Государственные облигации как способ покрытия дефицита бюджета. Внутреннее и внешнее долговое финансирование как способ финансирования дефицита бюджета

Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Достоинства : 1. на первый взгляд он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтомув краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования и 2. достаточно оперативный, поскольку выпуск и размещение(продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. 3. Государственные ценные бумаги высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточнодоходны (по ним платится процент).

Недостатки такого способа финансирования:1. по долгам надо платить (выдавать % - обслуживать госдолг) . Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста Томас Сарджент и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа строит финансовую пирамиду, т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик, что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. 2. существенным недостатком долгового способа финансирования является«эффект вытеснения» частных инвестиций: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.


Финансирование бюджетного дефицита с помощью внешнего сектора

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии денег

2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг)

3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций

(внешний долг)

В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.Государственный долг выступает как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития.доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие междувсе увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией.
Достоинства подобного метода:

1) возможность получения крупных сумм

2) неинфляционный характер

Недостатки :

1) необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самойсуммы долга, так и процентов по долгу)

2) невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

3) необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплатывнешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

4) при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютныхрезервов страны

5) Высокий государственный долг становится трудно управляемым. Увеличение государственных расходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентные выплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

В современных условиях государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, так как объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов государство дополняет привлечением средств на возвратных началах - в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, возникающих между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, где государство выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит), которая покрывается привлечением заемных средств.

В Российской Федерации заемные средства в основном мобилизуются двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – вид ценных бумаг, выпускаемых от имени государства с целью размещения займов государственных и мобилизации денежных средств для пополнения доходов бюджета государства, покрытия бюджетного дефицита и оформления государственного долга. Держатели государственных ценных бумаг, покупая их финансируют государство и вместе с тем получают фиксированный доход в течение срока владения этими ценными бумагами.Размещение ГЦБ осуществляется Министерством финансов с привлечением Центрального Банка России.

Покупателями ГЦБ в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды, предприятия.

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:

1) покрытие постоянного дефицита государственного бюджета;

2) покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов;

3) привлечение ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов;

4) привлечение ресурсов для покрытия целевых расходов правительства;

5) привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Поэтому в зависимости от цели выпуска различают:

1) долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;

2) ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета;

3) целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов;

4) ценные бумаги, предназначенные для покрытия государственного долга предприятиями и организациями.

Рассмотрим более подробно основные виды государственных ценных бумаг Российской Федерации.

Государственные облигации – облигации внутреннего займа в национальной валюте (рублях), эмитентом которых является Министерство финансов РФ – орган исполнительной власти, отвечающий за исполнение федерального бюджета.

К обязательствам внутреннего долга федерального правительства относятся:

1) государственные краткосрочные облигации (ГКО)

2) купонные облигации федерального займа (ОФЗ)

3) облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

4) облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

5) облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) - выпускаются для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета.

Первый аукцион по первичному размещению ГКО состоялся в 1993 г. Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являются постановление Совета Министров – Правительства РФ, Постановление Верховного Совета РФ и Приказ Центрального банка РФ, утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

ГКО выпускаются периодически на срок до 1 года с номинальной стоимостью 1 млн. руб. в бездокументарной форме. Каждый выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.

Владельцами ГКО могут быть любые юридические и физические лица. При этом Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ может быть установлено ограничение круга потенциальных покупателей ГКО, которое должно быть зафиксировано в условиях их выпуска. Все операции по обращению ГКО, в том числе и учет их владельцев, осуществляются через учреждения ЦБ РФ или дилеров, т.е. юридических лиц - профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих свои полномочия на основании договора, заключенного с ЦБ РФ.

Размещается ГКО по цене ниже номинала – с дисконтом. Погашение осуществляется по номиналу, поэтому дисконт представляет собой доход, который государство выплачивает владельцам ГКО.

Облигации федерального займа (ОФЗ)

С целью покрытия бюджетного дефицита на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» государством в лице Минфина РФ во исполнение постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 455 «О выпуске облигаций федеральных займов» выпускаются облигации сроком обращения от 1 года до 3 лет номинальной стоимостью 1 млн руб.

ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме в виде записей по счетам депо, удостоверяющих право собственности их владельцев на принадлежащие им ОФЗ. Владельцы ОФЗ не вправе требовать выдачи их на руки. Владельцами ОФЗ могут быть как юридические, так и физические лица, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов.

Доходом по ОФЗ является купонный доход в виде процента к их номинальной стоимости, который выплачивается в порядке и размере, определяемых условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов, утверждаемых Минфином РФ совместно с ЦБ РФ.

Их выпуск стал осуществляться с июня 1995г. Вначале выпускались облигации с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и сроком обращения один-два года. Купон по ним выплачивался раз в полгода либо ежеквартально, и его ставка менялась в каждом новом купонном периоде из-за высокой инфляции.

В 1997-1998гг. правительство РФ прибегало к выпуску ОФЗ с постоянным доходом (ОФЗ-ПД), по которому купон выплачивался раз в год и назначался на все время обращения этих облигаций.

В 1999г. на рынке среднесрочных государственных облигаций РФ появляются ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). Их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженных в августе 1998г., в порядке новации. Срок обращения ОФЗ-ПК устанавливался на 4-5 лет, купон по ним выплачивался ежеквартально, а ставка купона с каждым годом понижалась с 30% в первый год до 10% к концу года.

ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) появились в 2002г. Особенность ОФЗ-АД состоит в том, что погашение номинальной стоимости облигаций предусматривается частями и в разные даты, при этом проценты (купонный доход) начисляются на непогашенную часть номинальной стоимости долга. Срока обращения этих облигаций может быть от 1 года до 30 лет.

Так по ОФЗ-АД выпуска 2007г. №46018RMFS погашение номинальной стоимости осуществляется по частям:

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) - выпускаются в документальной форме, являются ценной бумагой на предъявителя и предоставляют их владельцам право ежеквартального получения дохода, превышающего уровень доходности по другим ценным бумагам.

Облигации выпускались с целью привлечь свободные средства населения для покрытия дефицита бюджета.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации.

Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов (ОФЗ).

Еврооблигации

Формой привлечения финансирования российскими ОАО на международных рынках являются еврооблигации - ценные бумаги, выпущенные в валюте, отличной от национальной валюты эмитента. Цель выпуска – частичное финансирование дефицита федерального бюджета.

Еврооблигации обращаются вне национального рынка валюты, в которой они деноминированы. Еврооблигации размещаются одновременно на рынках нескольких стран, при этом валюта займа не обязательно является национальной как для кредитора, так и для заемщика. Размещение осуществляется эмиссионным синдикатом, который представляют банки, зарегистрированные в разных странах, т.е. еврооблигации могут быть первоначально приобретены только кредитной организацией или другим финансовым институтом.

Эмиссия еврооблигаций производится без обеспечения, хотя возможно обеспечение в форме гарантии третьих лиц или имущества эмитента. Еврооблигации являются ценной бумагой на предъявителя. Еврооблигации могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. Доходы по еврооблигациям выплачиваются без удержания налога в стране эмитента.

Интерес к российским еврооблигациям обусловлен их высоким купонным доходом. Купоны выплачиваются каждые шесть месяцев. Ориентировочный оборот внебиржевого рынка этих ценных бумаг составляет 200-300 миллионов долларов в день. Биржевые торги по еврооблигациям РФ проводятся и на Московской бирже. Минимальная сумма лота – 1000 долларов.

Обращение еврооблигаций на организованном рынке позволяет российским инвесторам приобретать эти валютные ценные бумаги без специального разрешения Банка России через банки, оказывающие брокерские услуги на бирже.

Казначейские обязательства (КО) – вид размещаемых на добровольной основе среди населения государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Цель их выпуска состоит в безэмиссионном финансировании дефицита федерального бюджета, погашении государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращении неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т. п.

Эмитентом КО является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют одинаковые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо в уполномоченных банках. Все расчеты с покупателями банк осуществляет из выписок со счетов депо, подтверждающих права собственности на КО.

Погашение КО осуществляется Министерством финансов путем перевода на счета их последних держателей номинальной стоимости КО и оговоренных процентов. Срок погашения КО составляет один год.

Золотые сертификаты

Золотые сертификаты выпускаются Министерством финансов с 1993 г. с целью получения дополнительного дохода государством и покрытия дефицита бюджета.

Сертификаты являлись именными, оплачивались только в рублях и выпускались номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы.

Золотые сертификаты не пользовались популярностью из-за большой номинальной стоимости, недоступной многим юридическим лицам. Реализовать находящиеся в руках сертификаты было практически невозможно, и поэтому банкам разрешалось дробить их и продавать частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т. е. 100 г золота.

Продавались дробные доли сертификатов на фондовом рынке путем выпуска собственных облигаций, но они в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и не имели льгот по налогообложению. Так, за весь 1993 г. было продано только 10% всей суммы эмиссии.

Основными покупателями золотых сертификатов являлись крупные финансовые учреждения, такие как банки «Менатеп», «Российский кредит», «Промстройбанк», а также «АвтоВАЗ».

Начисление и выплата процентного дохода и погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом.

По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами.

В отличие от других видов государственных ценных бумаг вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал.

Другой способ привлечения государственных займов с целью финансирования дефицита государственного бюджета – это получение кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

В соответствии с п.3 ст.103 БК РФ под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимаются:

· кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· кредиты кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.103 БК РФ под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются:

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

Международные финансовые организации (МФО) предоставляют нефинансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты.

По срокам заимствований и взимаемой процентной ставке кредиты международных финансовых организаций являются самой выгодной формой внешних заимствований. Действующим бюджетным законодательством РФ предусматривается использование нефинансовых кредитов МФО.

В отечественной практике связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц и нефинансовые кредиты МФО формируют совокупность целевых иностранных кредитов (заимствований), привлекаемых Российской Федерацией в соответствии с целями проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ.

Внешние займы могут использоваться в трех формах:

1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики;

2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в т. ч. обслуживание внешнего долга;

3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.

РФ размещает на международных рынках капиталов внешние облигационные займы в виде российских еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет перевести внутренний долг во внешний.

Государственные заимствования -- основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.

Традиционная роль государственных заимствований -- обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств - дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения стали определяться не только дефицитом государственного бюджета, как ранее, но и потребностями регулирования денежного обращения .

Согласно законодательству Российской Федерации, в частности статьи 103 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственные заимствования делятся на внутренние и внешние.

Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации .

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации .

По способу размещения государственные займы делятся на несколько основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные. . Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения -- через систему сберегательных касс (банков). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, специальные доверительные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и тому подобное.

Государственные займы бывают краткосрочные -- со сроком погашения до одного года, среднесрочные -- до пяти лет и долгосрочные -- свыше пяти лет.

По видам доходности подразделяются на процентные (займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения или тираж выигрышей).

По месту размещения различаются государственные займы внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.

Основным видом государственных заимствований являются государственные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги - важнейший инструмент рынка ценных бумаг, выражающий имущественные отношения (чаще всего -- отношения займа) между их владельцами и эмитентами, дают право на получение дохода за пользование средствами. Государственные ценные бумаги могут выпускаться в силу разного рода причин центральным правительством, органами власти, пользующимися государственной поддержкой .

Федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации .

Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Государственные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, выраженные в валюте Российской Федерации являются частью внутреннего долга страны .

Эмиссия государственных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих значений:

предельного размера соответствующего государственного долга;

предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития субъекта Российской .

Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Правительство Российской Федерации утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов Российской Федерации, включающие указание на:

вид ценных бумаг;

форму выпуска ценных бумаг;

срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);

валюту обязательств;

особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве .

Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:

финансирование текущего бюджетного дефицита;

погашение ранее выпущенных размещенных займов;

обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;

финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение .

Государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации (Далее ГКО).

ГКО -- именная бескупонная (дисконтная) государственная ценная бумага. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (номиналом) и ценой покупки (на вторичном рынке или на аукционе). ГКО выпускаются в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Центральном Банке Российской Федерации. Эмитентом ГКО является Минфин. Доход по ГКО налогом не облагается в соответствии с действующим законодательством. Банк России -- активный участник рынка ГКО. Операции ЦБ на открытом рынке ГКО являются средством проведения его денежно-кредитной политики. Все операции по обращению ГКО осуществляются через учреждения Центрального Банка или уполномоченные им организации. ,

Облигации федерального займа (далее ОФЗ) выпускаются в бездокументарной форме. Учет отдельных облигаций и соответственно их собственников осуществляется в виде записей по счетам депо. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в 2-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в Министерстве Финансов Российской Федерации, второй - в депозитарии. В глобальном сертификате указывают: объем выпуска, размер купонного дохода либо порядок его расчета, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода и ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Минфин РФ по согласованию с Банком России утверждает условия отдельных выпусков облигаций федерального займа .

Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) выпускаются с 14 июня 1995 г. Эмитентом ОФЗ-ПК является Минфин.

ОФЗ-ПК -- именная купонная среднесрочная государственная ценная бумага. Выпускается в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ. Владельцами ОФЗ-ПК могут быть юридические и физические лица, включая нерезидентов.

Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного периода, объявляется по 1-му купону не позднее, чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам - не позднее, чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Максимальный срок обращения выпущенных в 1995-98 облигаций федерального займа купонного периода - 3 года, купонный период - 3 и 6 месяцев

Облигации государственного займа с фиксированным доходом (ОФЗ-ФК). Величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат. Срок обращения облигаций более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.

Облигации государственного займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Выпуск ОФЗ-АД начался в мае 2008 года. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет (ближайший год погашения облигаций, обращающихся в настоящее время, - 2006г.). Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей ,

Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода..

В настоящее время Правительство Российской Федерации выпускает Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). К выпуску ОФЗ-ПД Министерство Финансов Российской Федерации приступил в 1996 году. Величина купонного дохода, объявляемая при выпуске облигаций федерального займа постоянного дохода, постоянна и действует в течение всего периода обращения данных облигаций (по всем купонам.

Облигации федерального займа размещаются путем проведения аукциона по средам; в остальные рабочие дни проводятся торговые сессии с 11.00 до 13.30. Банк России выступает генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федерального займа и регламентирует по согласованию с Минфином РФ вопросы размещения и обращения облигаций федерального займа, в том числе осуществляет выплату купонного дохода и погашение облигаций за счет средств эмитента. Денежные расчеты по сделкам с облигациями федерального займа осуществляются через Банк России и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в порядке, определяемом Банком России по согласованию с Минфином РФ. При размещении выпуска облигаций федерального займа Банк России может приобретать их на основании отдельного соглашения с Минфином РФ. Размещение облигаций федерального займа и заключение всех сделок по ним осуществляется через организации, уполномоченным Банком России на осуществление депозитарной и дилерской деятельности с облигациями федерального займа через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи .

Информация об очередном выпуске облигаций федерального займа объявляется не позднее, чем за 7 дней до даты его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20 проц. количества предполагавшихся к выпуску облигаций федерального займа.

Начиная с 2006 года Министерство Финансов Российской Федерации выпускает государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой по всем периодам (ГСО-ППС) и государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой на каждый купонный период (ГСО-ФПС)

Размещение ГСО осуществляется на аукционе, проводимом Организатором торговли, либо по закрытой подписке. Для покупки ГСО на аукционе с размещением по различным ценам, инвесторы подают конкурентные заявки с указанием цены покупки ГСО и неконкурентные заявки, предусматривающие приобретение ГСО по средневзвешенной цене аукциона. На аукционе с размещением по единой цене допускается выставление инвесторами только конкурентных заявок с указанием цены покупки ГСО. При этом ГСО размещаются по единой цене равной цене отсечения, установленной Эмитентом. Характеристика ГКО и ОФЗ представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 3

1. Монетизация бюджетного дефицита

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик . Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

Если правительство избирает эмиссионный способ бюджетного финансирования, то ЦБ обычно сопровождает свои кредитные ограничения частному сектору введением соответствующих лимитов кредитования государственных предприятий и организаций. Без таких лимитов возникает риск полного вытеснения частного сектора с кредитного рынка и резкого падения инвестиционной активности.

Наиболее сильное отрицательное воздействие на платежный баланс в аспекте изменения уровня резервов иностранной валюты оказывает дефицит госбюджета, который непосредственно финансируется Центральным Банком.

В результате происходит рост предложения денег, и на руках у населения накапливается избыток наличных средств. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные, что в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс.

Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на "связывании" избыточного денежного предложения при помощи "вливания" иностранных валютных резервов, что позволяет стабилизировать денежный рынок. Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня внутренней инфляции, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов Центральный Банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление равновесия платежного баланса.

Рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом относительно уменьшаются.

Наибольший рост инфляции возникает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которых восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов ЦБ остается практически неизменным

2. Внешнее долговое финансирование

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере. Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала. Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

удается организовать концессионное финансирование;

на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;

торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;

первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

3. Внутреннее долговое финансирование

Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора. В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы снижаются, вызывая "эффект вытеснения", который значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики. Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала. В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса. Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

внутреннее предложение относительно эластично;

внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

4. Увеличение налогообложения

На первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов - наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов .

Экономисты неоклассического направления рассмотрели данные за двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВВП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами. Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят больше. То есть, рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему.

Приведу некоторые статистические данные.

Превышение расходов федерального бюджета над доходами в 2010 году составит 2937 млрд рублей (6,8% ВВП России - 2010). Для покрытия этого дефицита предполагается использовать несколько источников финансирования, которые разделяют на "внутренние" источники (займы внутри страны и расходование резервов) и "внешние" (займы у иностранных государств и финансовых организаций).

Таким образом, 85% дефицита-2010 будет покрыто за счет внутренних источников и 15% - за счет внешних. Интересно также более подробная структура "внешних" и "внутренних" источников финансирования

Как видно из распределения, основными источниками покрытия дефицита-2010 являются 3 статьи:

средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 2245,8 млрд руб. (76,4% от дефицита-2010 и в то же время - около 44% от совокупных средств резервных фондов).

выпуск государственных обязательств в рублях - 588 млрд руб.

(19,3% от дефицита-2010).

выпуск государственных обязательств в иностранной валюте - 552,5 млрд руб. (19% от дефицита-2010).

Готовый реферат

Государственные облигации как источник покрытия дефицита бюджета

2011 г.

Пример в Word:

Введение

2. Виды государственных ценных бумаг
3. Структура государственного долга России, выраженного в ценных бумагах
Заключение
Список литературы

Фрагмент работы

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в мире нет ни одной страны, которая, испытывая недостаток финансовых ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, не прибегала бы к заимствованиям на внутреннем и внешних денежных рынках. Эти заимствования обычно осуществляются в виде выпуска (эмиссии) государственных обязательств (облигаций, векселей, казначейских билетов и других), которые размещаются (продаются) как резидентам (т.е. юридическим и физическим лицам данной страны), так и, возможно, нерезидентам (т.е. иностранным компаниям и гражданам). Использование государственных ценных бумаг дает правительству один из наиболее гибких инструментов регулирования экономики:
- с помощью государственных заимствований удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств;
- как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;
- финансирование дополнительных государственных расходов за счет рыночных заимствований связано обычно с меньшими негативными последствиями для функционирования экономики, по сравнению с практикой использования эмиссионных источников.
В то же время необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов могут привести к серьезным дестабилизирующим последствиям для экономического развития страны.

1. Понятие и роль государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентом которых является государство в лице соответствующих органов государственной исполнительной власти. В свою очередь, рынок государственных ценных бумаг в нашей стране делится на рынок федеральных ценных бумаг, рынок ценных бумаг субъектов Федерации и рынок муниципальных ценных бумаг.

Пример выполнения работы

Пример в Word:

Список литературы и источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823, "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
2. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1918.
3. Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3814.
4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3814.
5. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг. - М.: "ИНФРА-М", 2008. - 378 с.
6. Маренков Н.Л. Ценные бумаги: учеб. пособие. - Изд.2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 602 с.
7. Финансы: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.


Просмотров