Компетенция федеральных органов судебной власти рф. Система органов судебной власти рф. Суды субъектов РФ

Кейнсианская теория денег.

В 1929-1933 гг. разразился мировой экономический кризис, получивший название «Великая депрессия». Его результатом явилось сокращение валового национального продукта и инвестиций, рост безработицы. Кризис охватил США, Германию, Францию, Англию. Пострадали все классы и слои населения. Имели место массовые банкротства.

В этих условиях начались поиски новых теоретических моделей. В этот период в США начал проводиться новый курс – курс Ф. Рузвельта (1882-1945 гг.), а в Германии и Италии получил распространение неонацизм и идеология фашизма.

В 30-е годы в экономической науке появилось имя Дж. Кейнса (1883-1946 гг.). В 1936 г. вышла в свет основная работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Вместе с выходом в свет этой книги наступил конец теории «невидимой руки рынка», конец теории автоматической настройки рыночной экономики.

Работа Дж. Кейса содержит ряд новых идей. С первых страниц своей книги он указывает на приоритет первого слова в ее названии, т.е. общей теории, в отличие от частной интерпретации этих категорий со стороны неоклассиков. Далее он исследует причину кризисов и безработицы и разрабатывает программу борьбы с ними.

Тем самым Дж. Кейнс впервые признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму. Затем он заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с данными проблемами. По Кейнсу, для их решения необходимо вмешательство государства. Фактически он нанес удар по неоклассическому направлению в целом, а также по тезису об ограниченности ресурсов. По Кейнсу, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. И если для рыночной экономики естественным является неполная занятость, то реализация теории предполагает полную занятость. Причем под последней занятостью Дж. Кейнс понимал не абсолютную занятость, а относительную. Он считал необходимой 3-хпроцентную безработицу, которая должна служить буфером для давления на занятых и резервом для маневра при расширении производства.

Возникновение кризисов и безработицы Дж. Кейнс объяснял недостаточным «совокупным спросом», являющимся следствием двух причин. Первой причиной он назвал «основной психологический закон» общества. Суть его состоит в том, что с ростом дохода потребление растет, но в меньшей мере, чем доход. Другими словами, рост дохода граждан опережает их потребление, что и приводит к недостаточному совокупному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые в свою очередь ослабляют стимулы капиталистов к дальнейшим инвестициям.

Второй причиной недостаточного «совокупного спроса» Дж. Кейнс считает невысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Это вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме (в ликвидной форме). Этим наносится ущерб росту инвестиций и еще более урезается «совокупный спрос». Недостаточный рост инвестиций в свою очередь не позволяет обеспечить занятость в обществе.

Следовательно, недостаточное расходование доходов, с одной стороны, и «предпочтение ликвидности», – с другой, ведет к недопотреблению. Недопотребление уменьшает «совокупный спрос». Скапливаются нереализованные товары, что и приводит к кризисам и безработице. Дж. Кейнс делает следующий вывод: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать.

Дж. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Государство должно делать все возможное, чтобы поднять предельную (дополнительную) эффективность капитальных вложений, т.е. предельную рентабельность последней единицы капитала за счет дотаций, госзакупок и пр. В свою очередь, Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и поддерживать умеренную инфляцию, которая будет стимулировать рост капиталовложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.

Главную ставку в увеличении совокупного спроса Дж. Кейнс делал на рост производительного спроса и производительного потребления. Недостаток личного потребления он предлагал компенсировать расширением производительного потребления.

Потребительский спрос нужно стимулировать через потребительский кредит. Дж. Кейнс также положительно относился к милитаризации экономики, сооружению пирамид, что, по его мнению, увеличивает размеры национального дохода, обеспечивает занятость рабочих и высокие прибыли.

Кейнсианский и монетаристский подходы к кредитно-денежной политике государства:

Кейнс Фридмен
1. Рыночная экономика – неустойчивая система, поэтому нуждается в государственном регулировании. 1. Рыночная экономика – внутренне устойчивая система, а все негативные моменты – результат вмешательства правительства в экономику.
2. Занятость зависит от совокупного спроса. 2. Экономика сама установит уровень производства и занятости.
3. Денежная масса нейтральна к производству. 3. Денежная масса – причина роста цен, изменения конъюнктуры.
4. Основное теоретическое тождество: Y = C + I + G + Xn , где Y – объем ВНП C – объем потребления, I – объем инвестиций, G государственные расходы, Xn – чистый экспорт. 4. Основное теоретическое положение: Где М – денежная масса, Р – уровень товарных цен, Q – к-во товаров; при этом считается, что скорость обращения денег V постоянна, отсюда прямая и непосредственная (а не через ставку процента) зависимость объема номинального ВНП (Р Q) от массы денег в обращении.
5. Главная проблема – безработица 5. Главная проблема – инфляция.
6. Нужна гибкая денежная политика 6. Нужна стабильная денежная политика в соответствии с монетарным правилом: DM % = DP % + DY %, где M – денежная масса, P – уровень инфляции, Y – объем ВНП.

В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, поскольку она считается независимым арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различных конфликтов и проблем судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые вершат правосудие. Согласно конституции в России существует 4 вида судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное.

I. Конституционное судопроизводство осуществляется конституционным судом РФ являющимся органом конституционного органа надзора и контроля, основной задачей которого является следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно правовые акты не противоречили нормам конституции РФ (статья 125). Конституционный суд состоит из 19 судей, которые разделены на 2 палаты (коллегии). Председатель суда и председатели коллегии избираются тайным голосованием из числа судей конституционного суда. Сами судьи конституционного суда назначаются советом федерации по представлению президента РФ. Судьей конституционного суда может быть гражданин от сорока до семидесяти лет и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей – 12 лет, после чего судья уходит в отставку и остается почетным судьей. На Конституционный суд возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти, помимо этого Конституционный суд проверяет конституционность законов, принимаемых в конкретных делах, работает по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан РФ. Конституционный суд работает только по запросам президента РФ, правительства, парламента, либо отдельных палат, либо отдельных депутатов, высших федеральных судов (верховного и высшего арбитражного) и по запросам органов государственной власти в субъектах РФ, помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане РФ.

II. Суды общей юрисдикции (юрисдикция предметная и пространственная сфера судебной деятельности) – осуществляют судопроизводство по гражданским, административным и уголовным делам. Основным звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские суды). Им подсудны практически все дела, кроме тех, которые передаются в ведении вышестоящих судов. На суды первого (основного звена) возлагается и обеспечение исполнения судебных решений, контроль за деятельностью и законностью действия органов, ведущих расследование дел, в частности за законностью ареста.

Суды среднего звена – это суды субъектов федерации (республиканские, областные, краевые, городские, окружные). Количество судей в этих судах неодинаково и зависят от численности населения субъекта федерации. Они рассматривают дела по наиболее опасным преступлениям по первой инстанции (дела о коррупции, крупных хищениях и другие), выступают в роле судов второй (кассационной инстанции), а также осуществляют проверку решений судов и нижнего звена (в порядке надзора).

Военный суды – это специализированные суды, являющиеся органичной частью судебной системы, поскольку высший инстанцией для них является верховный суд России. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий) среднего звена (военные суды военных округов, флотов, групп войск, родов войск) и высшего звена (военная коллегия верховного суда РФ). Военные суды расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время военных сборов и некоторые другие. Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции и имеет следующие судебные полномочия:

1) Рассмотрение дел по первой инстанции, если они отличаются особой сложностью и особой важностью.

2) Проверка законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу (по первой и второй кассационным инстанциям)

3) Проверка приговоров, вступивших в законную силу (в порядке надзора)

Ш. Арбитражные суды рассматривают споры:

1) В сфере экономики (о заключении и прекращении договоров, исполнении договорных обязательств, о признании прав о собственности, о возмещении и другие)

2) В сфере управления, касающиеся действий органов исполнительной власти

3) Между органами исполнительной власти в субъектах федерации

4) О банкротстве и другие.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов несут арбитражные суды субъектов федерации, являющиеся нижним звеном в системе арбитражных судов. Федеральные окружные арбитражные суды являются судами по проверке кассационной инстанции в законности решений арбитражных судов в субъектах федерации. Высший арбитражный суд рассматривает дела по первой инстанции, жалобы на нормативные акты президента, палат федерального собрания, правительство, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между РФ и ее субъектами РФ, между самими субъектами РФ. В его компетенцию входит также рассмотрение дел в порядке надзора, в обязанности высшего арбитражного суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и другое.

Система высших судов в РФ закреплена Конституцией РФ в главе 7 «Судебная власть», где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ. Общее для всех высших судов, связанное с их формированием, прописано в ст.17 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации",ст.17, в которой сказано, что созданы эти суды в соответствии с Конституцией РФ, и соответственно упраздняться они могут только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Порядок образования и деятельности, компетенция КС РФ определяются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятым Государственной Думой 24 июня 1994г., одобренным Советом Федерации Российской Федерации 21 июля 1994г. По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатурах на должности судей могут вносить Президенту: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке, тайным голосованием, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

КС РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Закон устанавливает ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст.12, что судья КС РФ назначается на должность на неопределенный срок. Предельный возраст для пребывания в должности 70 лет. К числу правовых гарантий деятельности судьи относятся: гарантии независимости, принципы несменяемости, неприкосновенности, равенства прав судей.

КС РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.

Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат КС РФ. Ст. 21 Там же. определяет перечень вопросов, подлежащих рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях, а ст. 22 - перечень вопросов, рассматриваемых в заседаниях палат.

Председатель КС РФ: руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение судьи вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет КC РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом суда и т.д. Председатель КС РФ издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя КС РФ осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет обязанности, возложенные на него судом.

Судья - секретарь КС РФ осуществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседания суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, и информирует суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.

По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС РФ. В этом документе устанавливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях; особенности делопроизводства и т.д.

Второй раздел рассматриваемого закона закрепляет общие правила производства в КС РФ. В их содержание входят: принципы конституционного производства (независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон); установление поводов и оснований к рассмотрению дела, общих требований к обращению, перечень документов, прилагаемых к обращению, размеры уплаты государственной пошлины.

Решения, принятые как в пленарном заседании суда, так и в заседаниях палат, являются решениями КС РФ. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса решения суда именуются постановлением, заключением и определением. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст.72 Например, согласно п.4 ст.72 Там же. решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ КС РФ:

  • 1) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
  • 2) Разрешает споры о компетенции: а) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; б)между высшими государственными органами субъектов РФ.
  • 3) По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
  • 4) Дает толкование Конституции РФ.
  • 5) Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  • 6) Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
  • 7) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ и, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Помимо этих правовых задач конституционная юстиция выполняет и политическую задачу интеграции граждан в рамках государства, препятствует их отчуждению от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может вступить в спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда это будет спор формально равных сторон.

Основным преимуществом специальной конституционной юрисдикции является рационализация процедуры: конституционный суд ограничивается рассмотрением лишь конституционно-правовых вопросов, он избавлен от необходимости попутно решать нередко очень сложные вопросы из области гражданского, уголовного и другого права. А главное, КС не связан обстоятельствами конкретных споров о праве и может рассматривать вопросы конституционности нормативных актов в порядке абстрактного контроля. В то же время компетенция КС не лишает все остальные суды правомочия применять Конституцию РФ и контролировать конституционность деятельности других государственных органов.

Придание ВС РФ и статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах ВС РФ не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматриваются соответственно КС РФ, ВАС РФ и арбитражные суды субъектов РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ). В связи с тем, что такой закон до настоящего времени не принят, работа ВС РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», процессуального законодательства РФ, Закона РСФСР от 8 июля 1981г. «О судоустройстве РСФСР».

ВС РФ состоит из Пленума ВС РФ, Президиума ВС РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе ВС РФ действуют:

ВС РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя и другие судьи ВС РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Председателя ВС РФ.

Число народных заседателей определяется самим ВС РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии ВС РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья ВС РФ.

ВС РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, а также в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции. Так согласно ст. 452 УПК РФ «уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации». Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ

ВС РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Кроме того, ВС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельность ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом, который на данный момент еще не принят.

Содержащееся в ч. 1 ст. 19 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". положение вытекает из ст. 126 Конституции РФ. Оно определяет предназначение ВС РФ как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции. Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности решений ВС РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.

Коллегии ВС РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружными и приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Особая роль в деятельности ВС РФ отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи ВС РФ. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в РФ путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

Высшим звеном системы является ВАС РФ - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов. Таким образом, главным в деятельности ВАС РФ является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом ВАС РФ.

Функцию, компетенцию и полномочия ВАС РФ можно разделить на несколько групп. Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

  • · дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов, дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
  • · экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ.

Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полном объеме- занимает далеко не последнее место.

Структура ВАС РФ в настоящее время состоит из:

  • · Пленума ВАС РФ;
  • · Президиума ВАС РФ;
  • · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Каждая из названных структур ВАС РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Так, Пленум ВАС РФ ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и судей ВАС РФ.

Установлено, что он, в частности: а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой; в) об обращении в КС РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; г) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС РФ; д) утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов; е) утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов; ж) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ регламент арбитражных судов и т.д.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и председателей судебных составов ВАС РФ, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи ВАС РФ. Президиум ВАС РФ: а) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ; б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы.

Судебные коллегии ВАС РФ создаются из числа судей ВАС РФ, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя ВАС РФ. В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях ВАС РФ образуются судебные составы, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

Новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, действующий при ВАС РФ. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов РФ. Для реализации принятых им решений Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.

Одновременно при ВАС РФ действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно-обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и по их совершенствованию. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем ВАС РФ.

Любое государство является сложным механизмом, который функционирует за счет своей внутренней структуры. Но далеко не всегда страны были в том виде, в котором все мы привыкли их видеть. Очень давно вместо государственного строя на Земле существовал родоплеменной. Он подразумевал собой безоговорочную власть вождя над своими подданными. Но с течением времени стало понятно, что родоплеменная община при разрастании не может контролировать и координировать деятельность большого количества людей. То есть необходимо было создание более сложной и эффективной структуры. Таковой стало государство.

На сегодняшний день каждая страна - это сложная политико-правовая структура, функционирующая под действием разделенной власти. Последний элемент крайне важен, ведь именно благодаря ему реально работают те или иные привычные нам органы. Разделение властей подразумевает под собой существование трех сфер, одной из которых является судебная. Данная отрасль отвечает за правосудие, а также имеет ряд характерных особенностей, принципов функционирования и т. п. В Российской Федерации также существует судебная ветвь власти, реализация деятельности которой происходит посредством специальных органов, о чем будет указанно далее.

Принцип разделения властей и суд

Многие люди задаются вопросом о том, каким образом судебная власть, основные понятия которой будут представлены далее в статье, соотносится с принципом разделения управления в государстве? Суть в том, что данная основополагающая идея была разработана еще во времена Нового времени Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Принцип подразумевает собой отсутствие единоначалия в процессе координирования деятельности страны. При должна быть поделена между тремя ветвями, а именно: законодательной, исполнительной и судебной. На последний элемент возлагаются действительно важные функции. Только в этой отрасли допускается осуществление правосудия.

Понятие упомянутой ветви

Если говорить о судебной власти, вообще, то она представляет собой систему органов, которые реализуют исключительно присущие только им возможности. Это не просто тенденция в данном случае, а принцип, закрепленный во многих законодательствах разных стран, и в том числе Российской Федерации. Таким образом, суд и судебная власть - это, по сути, едино целое. Потому что система соответствующих органов является формой проявления всей ветви.

Признаки судебной власти

Согласно мировым тенденция, соответствующая система органов Российской Федерации построена на принципах, которые являются общепринятыми. Помимо этого, основополагающие положения закреплены в едином, наивысшем по своей юридической силе акте - Конституции РФ. Если анализировать принципы данной отрасли государственной деятельности, то можно выделить наиболее яркие признаки судебной власти, которые характеризуют её, как действительно уникальную отрасль. К данным признакам можно отнести следующие, а именно:

1) Деятельность упомянутого характера реализуется исключительно судами.

2) Коллегия по военным делам.

3) Высший арбитражный суд.

Как мы видим, Верховный Суд является кассационным органом для разных юрисдикций.

Конституционный суд

Наиболее специфическим органом на сегодняшний день является Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган имеет собственную юрисдикцию и ряд полномочий, не присущих иным инстанциям. Он представляет собой структуру конституционного контроля, которая реализует власть при помощи специфического производства. В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации реализует следующие полномочия, а именно:

На основе запросов высших государственных лиц и отдельных органов упомянутое ведомство имеет право проверять соответствие федерального законодательства Конституции РФ.

Разрешает споры о компетенции разных власти.

Проверяет конституционность использования конкретных законов или норм в тех или иных делах.

Предоставляет толкование конституционных норм.

На основе запроса Совета Федерации Конституционный суд дает заключение по поводу обвинения Президента.

Как мы видим, представленный орган судебной власти является важным звеном во всей системе, так как в его ведении находятся наиболее специфические вопросы.

Суть мировых судей

Достаточно нетипичными по своей природе являются мировые инстанции. Однако следует отметить, что мировых судов в Российской Федерации на сегодняшний день нет. Но существуют мировые судьи. Они имеют смежную компетенцию с ведомствами общей юрисдикции и являются органами первой инстанции. Но их деятельность ограничивается спектром отдельных вопросов, которые они могут рассматривать. Таковыми являются следующие:

Уголовные дела, в которых наказанием является лишение свободы не более трех лет.

Дела, возникающие из необходимости выдачи судебного приказа.

Дела о разделе имущества между членами семьи.

Дела по имущественным спорам и т. п.

То есть представленный орган судебной власти реализует полномочия по наиболее незначительным разбирательствам.

Заключение

Итак, мы попытались проанализировать судебную систему в современной Российской Федерации. Следует отметить, что данный сектор на сегодняшний день реализует свою деятельность эффективно. Но это не свидетельствует об отсутствии потребности в модернизации. Ведь судебная власть и право - это те два столба, на которых, по сути, стоит каждое государство. Таким образом, чем они сильнее, тем стабильнее внутреннее состояние державы.

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст.9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.

Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.

В п.1 ст.18 Закона о судебной системе приводится терминологическое определение Конституционного Суда РФ, сформулированное в ст.1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ (далее - Закон о Конституционном Суде). В нем раскрывается:

  • а) юридическая природа этого конституционного органа, участвующего в осуществлении государственной власти в Российской Федерации в качестве суда;
  • б) его функция - осуществление конституционного контроля;
  • в) конституционные принципы деятельности (самостоятельность и независимость в процессе осуществления судебной власти);
  • г) специфика процессуальной формы деятельности (посредством конституционного судопроизводства).

О юридической природе Конституционного Суда РФ существуют различные мнения. Одни авторы полагают, что Конституционный Суд - орган высшего арбитражного свойства и в известной степени должен оставаться вне традиционно известных ветвей государственной власти. Другие обращают внимание на двойственную юридическую природу Конституционного Суда. С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, его конституционные полномочия определяет ст.125 гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ; с другой стороны, Конституционный Суд, учитывая его функции и установленные непосредственно Конституцией РФ полномочия (в отличие от Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ), выступает одновременно и в качестве высшего органа конституционного контроля, находящегося на одном уровне с федеральными органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.

Как судебный орган Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст.120, ст.123 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ является элементом единой судебной системы Российской Федерации. Применительно к Конституционному Суду РФ это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией РФ, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ (ст.29 Закона о Конституционном Суде). Решения Конституционного Суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ не может быть преодолена повторным принятием акта, признанного неконституционным.

Официальное толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов Конституционный Суд РФ не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их, обогащая их юридическое содержание. В процессе таких интерпретаций словесное выражение конституционных норм может не меняться, но их нормативное содержание может подвергаться значительным изменениям. Благодаря Конституционному Суду РФ выявляются те многочисленные потенциальные возможности, которые заключены в концентрированном виде в нормах Конституции РФ. Данные черты характеризуют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органа государственной власти, находящегося на одном уровне с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ является не единственным органом конституционного контроля - подобную деятельность осуществляет Президент РФ, Правительство, Федеральное Собрание РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Однако только Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля.

В ст.10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Следовательно, конституционно-правовой основой самостоятельности Конституционного Суда РФ как одного из носителей судебной власти являются указанные нормы Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Его финансирование производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме (ст.7 Закона о Конституционном Суде). Данный принцип деятельности также является конституционным (ст.124 Конституции РФ).

В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство - процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд РФ может признать закон неконституционным.

Общая характеристика полномочий Конституционного Суда РФ содержится в ст.125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ч.3 и 4 ст.3 Закона о Конституционном Суде).

В этих нормах закреплен принцип связанности Конституционного Суда РФ компетенцией всех других судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются только конституционные споры, проблемы конституционности.

В ч.2 ст.18 Закона о судебной системе закреплено положение о том, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. В ней воспроизведена норма ч.3 ст.128 Конституции РФ, носящая бланкетный характер. Именно поэтому в ст.2 Закона о Конституционном Суде закреплено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и названным Законом. Перечень полномочий Конституционного Суда РФ, столь подробно прописанный в Конституции РФ, тем не менее не является исчерпывающим.

Части 2-5, 7 ст.125 Конституции РФ определяют основные полномочия Конституционного Суда РФ по разрешению дел. Данные группы полномочий реализуются в пяти основных судебных процедурах:

  • 1) процедура разрешения дел о соответствии федеральной Конституции нормативных актов государственных органов, договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • 2) процедура проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;
  • 3) процедура разрешения споров о компетенции;
  • 4) процедура официального толкования Конституции РФ;
  • 5) процедура дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают только те органы государственной власти, которые названы в ч.2 ст.125 Конституции РФ. Такое право появляется у них сразу после промульгации (официального обнародования) закона, вступления в силу иного нормативного акта, вне связи с конкретными делами. В этой процедуре возможно рассмотрение дел и до того, как сложится определенная правоприменительная практика. Именно поэтому она называется процедурой абстрактного нормоконтроля.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Поэтому данная процедура именуется процедурой конкретного нормоконтроля.

конституционный судебный российский власть



Просмотров