Информация для аудируемых лиц. Новый Закон «Об аудиторской деятельности» вступил в силу

С 01 января 2014г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 56-З "Об аудиторской деятельности" (далее Закон). Согласно ст.2 Закона под аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с МСФО, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.

Аудиторскую проверку стоит расценивать не только как инструмент контроля, но и как инструмент помощи в осуществлении финансовой деятельности. Но не стоит думать, что работа аудитора дублирует работу налоговой службы. Цель, которую преследуют аудиторские услуги, не выявление случайных ошибок и намеренных просчетов. Аудиторы осуществляют грамотный контроль за соблюдением современных финансовых норм и оказывают помощь сотрудникам предприятия в освоении новшеств законодательства.

Хотелось бы также отметить, что несмотря на то, что Закон вступил в действие с 01 января 2014г., положения об обязательном аудите нужно было применять уже начиная с отчетности за 2013г.

Справочно: аудиторская проверка не может осуществляться аудиторской организаций или аудитором индивидуальным предпринимателем, осуществляющими ведение бухгалтерского учета у аудируемого лица.

Согласно действующему законодательству, а именно ст.17 Закона определен перечень организаций, которые независимо от желания подлежат аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности – обязательному аудиту. Так ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

  1. Акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;
  2. Национального банка Республики Беларусь;
  3. Банков, банковских групп, банковских холдингов;
  4. Бирж;
  5. Коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций;
  6. Страховых организаций, страховых брокеров;
  7. Резидентов Парка высоких технологий;
  8. Организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
  9. Профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  10. Иных организаций, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5000000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года. Справочно: Для данного пункта объем выручки в целях проведения обязательного аудита принимаются обороты в размере, отраженном по кредиту субсчета 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг" счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".

Отдельно хотелось уделить внимание аудиту коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций. С 24 января 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З "Об инвестициях" в котором не определены доли иностранных инвестиций в уставном фонде, размер которых являлся бы критерием отнесения коммерческих организаций к организации с иностранными инвестициями. Таким образом согласно Закона обязательному аудиту подлежат любые коммерческие организации с иностранными инвестициями независимо от размера доли иностранных инвестиций в их уставном капитале.

Законом определено, что обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится. Также вне зависимости от объемов выручки не подлежит аудиту отчетность индивидуальных предпринимателей.

В отношении обязательного аудита хотелось бы проакцентировать внимание организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге доходов и расходов. Так отдельными законодательными актами к аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности приравнен аудит данных книги учета доходов и расходов.

В части сроков проведения обязательного аудита, законодательством установлено, что он должен быть проведен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, и соответственно аудиторское заключение в органы налоговой инспекции должны быть предоставлены не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (проверяемым). Иными словами, если организация подлежит обязательному аудиту периода за 2014г. согласно Закона, аудит следует провести до 30.06.2015г. Для минимизации ошибок, неточностей и искажений с бухгалтерском и налоговом учете организаций целесообразно уже в настоящий момент, в 2014 г., позаботится о проверке отчетности и учета. Так «поэтапный» аудит (например за 1 полугодие 2014г.) позволит своевременно до окончания налогового периода и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, выявить все искажения, неточности, устранить пробелы в понимании норм действующего законодательства, отрегулировать налоговые платежи и, если нужно, сдать в налоговые органы уточненные декларации.

Помимо аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели могут проводить аудит иной финансовой информации аудируемых лиц по так называемым специальным аудиторским заданиям. В Законе возможные варианты таких заданий не поименованы, т.к они могут выполняться по требованиям пользователей в целях получения информация по тому или иному вопросу, касающегося деятельности предприятия.

Статьей 10 Закона установлена обязанность аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей не только представлять в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь аудиторское заключение, но и сообщать собственнику имущества (учредителям, участникам) аудируемого лица по итогам проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении аконодательства, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству в размере, превышающем 1000 базовых величин на дату обнаружения нарушения.

Одним из пунктов ст.10 Закона предусмотрена ответственность аудитора возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг. Данную норму нужно рассматривать с нескольких позиций. Заключая договор на проведение аудита, организации изучают рейтинги аудиторских организаций, читают отзывы о компетентности того или иного аудитора.

Профессионализм аудитора, как и представителей любой другой профессии в любой области, в вопросе качества проведенного аудита играют важную роль и, безусловно, проводя аудит, ответственность за выполненную работу конечно же несет аудитор. Но не лишним и организациям будет знать, по каким принципам проводится аудиторская проверка. Так понятие «существенность», определяющее результат взаимодействия количественных и качественных критериев оценки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, является базовым в аудите, так как именно в зависимости от установленного уровня существенности определяется размер допустимой ошибки в отчетности и, соответственно, формируется аудиторское мнение о ее достоверности.

Применение концепции существенности при планировании и проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций регулируются Национальными правилами аудиторской деятельности "Существенность в аудите", утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.03.2001 N 24. Так уровень существенности – это совокупный размер допустимых искажений в данных бухгалтерской отчетности, который не оказывает влияния на качество решений, принимаемых пользователями на основании анализа этой отчетности. Отметим, что при проведении аудита аудитор не обязан проверять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в полном объеме и оценивать нарушения с абсолютной степенью точности.

С целью получения аудиторских доказательств достаточно проверить некоторый объем документов и хозяйственных операций за отчетный период, позволяющий выразить аудиторское мнение о достоверности отчетности во всех ее существенных аспектах. Поэтому аудитор подтверждает достоверность отчетности только в существенных моментах, т.е имеет место быть, что не все ошибки и нарушения законодательства будут выявлены в ходе аудита, в последствие чего аудируемое лицо может быть привлечено к ответственности. Еще раз напомним, что конечной целью аудита и не является выявление всех нарушений законодательства в учете, отчетности аудируемого лица.

Не редкость, когда после проведения аудита, на предприятии проводится налоговая проверка и в проверенном аудиторами периоде находятся контролирующими органами нарушения и соответственно к организациям применяются штрафы. В таких случаях для того, чтобы привлечь аудитора к ответственности необходимо достоверно установить факт неисполнения договорных обязательств по качественному оказанию аудиторских услуг. Иными словами, предметом аудита является проверка и подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а не подтверждения полноты исполнения всех налоговых обязательств аудируемого лица. Конечно, полнота исполнения налоговых обязательств влияет на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, поэтому и на проверку этого самого исполнения налоговых обязательств также распространяется общие правила и принципы аудита, в том числе и принцип существенности.

Любой человек с подозрением и некоторой боязнью относится к проверке своей работы. Даже в том случае, когда недочетов и ошибок быть не должно, мы сомневаемся и волнуемся. Не переживает только тот, кому безразлична его работа. Так стоит ли бояться прихода аудитора? Нет. Если бухгалтер ответственно относится к своей работе, не допускает финансовых нарушений и подлогов, ему не нужно бояться проверок. Больше того, аудиторская проверка только повысит его репутацию как грамотного и высококвалифицированного специалиста. Заключение аудитора позволит повысить репутацию фирмы в глазах партнеров по бизнесу и клиентов, показывая, что фирма ведет свои дела честно и с ней можно иметь дело.

Часто руководители фирм, особенно небольших, считают, что цены на аудиторские услуги достаточно высоки, поэтому аудит является непозволительной роскошью либо просто лишними расходами. И все же проведение аудиторской проверки является высокорентабельным делом. Во многих случаях аудит позволяет поднять доходы фирм в несколько раз за счет снижения потерь, отсутствия штрафов и повышения рентабельности средств. Аудитор является сторонним и беспристрастным лицом. Он может увидеть возможности для деятельности финансистов, которые упустили штатные сотрудники. Так же аудиторские услуги позволяют минимизировать налоговые риски и исправлять или даже предупреждать бухгалтерские ошибки, связанные с изменениями в финансовом или налоговом законодательстве и с человеческим фактором.

Обязанность по проведению аудита прописана для некоторых категорий организаций законодательно, значит и согласно п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь 29.12.2009 N 71-З (далее НК) затраты на проведение обязательного аудита учитываются при налогообложении. А как быть с расходами на так называемый инициативный аудит, когда обязательному аудиту организация не подлежит, но в аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованы учредители, инвесторы и др. , которые и выступают заказчиками аудита. Разъяснения, касающиеся данный расходов приведены в Письме Министерства финансов Республики Беларусь от 05.07.2012 N 15-2-10/57 "Разъяснение о порядке отнесения расходов по оплате аудиторских услуг к затратам, учитываемым при налогообложении налогом на прибыль", а именно: если заказчиком аудита (либо иной аудиторской услуги) по договору оказания аудиторских услуг в установленном порядке выступает собственник имущества (учредители, участники) аудируемой организации, инвестор или другие лица, а затраты на аудиторские услуги несет аудируемая организация, то данные затраты аудируемой организацией могут быть отнесены к затратам, учитываемым при налогообложении.

Согласно ст. 110 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" по требованию любого из участников общества с ограниченной ответственностью в соответствии со ст. 61 настоящего Закона может быть проведен аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) этого общества. В случае проведения такого аудита оплата аудиторских услуг осуществляется за счет участника общества с ограниченной ответственностью, по требованию которого он проводится. Расходы участника общества с ограниченной ответственностью на оплату такого аудита могут быть возмещены ему по решению общего собрания участников этого общества за счет средств общества. Согласно Письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.01.2011 N 2-2-10/10048 "О налогообложении" расходы общества по такому возмещению его участнику аудиторских расходов учитываются при налогообложении в соответствии с п. 1 ст. 130 НК.

За уклонение от проведения обязательного аудита законодательством предусмотрена ответственность. Так ст. 12.31 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З определено, что уклонение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

Аудиторская деятельность в Республике Беларусь в современных условиях осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», принятого Верховным Советом Республике Беларусь 8 ноября 1994 г. (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Республике Беларусь от 25 июня 2007 г.), а также в соответствии с национальными стандартами аудита, разрабатываемыми Министерством финансов Республики Беларусь в форме правил аудиторской деятельности.

В соответствии с Законом, аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Субъектами аудиторской деятельности в республике являются аудиторы и аудиторские организации. В соответствии с действующим законодательством аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

В то же время, чтобы осуществлять внешний аудит банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, дополнительно необходимо наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций - дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов Республики Беларусь. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе выдача, приостановление и аннулирование лицензии на осуществление аудиторской деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании. Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве сотрудника аудиторской организации (состоящего в ее штате или привлекаемого к проведению аудита па основании договоров гражданско-правового характера), а также в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя. В последнем случае, наряду с общими требованиями, предъявляемыми к этой категории субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством, аудитор, кроме квалификационного аттестата, должен получить в Министерстве финансов Республики Беларусь лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность может осуществляться и аудиторскими организациями. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. В соответствии с действующим законодательством, штат аудиторской фирмы должен состоять не менее чем из трех аудиторов. Кроме того, не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане республики, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин, - не менее 75 %. Руководителем аудиторской фирмы может быть любое физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

Аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

Лицо, имеющее судимость, не погашенную или не снятую в установленном законом порядке, не имеет права заниматься аудиторской деятельностью.

В соответствии с действующим законодательством аудит организаций и индивидуальных предпринимателей, в бухгалтерской отчетности и других документах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может проводиться только аудиторскими организациями, которые не имеют в уставном фонде собственности или доли собственности (акции, вклада, пая), принадлежащих иностранным физическим лицам и (или) иностранным международным организациям, государствам, имеют допуск к проведению работ (оказанию услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, полученные в порядке, установленном законодательством.

Обязательное условие для осуществления аудиторской деятельности - включение всех субъектов аудита в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций со дня принятия решения Министерством финансов о выдаче лицензии. Сведения об аудиторах и аудиторских организациях, получивших лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, вносятся Министерством финансов в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций на основании информации, полученной от Национального банка Республики Беларусь.

Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении своих функций руководствуются нормативными документами и инструктивными материалами, регулирующими порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления отчетности; другими актами законодательства, регулирующими вопросы финансово-экономических и производственных отношений субъектов хозяйствования.

Аудиторские стандарты - это установленные критерии, принципы, процедуры, которые должны соблюдаться всеми аудиторами и аудиторскими организациями про проведении аудиторских проверок.

В современных условиях действуют 30 международных стандартов аудита, которые используются аудиторами различных стран. Однако международные стандарты аудита не учитывают особенности национального законодательства отдельных стран, в том числе и Республики Беларусь. Поэтому в Республике Беларусь разрабатываются национальные стандарты аудита с учетом особенностей законодательства РБ на основе международных стандартов аудита. Разработкой правил аудиторской деятельности в РБ занимается Министерство финансов (непосредственно - специалисты Управления аудита). В статье 18 Закона «Об аудиторской деятельности» определено, что правила аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

Правила аудиторской деятельности подразделяются на :

республиканские правила аудиторской деятельности;

внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;

правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя.

Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц, за исключением содержащихся в правилах положений, которые носят рекомендательный характер. Данные правила утверждаются постановлениями Министерства финансов.

В состав правил аудиторской деятельности входят :

  • 1. Планирование аудита;
  • 2. Рабочая документация аудитора;
  • 3. Цели и общие принципы бухгалтерской и финансовой отчетности;
  • 4. Аудиторские доказательства;
  • 5. Аналитические процедуры;
  • 6. Существенность и аудиторский риск;
  • 7. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 8. Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объединение аудиторских организаций или аудиторов вправе, если это предусмотрено его уставом, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, которые не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов не могут быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности.

Аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель вправе устанавливать свои правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности. При этом требования данных правил не могут быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности и правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, членами которого они являются.

  • 6. Контроль за порядком осуществления аудиторской деятельности законодательно возложен на Министерство финансов Республики Беларусь (непосредственно - на специалистов Управление аудита). Ими проводится проверка соблюдения правил порядка осуществления аудита. В своей работе Управление аудита руководствуется Положением об организации и проведении проверок, утверждённым Постановлением Министерства финансов РБ от 28 мая 2007 г. №60 (в редакции Постановления №150 от 31.10.03 г.). При установлении нарушений правил аудиторской деятельности может быть аннулирован квалификационный аттестат аудитора. В Законе «Об аудиторской деятельности» определены основания аннулирования аттестата:
    • * квалификационный аттестат аудитора получен с использованием подложных документов;
    • * аудитор при проведении аудита систематически нарушает требования, установленные законодательством, или допустил одноразовое грубое нарушение порядка осуществления аудиторской деятельности;
    • * установлен факт подписания аудитором заведомо ложного аудиторского заключения.

Мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Министерством финансов.

Лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован, вправе обжаловать решение Министерства финансов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения о его аннулировании.

Аудиторские организации и аудиторы проверяются не только Министерством финансов, но и другими органами :

  • 1. Комитетом государственного контроля;
  • 2. Департаментом финансовых расследований КГК;
  • 3. Инспекциями МНС и другими контролирующими органами имеющими на то полномочия.

Если по результатам проверок, а также при наличии претензий заказчика аудиторских услуг устанавливаются систематические и грубейшие нарушения правил аудиторской деятельности, наблюдается низкое качество аудита, то Министерство финансов имеет право отозвать или аннулировать лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Решение об отзыве или аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

7. Выполнение требований аудитора, вытекающих из условий договора оказания аудиторских услуг, является обязательным для аудируемого лица, заказчика.

Аудируемому лицу, заказчику запрещается вмешиваться в действия аудитора по вопросам, касающимся методологии проведения аудита.

Аудируемое лицо, заказчик несут ответственность за полноту и достоверность документов и другой информации, представленных аудиторской организации, аудитору - индивидуальному предпринимателю на проверку.

Аудиторская проверка не освобождает аудируемое лицо от ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям законодательства.

Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершаемых в ревизионном периоде финансово-хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности, законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, на которых возложена ответственность за осуществление финансово-хозяйственных операций.

аудиторский деятельность беларусь лицензирование

Сравнительная характеристика аудита и ревизии

Элементы сравнения

Выражение мнения о достоверности финансовой отчётности

Проверка законности совершенных финансово-хозяйственных операций, выявления нарушений и определения круга виновных лиц

2. Характер деятельности

Предпринимательская

Исполнительская

3. Объект проверки

Финансовая отчётность

Финансово-хозяйственные операции

4. Правовое регулирование

ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», Федеральные стандарты аудиторской деятельности и иные приказы Министерства финансов РФ

Отдельные приказы министерств и ведомств, а также ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ФЗ «Об акционерных обществах»

5. Управленческие связи

Связи горизонтальные

Связи вертикальные

Сохранность активов, привлечение пассивов

Сохранность активов

Заказчик оплачивает на основании договора возмездно оказанных услуг

Оплачивает вышестоящее руководство

8. Статус проверяющего

Независимый внештатный аудитор, имеющий квалификационный аттестат, член СРОА

Штатный сотрудник

9. Оформление результатов проверки

Составляется аудиторское заключение

Составляется акт ревизии

Судебно-бухгалтерской экспертизойназывается процессуальная деятельность специалистов в области бухгалтерского учёта, осуществляемая по поручению суда, следователя.

Задачей судебно-бухгалтерской экспертизы является оказание содействия суду, судьям, органам дознания, прокурору в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области бухгалтерского учёта.

Сравнительная характеристика аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы

Элементы сравнения

Аудит (принудительный)

Судебно-бухгалтерская экспертиза

1. Основания для экспертизы

Назначение суда, судьи путём заключения договора на оказание аудиторских услуг

Определение суда или постановление следователя

2. Объекты проверки

Документы, подлежащие проверке, письменные и устные высказывания руководства и должностных лиц и доказательства от третьих лиц (дебиторы, кредитные операции)

Материалы, предоставленные судом, следователем

3. Методы проверки

Фактические (физические) и документальные

Документальные

4. Субъекты

Независимый аудитор или аудиторская организация

Бухгалтер-эксперт - штатный сотрудник правоохранительных органов или эксперт, привлечённый на основе срочного договора

5. Регламентация деятельности

ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», Федеральные стандарты аудиторской деятельности

Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ

6. Участие в суде

Как свидетель, к нему применяется программа «защита свидетеля»

Свидетель или обвинитель

7. Оформление результатов проверки

Аудиторское заключение, которое передается - один экземпляр в суд, второй - экономическому субъекту

Заключение бухгалтерской экспертизы, которое носит конфиденциальный характер, которое передаётся судье или следователю

Блог ведет – Жугер Елена Викторовна . Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях Сертифицированный аудитор Эксперт-консультант Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Новый Закон «Об аудиторской деятельности» вступил в силу

И снова здравствуйте.

Осталась еще одна немаловажная часть изменений в Закон «Об аудиторской деятельности», о которых важно знать Главному бухгалтеру. Сегодня расскажу об изменениях в правах и обязанностях заказчика аудиторских услуг.

Список прав и обязанностей заказчика достаточно обширен. Остановлюсь на требованиях, появившихся в Законе впервые.

Часть 3. Детализированы права и обязанности заказчика

3.1. Права заказчика

3.1.1. Заказчики аудиторских услуг вправе:

  • самостоятельно выбирать аудиторскую организацию, аудитора — индивидуального предпринимателя;
  • получать аудиторское заключение, информацию о требованиях законодательства Республики Беларусь или законодательства других государств, на которых основываются их замечания и выводы, о выявленных нарушениях, а также рекомендации по устранению таких нарушений;
  • отказаться от исполнения договора оказания аудиторских услуг либо потребовать замены аудитора в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем своих обязательств;
  • сообщать о допущенных аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем, аудитором нарушениях законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и иные уполномоченные органы;
  • получать возмещение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, за причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг. Данная норма обязывает аудиторские компании нести ответственность за неисполненные заказчиком налоговые обязательства, даже если они ниже уровня существенности. Данный факт, по моему мнению, увеличит трудоемкость аудиторской проверки, поскольку ее проведение выборочным способом может повлечь применение санкций налоговых органов.

3.2. Обязанности заказчика

Заказчики аудиторских услуг обязаны:

  • создавать условия для своевременного и качественного оказания аудиторских услуг;
  • не предпринимать действий, направленных на сокрытие (ограничение доступа) информации, запрашиваемой аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем, при этом наличие в ней сведений, составляющих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в ее предоставлении;
  • направлять по требованию аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателяписьменный запрос от своего имени в адрес третьих лиц для получения необходимой информации;
  • при заключении договора оказания аудиторских услугпредоставлять аудиторской организации, аудитору — индивидуальному предпринимателю информацию, необходимую для оценки объема работ по этому договору;
  • в случае проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности уведомить о факте его проведения налоговые органы по месту постановки на учет не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Все приведенные нормы впервые появились в Законе, делают взаимоотношения между аудитором и заказчиком более понятными.

А напоследок, маленький совет — не забывайте проверять репутацию компании, когда заключаете договор на аудит.


Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» впервые был принят Верховным Советом Республики Беларусь 08.11.1994г., затем в новой редакции парламентом 18.12.2002г. и определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает основные правила и порядок ее проведения, регулирует отношения, возникающие между заказчиками и аудиторами.
В законе дано следующее определение аудиторской деятельности: аудиторская деятельность (аудит) - независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности совершенных хозяйственных и финансовых операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказания помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности.
В законе приведена классификация аудита. Аудит может быть внешним и внутренним. Внутренний аудит создается по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему, заменить внешний аудит не может, потому что его деятельность регулируется субъектом хозяйствования. Внешний аудит предусматривает проведение аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и отчетности заказчика по договору независимой аудиторской организацией. Заказчиками внешнего аудита могут быть: государственные органы, собственники предприятия, банки и другие кредитные учреждения, которые при предоставлении предприятиям кредитов нуждаются в подтверждении их платежеспособности, возможности эффективно использовать предоставленные кредиты и своевременно их возвратить.
Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность заказчика. Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских организаций или аудиторами, которые имеют лицензию на право занятия аудиторской деятельностью. Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управления. Объекты проверки зависят от цели и задач, поставленных перед ним руководством организации. Как правило, это функции системы контроля и обработки информации. В последнее время роль внутреннего аудита расширена путем включения в нее оценки качества информации, которая предоставляется аппарату управления для принятия решений, а также оценки полезности применения методик анализа информации в организации.
Внутренний аудит применяется в организациях, имеющих сложную управленческую структуру, большое количество структурных подразделений. Поэтому перед службой внутреннего аудита часто ставят новые задачи, требуя обеспечения единообразия системы ведения бухгалтерского, статистического. оперативного учета, амортизационной, учетной и финансовой политики. Задача внутреннего аудита- помочь соответствующим работникам и службам улучшить эффективность их работы. Внутренние аудиторы являются зависимыми и подчинены руководству организации, они проверяют бухгалтерскую информацию и ее достоверность и представляют руководству результаты анализа, оценки, рекомендации и информацию о деятельности объектов, которые ими проверялись, Внутренние аудиторы не имеют квалификационного аттестата и лицензии Минфина. Это могут быть специалисты по бухгалтерскому учету, экономисты и т.д. Если внутренний аудит функционирует эффективно, его материалы без проведения детальной проверки могут быть использованы внешним аудитом.
Аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, инициативная - по решению субъектов хозяйствования или собственников. Обязательный аудит предусматривается действующим законодательством, когда субъект хозяйствования обязан пригласить внешнего аудитора для подтверждения достоверности показателей бухгалтерского баланса и финансовой отчетности. В соответствии с действующим законодательством ежегодно проводится обязательный аудит:
  • организаций, являющихся открытыми акционерными обществами;
  • банков, небанковских кредитно - финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, а также страховых брокеров;
  • иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составил более 600 тыс. евро.
В случае проведения контролирующими органами налоговых проверок или проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей эти организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязательного аудита в части, проверенной данными органами.
Затраты на проведение обязательного аудита включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.
Организации и индивидуальные предприниматели, у которых проведен обязательный аудит, должны в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В то же время любой субъект хозяйствования имеет право по собственной инициативе пригласить аудиторов для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Характер и масштабы такой аудиторской проверки определяет сам заказчик. Затраты на проведение инициативного аудита не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Законом определено, что кроме проверки достоверности показателей финансовой отчетности, аудитором могут оказываться и другие услуги, связанные с их профессиональной деятельностью: по постановке и восстановлению бухгалтерского учета; составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности; анализу финансово- хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов предприятия; информационному обслуживанию заказчиков; консультированию по вопросам налогового и хозяйственного законодательства Республики Беларусь.
Аудиторам, занимающимся аудиторской деятельностью, запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной.
Лица, имеющие судимость за корыстные и хозяйственные преступления, не имеют права заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами:
  • являющимися учредителями, собственниками, акционерами проверяемых субъектов хозяйствования;
  • состоящими с заказчиками в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов).
б) аудиторскими организациями:
  • в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их собственниками, учредителями, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении, которых эти аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;
  • в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их дочерними предприятиями (филиалами, отделениями, представительствами) или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;
в) аудиторами и аудиторскими организациями, оказывавшими данному субъекту хозяйствования услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета.
В законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» определены также права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций, права, обязанности и ответственность заказчиков.
Так, в соответствии с Законом, аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации либо в качестве индивидуального предпринимателя, без образования юридического лица. Аудиторская организация - это коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. В штате аудиторской организации должно состоять не менее 3 аудиторов. Не менее 50% работников аудиторской организации должны быть граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин - не менее 75%. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.
Аудит не подменяет государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью страховой компании.
Отдельная статья закона определяет требования, предъявляемые к аудиторскому заключению, которое является результатом аудиторской проверки.
В целях совершенствования государственного регулирования аудиторской деятельности и повышения финансового контроля в республике с 1 июля 1999г. на Министерство финансов Республики Беларусь возложены функции по лицензированию аудиторской деятельности, разработке методологии аудита, контролю за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности, а также по ведению государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций.
Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановление и аннулирование лицензий осуществляется Главным управлением аудита Министерства финансов в соответствии с Положением о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдаётся сроком на 5 лет:
  • гражданину(ке), имеющему высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее 3-х лет, получившему квалификационный аттестат аудитора;
  • юридическому лицу, внесённому в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, видом деятельности которого является аудиторская деятельность, и штат которого состоит из не менее чем 3-х аудиторов.
Для получения лицензии в Главное управление аудита Минфина представляются соответствующие документы, где создаётся квалификационная комиссия, которая проводит тестирование, принимает квалификационный экзамен у граждан, проводит собеседование с руководителями аудиторских организаций, выносит предложение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии на основании результатов квалификационного экзамена или собеседования.
Для проведения внешнего аудита банков и небанковских финансовых (кредитно-финансовых) организаций необходимо наличие дополнительной лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком. Для проведения внешнего аудита страховых и перестраховочных организаций - дополнительной лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов не требуется. Необходимо только иметь документ, подтверждающий прохождение курсов повышения квалификации в учебно-методическом центре Минфина Республики Беларусь в необходимом объёме часов по специальной программе.
Аудит организаций, в бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, может производиться только аудиторскими организациями, которые не имеют в уставном фонде собственности или доли собственности (акции, пая, вклада), принадлежащей иностранным физическим или юридическим лицам, и которые имеют допуск к проведению работ (оказанию услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственные секреты, полученный в установленном порядке.

Просмотров