Функции и основные принципы финансового права. Основные принципы финансового права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Параллельно с процессом трансформации международных валютно#x2011;кредитных отношений в глобальном масштабе происходило их развитие и на региональном уровне, в частности в западно#x2011;европейских странах. Предпосылки к активизации процесса экономической интеграции стран Западной Европы сформировались в конце 40#x2011;х начале 50#x2011;х гг. XX в., когда руководящие органы ряда западно#x2011;европейских государств пришли к заключению о необходимости создания политического и экономического союза. Этот период характеризуется возникновением на добровольной основе таких международных организаций, как Организация европейского экономического сотрудничества (1948г.), Западно#x2011;европейский союз (1954г.) и Европейский платежный союз (1950г.), который предоставлял 17странам#x2011;участницам возможность осуществлять многосторонний клиринг через Банк международных расчетов.
В 1957г. в целях развития общего рынка шесть стран#x2011;участниц (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия и Люксембург) подписали так называемый Римский договор, послуживший основой для формирования Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Основными задачами, которые решались ЕЭС, были разработка и реализация согласованной экономической политики стран#x2011;членов, которая базировалась на таможенном союзе и общем рынке.
В 1958г. участниками Европейского платежного союза было принято решение о подписании Европейского валютного соглашения. Тем самым были заложены основы полномасштабной валютной интеграции западно#x2011;европейских стран. Эти действия способствовали существенному расширению внешней торговли, стабилизации денежной массы и введению взаимной обратимости валют в Западной Европе. Позитивные явления в экономической жизни Европейского сообщества (ЕС), а также успешное завершение процессов формирования таможенного союза и согласования налоговой, социальной и региональной политики создали необходимые внутрисистемные предпосылки для принятия на Гаагской сессии Европейского совета в 1969г. решения о разработке и реализации плана по созданию валютно#x2011;экономического союза стран - участниц ЕС. В соответствии с решением Гаагской сессии рабочая группа под руководством П.Вернера разработала план поэтапного создания такого союза.
Формирование валютно#x2011;экономического союза предусматривало решение следующих задач:
-достижения полной взаимной обратимости валют стран#x2011;участниц;
-введения жестко фиксированных соотношений курсов денежных единиц стран ЕВС с последующим созданием единой валюты;
-учреждения Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС), в задачи которого входили поддержание установленных обменных курсов и координация национальных денежно#x2011;кредитных и валютных политик; в ведение ЕФВС передавались и объединенные золотовалютные запасы государств#x2011;участников.
В период создания валютно#x2011;экономического союза в рамках Европейского сообщества мировая валютная система претерпела такие существенные изменения, как отказ от золотомонетного стандарт а и переход от фиксированных к плавающим валютным курсам. Вследствие этого обострились противоречия между внешнеторговой и валютной составляющими интеграционного процесса. В Европейском сообществе произошел раскол: часть стран#x2011;участниц придерживалась принципов установления жестких границ колебаний валютных курсов, а остальные предпочли режим свободного плавания своих валют. Сложившаяся ситуация препятствовала достижению полномасштабной валютной интеграции в ЕЭС и обозначила необходимость поиска новых решений.
Для устранения возникших противоречий в 1979г. была введена в действие Европейская валютная система (ЕВС), основная задача которой заключалась в обеспечении стабильности валютных отношений между странами ЕЭС. В соответствии с положениями соглашения ЕВС в качестве резервного актива и платежного средства при расчетах между центральными банками стран#x2011;участниц использовалась эмитируемая европейская валютная единица - ЭКЮ. Она представляет собой составную валюту, которая складывается из взвешенного набора валют, содержащего фиксированные суммы национальных валют стран - участниц ЕЭС. Относительный вес валют, составляющих корзину, определяли следующие экономические показатели:
-удельный вес страны#x2011;эмитента в торговом обмене стран общего рынка;
-участие национальной валюты в международных расчетах;
-доля страны#x2011;эмитента в совокупном валовом продукте.
Официальный пересмотр структуры ЭКЮ должен был осуществляться каждые пять лет. Последнее изменение состава валютной корзины было произведено в 1989г. Центральный обменный курс ЭКЮ рассчитывался следующим образом: устанавливался центральный обменный курс для какой#x2011;либо базовой валюты, относительные веса валют по соответствующим согласованным центральным курсам пересчитывались в базовую и затем суммировались. Ежедневно определялись расхождения между рыночным и центральным обменными курсами ЭКЮ и каждой валюты. Механизм обменных курсов стран ЕЭС предусматривал установления порога отклонений рыночного курса национальных валют по отношению к ЭКЮ, а также допустимых пределов колебаний ЭКЮ относительно национальных валют стран - участниц ЕВС. Изменения валют ограничивались в пределах 2,25% относительно друг друга и не более 15% в собственном диапазоне. Стабильность принятой паритетной сетки поддерживалась валютными интервенциями центральных банков и системой взаимного кредитования и расчетов.
Эмиссия и распределение ЭКЮ среди стран#x2011;участниц ЕВС осуществлялись пропорционально средствам каждой страны в международных ликвидных активах. Страны - участницы ЕВС вносили 20% своих золотовалютных запасов в счет создания специального резерва, который хранился в ЕФВС. Взносы в этот резерв служили основанием для получения кредита в ЭКЮ, эквивалентного сумме внесенных ранее средств. Таким образом, ЭКЮ получило реальное материальное обеспечение, что определяло возможность ее использования в качестве резервного и платежного средства.
В соответствии с Соглашением стран - участниц ЕВС ЭКЮ была призвана выполнять следующие функции:
-служить основой для определения сигнального показателя отклонений рыночного курса валют от центрального;
-быть расчетной единицей в операциях, связанных с валютными интервенциями и кредитным механизмом ЕВС;
-выступать в качестве средства расчетов между регулирующими денежно#x2011;кредитными учреждениями ЕЭС и центральными банками стран#x2011;участниц;
-быть резервным активом и платежным средством для центральных банков стран#x2011;участниц.
Успешному функционированию ЕВС способствовало осуществление продолжительных и последовательных мероприятий, направленных на улучшение внутриевропейского экономического сотрудничества и создание региональных областей финансовой стабильности. Практическая реализация механизма функционирования европейской валютной единицы ЭКЮ позволила странам - участницам ЕВС к началу 1990#x2011;х гг. достичь определенных успехов в полномасштабной валютной интеграции. Вместе с тем проблемы, связанные со стабилизацией валютных курсов и выравниванием уровней экономического развития стран#x2011;участниц, не были окончательно решены.

Еще по теме Европейская валютная единица (ЭКЮ):

  1. 8.Основы валютных отношений. Взаимосвязь нац. денежной единицы с иностранной валютой. Виды валютных курсов. Валютное регулирование. Денежное обращение

Применяющаяся для создания условного масштабирования с целью сопоставления денежных единиц различных стран мира и четкого сравнения текущих пропорций между ними.

Международная счетная денежная единица - связующее звено между различными субъектами мировоо рынка. Она оказывает влияние не только на экономику одной страны, но и на мировое хозяйство в целом. Вот почему основная цель многих международных институтов - разработать четкую стратегию внедрения международных расчетных единиц в мировую экономику.

Международная счетная денежная единица - условная валюта, сформированная международными структурами для вычисления и сравнения экономических параметров и их применения в качестве официального эталона для разных валют. Наибольшее распространение получили такие «счетные валюты», как СДР, евро и экю.

Международная счетная денежная единица: СДР

Процесс создания специальных прав заимствования (СДР) совпал с началом развития процессов упразднения официальной цены золота, то есть его демонетизации. Драгоценный металл был устранен из валютной системы в целом, перестал принимать участие в кредитных отношениях и расчетах между разными странами. В 1960-м году было выдвинуто предложение создать наднациональную валюту, которая бы помогла регулировать существующие денежные потоки.

МВФ с начала 1970-го запустил выпуск так называемых специальных прав заимствования. По своей сути СДР - это кредитный резервный , задача которого - осуществление выплат по внешним долгам на международном уровне, а также нормализация уровня платежных балансов.

СДР - качественная система безналичных счетов. Владеть СДР могут любые участницы системы, международный валютный , а также другие субъекты, к примеру, эмиссионные банковские учреждения. Последние, в свою очередь, могут выполнять задачи для нескольких членов МВФ одновременно. Что касается частных лиц, то они могут использовать СДР исключительно для расчета суммы договора, к примеру, для вычисления номинала акций и прочих ценных бумаг.

Рисунок 2. Понятие финансового права, его предмет и метод

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.

П редмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Основной метод финансово-правового регулирования императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями .

Большая часть этих предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п.

Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п., которые в настоящее время получают все большее применение.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах , т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.

Рисунок 3. Принципы финансового права

В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

1. Принцип приоритета публичных интересов, согласно которому в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагается использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества.

2. Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами субъектов РФ, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Российской Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ (в рамках Конституции РФ).

3. Принцип единства финансовой политики и денежной системы, согласно которому гарантируется единство экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств и единство финансовой политики, которая требует единой денежной системы в стране (единая валюта, единый центр эмиссии и т.п.) .

4. Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности (определяется ст. 5 Конституции РФ), согласно которому в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство на каждый из субъектов РФ.

5. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления (определяется Конституцией РФ ст. 12, 130-133), согласно которому эти органы самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

6. Принцип социальной направленности финансовой деятельности в РФ, согласно которому РФ характеризуется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, и общей финансовой политике государства.

7. Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти, согласно которому определяются полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы, по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства РФ относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределяются функции на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

8. Принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, согласно которой граждане РФ праве участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

9. Принцип гласности, согласно которому любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

10. Принцип плановости, согласно которому деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

11. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.


Похожая информация.




Просмотров