия программы пожарной безопасности объектов по установке пожарной сигнализации, систем оповещения о необходимости эвакуации. За счет федерального бюджета во всех государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, установлены системы видеонаблюдения.

«Тревожными кнопками» были оборудованы школы в Белгородской области и в республике Карелия .

Однако по состоянию на август 2009 года только 6-8% российских школ располагают антитеррористическим и 75% - противопожарным оборудованием . Об этом сообщил начальник управления федерального имущества и капстроительства Рособразования Сергей Лобанов.

«К сожалению, у нас не хватает денег для масштабного решения этих проблем, особенно в республиках Северного Кавказа», - посетовал представитель Рособразования. По его словам, в 2009 году из всех источников финансирования на противопожарную и антитеррористическую безопасность школ, училищ, техникумов и вузов будет выделено около 12 млрд. рублей. Примерно половину этой суммы составят средства субъектов Федерации и муниципальных образований.

Директор департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко сообщил, что сотрудники министерства перед началом учебного года выезжают в регионы, в том числе на Кавказ, и наблюдают за тем, как школы выполняют рекомендации Минобрнауки по антитеррористической безопасности . По его словам, там прописано, как обследовать отдельные школьные помещения, например, чердак и подвал, какие меры безопасности следует принять, чтобы провести школьную «линейку». «У регионов есть четкий план. Надеемся, все пройдет благополучно», - сказал Реморенко.

Согласно совместному письму Минобрнауки России, МЧС и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 года № АФ-102/09 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» все школы РФ до 25 августа 2009 года должны пройти проверку на соблюдение необходимых мер безопасности , иначе учебное учреждение не сможет открыть свои двери для учеников в новом учебном году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Просмотров