Либеральная теория государства. Основные идеи либерализма. Эффект от применения идей на практике

78. Либеральное законодательство. Ликвидация феодальных пережитков

С точки зрения законов наиболее значительными нововведениями монархического конституционализма стали законодательство, разработанное Моузинью да Силвейрой, ликвидация религиозных орденов, попытки расширения местного самоуправления и издание Гражданского кодекса.

Во время революции 1820 г. экономические отношения все еще в значительной степени регулировались нормами форалов и обычного права, при том что и те и другие с течением времени полностью устарели. Выплаты государству, церкви, муниципалитету, хозяину менялись от региона к региону и сохраняли многие средневековые пережитки. Учредительные кортесы, а затем Законодательная ассамблея приняли в период между 1821 и 1823 гг. законы, покончившие с этими пережитками (подорожные сборы, личные услуги, ограничения в торговле и т.д.). Но с реставрацией абсолютизма эти законы стали мертвой буквой.

Законодательство Моузинью да Силвейры

Моузинью да Силвейра (1780 - 1849) уже обладал большим опытом государственного правления, когда в 1823 г. был назначен министром финансов. После восстановления абсолютизма он какое-то время оставался у власти, считая так: «Благородный человек думает не столько о правителе, сколько об общественном благе, кто бы ни правил». Эта способность разделять две сферы - политическую игру и государственные интересы, соблюдаемые, какой бы ни была политическая игра, - ставила его намного выше стремления к политическим выгодам. Поэтому его отвергали все - сначала абсолютисты, обнаружившие у него признаки «вольного каменщика», а затем либералы, которые сочли его слишком непреклонным и недостаточно демагогичным. «Если ты считаешь, что популярность отличается от справедливости и морали, то ошибаешься», - написал он своему преемнику, когда в 1833 г. завершил второе, и последнее, пребывание в правительстве. После этого он прожил шестнадцать лет, отстраненный сентябристами и хартистами. «Какие прекрасные январские дни! Какой была бы страна, если бы в ней существовали мораль и справедливость!» - отмечал он уже на исходе жизни.

Именно в десятимесячный период правительства (первые месяцы - в Понта-Делгада и последние - в Порту, а между ними была высадка в Минделу) Моузинью составил свод законов, которые затем образовали подлинно революционное единое законодательное ядро либеральной революции. Вопреки тогдашним политикам он полагал, что политические идеи являются результатом социально-экономических реалий, которые служат им основой. «Без свободной земли напрасно взывать к политической свободе», - отмечал он. Его декреты, таким образом, были направлены на освобождение экономической деятельности от душившей ее сети пережитков и на создание фундаментальных условий для существования государства, которое в свое время считалось современным и прогрессивным. Он отменил мелкие майораты (крупные, которые он пощадил, будучи реалистом, были упразднены в 1863 г.), ограничил акциз пятью процентами, покончил с десятинами, отменил все многочисленные феодальные повинности, уменьшил до 1% налог на экспорт, покончил с взиманием подорожных и обременительного налога на транспортировку товаров по территории Португалии, заложил основы новой административной организации, базирующейся на вмешательстве центральной власти, определил новую налоговую систему, отделил административную функцию от судебной в местном управлении, освободил торговлю и мелкие промышленные предприятия от повинностей, мешавших их расширению, запретил некоторые монополии, такие, как производство мыла и торговля портвейном. Общими чертами этого свода законов, который был принят в виде многочисленных текстов, являются прекращение привилегий, исходное равенство хозяйствующих субъектов, экономическая либерализация, улучшение управленческой структуры. Осуществление на практике после победы либеральных военных этого законодательного свода фактически означало ликвидацию старого режима.

Ликвидация религиозных орденов и продажа собственности духовенства

Моузинью да Силвейра еще на Азорах передал в светскую собственность некоторые монастыри. Но именно декрет от 1834 г., изданный Жуакином Антониу ди Агиаром (которого из-за этого потом прозвали «Убийцей монахов»), покончил с большинством религиозных орденов и национализировал их имущество. Процесс ликвидации и конфискации затянулся надолго, и в 1864 г., а также после введения республиканского режима вновь происходили крупномасштабные секуляризации церковной собственности.

Церковная собственность в 1820 г. была огромной. Она начала складываться задолго до монархии; многие национализированные в течение XIX в. земли принадлежали церкви со времен вестготов. Поколение за поколением эта собственность увеличивалась благодаря дарам и завещаниям, потому что на протяжении многих веков верующие полагали: то, что они в этом мире передадут церкви, будет учтено на суде их грехов и обеспечит место в раю. Короли, начиная с Афонсу II, боролись с подобным накоплением богатств, но так и не смогли полностью воспрепятствовать этому; а то, что однажды попадало в собственность церкви, никогда не возвращалось, потому что каноническое право запрещало отчуждение имущества. Не существует точного подсчета недвижимого богатства церкви и духовенства к началу либеральной революции, но, по оценкам, это была приблизительно треть всех обрабатываемых земель. Кроме того, имелись сотни зданий и немало другого имущества, в том числе произведения искусства. Национальное художественное достояние копилось в монастырях и церквах, а не во дворцах аристократии.

Все это было выставлено на торги для продажи. Наплыв на рынок недвижимости многих тысяч больших и малых владений в период экономического кризиса вызвал резкое падение цен, и продажа принесла намного меньше средств, чем предусматривалось. Мало у кого из людей были деньги для покупок; в 1837 г. число проданных домов составило уже семь с половиной тысяч, но количество покупателей было в десять раз меньше. Социальный результат тоже не соответствовал ожиданиям; считалось, что в итоге продажи произойдет раздел и появится доступ бедных земледельцев к собственности, и таким образом состоится аграрная реформа. Но фактически бедные были слишком бедны, чтобы приобрести землю; распродажа конфискованных земель благоприятствовала спекулянтам, имевшим деньги или в большинстве своем доступ к кредитам, и привела к созданию крупных владений. Однако все равно не удалось продать много. На протяжении долгих лет бывшая церковная собственность, именовавшаяся теперь национальным имуществом, являлась неким резервом, к которому государство прибегало в трудные периоды, а они, впрочем, были постоянными. Например, когда было необходимо заплатить муниципальным властям Лиссабона шестнадцать конту за участок земли для строительства Национального театра в столице, правительство для получения этих денег было вынуждено распорядиться о продаже монастыря Картуша в городе Эвора, и еще трех крупных монастырей в провинции Алентежу, но вся выручка составила не более пятнадцати конту. И в конце концов во владении государства остались лишь крупные монастыри, в которых находились казармы, государственные учреждения и суды.

Вопрос о социально-экономических последствиях продажи церковной собственности до сих пор изучен плохо; при этом наибольшее впечатление на историков может произвести аморальность крупных сделок, которые совершили некоторые политики в тот период. По мнению одних, тот факт, что собственником выступал монастырь или либеральный барон, нисколько не менял дела; по мнению других, переход собственности имел пагубные последствия для сельского хозяйства, которое было интенсивным и бережливым, когда им руководили монахи, а затем оказалось запущенным новыми хозяевами, которые по большей части отсутствовали в своих владениях. То немногое, что известно о развитии сельскохозяйственного производства, не подтверждает подобного упадка. Но действительно можно сказать, что земля в качестве средства производства перестала быть в собственности слабых конгрегации в традиционном духе, владевших землей для обеспечения собственного существования, и стала использоваться предпринимателями с целью получения денежной прибыли. Этот факт в сочетании со строительством дорог и прокладкой железнодорожных линий во второй половине XIX в. усилил процесс коммерциализации сельскохозяйственной продукции и способствовал обогащению буржуазии, но не улучшил при этом положение бедных крестьян.

Вопрос муниципалитетов

Именно Моузинью да Силвейре мы обязаны также первой административной реформой либерализма, проведенной в 1832 г. в направлении сильной централизации: центральная власть назначала своих представителей в автаркиях, и как раз эти представители реально ими управляли, а представительные органы оказывались на втором плане. Эту систему обвиняли в том, что она походит на кальку с наполеоновского централизма, но это верно только отчасти. Закону 1832 г. предшествовало изучение ситуации на местах, и он представлял собой обоснованное решение.

В результате возникли дискуссии, которые не завершились до сих пор. Факты навязывали централизацию, но принципы требовали децентрализации, которая считалась более отвечающей демократическому идеалу. Кроме того, подразумевалось, что именно такова португальская традиция. Как видим, еще в 1808 г., в первом проекте Конституции, врученной Жюно, содержалось требование выборов депутатов муниципальными палатами, чтобы «лучше соответствовать нашим древним обычаям». Это мифическая традиция, происхождение которой восходит, вероятно, к коллективной памяти о власти соседских общин крестьян и ремесленников в первое время образования Португалии; на самом деле со времен Великих географических открытий автономия муниципалитетов была ограничена второстепенными вопросами. Однако Алешандри Эркулану, используя весь свой авторитет и все свои знания, отождествил эту средневековую традицию с сутью демократии. «Дабы представительная система стала реальностью, а выборы в своей основе не превратились в ничтожную комедию... мы хотим донести политическую жизнь до всех уголков страны. Желаем, чтобы эта жизнь на местах стала реальностью, а центральное правительство могло выражать мнение всей страны».

Эта проблема, таким образом, стала настоящей головоломкой. Ни один другой вопрос не рассматривался столько раз законодателями. Решение о централизации, принятое в 1832 г., уступает место уже в 1836-м решению Пассуша Мануэла о децентрализации. Для этого пришлось упразднить четыреста шестьдесят шесть конселью (более половины существовавших), ибо стало очевидным, что в маленьких поселениях, не имевших ресурсов и грамотных людей, местные органы управления работать не могут. Опыт в области децентрализации продлился всего шесть лет; в 1842 г. Кошта Кабрал учредил новую систему централизации. Время Кабрала истекло, но закон остался, хотя против него постоянно громко протестовали. Проекты изменения сменяли друг друга: его пытались осуществить Алмейда Гарретт, Анселму Браамкамп, Мартенш Ферран, Диаш Феррейра. В 1878 г. в обстановке экономического оживления Родригиш Сампаю вновь ввел децентрализацию: избранные органы власти получили широкую компетенцию, включавшую возможность вводить налоги. Однако провал администрации не заставил себя ждать, и в 1886 г. появился новый централизующий кодекс.

В республиканский период противоречия сохранялись, и эксперименты продолжались. Но, хотя многие люди этого не замечали, вопрос тем временем решился сам собой. Была мирно создана на основе реалистичных критериев и заботы об эффективности финансовая система государства. Она базировалась на централизации доходов, а следовательно, и расходов. Не имея собственных ресурсов, автаркии стали существовать на субсидии и пожертвования. Только сила привычки объясняет то, что после этого продолжались разговоры о независимости местной власти.

Гражданский кодекс

В 1820 г. действующее законодательство сохраняло содержание указов времен правления «трех Филиппов» («Установления Филиппа»), но дополненное многочисленными более поздними текстами, которые так никогда и не были упорядочены. Все это представляло собой хаотичную картину, так что реформирование и систематизация действовавшего свода законов давно назрело. Об этом думали после Реставрации, затем снова стали обсуждать эту тему при королеве Марии I, но ничего не было сделано. В 1822 г. кортесы учредили премию за представление им лучшего проекта Гражданского кодекса; однако сама идея кодекса не была приятной защитникам старого режима, потому что в то время кодексом, восхищавшим юристов, был французский Гражданский кодекс 1804 г., считавшийся триумфом новых идей. Поэтому после восстановления абсолютизма ни один проект так и не был представлен. Страна вступила в 1850 г. в условиях, когда суды использовали «Установления Филиппа» (1603), которые, в свою очередь, уже представляли собой простое изменение «Установлений Мануэла» (1521).

В 1850 г. подготовить проект поручили Антониу Луишу ди Сеабре, члену Кассационного суда города Порту, который являлся бывшим либеральным бойцом, а затем стал участником восстания «Патулеи», в том же самом году написавшим книгу, которая обеспечила ему высокий авторитет философа в области права, - «Собственность - философия права». Его проект стал законом в 1867 г. Так родился первый португальский Гражданский кодекс.

Новый закон не внес больших изменений в юридическую ситуацию, которая в целом сохранилась, лишь очистившись от анахронизмов; под поверхностью политических изменений глубокие воды не были взбаламучены либеральной революцией. Несмотря на это, произведение Сеабры примечательно. В эпоху, когда все, что делалось или замышлялось, было скопировано с иностранных образцов, Гражданский кодекс сумел стать полностью оригинальным. Самый трудный вопрос, встающий перед автором такого кодекса, - это проблема систематизации; нормы для включения исчисляются тысячами, причем самые разнообразные: от определения национальности до завещания, от развода до ипотеки. Юристы много спорили о критерии, который необходимо применять для внесения логического порядка в этот свод законов, и в результате образовалось два течения - отстаивающее решение, использовавшееся еще римлянами в «Институциях», и на то, которое было принято великими германскими юристами. Все европейские кодексы приняли одно из этих решений. Многие тысячи страниц написаны на эту тему, которая является одной из ключевых в европейской юридической культуре позапрошлого века. Сеабра не согласился ни с одной альтернативой. Он отмечал, что самое лучшее - «закрыть книги и консультироваться с собственно сутью вещей». При этом сутью вещей, по его мнению, была жизнь собственника. И это стало основой его плана Кодекса, который он разделил на четыре части: личность; ее борьба за приобретение имущества; имущество; его защита (согласно терминологии Кодекса, юридическое лицо, приобретение прав, собственность, ущерб и возмещение убытков).

Португальский кодекс, таким образом, отличался от всех европейских, и ни один другой не отточен до такой степени в проведении буржуазной юридической концепции. Новый закон действовал ровно век (1867 - 1967). Ни один законодательный текст не имел столь долгого и широкого применения.

Из книги Пугачев и Суворов. Тайна сибирско-американской истории автора Носовский Глеб Владимирович

6. Резкое увеличение количества губерний и истребление «московских пережитков государственного управления» в Российской Империи сразу после победы над Пугачевым Нам могут сказать: если после 1775 года к романовской Российской Империи были вдруг присоединены огромные

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Либеральное правительство, 1905-1915 гг. После практически двадцатилетнего пребывания у власти (1885-1905 гг.), если не считать незначительных перерывов, консерваторы уступили либералам, с 1903 г. выступавшим в союзе с лейбористской партией. Одержав триумфальную победу на выборах

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Либеральное интермеццо /273/ После того как в 1848 г. не удалось воплотить в жизнь конституционно-либеральные идеи революционным путем, два новых шага во внутриполитическом развитии были сделаны только в результате внешнеполитических кризисов 1859 и 1866 годов. Первым из них

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

72. Либеральное движение В 1820 г. Португалия переживала кризис, охвативший все стороны национальной жизни: политический кризис, который был вызван отъездом короля и его двора, находившихся в Бразилии; идеологический кризис, вызванный активным распространением в городах

автора Толмачев Евгений Петрович

Глава восемнадцатая КОНСЕРВАТИВНОЕ И ЛИБЕРАЛЬНОЕ

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Либеральное народничество К либеральным народникам относят обычно представителей умеренного направления в народничестве, утвердившегося в исторической литературе с конца XIX в. В качестве идейного течения либеральное народничество появилось в 1860-х гг., когда в среде

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Глава 7. Либеральное государство и фашизм Образование новоиспеченного единого государства было отмечено великими празднествами. Но что дальше? В истории итальянского народа объединение было водоразделом, чье значение трудно переоценить, но это было всего лишь начало.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

3. Либеральное движение 3.1. Видными деятелями либерализма в России были, в основном, представители научной и творческой интеллигенции – Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, М. М. Стасюлевич, А. М. Унковский, И. И. Петрункевич, С. А. Муромцев, В. А. Гольцев. Но определенное место в

Из книги Два ракурса времени в истории Ричарда III автора Стратиевская Вера Израилевна

46. Либеральное правление Ричарда III «Придёт новый король и даст народу свободу!» - не об этом ли мечтало человечество из века в век? Ричард III в оптимальном объёме осуществил эту мечту в отношении своих подданных. Правил так либерально, как никто другой ни до, ни после него.

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

4. БУРЖУАЗНО-ЛИБЕРАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ Оживление земско - либерального движения. Неуклонный рост революционной борьбы рабочего класса и крестьянства, выступления студентов и учащейся молодежи вызвали оживление политической активности либеральной буржуазии. Экономически

автора

Глава 3. Западно-либеральное иго Туземная элита поначалу больше рада сближению с Западом, чем собственно туземцы. Но скальпы в итоге снимают со всех. Если страну расчленяют на две, значит, это кому-то нужно. Нет, речь не идет о мифическом жидомасонском заговоре, не виноваты

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Иго первое - ордынское, восточное и совсем не либеральное С этого места, пожалуйста, внимательно. Именно наше первое иго определило суть и судьбу будущей России. Преодолевая татаро-монгольский гнет, учась у ханов, осваивая современные политические технологии

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Обыкновенное иго. Второе, западно-либеральное Колониальный статус Раши - это не какая-то там метафора, не пропаганда, а обыденность, проза нашей сегодняшней жизни. Разумеется, если речь идет о реальности, а не телевиртуальных миражах. Данный факт нашего рабства

Из книги Полное собрание сочинений. Том 10. Март-июнь 1905 автора Ленин Владимир Ильич

Революционная борьба и либеральное маклерство Возникновение политических партий есть одна из самых интересных и характерных особенностей нашей интересной эпохи. Старый порядок, самодержавие, рушится. О том, как именно и какой именно новый порядок надо строить, начинают

Из книги Полное собрание сочинений. Том 23. Март-сентябрь 1913 автора Ленин Владимир Ильич

Либеральное подкрашивание крепостничества Либеральный историк г. Милюков, вождь партии к.-д., писал недавно в передовице «Речи»: «Социальное неравенство в России (крепостное право) оказалось более хрупким и случайно созданным, чем где бы то ни было в цивилизованном мире.

Из книги Полное собрание сочинений. Том 24. Сентябрь 1913 - март 1914 автора Ленин Владимир Ильич

Либеральное развращение рабочих Бойкот или, вернее, хлесткая радикальная болтовня, которая все больше становится единственным содержанием ликвидаторских писаний, нередко заслоняет от внимания читателей принципиальную проповедь ликвидаторов. Либеральным рабочим

Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ

Социальный либерализм возник в конце XIX века во многих развитых странах под влиянием утилитаризма. Некоторые либералы восприняли, частично или полностью, марксизм и социалистическую теорию эксплуатации и пришли к заключению, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости. Такие мыслители, как Джон Дьюи или Мортимер Адлер объясняли, что все индивидуумы, будучи основой общества, для реализации своих способностей должны иметь доступ к базовым нуждам, таким как образование, экономические возможности, защита от пагубных масштабных событий вне пределов их контроля. Такие позитивные права, которые предоставляются обществом, качественно отличаются от классических негативных прав, обеспечение которых требует от других невмешательства. Сторонники социального либерализма утверждают, что без гарантии позитивных прав невозможна справедливая реализация негативных прав, поскольку на практике малообеспеченное население жертвует своими правами ради выживания, а суды чаще склоняются в пользу богатых. Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Он также ожидает от правительства предоставления социальной защиты населению (за счёт налогов), чтобы создать условия для развития всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто «для общего блага».

Между экономическим и социальным либерализмом существует фундаментальное противоречие. Экономические либералы считают, что позитивные права неизбежно нарушают негативные и потому недопустимы. Они видят функцию государства ограниченной, главным образом, вопросами обеспечения законности, безопасности и обороны. С их точки зрения, эти функции и так требуют наличия сильной централизованной государственной власти. Напротив, социальные либералы считают, что главная задача государства состоит в социальной защите и обеспечении социальной стабильности: предоставлении питания и жилища нуждающимся, здравоохранении, школьном образовании, пенсионном обеспечении, уходе за детьми, инвалидами и престарелыми, помощи жертвам стихийных бедствий, защите меньшинств, предотвращении преступности, поддержки науки и искусства. Такой подход делает невозможным введение масштабных ограничений на правительство. Несмотря на единство конечной цели -- личной свободы -- экономический и социальный либерализм кардинально расходятся в средствах для её достижения. Правые и консервативные движения часто склоняются в пользу экономического либерализма, выступая против культурного либерализма. Левые движения, как правило, делают акцент на культурном и социальном либерализме.

Некоторые исследователи указывают, что противопоставление «позитивных» и «негативных» прав на деле является мнимым, так как для обеспечения «негативных» прав на деле также требуются общественные затраты (например, содержание судов для охраны собственности).

Современные социал-либералы, как правило, относят себя к центристам или социал-демократам. Последние приобрели значительное влияние, в особенности в Скандинавии, где ряд затяжных экономических спадов обострил вопросы социальной защиты (безработица, пенсии, инфляция). Для решения этих проблем социал-демократы постоянно увеличивали налоги и государственный сектор в экономике. Вместе с тем, многие десятилетия упорной борьбы за власть между право- и леволиберальными силами привели к эффективным законам и прозрачным правительствам, которые надёжно защищают гражданские права людей и собственность предпринимателей. Попытки увести страну слишком далеко в сторону социализма приводили для социал-демократов к потере власти и последующей либерализации. Поэтому сегодня в странах Скандинавии цены не регулируются (даже на государственных предприятиях, за исключением монополий), банки частные, и отсутствуют препятствия для торговли, в том числе международной. Такое сочетание либеральной и социальной политики привело к реализации либерально-демократической политической системы с высоким уровнем социальной защиты. Схожие процессы происходят и в других европейских странах, где социал-демократы, даже придя к власти, проводят достаточно либеральную политику .

Основными целями своей политики либеральные партии наиболее часто считают укрепление либеральной демократии и правового государства, независимости судебной системы; контроль над прозрачностью работы правительства; защиту гражданских прав и свободной конкуренции. Вместе с тем, наличие слова «либеральный» в названии партии само по себе не позволяет определить, являются ли её сторонники правыми либералами, социал-либералами или либертарианцами.

Общественные либеральные движения также отличаются большим разнообразием. Некоторые движения выступают в поддержку сексуальной свободы, свободной продажи оружия или наркотиков, за расширение функций частных охранных структур и передачу им части функций полиции. Экономические либералы часто выступают за единую ставку подоходного налога или даже замену подоходного налога подушевым, за приватизацию образования, здравоохранения и государственной системы пенсионного обеспечения, за перевод науки на самоокупаемое финансирование. Во многих странах либералы выступают за отмену смертной казни, разоружение, отказ от ядерных технологий, защиту окружающей среды.

В последнее время обострились дискуссии по поводу мультикультурализма. Хотя все стороны сходятся на том, что этнические меньшинства должны разделять фундаментальные ценности общества, одни полагают, что функция большинства должна ограничиваться защитой прав в этнических общинах, в то время как другие являются сторонниками скорейшей интеграции меньшинств во имя сохранения целостности нации.

Либеральная политика отстаивает волю каждой личности. Ведь именно последняя в данном случае считается тем, что имеет наивысшую ценность. Законы устанавливаются как справедливая основа экономики и порядка среди людей. Важную роль играет конституция, в рамках правил которой государство и церковь имеют право оказывать влияние на общественные процессы.

Основные черты и особенности

Для либеральной идеологии характерны:

  • равноправие всех граждан и шанс влиять на политические процессы;
  • возможность свободно высказываться на публике, определяться с религией, голосовать честно за того или иного кандидата на выборах;
  • неприкосновенная частная собственность, торговля и предпринимательство неограничены;
  • закон обладает верховной силой;
  • граждане равны, влияние, богатство и положение не имеют значения.

Широкое распространение идей

В наши дни либеральная идеология пользуется большой популярностью. В современном мире свобода играет очень важную роль. Внимание уделяют чувству персонального достоинства, всеобщим правам людей. Должна быть неприкосновенной личная жизнь человека и частная собственность. Рынку надлежит оставаться свободным, к религиозному выбору нужно относиться терпимо.

Когда царит либерально-демократическая идеология, государство правовое, правительство прозрачно, власть народа выше правителей. Хорошей правящей силой считается та, что является выразителем мнения людей, ими регулируется и управляется. Не только глава страны правит человеком, но и человек – собственной землей.

Государство с либеральной идеологией имеет те общие черты, которые сейчас наблюдаются в Финляндии, Эстонии, на Кипре, в Уругвае, Испании, Словении, Канаде и на Тайване. Здесь ценностям воли и свободы отдается главенствующая роль. Именно на их фундаменте строятся новые цели страны.

Различные черты на отдельных территориях

Северная Америка и Западная Европа отличаются тем, что там политические течения солидарны движению за власть народа. Либеральная идеология "правых" представителей более склонна к классическим воззрениям о порядке в государстве.

Здесь хорошо прослеживается влияние консерваторов, склоняющихся к сформировавшимся моделям и схемам. Им чужд социальный и культурный прогресс, который может пошатнуть сложившиеся нормы морали.

Раньше между приверженцами традиций и борцами за свободу наблюдалось соперничество, но когда окончилась Вторая мировая война, авторитаризм был дискредитирован. Ведущая роль отошла умеренным течениям, чьи идеи выражались в стремлении к более мягким режимам консерватизма и христианской демократии.

Вторая половина 20 века ознаменовалась тем, что либеральная идеология страдала от укоренившегося желания сохранить частную собственность и приватизацию. Старые обычаи должны были быть скорректированы.

В Соединенных Штатах Америки ценности либеральной идеологии доходили до народа через социалистов, а также через "левые" течения данного политического направления. Западная Европа же характеризуется различиями в действиях своих общественных организаций. "Левые" там проводят социальную политику в борьбе за свободы народа.

Либеральная партия в Европе пропагандирует невмешательство в личные дела и в предпринимательство. Такие действия могут проводиться только тогда, когда должна быть осуществлена защита свобод и имущества одних граждан от других.

Производится поддержка культурного и экономического течений, в которых движется либеральная идеология. Социальная направленность не поддерживается. При стремлении реализовать верховенство закона требуется, чтобы власть имела достаточную силу. Некоторое люди придерживаются того мнения, что частных и общественных организаций вполне достаточно, чтобы обеспечить порядок. Вооруженные движения считают самым последним и неприемлемым способом решения проблем в случае военной агрессии.

Различия в направлениях

Когда соблюдаются экономические интересы, либеральная партия может обособиться в отдельные течения. Рассматриваются экономические схемы работы, не затрагивающие политику. Государство должно обеспечить максимальную свободу развитию бизнеса и торговли, не мешая этому процессу течь.

Может производиться только умеренное регулирование монетарной системы, доступен международный рынок. Препятствование во внешнеэкономической деятельности не осуществляется властями. Любая инициатива, наоборот, поощряется. Проводят процедуру приватизации. Образец подобного управления показала Маргарет Тэтчер, проведя ряд реформ в Великобритании.

Эффект от применения идей на практике

В наши дни либералов можно отнести к центристским течениям или же к социал-демократическим. В Скандинавии такие модели управления пользуются большой популярностью. Там наблюдались экономические спады, из-за которых вопросы защиты социума особенно обострились. Население страдало от безработицы, инфляции и плохих пенсий.

Социал-демократами было увеличено налогообложение, большую роль играл сектор государства в экономике. Долгое время "правые" и "левые" политические силы боролись за правление.

Благодаря этому появились эффективные законы, правительство стало прозрачным, теперь оно занимается защитой гражданских прав человека и собственности субъектов предпринимательской деятельности.

В наше время в Скандинавии государство не регулирует ценовую политику. Банками управляют частные компании. Торговля открыта для каждого желающего поучаствовать в честной конкурентной борьбе как на местном, так и на международном рынках. Была реализована либерально-демократическая система ведения политики. Уровень социальной защиты стал чрезвычайно высок. Прочие страны Европы характеризуются протеканием сходных процессов. Там социал-демократия смешана с либеральной политикой правления.

Провозглашение прав и свобод

Главные цели либеральных течений – укрепить демократические, дающие народу волю взгляды. Государство должно взять за основу право обеспечить независимую систему судопроизводства. Должна контролироваться прозрачность работы правящих структур. Следует заниматься защитой гражданских прав и обеспечивать простор для конкуренции.

Очень важно понимать, когда речь идет о той или иной партии, относится ли она к социал-либералам, либертарианцам или правому сектору.

Общество тоже продвигает идеи равенства и свободы самыми разнообразными способами. Одни поддерживают вольный выбор сексуальной жизни, право продавать наркотики и оружие, расширять полномочия частных организаций охраны, которым может передаваться часть полномочий полиции.

В разрезе экономики поддерживается стойкий налог на доход или же смена его на подушевой. Пытаются приватизировать образовательные учреждения, порядок обеспечения пенсионеров, охрану здоровья. Науку хотят сделать связанной с самоокупаемым спонсированием. Ряд государств характеризуется тем, что либеральная партия стремится отказаться от смертного приговора, разоружить войска, отвергнуть разработки ядерного оружия, заняться заботой об окружающей среде.

Единение народностей

Все острее становятся споры вокруг мультикультурализма. Этническим меньшинствам следует разделить те ценности народа, которые считаются фундаментальными. Большинство населения, имеющее одни корни, должно защищать права малочисленных общин. Есть и такое мнение, что должна произойти скорейшая интеграция между меньшинствами, чтобы сохранить нацию в целостности.

Организации и объединения

Обществом «Мон Пелерин» с 1947 года ведутся действия по объединению экономических, предпринимательских, философских умов, деятелей журналистики ради поддержания идеалов, которые проповедует классическую борьбу за свободу.

В наше время данная политика продвигается Либеральным интернационалом, в котором объединены 19 организаций на базе Оксфордского манифеста. По состоянию на 2015 год в образовании насчитывается 100 членов, включая Свободную демократическую партию Германии, “Яблоко” в России и так далее.

Либеральная идеология - это популярное учение, основные принципы которого были сформированы в 17 веке. Его возникновение непосредственным образом связанно с которые происходили в 17-18 веках. Шла борьба с пережитками феодализма, характерными для того времени. Происходило становление капитализма. Соответственно, новой эпохе потребовалось учение, которое будет соответствовать духу времени, так как прежние основные политические идеологии перестали справляться со своей задачей. Им и стал, так называемый, либерализм.

Эта идеология была сформирована под влиянием трудов таких ученых, как Дж. Милль, Дж. Локк, А. Смит и многих прочих. Основные принципы данного учения были внесены в "Декларацию образца 1789 года, а также в изданную в 1791 году.

Какие базовые идеи несет в себе такое популярное течение, как либеральная идеология? Основополагающим принципом является то, что права и свободы человека более приоритетны, нежели нужды государства и общества. То есть, либерализм провозгласил индивидуализм. Главенствующим звеном в этом учении считаются то есть возможность благополучно осуществлять предпринимательскую деятельность. Основным принципом либерализма является также важность и приоритет частной собственности перед государственной.

Рассмотрим основные признаки этого учения. Во-первых, либеральная идеология предполагает индивидуальную свободу гражданина. Во-вторых, в учении важным считается защита всех основных прав человека. В-третьих, это свобода осуществления предпринимательской деятельности и приоритет частного владения собственностью. В-четвертых, это большая важность равенства возможностей, чем В-пятых, это разделение гражданского общества и государства. В-шестых, это правовое равенство людей. В-седьмых, это свободные выборы для всех отраслей власти. В-восьмых, это важность частной жизни человека и гарантия невмешательства в нее со стороны государства.

Стоит заметить, что классическая либеральная идеология привела к некоторым негативным явлениям. Во-первых, это большая разница между бедными и богатыми. Во-вторых, это неограниченная конкуренция, которая привела к поглощению малых организаций более крупными. В экономике и политике стала преобладать монополия, что противоречило основным идеям либерализма.

Новый «расцвет» этого учения начался в 20 веке. В это время, после многочисленных дискуссий, некоторые идеи либерализма были пересмотрены. Само учение было переименовано. Теперь оно называется «неолиберализм». Рассмотрим его отличия от классического учения. Новая либеральная политическая идеология предполагает согласие между подчиненными и управляющими. Она несет в себе идеи демократии, то есть обязательность участия граждан в политической жизни. Усовершенствованное учение учитывает важность государственного регулирования в социальной и экономической области (в том числе и ограничение образования монополий). Неолиберализм подразумевает под собой предоставление определенных в частности, право на пенсии, на труд и образование. Учение предполагает защиту людей от различных негативных последствий и влияний рыночной системы.

Усовершенствованный либерализм популярен в большинстве развитых стран. Неолиберализм служит как бы фундаментом для образования государства, которое обеспечивает правовое равенство граждан, нормальное развитие рыночной экономики и гарантию предоставления основных свобод каждому человеку. На данный момент это учение считается одним из основных среди политических идеологий.

Либеральная концепция прав человека сформировалась в процессе подготовки и проведения буржуазных революций XVII - XV11I вв. Наиболее значимый вклад в ее создание внесли труды Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж.

Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др. Главными принципами этой концепции были свобода и равенство, из которых проистекали другое права человека, которые рассматривались как прирожденные и неотъемлемые и которые государство должно было признавать и защищать13.

Все авторы классических естественно-правовых теорий считали, что появлению государства предшествовало естественное состояние, в котором человек обладал естественными правами. Однако они не сходились в том, какова была природа этих прав. Так, Т. Гоббс полагал, что в естественном состоянии «каждый человек имеет право на все, даже на жизнь другого человека»14. Это означает, что описанные им права были неисключительными, то есть они не исключали возможности других людей вмешаться в их осуществление. Например, два человека могли иметь неисключительное право владеть одним и тем же предметом. Ни один из них не нарушает прав другого, если он первый возьмет этот предмет или силой отнимет его у другого. Исключительные же права предполагают, что их осуществление одним человеком несовместимо с их осуществлением другим. Т. Гоббс считал, что исключительные права могут появиться только при возникновении государства, в связи с чем, подданные утрачивают многие неисключительные права, которыми они обладали в естественном состоянии. Иначе говоря, тс права, когорыс сохраняются после установления государства, становятся исключительными в результате отмены естественного права других людей вмешиваться в их осуществление15.

В отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк считал, что естественные права, существовавшие до возникновения 1ражданского общества, были исключительными. Он полагал, что поскольку в естественном состоянии все люди равны и независимы, «постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого»16. Тем не менее, по мнению Дж.Локка, пользование этими правами в естественном состоянии было весьма ненадежным, поскольку постоянно сохранялась угроза посягательства на них со стороны других людей. Люди, по его мнению, объединяются в гражданское общество лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность, ибо нельзя предполагать, что какое-либо разумное существо сознательно изменило бы свое положение на худшее. Источником государственной власти является согласие людей, объединившихся в гражданское общество, поэтому она не может простираться далее, чем это необходимо для общего блага17.

Таким образом, несмотря на различия между авторами естественно- правовых теорий, все они разделяли точку зрения, согласно которой в догосударственный период люди находились в естественном состоянии, в котором они были автономными и располагали присущими им от рождения правами.

С установлением гражданского и политического общества, возникшего в результате общественного договора индивидов, человек утратил некоторые из этих прав, однако сохранил другие как неотчуждаемые. По словам Г.Ф. Шершснсвича, «в характеристике естественного состояния Локк старается противопоставить свою точку зрения Гоббсовой, но в результате, при объяснении перехода в государственный быт, он рисует это состояние почти теми же красками, что и Гоббс»18. «Естественное право в представлении XVIII в. - замечает Г.Ф. Шершспсвич - это то, которым некогда пользовались люди и к чему надо возвратиться. Это - и историческая действительность, и идеал. Его основные начала были сформулированы как свобода, равенство и братство. Между тем, нетрудно заметить, что элементы этого идеала являлись лишь противопоставлением окружавшей действительности: свобода противопоставлялась абсолютизму, равенство - социальному феодализму. Первая составляет основную идею наказов представителям 1789 г., второе вырвалось наружу в знаменитую ночь 4 августа. Братство не было вообще юридическим принципом»19. Следует также иметь ввиду, что естественно-правовая доктрина наиболее важную роль сыграла в период формирования либеральной концепции прав человека, однако впоследствии либеральная концепция была представлена в позитивном праве20.

Рассматривая соотношение естественно-правовой и позитивистской доктрин применительно к либеральной концепции прав человека, можно заметить, что естественно-правовые теории наибольшее значение имели именно в период ее формирования. Однако уже сразу после буржуазных революций эти права стали закрепляться в позитивном праве государств. Несмотря на то, что в большинстве этих документов указывалось на естественный характер этих прав, с практической точки зрения позитивное закрепление прав человека имело гораздо большее значение, чем их естественно-правовое обоснование. Естественно-правовая доктрина, как правило, не имеет прямого применения (или оно весьма ограничено) даже в тех странах, право которых основывается на либеральной концепции прав человека. Усиление влияния концепции естественного права всегда происходило в периоды потрясений и коренных преобразований.

Как бы то ни было, либеральная концепция прав человека, признавшая человека в качестве автономного индивида, обладающего индивидуальными правами, означала разрыв с прошлыми теориями, созданными как более ранними философами, так и религиозной доктриной. Следует также отмстить, что либеральная политическая теория рассматривала человека как потребителя, чьи чувства и страсти мотивировали его приобретать имущество, вступая в конкуренцию и конфликты с другими индивидами. Таким образом, частная собственность стала краеугольным камнем свободной, основанной на инициативе и конкуренции экономической системы и, соответственно, фундаментальных и неотчуждаемых прав человека21.

Еще по теме 1.2.1. Либеральная концепция прав человека 1.2.1.1. Характеристика либеральной концепции прав человека:

  1. 1.2.2.2. Соотношение марксистской и либеральной концепций прав человека
  2. 1.2.2.1. Характеристика марксистской концепции прав человека
  3. 1.2.3.4. Возможные коллизии исламской концепции прав человека с международными документами в области прав человека


Просмотров